Научная статья на тему 'Формирование и анализ показате лей прибыли организации'

Формирование и анализ показате лей прибыли организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3681
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ендовицкий Д.А.

Коммерческие организации в условиях рыночной экономики преследуют множество целей, причем эти цели могут быть долгосрочными (стратегическими), среднесрочными (тактическими) и краткосрочными (оперативными). Среди них наиболее значимой является цель максимизации благосостояния собственников хозяйствующего субъекта, которая для компаний с корпоративной организационно-правовой формой выражается через показатели роста стоимости акций и роста величины дивидендных выплат. При выборе целей важно, чтобы они были взаимно непротиворечивыми и дополняющими друг друга. Для достижения цели максимизации благосостояния собственников (акционеров, участников) необходимо, чтобы коммерческая организация динамично развивалась в условиях конкурентной среды. В этом случае менеджмент должен стремиться поддерживать и создавать новые конкурентные преимущества по: изменению масштабов деятельности и диверсификации производства, улучшению продуктовой дифференциации, минимизации затратоемкости продукции, оптимизации каналов распространения товаров, использованию возможностей поддержки государством приоритетных отраслей экономики и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и анализ показате лей прибыли организации»



ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

ДА. ЕНДОВИЦКИЙ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и аудита Воронежского государственного университета

Коммерческие организации в условиях рыночной экономики преследуют множество целей, причем, эти цели могут быть долгосрочными (стратегическими), среднесрочными (тактическими) и краткосрочными (оперативными). Среди них наиболее значимой является цель максимизации благосостояния собственников хозяйствующего субъекта, которая для компаний с корпоративной орга-низационно-правовой формой выражается через показатели роста стоимости акций и роста величины дивидендных выплат. При выборе целей важно, чтобы они были взаимно непротиворечивыми и дополняющими друг друга. Для достижения цели максимизации благосостояния собственников (акционеров, участников) необходимо, чтобы коммерческая организация динамично развивалась в условиях конкурентной среды. В этом случае менеджмент должен стремиться поддерживать и создавать новые конкурентные преимущества по изменению масштабов деятельности и диверсификации производства, улучшению продуктовой дифференциации, минимизации затратоемкости продукции, оптимизации каналов распространения товаров, использованию возможностей поддержки государством приоритетных отраслей экономики и пр.

В результате целенаправленных мероприятий по укреплению своих конкурентных преимуществ коммерческая организация может добиться стабильного роста объемов продаж, расширения доли рынка, увеличения чистой прибыли и различных показателей рентабельности (рентабельности капитала, активов, продаж и пр.). Среди перечня

стратегических и тактических целей чрезвычайное значение для деятельности организации имеет цель достижения определенного значения прибыли. От величины прибыли организации прямо зависят рост стоимости акций, объемы дивидендных выплат, уровень эффективности деятельности компании, а следовательно, и уровень благосостояния ее собственников. От величины прибыли, как одного из важнейших показателей экономического эффекта, зависит величина бонусов, выплачиваемых менеджменту компании по результатам деятельности. Динамика и качество прибыли оказывают влияние и на обобщающие показатели финансовой устойчивости, деловой активности, инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта. А в Гражданском кодексе РФ в ст. 50 прямо указано, что извлечение прибыли является основной целью деятельности коммерческих организаций.

Прибыль (убыток) является конечным результатом текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации за определенный промежуток времени. В системе бухгалтерского учета финансовый результат можно определять, по крайней мере, двумя способами. Согласно теории ста-. тического баланса, финансовый результат (прибыль / убыток) определяется, как наращение капитала за соответствующий период, скорректированный на прирост капитала за счет эмиссии долевых финансовых инструментов, переоценки основных средств и операций по выкупу собственных акций. Определение финансового результата согласно данному подходу может осуществляться с использованием данных бухгалтерского баланса

14

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорьЯ- ъ 7(ржжгсм

(форма № I), в этом случае используются следующие упрощенные формулы:

ЧА1=АгО1;ЧА0=А0-О0;

Р = АК= ЧАХ - ЧА0,

где Ах и А0 - активы (имущество) организации в текущем и предыдущих периодах (будущем и текущем периодах), тыс. руб.;

01 и О0 - обязательства организации в текущем и предыдущих периодах (будущем и текущем периодах), тыс. руб.;

Р- прибыль (убыток) за период, тыс. руб.;

АК- наращение собственного капитала за период, тыс. руб.;

ЧА{ и ЧА0 - чистые активы организации в текущем и предыдущем периодах (будущем и текущем периодах), тыс. руб.

Определение финансового результата в соответствии с теорией статического баланса имеет ряд существенных недостатков, в частности, прибыль (или убыток) существенно зависит от того, в какой оценке представлены в бухгалтерском балансе активы и обязательства, кроме того, при расчете финансового результата не виден порядок формирования прибыли.

На практике для определения финансового результата широко используются положения теории динамического баланса. Этот подход предполагает определение за соответствующий период доходов и связанных с ними расходов. Разница между доходами и расходами даст бухгалтеру-аналитику финансовый результат деятельности организации в этом периоде. В целях раскрытия и предоставления заинтересованным пользователям информации о порядке формирования финансовых результатов коммерческие организации составляют Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Наличие множества различных показателей прибыли связано с тем, что по своей природе доходы и расходы не однородны, их принято подразделять на доходы и расходы по обычным видам деятельности, также выделяются прочие доходы и расходы (операционные, внереализационные и чрезвычайные). В^ наиболее общем виде финансовый результат согласно теории динамического баланса определяется по формуле

где Д^и Р - доходы и расходы по обычным видам деятельности за период, тыс. руб.; Дпи Рп- прочие доходы и расходы за период, тыс. руб.

Таким образом, прибыль является сложным комплексным показателем, величина которого непременно учитывается в процессе обоснования и принятия управленческих решений всеми участниками рынка: сторонними лицами (инвесторами, кредиторами, поставщиками и покупателями и пр.) и внутренними субъектами (менеджментом, владельцами крупных пакетов акций или долей, пр.). В этой связи чрезвычайно важно не ошибаться при интерпретации множества различных показателей прибыли. А для этого необходимо знать порядок формирования показателей прибыли, начиная от показателя «выручка от продаж» до показателя «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

В России порядок формирования показателей прибыли определяется целым рядом нормативных документов. Правила обобщения информации о финансовых результатах организации закреплены в ряде отечественных положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), в частности, наиболее значимыми для аналитиков являются: ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (определен порядок раскрытия способов и процедур бухгалтерского учета, оценки активов и обязательств, применяемых в процессе составления отчетности); ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (представлены общие принципы формирования и примерное содержание форм бухгалтерской отчетности); ПБУ 9/99 «Доходы организации» (определена структура и содержание доходов организации); ПБУ 10/99 «Расходы организации» (определена структура и содержание расходов организации); ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» (описываются процедуры определения финансового результата по хозяйственным и географическим сегментам деятельности организации); ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (установлен порядок расчета финансовых результатов по прекращаемой деятельности (сегментам) организации); ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (показан механизм увязки бухгалтерского учета финансовых результатов с требованиями налогового учета по исчислению налогооблагаемой прибыли); ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» (представлена методика расчета финансового результата по совместной деятельности, оценки доли участия в совместной деятельности, доли в совместно понесенных расходах и полученных доходах).

Важное значение для понимания сущности и содержания финансовых показателей имеет приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жг&РЪЯ ъ ЪРЖЖгсМ

15

бухгалтерской отчетности организаций». В нем представлены подробные методические рекомендации по формированию различных показателей бухгалтерской отчетности, в том числе и показателей отчета о прибылях и убытках (формы № 2). Определяющим документом, регулирующим порядок признания доходов и расходов в целях налогообложения, является гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Конечно же, финансовый аналитик не сможет правильно интерпретировать показатели прибыли, если он не знает план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (разд. VIII «Финансовые результаты») и не учитывает отраслевые особенности формирования доходов и расходов.

Для того, чтобы определить величину прибыли (или убытка) в первую очередь необходимо разобраться в структуре и содержании доходов и расходов организации. Для этой цели бухгалтер-аналитик должен использовать положения ПБУ 9/99 и 10/99. Согласно этим стандартам бухгалтерского учета структура доходов и расходов организации может быть представлена схематически на рис. 1,

из которого видно, что доходы и расходы могут быть:

от обычной деятельности (см. ст.5 и 6 ПБУ 9/ 99 и ПБУ 10/99);

от прочей деятельности: операционные доходы и расходы (ст. 7 ПБУ 9/99 и ст. 11 ПБУ 10/99); внереализационные доходы и расходы (ст. 8 ПБУ 9/99 и ст. 12 ПБУ 10/99); чрезвычайные доходы и расходы (ст. 9 ПБУ 9/99 и ст. 13 ПБУ 10/99). В общем виде под доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). В свою очередь, под расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Рис. 1. Структура доходов и расходов коммерческой организации

16

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгсРШ ъ ЪРЛЪЖгсМ

На практике ошибочно термины «доходы» и «выручка» нередко используются, как синонимы. Это верно лишь отчасти. Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (выручка). Причем, выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и/или величине дебиторской задолженности. Именно такое представление выручки показано на рис. 1. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. При этом расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

=> расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-про-изводственных запасов; => расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материаль-но-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.). Для понимания логики построения отчета о прибылях и убытках аналитик должен разобраться в порядке отражения доходов и расходов организации на счетах бухгалтерского учета. Для этих целей в действующем плане счетов выделен самостоятельный разд. VIII «Финансовые результаты». В соответствии с принятой в РФ методикой доходы, по обычным видам деятельности отражаются по кредиту сч. 90 «Продажи», а расходы по обычным видам деятельности - на дебете сч. 90 «Продажи». Операционные и внереализационные доходы показывают по кредиту сч. 91 «Прочие доходы и расходы», а на дебете этого счета обобщается информация об операционных и внереализационных расходах. В случае, если у организации возникают

чрезвычайные доходы и расходы, они учитываются соответственно по кредиту и дебету сч. 99 «Прибыли и убытки». Перед тем, как составить годовой Отчет о прибылях и убытках бухгалтер осуществляет закрытие этих счетов на 31 декабря отчетного года, при этом в течение года необходимо соблюдать следующие процедуры.

1. Сальдо по сч. 90 «Продажи» в конце каждого месяца равно нулю (финансовый результат списывается на сч. 99 «Прибыли и убытки»), но все открытые субсчета к сч. 90 имеют свои дебетовые и кредитовые сальдо, в конце года эти сальдо закрываются на сч. 90 «Продажи» субсчет 9 «Прибыль/ убыток от продаж».

2. Аналогично и с прочими доходами и расходами. Ежемесячно финансовый результат списывается на сч. 99 «Прибыли и убытки», но остаются сальдо по открытым субсчетам, которые внутренними записями закрываются в конце года на сч. 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

На сч. 99 «Прибыли и убытки» учитываются: финансовый результат от обычных видов деятельности, финансовый результат от операционных и внереализационных доходов и расходов, чрезвычайные доходы и расходы, по дебету счета 99 задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль и штрафы за налоговые правонарушения. При сравнении дебетовых и кредитовых оборотов по сч. 99 определяется чистая прибыль (убыток). В конце отчетного года (по состоянию на 31 декабря) прибыль или убыток необходимо перенести со сч. 99 на сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Если по сч. 99 имеется кредитовое сальдо, то чистая прибыль списывается на кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». На этом счете уже имеется информация о нераспределенной прибыли прошлых лет, следовательно, перед ежегодным собранием акционеров по стр. 470 бухгалтерского баланса (форма № 1) отражается информация о величине нераспределенной прибыли прошлых лети чистой прибыли предыдущего года, которую еще не распределили. Чистая прибыль прошлого года, отраженная в отчете о прибылях и убытках, служит базовой величиной для объявления дивидендов и прочего распределения прибыли. Решение о распределении прибыли принимается на общем собрании участников (акционеров, пайщиков), только после этого бухгалтер принимает решение об отражении на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с распределением чистой прибыли (суммы распределенной прибыли учитываются по дебету сч. 84 «Нераспределен-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвРЪЯ ъ -НРЖЖъск*

17

ная прибыль (непокрытый убыток)» и по кредиту соответствующих счетов). Чистая прибыль может быть распределена по решению компетентного органа по следующим направлениям: на выплату дивидендов (доходов) учредителям; на отчисления средств в резервный капитал; на покрытие убытков прошлых лет. Финансовому аналитику следует помнить, что согласно п. 14 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России № 67н от 22.07.2003, в годовом бухгалтерском балансе данные по группам статей «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» показывают с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков, выплате дивидендов и пр.

Определившись с источниками учетной информации, необходимой для составления отчета о прибылях и убытках, возвратимся к положениям приказа Минфина России № 67 от 22.07.2003. Структура Отчета о прибылях и убытках согласно этому нормативному документу представлена в табл. 1.

Структура отчета о прибь

Согласно п. 9 ПБУ 10/99 для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (по стр. 020 формы № 2), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи товаров.

В отчете о прибылях и убытках показатель «прибыль (убыток) до налогообложения» (стр. 140) на практике часто называют бухгалтерской прибылью. Это связано с тем, что при его формировании должны четко выполняться правила бухгалтерского учета. В то же время хозяйствующие субъекты обязаны в соответствии с требованиями гл. 25 Налогового кодекса РФ определять прибыль по данным налогового учета. В результате сравнения этих показателей, полученных разными способами, воз-

Таблица 1

IX и убытках (форма № 2)

Показатель Код'

А 1

Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020

Валовая прибыль (стр. 010 - стр. 020) 029

Коммерческие расходы 030

Управленческие расходы 040

Прибыль (убыток) от продаж (стр. 029 - стр. 030 - стр. 040) 050

Прочие доходы и расходы Проценты к получению 060

Проценты к уплате 070

Доходы от участия в других организациях 080

Прочие операционные доходы 090

Прочие операционные расходы 100

Внереализационные доходы 120

Внереализационные расходы 130

Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 050 + стр. 060 +.CTP. 080 + стр. 090 + стр. 120 — стр. 070 - стр. 100 - стр. 130) 140

Отложенные налоговые активы 141

Отложенные налоговые обязательства 142

Текущий налог на прибыль 150

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (стр. 140 - стр. 150) 190

СПРАВОЧНО Постоянные налоговые обязательства (активы) 200

* Коды показателей в отчете о прибылях и убытках установлены в соответствии с приказом Госкомитета РФ по статистике и Минфина РФ № 475/102н от 14.11.2003 «О Кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики»

18

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОТпа ъ тгыттъх*

Рис. 2. Порядок расчета текущего налога на прибыль (стр. 150 формы № 2)

никают разницы. В форме № 2 переход от бухгалтерской прибыли (стр. 140) к чистой прибыли (стр. 190) осуществляется через ряд показателей, порядок расчета которых описан в ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Оценка величины текущего налога на прибыль (п. 21 ПБУ 18/02) осуществляется по формуле, представленной на рис. 2. При этом в деловой оборот вводятся новые понятия, рассмотрим определения каждого из них. Под постоянным налоговым обязательством понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде. Под отложенным налоговым активом понимается часть от-

Рис. 3. Порядок определения разниц между показателями налоговой и бухгалтерской прибыли

ложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Под отложенным налоговым обязательством понимается часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Для расчета показателей стр. 140 - 150 формы № 2 необходимо разобраться с последовательностью образования разниц между бухгалтерской прибылью и прибылью, полученной в соответствии с требованиями налогового кодекса. Порядок определения разниц показан на рис. 3. При этом, согласно ПБУ 18/02, под постоянными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов (постоянные разницы возникают в результате: превышения фактических расходов над расходами, принимаемыми для целей налогообложения; непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с безвозмездной передачей имущества, и пр.); под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в других отчетных периодах (временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль); вычитаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£07>ъя ъ юлхжгсм

уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующих отчетных периодах (эти разницы образуются в результате: применения разных способов расчета амортизации для целей бухгалтерского учета и налогообложения; применения разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданных продукции, товаров, работ и услуг в отчетном периоде; излишне уплаченного налога, сумма которого принята к зачету при формировании налогооблагаемой прибыли в следующих за отчетным периодах; убытка, перенесенного на будущее, неиспользованного для уменьшения налога на прибыль в отчетном периоде, и пр.); налогооблагаемые временные разницы при формировании

налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующих за отчетным периодах (эти виды разниц образуются в результате: применения разных способов расчета амортизации для целей бухгалтерского учета и налогообложения; признания выручки от продаж и процентных доходов для целей бухгалтерского учета по методу начислений, а для целей налогообложения - по кассовому методу; отсрочки или рассрочки по уплате налога на прибыль и пр.).

В обобщенном виде порядок формирования показателей прибыли можно представить в виде схемы на рис. 4.

Р\

Выручка от продаж

(без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль (РО

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж (Р2)

Прочие доходы и расходы

Операционные доходы и расходы Внереализационные доходы и расходы Чрезвычайные доходы и расходы

Л Пр н »ибыль (убыток) до 1алогообложения (Рз) - Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

I

Распределение прибыли в следующем за отчетным годом по решению компетентного органа

Начисление дивидендов (доходов) учредителям Отчисления средств в резервный капитал Покрытие убытков прошлых лет

Чистая прибыль (убыток) за отчетный

ПерИОД базовая величина для объявления дивидендов и иного распределения прибыли (стр. 190 ф. № 2 «Отчет о прибылях

и убытках) (Р4)

Рис. 4. Порядок формирования показателей прибыли коммерческой организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШбРЪЯ ъ -пыхшп-к*

Из рис. 4 видно, что в процессе финансово-хозяйственной деятельности у коммерческой организации возникают не один, а сразу шесть показателей прибыли:

1) валовая прибыль, как разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (нельзя этот показатель путать с маржинальной прибылью, которая в рамках управленческого учета определяется, как разница между выручкой от продаж и переменными расходами) [условное обозначение - />];

2) прибыль (убыток) от продаж, которая определяется в результате вычитания из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов (важнейший показатель, используемый для расчета рентабельности продаж) [условное обозначение - Р2У,

3) прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается, как сумма (разница) прибыли (убытка) от продаж и сальдо прочих доходов и расходов (именуется бухгалтерской прибылью) [условное обозначение - />3];

4) чистая прибыль (убыток) отчетного периода определяется, как разница между прибылью (убытком) до налогообложения и отчислениями в бюджет по налогу на прибыль и иными аналогичными платежами (важнейший показатель для инвесторов; используется для рас-

чета многих показателей рентабельности; базовая величина для объявления дивидендов и иного распределения прибыли) [условное обозначение - Р4];

5) нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года, остаток от вычитания суммы распределенной прибыли из чистой прибыли (убытка) (показывает величину важнейшего внутреннего источника финансирования деятельности организации; зависит от дивидендной политики) [условное обозначение - Р5];

6) нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), сумма нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) отчетного года и прошлых лет (характеризует способность менеджмента организации увеличивать собственность акционеров (пайщиков, участников); показатель результативности деятельности и эффективности дивидендной политики; существенный элемент капитала организации) [условное обозначение - Р6].

Наличие различных групп пользователей информации о финансовых результатах и агентских групп, имеющих прямое отношение к хозяйствующему субъекту, создает определенный конфликт интересов. При этом интересы каждой группы могут быть четко сформулированы и представлены через показатели финансовых результатов (табл. 2).

Группы Основные интересы Интересы, выраженные показателями прибыли

I. Агентские г руппы

1.1. Рабочие (основные производственные и вспомогательные) Рост заработной платы -> Стабильность работы и приемлемого уровня заработной платы -> ♦ За счет увеличения расходов на оплату труда рабочих возможен рост показателя (Ь! - Рх) ♦ Укрепление позиций организации в результате увеличения внутренних источников ее финансирования (гпах Р5)

1.2. Менеджмент (административно-управленческий персонал) Рост заработной платы -> Стабильность работы и приемлемого уровня заработной платы -> ♦ За счет увеличения расходов на оплату труда менеджмента возможен рост показателя (Р\ - Р2) ♦ Укрепление позиций организации в результате увеличения внутренних источников ее финансирования (тах Р5)

1.3. Собственники организации Максимизация благосостояния собственников -> Стабильность получения дохода на вложенный капитал —» ♦ Направление части чистой прибыли на дивиденды (доходы) учредителям (участникам) может привести к росту показателя (Р4 - Р5) ♦ Укрепление позиций организации в результате увеличения внутренних источников ее финансирования (тах Р5)

Таблица 2

Групповые интересы в отношении финансовых результатов деятельности коммерческой организации

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШВбРЪЯ те

21

Окончание таблицы 2

Группы Основные интересы Интересы, выраженные показателями прибыли

II. Прочие заинтересованные группы пользователей финансовой информации из Отчета о прибылях и убытках

2.1. Государство Увеличение налоговых платежей -> Рост отечественной экономики в результате устойчивого развития предприятий различных отраслей -» ♦ Рост показателя (Р3 - РА) ♦ Рост показателей N \\Р5

2.2. Заимодавцы (кредиторы) Своевременность погашения заемных средств и причитающихся процентов ♦ Рост показателей Ръ, Р5 и Р 6

2.3. Покупатели и заказчики Возможность продолжения деятельности компании —> ♦ Рост показателей Р4, Р5 и Рь

2.4. Поставщики и подрядчики Будут ли выплачены причитающиеся им суммы —> ♦ Рост результативных показателей ТУ, Р3, Р5 и Р6

2.5. Инвесторы Степень инвестиционной привлекательности компании -» ♦ Рост показателей N и Р4 (отчетные и ожидаемые значения)

III. Хозяйствующий субъект Высокий уровень эффективности -» Увеличение доли рынка Снижение затратоемкости —» Увеличение внутренних источников финансирования ♦ Рост показателей Р2, Ръ, Ра и Рг / N; минимизация показателя (Ръ - Р4) ♦ Рост показателя N ♦ Минимизация показателя (М - Р2) / N ♦ Рост показателей Р5 и Р6

Анализируя содержание табл. 2, можно увидеть, что наибольшие противоречия возникают у таких групп, как собственники организации и менеджмент. Проблема агентских отношений, связанная с несовпадениями интересов, рассматривается в рамках теории корпоративного менеджмента и в качестве отдельной темы такого междисциплинарного курса, как управленческий учет. В том случае, если менеджмент владеет контрольными долями участия в собственности компании (или по крайней мере, значительными пакетами акций), ряд противоречий может быть снят. Проблема конфликта интересов в последнее время получила наиболее яркое отражение через ряд корпоративных скандалов, прокатившихся по США и Европе. Достаточно вспомнить банкротство компании Enron, махинации с отчетностью в компаниях Xerox, IBM, Pärmalat и др.

Менеджмент крайне заинтересован в высоких результатах деятельности компании. Во-первых, от показателей прибыли (в особенности, чистой прибыли) зависит бонусная (премиальная) программа, во-вторых, чистая прибыль служит важным ориентиром инвестиционной привлекательности для инвесторов, в результате чего при росте этого результативного показателя (даже в случае не фактического значения, а прогноза на будущие периоды) увеличивается величина рентабельности активов и капитала (отношение прибыли к совокупной величине активов или капитала), как следствие

растут акции этой компании, повышается доверие кредиторов и прочих контрагентов. А рост стоимости акций на финансовых рынках прямо приводит к увеличению благосостояния собственников, следовательно, менеджмент стремится к получению высоких показателей прибыли (из которой будут начисляться дивиденды акционерам) и представлению привлекательной финансовой информации, способствующей положительной динамике роста курсовой стоимости акций компании. Отсюда и велик соблазн представить конечные результаты в более привлекательном виде. Это может осуществляться следующими способами: при помощи использования лизинговых схем вывода активов в аффилированные компании (таким образом, рентабельность активов увеличивается при сохранении фактического контроля за выведенным из компании имуществом); умелым манипулированием методами и процедурами учета и бухгалтерской оценки, разрешенными международными и национальными стандартами, в целях увеличения прибыли; в процессе осуществления выплат сумм вознаграждений менеджменту при помощи различных финансовых инструментов (что ведет к сомнительному занижению величины управленческих расходов и, в конечном итоге, к увеличению прибыли); передача убыточных сегментов бизнеса дочерним компаниям; представление недостоверной финансовой информации в отчетности

22

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя. и 7№*ъжгсм

и пр. В этой связи возникает новая, не менее сложная проблема качества аудита финансовой отчетности. Ситуация, когда аудиторские фирмы выполняют по заказу менеджмента консалтинговые услуги, получают большие вознаграждения и вместе с тем должны быть абсолютно объективными в выражении своего профессионального мнения о степени достоверности данных бухгалтерской отчетности (в чем аудиторы должны убедить акционеров и прочих заинтересованных пользователей финансовой информации), более чем сложная. Именно в такой ситуации оказалась известная аудиторская фирма ARTHUR ANDERSEN, которую в результате разразившегося скандала пришлось ликвидировать.

Предположим, что мы знаем о достаточной степени достоверности отчетной информации, характеризующей финансовые результаты деятельности компании ABC. Попытаемся в специальной табл. 3 проанализировать ряд показателей прибыли и выявить основные факторы, повлиявшие на

конечные результаты деятельности. Аналитическая табл. 3 состоит из двух частей: в части «А» определяется динамика изменения основных показателей прибыли за отчетный период; в части «В» рассчитываются аналитические показатели, некоторые из которых будут использованы нами в процессе детерминированного факторного анализа. Дадим краткие пояснения отдельным коэффициентам. 1. По стр. 11 табл. 3 определяется величина распределенной чистой прибыли. Это важный для акционеров и инвесторов показатель, характеризующий дивидендную политику организации. Напомним, что чистая прибыль может распределяться по решению общего собрания участников (акционеров, пайщиков) и использоваться на выплату дивидендов, формирование резервного капитала и погашение убытков прошлых лет. В нашем случае в отчетном году было принято решение увеличить величину распределенной прибыли на 3,9% по сравне-. нию с предыдущим периодом.

Таблица 3

Исходные данные для факторного анализа величины нераспределенной прибыли отчетного периода

№ п/п Показатель Предыдущий период Отчетный период Абсолютное отклонение Темп роста, %

А. Финансовые результаты: показатели выручки от продаж и прибылей (убытков)

1 Выручка от продаж (АО, млн руб. 25 651 38619 + 12 968 150,6

2 Валовая прибыль (Р\), млн руб. 9 802 14 346 + 4 544 146,4

3 Прибыль (убыток) от продаж (Р2), млн руб. 9516 13 886 + 4 370 145,9

4 Прибыль (убыток) до налогообложения (Р3), млн руб. 7 866 15 166 + 7 300 192,8

5 Чистая прибыль (убыток) (Р4), млн руб. 5 952 11 837 + 5 885 198,9

6 Нераспределенная прибыль за период (Р5), млн руб. 3 913 9718 + 5 805 248,4

7 Нераспределенная прибыль нарастающим итогом за все периоды (Р6), млн руб. 14 620 24 338 + 9718 166,5

В. Расчетные показатели

8 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (//-Р;), МЛН руб. 15 849 24 273 + 8 424 153,152

9 Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (Ы - Р2\ млн руб. 16 135 24 733 + 8 598 153,288

10 Сумма налога на прибыль (Рз - Р4), млн руб. 1 914 3 329 + 1415 173,929

11 Величина распределенной чистой прибыли (Р4 - Р5), млн руб. 2 039 2 119 + 80 103,924

12 Затратоемкость производства (|7У - Р11 / АО, коэф. 0,61787 0,62853 +0,01066 101,725

13 Затратоемкость производства и сбыта продукции ([Ы - Р2] / АО, коэф. 0,62902 0,64044 +0,01142 101,816

14 Рентабельность продаж (Р2 / АО, коэф. 0,37098 0,35956 -0,01142 96,922

15 Коэффициент прибыли (убытка) от прочих видов деятельности {Ръ1Рг) 0,82661 1,09218 + 0,26557 132,128

16 Доля чистой прибыли в прибыли до налогообложения (Р4 / Р3), коэф. 0,75667 0,7805 + 0,02383 103,149

17 Соотношение суммы налога на прибыль и себестоимости проданных товаров (|"Рз - Ра] / [М - Р|]), коэф. 0,12077 0,13715 + 0,01638 113,56

18 Коэффициент, обратный показателю рентабельности ([Ы - Л] / Р3) 2,01487 1,60049 -0,41438 79,434

19 Коэффициент направленности использования прибыли {\Р,-РьМ\Ръ-РЛ) 1,06531 0,63653 - 0,42878 59,751

20 Коэффициент компромисса интересов собственников и хозяйствующего субъекта (темп роста [Р4 - Р5] / темл роста РА) 0,67873 (по данным прошлых лет) 0,52249 -0,15624 76,981

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ ъ WW&ttCM

23

2. По стр. 12 табл. 3 рассчитывается затратоем-кость производства продукции. Из современной теории менеджмента известно, что превосходство по уровню затрат над своими конкурентами является значимым конкурентным преимуществом, формирующим определенный барьер ко входу в отрасль для компаний с худшими показателями себестоимости на единицу продукции. Хотя значение этого показателя и несущественно изменилось (прирост за отчетный период на 1,7%), для руководства компании это должно стать сигналом, свидетельствующим об ухудшении уровня эффективности производственной деятельности. Этот коэффициент можно несколько модифицировать, принимая к расчету не только себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг, но также управленческие и коммерческие расходы (стр. 13). В тех организациях, где доля коммерческих и управленческих расходов занимает значительный удельный вес в общей величине себестоимости, уточненный показатель может существенно отличаться от показателя, представленного по стр. 12.

3. По стр. 14 табл. 3 вычисляется рентабельность продаж - показатель эффективности обычных видов деятельности. В том случае, если хозяйствующий субъект осуществляет деятельность сразу по нескольким сегментам, действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету требуется раскрывать информацию об уровне прибыльности каждого отчетного сегмента, при этом имеется возможность рассчитать и сравнить рентабельность продаж по каждому из них. Из данных табл. 3 видно, что в отчетном периоде при общем высоком уровне эффективности обычных видов деятельности наблюдается определенный спад рентабельности на 1,14 процентных пункта по сравнению с прошлым периодом.

4. Коэффициент прибыли (убытка) от прочих видов деятельности (условное обозначение -к{) показывает общий результат от сопоставления доходов и расходов по прочим видам деятельности. Если кх > 1, то предприятие получило за исследуемый период прибыль от прочих видов деятельности (в нашем случае такая ситуация соответствует отчетному году), если меньше единицы - убыток. Считаем, что величина этого показателя оказывает существенное влияние на величину нераспределен-

ной прибыли (при кх > 1 растет чистая прибыль, следовательно, имеется возможность увеличения нераспределенной прибыли).

5. По стр. 16 определяется доля чистой прибыли в прибыли до налогообложения (условное обозначение - к2). Фактически чем больше этот коэффициент, тем меньше уровень налоговых издержек. По данным табл. 4 видно, что за отчетный период этот показатель вырос на 3,15%. Разница между 1 и к2 показывает фактическую ставку налога на прибыль.

6. Соотношение суммы налога на прибыль и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (стр. 17, условное обозначение -к3) - это еще один показатель, характеризующий уровень налоговых издержек в сравнении с величиной расхода ресурсов в производственной деятельности (налогоемкость основных видов деятельности). Чем меньше значение этого показателя, тем больше возможностей у предприятия получить чистую прибыль, удовлетворить ожидания акционеров и оставить нераспределенную прибыль для финансирования своей деятельности. Из данных табл. 3 видно, что этот коэффициент за отчетный период увеличился на 13,56% (за счет опережающего роста суммы налога на прибыль по сравнению с динамикой себестоимости продукции).

7. По стр. 4 рассчитывается коэффициент, обрат-ный показателю рентабельности производственной деятельности (условное обозначение - кА). Конечно, оригинальный показатель необходимо вычислять с использованием прибыли (убытка) от продаж, однако и модифицированный коэффициент может использоваться для характеристики уровня эффективности производственной деятельности. Чем больше значение тем меньше у предприятия возможности получить чистую прибыль и оставить нераспределенной ее часть в качестве внутреннего источника финансирования. В нашем примере мы видим, что темп роста показателя к4за отчетный период составил всего лишь 79,4% (положительная тенденция).

8. По стр. 19 определяется коэффициент направленности использования прибыли (условное обозначение - к5). По сути, это показатель соотношения интересов собственников (в числителе - величина распределенной прибыли) и государства (в знаменателе сумма - налога на прибыль). Оба частных показателя прямо вли-

24

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£ОРШ. тс ЪРАЪЖтсМ

Таблица 4

Анализ влияния факторов на величину нераспределенной прибыли отчетного периода

№ п/п Порядок расчета Значения показателей - факторов, млн руб. Обобщающий показатель (Р5), млн руб. Абсолютное отклонение (+,-), млн руб. Влияние факторов, %

Рг к\ кг кг *4 кь

Алгоритм расчета Рг к\ (k2-k3k4ks) X X X

1 Расчет по данным предыдущего периода 9516 0,82661 0,75667 0,12077 2,01487 1,06531 3 913,0 X X

2 Расчет влияния изменения Р2 13 886 0,82661 0,75667 0,12077 2,01487 1,06531 5 709,8 + 1 796,8 +30,95

3 Расчет влияния изменения к\ 13 886 1,09218 0,75667 0,12077 2,01487 1,06531 7 544,2 + 1 834,4 +31,6

4 Расчет влияния изменения к2 13 886 1,09218 0,7805 0,12077 2,01487 1,06531 7 905,6 +361,4 +6,23

5 Расчет влияния изменения къ 13 886 1,09218 0,7805 0,13715 2,01487 1,06531 7 372,4 - 533,2 -9,19

6 Расчет влияния изменения к4 13 886 1,09218 0,7805 0,13715 1,60049 1,06531 8 290,6 +918,2 + 15,82

7 Расчет влияния изменения кь 13 886 1,09218 0,7805 0,13715 1,60049 0,63653 9 718,0 + 1 427,4 +24,59

8 Совокупное влияние факторов (должно совпадать с абсолютным отклонением показателя по стр. 6 табл. 3) +5 805,0 100,0

яют на величину нераспределенной прибыли. Причем, если сумма налога на прибыль относительно нерегулируемый показатель со стороны хозяйствующего субъекта и его собственников, то величина распределенной прибыли четко устанавливается решением общего собрания акционеров (пайщиков). Отсюда, если показатель к5 растет, то у предприятия ухудшаются условия внутреннего финансирования своей деятельности (нераспределенная прибыль снижается). Исходя из данных табл. 3, видно, что темп роста показателя к5 за отчетный период составил 59,75% (учитывая, что резервный капитал сформирован и не имеются непокрытые убытки прошлых лет, можно сделать вывод о резком изменении дивидендной политики не в пользу акционеров). 9. Завершает табл. 3 на стр. 20 коэффициент компромисса интересов собственников и хозяйствующего субъекта (так называемый коэффициент опережения темпов роста величины распределенной и чистой прибыли). Если этот показатель больше единицы, то можно говорить о неэффективной дивидендной политике хозяйствующего субъекта. Уменьшение этого # показателя, наоборот, свидетельствует© стремлении развивать на расширенном уровне деятельность организации. Для того, чтобы осуществить анализ влияния различных факторов на величину нераспределенной прибыли отчетного периода, рекомендуется использовать детерминированную модель зависимости, представленную следующей формулой:

Р< = РЛ

Р4 Ръ-РлМ-РхРа-Р5 Рг N-Рх Ръ Рг-Р4

где Р2 - прибыль (убыток) от продаж (в табл. 3 стр. 3), млн руб.;

кх - коэффициент прибыли (убытка) от прочих видов деятельности (в табл. 3 стр. 15), коэф.;

к2 - доля чистой прибыли в прибыли до налогообложения (в табл. 3 стр. 16), коэф.;

к3 - соотношение суммы налога на прибыль и себестоимости проданных товаров (в табл. 3 стр. 17), коэф.;

кА - коэффициент, обратный показателю рентабельности (в табл. 3 стр. 18), коэф.;

кь - коэффициент направленности использования прибыли (в табл. 3 стр. 19), коэф.

Факторный анализ проведен методом цепных подстановок в специальной табл. 4. По результатам факторного анализа видно, что отрицательное влияние на величину результативного показателя оказал рост фактора къ (увеличение налогоемкос-ти производства привело к снижению на 9,19% нераспределенной прибыли отчетного периода). Наиболее существенные положительные воздействия оказали на результативный показатель изменения показателей кх (рост экономического эффекта от осуществления прочих видов деятельности; влияние составило +31,6%), Р2 (увеличение прибыли от продаж способствовало росту результативного показателя на +30,95%) и к5 (изменения в дивидендной политике обеспечили рост нераспределенной прибыли на +24,59%).

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя ъ Т&АКИПСМ

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.