Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности отраслевой группы предприятий'

Оценка конкурентоспособности отраслевой группы предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1137
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / МЕТОД ПРОФИЛЕЙ / ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Е. А., Озерова Е. В.

Разработан научно-методический подход к формированию оценки конкурентоспособности промышленного предприятия, что позволило выявить наиболее сильные или слабые позиции предприятия относительно основных конкурентов и сформировать ему стратегию управления конкурентоспособностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности отраслевой группы предприятий»

- расследование случаев реализации рисков регистраторской деятельности, установление причин несрабатывания применяемых Регистратором способов снижения рисков;

- оценка эффективности сформированных Регистратором компенсационных инструментов, применяемых при покрытии убытков в случае реализации рисков регистраторской деятельности;

- разработка предложений по повышению эффективности системы мер снижения рисков регистраторской деятельности.

E.A. Fedorova, I.Y. Kozlovskaya

System of Measures Decreasing Risks Incurred by Professional Securities Market Participants

This article contains classification of risks incurred by professional securities market participants, in terms of major sources of such risks. Also, the article provides another classification of risks for Registrars.

Получено 11.01.09

УДК 658: 005.332.4.336.3

Е.А. Федорова, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 35-20-77, eaf@tsu.tula.ru, (Россия, Тула, ТулГУ),

Е.В. Озерова, магистрант, (4872) 38-16-76, ozerova-upak@rambler.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ГРУППЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Разработан научно-методический подход к формированию оценки конкурентоспособности промышленного предприятия, что позволило выявить наиболее сильные или слабые позиции предприятия относительно основных конкурентов и сформировать ему стратегиюуправления конкурентоспособностью.

Ключевые слова: оценка конкурентоспособности предприятия, оценка

финансово-экономического положения предприятия, метод профилей, целлюлознобумажная промышленность.

Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от устойчивости его внутреннего развития, эффективности производственной деятельности, возможности быстрого реагирования на изменения внешней среды и определяется по отношению к конкретной группе предприятий, формирующих сегмент рынка.

Сегодня каждое предприятие строит свою собственную линию взаимоотношений с государством, поставщиками сырья, контактной аудиторией, разрабатывает собственную маркетинговую стратегию, проводит по-

стоянную модернизацию оборудования и наращивает свои производственные мощности. Каждое из них имеет свои конкурентные преимущества и обладает определенной долей рынка. Нельзя также забывать, что со временем состояние внешней среды меняется, усложняется структура отрасли и управление бизнесом. В виду этого изучение экономической сущности конкурентоспособности, методов ее диагностики, а также отдельных вопросов управления конкурентными преимуществами представляет весьма актуальную задачу для промышленных предприятий.

Несмотря на наличие значительной информационной базы и различных методов всестороннего анализа предприятий, в настоящее время не существует комплексного показателя, который позволил бы количественно охарактеризовать конкурентоспособность предприятия в целом, изучить его динамику, измерить влияние на него различных внутренних и внешних факторов, а также оценить рейтинг предприятия в отраслевой структуре, что особенно важно для его собственников и высшего менеджмента. Не разработаны специфические вопросы измерения и прогноза конкурентоспособности в условиях различных по конкурентным свойствам рынков [1]. По проблеме обеспечения и управления конкурентоспособностью имеется значительное количество научных исследований, раскрывающих отдельные стороны данной темы, однако отсутствует единство мнений по процедуре выбора наиболее эффективной методики оценки конкурентоспособности предприятия. А ведь ошибка в выборе методики оценки конкурентоспособности предприятия может привести к принятию ошибочных управленческих решений.

С учетом изложенного представляется очевидной актуальность разработки научно-методического подхода к формированию оценки конкурентоспособности промышленного предприятия в отраслевом разрезе, позволяющей выявить наиболее «сильные» и «слабые» позиции предприятия относительно основных конкурентов. Конечным результатом оценки уровня конкурентоспособности отраслевой группы предприятий должен стать интегральной показатель их конкурентоспособности.

Итак, были определены следующие основные этапы оценки конкурентоспособности предприятий:

1. В выбранной отрасли и локальном рынке необходимо сформировать группу предприятий, конкурентоспособность которых надо оценить. Для проведения оценки необходимо обладать информацией о ресурсах и результатах деятельности каждого предприятия.

Нами была сформирована группа предприятий целлюлознобумажной промышленности. В выборке оказалось 5 крупнейших предприятий, действующих на российском рынке упаковки и специализирующихся на выпуске шпуль картонных навивных. Это давно работающие предприятия, достигшие за счет имеющихся собственных ресурсов определенного

результата, который и отражает их интегральный показатель конкурентоспособности.

2. Выбрать и определить структуру факторов, влияющих на конкурентоспособность отраслевой группы предприятий (обобщающие показатели конкурентоспособности).

Существует огромное количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. По существу, любой аспект деятельности предприятия — это и фактор, влияющий на его конкурентоспособность, и ресурс ее повышения.

Исходя из этого факторы, от которых зависит конкурентоспособность предприятия, разобьем на две группы:

2.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность хозяйственной деятельности предприятия, имеющую внутреннюю относительно предприятия природу (факторы внутренней среды).

2.2. Внешние по отношению к предприятию факторы, определяющие конкурентоспособность его хозяйственной деятельности (факторы внешней среды).

К факторам внутренней среды для отобранной группы промышленных предприятий были отнесены: финансово-экономическое положение предприятия, конкурентоспособность выпускаемой продукции, производственно-технический потенциал предприятия, кадровый потенциал предприятия, маркетинговый потенциал предприятия. Факторы внешней среды были разделены на факторы внешней среды прямого воздействия (клиенты; конкуренты, поставщики и субподрядчики, партнеры и т. д.) и факторы внешней среды косвенного воздействия (состояние экономики в целом и отраслей в частности; законодательство и экономическая политика государства; рынки труда и капитала; уровень промышленных технологий и т. п.). Далее оценка конкурентоспособности промышленных предприятий должна производиться в разрезе отобранных обобщающих показателей.

3. Разработать структуру критериев и показателей, оценивающих каждый обобщающий показатель конкурентоспособности предприятия (частные показатели конкурентоспособности).

Рассмотрим процедуру оценки финансово-экономического положения предприятия как одного из обобщающих показателей конкурентоспособности. Предполагается, что методика оценки других обобщающих факторов аналогична.

3.1. Определим наиболее характерные частные показатели, оценивающие финансово-экономическое положение предприятия: объем продаж; прибыль до налогообложения; величина оборотного капитала; наличие собственных оборотных средств; недостаток собственных оборотных средств; собственный капитал; рентабельность продаж; скорость оборота оборотных средств. Выбор именно этих факторов был обусловлен стрем-

лением использовать показатели, которые имеют достаточно широкое применение, однозначное понимание и значение, при этом существуют признанные и доступные методы их количественной оценки. Зная абсолютные значения выбранных показателей, находим средние индексы их роста.

3.2. Для обеспечения репрезентативности оценки финансовоэкономического положения предприятия необходимо определить коэффициенты весомости каждого частного фактора конкурентоспособности.

Итак, рассмотрен и проанализирован целый ряд показателей, с помощью которых можно оценить финансовое положение предприятий. При этом ни один из показателей не доминирует над другим, поэтому общую оценку необходимо делать по совокупности рассмотренных показателей. Для этого можно предложить следующий подход, основанный на экспертных оценках важности показателей.

Для определения коэффициента весомости 1-го частного показателя факторы следует расположить в зависимости от степени их влияния на финансово-экономическое положение предприятий. Система распределения оценок частных показателей по местам была осуществлена на основе опроса руководства каждого из рассматриваемых предприятий и приняла следующий вид:

1-е место присваивается показателю, который, по мнению опрашиваемых экспертов, в первую очередь характеризует финансовоэкономическое положение предприятия. Это объем продаж.

2-е место присваивается показателю, который также оказывает значительное влияние на характеристику финансового положения предприятия, но все же несколько меньшее по сравнению с первым показателем. Это прибыль до налогообложения.

И так далее по мере уменьшения влияния:

3-е место — величина оборотного капитала.

4-е место — наличие (недостаток) собственных оборотных средств.

5-е место — недостаток (излишек) собственных оборотных средств.

6-е место — собственный капитал.

7-е место — рентабельность продаж.

8-е место — скорость оборота оборотных средств.

Коэффициент весомости (Ь) 1-го частного показателя определяется

следующим образом:

1 т 1 1‘ = ^Х я-’ ч I = 1 ‘-ч

где Si — место (ранг) каждого 1-го показателя; т — число оцениваемых

показателей.

3.3. Итак, зная средний индекс роста, а также коэффициент весомости каждого из отобранных частных показателей, мы можем переходить к

расчету обобщающего показателя конкурентоспособности, оценивающего в нашем примере финансово-экономическое положение анализируемого предприятия.

Расчет будет производиться по следующей формуле:

т

К фэ = 2 Ь1 Х ^

1=1

где Ь — коэффициент весомости 1-го частного показателя; ^ — средний индекс роста 1-го частного показателя; т — число оцениваемых показателей.

Далее по такому же принципу будет производиться расчет обобщающего показателя конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также кадрового, маркетингового и производственно-технического потенциала анализируемых предприятий (КПр0д, Кк, Км, Кптп).

Далее будет произведена оценка факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия. Конечным результатом данных оценок должны стать обобщающие показатели конкурентоспособности факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия (Квспв, Квскв). Причем, если рассматриваемые предприятия находятся в одной стране и работают в одной отрасли, то на эту группу будут воздействовать одинаковые внешние факторы косвенного воздействия: общеэкономические, политические, демографические и т. д. Поэтому Квскв будет одинаковым для всех предприятий. Но он будет оказывать влияние на интегральную конкурентоспособность предприятий либо увеличивая, либо уменьшая ее.

4. Рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности каждого предприятия.

Конечным результатом оценки уровня конкурентоспособности отраслевой группы предприятий должен стать интегральной показатель их конкурентоспособности (Коц).

Его расчет определяется путем сложения всех обобщающих показателей рассматриваемого предприятия, умноженных на свой вес:

к оц =(К фэ ХЬ фэ )+(К прод ХЬ прод )+(К птп хЬ птп )+(К к хЬ к )+

+(КМ ХЬ м )+(К

вспв хЬ вспв

)+(К

вскв хЬВСКВ).

5. Использовать метод профилей, или радаров, что позволит описать конкурентоспособность предприятий не только в численном, но и графическом виде — заключительный этап оценки конкурентоспособности предприятий.

Для построения профиля выбираются общие показатели конкурентоспособности по выбранным 6 группам и оценочное поле.

Оценочное поле — круг, который проводится радиусом, равным среднеотраслевым показателям оценки конкурентоспособности предприятия и делится радиальными шкалами на количество секторов, равное количеству показателей оценки (рисунок) [2].

Финансово-экономическое

положение

6

Внешняя среда ^

Конкурентоспособность

продукции

Маркетинговый

Производственно-

технический

потенциал

потенциал

Кадровый

потенциал

Профиль (радар) конкурентоспособности промышленного предприятия

Предлагаемая нами методика оценки конкурентоспособности промышленных предприятий охватывает все наиболее важные оценки его хозяйственной деятельности, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения фирмы на отраслевом рынке, а главное позволяет определить направления деятельности, по которым предприятие уступает или опережает конкурентов.

На основе полученных результатов каждое предприятие сможет разработать собственную стратегию повышения конкурентоспособности путем выявления своих наиболее слабых позиций относительно основных конкурентов и формирования механизмов устранения этого дисбаланса.

Апробация данной методики была осуществлена на примере ООО «Яснополянская фабрика тары и упаковки». Предполагается, что разработанная методика оценки конкурентоспособности отраслевой группы предприятий будет использоваться промышленными предприятиями целлюлозно-бумажной отрасли.

1. Озерова Е.В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия / Е.В. Озерова // Молодежные инновации: Вторая молодежная научн.-практич. конф. студентов Тул. гос. ун-та: тез. докл.; под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. ЯдыкинаЕА—Тула: ГУП - Изд-во «Левша», 2008. — С. 160-162.

2. Зотов H.A. Инновационная методика комплексной оценки конкурентоспособности предприятия оптовой торговли с учетом его экономического погенпцала / НА Зотов, О.Д. Нечаева // Инновации. — № 9.—2006. — С. 117-121.

Библиографический список

E.A. Fedorova, E.V. Ozerova

The Estimation of Competitive Ability of Branch Group of Enterprises A scientific and systematical method ofapproach to the forming cf the estimation ofcompetitiveness of industrial enterprises, thatallowedto revealthe weakest or strongest aspects ofthe enterprise concerning the main competitors and form its own strategy ofcompetitiveness management.

Получено 11.01.09

УДК 658.152/153

Э.В. Хлынин, канд. экон. наук, доц., (4872) 32-25-00, fjm@tsu.tula.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

АКТИВИЗАЦИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНОГО КАПИТАЛА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Проведена оценка состояния, структуры и инвестиционной активности российских предприятий и организаций в современных условиях развития экономики. Обоснована необходимость эффективного управления процессом воспроизводства основного капитала в целях повышения конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: основной капитал, воспроизводство, инвестиции,

конкурентоспособность.

Необходимость обеспечения конкурентоспособности производства требует повышения качества выпускаемой продукции, снижения текущих затрат, эффективной организации труда и рационального использования инвестиционных ресурсов. Учитывая преобладание основного капитала в общем объеме активов большинства промышленных предприятий, для повышения их конкурентоспособности особое внимание следует уделять росту производительности машин и оборудования, снижению издержек на содержание средств труда, своевременному обновлению основных средств.

Наиболее серьезными проблемами развития российской промышленности с точки зрения обеспечения ее конкурентоспособности в средне-и долгосрочной перспективе являются моральный и физический износ значительной части основного капитала практически во всех отраслях экономики страны и низкие темпы их обновления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономическое развитие России в настоящее время во многом зависит от состояния основного капитала, в большинстве отраслей его износ достиг критического уровня. По данным статистики [1], значительная доля активной части основных средств, в том числе более четверти имеющихся машин и оборудования, изношена на 100 %, но они продолжают эксплуатироваться или, по крайней мере, числятся в составе внеоборотных активов предприятия, не списываются. По крупным и средним коммерческим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.