Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / NATIONAL SECURITY / NATIONAL INTERESTS / IMPLEMENTATION MECHANISM / ENSURING NATIONAL SECURITY / PROTECTION OF NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бидова Бэла Бертовна

В статье определены приоритеты формирования и функционирования системы реализации национальных интересов, предложены оптимальные способы формирования системы реализации национальных интересов посредством создания правовых механизмов их защиты и реализации. Автором проведен анализ вопросов становления историко-философского и правового определения понятия безопасность в ретроспективном аспекте. Сделаны выводы о том, что защита же национальных интересов это, по сути, и есть основное содержание национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND FUNCTIONING OF THE MECHANISM OF REALIZATION OF NATIONAL INTERESTS

The article defines the priorities for the formation and functioning of the system for the implementation of national interests, and suggests optimal ways to form a system for the implementation of national interests by creating legal mechanisms for their protection and implementation. The author analyzes the formation of the historical, philosophical and legal definition of the concept of security in retrospect. It is concluded that the protection of national interests is, in fact, the main content of national security.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ БИДОВА Бэла Бертовна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Россия. Е-таМ: bela_007@bk.ru

Краткая аннотация: в статье определены приоритеты формирования и функционирования системы реализации национальных интересов, предложены оптимальные способы формирования системы реализации национальных интересов посредством создания правовых механизмов их защиты и реализации. Автором проведен анализ вопросов становления историко-философского и правового определения понятия безопасность в ретроспективном аспекте. Сделаны выводы о том, что защита же национальных интересов это, по сути, и есть основное содержание национальной безопасности.

Abstract: the article defines the priorities for the formation and functioning of the system for the implementation of national interests, and suggests optimal ways to form a system for the implementation of national interests by creating legal mechanisms for their protection and implementation. The author analyzes the formation of the historical, philosophical and legal definition of the concept of security in retrospect. It is concluded that the protection of national interests is, in fact, the main content of national security.

Ключевые слова: национальная безопасность, национальные интересы, механизм реализации, национальная безопасность, обеспечение национальной безопасности, защита национальных интересов.

Keywords: national security, national interests, implementation mechanism, national security, ensuring national security, protection of national interests.

Реализация национальных интересов тесно связана с реализацией национальных целей и проблемой обеспечения национальной безопасности. Сам термин «безопасность» имеет довольно широкую сферу приложения. На уровне общественного сознания понятие «безопасность» определяется как отсутствие опасности, состояние и мера защищенности субъекта от угроз, ущерба или зла и употребляется применительно к самым различным процессам как природным, так и социальным. При этом оно отражает не только специфические признаки феномена безопасности в конкретной сфере деятельности, но и включает то общее, устойчивое, что характерно для всех областей жизнедеятельности общества. Это общее состоит в том, что безопасность, как условие и стратегия защиты, нацелены, в конечном счете, на выживание социальной системы, личности, общества и государства.

Общая теория национальной безопасности России стала обретать реальные черты в нашей стране только со времен начала нового тысячелетия. В течение последних двадцати лет (весьма непродолжительного срока с точки зрения развития всяческого направления в науке, но все же) было издано множество научных публикаций, изучив которые можно отследить происходящие изменения в понимании безопасности, как у ученых, так и юристов-практиков. Наряду с этим, общая теория права еще не дает полной и структурной картины как о правовой форме и сути общенациональной безопасности, ее смысловых особенностей, так и о способе ее достижения.

На Западе тема безопасности выделена в самостоятельный раздел концепции межгосударственных отношений (security studies), более того, в отдельный учебный предмет. В России же данная область научного знания еще

не сформировалась, и только наметился ее предмет и особенности, полного определения с ними еще не произошло, в отличие от прочих - сопредельных - отраслей политологии (конфликтологии, изучения проблем войны и мира и т.д.) [1,с.107]

В итоге, неразрешенность этой проблемы провоцирует образование конкретных пробелов и противоречий в функционирующем законодательстве России, а также в правоприменении, что, в результате, негативно сказывается на процессе формирования условий для достижения безопасности общенационального уровня.

Поэтому с позиции науки и практики огромное значение имеет осуществление всеохватывающего и структурного анализа созревания и эволюционирования общенациональной безопасности в России, важным элементом которого можно назвать исторические знания и исследования, проведенные российскими и западными учеными, которые, думается, помогут составить общее представление об этом явлении, а также оценить возможности развития и последующего улучшения процесса юридического обеспечения общенациональной безопасности нашей страны.

Необходимо признать, что после того как Советский Союз распался и образовалась Российская Федерация, произошло заметное изменение понимания проблематики безопасности национального и международного уровня, как политическими, так и научными деятелями. И это вызвано огромным множеством причин. Как с позиции территории, так и с позиции политики, новой России требовалось создавать свою идентичность. В плане безопасности это значило, что необходимо четко и безошибочно определить круг национальных интересов, установить наличие угроз и опасностей для безопасности государства. Возникла жизненная

необходимость по-новому взглянуть на свое значение и роль в структуре международных отношений, в том числе найти ресурсы, требуемые для реализации стоящих перед ней задач во внешней политике. Вследствие распада Советского Союза произошло решительное изменение корреляции военного и невоенного фактора безопасности национального и международного уровня [2,с.105]

4) Современное Российское государство было вынуждено начинать конструирование механизма обеспечения национальной безопасности с нуля, так как довольно действенно функционирующая в советском прошлом система не подходила к новой действительности и не справлялась с имеющимися в государстве проблемами. В итоге, страна столкнулась с необходимостью кардинального реформирования вооруженных сил, специальных служб и прочих силовых ведомств для приведения аппарата в соответствие с новой реальностью.

Российское государство оказалось лицом к лицу с создавшимися после прекращения конфронтации двух политических систем новыми геополитическими условиями. В Европе окончательно сформировался Европейский Союз, ставший новым центром силы, как в отношении экономики, так и военно-политической сферы. В создающейся архитектуре региональной безопасности Российскому государству было непросто защитить свои интересы и обрести определенный вектор реализации и обеспечения национальных интересов и национальной безопасности, мысля инерционно, военно-политическое руководство страны расценивало все действия Запада (в особенности рост членства НАТО) как главный вызов собственной национальной безопасности. [3,с.180]

СССР как государство распалось и, соответственно, появилась необходимость в построении новой российской общности, одновременно с этими процессами стартовали процессы глобализационные. Они не только способствовали появлению положительных перемен (окончание «холодной войны», прекращение противостояния стран за превосходство в сфере вооруженных сил, возрастание уровня взаимодоверия, демилитаризация, перевод военных предприятий на производство товаров широкого потребления), но и существенно снизили степень экономической, финансовой, экологической, антитеррористической, наркотической, миграционной, эпидемиологической, информационной, этнокультурной безопасности всех стран мира. [4,с.167]

Весь этот перечень процессов и закономерностей определил направление стратегического планирования национальной безопасности отечественной научной мыслью.

Ответом на настоятельную потребность в осуще-

ствлении разработки новой теории безопасности в России является новый крен в диалектическом споре о сути категорий «безопасность» и таких ее разновидностей, как государственная и национальная безопасность.

На современном этапе развития нашего государства и права еще не сформирован обоснованный наукой метод исследования содержательного наполнения и корреляции соответствующих вопросов; в законодательной документации и научной юридической литературе можно наблюдать хаотичное применение всех этих категорий: безопасность, государственная безопасность, национальная безопасность, безопасность государства.

Сложившееся положение еще больше затрудняет то, что до сих пор не выработаны законные (нормативные) дефиниции и формулировки. Это связано с тем, что составитель закона воспринимает категорию «безопасность» без ее увязки с категориями «национальная безопасность» и «государственная безопасность». [5,с.121] В безопасности он видит состояние огражденности наиболее существенных интересов человека, социума и государства от угроз внешнего и внутреннего свойства. Причем законодатель не уточняет, какая безопасность в данном случае имеется в виду -национальная или государственная, и ничего не говорит о том, разные это понятия или нет.

В итоге получаем неразрешенную проблему, связанную с тем, что в ряде случаев в ходе исследования сущности категории «безопасность», содержащейся в федеральных нормативно-правовых актах, можно подумать, что имеется в виду государственная безопасность, а в ряде других случаев - что безопасность национальная.

Объяснить такую ситуацию по большей части можно тем, что целью составителя законов является совместить в предложенной им дефиниции интересы человека, государства и социума, хотя в реальности эти интересы не всегда сходятся.

Попытаемся описать (кратко, так как ниже еще будем говорить о безопасности употребительно к безопасности национального уровня) то, как мы понимаем суть понятия «безопасность».

Характерно, что с точки зрения этимологии термин «безопасность» имеет следующее значение: «состояние вне опасности, невредимость, незыблемость, устойчивость»; «состояние, при котором отсутствует угроза опасности кому-либо, чему-либо». Имеется и другая формулировка слова «безопасность»: состояние и закономерность эволюционирования защищенности наиболее существенных интересов общества и его систем от угроз внешнего и внутреннего свойства или «конечный итог общественной деятельности по созданию условий для реализации положения,

Теория и история права и государства; история учений о

праве и государстве

при котором человек, общество и государство находится в полной безопасности».

В юридической литературе говорится, что появление такого рода деятельности есть общественным явлением обусловленным необходимостью урегулирования существующего противоречия между реально наличествующей опасностью и потребностью гомо сапиенса, обладающего интеллектом, социальной единицы, сообществ и общества купировать ее, свести к минимуму, ликвидировать ее последствия. Под безопасностью подразумевается социальная активность субъекта (реализующая потребность существа, обладающего интеллектом, социальной единицы и пр.) и объекта активности - существующей действительности, являющейся источником тех или иных угроз опасности. [6,с.21]

Юридические энциклопедии содержат в себе определение слова «безопасность» (англ. safety, security), понимающееся как «положение, при котором наиболее существенные интересы человека, социума и государства защищены от угроз внутреннего и внешнего свойства. В качестве главных объектов безопасности выступает человек (его права и свободы), социум (его ценности материального и духовно-нравственного характера), государство (его строй (конституционный), независимость и целостность территорий)». Данная дефиниция отталкивается от слова «безопасно», означающего отсутствие опасности, неопасность, и «безопасно», означающего состояние без угроз опасности. [7,с.981]

В.И. Митрохин, к примеру, предлагает свою формулировку безопасности: «степень защищенности окружающей нашу жизнь среды, чести, достоинства, аксиологической системы, социальных пластов, социума, человечества вообще». Однако исследователь ничего не пишет о национальной безопасности. [8,с.31]

Авторами предлагается на обсуждение еще и такая дефиниция безопасности: «деятельность разумных существ, социума, страны, международного сообщества, наций, касающаяся определения (осмысления), предотвращения, смягчения, изничтожения и отражения угроз и опасностей, которые могут привести к их смерти, уничтожить основные ценности духовно-нравственного и материального порядка, причинить недозволительный (нестерпимый с субъективной и объективной стороны) вред, преградить дорогу к дальнейшей эволюции» [9,с.237]. Мы считаем, что эта дефиниция недостаточно хороша из-за сосредоточенности ее составителя на угрозах безопасности и процедуре (требованиях) ее реализации, а не на особенностях (среди прочего, сути и содержательном наполнении). Ведь безопасность является, главным образом, неким подвижным

состоянием, для сохранения которого предпринимаются сообразные специальные меры.

Если попытаться обобщить вышеприведенные определения авторов, то безопасность можно будет определить как общественно-правовое положение, состоящее из целого комплекса условий и аспектов, способствующих результативной реакции на появление угроз наиболее существенным интересам человека, социума и государства, что приводит к их защищенности от неблагоприятного влияния.

Стоит сказать, что одновременно с научными исследованиями и постоянными спорами в общественно-политической среде, в России не переставала вестись работа по выработке подлежащей закреплению на законодательном уровне доктрины безопасности, представлявшая собой принятие множества нормативных актов, посвященных разработке стратегической политики России после завершения конфронтации двух политических систем, в том числе теме безопасности.

В частности, первый раз законодатель попытался закрепить дефиницию категории «безопасность» на законодательном уровне в Законе РФ «О безопасности», который был учрежден Постановлением Верховного Совета 5 марта 1992 года. В этом законе, в ст. 1 было приведено определение рассматриваемого понятия в следующем виде: состояние защищенности наиболее существенных интересов индивида, социума и страны от угроз внешнего и внутреннего порядка.

Данный способ формулирования понятия, заданный составителем законов, предоставил возможность выхода за рамки понимания безопасности, которое имело место в советское время. Тем не менее словосочетание «общенациональная безопасность» в законодательной плоскости еще не нашло применения.

Данный термин (общенациональная безопасность) первый раз было употреблено на официальном уровне в 1995 году, в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации».

Следующим шагом закрепления механизма решения вопросов безопасности РФ стало Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О национальной безопасности» (1996 г.), а еще позже, в декабре 1997 года, утвержденная Указом Президента РФ Концепция национальной безопасности РФ, кстати, в 2000 году данный документ обрел новую, уточненную форму. [10,с.45]

Путь развития РФ в XXI веке - это соединенные с безопасностью регионов и общей коллективной безопасностью безопасность индивида, семьи, общенациональная безопасность. Причем под общенациональной безопасностью подразумевается положение, при котором защищены

национальные интересы от угроз внешнего и внутреннего свойства, создающее условия для эволюционного развития человека, социума и страны.

Знаменательно, что здесь первый раз на законодательном уровне социум воспринимается как автономный объект безопасности, равной частью триединства, образующего национальную безопасность (имеется в виду еще государство и человек), выявляются интересы социума в сфере безопасности, описываются угрозы данным интересам и делаются наметки методов борьбы с ними, констатируется факт взаимной связи и взаимной зависимости безопасности страны и социума и, в свою очередь, ожидается взаимодействие государственных структур и социума в области безопасности.

Думается, что составление, утверждение и вступление в силу данных официальных актов говорит об окончании значимого этапа в создании и совершенствовании как доктрины безопасности в целом, так и доктрины общенациональной безопасности в РФ.

Существующие на данный момент в российской науке ключевые методы исследования содержания и сущности категории «национальная безопасность», идентичны

Библиография:

1. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М.: 0сь-80, 2003. 326с.

2. Соколов В.В. Национальные интересы: выработка консенсуса //Российская юстиция. 2013. № 2. С. 99-106.

3. Бушуев В.А. Понятие национальной безопасности в отечественном и зарубежном государственно-правовом дискурсе //Известия Южного федерального университета. 2018. № 6 (143). С. 179 -185.

4. Бидова Б.Б. Обеспечение национальных интересов России в контексте стратегии национальной безопасности. Кисловодск: АНО ДПОН «УЦ «Магистр». 2019. 236с.

5. Труханов В.А. Эволюция понятия «национальная безопасность» //Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. № 10. С. 119-122.

6. Цыгичко В.Н. Геостратегические аспекты национальной безопасности России //Военная мысль. 2007. № 5. С. 19-23.

7. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний. М.: Альта-Принт, 2008. 1239 с.

8. Митрохин В.И. Актуальные проблемы теории национальной безопасности //Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 1. С. 26-32.

9. Общая теория национальной безопасности /Под общ. ред. А.А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2005. 357с.

10. Шаховский С.Д. Национальная безопасность и национальные интересы //Право и практика. 2020. № 1. - С.43-48.

превалирующему в мире пониманию ее сути. Современная научная мысль выявила главные закономерности формирования данного понятия и доказала, что в структуре власти России эта категория применяется в ее наиболее прогрессивном смысле. Это служит гарантией того, что госорганы будут учитывать разные нюансы процесса создания условий для реализации национальной безопасности, начиная с его классических составляющих (обороны, безопасности государства) и заканчивая актуальными на данный момент составляющими (безопасности в отношении сохранения культурных ценностей, безопасности в экономической сфере, социальной безопасности).

Относительно современного состояния механизма обеспечения национальных интересов следует констатировать его низкую эффективность в силу того, что устранения либо заметной нейтрализации значительной части существующих угроз не происходит.

Тем не менее, можно отметить, что современное российское государство предпринимает вполне определенные усилия по совершенствованию механизма обеспечения национальных интересов и обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.