Формирование и организация деятельности избирательных комиссий советского периода 1936-1988 гг.
Кудрякова Дарья Владимировна
аспирант кафедры государственного и международного права Кубанского государственного аграрного университета (тел.: 89181308262)_
В статье рассматривается и анализируется влияние советского законодательства на изменение механизма формирования и организации деятельности избирательных комиссий советского периода 1936-1988 гг.
Ключевые слова: избирательные комиссии, выборы, избирательное законодательство.
D.V. Kudryakova, post-graduate of the chair of public and international law of the Kuban State agrarian University; tel.: 89181308262.
Formation and organization of activity of election commissions of the Soviet period of 1936-1988
This article discusses and analyzes the influence of Soviet legislation to change the mechanism of formation and organization of the election commissions in the USSR in the 1936-1988 years.
Key words: electoral commissions, elections, electoral law.
За время после принятия первой Конституции СССР в государстве произошли изменения, имеющие большое значение. В стране сформировалась система власти под руководством одной партии, которая стремилась любым образом подчинить себе управление государством. Официально было провозглашено о построении основ социализма в СССР.
Законодательство о формировании избирательных комиссий и организации их деятельности в 1936-1988 гг. существенно отличается от ранее действовавшего законодательства. Новое советское законодательство качественным образом повлияло на изменение механизма формирования и организации деятельности избирательных комиссий.
Принятая 5 декабря 1936 г. Конституция СССР существенно изменила структуру и порядок формирования органов представительной власти, что определило новый этап в развитии избирательного процесса в Советском государстве. Конституция СССР 1936 г. и принятая 21 января 1937 г. новая Конституция РСФСР регулировали основные начала избирательной системы, однако они не содержали положений об органах, организующих подготовку и проведение выборов.
Одними из важнейших полномочий Центральной избирательной комиссии были наблюдение на всей территории СССР за неуклонным исполнением в ходе выборов
«Положения о выборах в Верховный Совет СССР», а также рассмотрение жалоб на неправильные действия избирательных комиссий. Окружная по выборам в Совет Союза избирательная комиссия наблюдала за своевременной организацией избирательных участков, регистрировала кандидатов в депутаты в Совет Союза. В полномочия участковой избирательной комиссии входили прием избирательных бюллетеней и подсчет голосов по каждому кандидату в депутаты.
Положения о выборах, принимавшиеся президиумами верховных советов СССР и РСФСР в 1945, 1946, 1947, 1950 гг. незначительно отличались от положений 1937-1938 гг.
С 1950 по 1978 гг. новых положений о выборах не принималось, вносились лишь небольшие изменения. Система избирательных комиссий, образованная в конце 30-х гг., просуществовала практически до конца 80-х гг. Ее характерная особенность заключается в том, что для каждых выборов формируется огромное число новых избирательных комиссий. Эти комиссии не имеют ни своего аппарата, ни собственных ресурсов, а их составы не обладают достаточной компетентностью [1]. Согласно справке о числе и составе городских и районных избирательных комиссий по выборам в местные Советы депутатов трудящихся Краснодарского края от 29 октября 1950 г. было образовано шесть городских избирательных комиссий в составе 60 человек, 72 районных
58
избирательных комиссий составе 548 человек. Всего по выборам в местные Советы депутатов трудящихся было образовано 78 избирательных комиссий в составе 608 человек [2]. Всего по выборам во все звенья местных Советов депутатов трудящихся III созыва Краснодарского края в 1950 г. было образовано 746 избирательных комиссий, в составе которых было занято 4319 членов избирательных комиссии [3].
Принятая в 1977 г. новая Конституция СССР, а также принятая в 1978 г. Конституция РСФСР содержали положения об избирательных комиссиях. «Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям». Эта норма перешла и в законы о выборах народных депутатов. Принципиально эту норму можно трактовать как утверждение о том, что выборы организуют и проводят специальные органы - избирательные комиссии. Таким образом, необходимо отметить важнейший факт того, что впервые в Конституцию СССР, а также и Конституцию РСФСР вошли положения об избирательных комиссиях.
Согласно закону «О выборах в Верховный Совет РСФСР» от 8 августа 1978 г. для проведения выборов в Верховный Совет РСФСР образовывались следующая система избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия по выборам в Верховный Совет РСФСР, окружные избирательные комиссии по выборам в Верховный Совет РСФСР, участковые избирательные комиссии. В законе определен порядок их формирования, количественный состав избирательных комиссий разного уровня. Полномочиям и порядку работы избирательных комиссий посвящен отдельный раздел закона.
Для проведения выборов на местном уровне образовывались следующие избирательные комиссии: в крае, области, автономной области, автономном округе, районе, городе, районе города, поселке и сельсовете соответственно краевая, областная, окружная (автономного округа), районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская избирательная комиссия; в избирательном округе -окружная избирательная комиссия; в избирательном участке - участковая избирательная комиссия.
Закон РСФСР «О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР» от 3 августа 1979 г. устанавливал систему избирательных комиссий, похожую на действующую в настоящий момент. Избирательные комиссии краев, областей, установленные законом, - это прообразы будущих комиссий субъектов Федера-
ции, а районные и городские избирательные комиссии - прообразы избирательных комиссий муниципальных образований.
По мнению исследователей, изменения правового регулирования избирательного процесса в период 1936-1988 гг. были направлены на формальную демократизацию советской избирательной системы. В ней появились такие новации, как всеобщий и прямой характер выборов, тайное голосование, обсуждение кандидатов в депутаты и право агитации на собраниях и в СМИ, расширение перечня субъектов, имеющих право выдвигать депутатов. Однако нормативные акты этого периода не предусматривали альтернативность выборов и механизмов обеспечения свободного волеизъявления избирателей [4]. По нашему мнению, это не в полной мере способствовало отражению той политической активности, которую проявляли народные массы.
Оценивая значение КПСС в формировании государственных органов, С.Г. Кузьменко отмечает, что важнейшей особенностью стадий избирательного процесса в 1936-1988 гг. является абсолютное доминирование коммунистической партии. Выдвижение кандидатов в депутаты, делегирование населением представителей в избирательные комиссии на практике осуществлялось только после утверждения соответствующих кандидатур территориальными партийными органами. Реальная практика выборов не соответствовала тем демократическим формам участия населения в избирательном процессе, которые декларировались избирательным законодательством [5].
Следует согласиться с мнением А.А. Венья-миновой относительно недостатков избирательной системы, которая считает, что одним из главных недостатков рассматриваемой избирательной системы, по сути сводящему на нет все ее демократические достижения, - являлись безальтернативность и формальность выборов, на которых избиратели не только голосовали за одного кандидата, но и показывали фантастические показатели явки и голосов, поданных "за" (до 99 и более процентов) [6].
Таким образом, система избирательных комиссий претерпевала изменения, связанные с быстро меняющимся законодательством. Произошедшие изменения носили как положительные, так и отрицательные черты. Несомненным достоинством является то, что процесс организации и деятельности избирательных комиссий законодательством был определен достаточно подробно, однако на практике возникали проблемы с непосредственной работой избирательных комиссий во время выборов. Это объяснялось слабым знанием избирательного законодательства и отсутствием
59
практического опыта членов избирательных комиссий на низовых уровнях. Однако необходимо отметить, что органы государственной власти принимали меры, чтобы члены избирательных комиссий и избиратели были ознакомлены с порядком проведения выборов, обязав вышестоящие избирательные комиссии наблюдать за деятельностью нижестоящих избирательных комиссий.
Вместе с тем, с повышением роли КПСС избирательные комиссии формировались как полностью зависимые от руководства страны органы и ему подотчетные. Это сказывалось как на составе избирательных комиссий, так и на организации их деятельности, что во многом говорит о декларативности избирательного законодательства советского периода.
1. Бузин А.Ю. Правовой статус избирательных комиссий: хронологический обзор российского законодательства // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 3. С. 110-129.
2. ГАКК. Ф. 583. Оп. 2. Д. 198. Л. 92-93.
3. ГАКК. Ф. 583. Оп. 2. Д. 198. Л. 139.
4. Советское государственное право: Учебник. М.: Юрид. лит. 1983. С. 347-351.
5. Кузьменко С. Г. Избирательная система РСФСР периода развитого социализма (1937-1988 гг.) // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 3.
6. Веняминова А.А. Избирательный процесс в советском государстве: 1917- начало 1990-х гг. /Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008.
1. Buzin A.Yu. The legal status of election commissions: a chronological overview of the Russian legislation // Bulletin of the Central Election Commission of the Russian Federation. 2003. № 3. P.110-129.
2. GAKK. F. 583. Op. 2. D. 198. L. 92-93.
3. GAKK. F. 583. Op. 2. D. 198. L. 139.
4. Soviet state law: Tutorial. M.: Leg. lit. 1983. P. 347 -351.
5. Kuzmenko S.G. The electoral system of the RSFSR period of developed socialism (1937 -1988) // State and local authorities. 2010. № 3.
6. Venyaminova A.A. Electio process in the Soviet Union: 1917 - early 1990 / Author. dis. ... cand. law scien. Krasnodar, 2008.
60