Научная статья на тему 'Формирование группы показателей, определяющих конкурентоспособность отраслевой группы предприятий, действующих на российском рынке упаковки'

Формирование группы показателей, определяющих конкурентоспособность отраслевой группы предприятий, действующих на российском рынке упаковки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ / ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / ПРЕДПРИЯТИЯ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / COMPETITIVENESS OF COMPANIES / COMPETITIVE FACTORS / THE FACTORS OF INTERNAL ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL FACTORS / PULP AND PAPER INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Е. А., Левахина Е. В.

Определены и классифицированы по функциональному признаку факторы, определяющие конкурентоспособность предприятии целлюлозно-бумажной промышленности, что позволяет построить модель и сформировать методику оценки конкурентоспособности предприятии в разрезе этих факторов, и судить о результатах деятельности каждого предприятия в том или ином направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of parameters determining the competitiveness of industry companies operating in the russian market package

Identified and classified by function factors determining the competitiveness of the pulp and paper industry, which enables us to construct the model and generate a methodology to assess the competitiveness of enterprises in the context of these factors, and to judge the performance of each company in one direction or another.

Текст научной работы на тему «Формирование группы показателей, определяющих конкурентоспособность отраслевой группы предприятий, действующих на российском рынке упаковки»

УДК 658:676.1:005.332.4

Е.А. Федорова, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 35-20-77, eaf@tsu.tula.ru, (Россия, Тула, ТулГУ);

Е.В. Левахина, аспирант, (4872) 50-81-76, ozerova-upak@rambler.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТРАСЛЕВОЙ ГРУППЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ УПАКОВКИ

Определены и классифицированы по функциональному признаку факторы, определяющие конкурентоспособность предприятии целлюлозно-бумажной промышленности, что позволяет построить модель и сформировать методику оценки конкурентоспособности предприятии в разрезе этих факторов, и судить о результатах деятельности каждого предприятия в том или ином направлении.

Ключевые слова: конкурентоспособности предприятия, факторы конкурентоспособности, факторы внутренней среды, факторы внешней среды, предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.

Конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данного предприятия от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Существует огромное количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. По существу, любой аспект деятельности предприятия — это и фактор, влияющий на его конкурентоспособность, и ресурс ее повышения.

В данном исследовании ставится задача детального анализа всех факторов конкурентоспособности и определения их места и роли в обеспечении и повышении конкурентоспособности предприятий. Исходя из этого, факторы, от которых зависит конкурентоспособность предприятия, разобьем на две группы:

1. Факторы, определяющие конкурентоспособность хозяйственной деятельности предприятия, имеющую внутреннюю относительно предприятия природу (факторы внутренней среды).

2. Внешние по отношению к предприятию факторы, определяющие конкурентоспособность его хозяйственной деятельности (факторы внешней среды), которые, в свою очередь, разделяются на:

2.1. Факторы внешней среды косвенного воздействия (факторы макроокружения).

2.2. Факторы внешней среды прямого воздействия (факторы непосредственного окружения).

В связи с предложенной классификацией, определим структуру факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности отраслевой группы предприятий.

К факторам внутренней среды отнесем:

- финансово-экономическое положение предприятия;

- конкурентоспособность выпускаемой продукции;

- производственно-технический потенциал предприятия;

- кадровый потенциал предприятия;

- маркетинговый потенциал предприятия.

К факторам внешней среды прямого воздействия относятся:

- рынки и клиенты (покупатели);

- конкуренты;

- поставщики и субподрядчики;

- государственные и муниципальные органы и т. д.

И, наконец, факторы макроокружения — это:

- состояние экономики в целом и отраслей в частности;

- законодательство и экономическая политика государства;

- рынки труда и капитала;

- уровень промышленных технологий и т. п.

На практике не менее важным является не только группировка внутренних и внешних факторов, но и характер их взаимодействия. Взаимодействие исследуемых факторов внешней и внутренней среды предприятия можно представить в виде следующей схемы (рисунок).

Большинство факторов конкурентоспособности предприятия могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на конкурентоспособность производителя. Важным является не просто установление факторов конкурентоспособности, но и определение их влияния на конечный результат.

Следует отметить, что возможности непосредственного воздействия предприятия на факторы внешней среды достаточно ограничены, поскольку они преимущественно действуют объективно по отношению к предприятию. Реальные возможности обеспечения конкурентоспособности предприятия находятся в сфере факторов внутренней среды. Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми.

Социально-культурные:

- уровень образования,

- стиль жизни,

- ценности,

- уровень безработицы

Факторы внешней среды косвенного воздействия Факторы внешней среды прямого действия

Политические:

- стабильность производства

- международное положение,

- лоббирования,

- отношение к отрасли,

- патентная защита

- общественные организации

Факторы внутренней среды

Поставщики ресурсов:

- материальных,

- информационных],

- трудовых,

- финансовых

Экономика

Конкурентоспособность продукции ^

Кадры

кп

Произвол.[ потенциал

Маркетинг

Потребители продукции и услуг

Конкуренты Акционеры

Государственные органы Муниципальные органы

Правовые:

- антимонопольное регулирование,

- регулирование ВЭД_

разграничение полномочии органов власти

Экономические:

-ВВП,

- процентная ставка,

- уровень инфляции,

- налоговая система,

- уровень доходов,

Территориальные

Научно-технический прогресс

Технологические:

- государственные расходы на НИОКР,

Основные факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности предприятия

Однако воздействовать на эти факторы можно с разной степенью эффективности.

Возможность управления факторами внутренней среды предприятия связана прежде всего с определением основных критериев и показателей, оценивающих данные факторы, а также наличием информации о динамике данных критериев и методов прогнозирования их изменения в будущем.

В связи с этим, необходимо сформировать основные критерии и показатели, оценивающие каждый фактор внутренней среды предприятия на примере отраслевой группы предприятий.

Следует также отметить, что перечисленные факторы могут оказывать как прямое воздействие на результаты деятельности предприятия, так и косвенное — через другие факторы. Это связано с системой взаимного влияния факторов. Дело в том, что каждый из перечисленных факторов оказывает влияние не только на результаты деятельности предприятия, но и на другие факторы внутренней среды. Например, изменение технологии может привести к необходимости обучения кадров, изменения оплаты труда работников, изменения в структуре используемых материальных ресурсов, в системе менеджмента.

Воздействия на определенные факторы не всегда могут дать положительное изменение результативных показателей предприятия.

Например, простое повышение оплаты труда часто не приводит к повышению эффективности труда.

Конечная цель анализа внутренней среды состоит в выявлении сильных и слабых сторон в разрезе пяти анализируемых ситуационных факторов внутри предприятия (финансово-экономической деятельности предприятия, конкурентоспособности выпускаемой продукции; производственно-технического потенциала предприятия; кадрового потенциала предприятия; маркетингового потенциала предприятия).

Сильные стороны служат базой в конкурентной борьбе, их необходимо расширять и развивать.

Слабые стороны — это фактические проблемы предприятия, которые должны быть предметом пристального внимания со стороны руководства, чтобы принять меры по их устранению. Они и будут являться ресурсами повышения конкурентоспособности предприятия.

Что касается факторов внешней среды, то необходимо отменить, что в случае, если рассматриваемые предприятия находятся в одной стране и работают в одной отрасли, то на эту группу будут воздействовать одинаковые внешние факторы прямого и косвенного воздействия, поэтому допустимо при расчете интегрального показателя конкурентоспособности группы предприятий, находящихся в одних и тех же внешних условиях, упустить оценку факторов внешней среды и учитывать только внутренние ресурсы конкурентоспособности.

Далее, опираясь на обозначенную теоретическую основу, определим и классифицируем по функциональному признаку факторы, определяющие конкурентоспособность предприятий, принадлежащих одной отрасли, а именно целлюлозно-бумажной промышленности. Анализируемые предприятия функционируют на российском рынке упаковки и специализирующихся на выпуске шпуль картонных навивных.

В качестве оцениваемых направлений деятельности предприятия и основных конкурентов может быть выбрано определенное четко ограниченное число параметров. Перечень используемых параметров и степень их конкретизации определялись следующими методическими предпосылками:

1. Количество оцениваемых характеристик должно быть достаточно ограниченным с целью обеспечения оперативности принимаемых управленческих решений.

2. Необходимо проанализировать, какие из показателей конкурентоспособности могут быть рассчитаны на базе статистических данных, а какие требуют проведения специальных обследований для сбора недостающей информации.

Группировка параметров опирается на анализ широкого комплекса проблем технического, экономического и социального характера, в результате чего выявляются переменные, обеспечивающие конкурентоспособность. Исходной точкой такого анализа является определение перечня обобщающих показателей конкурентоспособности, позволяющих судить не только о результатах деятельности предприятия в том или ином направлении, но и о воздействии на них факторов внешней среды. Здесь необходимо отметить, что рассматриваемые предприятия находятся в одной стране и работают в одной отрасли, т. е. на них будут воздействовать одинаковые внешние факторы прямого и косвенного воздействия, поэтому при формировании оценочных показателей необходимо учитывать только внутренние ресурсы конкурентоспособности.

Итак, для анализируемой группы предприятий, обобщающие показатели конкурентоспособности были объединены в следующие пять блоков:

1. Финансово-экономическое положение предприятия.

2. Конкурентоспособность выпускаемой продукции.

3. Производственно-технический потенциал.

4. Кадровый потенциал.

5. Маркетинговый потенциал.

Данные показатели не являются принципиально новыми для использования в целях определения конкурентоспособности предприятия.

Существует достаточно большой выбор научных работ, которые рассматривают эти факторы в совокупности или некоторые из них в отдельности, однако на сегодняшний день не разработан единый подход к дальнейшей оценке этих показателей с учетом специфических особенностей

различных отраслей производства. Следовательно, мы приходим к пониманию необходимости оценки обобщающих показателей конкурентоспособности для каждой отрасли в отдельности на основе формирования частных показателей конкурентоспособности.

Итак, на основе исследования и систематизации факторов, формирующих обобщающие показатели конкурентоспособности и позволяющих судить о результатах деятельности любого предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, в работе предложена их классификация по функциональному признаку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим более подробно каждую группу частных показателей, отражающих эффективность деятельности предприятия в том или ином направлении.

Итак, для оценки финансово-экономического положения были определены следующие наиболее характерные частные показатели: объем продаж, прибыль до налогообложения, наличие собственных оборотных средств, недостаток собственных оборотных средств, скорость оборота оборотных средств, рентабельность продаж, величина оборотного капитала, собственный капитал.

Выбор именно этих факторов был обусловлен стремлением использовать показатели, которые имеют достаточно широкое применение, однозначное понимание и значение, при этом существуют признанные и доступные методы их количественной оценки. Необходимо отметить, что используемые оценочные показатели выбранных частных факторов рассчитаны на основе фактических данных из официальных статистических источников Госкомстата России.

Классификация факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия целлюлозно-бумажной промышленности

Направления оценки (обобщающие показатели конкурентоспособности) Частные показатели конкурентоспособности предприятий, действующих на российском рынке упаковки

I. Финансово-экономическое положение предприятия 1. Объем продаж 2. Прибыль до налогообложения 3. Наличие собственных оборотных средств 4. Недостаток собственных оборотных средств 5. Скорость оборота оборотных средств 6. Рентабельность продаж 7. Величина оборотного капитала 8. Собственный капитал

II. Конкурентоспособность выпускаемой продукции Технические характеристики: 1. Прочность на радиальное сжатие 2. Прямолинейность 3. Овальность 4. Упаковка

Экономические показатели: 1. Цена 2. Транспортные расходы 3. Разгрузочные операции 4. Услуги хранения

III. Производственно-технический потенциал 1. Производственная мощность предприятия 2. Количество единиц оборудования, установленных на предприятии 3. Наличие производственных площадей 4. Процент использования производственной мощности 5. Ассортиментный ряд продукции (широта диапазона размеров картонной гильзы): 5.1. Максимальный размер внутреннего диаметра 5.2. Максимальная толщина стенки 6. Возможность выполнения дополнительных технологических операций: 6.1. Чистовая резка в размер 6.2. Дополнительная сушка изделий 6.3. Вырубка и и завальцовка торца гильзы 6.4. Печать на наружной поверхности гильзы 6.5. Маркировка изделия 6.6. Устройство автоматической укладки гильзы в паллет

IV. Кадровый потенциал предприятий 1. Численность персонала (рабочие и управленцы) 2. Процентное соотношение основных рабочих к управленцам 3. Производительность труда 4. Средний тарифный разряд рабочих 5. Коэффициент текучести кадров 6. Наличие системы мотивации персонала 7. Наличие программы социального развития коллектива 8. Наличие исследовательской лаборатории 9. Наличие системы обучения персонала

V. Маркетинговый потенциал I. Товарная политика предприятий 1. Ассортиментный ряд продукции: 1.1. Максимальный/минимальный размер диаметра 1.2. Максимальная/минимальная толщина стенки 1.3. Максимальная/минимальная длина гильзы 2. Наличие категорий качества продукции 3. Темп обновления продукции II. Ценовая политика предприятий 1. Уровень цены: 1.1. Верхняя граница цены 1.2. Нижняя граница цены 2. Размер возможных скидок 3. Предоставление товарного кредита III. Сбытовая политика предприятий 1. Сегмент рынка: 1.1. ЦБ промышленность: - картон, - бумага.

V. Маркетинговый потенциал 1.2. Химическая промышленность:

- синтетические волокна,

- стеклоткань,

- полимерные пленки,

- нетканые материалы,

- полиэфирные волокна,

- полипропиленовая лента,

- линолеум,

- ковролин.

1.3. Полиграфия:

- этикеточная продукция,

- при производстве обоев.

1.4. Текстильная промышленность:

- ткани,

- пряжа,

- жгуты.

1.5. Строительная промышленность:

- кровельные и отделочные материалы,

- в качестве опалубки.

2. Форма сбыта:

2.1. Прямая доставка

2.2. Торговые представители

2.3. Оптовые посредники

2.4. Интернет-магазин

2.5. Дилеры

IV. Коммуникационная политика предприятий

1. Реклама в СМИ

2. Реклама в Интернете:

2.1. Наличие сайта

2.2. Количество охваченных Интернет-порталов

3. Специализированные выставки:

3.1. Количество выставок в год

3.2. Количество международных выставок в год

База данных бухгалтерской отчетности (БД БОО) ведется на федеральном уровне и может быть доступна в оперативном режиме для пользователей, что позволяет оценить финансово-экономическое положение анализируемых предприятий в динамике.

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:

1. Информация БД БОО позволяет в полной мере оценить финансовое положение предприятий.

2. Для наиболее точного анализа финансового состояния предприятия необходимо проследить динамику изменения данных факторов, то есть установить их абсолютные приращения и темпы роста.

Перейдем к рассмотрению конкурентоспособности продукции — второго обобщающего показателя конкурентоспособности предприятия.

Оценка конкурентоспособности товаров отечественного производства на внутреннем рынке возможна при выполнении следующих условий:

- определены продуктовые и географические границы товарных рынков;

- определена система показателей, позволяющих оценить конкурентоспособность товаров;

- сформирована информационная база, дающая возможность производить оценки конкурентоспособности товаров.

Для объективной оценки конкурентоспособности продукции необходимо использовать ту же систему показателей, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача с точки зрения потребителя.

Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, включает две обобщающие группы:

1. Технические параметры (параметры качества).

2. Экономические параметры.

Для определения технических параметров необходимо определить набор покупательских предпочтений, т. е. выделить те свойства изделия, на которых концентрируется внимание покупателей при приобретении товара.

Для шпули таковыми параметрами являются:

1. Прочность на радиальное сжатие (разрушающее усилие), Н/100 мм — показатель, характеризующий максимальную силу давления на шпулю в радиальном направлении.

2. Прямолинейность, мм — показатель, отражающий предельно допустимую величину зазора между идеально ровной поверхностью и поверхностью шпули.

3. Овальность, мм — показатель, отражающий неравномерность диаметра шпули в различных направлениях.

4. Вид упаковки (поддонная упаковка, навалом, на поддонах с обмоткой стрейч пленкой).

К группе экономических параметров относятся полные затраты потребления (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции.

Итак, для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности была определена следующая группа экономических показателей, используемых при оценке конкурентоспособности их продукции:

1. Цена.

2. Транспортные расходы.

3. Разгрузочные операции.

4. Услуги хранения.

Таким образом, мы рассмотрели основные частные показатели (технические и экономические), позволяющие оценить конкурентоспособность

продукции предприятий на определенном сегменте рынка — производстве картонной навивной гильзы.

Теперь обратимся к анализу производственно-технического потенциала — третьего обобщающего показателя конкурентоспособности предприятия.

Производственно-технический потенциал играет значительную роль в повышении конкурентоспособности промышленного предприятия, так как без оценки и сформированного на ее основе эффективного управления производством невозможно получить положительный эффект от использования имеющихся ресурсов.

В связи с этим, была сформирована следующая группа оценочных показателей, определяющих производственно-технический потенциал предприятия, функционирующего на локальном рынке картонной упаковки: производственная мощность предприятия, количество единиц оборудования, установленных на предприятии, наличие производственных площадей, процент использования производственной мощности, ассортиментный ряд продукции, возможность выполнения дополнительных технологических операций.

В свою очередь, ассортиментный ряд продукции характеризуется широтой диапазона размеров картонной гильзы (а именно, максимальным размером внутреннего диаметра и толщиной стенки).

Возможность выполнения дополнительных технологических операций предполагает предоставление следующих услуг:

- чистовая резка в размер;

- дополнительная сушка изделий;

- вырубка и и завальцовка торца гильзы;

- печать на наружной поверхности гильзы;

- маркировка изделия;

- устройство автоматической укладки гильзы в паллет.

Информационная база была сформирована в первую очередь на основе показателей статистической и финансовой отчетности предприятий, аккумулируемых в системе государственной статистики, что позволяет обеспечить актуальность и регулярность используемых данных. База также была дополнена информацией, собираемой единовременно в рамках специальных обследований предприятий по проблематике конкурентоспособности и отражающей как количественные, так и качественные характеристики их производственной деятельности.

Теперь рассмотрим наиболее характерные частные показатели, позволяющие оценить кадровый потенциал предприятия. К ним относятся:

1. Численность персонала (рабочие и управленцы).

2. Процентное соотношение основных рабочих к управленцам.

3. Производительность труда.

4. Средний тарифный разряд рабочих.

5. Коэффициент текучести кадров.

6. Наличие системы мотивации персонала.

7. Наличие программы социального развития коллектива.

8. Наличие исследовательской лаборатории.

9. Наличие системы обучения персонала.

Информационной базой для расчета данных показателей может служить Годовая форма статистической отчетности №1-труд.

Первый и второй частные показатели позволяют проанализировать структуру персонала анализируемого предприятия и определить степень ее оптимальности. Третий показатель — производительность труда — важнейший показатель эффективности производственной деятельности людей, который измеряется количеством продукции, произведенной работником в сфере материального производства за единицу рабочего времени (час, смену, месяц, год), или количеством времени, затраченного на производство единицы продукции.

Четвертый показатель — средний тарифный разряд рабочих — величина, отражающая сложность труда или квалификационный уровень работника, необходимый для выполнения данной работы.

Пятый показатель — коэффициент текучести кадров — показатель, фиксирующий уровень изменения состава работников вследствие увольнения и перехода на другую работу по личным мотивам.

Следующие четыре показателя свидетельствуют о заинтересованности руководства предприятий в полноценном социально-экономическом развитии трудового коллектива.

Теперь обратимся к анализу маркетингового потенциала — пятого обобщающего показателя конкурентоспособности предприятия.

Маркетинг — это мощнейшее орудие конкурентной борьбы, инструмент приспособления к новым условиям развивающегося рынка, поэтому сегодня, в условиях жесткой конкуренции, каждому предприятию необходимо не только разрабатывать собственную маркетинговую стратегию, но и уметь диагностировать свой маркетинговый потенциал, изучить влияние на него различных внутренних и внешних факторов и, на основе этого, разрабатывать собственную стратегию управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основу маркетинга составляют изучение рынка, разработка программы производства конкретных видов товаров, налаживание соответствующих коммуникаций, четкая организация доставки товаров, установление оптимальных цен и тарифов, развертывание служб сервиса, формирование и функционирование инфраструктуры товарного рынка, постоянный поиск рационального сочетания традиционной и принципиально новой продукции.

Сегодня маркетинговая сила компаний заключается в создании исключительной потребительской ценности путем комбинирования товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной стратегий в комплексную программу рыночной ориентации компании. Следовательно, оценку маркетингового потенциала предприятий целесообразно осуществлять в разрезе именно этих четырех составляющих.

Таким образом, мы выполнили одно из главных условий для построения модели и формирования методики оценки конкурентоспособности отраслевой группы предприятий — определили, классифицировали по функциональному признаку и детально проанализировали группу обобщающих и частных показателей, характеризующих конкурентоспособность отраслевой группы предприятий.

Также нами была разработана информационная база для оценки показателей конкурентоспособности, позволяющая проанализировать какие из показателей конкурентоспособности могут быть рассчитаны на базе статистических данных, а какие — требуют специальных обследований по данной проблематике.

Библиографический список

1. Алексейчева Е.Ю., Кузнецов Н.П. Основные пути и факторы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий // Пишевая промышленность. 2006. № 5. С. 117-119.

2. Товстига Дж., Тулугурова Е.В. Влияние внутренних и внешних факторов на конкурентоспособность малого инновационного предприятия // Инновации. 2007. № 5. С. 117-121.

3. Фасхиев Х.А. Оценка экономической эффективности качества и конкурентоспособности изделий // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 10. С. 59-66.

4. Богомолова И.П. Анализ формирования категории «конкурентоспособность» как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 1. С. 113-119.

5. Дончевский Г.Н., Ермишина A.B. Оценка конкурентоспособности предприятий для построения системы конкурент-менеджмента региона // Регионология. 2007. № 1. С. 94-104.

6. Канчавели А.Д., Канчавели Т.Г. Стратегическое управление организационно-экономической надежностью производственно-коммерческих систем. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2005. 224 с.

7. Поповская Е.В. Возможности официальной статистики для оценки потенциала российских предприятий по производству конкурентоспособных товаров // Вопросы статистики. 2007. № 8. С. 21-36.

8. Озерова Е.В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // II-я молодежная научно-практическая конференция студен-

тов Тульского государственного университета «Молодежные инновации»: Тезисы докладов / под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. Е.А. Ядыкина. Тула: ГУП - Издательство «Левша», 2008. С. 160-162.

E.A. Fedorova, E.V. Levakhina

Formation of parameters determining the competitiveness of industry companies operating in the russian market package

Identified and classified by function factors determining the competitiveness of the pulp and paper industry, which enables us to construct the model and generate a methodology to assess the competitiveness of enterprises in the context of these factors, and to judge the performance of each company in one direction or another.

Keywords: competitiveness of companies, competitive factors, the factors of internal environment, environmental factors, pulp and paper industry.

УДК 65.01

В.Н. Бабанов, профессор, (4872) 36-48-74, filtula@rsute.ru, (Россия, Тула, ТФ РГТЭУ)

ХОЛДИНГОВАЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Рассмотрены перспективная форма и преимущества холдинговой системы взаимодействия предприятий в условиях модернизации отечественной экономики и вступления России в ВТО.

Ключевые слова: холдинг, холдинговая система, взаимодействие, преимущество.

Вступление России в ВТО и намеченная модернизация ее экономики требуют поиска новых перспективных форм организации хозяйственной и обслуживающих ее видов деятельности предприятий.

Новации, появившиеся в экономических процессах в 80-90-х годах прошлого столетия, повлекли за собой изменение подходов к организации деятельности и управлению на предприятиях.

Вынужденные адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и ужесточению конкурентной борьбы многие из российских предприятий пошли по пути создания различных объединений, прежде всего, в форме корпораций и холдингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.