Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активность / гражданственность / общество / молодежь / сотрудничество / созидание / деятельность / activity / citizenship / society / youth / cooperation / creation / activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Узгорок Марина Юрьевна

В статье раскрывается проблема развития созидательной гражданской активности студенческой молодежи. Автор подчеркивает, что в период современных социальных потрясений главной задачей, стоящей перед белорусским обществом, является сохранение социума в режиме стабильного функционирования. Важнейшая роль в данных процессах принадлежит созидательной активной деятельности студентов как наиболее прогрессивной, творчески мыслящей и перспективной части современного социума. Рассмотрены познавательный, мотивационный и личностный компоненты, обозначены внутренние и внешние факторы, благодаря которым активность будет носить созидательный характер. Проведен анализ теоретико-методологических источников, а также примеры исследования современной практики развития гражданской активности молодежи и обозначен ряд педагогических условий оптимизации воспитательного процесса в учреждениях высшего образования. В заключении указано, что обучение в высшем учебном заведении не может ограничиваться предоставлением образовательных услуг и научно-исследовательской деятельностью. Оно должно включать воспитание социально и личностно ответственного человека, конструктивно мыслящего, культурного, способного к созидательным преобразованиям в своей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CIVIL CREATIVE ACTIVITY OF STUDENT YOUTH IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

The article reveals the problem of developing creative civic activity of student youth. The author emphasizes that during the period of modern social shocks, the main task facing Belarusian society is to preserve society in a stable functioning mode. The most important role in these processes belongs to the creative activity of students as the most progressive, creatively thinking and promising part of modern society. Cognitive, motivational and personal components are considered, internal and external factors are indicated, thanks to which activity will be creative. An analysis of theoretical and methodological sources was carried out, as well as examples of research on the modern practice of developing civil activity of youth and a number of pedagogical conditions for optimizing the educational process in educational institutions of higher education were outlined. It should include the education of a socially and personally responsible person, constructively thinking, cultural, capable of creative transformations in his country.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

120

Труды БГТУ, 2023, серия 6, № 2, с. 120-122

УДК 101.8:316.3

М. Ю. Узгорок

Академия Министерства внутреннх дел Республики Беларусь

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается проблема развития созидательной гражданской активности студенческой молодежи.

Автор подчеркивает, что в период современных социальных потрясений главной задачей, стоящей перед белорусским обществом, является сохранение социума в режиме стабильного функционирования. Важнейшая роль в данных процессах принадлежит созидательной активной деятельности студентов как наиболее прогрессивной, творчески мыслящей и перспективной части современного социума.

Рассмотрены познавательный, мотивационный и личностный компоненты, обозначены внутренние и внешние факторы, благодаря которым активность будет носить созидательный характер.

Проведен анализ теоретико-методологических источников, а также примеры исследования современной практики развития гражданской активности молодежи и обозначен ряд педагогических условий оптимизации воспитательного процесса в учреждениях высшего образования.

В заключении указано, что обучение в высшем учебном заведении не может ограничиваться предоставлением образовательных услуг и научно-исследовательской деятельностью. Оно должно включать воспитание социально и личностно ответственного человека, конструктивно мыслящего, культурного, способного к созидательным преобразованиям в своей стране.

Ключевые слова: активность, гражданственность, общество, молодежь, сотрудничество, созидание, деятельность.

Для цитирования: Узгорок М. Ю. Формирование гражданской созидательной активности студенческой молодежи в учреждениях высшего образования // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2023. № 2 (275). С. 120-122. DOI: 10.52065/2520-6885-2023-275-2-22.

M. Yu. Uzgorok

Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus

FORMATION OF CIVIL CREATIVE ACTIVITY OF STUDENT YOUTH IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

The article reveals the problem of developing creative civic activity of student youth.

The author emphasizes that during the period of modern social shocks, the main task facing Belarusian society is to preserve society in a stable functioning mode. The most important role in these processes belongs to the creative activity of students as the most progressive, creatively thinking and promising part of modern society.

Cognitive, motivational and personal components are considered, internal and external factors are indicated, thanks to which activity will be creative.

An analysis of theoretical and methodological sources was carried out, as well as examples of research on the modern practice of developing civil activity of youth and a number of pedagogical conditions for optimizing the educational process in educational institutions of higher education were outlined.

It should include the education of a socially and personally responsible person, constructively thinking, cultural, capable of creative transformations in his country.

Keywords: activity, citizenship, society, youth, cooperation, creation, activity.

For citation: Uzgorok M. Yu. Formation of civil creative activity of student youth in higher education institutions. Proceedings of BSTU, issue 6, History, Philosophy, 2023, no. 2 (275), pp. 120122. DOI: 10.52065/2520-6885-2023-275-2-22 (In Russian).

Введение. Являясь частью природного мира, человек смог преодолеть фатальную зависимость от него. На протяжении всей истории своего развития люди научились дистанцироваться от социоприродной среды, которая их окружает, и определять свое отношение к различ-

ным событиям и явлениям. «Важнейшей способностью, характеризующей человека как высшее надбиологическое существо, является его способность изменять условия существования» [1, с. 262]. В период современных социальных потрясений главной задачей, стоящей перед

М. Ю. Узгорок

121

белорусским обществом, является сохранение социума в режиме стабильного функционирования. Наиболее значимыми вопросами являются поиск мировоззренческих идеалов, объединяющих людей, определение стратегии социально-политического развития, а также создание нормативной базы, регулирующей материально-производственную, социально-управленческую и духовную сферы.

Важнейшая роль в данных процессах принадлежит активной деятельности студенческой молодежи, как наиболее прогрессивной, творчески мыслящей и перспективной части современного социума.

Речь идет об исключительно человеческой форме активного освоения мира - гражданской созидательной активности [1].

Основная часть. Гражданская созидательная активность представляет собой готовность человека к личному участию в общественно полезной деятельности и включает следующие компоненты: познавательный, мотивационный и личностный.

Смысл познавательного компонента заключается в теоретическом представлении о сущности и содержании гражданской активности, ориентации человека в социально-политических проблемах, наличии собственного мнения по гражданско-мировоззренческим вопросам жизнедеятельности общества, а также способности анализировать и давать оценку происходящему в государстве и мире.

Мотивационный компонент предполагает наличие интереса и потребности проявлять свою гражданскую позицию и тесно связан с личностным, когда гражданская созидательная активность становится частью и смыслом жизненного мира молодого человека и направляет его на выполнение гражданских обязанностей и соблюдение социально-правовых норм.

Важным аспектом формирования гражданской активности студентов являются факторы, благодаря которым активность будет носить созидательный характер.

Речь идет о внутренних и внешних факторах, влияющих на активную созидательную деятельность молодых людей. К наиболее значимым внутренним факторам относятся: удовлетворение потребности в самовыражении и самореализации, наличие ценностного отношения к социуму, положительный результат осуществления гражданского действия. Важными внешними факторами являются: особенности организации воспитательной работы вуза, гуманистический стиль взаимоотношений преподавателей и студентов как субъектов воспитательного процесса в учреждении высшего образования, информационное обеспечение социально полезной деятельности студентов.

Для продуктивной реализации перечисленных факторов необходимы условия, наличие которых обеспечит эффективное развитие гражданской созидательной активности студентов.

Одним из самых эффективных условий, на наш взгляд, является вовлечение студентов в образовательно-воспитательные проекты, ориентированные на развитие гражданской активности, возможности роста личностного потенциала молодых людей, сотрудничеств и обмен современными практиками в социокультурной среде вуза.

К примеру, в 2022 г. в рамках конкурса «Студенты. Безопасность. Будущее» были определены лучшие социальные интернет-проекты по безопасности, разработанные студентами, из числа которых МЧС взяло на вооружение и ре-ализовывает в нашей республике.

Студенты Белорусского государственного университета транспорта разработали проект «Безопасная старость», направленный на поддержку пожилых людей.

Белорусская государственная академия авиации представила проект «На связи МЧС, но без ЧС». Местом реализации данного проекта студенты выбрали социальную сеть TikTok, а также месседжер Telegram, где ознакомили аудиторию с функциями МЧС.

Студенты БНТУ запустили масштабный проект «#безопаснеевместе», направленный на обеспечение безопасной жизнедеятельности, в котором были задействованы многие учреждения образования, в том числе школы и детские сады.

Включение студентов в подобную практическую деятельность дает возможность реализовать значимые социокультурные компетенции: способность строить конструктивный диалог с окружающими в решении общественно-признанных проблем, проявлять свою гражданскую позицию, готовность принять на себя ответственность за судьбу своей Родины, неравнодушие к ее будущему.

Необходимо учитывать, что в данном воспитательном процессе важна роль не только студента, но и преподавателя-предметника, а также куратора группы. Развивать гражданскую активность обучающихся способен педагог, имеющий лидерские задатки, коммуникативные способности, неравнодушный, использующий активные формы и методы воспитания, способный увлечь студентов и вдохновить их на активную деятельность на общее благо.

Исследователями установлено, что на эффективность формирования гражданской созидательной активности студентов также влияет уровень социального интеллекта преподавателя, способность и готовность к патриотической деятельности, осознание педагогом своей роли в достижении поставленной цели, умение со-

122

Формирование гражданской созидательной активности студеческой молодежи

вершенствовать свои компетенции, потребность и желание внедрять инновационные формы и методы во взаимодействии с обучающимися [2].

Изучению созидательной гражданской активности студентов в современных условиях посвящен ряд научных работ белорусских и российских авторов.

В исследованиях В. А. Грибановой описывается модель развития гражданской активности молодежи, состоящая из трех поступательных этапов (теоретико-процессуальный, этап интери-оризации и экстериоризации), ориентированных на приобретение теоретической, практической и личностной готовности студентов к выражению созидательной гражданской активности. В рамках каждого этапа преследуются определенные цели, психолого-педагогические условия, педагогические средства и формы работы. Автор характеризует уровни сформированности гражданской

активности студентов как «поисково-познавательный, субъектно-оценочный, социально-личностный» [3, с. 135-136].

Заключение. Подводя итог, отметим, что обучение в учреждении высшего образования не может ограничиваться предоставлением образовательных услуг и научно-исследовательской деятельностью. Оно должно включать воспитание социально и личностно ответственного человека, конструктивно мыслящего, культурного, способного к созидательным преобразованиям в своей стране.

Формирование гражданской созидательной активности обучающихся в условиях вуза становится решающим фактором социокультурного развития общества, потому как качество подготовки выпускника влияет на факторы экономического, политического прогресса, состояние культуры и духовности социума.

Список литературы

1. Бородич А. А. Аксиология социального действия: монография. Гродно: ГрГУ, 2005. 275 с.

2. Социальная активность молодежи как условие развития современного общества: сб. науч. тр. по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица, 2-3 февр. 2010 г.: в 2 ч. Екатеринбург, 2010. Ч. 2. 307 с.

3. Грибанова В. А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в вузе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 3 (30). С. 133-143.

References

1. Borodich A. A. Aksiologiya sotsial'nogo deystviya: monografiya [Axiology of social action: monograph] Grodno, GrGU Publ., 2005. 275 p. (In Russian).

2. Sotsial'naya aktivnost' molodezhi kak usloviye razvitiya sovremennogo obshchestva: sbornik nauchnykh statey [Social activity of youth as a condition for the development of modern society: collection of scientific papers based on the results of the All-Russian Social and Pedagogical Readings B. I. Livshits: in 2 part]. Ekaterinburg, 2010, part 2. 307 p. (In Russian).

3. Gribanova V. A. Formation of civic activity of student youth at the university. Otechestvennaya i zarubezhnayapedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2016, no. 3 (30), pp. 133-143 (In Russian).

Информация об авторе

Узгорок Марина Юрьевна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и идеологической работы. Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь (220005, г. Минск, ул. Машерова, 6, Республика Беларусь). E-mail: Uzgorok@rambler.ru

Information about the author

Uzgorok Marina Yur'yevna - PhD (Philosophy), Associate Professor, Assistant Professor, the Department of Philosophy and Ideological Work. Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic Belarus (6, Masherova str., 220005, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: Uzgorok@rambler.ru

Поступила 10.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.