Научная статья на тему 'Формирование правосознания и гражданской позиции студентов в высших учебных заведениях'

Формирование правосознания и гражданской позиции студентов в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правосознание / гражданская позиция / высшие учебные заведения / студенты / педагоги / legal consciousness / civic position / higher education institutions / students / educators

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакумова Ирина Владимировна, Матвеева Олеся Александровна

Введение. Для всех настоящих и будущих поколений граждан страны принципы и ценности, на которых формируется и функционирует гражданское общество, должны быть приоритетными. При этом теоретическое осмысление указанных категорий должно быть подкреплено их практической реализацией. Поэтому целью исследования является экспериментальное педагогическое изучение проблемных аспектов развития правосознания для выявления комплексной оценки уровня сформированности гражданской позиции педагогов и студентов в высших учебных заведениях. Материалы и методы. Материалом исследования является процесс организации педагогической работы в вузе, деятельность кураторов студенческих групп. В исследовании использован комплекс общенаучных и специализированных научных методов, направленных на анализ и систематизацию релевантных материалов, а также практическое экспериментальное изыскание. Результаты исследования. Содержание работы педагогов и студентов по развитию самосознания рассмотрено как в процессе их аудиторной, так и внеаудиторной деятельности. В качестве основных принципов организации педагогической работы обозначены принципы правосознания и гражданственности, демократии, а также толерантности и вовлечения в опыт гражданского действия. Также проанализированы особенности работы кураторов, целью которой выступила деятельность по формированию правосознания и гражданской позиции студентов. Кроме того, в статье сделан акцент на необходимость формирования и укрепления партнерских отношений с общественностью, образовательными учреждениями, властью, бизнесом. Обсуждение и заключения. Управляемость процесса развития гражданского самосознания была выявлена как основной результат аналитической деятельности авторов статьи. Были определены основные педагогические условия указанного процесса: организация взаимодействия всех участников процесса и во время образовательной деятельности, и вне таковой, учет специфики профессиональной подготовки студентов и вовлечение общественности в процесс развития самосознания. К педагогическим условиям относится также активизация методов обучения, связанных с развитием правосознания и гражданственности студентов. Показало свою эффективность формирование временных педагогических сообществ, включающих специалистов, непосредственно работающих со студентами и разрабатывающих специализированные подходы к развитию указанных выше качеств у обучающихся, за счет выделения в изучаемых студентами дисциплинах специальных тем и вопросов, рассмотрение которых позволит повысить эффективность проводимой работы в области развития гражданского правосознания. Была разработана и предложена программа деятельности кураторов учебных групп в области формирования гражданской позиции студентов, а также организован поэтапный мониторинг процесса формирования гражданской позиции обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абакумова Ирина Владимировна, Матвеева Олеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Students’ Legal Consciousness and Civic Position in Higher Education Institutions

Introduction. The principles and values, which form and keep functioning the civil society, should be a priority for all the present and future generations of citizens of the country. At the same time, the theoretical understanding of these categories should be backed up by their practical implementation. Therefore, the article aims at conducting the experimental pedagogical study of the problematic aspects of legal consciousness development for enabling a comprehensive assessment of the civic position maturity level of higher education teachers and students. Materials and Methods. The pedagogical activity management process in a Higher Education Institution and the work of tutors served the material for the present research. The research was conducted using a set of general scientific and specific scientific methods targeted at analysis and systematisation of the relevant materials, as well as at practical and experimental investigation. Results. The content of educators’ and students’ work on development of self-consciousness was considered during both in-class and extracurricular activities. Among the fundamental principles of the pedagogical activity management, the principles of legal consciousness and citizenship, democracy, as well as tolerance and civic actions engagement experience were defined. The features of tutors' work targeted at studentslegal consciousness and civic position formation were also analysed. In addition, the article focused at the need to form and strengthen partnerships with the general public, educational institutions, authorities and business. Discussion and Conclusions. The manageability of the civic self-consciousness development process has been revealed as the main result of the authors’ analytical research. The essential pedagogical requirements for this process have been distinguished: setting up interaction among all participants of this process both during educational as well as extracurricular activities, considering student professional training specifics and involvement of the general public into the process of self-consciousness development. The need to sensitize the teaching methods fostering studentslegal consciousness and citizenship formation has also been mentioned among the pedagogical requirements. The efficiency has been proved of setting up the temporary pedagogical communities of experts working directly with students and elaborating the specialised approaches designated to form the above-mentioned qualities in students through promotion of the special topics and issues within the curricula courses, the study of which can multiply the efficiency of the civil legal consciousness development efforts. The tutor activities programme aimed at studentscivic position formation has been worked out and suggested; step-by-step monitoring of studentscivic position formation process has also been envisaged.

Текст научной работы на тему «Формирование правосознания и гражданской позиции студентов в высших учебных заведениях»

Й

0 43

1

ш

ъ

о

43

Научная статья

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 340:378

https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-2-16-23

Формирование правосознания и гражданской позиции студентов в высших учебных заведениях

И.В. Абакумова , О.А. Матвеева

Донской государственный технический университет, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

И oleksisa@mail.ru

Аннотация

Введение. Для всех настоящих и будущих поколений граждан страны принципы и ценности, на которых формируется и функционирует гражданское общество, должны быть приоритетными. При этом теоретическое осмысление указанных категорий должно быть подкреплено их практической реализацией. Поэтому целью исследования является экспериментальное педагогическое изучение проблемных аспектов развития правосознания для выявления комплексной оценки уровня сформированности гражданской позиции педагогов и студентов в высших учебных заведениях.

Материалы и методы. Материалом исследования является процесс организации педагогической работы в вузе, деятельность кураторов студенческих групп. В исследовании использован комплекс общенаучных и специализированных научных методов, направленных на анализ и систематизацию релевантных материалов, а также практическое экспериментальное изыскание.

Результаты исследования. Содержание работы педагогов и студентов по развитию самосознания рассмотрено как в процессе их аудиторной, так и внеаудиторной деятельности. В качестве основных принципов организации педагогической работы обозначены принципы правосознания и гражданственности, демократии, а также толерантности и вовлечения в опыт гражданского действия. Также проанализированы особенности работы кураторов, целью которой выступила деятельность по формированию правосознания и гражданской позиции студентов. Кроме того, в статье сделан акцент на необходимость формирования и укрепления партнерских отношений с общественностью, образовательными учреждениями, властью, бизнесом.

Обсуждение и заключения. Управляемость процесса развития гражданского самосознания была выявлена как основной результат аналитической деятельности авторов статьи. Были определены основные педагогические условия указанного процесса: организация взаимодействия всех участников процесса и во время образовательной деятельности, и вне таковой, учет специфики профессиональной подготовки студентов и вовлечение общественности в процесс развития самосознания. К педагогическим условиям относится также активизация методов обучения, связанных с развитием правосознания и гражданственности студентов. Показало свою эффективность формирование временных педагогических сообществ, включающих специалистов, непосредственно работающих со студентами и разрабатывающих специализированные подходы к развитию указанных выше качеств у обучающихся, за счет выделения в изучаемых студентами дисциплинах специальных тем и вопросов, рассмотрение которых позволит повысить эффективность проводимой работы в области развития гражданского правосознания. Была разработана и предложена программа деятельности кураторов учебных групп в области формирования гражданской позиции студентов, а также организован поэтапный мониторинг процесса формирования гражданской позиции обучающихся.

Й Ключевые слова: правосознание, гражданская позиция, высшие учебные заведения, студенты, педагоги. 1

5 Благодарности. Авторы выражают благодарность и признательность рецензенту, чья критическая оценка работы способствовала значительному повышению качества статьи.

16

©Абакумова И.В., Матвеева О.А., 2023

Для цитирования. Абакумова И.В., Матвеева О.А. Формирование правосознания и гражданской позиции студентов в высших учебных заведениях. Правовой порядок и правовые ценности. 2023;1(2):16-23. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-2-16-23

Original article

Formation of Students' Legal Consciousness and Civic Position in Higher Education Institutions

Irina V Abakumova , Olesya A Matveeva

Don State Technical University, 1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, Russian Federation

И oleksisa@mail.ru

Abstract

Introduction. The principles and values, which form and keep functioning the civil society, should be a priority for all the present and future generations of citizens of the country. At the same time, the theoretical understanding of these categories should be backed up by their practical implementation. Therefore, the article aims at conducting the experimental pedagogical study of the problematic aspects of legal consciousness development for enabling a comprehensive assessment of the civic position maturity level of higher education teachers and students. Materials and Methods. The pedagogical activity management process in a Higher Education Institution and the work of tutors served the material for the present research. The research was conducted using a set of general scientific and specific scientific methods targeted at analysis and systematisation of the relevant materials, as well as at practical and experimental investigation.

Results. The content of educators' and students' work on development of self-consciousness was considered during both in-class and extracurricular activities. Among the fundamental principles of the pedagogical activity management, the principles of legal consciousness and citizenship, democracy, as well as tolerance and civic actions engagement experience were defined. The features of tutors' work targeted at students' legal consciousness and civic position formation were also analysed. In addition, the article focused at the need to form and strengthen partnerships with the general public, educational institutions, authorities and business.

Discussion and Conclusions. The manageability of the civic self-consciousness development process has been revealed

as the main result of the authors' analytical research. The essential pedagogical requirements for this process have been

distinguished: setting up interaction among all participants of this process both during educational as well as

extracurricular activities, considering student professional training specifics and involvement of the general public into

the process of self-consciousness development. The need to sensitize the teaching methods fostering students' legal

consciousness and citizenship formation has also been mentioned among the pedagogical requirements. The efficiency

has been proved of setting up the temporary pedagogical communities of experts working directly with students and

elaborating the specialised approaches designated to form the above-mentioned qualities in students through promotion

of the special topics and issues within the curricula courses, the study of which can multiply the efficiency of the civil

legal consciousness development efforts. The tutor activities programme aimed at students' civic position formation has

been worked out and suggested; step-by-step monitoring of students' civic position formation process has also been

envisaged. ику

а н е

Keywords: legal consciousness, civic position, higher education institutions, students, educators. 3

во

&

Acknowledgements. The authors express their gratitude and appreciation to the reviewer, whose critical assessment of рп the article, has significantly fostered the article's quality. к

к с е

For citation. Abakumova IV, Matveeva OA. Formation of Students' Legal Consciousness and Civic Position in Higher Education Institutions. Legal Order and Legal Values. 2023;1(2):16-23. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-2-16-23

а о н

0 «

1

о

Введение. Во всех странах мира принципы гражданского воспитания выступают приоритетом в области §

ти

е р

режим, то в качестве основной своей цели в рассматриваемом направлении правительство страны 8 пропагандирует формирование готовности у граждан ставить себя в подчинение лидерам и проявлять высокий уровень лояльности к их решениям. Если в стране установлен демократический режим, то высшей целью

развития правосознания подрастающего поколения. Если в той или иной стране установлен недемократический

позиционируется толерантность, которая представляется как особая ценность прав человека [1]. Активность граждан страны и их желание участвовать в ее управлении также являет собой необходимый принцип демократии, поскольку данный тип организации государственной власти основан именно на власти народа [2].

Гражданско-правовое воспитание во все времена развития цивилизации признавалось как флагман процесса формирования патриотизма и нравственных ценностей у подрастающего поколения. Правовое воспитание, по своей сути, представляет сложный комплексный феномен, подразумевающий «социально-положительное воздействие на личность с целью выработки у неё необходимого обществу правомерного поведения» [3 с. 128]. Гражданственность должна включать глубокое осознание себя гражданином той или иной страны, готового к реализации своей роли в этом качестве. Гражданственность выражается в непреложном следовании законам и правилам, установленным государственной властью, в эффективной реализации налагаемых этой властью обязанностей, а также в выражении активной жизненной позиции к общественной и политической жизни страны.

Важным также выступает развитие осознанности себя в качестве гражданина страны, которая может быть сформирована на основе изучения историко-культурного опыта государства.

У представителей каждого поколения страны должно с детства развиваться правосознание, благодаря которому граждане становятся полноценными участниками социальной, экономической и политической жизни государства. Совместная работа граждан в интересах своего государства, формирование общего блага, а также реализация прав и обязанностей, закрепленных в Основном законе страны — это залог реализации государством концептуальных подходов в области формирования гражданского общества. Именно в совместной созидательной работе формируется понимание собственной гражданской полезности и развиваются навыки будущей гражданственности у подрастающего поколения.

Развитие активной жизненной позиции у будущих граждан страны важно еще и по той причине, что в этом случае их деятельность будет направлена на внесение конструктивных изменений в развитие той или иной сферы деятельности государства и может принести огромную пользу стране. Именно в этом и заключается одно из важнейших направлений реализации демократии в любом государстве [4].

Необходимо сказать, что демократия и ее развитие в стране часто встречает противодействие со стороны недемократических сил, кроме того, в разрез с демократическими принципами развития государства идут идеологии международного терроризма, экономической рецессии, национализма и т. д. С каждым годом данное давление усиливается, что, в свою очередь, актуализирует проведение данного исследования.

Специалисты отмечают, что если в прошлом развитие демократии и ее принципов не сталкивалось с таким количество противодействующих факторов, то сегодня давление на демократический миропорядок с каждым голом возрастает. Для укрепления принципов демократии на перспективу необходимо решить главную проблему, заключающуюся в недостаточном уровне приверженности молодого поколения к демократическим устоям. Известно, что в последний период недоверие граждан к своему правительству растет все более высокими темпами, и наиболее опасным аспектом в данном разрезе выступает рост недоверия к решениям правительства среди молодых людей. Для повышения лояльности граждан к деятельности органов управления (особенно это касается молодого населения страны) ежегодно в разных странах вводят образовательные программы, специальные практики и мероприятия, цель которых — организация поощрения граждан к активному участию в демократической жизни государства.

Совместно с государством данная работа также ведется и общественными организациями, которые призваны претворить в жизнь решения и программы, выработанные на государственном уровне. Наиболее активными участниками данного процесса выступают образовательные организации, школы и вузы, которые призваны формировать у учащихся активную гражданскую позицию посредством применения различных педагогических подходов. Выполняя свои основных задачи, закрепленные государственными образовательными программами, школы и вузы ведут активную работу по формированию гражданской позиции обучающихся, по развитию их правового мышления на основе формирования нравственно-политических убеждений. Каждая образовательная организация обладает расширенным инструментарием и возможностями в данной области, однако не всегда § указанные выше направления работы реализуются в практической деятельности школ и вузов в полном объеме. ^ Кроме того, могут также иметь место сценарии, при которых развитию гражданской позиции и правосознания -о молодежи в образовательных организациях на практике не уделяется достаточного внимания. -§ В связи с этим, целью нашего исследования было теоретически обосновать и экспериментально проверить

§ педагогические условия формирования правосознания и гражданской позицией личности, что в настоящей § работе понимается как интегративные характеристики социального, личностного и гражданского развития, //: включающего особенности отношения подрастающего поколения к данному процессу в целом, которое находит проявление в активном участии в гражданской, политической, социальной, экономической, правовой и культурной сферах жизни общества и формируется в процессе приобретения им гражданских знаний и умений [4], что обосновывает теоретическую значимость данной работы. Как мы считаем, формируемое

43

отношение отличается синтетическим характером и включает тесные взаимосвязи гражданских знании, навыков, взглядов и опыта, приобретенных обучающимся. Углубленное изучение и развитие этих взаимосвязей определяет практическую значимость исследования.

В научном контексте вопросам правосознания и гражданской осознанности уделяется значительное внимание, и многие современные исследователи поднимают вопросы социально-педагогического воздействия образовательной системы на формирование гражданской позиции молодежи. Так, среди отечественных исследователей можно назвать Мирошину Т.А. [1], Загороднову Е.М. [2], Гурьеву А.А. [4] и других.

Вопросы изучения демократического образования за рубежом освещаются в работах таких ученых, как Хартли М. и Хаддлстон Т. [6], раскрывающих проблемы гражданственности в Европе и США.

Таким образом, система развития гражданских позиций и формирование правосознания в высших учебных заведениях носит комплексный характер и требует к себе пристального научного внимания.

Материалы и методы. В ходе проведения данного исследования были использованы как общенаучные, так и частные научные методы. Анализ существующих релевантных материалов и синтез наиболее значимых изысканий способствовали подготовке эмпирической базы исследования. Методы систематизации и категоризации принципов гражданского воспитания использовались с целью выявления проблемных аспектов в развитии правосознания молодого поколения. Специализированные методы организации и регулирования учебного процесса, а также использование системы мониторинга применялись для практического обоснования процесса формирования гражданской осознанности у студентов.

Научная методология также включает в себя проведение эксперимента на основе вышеупомянутого мониторинга, состоящего из опроса студентов, преподавателей и кураторов, фактической оценки уровня использования образовательных средств, а также синтез рабочих программ и инструментов, реализуемых с целью развития устойчивой гражданской позиции.

Значительная часть методологической базы исследования и отобранных материалов обусловливается необходимостью практического изучения деятельности институтов высшего образования в процессе формирования правосознания у студентов и представителей подрастающего поколения, а также систематизации данных, касающихся эффективности ранее применяемых систем и подходов.

Результаты исследования. В объем понятия правосознания и гражданской позиции включаются знания, раскрывающие сущность природы демократии, особенности формирования и реализации правовых норм, а также понимание возможностей гражданской активности и истории страны, которая является неотъемлемой частью формирования национальной идентичности. Также внимание педагогов должно быть уделено развитию совместной деятельности участников образовательного процесса в области укрепления гражданских принципов развития демократического государства. Активная гражданская позиция должна получать выражение через развитие умения отстаивать свою точку зрения, беззаветно служить общественным интересам для блага будущего своей страны. Все вышесказанное выступает как основа активной гражданской позиции студентов вуза, развитие которой представляет собой одну из основных педагогических задач.

Опираясь на определение гражданского воспитания и образования в области прав человека [6], считаем, что процесс формированием правосознания и гражданской позиции студентов вузов основан на педагогическом взаимодействии субъектов образовательного пространства. Результатом этого взаимодействия должно стать формирование активной гражданской позиции обучающихся, основанной на становлении у них гражданских убеждений личности об обществе и государстве, людях и социально-политических явлениях. При этом у обучающихся появляется понимание собственных прав и обязанностей в обществе, формируются и развиваются умения защиты своих прав для обеспечения верховенства конституционного закона. ку

С учетом вышесказанного, считаем необходимым также дополнить группу принципов воспитания ан

е

нижеследующими принципами: л

- принцип гражданственности, в основу которого положен процесс, соотносящий деятельность и интересы ^ индивида с основными направлениями воспитательной деятельности. Педагогам необходимо на основе рп потенциала подрастающего поколения в области саморазвития формировать у них уважение к основным g ценностям государства, законотворчеству, нормам и ценностям общественной жизни, а также развивать у кс

молодых людей патриотизм, дисциплинированность, добросовестное и профессиональное отношение к труду, чи

р

гуманизм, предприимчивость; о

- принцип демократии, на основе которого студенты могут принимать активное участие в общественной си-

жизни вуза, становиться полноправными участниками самоуправленческого процесса, выдвигать идеи, ок

и

связанные с будущим развитием образовательной организации и активно участвовать в процессе их реализации; ет

р

- принцип толерантности, предопределяющий формирование уважения к чужому мнению и взглядам; ео

- принцип включения студентов в опыт гражданского действия.

- На основе теоретического осмысления материала в рамках темы исследования мы сформулировали ряд

е Т

педагогических условий, которые могут способствовать формированию правосознания и гражданской позиции студентов вуза:

- организация взаимодействия всех участников процесса как во время образовательной деятельности, так и вне таковой, вовлечение общественности в процесс профессиональной подготовки студентов;

активизация методов обучения, связанных с развитием правосознания и гражданственности студентов. Показало свою эффективность формирование временных педагогических сообществ, включающих специалистов, непосредственно работающих со студентами и разрабатывающих специализированные подходы к развитию указанных выше качеств у обучающихся, за счет выделения в изучаемых студентами дисциплинах специальных тем и вопросов, рассмотрение которых позволит повысить эффективность проводимой работы в области развития гражданского правосознания;- разработка программы деятельности кураторов учебных групп в области формирования гражданской позиции студентов;

организация поэтапного мониторинга процесса формирования гражданской позиции обучающихся. Констатирующий этап эксперимента был посвящен выявлению уровня сформированности гражданской позиции испытуемых с учетом применения ряда разработанных нами критериев и показателей [5]. Полученные данные нашли отражение в таблице 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Результаты уровня сформированности правосознания и гражданской позиции студентов, преподавателей и

кураторов ДГТУ

Самооценка Группа А(низкий -0-16 баллов) Группа Б (средний -17-32 баллов) Группа В (высокий -33-48 баллов)

студентов, % 34 56 10

преподавателей и кураторов, % 4 21 74

й

0

43

1

И

О 43

I

В процессе опроса, проведенного среди преподавателей и кураторов, было определено существующее содержание работы с субъектами воспитательной и образовательной деятельности. Было выявлено, что уровень использования преподавателями образовательных возможностей той или иной дисциплины в области развития у студентов гражданственности и правосознания не достаточен. Все это определило необходимость проведения в процессе заседаний кафедр бесед с преподавателями, а также организацию тематических консультаций, мастер -классов, семинаров, целью которых выступало целенаправленное формирование концептуального подхода к реализации поставленных перед педагогическим коллективом задач в области развития правосознания и гражданственности студентов. По итогам проведения указанных выше видов работ преподаватели активно включились в данный процесс, формировали творческие коллективы, проводили анализ рабочих программ с целью возможной реализации поставленных задач, а также разрабатывали планы аудиторных занятий, позволяющих расширить педагогические возможности развития гражданственности студентов не только в аудиторное, но и во внеаудиторное время.

Таким образом, можно заключить, что процесс формирования гражданственности и правосознания возможен через опыт гражданского действия. Истоки данного процесса лежат в дошкольной образовательной среде и начальной школе, когда у подрастающего поколения закладываются основы любви к родине и гражданского воспитания. Дальнейшее развитие гражданственности осуществляется в среднем и старшем звене школы, в профессиональных средних учебных заведениях и в вузах, где уже заканчивается формирование активной личности гражданина, готового активно участвовать в жизни своей страны.

Изучению были подвергнуты факторы, которые прямо влияют на процесс формирования правосознания и гражданской позиции студентов. Среди ряда факторов, которые прямо связаны с достижением указанного выше результата, на основании опроса участников процесса формирования гражданственности и развития правосознания, было определено, что основными факторами в данном ключе были признаны «фактор «воспитательно-образовательный процесс вуза», а именно аудиторная деятельность по социально-гуманитарным дисциплинам и фактор «семья». При этом участниками опроса не отрицалась взаимосвязь и взаимообусловленность всех представленных факторов [7].

В соответствии с последними тенденциями и развитием технологий изменения в мире, в общественной и экономической жизни идут достаточно интенсивно. Соответственно, выпускники вузов должны быть готовы к таким изменениям и уметь применять на практике в будущей профессиональной деятельности, как проектный подход, так и инновационные приемы деятельности. Все это достигается посредством применения в учебном процессе практико-ориентированного подхода. Именно данный подход позволяет студентам осознать собственную значимость и реализовать себя как полноценного гражданина общества, способного не только выполнять должностные обязанности, но и вносить свой посильный вклад в формирование и развитие благосостояния государства. Студенты ДГТУ, которые принимают активное участие в проектной деятельности

на занятиях, могут с уверенностью сказать, что их гражданская позиция в будущем будет достаточно активна, и они, осуществляя совместную деятельность с коллегами по профессиональному коллективу, смогут принести значительную пользу государству, укрепив его демократические основы.

Обсуждение и заключения. Результаты научного исследования позволили прийти к выводу о том, что гражданственность являет собой «потенциал ценностей права как силы, которая эффективно влияет на функционирования всего гражданского общества» [8]. Предложенная система работы вуза по формированию у обучающихся правового самосознания должна включать такие составляющие, как глубокое осознание студента себя в качестве гражданина той или иной страны, готового к реализации своей роли в этом качестве. Гражданин должен следовать законам и правилам, установленным государственной властью, исполнять обязанности, налагаемые этой властью, уметь выражать активную жизненную позицию к общественной и политической жизни страны.

Большинство исследователей «рассматривают правовое воспитание, прежде всего, как целенаправленную деятельность государства, общественных организаций, средств массовой информации по формированию правовой культуры граждан» [9, с. 47], однако, по нашему мнению, на развитие гражданственности в большей степени воздействуют учебные заведения, в том числе учреждения высшего образования.

Чтобы у студентов сформировались правильные гражданско-патриотические нормы, преподаватели должны направить свою деятельность на:

- воспитание патриотизма и гражданского долга;

- развитие духовной культуры и нравственности;

- расширение кругозора в патриотическом и правовом плане;

- воспитание толерантности и взаимопомощи;

- проведение различных экскурсий, походов и экспедиций;

- создание определенного механизма, направленного на эффективное формирование системы гражданско-патриотического воспитания в вузе.

Также необходимо подчеркнуть, что развитие и формирование гражданственности и развитие правосознания студентов вузов должно происходить не только во время аудиторного обучения, но и во внеурочное время, поскольку данный процесс должны быть системным, а его результативность зависит от постоянного, грамотно организованного педагогического воздействия. Здесь значительную роль играют кураторы студенческих групп, которые непосредственно общаются со студентами, как во время учебного процесса, так и вне его. В этой связи актуализируется необходимость приведения содержания кураторской деятельности в соответствие с требованиями сегодняшнего дня [10].

Список литературы

1. Мирошина Т.А. Штрихи идеального гражданина в различных социально-исторических условиях. Векторы благополучия: экономика и социум. 2020;2(37):66-76.

2. Загороднова Е.М. «Гражданская позиция» как педагогическая категория. Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2019;4:178-185.

3. Гусейнов О.М., Гусейнов Г.О. К вопросу о путях и средствах формирования правовой культуры личности. Социально-гуманитарные знания. 2020;5:123-134.

4. Гурьева А.А. Формирование гражданской позиции в политехнических школах Республики Саха (Якутия). Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021;7-1(37):148-149.

5. Мирошина Т.А., Игонина Т.Б. Активизация деятельности студентов как условие формирования их § гражданской позиции в вузе. ВестникКрасГАУ. 2013;10(85):332-335. §

в

6. Hartley M., Huddleston T. School-Community-University Partnerships for a Sustainable Democracy: Education | for Democratic Citizenship in Europe and the United States of America. Council of Europe Publishing. 2010;11. URL: ^ http://repository.upenn.edu/gse pubs/386 (дата обращения: 20.12.2022). g

7. Мирошина Т.А. Влияние социально-педагогических факторов на формирование гражданской позиции о студентов вуза. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(3):1269-1273. https://doi.org/10.15372/PEMW20170318

у

р

о т с

8. Працко Г.С. Гражданское общество и ценности права в контексте достойной жизнедеятельности личности. к Правовой порядок и правовые ценности. 2023;1(1):5-17. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-1-5-17 |

¡ч

е р

Вестник СГТУ. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;1(21):44-51. 8

Н

9. Богданова О.В. Правовое воспитание: основные подходы к трактовке и реализация некоторых форм.

10. Мирошина Т.А. Педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;4(44):166-180. https://doi.org/10.17673/ув2;1и-рр5.2019.4.11

1. Miroshina TA. Features of an Ideal Citizen in Various Socio-Historical Conditions. Journal of Wellbeing Technologies. 2020;2(37):66-76.

2. Zagorodnova EM. "Civil Position" As A Pedagogical Category. Vestnik Doneckogo nacional'nogo universiteta. Seriya B: Gumanitarnye nauki. 2019;4:178-185 (In Russ.).

3. Gusejnov OM, Gusejnov GO. To the Question of Ways and Means of Forming a Legal Culture of the Individual. Social and humanitarian knowledge. 2020;5:123-134. (In Russ.).

4. Gur'eva AA. Formirovanie Grazhdanskoj Pozicii v Politekhnicheskikh Shkolakh Respubliki Sakha (Yakutiya). Sovremennaya shkola Rossii. Voprosy modernizacii. 2021;7-1(37):148-149. (In Russ.).

5. Miroshina TA, Igonina TB. Student Activity Activization as the Condition of their Civilian Position Formation in the Institution of Higher Education. Bulletin of KrasSAU. 2013;10(85):332-335. (In Russ.).

6. Hartley M, Huddleston T. School-Community-University Partnerships for a Sustainable Democracy: Education for Democratic Citizenship in Europe and the United States of America. Council of Europe Publishing. 2010;11. Available at: http://repository.upenn.edu/gse pubs/386 (accessed: 20.12.2022).

7. Miroshina TA. Influence of Social and Pedagogigal Factors on Students' Civil Position at Higher Educational Institution. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2017;7(3):1269-1273. (In Russ.).

8. Pratsko GS. Civil Society and Legal Values to Ensure Decent Standard of Personality Life-Activity. Legal Order and Legal Values. 2023;1(1):5-17. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-1-5-17 (In Russ.).

9. Bogdanova OV. Legal Nurturing: Basic Principles of Treatment and Realization of Several Forms. Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. 2014;1(21):44-51. (In Russ.).

10. Miroshina TA. Pedagogical Model of Curator Activity for Formation of Student Civil Position at Higher Educational Institution. Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. 2019;4(44):166-180. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.4.11 (In Russ.).

Абакумова Ирина Владимировна, декан факультета «Психология, педагогика и дефектология», заведующая кафедрой «Общая и консультативная психология» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), доктор психологических наук, профессор РАО, ORC1D. abakira@mail.ru

Матвеева Олеся Александровна, преподаватель кафедры «Процессуальное право» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORC1D. oleksisa@mail.ru

Заявленный вклад соавторов:

О.А. Матвеева — формирование основной концепции, методология исследования, подготовка текста, формирование выводов. И.В. Абакумова — анализ результатов исследования, доработка текста, корректировка выводов.

References

Об авторах:

а

<D

Поступила в редакцию 02.04.2023. Поступила после рецензирования 20.04.2023. Принята к публикации 20.04.2023.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

About the Authors:

Irina V Abakumova, dean of the Psychology, Pedagogy and Defectology Faculty, head of the General and Consultative Psychology Department, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), D.Sc. (Psychology), professor the Russian Academy of Education. ORCID, abakira@mail.ru

Olesya A Matveeva, lecturer of the Procedural Law Department, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF). ORCID, oleksisa@mail.ru

Claimed contributorship:

OA Matveeva: formulating the main concept, research methodology, preparation of the text, formulating conclusions. IV Abakumova: study results analysis, revision of the text, correction of the conclusions.

Received 02.04.2023. Revised 20.04.2023. Accepted 20.04.2023.

Conflict of interest statement

The authors do not have any conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

£ «

Й

л «

<D

S W о

<D

a о

H о

s

s

s

H

<D

a о

<D

H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.