Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОДИЗАЙН»'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОДИЗАЙН» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / ЭКОДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Захарова Оксана Андреевна

В статье поднимается актуальная на сегодняшний день тема формирования гражданской позиции у молодежи, и этот момент связан со своей страной. Авторами исследования показано, что эта проблема тесно соприкасается с экологией. Поэтому оправдано включение в образовательный процесс дисциплин экологической направленности. В данном исследовании убедительно доказано, что включение в магистерскую программу направления «Стилизация и декорирование интерьеров» дисциплины «Экодизайн» привело к положительным результатам. Современное общество концентрирует особое внимание на формировании активной гражданской позиции у молодёжи. Это связано с возросшей потребностью в личности, принимающей осознанное участие в жизни общества и отражающей сознательные действия в отношении к окружающему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CIVIL POSITION OF UNDERGRADUATE STUDENTS BASED ON THE STUDY OF THE DISCIPLINE "ECODESIGN"

The article raises the currently relevant topic of the formation of a civic position among young people, and this moment is connected with their country. The authors of the study showed that this problem is closely related to the environment. Therefore, the inclusion of environmental disciplines in the educational process is justified. This study convincingly shows that the inclusion of the Ecodesign discipline in the master's program of the direction "Stylization and decoration of interiors" has led to positive results. Modern society focuses special attention on the formation of an active citizenship among young people. his is due to the increased need for a person who takes a conscious part in the life of society and reflects conscious actions in relation to the world around him.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОДИЗАЙН»»

9. Минпросвещения России: сайт. - 2020. - URL: https://edu.gov.ru/press/3054/minprosvescheniya-rossii-sozdast-na-baze-pedvuzov-pedagogicheskie-kvantoriumy/ (дата обращения 10.12.21).

10. Мягкова, Ю.Я. Проектная деятельность учащихся и основные проблемы, возникающие при выполнении заданий / Ю.Я. Мягкова, А.Ю. Чуваев // Символ науки. - 2016. - №12-2. - С. 232-235.

11. Национальные проекты России «Кружковое движение»: сайт. - 2022. - URL: https://kruzhok.org/iniciativy/post/master-program (дата обращения 10.12.21).

12. Университет НТИ 20.35: сайт. - 2018. - URL: https://edu.2035.university/course/UNIVERSITY2035/mindclubs_3_21/ (дата обращения 20.12.21).

13. Фоксфорт: сайт. - 2014. - URL: https://foxford.ru/teacher/courses/514/landing (дата обращения 10.12.21).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); обучающийся Захарова Оксана Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОДИЗАЙН»

Аннотация. В статье поднимается актуальная на сегодняшний день тема формирования гражданской позиции у молодежи, и этот момент связан со своей страной. Авторами исследования показано, что эта проблема тесно соприкасается с экологией. Поэтому оправдано включение в образовательный процесс дисциплин экологической направленности. В данном исследовании убедительно доказано, что включение в магистерскую программу направления «Стилизация и декорирование интерьеров» дисциплины «Экодизайн» привело к положительным результатам. Современное общество концентрирует особое внимание на формировании активной гражданской позиции у молодёжи. Это связано с возросшей потребностью в личности, принимающей осознанное участие в жизни общества и отражающей сознательные действия в отношении к окружающему миру.

Ключевые слова: гражданская позиция, экология, магистерская программа, экодизайн.

Annotation. The article raises the currently relevant topic of the formation of a civic position among young people, and this moment is connected with their country. The authors of the study showed that this problem is closely related to the environment. Therefore, the inclusion of environmental disciplines in the educational process is justified. This study convincingly shows that the inclusion of the Ecodesign discipline in the master's program of the direction "Stylization and decoration of interiors" has led to positive results. Modern society focuses special attention on the formation of an active citizenship among young people. his is due to the increased need for a person who takes a conscious part in the life of society and reflects conscious actions in relation to the world around him.

Key words: citizenship, ecology, master's program, ecodesign.

Введение. Каждый гражданин имеет право голоса и право на собственное мнение, которое формируется на протяжении всей жизни. Проходя обучение в высшем учебном заведении, студент учится формировать и проявлять свою активную гражданскую позицию. Однако нередко среди студентов прослеживается тенденция на её частичное или полное отсутствие. Несомненно, что формирование гражданской позиции у молодежи должно быть связано со страной, в которой им было суждено родиться и проживать, то есть со своей Родиной. В связи с обострённой экологической ситуацией (загрязнение атмосферы, водоёмов и пр.) в России и мире возрастает спрос на формирование у нового поколения ответственности за использование природных ресурсов и бережного отношения к окружающей среде. В силу неинформированности и отсутствии заинтересованности граждан Российской Федерации пока сохраняется представление о неисчерпаемости природных благ, что подтверждает факт нерационального использования природных ресурсов. Одним из продуктивных способов воспитания чувства ответственности за природу своей страны, да и всей планеты, является включение в образовательный процесс дисциплин, связанных с экологией. У дизайнеров интерьера - это очень востребованный на сегодняшний день «Экодизайн».

Преимущество дизайнеров в данном случае - подбор материалов и продукции, используемый при разработке интерьера, с возможностью дальнейшей переработки или безопасной для окружающей среды утилизации. Поэтому при составлении программы учебной дисциплины «Экодизайн» педагоги высших учебных заведений ведут интенсивный поиск способов формирования активной гражданской позиции у студентов. В рамках данного исследования показано, как изменились приоритеты нынешнего поколения студентов на сегодняшний день, а также дана оценка дальнейшим перспективам развития дисциплины «Экодизайн».

Изложение основного материала статьи. Важность изучения выбранной темы обусловлена недостаточной её разработанностью в педагогической науке. Проблемы гражданского воспитания рассматриваются в работах О.П. Глущенко [10], Д.А. Крымовой [12], Л.Е. Миловидовой [13], Т.А. Мирошиной [14], О.В. Смирновой [19], и др. Теоретические основы исследования составили научные положения по проблеме профессионального образования Е.Н. Перевозщиковой [18], С.В. Фроловой [21], О.В. Смирновой [19], С.Г. Ажгихина [2] и др. Различные подходы к проблеме формирования социальных компетенций и поведения человека отражены в трудах Г.А. Волгунова [4] и др. Связь гражданской позиции и мотивация деятельности рассмотрена Д.А. Крымовой [12], гражданского образования и экологического воспитания Т.Г. Галушко [6], С.Н. Глазычевым [8], А.О. Глазычевой [9] и др. Социально-технологические аспекты и проблемы развития экодизайна рассматривали А.А. Архипова [1], Е.В. Бахарева [3], О.И. Генисаретский [7], И.А. Сосунова [20], М.В. Панкина [17], А.М. Нигматуллина [16], А.А. Мустафина [15], А.А. Ильина [11] и др. Проблеме формирования гражданской позиции студентов посвящены работы Г.А. Волгунова [4], М.Ш. Гаджиева [5], О.П. Глушенко [10], Л.Е. Миловидовой [13] и др.

Методологическую основу исследования составили: положения аксиологического подхода, личностно-социально-деятельностного подхода, системного подхода, синергетического подхода. В процессе решения поставленных задач для достижения цели исследования применялась совокупность теоретических и эмпирических методов. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, прогнозирование. Эмпирические методы: анкетирование, беседа, интервью, педагогическое наблюдение.

Одной из попыток осмыслить вопрос экологического кризиса является появление на рынке такого направления как «Экодизайн». Термин «Экодизайн» трактуется как новое направление в дизайне, ключевое внимание которого сфокусировано на защите окружающей среды. Необходимость создания здорового пространства для проживания человека обусловила появление данного направления в создании интерьеров различного назначения.

Каким же образом понятия «гражданская позиция» и «экодизайн» могут быть связаны? Чтобы ответить на этот вопрос, авторами исследования были также проанализированы работы Глазачевой А.О., Генисаресткого О.И., Мирошиной Т.А., Смирновой О.В., Сосуновой И.А., Шиняевой О.В. и др.

В терминологии всё ещё сохраняется многообразие трактовок понятия «гражданская позиция», безусловно, включая ряд общих характеристик: ответственное выполнение гражданского долга перед страной или, как отмечал педагог и академик Филонов Г.Н., соблюдение установленных требований к личности в виде обязанностей перед обществом и др. В рамках педагогических исследований основными составляющими формирования гражданской позиции считается развитие у личности гуманистических взглядов. Можно сделать вывод, что «гражданская позиция» - это многогранный комплекс взглядов и убеждений сформировавшейся личности, который характеризует отношение личности к обществу и жизни государства, в котором проживает.

Благодаря активной гражданской позиции, студент будет стремиться к поиску решений проблем государственного масштаба, в том числе проблем экологического характера. Однако прежде ему необходимо погрузиться в контекст и изучить характеристику ключевых экологических вопросов. По качеству взаимодействия человека с природой природопользование принято делить на два типа: нерациональное и рациональное. Нерациональное природопользование подразумевает необратимые пагубные изменения в экосистеме, отраженные в загрязнении биосферы, уничтожению природных ресурсов, а по итогу в нарушении экологического баланса.

Обществом ведутся поиски способов удовлетворения материальных потребностей общества по максимуму, при этом сохраняя природный - экологический баланс. Поэтому противоположной стороной нерационального подхода выступает рациональное природопользование. При таком подходе общество стремиться к контролю над всеми этапами производства, чтобы отследить и предотвратить процессы, влияющие на окружающую среду. То есть человеческая деятельность направлена на сохранение и защиту природных ресурсов.

Такой подход к планированию использования эко-ресурсов в человеческой деятельности является базисом нового направления «Экодизайна» - совокупности идей современных дизайнеров, сочетающих технические достижения науки и цивилизации с необходимостью сбережения природных ресурсов. Среди методов благоустройства внутреннего пространства, соблюдение в разработке интерьера правил «Экодизайна» имеет преимущество в возможности использовать любые природные материалы: от натуральных обоев до природного поделочного материала. При этом минимизировать дальнейший ущерб окружающей среде. Этот поход направлен на обеспечение экологической безопасности интерьера, нивелирование негативного воздействия окружающей среды на человека (экологический принцип), а также практичного минимума для функционального и комфортного проживания (эргономический принцип).

«Экодизайн» способствует воплощению идей сближения человека и природы, и в какой-то степени способно обеспечить жилищное пространство материалом, пригодным для вторичного использования и переработки.

Если рассматривать «Экодизайн» как учебную дисциплину, включенную в магистерскую программу «Стилизация и декорирование интерьеров», то необходимо отметить ее важную роль в формировании у будущих специалистов экологической компетентности. Поэтому понимая важность не только обучения будущей профессии в вузе, но и значимости формирования активной жизненной позиции по основным вопросам экологии, в учебную программу магистрантов направления «Стилизация и декорирование интерьеров» была включена дисциплина «Экодизайн». Данная дисциплина предполагает изучение проблем рационального природопользования, применения природных материалов при проектировании интерьеров различного назначения, а также выявление важности экологического подхода к различным сферам жизни.

Чтобы проанализировать уровень заинтересованности молодого поколения в теме экологии современного общества и влияния на студентов предмета «Экодизайн», был проведен опрос среди магистрантов 1 курса в количестве 12 человек Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина, которые не изучают еще дисциплину «Экодизайн». Перед исследователями стояла задача:

• определить уровень понимания респондентами термина «Рациональное природопользование» и его взаимосвязь с гражданской позицией человека;

• выявить наиболее распространённые способы природопользования в повседневной жизни;

• выявить наиболее простой способ донесения информации о состоянии экосистемы до респондента;

• определить цели изучения респондентом проблематики рационального природопользования в повседневной жизни;

• убедиться в необходимости изучать «Экодизайн» для формирования личностной экологической ответственности.

На примере статистики, полученной в результате опроса магистрантов 1 курса, мы можем судить об отношении

молодого поколения к проблемам экологии в 2021 году:

• только 43,3 % магистрантов изучают проблемы экологии самостоятельно, при этом 30% из них получают данную информацию системно из общения с людьми, изучающими проблемы экологии. Лишь 13,3% ищут сторонние источники, раскрывающие проблемы экологии России и мира (диаграмма А - 1, диаграмма А - 2);

• приоритетным способом сохранения баланса природных ресурсов экосистемы для 54% респондентов является выбор крафтовых пакетов во время совершения покупок и минимизации пластика в бытовом обиходе (диаграмма А - 3);

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод: у большинства обучающихся не сформированы как понимание уровня экологических проблем в стране, так и гражданская позиция по этой проблеме.

' диаграмма А - 1, диаграмма А - 2

' диаграмма А - 3

Однако с введением со 2 курса магистратуры дисциплины «Экодизайн» можно проследить изменения в показателях заинтересованности студентов-магистрантов в поисках решения эко-проблем. Опрос прошли 9 магистрантов 2 курса. Полученные результаты:

• понятие «Рациональное природопользование» знакомо и хорошо изучено 53,8% опрошенных, а 25,6% знают о конкретных подходах рационального природопользования (например, о возможности переработки отходов, создание заповедников и соблюдения охраны природных зон и т.д.) (диаграмма А - 4);

• 100% респондентов считает возможным минимизировать использование природных ресурсов при обустройстве помещения (при ремонте, обустройстве квартиры/дома/комплекса, покупке домашней утвари/техники и пр.) (диаграмма А - 5);

• 60% респондентов заинтересованы в изучении способов рационального природопользования в повседневной жизни, помимо общепринятых и наиболее распространённых (диаграмма А - 6);

• 40% респондентов готовы к изучению экологических проблем в целях расширения кругозора и непосредственного участия в поисках решения проблемы экологии (диаграмма А - 6).

Считаете ли вы, что можно минимизиэовать использование природных

ресурсов при обустройстве помещения (при ремонте, обустройстве квартирь/дома/комплекса, покупке домашней утвари/техничи и пэ.;?

120 100 80 60 40 20 0

I

£ ? £ £

11

С р

и; X н ф а 2 о 'О Ф ф I ос и

Р .0 > о 2 Ф 1 >- Т. <ъ с с 2

е- а о еь О ш а а: еь Ё

Р ф о. и а •X. 5 о ^ л >- С ге ог 1 а:

Г о. с > и ф а о и I >-а: П9 ГО X

* % опрошенных

! диаграмма А - 4, диаграмма А - 5, диаграмма А - 6

Результаты опроса показали, что по мере изучения дисциплины «Экодизайн», у студента формируется представление об экологической обстановке в Российской Федерации, а также возрастет интерес к анализу современных способов избежание лишних затрат природных ресурсов и поиску собственных методов сохранения экологического баланса своей страны.

В связи с этим подчеркивается возможность успешного формирования активной гражданской позиции студентов-магистрантов в рамках обучения дисциплины «Экодизайн».

Выводы. Современное общество концентрирует особое внимание на формировании активной гражданской позиции у молодёжи. Это связано с возросшей потребностью в личности, принимающее осознанное участие в жизни общества и отражающее его сознательные действия в отношении к окружающему миру. Экологическая составляющая должна стать стержнем образования, правилом и смыслом жизни в нашей стране.

Литература:

1. Архипова А.А. Элементы эко-стиля при проектировании зданий комплексов для тематического отдыха молодежи. Проблемы формирования единого научного пространства: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 234.

2. Ажгихин С.Г. Инновации в дизайне и дизайн-образовании. Искусство и образование. - 2010. - № 4. - С. 94-100.

3. Бахарева, Е.В. Эко-стиль в дизайне среды как вызов цивилизации / Е.В. Бахарева, М.М. Новикова // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей, Нижневартовск. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2017. - С. 86-88.

4. Волгунова Г.А., Николаева Н.О. Развитие социальных компетенций как условие формирования гражданской позиции студентов // Молодой ученый. - 2015. - № 13. - С. 610-613.

5. Гаджиев М.Ш., Омаров О.Н., Алиева С.А. Формирование гражданско-патриотической позиции студентов в учебно-воспитательном процессе вуза // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2019. - №2.

6. Галушко Т.Г. К вопросу об экологическом педагогическом дискурсе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена -2018. - №188.

7. Генисаресткий О.И. Экологический дизайн: поиски, результаты // Техническая эстетика. - 1988. - №5.

8. Глазачев С.Н., Глазачева А.О. Экодизайн: программа (модуль) и методические материалы // «Вестник Международной академии наук. Русская секция». - 2011. - Спецвыпуск №1. - С. 62-65

9. Глазачева А.О. Опыт проектирования курса «Экодизайн» // «Вестник Международной академии наук. Русская секция». - 2011. - Спецвыпуск № 2.

10. Глущенко О.П. Формирование гражданской позиции обучающихся вуза с точки зрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования // Педагогика и просвещение. - 2021. - № 3. - С. 51-62. DOI: 10.7256/2454-0676.2021.3.34410 URL: https://nbpublishxom/Hbrary_read_artide.php?id=34410 (Дата обращения: 14.02.2022 г.).

11. Ильина, А.А. Экологический стиль в дизайне интерьеров и гармония человека с природой / А.А. Ильина, А.А. Гринь // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - Т. 1. - № 4(21). - С. 246-247.

12. Крымова Д.А. Влияние гражданской позиции на мотивацию к деятельности // Психология обучения. - 2016. - № 1. - С. 50-56.

13. Миловидова Л.Е. Об исследовании гражданской позиции и патриотизма студентов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2005. - № 4. - С. 201-208.

14. Мирошина Т.А. Педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. Науки. - 2019. - №4 (44).

15. Мустафина, А.А. Эко-стиль: гармоничный симбиоз с другими стилями / А.А. Мустафина, И.В. Демьяненко // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: Сборник статей, Нижневартовск, 03-04 апреля 2018 года / Ответственный редактор А.В. Коричко. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет. - 2018. - С. 89-92.

16. Нигматуллина, А.М. Эко-дизайн как новое направление в интерьере и его влияние на жизнь человека / А.М. Нигматуллина, А.Х. Шайхлисламов // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки: Сборник трудов по материалам Международного конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 20 мая 2020 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки». - 2020. - С. 258-263.

17. Панкина М.В., Захарова С.В. Экологический дизайн как направление современного дизайна. Определение понятия // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №4.

18. Перевощикова, Е.Н., Бычков, А.В. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-6. (Дата обращения: 14.02.2022 г.).

19. Смирнова О.В., Тихонова Л.П. Использование активных методов обучения в формировании гражданской позиции студентов вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2021. - №6 (105).

20. Сосунова И.А. Экодизайн в России: социально-технологические аспекты и проблемы развития // «Вестник Международной академии наук. Русская секция». - М. - 2015. - №1

21. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-4 . (Дата обращения: 14.02.2022 г.).

Педагогика

УДК 37.018.11

кандидат педагогических наук, доцент Тарасова Светлана Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); ассистент Печеная Марина Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: РАЗВИТИЕ ОБРАЗА

РОДИТЕЛЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Воспитание ребёнка, как одна из важнейших функций социума, закладывает фундамент успешного будущего для общества. Ведущая роль в воспитании ребенка, большая доля ответственности за его результат возложены на семью, в частности родителей, как первых воспитателей. В этом контексте государственная политика в области семейного воспитания акцентирует внимание на важности создания условий для развития педагогической культуры родителей, содействия раскрытию воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи в целом. Выполнение обозначенных приоритетов предполагает деятельное участие всех институтов социума в реализации государственной политики в области семейного воспитания. Огромными возможностями развития педагогической культуры родителей, образа родителя, обладают сфера образования, в том числе высшие учебные заведения. Цель исследования: теоретически и практически обосновать вклад вуза в развитие у обучающихся образа родителя. Методы: изучение нормативных документов правительства РФ; теоретический анализ; синтез; сравнение; изучение учебно-методической документации; опрос; проектирование программы; оформление выводов. Результаты: разработка и реализация программы педагогического курса по выбору «Педагогика современной семьи» являются составными частями содержания деятельности вуза по развитию у обучающегося образа родителя. Результаты разработки и реализации программы курса свидетельствуют о расширении представлений обучающихся о сущности, содержании воспитания, стилях взаимодействия с ребенком в семье, в том числе о выборе и ранжировании методов его воспитания. На основе результатов установления предпочтительности выбора обучающимися метода воспитания по отношению к будущим детям выделены тенденции: снижения (телесные наказания; наказание ремнем; постановка в угол); роста (ограничение пользования компьютером/компьютерными играми; лишение карманных денег); стабильности при снижении популярности метода (наставления, нравоучения; ограничение просмотра телевизора/прослушивания музыки/прогулок). Результаты ранжирования методов воспитания ребенка в семье по отношению к будущим детям позволили определить тенденции: сохранения первенства словесных методов; вытеснения методов физического наказания и полного лишения методами частичного ограничения. В исследовании установлено, что разработка и реализация программы педагогического курса по выбору «Педагогика современной семьи» вносит значимый вклад в развитие у обучающихся образа родителя, а также в реализацию государственной политики в области семейного воспитания в целом.

Ключевые слова: семейное воспитание, вуз, образ родителя, развитие.

Annotation. Raising a child, as one of the most important functions of society, lays the foundation for a successful future for society. The leading role in the upbringing of the child, a large share of the responsibility for its result is assigned to the family, in particular parents, as the first educators. In this context, the state policy in the field of family education focuses on the importance of creating conditions for the development of the pedagogical culture of parents, promoting the disclosure of the educational and cultural and educational potential of the family as a whole. The implementation of the identified priorities implies the active participation of all institutions of society in the implementation of state policy in the field of family education. Enormous opportunities for the development of the pedagogical culture of parents, the image of the parent, have the field of education, including higher educational institutions. The purpose of the study: to theoretically and practically substantiate the contribution of the university to the development of the image of a parent in students. Methods: study of regulatory documents of the government of the Russian Federation; theoretical analysis; synthesis; comparison; study of educational and methodological documentation; poll; program design; drawing conclusions. Results: the development and implementation of the program of the pedagogical course of choice "Pedagogy of the modern family" are components of the content of the university's activities to develop the student's image of a parent. The results of the development and implementation of the course program testify to the expansion of students' ideas about the essence, content of education, styles of interaction with the child in the family, including the choice and ranking of the methods of his education. Based on the results of establishing the preference for the choice of the method of education by students in relation to future children, the following trends were identified: reductions (corporal punishment; punishment with a belt; setting in a corner); growth (limitation of the use of a computer / computer games; deprivation of pocket money); stability with a decrease in the popularity of the method (instructions, moralizing; limiting TV viewing / listening to music / walking). The results of ranking the methods of raising a child in a family in relation to future children made it possible to determine the trends: maintaining the primacy of verbal methods; crowding out methods of physical punishment and complete deprivation by methods of partial restriction. The study found that the development and implementation of the program of the pedagogical course of choice "Pedagogy of the modern family" makes a significant contribution to the development of the image of a parent in students, as well as to the implementation of state policy in the field of family education in general.

Key words: family education, university, image of a parent, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.