КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
ДА. ЕНДОВИЦКИЙ, доктор экономических наук, профессор
И.В. БОЧАРОВА Воронежский государственный университет
Анализ кредитоспособности заемщика должен основываться на принципах комплексности и системности, объективности, оперативности, консерватизма (осторожности) и рациональности. Комплексность проявляется во всестороннем анализе всех факторов финансово-хозяйственной деятельности, позволяющих оценить возможность компании полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором. При этом необходимо учитывать, что без представления этих факторов в качестве комплекса частных и обобщающих, количественных и качественных показателей, их оценки и ранжирования, обобщения данных анализа и присвоения заемщику класса кредитоспособности проведение анализа кредитоспособности заемщика нецелесообразно, да и, пожалуй, невозможно.
Группы показателей, составляющих модули ко
В качестве модулей аналитических показателей, в соответствии с которыми должна проводиться комплексная оценка кредитоспособности заемщика, предлагаются следующие:
• оценка области деятельности организации и рынка выпускаемой продукции;
• анализ экономического потенциала организации;
• анализ источников финансирования хозяйственной деятельности организации;
• анализ и оценка финансовых результатов деятельности организации;
• анализ организационно-управленческой базы;
• оценка репутации организации и ее менеджеров;
• анализ объема, структуры и стабильности денежных потоков.
В табл. 1 приведены группы показателей, входящих в модули комплексной оценки кредитоспособности заемщика.
Таблица 1
лексной оценки кредитоспособности заемщика
№ п/п Наименование модуля Количественные и качественные показатели анализа и оценки кредитоспособности заемщика
1 Оценка области деятельности организации и рынка выпускаемой продукции Сегмент и доля рынка Чувствительность к изменениям конъюнктуры, ценовым и неценовым факторам спроса Уровень цен Конкурентная среда Наличие в отрасли и регионе зарубежных компаний-конкурентов
2 Анализ экономического потенциала организации Производительность труда Коэффициент износа активной части основных средств Материалоотдача продукции Уровень инновационной активности Наличие и использование информации, дающей организации преимущества перед другими
3 Анализ источников финансирования хозяйственной деятельности организации Коэффициент концентрации капитала Коэффициент маневренности собственного капитала Коэффициент оборачиваемости заемного капитала Средневзвешенная цена заемного капитала
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£б7>ЪЯ тс ЪРЛЪМЪЫ
^(мплексНий анали^
15 (30)-2004
Окончание табл. 1
№ п/п Наименование модуля Количественные и качественные показатели анализа и оценки кредитоспособности заемщика
4 Анализ и оценка финансовых результатов деятельности организации Структура доходов по видам деятельности Рентабельность продаж Рентабельность активов Соотношение прибыли до налогообложения и выручки Уровень налоговых платежей в выручке от продаж
5 Анализ организационно-управленческой базы Качественный состав акционеров (собственников) Возможность акционеров (собственников) влиять на политику организации Место организации в группе компаний (холдинге) Успехи менеджмента компании Текучесть кадров Организационная структура Наличие системы планирования Система бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля
6 Оценка репутации организации и ее менеджеров Кредитная история организации Оценка организации поставщиками, потребителями и другими участниками рынка (деловая репутация) Личные качества топ-менеджмента компании
7 Анализ объема, структуры и стабильности денежных потоков организации Равномерность (сезонность и цикличность) поступления и расходования денежных средств Структура денежного потока организации Коэффициент покрытия обязательств денежными потоками (на основе текущей стоимости будущих денежных потоков)
Таблица 2
Основные показатели анализа кредитоспособности заемщика
Показатели Состояние и интервалы значений Шкала оценки
Оценка области деятельности организации и рынка выпускаемой продукции
Сегмент и доля рынка • Организация является одним из лидеров рынка • Организация имеет среднюю долю рынка • Организация имеет незначительную долю рынка 3 2 1
Чувствительность продукции к изменениям конъюнктуры, ценовым и неценовым факторам спроса • Продукция имеет низкую чувствительность спроса (товары первой необходимости) • Продукция имеет среднюю чувствительность • Высокая чувствительность продукции (в результате изменения моды, цен на продукцию и других факторов) 3 2 1
Уровень цен • Цены соответствуют рыночным, применяемая ценовая стратегия стимулирует сбыт • Цены в целом соответствуют рыночным, но ценовая стратегия отсутствует • Цены выше рыночных, обоснованность цен отсутствует 3 2 1
Конкурентная среда • Низкая конкуренция (менее 5 организаций, заемщик является монополистом) • Средняя конкуренция (от 5 до 10 конкурентов) • Число конкурентов высоко (от 10 и выше) 3 2 1
Наличие в отрасли и регионе зарубежных компаний-конкурентов • Не имеются зарубежные компании-конкуренты • Имеются зарубежные компании с уровнем технологий, соответствующих технологиям предприятия-заемщика • Имеются зарубежные компании с более совершенными технологиями производства и продаж 3 2 1
Анализ экономического потенциала организации
Производительность труда • Высокая, соответствует среднеотраслевым показателям, имеется тенденция к увеличению • Средняя, тенденции роста незначительны • Ниже среднерыночной 3 2 1
Коэффициент износа активной части основных средств • Менее 20% • От 20 до 50% • Более 50% 3 2 1
Материал оотдача продукции • Соответствует среднеотраслевому уровню и даже несколько выше, чем у основных конкурентов • Соответствует уровню основных конкурентов • Значительно ниже среднеотраслевого уровня 3 2 1
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£о?>ъЯ ъ ърлктсм
3
*К<инклассЯии лНАмер к^е^итскиасабЯос&и.
15(30) - 2004
Продолжение табл. 2
Показатели Состояние и интервалы значений Шкала оценки
Уровень инновационной активности • Организация систематически занимается освоением и преобразованием научных знаний в новые виды продукции, использует инновационные достижения в различных технологических процессах • Организация только начинает освоение инновационных достижений, пока не внедрила их в производство продукции или не использует в технологических процессах • Бизнес организации находится в той области, где возможно использование инновационного потенциала, но она этого не делает 3 2 1
Наличие и использование информации, дающей организации преимущества перед другими • Организация обладает и использует информацию, дающую ей значительные конкурентные преимущества • Организация не полностью использует свои информационные преимущества • Организация не обладает такой информацией, в то время как конкуренты владеют ею 3 2 1
Анализ источников финансирования хозяйственной деятельности организации
Коэффициент концентрации собственного капитала • Свыше или равен 60% • От 20 до 60% • Менее 20% 3 2 1
Коэффициент маневренности собственного капитала • Свыше 30% • От 10 до 30% • Менее 10% 3 2 1
Коэффициент оборачиваемости заемного капитала • Значительно вырос за анализируемый период • Значительно не изменился за анализируемый период • Значительно уменьшился за анализируемый период 3 2 1
Средневзвешенная цена заемного капитала • Средневзвешенная цена заемного капитала ниже рентабельности совокупных активов • Средневзвешенная цена заемного капитала равна рентабельности совокупных активов • Средневзвешенная цена заемного капитала превышает рентабельность совокупных активов 3 2 1
Анализ и оценка финансовых результатов деятельности организации
Структура доходов по видам деятельности • Доходы от основной деятельности занимают не менее 90% • Доходы от основной деятельности занимают от 50 до 90% • Доходы от основной деятельности занимают не более 50% 3 2 1
Рентабельность продаж • Выше среднеотраслевого уровня • Соответствует среднеотраслевому уровню • Ниже среднеотраслевого уровня 3 2 1
Рентабельность активов • Свыше 40% • От 15 до 40% • Менее 15% 3 2 1
Соотношение прибыли до налогообложения и выручки • Значительно выросло за анализируемый период • Существенно не изменилось за анализируемый период • Значительно уменьшилось за анализируемый период 3 2 1
Уровень налоговых платежей в выручке от продаж • Значительно снизился за анализируемый период • Существенно не изменился за анализируемый период • Значительно возрос за анализируемый период 3 2 1
Анализ организационно-управленческой базы
Качественный состав акционеров (собственников) • Существенных изменений не произошло, информация о собственниках и аффилированных лицах полностью раскрыта • Изменился собственник значительного пакета акций, информация о собственниках и аффилированных лицах полностыЪ раскрыта • Изменился собственник, обладающий практически полным контролем, и/или не полностью раскрыта информация о собственниках и аффилированных лицах 3 2 1
Возможность акционеров (собственников) влиять на политику организации • Ни один из собственников не имеет возможности единолично выносить вопросы на повестку собрания акционеров, единолично инициировать решение о созыве собрания акционеров, не имеет единоличного влияния при назначении руководящих лиц • Один собственник (группа собственников) имеет своих представителей в совете директоров, может инициировать созыв собрания акционеров, включать вопросы в повестку дня • Один собственник (группа собственников) имеет большинство представителей в совете директоров, может единолично определять состав исполнительных органов 3 2 1
4
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя чс ърлт?с&4
Продолжение табл. 2
Показатели Состояние и интервалы значений Шкала оценки
Место организации в группе компаний (холдинге) • Не входит в холдинг или является головной организацией холдинга, контролирующей и распоряжающейся финансовыми и товарными потоками • Является одним из ключевых участников холдинга • Является второстепенным участником холдинга 3 2 1
Успехи менеджмента компании • Высокие; организация существенно улучшила социальные, производственные и финансовые показатели • Средние; основные социальные, производственные и финансовые показатели изменились незначительно • Низкие; основные социальные, производственные и финансовые показатели ухудшились 3 2 1
Текучесть кадров • Низкая; в организации устоявшийся коллектив • Средняя; менеджмент меняется несущественно • Высокая; в том числе высшего и среднего звена менеджеров 3 2 1
Организационная структура • По всем параметрам соответствует бизнесу и специфике организации • Имеются недостатки организационной структуры • Не соответствует бизнесу организации и современным условиям экономической среды 3 2 1
Наличие системы планирования • Организация занимается стратегическим планированием, активно осуществляет бизнес-планирование и бюджетирование; в процессе обоснования управленческих решений используется прогнозная финансовая информация • На предприятии- заемщике осуществляются отдельные процедуры тактического планирования, в полной мере не осуществляется бюджетирование будущей деятельности • Как таковой системной плановой работы не проводится 3 2 1
Система бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля • На предприятии-заемщике действует эффективная система бухгалтерского учета (используются современные информационные технологии обработки данных, осуществляется управленческий учет, применяются прогрессивные методы бухгалтерского учета) и на постоянной основе функционирует служба внутрихозяйственного контроля (аудита) • На предприятии-заемщике достаточно хорошо функционирует бухгалтерская служба (однако не используются современные методы сбора и обработки информации, данные бухгалтерского учета используются в большей степени не для управленческих целей, а для составления внешней отчетности), не осуществляются процедуры внутрихозяйственного контроля (аудита) • Слабо функционирует бухгалтерская служба (имеются многочисленные нарушения отечественных стандартов ведения учета, используются устаревшие технологии бухгалтерского учета), отсутствует внутрихозяйственный контроль (аудит) 3 2 1
Оценка репутации организации и ее менеджеров
Кредитная история организации-заемщика • Положительная по всем предыдущим обязательствам перед заемщиками • Имеются несущественные нарушения при погашении заемщиком обязательств в прошлых периодах, или отсутствует кредитная история • Негативная кредитная история по предыдущим контактам с организацией 3 2 1
Оценка организации поставщиками, потребителями и другими участниками рынка (деловая репутация • Высокая оценка деятельности, четкое соблюдение всех сроков поставки, оплаты, соблюдение всех установленных норм и правил • Имеются отдельные нарушения в соблюдении сроков оплаты; поставки, не носящие регулярный характер, а также несоблюдение отдельных норм и правил (например, в части экологических норм) • Организация систематически не соблюдает сроки оплаты, поставки, нарушает установленные нормы и правила 3 2 1
Личные качества топ-менеджмента компании • Высокий авторитет у руководителей организации в бизнес-сообществе, в случае необходимости лично вступают в переговоры по поводу корректировки сроков или условий выполнения обязательств • Хорошие профессиональные качества, знание современных методов производственного и финансового менеджмента, но небольшая известность в бизнес-сообществе • Неизвестные бизнес-сообществу лица, руководитель без серьезных навыков административной работы и опыта получения кредитных ресурсов 3 2 1
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£бРЪЯ ъ ъРА-хжгсп*
5
Окончание табл. 2
Показатели Состояние и интервалы значений Шкала оценки
Анализ объема, структуры и стабильности денежных потоков организации
Равномерность (сезонность и цикличность) поступления и расходования денежных средств • Производство не носит сезонный характер, денежный поток равномерный • Производство имеет сезонный характер, в рамках сезонного цикла денежные потоки равномерны или производство не носит сезонный характер, но имеется определенный дисбаланс в поступлении и расходовании денежных средств, который длится непродолжительное время (до 5 дней) • Отсутствует равномерность в поступлении и расходовании денежных средств 3 2 1
Показатели структуры денежного потока организации • Чистый денежный поток от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности положительный. Обязательства покрываются за счет чистого денежного потока от операционной деятельности полностью • Чистый денежный поток от операционной деятельности положительный, однако бывали единичные случаи недостатка его величины для покрытия обязательств и покрытия за счет чистых денежных потоков от финансовой и инвестиционной деятельности • Величина чистого денежного потока от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности недостаточна для покрытия обязательств организации 3 2 1
Коэффициент покрытия обязательств денежными потоками (на основе текущей стоимости будущих денежных потоков) • Существенно больше 1,00 • От 1,00 до 1,1 • 1,00 и менее 3 2 1
Для адаптации методики анализа кредитоспособности заемщика практическим требованиям кредитора необходимо осуществить процедуры выбора признаков классификации заемщиков с присвоением им определенного класса, выбора множеств шкальных оценок по каждому признаку, в том числе с учетом интервалов значений количественных коэффициентов, описания алгоритмов расчета предложенных показателей. Кроме того, одним из методических подходов является то, что помимо количественных оценок показателям присваиваются качественные оценки, т.е. те из них, которые не позволяют присвоить им четкие, непротиворечивые, общепринятые и достоверные количественные значения, описываются словесно на основе нескольких понятных и общепринятых вариантов их градаций, позволяющих сделать обоснованный выбор одной из них.
В табл. 2 приведены группы показателей анализа и оценки кредитоспособности заемщика, представлены различные состояния и значения показателей, дана шкала их оценки.
В табл. 3 описан порядок расчета количественных показателей анализа кредитоспособности заемщика.
* ЕндовицкийДЛ., Бочарова И.В. Анализ соблюдения заемщиком требований по обеспечению кредита // Экономический анализ. - 2004. — № 14 (29).
В табл. 4 приведено описание групп кредитоспособности заемщиков, а также определены границы балльных значений по каждой группе. Присвоение класса кредитоспособности заемщика производится с учетом классов предоставленного обеспечения*. Данный подход обусловлен тем, что в нынешних условиях хозяйствования обеспечение является немаловажным фактором, влияющим как на выполнение обязательств заемщиком, так и на снижение риска кредитора. Определение комплексной оценки рекомендуется проводить с использованием метода геометрической средней, которая рассчитывается по следующей формуле:
к]=у]к\к2 ••• Кп>
где п - число показателей.
При этом для анализа используются данные, по меньшей мере, за три последних отчетных периода, предшествующих периоду обращения заемщика к кредитору в целях получения кредита. Неиспользование системы присвоения рейтингов (весов) показателям, характеризующим кредитоспособность заемщика, связано с тем, что применение данного подхода ограничивает возможности достоверной оценки заемщика, так как позволяет манипулировать частными значениями отдельных показателей и влиять на совокупный показатель путем субъективных предпочтений каждого аналитика тем или иным группам показателей. Кроме
6
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ъсеоръя ъ
'Кммл&ССЯий CLHCLMIJ, к<{№фшйосмсо6носйм
15 (30)-2004
Таблица 3
Формулы расчета количественных показателей анализа кредитоспособности заемщика
Показатель Формула расчета
Производительность труда на одного работающего ф), руб. £> = &•/>,//?, где 2, - объем производства /-й продукции, шт.; р, - цена единицы /-й продукции, руб.; Я - среднесписочная численность персонала, чел.
Коэффициент износа активной части основных средств (КИ\ коэф. где А - сумма начисленной амортизации по активной части основных средств, руб.; - первоначальная стоимость активной части основных средств, руб.
Материалоотдача продукции (ц), руб. где М- сумма материальных затрат, руб.
Коэффициент концентрации собственного капитала (Ккск)у коэф. Ккск=СК/ Акт, где СК- собственный капитал, руб.; Акт - всего активы, руб.
Коэффициент маневренности собственного капитала (Киск), коэф. Кмск = СОС/СК где СОС - собственные оборотные средства, руб.
Коэффициент оборачиваемости заемного капитала (Козк), коэф. К 03К = ^/Ж где М- выручка от продаж, руб.; ЗК- заемный капитал, руб.
Средневзвешенная цена заемного капитала (гзк), коэф. г = У зк ^ ж,' где 21 - расходы по привлечению и обслуживанию ¿-го источника заемного капитала, руб.; - величина /-го источника заемного капитала, руб.
Рентабельность продаж (рдг), коэф. Рпродаж / К где Рпоолаж - прибыль от продаж, руб.
Рентабельность активов (ра), коэф. Р. = Лист/Акт, где Рчист - чистая прибыль, руб.
Соотношение прибыли до налогообложения и выручки от продаж (КРЫ\ коэф. где РпИ - прибыль до налогообложения, руб.
Уровень налоговых платежей в выручке от продаж (Кт), коэф. где Т - налоговые платежи всего, руб.
Коэффициент покрытия обязательств денежными потоками (на основе текущей стоимости будущих денежных потоков) (КРУ), коэф. _ PУNCFn_] + PУNCFn_2 + ... + PУNCF0 ру где л- срок предоставления денежных средств (год, месяц); РУ - сумма денежных средств, предоставленных кредитором в начальный период времени, тыс. руб.; РУИСР - текущая стоимость чистого денежного потока за период времени /, тыс. руб.
Таблица 4
Описание групп (классов) кредитоспособности заемщика
Класс кредитоспособности Наименование Интервал балльных значений Описание класса кредитоспособности с учетом класса обеспечения
I Высокая кредитоспособность ОтЗ до 2,71 Клиент высокой кредитоспособности имеет безупречную кредитную историю, выполнение им всех обязательств не вызывает сомнения, представлено обеспечение I или II класса
II • Хорошая кредитоспособность От 2,70 до 2,00 Заемщик может иметь некоторые трудности с выполнением кредитных обязательств, кредитный риск невысок. Представлено обеспечение II класса
III Удовлетворительная кредитоспособность От 1,99 до 1,68 Кредитный риск высок, но принятие риска возможно имеющимися перспективами улучшения значительного числа показателей. Обеспечение относится ко II или III классу. Решение о выдаче кредита выносится также с учетом заинтересованности кредитора в сотрудничестве с заемщиком
IV Некредитоспособный заемщик От 1,67 до 1,00 Заемщик, неспособный к выполнению кредитных обязательств, обеспечение относится к III или IV классу
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: тс ЪРАЪЖтсМ
7
0K<b4t*Metccftuu Aftcutetj,
15 (30)-2004
того, применение коэффициентов значимости возможно в методиках, которые содержат лишь количественные показатели, а предлагаемый методический подход к анализу кредитоспособности заемщика содержит в себе и качественные факторы, доля которых значительна.
Верхнее и нижнее значения итоговой балльной оценки I класса кредитоспособности основаны на предположении, что все показатели комплексной оценки кредитоспособности заемщика примут по шкале оценок значение 3 или 25% показателей примут значение 2. Верхнее и нижнее значения итоговой бальной оценки II класса кредитоспособности предложены исходя из предположения, что не более 25% показателей примут значение 2, а остальные показатели примут значение 3 по шкале оценок или все показатели примут значение 2. При этом необходимо учесть, что в случае если хоть один из показателей примет значение 1, заемщику не может быть присвоен II класс кредитоспособности. Нижняя граница III класса кредитоспособности обусловлена предположением, что 25% показателей примут значение 1 по шкале оценок, но не более того, а остальные 75% — значение 2. Нижняя граница IV класса кредитоспособности принимает свое значение при условии, что все показатели будут оценены в 1 балл.
Поскольку тема сравнения достоинств тех или иных методик оценки кредитоспособности заемщика уже достаточно широко освещена в экономической литературе, на наш взгляд, нет необходимости развивать ее дальше, но хотелось бы отметить следующие основные достоинства предложенного методического подхода к анализу кредитоспособности заемщика:
• многогранность — предлагается комплексный подход к оценке кредитоспособности заемщика. Наряду с общераспространенными показателями, которые характеризуют структуру капитала и имущественное положение заемщика, в представленных методических рекомендациях уделяется внимание таким немаловажным показателям, как оборачиваемость, позволяющая оценить эффективность основной производственной деятельности; показатели рентабельности, позволяющие определить результативность и целесообразность финансово-хозяй-ственной деятельности; показатели, характеризующие рынок и выпускаемую продукцию, позволяющие оценить факторы, способные так или иначе повлиять на непрерывность операционного цикла деятельности организации, что
влияет на способность генерировать денежные средства, необходимые для дальнейшего расширенного воспроизводства и погашения заемных обязательств; показатели, характеризующие производительность труда и материалоот-дачу; уровень инновационной активности и использование информации, дающей конкурентные преимущества, позволяют судить о возможности успешной реализации проектов, под которые привлекаются заемные средства; показатели, характеризующие организацион-но-управленческую базу, систему бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, репутацию организации и ее менеджеров, позволяют получить четкое представление о политике, проводимой руководством заемщика, о его компетентности, порядочности, соответствии организационной структуры производственным, финансовым, социальным особенностям заемщика, эффективности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля; показатели, позволяющие охарактеризовать денежный поток организации, оценить его величину, структуру и стабильность, что чрезвычайно важно при оценке возможности выполнения кредитных обязательств;
• отсутствие дублирования показателей. В предложенном методическом подходе к анализу кредитоспособности заемщика отсутствуют аналогичные по смыслу показатели;
• практическая применимость. Расчет предложенных показателей можно провести на основе данных, содержащихся в формах бухгалтерской отчетности организации; на основе использования информации торговых организаций и предприятий-изготовителей; информации, предоставляемой консультационной или иной специализированной организацией; информации, опубликованной в средствах массовой информации; информации из органов госстатистики; сведений, полученных в ходе опроса партнеров, конкурентов и других источников;
• возможность автоматизации комплексной оценки кредитоспособности заемщика. В соответствующем программном обеспечении (к примеру, в формате Microsoft Excel) возможно создать вспомогательную для банковских аналитиков программу, которая позволяла бы на основе введенных исходных данных сократить трудозатраты аналитика по расчету необходимых показателей, автоматическое присвоение
8
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£ОРЪЯ ъ терлъжгсм
^Калтл&ссЯмй AftfLMif <cft£fu*frocnoco6Hoc<iiu
15 (30)-2004
кредитного рейтинга, позволяла бы проводить сравнительный анализ всех заемщиков (клиентов), получивших как положительное, так и отрицательное заключение о выдаче кредита, графическое представление тенденций изменения показателей.
На примере данных предприятия XYZ проведем анализ кредитоспособности заемщика с присвоением ему класса кредитоспособности согласно табл. 4. Анализ кредитоспособности предприятия XYZпредставим в табл. 5 и 6. Табл. 5 содержит исходные данные для анализа показателей, рассчитываемых с использованием форм бухгалтерской отчетности, в части «Б» представлен расчет этих показателей на основе использования формул табл. 3. В табл. 6 осуществлена комплексная оценка кредитоспособности заемщика и проведен анализ тенденций изменения количественных и качественных показателей предложенной методики.
По итогам присвоенных заемщику балльных оценок его можно отнести ко II классу кредитоспособности, хотя имеется тенденция снижения
Исходные данные и полученные на их основе з кредитоспособности заемщика
комплексной оценки. На снижение показателя комплексной оценки кредитоспособности заемщика за анализируемые периоды оказали влияние следующие показатели: производительность труда на одного работающего; коэффициент маневренности собственного капитала; коэффициент оборачиваемости заемного капитала. Снижение показателя производительности труда работающих связано с сокращением объема произведенной продукции в I квартале 2004 г. по сравнению с другими рассматриваемыми периодами, что было вызвано несколькими причинами: большее количество праздничных дней в I квартале 2004 г. по сравнению с III и IV кварталами 2003 г.; характерные черты в поведении потребителей, связанные со снижением объема потребления товаров не первой необходимости в посленовогодний период (с учетом того, что проводилась большая предновогодняя рекламная кампания, предоставлялись скидки покупателям). На снижение коэффициента маневренности собственного капитала повлияло увеличение доли внеоборотных активов в величине
Таблица 5
начения количественных показателей анализа
(на примере предприятия XYZ)
№ п/п Показатель 01.10.2003 01.01.2004 01.04.2004
А. Исходные данные для анализа
1 Объем произведенной продукции, тыс. руб. 288 210 488 469 111 191
2 Среднесписочная численность работающих, чел. 92 98 98
3 Первоначальная стоимость активной части основных средств, тыс. руб. 26 122 41 522 61 497
4 Величина начисленной амортизации по активной части основных средств, тыс. руб. 10 114 17 260 24 374
5 Выручка от продаж, тыс. руб. 117 186 200 259 111 191
6 Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 39 208 62 537 32 134
7 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 32 337 52 207 21 165
8 Чистая прибыль, тыс. руб. 31 136 50 265 20 091
9 Налог на прибыль (иные аналогичные платежи), тыс. руб. 1 201 1 942 1 074
10 Собственный капитал, тыс. руб. 78 700 98 287 108 378
11 Величина активов, тыс. руб. 167 301 246 162 249 585
12 Внеоборотные активы, тыс. руб. 32 089 78 878 97 054
13 Материальные затраты, руб. 208 883 346 605 79 057
14 Расходы по привлечению и обслуживанию заемного капитала, тыс. руб. 2 291 2 821 646
15 Величина заемного капитала, тыс. руб. 57 216 69 436 66 737
Б. Расчетные показатели
16 Производительность труда на одного работающего (за квартал), тыс. руб. 3 132,72 4 984,38 1 134,60
17 Коэффициент износа активной части основных средств, коэф. 0,3872 0,4157 0,3963
18 Материалоотдача, руб. 1,3798 1,4093 1,4065
19 Коэффициент концентрации собственного капитала, коэф. 0,4704 0,3993 0,4342
20 Коэффициент маневренности собственного капитала, коэф. 0,5923 0,1974 0,1045
21 Коэффициент оборачиваемости заемного капитала, коэф. 2,0481 2,8841 1,6661
22 Средневзвешенная цена заемных ресурсов, тыс. руб. 0,0400 0,0406 0,0097
23 Рентабельность продаж, коэф. 0,3346 0,3123 0,2889
24 Рентабельность активов 0,1861 0,2042 0,1807
25 Соотношение прибыли до налогообложения и выручки 0,2759 0,2607 0,1903
26 Уровень налоговых платежей в выручке от продаж 0,0102 0,0097 0,0097
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШОРЪЯ 7t ъраъмъъа
9
Таблица 6
Комплексная оценка кредитоспособности заемщика и анализ тенденций изменения показателей
(на примере предприятия ХУ2)
Оценка показателей, баллы Оценка тенденций
Показатели 01.10.2003 01.01.2004 01.04.2004 изменения показателей
и комплексной оценки
Производительность труда на одного работающего (за квартал) 3 3 2 Снизилась
Коэффициент износа активной части основных средств 2 2 2 Существенно не изменился
Материалоотдача 3 3 3 Существенно не изменилась
Коэффициент концентрации собственного капитала 2 2 2 Существенно не изменился
Коэффициент маневренности собственного 3 2 2 Снизился
капитала
Коэффициент оборачиваемости заемного 3 3 2 Снизился
капитала
Средневзвешенная цена заемных ресурсов 3 3 3 Существенно не снизилась
Рентабельность продаж 3 3 3 Существенно не снизилась
Рентабельность активов 2 2 2 Существенно не изменилась
Соотношение прибыли до налогообложения и 2 2 2 Снизилось
выручки
Уровень налоговых платежей в выручке от продаж 3 3 3 Существенно не изменился
Сегмент и доля рынка 3 3 3 Без изменений
Чувствительность продукции к изменениям конъюнктуры, ценовым и неценовым факторам 2 2 2 Без изменений
спроса
Уровень цен 3 3 3 Без изменений
Конкурентная среда 3 3 3 Без изменений
Наличие в отрасли и регионе зарубежных компаний-конкурентов 3 3 3 Без изменений
Уровень инновационной активности 3 3 3 Без изменений
Наличие и использование информации, дающей организации преимущества перед другими 2 2 2 Без изменений
Структура доходов по видам деятельности 3 3 3 Без изменений
Изменения в составе акционеров (собственников) 3 3 3 Без изменений
Возможность акционеров (собственников) влиять на политику организации 2 2 2 Без изменений
Значение организации в группе компаний (холдинге) 3 3 3 Без изменений
Успехи менеджмента компании 3 3 3 Без изменений
Текучесть кадров 3 . 3 3 Без изменений
Организационная структура 3 3 3 Без изменений
Наличие системы планирования 2 2 2 Без изменений
Система бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля 2 2 2 Без изменений
Кредитная история организации 3 3 3 Без изменений
Оценка организации поставщиками, потребителями и другими участниками рынка (деловая репутация) 3 3 3 Без изменений
Личные качества топ-менеджмента компании 3 3 3 Без изменений
Равномерность (сезонность и цикличность) поступления и расходования денежных средств 3 3 3 Без изменений
Показатели структуры денежного потока организации 2 2 2 Без изменений
Комплексная оценка методом геометрической средней (К/) 2,64 2,61 2,08 Снизился
10
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£бРЪЯ ъ терлтттсм