Гендерные особенности развития художественного восприятия произведений искусства подростками Орлова М.А.
Орлова Марина Александровна / Orlova Marina Aleksandrovna - кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
кафедра изобразительного искусства Адыгейский государственный университет, институт искусств, г. Майкоп
Аннотация: в статье обоснована актуальность проблемы исследования, раскрыты основные понятия. Автор рассматривает гендерные особенности художественного восприятия произведений искусства. Так же представлены результаты проведенного экспериментального исследования.
Abstract: in the article the urgency of the problem studies the basic concepts; objectives. The author examines gender characteristics of artistic perception of works of art. Also presents the results of experimental studies.
Ключевые слова: художественное восприятие, развитие художественного восприятия, гендерные стереотипы.
Keywords: artistic perception, the formation of artistic perception, gender stereotypes.
В настоящее время приобрел актуальность тендерный аспект личности. Тендер - явление социальное и объясняет культурную, общественную причину межполовых различий. Система образования, средства массовой информации играют большую роль при репрезентации тендерных стереотипов. Так как стереотипы - один из способов упрощения процесса мышления и их влияние на подрастающее поколение весьма велико. В процессе развития восприятия произведений искусства у подростков большую роль играет учет гендерных особенностей личности, так как понимание произведений искусства осуществляется лишь в результате познания структуры и закономерностей художественного образа. Правильное осмысление произведений искусства создает благоприятную основу для овладения духовным богатством прошлого, для развития художественного вкуса учащихся, для их ориентировки в современном искусстве и для осознания его художественной ценности. Из этого следует, что для развития художественного восприятия подростков необходимо учитывать гендерные особенности развития художественного восприятия, что является актуальной задачей на сегодняшний день [1, 14].
В нашем исследовании мы опирались на изыскания современной науки в области гендерных особенностей развития художественного восприятия. Особое место в этом ряду занимают исследования H.H. Волкова в области специфики восприятия произведений искусства и Ю.В. Коробко по проблемам цветовосприятия в живописи [2]. Концептуальные и теоретические положения о психологической сущности художественного восприятия содержат исследования Р. Арнхейма, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Т. Липпса. Во многих работах подчеркивается специфика гендерных особенностей и эстетического восприятия произведений живописи (В.А. Гуружапов, А.А. Мелик-Пашаев, Ю.А. Полуянов и др.). Основной педагогической идеей построения образовательного процесса развития художественного восприятия выступает концепция гуманистического воспитания (Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, B.C. Леднев и др.). Мы пришли к выводу, что в настоящий момент существует множество исследований в области гендерного аспекта. Но на практике данные исследований применяются только на Западе. В России же пока еще не в полной мере осознали необходимость ориентироваться на гендер целевой аудитории. Кроме того, были рассмотрены исследования направленные на выявление особенностей художественного восприятия, где для девочек характерно выделение колорита произведения искусства, а для мальчиков важна тематика и информация, которая заложена в произведении искусства [3].
Анализ педагогического опыта, а так же теоретические исследования позволили выявить некоторые гендерные особенности. При восприятии искусства мальчики отдают предпочтение темному колориту и не придают значения деталям. Девочки избирают яркие, чистые и пастельные тона, особое внимание обращают на элементы, составляющие картины. Мальчики при описании произведений искусства основываются на свое зрительное восприятие, не передавая своего взгляда на него, девочки, как правило, стараются выразить свое отношение к изображаемому, эмоционально, красочно описывают свои эмоции.
Так же были подвергнуты анализу рисунки учащихся, так как хорошо известно, что рисунок - это портрет личности. Он еще раз свидетельствует о том, что девочки и мальчики по-разному видят окружающий мир и воспринимают произведения искусства. У них на разных этапах развития происходит сложнейший психологический процесс - обретение значимого. Мальчики в большинстве своем не видят человека, испытывают сложности в осмыслении мира человеческих отношений. Так, рисуя портрет человека, мальчики передают основные черты и пропорции, не выражая своего отношения к изображаемому объекту. Девочки же, если им этот человек нравится, украшают его различными деталями, рисуют улыбку на лице, используют теплые тона. Иногда бывает излишняя детализация. Но при этом объект статичен. С девочками уместно создавать ситуации, требующие передачи движений, опосредованно учить их создавать образы в динамике, стимулировать полет фантазии, перспективу развития ситуаций. В процессе анализа произведений искусства внимание мальчиков необходимо останавливать на красоте и гармонии, как в природе, так и в рукотворном мире произведений художников, скульпторов, писателей, музыкантов,
композиторов. В связи с этим, мир вокруг мальчика необходимо наполнять позитивными эмоциями, вызывающими их восторг и восхищение.
Мы провели констатирующий эксперимент, целью которого было определения уровней развития художественного восприятия мальчиков и девочек. Экспериментальным исследованием было охвачено 389 учащихся 5-х - 6-х классов.
Для определения уровней развития образности художественного восприятия применялась диагностическая методика - тест «МАТИСС» (авторы Е. Торшилова и Т. Морозова). Для определения уровней развития адекватности художественного восприятия - тест «ЛИЦА» (авторы Е. Торшилова и Т. Морозова). Для определения уровней развития осмысленности художественного восприятия был проведен тест «ВАН ГОГ» (авторы Е. Торшилова и Т. Морозова). Для определения уровней развития целостности и эмоциональности художественного восприятия использовались анкеты (автор Е.В. Викторова). Уровни развития художественного восприятия по каждому из критериев, в зависимости от суммы баллов, оценивались как высокий, средний и низкий. Сумма баллов, набранная конкретно каждым подростком по всем критериям, дает суммарную оценку уровня развития его художественного восприятия.
Таблица 1.
Показатели развития художественного восприятия у мальчиков и девочек 5-х - 6-х классов лицея № 8, гимназии № 22, МОУ СОШ№2, МОУ СОШ№ 3, Республики Адыгея г. Майкопа (по результатам констатирующего эксперимента)
Критерии Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
М в % Д в % М в % Д в % М в % Д в %
Образованность 23 14 60 75 17 11
Адекватность 17 21 68 76 15 3
Осмысленность 20 15 65 74 15 11
Целостность 14 27 72 56 14 17
Эмоциональность 19 14 75 73 6 13
Средний показатель 18,6 18,2 68 70,8 13,4 11
Анализ результатов проведенных диагностических методик установил, что как у мальчиков, так и у девочек более высокий средний уровень художественного восприятия, который составляет 68,6%. Средний уровень художественного восприятия характеризуется: частичным отражением образа в произведении искусства; недостаточно полным представлением об идее, сюжете, колорите, композиционном решении произведения искусства; умением анализировать произведения искусства только по некоторым признакам. Характеризуется целостным восприятием отдельных компонентов произведения искусства; эмоциональным откликом на некоторые произведения искусства, зависящим от стиля и жанра.
Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать вывод, что уровень восприятия подростков 5 и 6 классов недостаточно высок. Высокий уровень восприятия у мальчиков составляет - 14%, у девочек - 11%, между тем низкий уровень - 22% и - 18% (Таблица 1). Данные показатели позволяют нам констатировать, что необходима разработка системы специальных педагогических условий, методов, приемов и средств, учитывающих гендерные особенности учащихся, нацеленные на результативное развитие осмысленного, адекватного, образного, целостного, эмоционального восприятия у подростков общеобразовательной школы. Так как знакомство с изобразительным искусством поможет воспитать в подростке способность образного мышления, развить наблюдательность, зрительную память, воображение, научит чувствовать, удивляться, а значит, и познавать окружающий его мир. Все эти качества пригодятся человеку в любой сфере его деятельности.
Очень важно наполнить пространственное окружение подростков с учетом гендерных особенностей их развития: репродукциями картин, малыми формами скульптуры, книжными иллюстрациями, фонотекой музыкальных произведений, доступных пониманию и восприятию детьми данного возраста и разного пола. Это обогатит чувственный мир мальчиков, поможет девочкам уловить и передать динамику и красоту произведений искусства. Все это способствует еще и более гармоничному развитию, что позволяет подростку наиболее полно проявить себя в современном мире, где мальчикам и девочкам приходится исполнять гораздо более сложные социальные роли, чем те, которые отводились мужчине и женщине много веков подряд.
Литература
1. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 240 с.
2. Кузнецов Е.Ф. Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности (на примере обучения студентов художественно-графических факультетов рисунку и живописи) / Ф.Е. Кузнецов: Дис. доктора пед. наук: 13.00.02. М.: 2008. 331 с.
3. Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской психологии, патопсихология / Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003. 512 с.