Научная статья на тему 'Формирование и начальный этап развития государственной службы в России'

Формирование и начальный этап развития государственной службы в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / STATE / STATEHOOD / PUBLIC SERVICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кардашевский Владимир Викторович

Рассмотрены вопросы формирования и развития государственной службы в России на первоначальном этапе. Возникновение государственной службы происходит параллельно с появлением государства как внешним проявлением государственной формы организации общественной жизни. При этом акцентируется внимание на том, что государственная служба в определенный период развития государства объективно отражает экономическую необходимость централизованного регулирования производственных отношений при разделении труда на определенной ступени развития производительных сил. В статье изложены характерные особенности государственной службы на первоначальном этапе ее развития и выводы, касающиеся возникновения первоначальный правоотношений на государственной службе, появления вертикали власти и порядка определения должностных лиц государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кардашевский Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND INITIAL STAGE OF DEVELOPMENT OF THE CIVIL SERVICE IN RUSSIA

The article is devoted to the formation and development of the civil service in Russia at the initial stage. The emergence of the state service is considered in parallel with the emergence of the state, as an external manifestation of the state form of organization of public life. At the same time, attention is focused on the fact that the public service in a certain period of state development objectively reflects the economic need for centralized regulation of industrial relations in the division of labor at a certain stage of development of the productive forces. The article describes the characteristic features of the civil service at the initial stage of its development and conclusions concerning the origin of the initial legal relations in the civil service, the appearance of the vertical of power and the procedure for determining state officials.

Текст научной работы на тему «Формирование и начальный этап развития государственной службы в России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10222

ББК 67 © В.В. Кардашевский, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ФОРМИРОВАНИЕ И НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЫ В РОССИИ

Владимир Викторович Кардашевский, начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: wilga13@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены вопросы формирования и развития государственной службы в России на первоначальном этапе. Возникновение государственной службы происходит параллельно с появлением государства как внешним проявлением государственной формы организации общественной жизни. При этом акцентируется внимание на том, что государственная служба в определенный период развития государства объективно отражает экономическую необходимость централизованного регулирования производственных отношений при разделении труда на определенной ступени развития производительных сил. В статье изложены характерные особенности государственной службы на первоначальном этапе ее развития и выводы, касающиеся возникновения первоначальный правоотношений на государственной службе, появления вертикали власти и порядка определения должностных лиц государства. Ключевые слова: государство, государственность, государственная служба.

FORMATION AND INITIAL STAGE OF DEVELOPMENT OF THE CIVIL SERVICE IN RUSSIA

Vladimir V. Kardashevsky, Head of Department of administrative activity of the internal affairs authorities, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika

Volgina, d. 12)

E-mail: wilga13@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the formation and development of the civil service in Russia at the initial stage. The emergence of the state service is considered in parallel with the emergence of the state, as an external manifestation of the state form of organization of public life. At the same time, attention is focused on the fact that the public service in a certain period of state development objectively reflects the economic need for centralized regulation of industrial relations in the division of labor at a certain stage of development of the productive forces. The article describes the characteristic features of the civil service at the initial stage of its development and conclusions concerning the origin of the initial legal relations in the civil service, the appearance of the vertical of power and the procedure for determining state officials. Keywords: state, statehood, public service.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кардашевский В.В. Формирование и начальный этап развития государственной службы в России. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):170-2.

Динамичные процессы реформирования государственной службы, происходящие на современном этапе развития России, вызывают необходимость научного осмысления и формирования адекватного подхода к фактическим реалиям административно-правовой теории и практики, исследованию и определению уже сформированных административно-правовых

категорий, прежде всего, таких, как «государственная служба». Для понимания современных положений, регламентирующих государственную службу, необходимо рассмотреть ее формирование и развитие в России, которое неразрывно связано со становлением ее государственности. Изучение и анализ истории государственной службы позволит нам создать вполне

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

определенное представление о причинах, основных закономерностях и тенденциях ее формирования и развития, что в дальнейшем может быть использовано для определения путей совершенствования этого правового публичного института в России в общем, и в системе МВД России в частности.

История формирования системы государственной службы любого динамично развивающегося государства - это история ее перманентного реформирования [5, а 39], что обусловлено интенсивностью развития государственно-общественных отношений и необходимостью приспособления системы управления к происходящим преобразованиям с учетом «детализации применительно к конкретным ситуациям и реальным условиям деятельности» [4]. Направление реформирования системы государственной службы предопределяется сформировавшейся на протяжении длительного исторического периода моделью государственной службы, заимствовавшей правовые традиции и обычаи, апробированные практикой общественные отношения. Именно поэтому, на наш взгляд, исторический подход к изучению и оценке современного состояния государственно-правовых явлений в любом государстве, в частности в России, представляется важным, поскольку позволяет на основе ретроспективного анализа процесса формирования и развития государственной службы сделать предположения о наиболее стратегически предпочтительных направлениях ее развития, и на основе полученных аналитических выводов дать оценку эффективности современного института государственной службы.

Институт государственной службы Российской Федерации имеет достаточно глубокие исторические корни. Четкого и однозначного понимания хронологических рамок возникновения и существования государственной службы в России не существует, так же как и не существует таких рамок для государства. Однако развитие русской, советской, а затем и российской культуры государственного управления отмечено, с одной стороны, преемственностью ряда представлений об идеальном правлении, о его этико-ценностных основах, с другой - исторически обусловленными изменениями и в этой культуре, и в этике властеосуществления. На основании данных изменений можно выделить несколько этапов в развитии института государственной службы в России. В данной статье предлагается рассмотреть этап зарождения и первоначального развития государственной службы.

Еще в древней Руси закладывались одновременно основы государственного управления, и, разумеется, института государственной службы. Эти два социаль-

ных феномена являются неразделимыми, ибо государственное управление не может быть реализовано без соответствующего института.

Действительно, можно утверждать, что государственная служба появилась вместе с появлением государства, как внешнее проявление государственной формы организации общественной жизни. Одновременно необходимо отметить, что появление государственной службы объективно отражает экономическую необходимость централизованного регулирования производственных отношений при разделении труда на определенной ступени развития производительных сил.

Данный этап характеризуется следующими особенностями:

1. Институт государственной службы строился на принципах вассалитета. В частности, вассальное отношение представляло собой отношение между двумя юридически значимыми сторонами. При этом каждая из них была связана взаимными правами и обязанностями.

2. В системе государственной службы выделялась особая когорта людей — дружинники, которые, в соответствии с нормами Краткой Русской правды, пользовались особыми привилегиями. Среди них существовала определенная идеология отношений. В ее основу были заложены принципы, определяющие взаимоотношения князя и дружины. В частности, князь был обязан содержать свою дружину, одаривать ее членов, устраивать пиры, которые по своей сути доказывали единство князя и его дружины. В свою очередь, дружинники прославляли князя. Тем не менее, на практике имели место случаи взаимных противоречий и сложностей.

Основные средства на обеспечение дружины добывались за счет завоевательных походов, отчисления дани, судебных сборов и т. д. Одновременно с этим начиная с XI в. начала просматриваться тенденция обрастания дружинников собственностью. С XII в. им предоставлялись волости для управления и кормления, а это привело к тому, что дружинники все больше приобретали функции хозяйственной деятельности. Как итог - они покидали князя. Их место стала занимать младшая дружина, которая впоследствии приобрела большое влияние.

3. С увеличением территории государства появилась вертикаль государственной службы. Управление на местах осуществлялось местными князьями и их администрацией (посадник - в городах, волостель - в сельской местности). Характерно и то, что местные князья превратились в вассалов великого князя и име-

ли большие права, вплоть до внешнеполитических акций [2, а 45; 3, а 13 — 19].

4. Наследственность государственной службы — власть от князя переходила к его сыну, сын дружинника шел служить в дружину. Однако служба в дружине была добровольной, и дружинник в любое время мог уйти со службы, перейти на службу к другому князю [1, а 3]. В некоторых землях были исключения из правила наследственности. Так, в Новгородской земле с 1136 г. был особый политический строй, по сути, представляющий собой республику. Должностные лица были выборными (посадник - административное управление, тысяцкий - руководитель ополчения, в мирное время возглавлявший суд по торговым делам, старосты - районов города). Ими избирались бояре, вплоть до наиболее влиятельных. Высшие должности в республике находились в руках знати, а к концу ее существования усиливались олигархические тенденции. Новгородская республика просуществовала до 1478 г.

Аналогичная система управления имела место и в Псковской земле, правда, в течение менее продолжительного периода.

Иная система государственной службы была в Московском государстве. Это было, прежде всего, связано с татаро-монгольским нашествием. Хотя управление сохранилось в руках русских князей, тем не менее, наследственность в процессе передачи власти была утеряна. Князей назначали ханы с помощью специальных грамот — ярлыков.

Подводя итог, можно констатировать, что результатом рассматриваемого периода явилось формирование основ государственной службы, выражающееся в возникновении взаимных прав и обязанностей лиц, осуществляющих управление в прообразах государств того времени (княжествах, республиках, горо-

дах и т.д.), появление первоначальных признаков вертикали власти, существование различных подходов к определению должностных лиц государства от наследования и назначения до выборов.

Литература

1. Архипова Т.Г., Сенин А.С. История государственной службы в России XVIII-XX вв. Учебное пособие. М. , 2001.

2. Государственная служба (комплексный подход). М., 1999.

3. Демин А.А. Государственная служба в странах основных правовых систем мира. Законодательство. М., 2008.

4. Какие чиновники нам нужны // Российская газета. 2002. 2 ноября.

5. Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. М.: Дело, 2002.

References

1. Arhipova T.G., Senin A.S. Istoria gosudarstvennoi slushby v Rossii XVIII-XX vv. Uchebnoe posobie. M., 2001.

2. Gosudarstvennaia slushba (kompleksnyi podhod), M., 1999.

3. Demin A.A. Gosudarstvennaia slushba v stranah osnovnyh pravovyh sistem mira. Zakonodatelstvo. 2008.

4. Kakie chinovniki nam nushny? Rossiiskaia gazeta. 2002. 2 noiabria.

5. Obolonskiy A.V. Burokratiia dlia XXI veka? Modeli gosudarstvennoi slushby: Rossiia, SSHA, Angliia, Avstraliia. M.:Delo, 2002.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.