Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественно-творческие способности / студент / политехнический колледж / диагностика / artistic and creative abilities / student / polytechnic college / artistic graphics / diagnostics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.М. Романенко, О.Н. Ряго

В статье актуализируется проблема формирования художественно-творческих способностей у специалистов среднего звена политехнического профиля, выделяются способности, отвечающие за развитие творческого потенциала выпускников. Авторы пишут, что благодаря развитым художественно-творческим способностям у будущего специалиста появляются авторские разработки и идеи, собственные проекты и открытия, которые в итоге улучшают качество конечного продукта. Дается анализ практическим результатам констатирующего этапа опытной работы исследования, в ходе которого авторы с помощью адаптированных методик представили уровни сформированности художественно-творческих способностей студентов. В рамках констатирующего этапа были проанализированы рисунки студентов в компьютерной графике, выполненных на тему «Мой дизайн современного спортивного сооружения», «Жилищный комплекс будущего», «Электромобиль ‒ 2030». Авторами использованы компьютерные программы для графических работ студентов ‒ AutoCAD, Adobe Illustrator и CorelDRAW. В выводах отмечается, что следующий этап исследования будет посвящен формирующему этапу опытной работы со студентами, где будет представлен технологический комплекс, способствующий повышению уровня художественно-творческих способностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.М. Романенко, О.Н. Ряго

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF POLYTECHNIC COLLEGE STUDENTS: THEORY AND PRACTICE

The article updates a problem of developing artistic and creative abilities among mid-level polytechnic specialists, highlighting the abilities responsible for the development of creative potential of graduates. The authors note that thanks to developed artistic and creative abilities a future specialist has his own way of development and ideas, his own projects and discoveries, which ultimately improve the quality of the final product. An analysis is given of the practical results of the ascertaining stage of the experimental work of the study, during which the authors, using adapted techniques, present the levels of formation of artistic and creative abilities of polytechnic college students. As part of the ascertaining stage, students’ drawings in computer graphics are analyzed, which are made within the topic “My design of a modern sports facility”, “Housing complex of the future”, “Electric car 2030”. The authors use computer programs for graphic works of students: these are drawing programs such as raster (drawing an image by points) and vector (drawing an entire line), as well as AutoCAD, Adobe Illustrator and CorelDRAW. In the conclusions, the authors note that the next stage of the study will deal with formative stage of experimental work with students, where a technological complex will be presented that will help increase the level of artistic and creative abilities of students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

2. Артемьева О.А., Макеева М.Н. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности. Тамбов: ТГТУ, 2007.

3. Бедрина В.В., Петрова Е.И., Тарасова Е.Ю., Смирнова Н.А. Ролевые игры как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2015; № 2 (2): 94-103.

4. Валеев А.А., Кондратьева И.Г Методические проблемы обучения иностранному языку в контексте межкультурной коммуникации. Иностранные языки в современном мире: инфокоммуникационные технологии в контексте непрерывного языкового образования: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2014: 536-543.

5. Евдокимова М.Г. Моделирование ситуаций профессионального общения при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Психолого-педагогический взгляд на профессионально ориентированное образование: сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018: 41-44.

6. Ильинова Е.В. Использование коммуникативного метода (игр) при обучении иностранному языку. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2015; № 11: 338-343.

7. Ковалевская Е.В. Генезис и современное состояние проблемного обучения (общепедагогический анализ применительно к методике преподавания иностранных языков). Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.

8. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. Обучение иностранным языкам в школе и вузе. Санкт-Петербург: Каро, 2001: 110-118.

9. Шайхисламова Л.Ф. Ролевые игры на основе информационно-коммуникационных технологий в обучении диалогической речи студентов неязыковых вузов. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015; № 2-1 (54): 201-204.

10. Tompkins РК. Role Playing/Simulation. The Internet TESL Journal. 1998; Vol. IV, № 8. Available at: http://itesli.org/

References

1. Andreeva A.I., Gozalova M.R., Loseva E.S. Vozmozhnosti «Blended Learning» v sisteme rossijskogo vysshego obrazovaniya. European Social Science Journal. 2016; № 3: 210-216.

2. Artem'eva O.A., Makeeva M.N. Sistema uchebno-rolevyh igrprofessional'noj napravlennosti. Tambov: TGTU, 2007.

3. Bedrina V.V., Petrova E.I., Tarasova E.Yu., Smirnova N.A. Rolevye igry kak faktor formirovaniya obschekul'turnyh i professional'nyh kompetencij. 'Elekironnyj nauchno-metodicheskijzhurnal Omskogo GAU. 2015; № 2 (2): 94-103.

4. Valeev A.A., Kondrat'eva I.G. Metodicheskie problemy obucheniya inostrannomu yazyku v kontekste mezhkul'turnoj kommunikacii. Inostrannye yazyki v sovremennom mire: infokommunikacionnye tehnologii v kontekste nepreryvnogo yazykovogo obrazovaniya: sbornik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 536-543.

5. Evdokimova M.G. Modelirovanie situacij professional'nogo obscheniya pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Psihologo-pedagogicheskij vzglyad na professional'no orientirovannoe obrazovanie: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: OmEgA SAJNS, 2018: 41-44.

6. Il'inova E.V. Ispol'zovanie kommunikativnogo metoda (igr) pri obuchenii inostrannomu yazyku. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2015; № 11: 338-343.

7. Kovalevskaya E.V. Genezis i sovremennoe sostoyanie problemnogo obucheniya (obschepedagogicheskij analiz primenitel'no k metodike prepodavaniya inostrannyh yazykov). Avtoreferat dissertacii . doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

8. Komarova Yu.A. Ispol'zovanie uchebnyh igr v processe obucheniya inostrannym yazykam. Obuchenie inostrannym yazykam v shkole i vuze. Sankt-Peterburg: Karo, 2001: 110-118.

9. Shajhislamova L.F. Rolevye igry na osnove informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v obuchenii dialogicheskoj rechi studentov neyazykovyh vuzov. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2015; № 2-1 (54): 201-204.

10. Tompkins R.K. Role Playing/Simulation. The Internet TESL Journal. 1998; Vol. IV, № 8. Available at: http://itesli.org/

Статья поступила в редакцию 29.04.24

УДК 378.1

Romanenko N.M., Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: rimn4@yandex.ru

Ryago O.N., Moscow Technological College (GBPOU MTK) (Moscow, Russia), E-mail: rimn4@yandex.ru

FORMATION OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF POLYTECHNIC COLLEGE STUDENTS: THEORY AND PRACTICE. The article updates a problem of developing artistic and creative abilities among mid-level polytechnic specialists, highlighting the abilities responsible for the development of creative potential of graduates. The authors note that thanks to developed artistic and creative abilities a future specialist has his own way of development and ideas, his own projects and discoveries, which ultimately improve the quality of the final product. An analysis is given of the practical results of the ascertaining stage of the experimental work of the study, during which the authors, using adapted techniques, present the levels of formation of artistic and creative abilities of polytechnic college students. As part of the ascertaining stage, students' drawings in computer graphics are analyzed, which are made within the topic "My design of a modern sports facility", "Housing complex of the future", "Electric car 2030". The authors use computer programs for graphic works of students: these are drawing programs such as raster (drawing an image by points) and vector (drawing an entire line), as well as AutoCAD, Adobe Illustrator and CorelDRAW In the conclusions, the authors note that the next stage of the study will deal with formative stage of experimental work with students, where a technological complex will be presented that will help increase the level of artistic and creative abilities of students.

Key words: artistic and creative abilities, student, polytechnic college, artistic graphics, diagnostics

Н.М. Романенко, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет),

МИД Российской Федерации, г. Москва, E-mail: rimn4@yandex.ru

О.Н. Ряго, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями ГБПОУ города Москвы

«Московский технологический колледж» (ГБПОУ МТК), г. Москва, E-mail: rimn4@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В статье актуализируется проблема формирования художественно-творческих способностей у специалистов среднего звена политехнического профиля, выделяются способности, отвечающие за развитие творческого потенциала выпускников. Авторы пишут, что благодаря развитым художественно-творческим способностям у будущего специалиста появляются авторские разработки и идеи, собственные проекты и открытия, которые в итоге улучшают качество конечного продукта. Дается анализ практическим результатам констатирующего этапа опытной работы исследования, в ходе которого авторы с помощью адаптированных методик представили уровни сформированности художественно-творческих способностей студентов. В рамках констатирующего этапа были проанализированы рисунки студентов в компьютерной графике, выполненных на тему «Мой дизайн современного спортивного сооружения», «Жилищный комплекс будущего», «Электромобиль - 2030». Авторами использованы компьютерные программы для графических работ студентов - AutoCAD, Adobe Illustrator и CorelDRAW В выводах отмечается, что следующий этап исследования будет посвящен формирующему этапу опытной работы со студентами, где будет представлен технологический комплекс, способствующий повышению уровня художественно-творческих способностей студентов.

Ключевые слова: художественно-творческие способности, студент, политехнический колледж, диагностика

Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что современная система среднего специального образования является одной из главных в обеспечении экономического роста и повышения качества жизни российских граждан. В федеральных государственных образовательных стандартах 3++ [1], направленных на формирование у будущего специалиста сред-

него звена профессиональных компетенций, особо выделяются способности, отвечающие за развитие его творческого потенциала. Творческий потенциал будущего специалиста среднего звена - это целый комплекс интеллектуальных, художественно-творческих, мотивационных, волевых и других способностей. Овладение будущим специалистом высокого уровня творческими способностями

может быть достигнуто при условии, если в ходе обучения найдены те способы и условия, которые будут способствовать самореализации студента, раскрытию его потенциала. Благодаря развитым художественно-творческим способностям у будущего специалиста среднего звена появляются авторские разработки и идеи, собственные проекты и фантазии, открытия, которые в итоге улучшают качество конечного продукта. Данный тезис доказывает суть и содержание самого термина «инженер», который в переводе с французского (ingenium) означает способность, изобретательность, то есть специалист с техническим образованием, создатель, творец информации об архитектуре материального продукта [2, с. 211]. Отмечая творческий потенциал будущего специалиста среднего звена, опирающегося на целый комплекс профессиональных способностей, остановимся лишь на художественно-творческих способностях, так как ограничены требованиями постраничного объема настоящей статьи.

Другими словами, специалист среднего звена, в своем роде - инженер (творец), выпускник политехнического учреждения технической направленности, являющийся творцом, создателем, так как на него возлагаются обязанности художественной и технологической модернизации окружающего мира - от простой авторучки до гигантских атомных электростанций и доменных печей. Есть мнение, что инженеру среднего звена необязательно владеть художественно-творческими характеристиками, достаточно навыков начертательной геометрии. Однако чтобы продемонстрировать перспективу окончательного продукта, уметь его презентовать, способность к рисованию становится не просто не лишней, но требующей своего дальнейшего развития. Рисовальная тема также «всплывает» и в многочисленных курсовых работах студентов СПО инженерного профиля, где требуется, чтобы многочисленные тени, оттенки фасадов, например домов, новых автомобилей, были грамотно представлены.

Цель статьи заключается в теоретико-методологическом обосновании художественно-творческих способностей студента политехнического колледжа и определении начального уровня данного качества в ходе опытно-экспериментального исследования.

Цель определила следующие исследовательские задачи: доказать необходимость разработки настоящей темы исследования; теоретически обосновать понятие «художественно-творческие способности студента политехнического колледжа»; исходя из понятия «художественно-творческие способности студента политехнического колледжа», определив их структуру, выявить у студентов 1 курса начальный уровень развития изобразительных способностей; подобрать методики к исследованию художественно-творческих способностей студентов колледжа

В ходе исследования авторами применялись следующие методы исследования. Из перечня теоретических методов был выбран анализ как метод мышления, который с греческого означает «разложение, расчленение, процедуру мысленного деления явления или процесса». [3, с. 88]. Использование метода анализа позволило нам проблему формирования художественно-творческих способностей студентов политехнического колледжа мысленно разъединить на составляющие части и исследовать данный процесс более детально, соответственно поставленной задаче. В дальнейшем аналитический метод предполагал примененение синтетического метода, метода обобщения, которые позволили воссоединить полученные результаты исследования, получить целостность изучаемого процесса и сделать выводы. Наравне с теоретическими методами были использованы прикладлные методы, которые способствуют созданию новых программ, методик для улучшения изучаемого процесса. Среди прикладных методов были использованы анкеты, опросы, техники компьютерной графики, позволяющие оценить уровни сформированности художественно-творческих способностей студентов политехнического колледжа, - AutoCAD, Adobe Illustrator и CorelDRAW. Активно использовался метод таблиц для изображения полученных данных опроса и массивов данных.

Научная новизна статьи заключается в том, что на ее страницах был впервые осуществлен теоретико-методологический анализ художественно-творческих способностей студентов именно политехнического колледжа, и уточнена структура данных способностей в методологии.

Теоретическая значимость определяется тем, что работа вносит вклад в дальнейшее понимание и обоснование художественно-творческих способностей студента политехнического колледжа, формируемых средствами рисовальной компьютерной графики и изобразительной деятельности.

Практическая значимость состоит в разработке и проведении констатирующего этапа исследования, определении у студентов политехнического колледжа уровня развития изобразительных способностей. Был подобран комплекс методик исследования художественно-творческих способностей студентов политехнического колледжа, которые могут быть использованы для постановки и решения аналогичных задач при подготовке специалистов среднего звена. Для решения практических задач были собраны многочисленные компьютерные зарисовки студентов, выполненные на занятиях компьютерной графики, анализ которых позволил сформулировать выводы, которые могут послужить рекомендациями для дальнейшего осуществления формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Определив актуальность, цель, задачи процесса формирования художественно-творческих способностей студента политехнического колледжа, мы подошли к теоретическому обоснованию данного термина. К примеру, Л.Е. Си-

дорова понятие «художестивенно-творческие способности» определяет как изобразительные способности, подразделяя их на «способности» и «изобразительные способности», где способности представляют собой продукт общественного развития» [4, с. 777-782]. Известно, что проявляются и формируются способности только в ходе усвоения определенных форм деятельности. Б.М. Теплов под способностями понимает «индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью» [5, с. 101]. Исследователи, занимающиеся проблемой развития способностей у обучающихся, напоминают нам, что это не врожденные качества, что развиться они могут только в результате определенной деятельности: художественные способности - в результете художественной деятельности, математические способности - в ходе математической деятельности, спортивные способности - только в результате занятий спортом и т. д.

Изобразительные способности, или способности будущего специалиста к изобразительной деятельности исследователи относят к числу специальных. Так, М.А. Семенова, анализируя функции рисунков в технике компьютерной графики, определила две главные функции - это выразительная и изобразительная функции. В совокупности изобразительные способности, по мнению ученого, - это «овладение студентом способом восприятия, умение видеть предмет в целом - содержание и форму; это графические навыки - видеть положение предмета в пространстве, его пропорции и технические навыки, которые являются частью графических навыков» [6, с. 55]. Имея ввиду, что развитие художественно-творческих способностей студентов осуществляется педагогическим коллективом в техническом образовательном учреждении, был избран не просто рисунок, а более сложное рисование - с помощью компьютерных программ, компьютерной графики и мультимедийных технологий. Ученый, который всю свою жизнь посвятил изучению художественно-творческих способностей студентов художественных училищ, пишет, что к "основным свойствам можно отнести художественно-творческое воображение, особенности зрительной памяти, эмоциональное отношение к изучаемому объекту и волевые свойства студента" [7, с. 112]. Другой исследователь, Я.А. Белая, в понятие "художественный и творческий потенциал студентов" вкладывает художественные навыки, творческое мышление и воображение, а также навыки в инновационной деятельности" [8, с. 451-455].

Соглашаясь с представленными выше дефинициями художественно-творческих способностей студентов, вместе с тем отметим, что сложно современного специалиста технического профиля представить без техническиих, технологических способностей - без владения студентами компьютерными программами, компьютерной графикой, когда компьютер и мультимедийные технологии в руках студента превращаются в послушный инструмент реализации своей задумки, творческой мысли, которые часто сложно воплотить на бумаге. Проанализировав целый ряд определений понятия «художественно-творческие способности», мы разработали следующую структуру: способность к полноте созданного образа, умение передавать формы, умение построения предмета, передача его пропорций, способность к композиции и цветокомпозиции, а также передача движения и изображение.

Следующий шаг - переход к практике, к констатирующему этапу исследования, которое включало прикладные задачи:

1. Определить у студентов политехнического колледжа уровень развития изобразительных способностей.

2. Подобрать методики исследования художественно-творческих способностей студентов колледжа

3. Сделать выводы по уровням сформированности художественно-творческих способностей студентов колледжа.

Для решения задач были собраны компьютерные зарисовки студентов, выполненные на занятиях компьютерной графики. Занятия проводились по традиционной методике. Рисунки студентов анализировались в соответствии с критериями, выделенными М.А. Семеновой [9, с. 130-133].

1. Содержание выполненного изображения (полнота созданного образа):

а) соответствует - 1 балл б) не соответствует - 0 баллов.

2. Передача формы: а) передана точно - 2 б. б) искажена - 1 б. в) не удалась - 0 б.

3. Строение предмета: а) верно - 2 б. б) искажено - 1 б. в) неверно - 0 б.

4. Передача пропорций предмета в изображении: а) верно - 2 б. б) искажено - 1 б. в) неверно - 0 б.

5. Композиция: А) расположение изображений на листе: а) по всей плоскости листа - 2 б. б) на полосе листа - 1 б. в) не продумано, носит случайный характер - 0 б; б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину: а) соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов - 2 б. б) есть незначительные искажения - 1 б. в) неверно - 0 б.

6. Передача движения: а) движение передано достаточно четко - 2 б.

б) движение передано неопределенно, неумело - 1 б. в) изображение статичное - 0 б.

7. Цвет (цветовое решение изображения композиции): а) передан реальный цвет предметов - 2 б. б) есть отступления от реальной окраски - 1 б. в) цвет предметов передан неверно - 0 б.

Система оценок М.А. Семеновой, которую мы использовали для определения уровня художественно-творческих способностей в технике компьютерной графики в сюжетном рисовании: 2 балла - правильное выполнение работы; 1

балл - студент справляется с заданием по каждому из критериев с небольшими ошибками или с помощью взрослого; 0 баллов - студент не справляется с заданием или допускает много ошибок. Оценки, полученные за каждое задание, суммировались и соотносились, соответственно, с тремя уровнями художественно-творческих способностей в технике компьютерной графики: Шкала оценок:

Высокий уровень - 16-19 баллов, Средний уровень - 12-15 баллов, Низкий уровень - 11 баллов и меньше.

В процессе анализа обращалось внимание на качество изображения, его оттенки, формы, поскольку тема рисунка предполагала рассказ студента о том, как они реагируют на изменение промышленного дизайна разных отраслей производства и в разных странах. Это позволило оценить качество передачи пропорции изображаемой промышленной продукции. В рамках констатирующего этапа для выявления реального уровня сформированности художественно-творческих способностей и умений в компьютерной графике были собраны рисунки студентов в компьютерной графике, выполненные на следующие темы: «Дизайн современного спортивного сооружения», «Жилищный комплекс будущего», «Электромобиль - 2030». Компьютерные программы для графических работ студентов - это программы рисования - растровые (рисование изображения по точкам) и векторные (рисование целой линии). Нами были использованы векторные программы, среди которых AutoCAD, Adobe Illustrator и CorelDRAW.

Анализ художественно-творческих способностей в технике компьютерной графики мы представили в виде табл. в соответствии с критериями Т.С. Комаровой, адаптированные к критериям художественно-творческой деятельности студентов колледжа (всего в исследовании принимали участие 18 человек, в качестве примера приводим результаты 3 студентов группы) [10] (табл. 1).

Таблица 1

№ Фамилия студента Содержание выполненного изображения Передача формы Строение предмета Количество предметов Передача пропорций предмета в изображении Композиция Передача движения Цвет Итого баллов Уровень

А Б

1 Коровин Т. 1 0 0 2 0 0 0 0 0 3 Н

2 ГаранинаЭ. 1 2 2 3 2 2 2 1 2 17 В

3 Москвин А. 1 1 1 1 1 2 2 1 2 12 С

Образец заполнения бланка анализа рисунков студентов на тему «Дизайн современного спортивного сооружения»

Анализ результатов, представленных в табл., показывает, что только два студента набрали от 16 до 19 баллов, поэтому их рисунки могут быть отнесены к высокому уровню развития художественно-творческих способностей в сюжетном рисовании, еще шесть студентов набрали от 12 до 15 баллов, что говорит о среднем уровне развития художественно-творческих способностей в сюжетном рисовании, остальные десять студентов набрали в общей сумме менее 11 баллов, в соответствии с этим их рисунки могут быть отнесены к низкому уровню развития художественно-творческих способностей.

Качественная и количественная обработка полученных данных всей группы представлена в табл. 2.

Таблица 2

Качественная и количественная обработка данных

Уровни Кол-во студентов %

Высокий 2 11

Средний 6 33

Низкий 10 56

Анализ рисунков показывает, что преобладающим уровнем овладения художественно-творческими способностями в компьютерном рисовании студентами 1 курса политехнического колледжа является достаточно низкий. В процессе анализа обращалось внимание на качество изображения спортивных сооружений, стадионов, расположенных в зеленой зоне города, так как темы рисунков предполагают обобщение представлений студентов о будущем российского спорта. Это позволило нам оценить качество передачи пропорции изображенных объектов.

Анализ каждой серии рисунков проводился также в соответствии с критериями, разработанными Т.С. Комаровой, но адаптированными к уровню изобразительных способностей студенческого возраста (всего в исследовании принимали участие 18 человек, в качестве примера приводим результаты 3 студентов группы) (табл. 3).

Таблица 3

Образец заполнения бланка анализа рисунков студентов «Жилищный комплекс будущего»

№ Фамилия студента Содержание выполненного изображения Передача формы Строение предмета Количество предметов Передача пропорций предмета в изображении Композиция Передача движения Цвет Итого баллов Уровень

А Б

1 Коровин Т. 1 0 0 3 1 1 1 0 2 9 Н

2 Гаранина Э. 1 1 2 3 1 1 1 1 1 12 С

3 Москвин А. 1 0 1 1 1 1 2 1 1 9 Н

Из результатов табл. видно, что никто из студентов не набрал максимального количества баллов, поэтому высокий уровень развития изобразительных способностей в сюжетном рисовании и компьютерной графике отсутствует, четверо из 18 студентов набрали от 12 до 14 баллов, что говорит о среднем уровне развития изобразительных способностей в сюжетном рисовании и компьютерной графике, остальные 14 набрали в общей сумме менее 11 баллов, в соответствии с этим их рисунки отнесены к низкому уровню развития художественно-творческих способностей в технике компьютерной графики.

Качественная и количественная обработка полученных данных представлена в табл. 4.

Таблица 4

Качественная и количественная обработка данных

Уровни Кол-во обучаемых %

Высокий 0 0

Средний 4 22

Низкий 14 78

Таким образом, анализ рисунков студентов в технике компьютерной графики показывает, что большая часть студентов находится на низком уровне овладения изобразительными способностями в сюжетном рисовании и компьютерной графике.

Далее проводился анализ студенческих работ на тему «Электромобиль -2030» в соответствии с теми же критериями (табл. 5). (всего в исследовании принимали участие 18 человек, в качестве примера приводим результаты трех студентов группы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Образец заполнения бланка анализа рисунков студентов на тему «Электромобиль - 2030»

№ Фамилия студента Содержание выполненного изображения Передача формы Строение предмета Количество предметов Передача пропорций предмета в изображении Композиция Передача движения Цвет Итого баллов Уровень

А Б

1 Коровин Т. 1 0 0 3 1 1 1 0 1 8 Н

2 Гаранина Э. 1 0 1 3 1 1 1 1 1 10 Н

3 Москвин А. 1 2 1 1 1 2 1 1 2 12 С

Данные табл. свидетельствуют о том, что при выполнении этой серии заданий никто из студентов не набрал максимального количества баллов, таким

образом, можно говорить о том, что никто из студентов пока еще не достиг высокого уровня развития изобразительных способностей в сюжетном рисовании в технике «компьютерная графика». Пять студентов из 18-ти набрали от 12 до 13 баллов, это свидетельствует о среднем уровне развития их изобразительных способностей в сюжетном рисовании, остальные 13 студентов набрали 11 баллов и менее, поэтому их рисунки могут быть отнесены к низкому уровню развития изобразительных способностей.

Качественная и количественная обработка полученных данных представлена в табл. 6.

Таблица 6

Качественная и количественная обработка данных

Уровни Кол-во обучаемых %

Высокий 0 0

Средний 5 28

Низкий 13 72

Завершая исследование процесса формирования художественно-творческих способностей студентов политехнического колледжа, отметим, что овладение будущим специалистом высоким уровнем творческих способностей может быть достигнуто при условии, если в ходе облучения найдены те способы и условия, которые будут способствовать самореализации студента, раскрытию его творческого потенциала. В ходе исследования мы попытались изменить существующее мнение отдельных исследователей, что инженеру среднего звена необязательно владеть художественно-творческими характеристиками - достаточно освоить навыки начертательной геометрии. Развивать рисовальную тему с помо-

Библиографический список

щью компьютерной гарфики параллельно с навыками начертательной геометрии очень важно, так как выпускник должен быть способен продемонстрировать перспективу окончательного продукта с помощью композиции, цвета, воображения, формы. Наравне с этим от выпускника политехнического колледжа в курсовых работах требуется сегодня способность передавать тени, оттенки фасадов домов, автомобилей, объектов промышленного производства и т. д. В связи с этим нами были структурированы художественно-творческие способности студентов политехнического колледжа, куда вошли способность к полноте созданного образа, умение передавать формы, построения предмета, передача его пропорций, способность к композиции и цветокомпозиции, а также передача движения и изображение. Определив суть и содержание художественно-творческих способностей студентов политехнического колледжа, мы перешли к практическому воплощению задуманных задач.

Студенты 1 курса политехнического колледжа на начальном этапе опытной работы продемонстрировали слабое владение навыками изображения промышленного дизайна - строительства жилых микрорайонов и жилищных комплексов, автомобильной промышленности и спортивных современных сооружений. Данная серия заданий, выполненных студентами на занятии компьютерной графики, и их анализ позволили выявить реальный уровень сформированности художественно-творческих способностей, а также владения студентами колледжа выразительными средствами в представленном виде изобразительной деятельности к технике компьютерной графики. Проведенное исследование делает необходимым организацию и реализацию следующего этапа исследования - формирующего этапа опытной работы со студентами, где будет представлен технологический комплекс, способствующий повышению уровня художественно-творческих способностей студентов политехнического колледжа. Результаты данного этапа будут представлены в последующих публикациях.

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 сентября 2023 г № 674. Available at: https://normativ.kontur.ru/docum ent?moduleId=1&documentId=458638

2. Епишкин Н.И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. Москва: ЭТС, 2010.

3. Философский энциклопедический словарь. Москва, 1983.

4. Сидорова Л.Е. Развитие творческих способностей студентов технического института в процессе занятий по художественным дисциплинам. Управление образованием: теория и практика. 2023; Т. 13, № 12-1: 777-782.

5. Теплов Б.М. Способности и одарённость. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014; № 4: 99-105.

6. Семенова М.А. Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре: монография. Саарбрюкен, 2011.

7. Кузин B.C. Психология: учебник для художественных училищ. Санкт-Петербург: Нева, 2010.

8. Белая Я.А. Художественно-творческое развитие студентов в образовательной среде университета. Молодой ученый. 2023; № 19 (466): 451-455.

9. Семенова М.А. Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.

10. Комарова Т.С. Собрание сочинений с 1959 по 2014 гг. Составитель А.Л. Третьяков. Москва, 2015.

References

1. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po professii 44.02.06 Professional'noe obuchenie (po otraslyam). Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 12 sentyabrya 2023 g. № 674. Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&document Id=458638

2. Epishkin N.I. Istoricheskijslovar'gallicizmovrusskogoyazyka. Moskva: 'ETS, 2010.

3. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 1983.

4. Sidorova L.E. Razvitie tvorcheskih sposobnostej studentov tehnicheskogo instituta v processe zanyatij po hudozhestvennym disciplinam. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2023; T. 13, № 12-1: 777-782.

5. Teplov B.M. Sposobnosti i odarennost'. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2014; № 4: 99-105.

6. Semenova M.A. Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej studentov v processe zanyatij akvarel'noj zhivopis'yu na plen'ere: monografiya. Saarbryuken, 2011.

7. Kuzin B.C. Psihologiya: uchebnik dlya hudozhestvennyh uchilisch. Sankt-Peterburg: Neva, 2010.

8. Belaya Ya.A. Hudozhestvenno-tvorcheskoe razvitie studentov v obrazovatel'noj srede universiteta. Molodoj uchenyj. 2023; № 19 (466): 451-455.

9. Semenova M.A. Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej studentov hudozhestvennyh fakul'tetov pedagogicheskih vuzov v processe zanyatij akvarel'noj zhivopis'yu na plen'ere. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

10. Komarova T.S. Sobranie sochinenijs 1959po 2014 gg. Sostavitel' A.L. Tret'yakov. Moskva, 2015.

Статья поступила в редакцию 10.04.24

УДК 378

Saidova A.S., researcher, Art History Department, G. Tsadasa Institute of Language, Literature and Art, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: sanjela8@yandex.ru

METHODOLOGICAL BASICS OF TEACHING DAGESTAN ORNAMENTAL ART TO STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES. The article updates a problem of teaching ornamental art in pedagogical universities, examines the main existing concepts of teaching methods, which have been developed by B.M. Nemensky, T.Ya. Shpikalova, A.S. Hvorostov, L.V. Ershov, V.B. Dryagina, Yu.G. Dorozhin, P.N. Magomedova, V.B. Bametov and others. The work emphasizes the importance of ornamental art as a unique means through which students of pedagogical universities are instilled with qualities necessary for a future teacher-artist such as abstract thinking, creative imagination, logical reasoning, holistic representation, concentration, memory, etc. Experience received by students in classes in ornamental art will allow in future to decide what personal creativity and professional activities to choose. The article discusses principles of teaching ornamental art in universities, analyzes scientific works that touch on the issues of teaching ornamental art. The article concludes that teachers, when developing curricula and assignments, need to take into account the demand for folk art products in the market. This will ensure the student's creative entry into the modern market and design products taking into account the needs of society.

Key words: art education, pedagogical university, aesthetic education, ornamental art, decorative and applied arts

А.С. Саидоеа, науч. сотр. отдела истории искусств Института языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук, г. Махачкала, E-mail: sanjela8@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.