визиона в этом отношении значительно превосходят клубы первого дивизиона. Анализ основных направлений агентской деятельности в мини-футбольных клубах, факторов, снижающих ее эффективность, дают основание в целях повышения эффективности такой деятельности рассматривать вопрос об учреждении в качестве юридического лица специализированной компании, которая могла бы осуществлять агентскую деятельность в данном виде спорта. Функционирование такого юридического лица обеспечит все возрастающую потребность в соответствующем обслуживании со стороны подавляющего большинства игроков и клубов, обеспечит надлежащий контроль за деятельностью агентов, резко ограничив приток в мини-футбол так называемых «теневых агентов», и в целом поднимет доверие руководителей клубов и самих футболистов к лицам, выполняющим этот специфический вид вспомогательной деятельности в данной автономной разновидности классического футбола, сегодня интенсивно развивающейся в нашей стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность футзала/С.Н. Андреев//Теория и методика футбола, 2007 - №1. -С.6-7
2. Гужов, А.А. Агентская деятельность в футболе: особенности нормативного регулирования и перспективы его развития/А.А. Гужов//Новое спортивное законодательство и материалы конференции «Спортивное право: перспективы развития». - М.: Проспект, 2008. - С.163-171.
3. Регламент ФИФА по деятельности агентов игроков от 1 марта 2001 г.: пер. с анг.//Делопроизводство Ассоциации мини-футбола России. - №8.03.01.
4. Регламент РФС по деятельности агентов игроков от 18 марта 2002 г. - М.: 2002-17с.//Делопроизводство Ассоциации мини-футбола России. - № 3.04.02
5. Статистические материалы по агентской деятельности в мини-футболе (футзале) за период 2000-2008 гг. - М.: АМФР. - 11с./Составители С.Н. Андреев и Э.Г. Алиев//Делопроизводство Ассоциации мини-футбола России. - № 18.05.08.
ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Дмитрий Александрович Астахов, преподаватель,
Тульский государственный университет (ТулГУ)
Аннотация
Доказано, что учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование и коррекцию адекватной самооценки личности студентов, положительно влияет на комплексное развитие физических качеств и исправление сколиоза 1-2 степени.
Ключевые слова: коррекция, физическая культура студента, специальная медицинская
группа.
FORMATION AND CORRECTION OF THE SELF-CONCEPT OF THE STUDENT'S PERSONALITY OF SPECIAL MEDICAL GROUP DURING EMPLOYMENT BY PHYSICAL TRAINING
Dmitry Aleksandrovich Astakhov, the teacher,
Tula state university,
Tula
Abstract
It is proved, that the teaching and educational process directed on formation and correction of an adequate self-concept of the student's personality positively influences at the complex development of physical qualities and correction of a scoliosis of 1-2 degrees.
Keywords: correction, physical training of the student, special medical group.
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние физической культуры в высшей школе требует повышения эффективности, поиска новых форм, средств, методов, нестандартного подхода к организации учебно-тренировочного процесса в зависимости от физического состояния студентов. Это обусловлено рядом причин, среди которых на одном из первых мест стоит значительное ослабление здоровья молодого поколения вследствие социально-экономических и демографических перемен в нашей стране в последние десятилетия.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проводились на базе ТулГУ. Пилотажными исследованиями было охвачено 243 студента всех факультетов. Впоследствии были сформированы две группы студентов специальной медицинской группы (СМГ), отличающихся однородностью результатов, с примерно одинаковыми заболеваниями (сколиоз 1-2 степени), типом телосложения.
Контрольная группа (КГ) занималась по программе ГОС ВПО II поколения. В экспериментальной группе (ЭГ) в процессе формирующего эксперимента в оценочном процессе принимали непосредственное участие сами студенты. Они контролировали и оценивали свои движения, а также объясняли, за что именно поставили себе данную оценку. Затем информацию студентов и фактические результаты подвергал разбору преподаватель. Проводились систематический анализ своей деятельности и регулярный отчет перед преподавателем [5, 9,10].
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
При планировании нагрузки мы исходили из того, что одни и те же по величине тренировочные воздействия не приводят к функциональным сдвигам, так как организм адаптируется к нагрузкам. Поэтому, занятия строились с учетом трех режимов нагрузки. Планирование учебных занятий заключалось в постепенном наращивании физической нагрузки. При обосновании планирования нагрузки мы исходили из принципа постепенного увеличения нагрузки. В ее основу положен принцип волнообразного увеличения. Наиболее эффективной формой построения учебных занятий всегда считалась комплексная форма, предусматривающая одновременное решение целого ряда задач и использование нагрузок различной преимущественной направленности. Именно это обстоятельство и определило выбор комплексной формы занятий со студентами СМГ [1, 3].
Формирование у студентов объективной самооценки личности и здоровья в процессе занятий физической культурой имеет большое значение. Умение объективно оценивать свои возможности выполнения конкретных движений наряду с умением соотносить достигнутые результаты с требованиями, которым они должны отвечать, является необходимым условием полноценного усвоения студентами содержания учебной программы по физической культуре. Однако самооценка как фактор, проявляемый в процессе развития самосознания, в значительной степени зависит от объективных условий [5].
Как обнаружилось, в условиях обычного занятия по физической культуре студенты СМГ не могут проанализировать свои действия и выделить критерии оценки. Студенты преимущественно сводят анализ результатов своих движений к количественному показателю учебного норматива.
Своеобразие самооценки студентов заключалось в определении рассогласованности между самооценкой личности и оценкой своих возможностей в конкретном виде деятельности. Этот факт объяснялся тем, что различные стороны самооценки студентов находятся на разных этапах формирования и характеризуются различной степенью реалистичности.
Умение объективно оценивать свои возможности при выполнении конкретных движений наряду с умением соотносить достигнутые результаты с требованиями, которым они должны отвечать, являлось необходимым условием полноценного усвоения студентами содержания программы по физической культуре.
Известно, что положительные функциональные изменения формируются в организме под влиянием физической нагрузки практически только через месяц после начала занятий с использованием одних и тех же средств и методов. Рекомендации по содержанию, объему и организации тренировочных занятий строились нами в соответствии с данными научно-методической литературы и собственных исследований [2,
4, 6, 7, 8].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Этапный контроль процесса физического воспитания в вузе включал в себя не только процессы регистрации и оценку показателей физического состояния студентов, но и их самооценку. Как показали наши исследования после проведенного эксперимента, результаты студентов ЭГ по многим показателям имеют достоверно более высокие уровни, по сравнению с их сверстниками из КГ.
Данные соматоскопии на этапе формирующего эксперимента свидетельствуют, что у обследуемых студентов СМГ при осмотре отмечено анфас расположение над-плечий на одном горизонтальном уровне, левый треугольник талии слегка уступает правому.
Расстояние от 7 шейного позвонка до нижнего угла лопаток с обеих сторон в ЭГ стало почти одинаковым и составляет 13,78 см, в КГ 13,81 (слева), справа 14,50. Данные результаты свидетельствуют о наличии положительной динамики в осанке ЭГ, которая приближается к правильной и имеет достоверные различия (Р<0,05). Анализ динамики прироста показателя внутри каждой группы показал, что у студентов ЭГ и КГ результат достоверно улучшился (Р<0,05).
В блоке функциональных возможностей достоверные различия зафиксированы между студентами ЭГ и КГ в пяти показателях - время восстановления пульса после нагрузки, подвижность позвоночника вправо, влево, вперед и сила мышц спины (Р<0,05).
Достоверные различия (Р<0,05) в блоке самооценки здоровья зафиксированы по одному показателю (на 3,84%) - физическое состояние студентов СМГ, характеризующее отсутствие частых болей и других неприятных телесных ощущений, ограничений в движениях и перемещении. Внутри обеих групп достоверные различия отмечены по одному показателю - физическое состояние.
В блоке самооценки личности у студентов ЭГ и КГ за период формирующего эксперимента достоверные различия зафиксированы (Р<0,05) по трем тестам - реактивная (на 3,38%) и личностная тревожность (2,34%), самооценка личности (2,27%). Внутри ЭГ достоверные различия (Р<0,01) отмечены по двум показателям - реактивная и личностная тревожность. В КГ студентов после эксперимента достоверных изменений не обнаружено.
Анализ полученных результатов тестирования студентов СМГ позволил выделить три группы с определенным уровнем (заниженный, адекватный и завышенный) развития самооценки здоровья и личности в процессе занятий физической культурой.
После формирующего эксперимента в блоке самооценки здоровья исследование уровней каждого теста показало, что в тесте физическое состояние заниженный уровень самооценки студентов в ЭГ изменился с 38,7% до 14,56%, в КГ, соответственно, с 37,2 до 35,7%. Адекватный уровень самооценки данного теста у студентов ЭГ составляет 64,7% (49,9 - до эксперимента), в КГ 47,98 и 51,9%, соответственно. Вместе с тем завышенный уровень самооценки физического состояния у студентов ЭГ увеличился -20,74% (до эксперимента - 11,4), в КГ стал 16,32 (10,9%).
В другом показателе самооценки здоровья, влияющим на достижение благопо-
лучия в семье, учебе, в общении с друзьями, после эксперимента у студентов ЭГ заниженный уровень составил 15,7% (27,5 - до эксперимента), у студентов КГ 23,61 и 25,82%, соответственно. Адекватный уровень самооценки у студентов ЭГ повысился до 68,94% (55,66), в КГ изменился незначительно и равен 56,32% (58,25). У студентов ЭГ завышенный уровень имеют 15,36% (16,84), а в КГ- 20,07 (15,93%).
Исследование уровней самооценки тревожности в процессе занятий после эксперимента показало, что завышенный уровень реактивной тревожности у студентов ЭГ составляет 12,7%, в КГ - 7,9% (до эксперимента он отсутствовал); адекватный уровень у студентов ЭГ повысился с 44,5 до 71,9%, в КГ - с 35,6 до 48,4%; результаты заниженного уровня изменились с 55,5 до 15,4 % у студентов ЭГ и с 64,4 до 43,7% у их сверстников КГ.
Завышенный уровень личностной тревожности у студентов ЭГ равен после эксперимента 10,5% (26,7), в КГ - 26,4% (24,4); адекватный уровень у студентов ЭГ составляет 82,7 (57,8) и 63,8% (64,5) в КГ; заниженный уровень у студентов составляет 6,8% (15,5) в ЭГ и 9,8 (11,1) в КГ.
Значительные отклонения от уровня адекватной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению тревоги у студентов СМГ в ситуациях оценки компетентности, в этом случае следует снизить значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формировать чувство уверенности в успехе. А низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к деятельности и к чувствам ответственности.
По самооценке личности результат завышенного уровня до эксперимента у студентов ЭГ составлял 17,2%, в КГ был равен 22,2%. После формирующего эксперимента у студентов ЭГ результат достигает 7,3%, в КГ результат увеличился до 18,3%. Адекватный уровень до эксперимента у студентов ЭГ - 61,1%, в КГ - 51,7%, после эксперимента эти результаты изменились в ЭГ до 81,8%, в КГ - до 67,4%. Заниженный уровень этого показателя до эксперимента у студентов ЭГ был равен 21,7%, в КГ -12,2%, после: в ЭГ - 10,9%, в КГ - 14,3%.
Завышенный и заниженный уровень самооценки может быть следствием разных причин и не должен пугать человека. Дело не в том, что люди, чрезмерно высоко или низко оценившие себя, нуждаются в специальной психологической помощи, они же живут в семье, в коллективе. Опыт показывает, что и для коллектива, его социально-психологического климата, одинаково плохо наличие в нем людей, неадекватно оценивающих себя.
ВЫВОДЫ
Результаты педагогического эксперимента по исследованию самооценки студентов СМГ в процессе занятий физической культурой показали, что применение разработанной нами программы на основе реализации предложенных педагогических условий, где содержание и организация учебно-воспитательного процесса направлены на формирование адекватной самооценки, комплексное развитие физических качеств и исправление сколиоза 1-2 степени, а также адаптацию организма к волнообразно повышающейся нагрузке, улучшило результаты по многим показателям на достоверном уровне.
Увеличение количества студентов с адекватным уровнем и уменьшение их с заниженным уровнем самооценки здоровья и личности, занимающихся в СМГ физической культурой, объясняется тем, что умение объективно оценивать свои возможности выполнения конкретных движений наряду с умением соотносить достигнутые результаты с требованиями являются необходимым условием более полноценного усвоения экспериментальной программы по физическому воспитанию. Характер изменения в КГ можно назвать вероятностным, поскольку в нем присутствуют как положительные, так и отрицательные тенденции.
Предложенные педагогические условия воздействия на формирование и кор-
рекцию самооценки личности студентов СМГ в процессе занятий физической культурой оказывают положительное влияние на повышение уровня не только адекватной самооценки, но и физической подготовленности студентов СМГ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмерова, С.Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения / С.Г. Ахмерова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2001. -№ 2. - С. 37-40.
2. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента : учебное пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М. : Альфа, 2003. - 351 с. : ил
3. Брег, П.С. Позвоночник - ключ к здоровью / П.С. Брэгг, С.П. Махешвара-нанда, Р. Нордемар. - СПб. : ООО «Диамант», 2001. - 512 с. : ил.
4. Голомолзина, В.П. Влияние нагрузок различной направленности на физическое состояние и заболеваемость студенток специальной медицинской группы / В.П. Голомолзина, С.П. Левушкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 6 (40). - С. 24-28.
5. Забалуева, Т.В. Профилактика и коррекция нарушений осанки школьников на занятиях различными видами спорта / Т.В. Забалуева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 9 (31). - С. 41-45.
6. Захарова, А.В. Генезис самооценки / А.В. Захарова. - Тула : Изд-во Тульского гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 1998. - 135 с.
7. Мак-Кензи, Р.Т. Физические упражнения в воспитании и медицине : извлечения. Сколиозы и их лечение / Р.Т. Мак-Кензи // ЛФК и массаж. Спортивная медицина. - 2007. - № 8. - С. 39-50.
8. Милюкова, И.В. Лечебная физкультура. Новейший справочник / И.В. Милюкова, Т. А. Евдокимова ; под общей ред. проф. Т. А. Евдокимовой. - СПб. : Сова ; М. : Изд-во «Эксмо», 2003. - 862 с. : ил.
9. Тимошина, И.Н. Показания и противопоказания по содержанию занятий по физической культуре в специальной медицинской группе / И. Н. Тимошина // Физическая культура. - 2007. - № 4. - С. 65-68.
10. Хомутов, Г. А. Адаптивная физическая культура в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения : дис. ... канд. пед. наук / Хомутов Г. А. -СПб., 1999. - 242 с.
О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Михаил Валентинович Богданов, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье проведено сравнительное изучение профессионально-важных и индивидуальных качеств личности выпускников автошкол и опытных водителей с учетом их спортивной подготовленности с целью научно-обоснованного совершенствования водительского труда, педагогического и воспитательного процесса в образовательных учреждениях при подготовке и переподготовке водителей различных категорий.
Ключевые слова: педагогические требования, автошколы, профессионально-важные качества, водитель автотранспортных средств.