Научная статья на тему 'Формирование гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза'

Формирование гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
208
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIC POSITION OF FUTURE LAWYERS / EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY / CIVIL SOCIETY / LEGAL STATE / CIVIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мнацаканян Элита Геннадьевна

В данной статье рассматривается формирование гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза. Проанализированы личностно-значимые качества юриста в образовательном процессе. Выявлено, что одним из важнейших интегративных признаков гражданственности является наличие у будущего юриста гражданской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CIVIC POSITION OF FUTURE LAWYERS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

This article discusses the formation of civic position of future lawyers in the educational space of the university. There is made the analysis of personal significant qualities of lawyer in the educational process. It is revealed that one of the most important signs of integrative citizenship is the availability of civic position of a future lawyer.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза»

ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Мнацаканян Э.Г.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Одним из основных факторов развития российского государства является формирование его гражданского общества. Необходимо отметить, что гражданское общество неотделимо от правового государства.

Конституция РФ закрепляет Российскую Федерацию как правовое государство. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью [1]. Как известно, государство существует для человека; а гражданское общество в свою очередь представляет такое общество, в котором граждане могут свободно реализовать свои интересы и потребности, используя для этого различные средства в рамках принципа законности.

Главенствующая роль в создании правовых основ российского государства отводится специалистам юридического направления, для которых одним из важнейших в профессиональной деятельности является защита человеческого достоинства, справедливость, законность и, конечно же, гуманное отношение к личности. От уровня подготовки будущих юристов зависит эффективное функционирование механизма правового государства и гражданского общества, а также их правовая просвещенность.

Высокопрофессиональная деятельность будущего юриста, являющегося субъектом формирования правового государства, неразрывно связана с наличием в структуре его личностных характеристик.

Формирование и развитие наиболее значимых личностных качеств будущего юриста в образовательном процессе вуза осуществляется в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.Согласноэтимдокументамюристдолжен:бытьознакомленнымсосновными положениями гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, а также уметь использовать знания данных наук в своей будущей профессиональной деятельности; понимать сущность и социальную значимость своей предстоящей профессии, усвоить основное содержание дисциплин, определяющих конкретную область деятельности по будущей специальности и квалификации; владеть методами, необходимыми для решения задач, которые могут возникнуть при выполнении функциональных обязанностей; знать конституционные и правовые нормы, а также нормы морали, которые регулируют отношения между субъектами; уметь организовать свой труд с использованием современных компьютерных, мультимедийных и других технологий; владеть умениями и навыками физического развития и самосовершенствования; владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации для выполнения своих служебных обязанностей; быть способным выполнять профессиональные

Научно-практический журнал "Государство и право вXXIвеке" № 2/2014

обязанности, определяемые требованиями квалификационной характеристики специалиста юридической профессии [2].

В связи с этим, хочется сказать, что образовательное пространство вуза является оптимальной воспитательной средой формирования активной гражданской позиции будущего юриста. Будущий юрист сочетает в себе сразу возможность профессионального становления и способность к адекватному восприятию психологических и педагогических воздействий в рамках обучения в вузе, самостоятельному включению в субъектные отношения по формированию его активной гражданской позиции.

Одним из ведущих нравственных качеств будущего юриста является его гражданская позиция, которая выступает ключевым понятием гражданского воспитания. Принято считать, что гражданская позиция выступает интегративным результативным показателем гражданского воспитания, то есть данное качество, как результирующее, указывает на эффективность всего образовательного процесса.

Важно отметить, что гражданское воспитание находиться в определенной тесной связи с понятиями патриотизм, гражданская позиция, дисциплинированность, долг, сознательность, что и нашло свое обоснование во многих исследованиях.

Как показали исследования, одним из важнейших интеграционных признаков гражданственности, а также критерием ее сформированности является наличие у будущего юриста гражданской позиции.

Специфика гражданской позиции будущего юриста характеризуется точкой зрения личности, которая отражает уважительное отношение к праву и закону, профессиональное правосознание, личностную активность индивида, позволяющую выделять его из массы и открывающую его для деятельной гражданской практики, и способствующую осознанию социальной значимости своей будущей профессии, основанную на требованиях государственной идеологии и нравственности, и характеризуемую в понятиях патриотической любви к своей стране и народу, и ориентированную на воспроизводство потенциала правовой культуры и наращивание его в связи с меняющимися социальными потребностями граждан.

Гражданская позиция будущего юриста состоит из следующих структурных составляющих: информационно-знаниевый, мотивационно-ценностный, рефлексивно-поведенческий и деятельностно-практический компоненты [3].

Таким образом, формирование гражданской позиции будущих юристов предусматривает обеспечение самой личностью условий выбора и развитие способности личности к выбору потенциальных объектов с точки зрения их гражданской ценности с учетом уровня демократизации общественных отношений; состояния институтов гражданского общества; морально-психологической атмосферы в обществе, а также уровня развития самосознания личности, ее потребностей, интересов, ценностей как гражданина, где безусловным приоритетом в процессе формирования гражданской позиции выступает уважительное отношение к праву и закону, опирающееся на профессионально-личностную активность будущего юриста, ориентированную на воспроизводство потенциала правовой культуры и его наращивание в соответствии с динамично изменяющимися социально-экономическими запросами и потребностями граждан.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрания законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Кикоть В.Я, Столяренко А.М, и др. Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, с. 895.

3. Ситников Антон Александрович. Формирование гражданской позиции будущих юристов в современном вузе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Ситников Антон Александрович; [Место защиты: Московский педагогический государственный университет].- Москва, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.