Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА ВУЗА: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА ВУЗА: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское общество / студент / образовательный процесс вуза / гражданская позиция / критерии и показатели / традиционные российские духовно-нравственные ценности / гражданская ответственность / практики гражданского участия / civil society / student / educational process of the university / civic position / criteria and indicators / traditional Russian spiritual and moral values / civic responsibility / practices of civic participation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бухнер Алевтина Алексеевна

В статье представлен теоретический анализ, связанный с формированием гражданской позиции студента образовательной организации высшего образования. Определены основные нормативно-правовые документы, актуализирующие данную проблему. Представлены содержательные характеристики понятия «гражданская позиция студента». Охарактеризованы основные критерии сформированное™ гражданской позиции студента вуза, характеризуемые набором определенных показателей. Мотивационный критерий исследования сформированное™ гражданской позиции студента вуза охарактеризован такими показателями, как мотивы и ценности гражданского поведения, мировоззренческая сфера, осознание идеалов гражданственности, социальной солидарности и ответственности. Когнитивный критерий сформированное™ гражданской позиции обучающегося вуза определен правильностью и точностью воспроизводимых знаний (о гражданских правах, свободе и обязанностях, истории Родины и традициях народа, природе демократии), их информационным объемом и содержанием. Деятельностный критерий отражает следующие показатели: реализация студентом полученных знаний в практике социально-ориентированной деятельности, продуктивность исполнения гражданских обязанностей, гражданская ответственность и активность. На основании данных критериев и показателей охарактеризованы основные направления, обеспечивающие продуктивность формирования гражданской позиции студента вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a theoretical analysis related to the formation of the civic position of a student of an educational organization of higher education. The main regulatory documents that update this problem have been identified. Significant characteristics of the concept of "student's civic position" are presented. The main criteria for the formation of the civil position of a university student, characterized by a set of certain indicators, are characterized. The motivational criterion of the study of the formation of the civic position of a university student is characterized by such indicators as motives and values of civil behavior, the worldview sphere, awareness of the ideals of citizenship, social solidarity and responsibility. The cognitive criterion for the formation of the civic position of the studying university is determined by the correctness and accuracy of reproducible knowledge (on civil rights, freedom and duties, the history of the Motherland and the traditions of the people, the nature of democracy), their information volume and content. Activity criterion reflects the following indicators: the student's realization of the acquired knowledge in the practice of socially oriented activities, productivity in the performance of civil duties, civic responsibility and activity. Based on these criteria and indicators, the main directions are characterized that ensure the productivity of the formation of the civil position of a university student.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА ВУЗА: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

Педагогика

УДК 37.017.4

заместитель директора Малой академии государственного управления, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и правового обеспечения государственной службы Бухнер Алевтина Алексеевна

Автономная некоммерческая организация высшего образования

Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (г. Самара) ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА ВУЗА: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ, связанный с формированием гражданской позиции студента образовательной организации высшего образования. Определены основные нормативно-правовые документы, актуализирующие данную проблему. Представлены содержательные характеристики понятия «гражданская позиция студента». Охарактеризованы основные критерии сформированности гражданской позиции студента вуза, характеризуемые набором определенных показателей. Мотивационный критерий исследования сформированности гражданской позиции студента вуза охарактеризован такими показателями, как мотивы и ценности гражданского поведения, мировоззренческая сфера, осознание идеалов гражданственности, социальной солидарности и ответственности. Когнитивный критерий сформированности гражданской позиции обучающегося вуза определен правильностью и точностью воспроизводимых знаний (о гражданских правах, свободе и обязанностях, истории Родины и традициях народа, природе демократии), их информационным объемом и содержанием. Деятельностный критерий - отражает следующие показатели: реализация студентом полученных знаний в практике социально-ориентированной деятельности, продуктивность исполнения гражданских обязанностей, гражданская ответственность и активность. На основании данных критериев и показателей охарактеризованы основные направления, обеспечивающие продуктивность формирования гражданской позиции студента

Ключевые слова, гражданское общество, студент, образовательный процесс вуза, гражданская позиция, критерии и показатели, традиционные российские духовно-нравственные ценности, гражданская ответственность, практики гражданского участия.

Annotation. The article presents a theoretical analysis related to the formation of the civic position of a student of an educational organization of higher education. The main regulatory documents that update this problem have been identified. Significant characteristics of the concept of "student's civic position" are presented. The main criteria for the formation of the civil position of a university student, characterized by a set of certain indicators, are characterized. The motivational criterion of the study of the formation of the civic position of a university student is characterized by such indicators as motives and values of civil behavior, the worldview sphere, awareness of the ideals of citizenship, social solidarity and responsibility. The cognitive criterion for the formation of the civic position of the studying university is determined by the correctness and accuracy of reproducible knowledge (on civil rights, freedom and duties, the history of the Motherland and the traditions of the people, the nature of democracy), their information volume and content. Activity criterion - reflects the following indicators: the student's realization of the acquired knowledge in the practice of socially oriented activities, productivity in the performance of civil duties, civic responsibility and activity. Based on these criteria and indicators, the main directions are characterized that ensure the productivity of the formation of the civil position of a university student.

Key words: civil society, student, educational process of the university, civic position, criteria and indicators, traditional Russian spiritual and moral values, civic responsibility, practices of civic participation.

Введение. В современном мире вопросы формирования гражданской позиции студента вуза в контексте развития умений жить и активно участвовать в становлении гражданского общества и правового государства на основе осознанной законопослушности и патриотической преданности служения Отечеству, приверженности общественным принципам и гражданскому долгу, являются особенно актуальными. Эта актуальность обусловлена объективными процессами трансформации и модернизации современного социума: политическими (непростая общественно-политическая ситуация на глобальной мировой арене, межгосударственном и внутригосударственном уровнях), социально-экономическими (темпы и характер инновационной экономики; социальное расслоение в обществе), этническими (рост социального, религиозного и культурного разнообразия; виртуальные формы межкультурной коммуникации), духовными (размытость устоявшихся духовно-нравственных ценностей; деструктивные воздействия западной культуры), образовательными (обновленные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, обновленные трудовые функции и действия профессиональных стандартов).

Востребован выпускник образовательной организации высшего образования, обладающий сформированной гражданской позицией с учетом осознания себя полноправным членом общества, демонстрации высокого уровня гражданской культуры, развитых гражданских качеств, критического мышления, трансляции демократических ценностей, восприимчивости к инновациям, осмысленного проявления гражданской ответственности и устойчивости в противостоянии негативным идеологическим влияниям рискогенного социума. Наряду с профессиональной подготовкой студента (профессиональная компетентность и профессионализм) к будущей трудовой деятельности, современные вузы должны готовить и воспитывать общественно и политически инициативного выпускника вуза, способного занять активную гражданскую позицию, уважающего права и свободы человека, сопричастного к истории и культуре России, популяризирующего этические принципы гражданского общежития (приверженность правовым и моральным нормам) и гуманистические жизненные установки (социальная справедливость, всеединство, равенство, уважение к окружающим людям и т.д.).

Сформированность гражданской позиции студента вуза определяет направления морального и духовного оздоровления российского общества, выступает своеобразным базисом устойчивого развития и сохранения исторического прошлого страны (ее культурного наследия и традиций), превентивным фактором предохранения государства от политического радикализма и экстремизма. Именно образовательные организации высшего образования в современной общественно-политической ситуации предоставляют новые реальные возможности для развития качеств взрослеющего и самоопределяющего (в мире и профессии) студента как молодого гражданина и патриота посредством расширения сферы его гражданского участия в общественно-полезной и общественно-политической деятельности при выборе различных гражданско-ориентированных форм и направлений, соответствующих его устремлениям, реализации наличных профессионально-личностных ресурсов [5].

Вышеизложенное актуализирует в педагогической науке и практике поиск нового содержания и характеристик формирования гражданской позиции студента в современных условиях образовательного процесса вуза.

Изложение основного материала статьи. Проблема изучения обновленных содержательных характеристик формирования гражданской позиции обучающегося образовательной организации высшего образования официально признается государством как актуальная, что отражено в следующих нормативно-правовых документах.

В Стратегии национальной безопасности России указано, что «укрепление гражданского самосознания, вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения, сохранение российской самобытности, культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотическое воспитание граждан будут способствовать дальнейшему развитию демократического устройства России».

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» определяется необходимость конструирования условий для воспитания у молодых людей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, базирующихся на традиционных российских духовно-нравственных ценностях и национальной идеи служения на благо общества и государства.

В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года отмечена значимость «гражданско-патриотического воспитания молодежи, расширения возможностей для их эффективной самореализации в целях национальной безопасности страны, достижения устойчивого социально-экономического развития и глобальной конкурентоспособности на мировой арене».

В Федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» указана необходимость построения работы с молодежью на принципах нравственности и гражданской идентичности, а также выделен приоритет осуществления гражданского воспитания и «развития практических навыков, необходимых для включения молодых людей в общественно полезную деятельность, формирования у них навыков противодействия распространению деструктивной идеологии Запада».

В Федеральном проекте «Социальная активность» национального проекта «Образование» констатируется важность наставничества для повышения общественной активности и формирования гражданской позиции будущих специалистов, освоения ими духовно-нравственных ценностей в том числе через знакомство с историческими и национально-культурными традициями России.

Важность исследуемой проблемы отражена в том, что в образовательных организациях высшего образования с 1 сентября 2023 года введены курсы «Основы российской государственности», «Обучение служением» для образовательных программ бакалавриата и специалитета, содержание которых нацелено на формирование у студентов гражданственности, активной гражданской позиции, гражданской солидарности и присвоение традиционных ценностей Российского общества.

На основе анализа литературы и передового опыта по исследуемой проблеме нами уточнено понятие «гражданская позиция студента» как профессионально-личностной характеристики, интегрирующей: комплексные знания об общества, гражданских правах, свободах и обязанностях молодого человека в демократическом государстве; устремленность к участию в жизни вуза, города, страны для получения эффекта социально-общественной пользы от собственных гражданско-ориентированных действий при разумном соотношении личностных и общественных интересов; навыки критического осмысления социально-политической реальности с позиции сопричастности к судьбе Отечества и поддержки российской государственности; опыт осознанного гражданского поведения, направленный на трансляцию в практической деятельности освоенных традиционных российских духовно-нравственных ценностей с целью созидания и преобразования государства, общества и «собственного Я». Сформированная гражданская позиция студента вуза выступает предпосылкой продуктивной интеграции выпускника вуза в современный социум и значимым фактором повышения роли молодого человека в развития сильной и независимой Российской Федерации, основ ее национальной безопасности.

Опираясь на исследования М.К. Афзали [1]; Н.Б. Воронцовой, О.Г. Максимовой [3]; C.B. Гладченковой, О.В. Гороховцева [4]; Т.А. Мирошиной [6]; Л.Г. Пак [7; 8]; Н.Н. Перепеча [9] нами выделены основнып критерии сформированности гражданской позиции студента вуза (мотивационный, когнитивный, деятельностный), которые характеризуются набором определенных показателей.

Мотивационный критерий сформированности гражданской позиции студента вуза охарактеризован показателями (мотивы и ценности гражданского поведения, мировоззренческая сфера, осознание идеалов гражданственности, социальной солидарности и ответственности), в ракурсе рассматриваемыми как:

- осознание молодым человеком своей роли в качестве активного гражданина общества, нацеленного на развитие и процветание российского государства в рамках позитивного отношения к законам, социуму, окружающим людям, труду и самому себе; интерес к политической жизни страны, к принимаемым органами власти решениям;

- освоение обучающимся духовно-нравственных ценностей государства и стремление к их реализации; возрождение духовно-нравственных устоев, национального самосознания с учетом подготовки к реальной деятельности в интересах государства;

- комплементарность проявлений патриотических, национальных и интернациональных чувств, взращивающих и усиливающих чувство причастности студента к судьбе своего народа, социального сопереживания и преданности в служении государству и защите интересов Родины;

- ориентация молодого человека на активное взаимодействие с окружающим миром, другими людьми, участие в общественно-значимой деятельности разного уровня (город, регион, страна, мир) для достижения личностной пользы и общественного блага в рамках осознания гражданского долга, возрастания моральной личной ответственности за построение своего будущего и будущего страны.

Когнитивный критерий сформированности гражданской позиции студента образовательной организации высшего образования может быть представлен, на наш взгляд, показателями, характеризующими правильность и точность воспроизводимых знаний (о гражданских правах, свободе и обязанностях, истории Родины и традиций народа, природе демократии), их информационный объем и содержание. Выделенные критериальные показатели отражают:

- овладение студентом знаниями о обществе, государственном законотворчестве, развитии истории страны и отечественной государственности, нормоутверждающих установках, правах и обязанностях гражданина и его законопослушного поведения;

- широкую осведомленность обучающигося по основным вопросам общественной, политической и государственной жизни в стране и за рубежом в преломлении к историческим традициями и современным аспектам становления гражданского общества и поддержки российской государственности.

Деятельностный критерий сформированности гражданской позиции студента вуза содержит следующие показатели (реализация полученных знаний в практике социально-ориентированной деятельности, продуктивность исполнения гражданских обязанностей, гражданская ответственность и активность), нашедшие отражение в:

- наличии у молодого человека опыта активного участника квазипрофессиональной, общественной, политической, гражданской деятельности и конструктивного социального взаимодействия с целью повышения благосостояния страны, народа, своей семьи, самого себя;

- развитии умений обучающегося критически осмысливать, обсуждать, правильно истолковать, интерпретировать исторические и современные общественно-политические события и явления с учетом цивилизационно-сообразного подхода к мировым и отечественным универсалиям для принятия продуктивных решений в различных жизненных ситуациях с учетом непримиримости к антигосударственным проявлениям;

- сформированности гражданских качеств и высоконравственного гражданского долга с учетом проявления гражданской бдительности студента по отношению к активному противостоянию насаждению чуждых для российского общества взглядов и информации, популяризации непримиримости к врагам дела мира, безопасности и демократии.

На основании данных критериев и показателей были охарактеризованы три уровня (низкий, средний, высокий) сформированности гражданской позиции студента вуза и определены основные направления ее продуктивного формирования:

- внедрение обновленных подходов и методик преподавания в вузе с использованием потенциала социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, развития универсальных и общепрофессиональным компетенций Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в рамках усиления аспекта формирования «гражданственности, гражданской позиции, гражданской ответственности, социальной активности» студента [10] и освоения им ценностей: «самодисциплины, вежливости, сострадания, терпимости, открытости для переоценки позиций, уважения чести и достоинства других граждан, сотрудничества, готовности к участию в общественных делах и непрерывному образованию (самообразованию), готовности ориентироваться на общественное благо» [2, С. 152];

- актуализация возможностей студенческого самоуправления для развития устойчивой мотивации на добросовестное выполнение гражданского долга с учетом активного включения обучающегося в дела и проблемы общества (внеучебная, волонтерская, общественная социально признаваемая и социально одобряемая деятельность и т.д.) в широком культурном контексте (клуб поддержки социальных инициатив обучающихся, школа лидера, историко-поисковые отряды и т.п.), активизирующих обогащение опыта практической деятельности молодого человека в области развития гражданского самосознания, становления гражданских мотивов поведения и правильного выбора духовно-нравственных ценностей и нормативов жизнедеятельности в гражданском обществе;

- популяризация в образовательном процессе вуза позитивного образа гражданина нашего государства, проявлений личного гражданского долга российского народа, сознательной убежденности сохранения духовно-нравственного наследия России с учетом новых реалий и формирования гордости за сопричастность к историческим и современных процессам во имя интересов вуза, государства, гражданского общества и его ценностей;

- становление культуры межнационального общения, сохранение этнокультурной самобытности народов, развитие толерантного отношения к студентам различных национальностей (принятие языка, культуры и традиций), укрепление у молодого человека веротерпимости, формирования национального и гражданского самосознания.

Таким образом, государством и системой высшего образования установлена взаимосвязь между социокультурными, политическими и социально-экономическими модификациями современного общества и формированием активной гражданской позиции студента вуза, определяющая необходимость его подготовки к вариативной гражданско-ориентированной деятельности на благо постиндустриального социума, нахождения перспектив жизнебытия в завтрашнем дне, устойчивого развития демократического государства.

Формирование гражданской позиции студента вуза выступает значимым регулятивом дальнейшего процветания и развития российского общества, базисом его демократических преобразований, основой укрепления российской государственности, достижения социального мира и согласия. С позиции укрепления в России гражданского общества и правового государства современный социум заинтересован в воспитании высоконравственного выпускника вуза с активной гражданской позицией, знающего свои гражданские права, готового к применению политико-правовых знаний и самостоятельному принятию ответственных решений гражданина своей страны, ориентирующегося на гражданские отношения, созидание и духовность, отожествляющего себя со своим народом, родной землей.

Литература:

1. Афзали, М.К. Система гражданско-патриотического воспитания студентов по формированию активной жизненной позиции, обеспечивающей стабильность и безопасность в обществе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Афзали Махбуба Камоловна. - Душанбе, 2007. - 198 с.

2. Бабина, A.A. Гражданская позиция молодежи региона: социологический анализ / A.A. Бабина, И.В. Толстоухова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2 (59). - С. 151-155

3. Воронцова, Н.Б. Формирование активной гражданской позиции у студентов вуза в условиях геополитической напряженности / Н.Б. Воронцова, О.Г. Максимова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2016. -№ 1 (89). - С. 71-81

4. Гладченкова, C.B. Формирование гражданской позиции юристов в вузе: к постановке проблемы / C.B. Гладченкова, О.В. Гороховцев//Вестник ВИ МВД России,-2013. -№ 1. - С. 167-170

5. Липская, Л.А. Гражданская компетенция студентов вуза: проблемы и особенности формирования / Л.А. Липская, К.В. Киуру // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2,- С. 141-147

6. Мирошина, Т.А. Формирование гражданской позиции студентов вуза как социально-педагогическая проблема / Т.А. Мирошина, Т.Б. Игонина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 2 (58). - С. 110-114

7. Пак, Л.Г. Культуросообразная среда образовательной организации как средство субъектно-развивающей социализации обучающегося / Л.Г. Пак, Г.Г. Каменева // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - 2019,- Вып. 62. - Ч. 3. - С. 196-199

8. Пак, Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации / Л.Г. Пак. - Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры, 2013. - 312 с.

9. Перепеча, H.H. Условия формирования у студентов гражданской позиции / H.H. Перепеча // Вестник университета (ГУУ). -2010. - № 17. - С. 86-87

10. Чельцов, М.В. Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Чельцов Михаил Владимирович. - М., 2006. - 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.