Научная статья на тему 'Формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства в процессе обучения учащихся 5-6-х классов'

Формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства в процессе обучения учащихся 5-6-х классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2161
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕ / ARTISTIC PERCEPTION FORMATION / PEDAGOGIC EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козловская Марина Александровна

Описана проблема формирования художественного восприятия. Выделены три ключевых блока критериев определения уровня сформированности художественного восприятия произведений искусства, представлены результаты проведенного экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства в процессе обучения учащихся 5-6-х классов»

М.А. КОЗЛОВСКАЯ (Майкоп)

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ

Описана проблема формирования художественного восприятия. Выделены три ключевых блока критериев определения уровня сформированности художественного восприятия произведений искусства, представлены результаты проведенного экспериментального исследования.

Ключевые слова: формирование художественного восприятия, педагогический эксперимент.

В свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающих поколений актуальна проблема формирования художественного восприятия произведений искусства. Понимание произведений искусства осуществляется лишь в результате познания структуры и закономерностей художественного образа. Правильное осмысление произведений искусства создает благоприятную основу для овладения духовным богатством прошлого, развития художественного вкуса учащихся, их ориентировки в современном искусстве и осознания его художественной ценности. Сегодня в условиях утраты и трансформации многих культурнонравственных ценностей необходимость и значимость формирования художественного восприятия произведений изобразительного искусства для молодого поколения резко возрастают.

Анализ практики обучения учащихся 5-6-х классов изобразительному искусству свидетельствует о том, что школьников в основном учат технике искусства. У них отсутствует сознательное отношение к духовному содержанию произведений искусства. Это ведет к бедности ассоциаций, неразвитости навыка обобщения чувств, что проявляется и в практических работах учащихся. Некоторые из испытуемых не умеют смотреть картины, т.к. этому их не научили. Такой характер обучения приводит к снижению общего культурного уровня школьников.

Анализ исследований, посвященных отношению подростков к произведениям искусства (JI.B. Благонадежина, Т.В. Шуртакова, В.Е. Семенов, Ю.Н. Протопопов, A.B. Щербаков), показывает: из-за недостаточной научной обоснованности данной проблемы, что препятствует ее решению в практике обучения изобразительному искусству, происходит снижение активности подростка в сфере изобразительной деятельности, падение интереса к произведениям изобразительного искусства. М.Б. Батюта обращает внимание на недостаточную теоретическую разработанность проблемы формирования художественного восприятия [1], что подтверждает актуальность нашего научного поиска.

в результате проведенного нами на базе образовательных учреждений г. Майкопа исследования были обоснованы критерии и уровни сформированности художественного восприятия учащихся средней школы, дополнено педагогическое знание о видах восприятия; выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия формирования художественного восприятия учащихся 5-6-х классов в процессе обучения изобразительному искусству.

теоретико-методологической основой нашего исследования являются диалектическая логика, системный подход к исследованию и организации образовательного процесса, базовые теоретические положения в области как общей подготовки школьников, так и в сфере художественно-изобразительной деятельности; идеи о творческой сущности личности в процессе гуманизации образования, педагогической интеграции, совершенствования теории и методики изобразительного искусства; положения современной психологии и педагогики, философии и искусствоведения, указывающие на взаимосвязь, взаимообусловленность и неразрывную целостность процессов обучения, воспитания и развития личности, преимущественно творческий характер человеческой деятельности, специфику художественно-образного восприятия и творчества в изобразительном искусстве.

Исследование опирается на положения гуманитарной парадигмы образования, методологию целостного процесса (Н.М. Борыт-ко, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков), гуманистические идеи педагогики (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.Г. Лабунская, B.C. Леднев, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин и др.); теории

© Козловская М.А., 2011

развития личности (Л.С. Выготский, A.B. Петровский и др.), психологические (Б.Т. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теп-лов и др.), социально-философские (Г.С. Батищев, Л.И. Буева, Э.Т. Ильенков, М.С. Каган и др.) теории деятельности; труды по теории и практике педагогического проектирования (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, Ю.С. Тюников и др.); концепции творческого развития личности, психологии творчества, (Д.Б. Богоявленская, Б.Ф. Ломов, Я.А. Пономарев. Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.); исследования в области художественного образования и эстетического воспитания; художественнопедагогическое наследие Н.П. Крымова, И.Е. Репина, В.А. Серова, В.А. Фаворского и других признанных мастеров живописи. Особое место в нашем исследовании занимают труды Н.Н. Волкова (специфика восприятия предмета и рисунка), Ю.В. Коробко (проблемы цветовосприятия в живописи).

Исследовательская работа по данной проблеме проводилась в 2009-2011 гг. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе следующих муниципальных образовательных учреждений г. Майкопа: лицей №8, гимназия № 22, МОУ СОШ №2, МОУ СОШ №3. В ходе исследования мы разработали критерии, по которым оценивали качественный уровень сформированности художественного восприятия произведений изобразительного искусства учащимися 5-6-х классов. Мы исходили из понимания, что «критерий -признак, основание, мерило оценки, суждения» [5], и опирались на данные, полученные в ходе проведенного исследования, а также работы по истории развития художественного восприятия, методики обучения изобразительному искусству. Были выделены три ключевых блока критериев для определения уровня сформированное™ художественного восприятия произведений искусства. В разработанных нами критериях уровни формирования художественного восприятия соответствуют видам формирования художественного восприятия. Низкий уровень -1-й вид (нецелостное художественное восприятие) характеризуется восприятием учащимися отдельных, ключевых моментов сюжета произведения. Школьники, которых можно отнести к данному виду, могут определить колорит произведения или назвать цвета, которые доминируют в картине. Произведения искусства не вызывают у учащихся эмоций. Подростки не способны сделать анализ произведения, у них не наблюдается заинтересованность искусством. Средний уровень - 2-й вид (эстетический вид восприятия) проявляется у уча-

щихся в ярко выраженном эмоциональном отклике на произведения искусства, умении видеть и подмечать красивое и художественное; школьники способны воспринимать эмоциональное состояние картины в колорите и характере освещения, подмечают отличительные черты, индивидуальные особенности предметов в произведении искусства. Высокий уровень - 3-й вид (целостный вид художественного восприятия) характеризуется восприятием центральной проблемы произведения, способностью к анализу причин, следствий, роли и взаимосвязей изображенных на картине явлений, экстраполяцией развития поставленной в произведении проблемы, восприятием взаимоотношений персонажей эмоционального состояния произведения, сущности, индивидуальных особенностей предметов и их связи с окружением. Другими словами, учащиеся с высоким уровнем сформированности художественного восприятия не только интересуются эстетической стороной искусства, но и способны делать глубокий анализ произведений искусства, могут уловить суть замысла и предположить дальнейшее развитие событий.

взяв за основу разработанные нами критерии, мы выявили на контрольном этапе экспериментального исследования уровни художественного восприятия у учащихся 5 - 6-х классов. Одним из основных методов исследования для получения более полной информации в нашей работе стал метод анкетирования, достаточно удобный для осуществления в рамках школьного обучения [3]. С точки зрения психологии, главным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволило выявить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса [4]. Метод анкетирования — психологический вербальнокоммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента мы использовали специально оформленный список вопросов - анкету. Анкетирование позволило нам жестко следовать намеченному плану исследования, т.к. процедура «вопрос - ответ» строго регламентирована. При помощи данного метода мы обеспечили массовость исследования. особенностью этого метода следует назвать его анонимность (фиксируется не личность респондента, а его ответы) [2].

вопросы анкеты побуждали учеников к анализу произведений изобразительного искусства и были составлены таким образом, чтобы ответы оказались описательными, а не односложными. от учащихся требовалось выразить свои чувства, поразмышлять над тем,

%

60-1

50 І 4030+ 20 І 100+

IN'

IIIII КГ □ ЭГ

Низкий Средний Высокий

уровень/вид уровень/вид уровень/вид

Показатели динамики сформированности художественного восприятия учащихся 5-6-х классов лицея № 8, гимназии № 22, школы №2, школы № 3 г. Майкопа (Республика Адыгея) (контрольная и экспериментальная группы)

почему художник создал данное произведение; определить главное в произведении. В основу содержания анкет был положен анализ репродукций картин, по которым выявлялся уровень сформированности художественного восприятия учащихся. Динамика формирования художественного восприятия произведений изобразительного искусства выражается в изменении способов взаимодействия с произведением, отраженных в характере выводов, которые ученики делают на основе самостоятельного изучения произведения. в ходе анкетирования демонстрировались репродукции произведений искусства известных художников (в 5-х классах - И.И. Шишкина «Дуб», A.A. Рылова «Над голубым простором», И.Э. Грабаря «Рябинка»; в 6-х классах - И.Е. Репина «Не ждали», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет»).

На основании сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента мы сделали выводы о заметных преобразованиях в процессе художественного восприятия произведений искусства в ходе формирующего эксперимента. Сравнивая ответы учащихся контрольной группы (КГ) и экспериментальной группы (ЭГ), мы констатировали динамику сформированности художественного восприятия произведений искусства у учащихся ЭГ (см. рис.).

На рисунке мы видим, что в ЭГ количество учащихся с низким уровнем восприятия уменьшилось, а процентное соотношение учащихся с высоким уровнем восприятия искусства значи-

тельно увеличилось по сравнению с КГ. Низкий и высокий уровни на контрольном этапе эксперимента в КГ составляют соответственно 10 и 32%, а в ЭГ - 1 и 44%. Данные показатели свидетельствуют о динамике уровня сформирован-ности художественного восприятия.

можно констатировать также, что число учащихся со средним уровнем восприятия в ЭГ по сравнению с КГ приблизительно равно: КГ -58%, ЭГ - 55% (см. рис.). На констатирующем этапе эксперимента средний уровень в КГ составлял 66%, в ЭГ - 74%. Анализ результатов свидетельствует о снижении среднего уровня сформированности восприятия в ЭГ, но данный факт не является отрицательным явлением, т.к. в ЭГ на контрольном этапе эксперимента увеличилось число учащихся с высоким уровнем восприятия (44%), который на констатирующем этапе составлял 18% (см. табл.).

Итак, подростки, прошедшие обучение изобразительному искусству, по экспериментальной программе обнаруживают способность воспринимать характерные черты персонажей и объектов картины в соответствии с замыслом художника. Учащиеся воспринимают психологическое состояние, социальное положение персонажей и их отношение к остальным героям и объектам произведения в большей степени, чем это способны делать их ровесники из контрольной группы. Восприятие эмоционального состояния произведения, сущности, индивидуальных особенностей предметов и их связи с окружением у учащихся ЭГ, прошедших формирующее обучение, также выражены значительно ярче, чем у учащихся КГ.

Показатели динамики сформированности художественного восприятия в 5-6-х классах лицея №8, гимназии №22, школы №2, школы №3 г. Майкопа (Республика Адыгея) (констатирующий и контрольный этапы эксперимента)

Группа Класс Уровень восприятия, %

констатирующий эксперимент контрольный эксперимент

низкий средний высокий низкий средний высокий

КГ 5-й 19 72 9 43 50 7

6-й 24 60 16 21 66 13

ЭГ 5-й 21 75 4 44 56 0

6-й 15 74 11 44 53 3

Например, описывая состояние жены вернувшегося каторжанина, изображенной на картине «Не ждали», ученики, как правило, точно называют ее «удивленной» и «еще не верящей в свое счастье». Некоторые учащиеся ЭГ 5-6-х классов достаточно ярко описывают свои чувства и эмоции, вызванные произведением. Например, анализируя произведение «Устный счет», школьники представляют «шорох книг, скрип пола и задумчивый гул». Рассматривая произведение И. Грабаря «Рябинка», учащиеся представляют «легкий ветерок, свежий воздух». У учащихся КГ часто встречаются односложные ответы или размышления на отвлеченную тему.

Сравнительный анализ полученных в ходе констатирующего и формирующего этапов эксперимента результатов позволяет сделать выводы о наличии у учеников, прошедших экспериментальное обучение, более высокого уровня восприятия произведений изобразительного искусства. Наше исследование показало, что при использовании научно обоснованной методики обучения возможно эффективное формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства, и подтвердило гипотезу о том, что различное соотношение на занятиях изобразительным искусством формирования художественного восприятия и практической деятельности влияет не только на качество рисунков, предпочтений, развитость вкуса школьников, но и на их личности. Очень важно формировать у учащихся 5-6-х классов осмысленное понимание специфики создания художественного произведения, что возможно лишь на основе их ознакомления с разнообразием творческих почерков великих мастеров прошлого и настоящего.

Мы обнаружили, что нельзя ограничивать учащихся только процессом выполнения учебных заданий. Отклик на произведение искусства так же важен, как и практическая изобразительная деятельность. Наше исследование подтвердило, что необходимо развивать у учащихся способность к активному восприя-

тию произведений искусства, ориентацию на воспроизведение полученных представлений от окружающей действительности, формировать знание художественного наследия. Анализ результатов исследования позволяет констатировать, что отсутствие целенаправленного руководства процессом художественного восприятия учащихся или недостаточно серьезное отношение к нему со стороны педагогов приводит к формированию у подростков дурного вкуса, поверхностных суждений об искусстве, так называемой всеядности, эклектичности и даже потребительскому отношению к искусству, появлению в их рисунках штампов, стереотипности, подражательности.

Литература

1. Батюта М.Б. Психологические условия развития восприятия и понимания художественных произведений у детей 10-12 лет: на материале живописи : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Н. Новгород, 2007.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб. : Изд-во «Питер», 2002.

3. Ерков С.А. Формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках изобразительного искусства в 5, 6 классах средней общеобразовательной школы : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2006.

4. Психологические методы. URL : http://www. yapsiholog.ru/psihologicheskie_metody.

5. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Политиздат, 1991.

Criteria of formation of art works artistic perception

There is considered the issue of artistic perception formation. There are sorted out three key blocs of criteria for detection offormation level of artistic perception of art works, given the research results.

Key words: artistic perception formation, pedagogic experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.