Научная статья на тему 'Формирование гражданской идентичности у курсантов военного вуза одно из условий обеспечения социальной безопасности личности'

Формирование гражданской идентичности у курсантов военного вуза одно из условий обеспечения социальной безопасности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
313
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / IDENTITY / CIVIC IDENTITY / NATIONAL STEREOTYPES / PEDAGOGIC CONDITIONING / SOCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болтыков Олег Вадимович

В статье раскрывается взаимосвязь успешности формирования гражданской идентичности у курсантов военного вуза и обеспечение их социальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of cadets'' civic identity is a condition for their social security guarantee

The paper is intended to reveal interconnection between a successful development of cadets' civic identity and their social security guarantee.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской идентичности у курсантов военного вуза одно из условий обеспечения социальной безопасности личности»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 378

Болтыков Олег Вадимович

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

boltyko v@mail. ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА - ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В статье раскрывается взаимосвязь успешности формирования гражданской идентичности у курсантов военного вуза и обеспечение их социальной безопасности.

Ключевые слова: идентичность, гражданская идентичность, национальные стереотипы, педагогическое обеспечение, социальная безопасность.

Социально-экономическая ситуация в стране характеризуется сложными противоречивыми процессами, связанными с демократическими изменениями в государственном устройстве, усилением роли населения в решении вопросов внутренней политики, реформированием социальной системы. Важнейшим признаком и условием прогрессивного развития России выступает гражданское общество, для полноценного функционирования которого система образования призвана формировать у подрастающего поколения социальную активность, правовое самосознание, духовно-нравственные ориентации, гуманистические ценности, гражданскую идентичность. От совокупности этих качеств и свойств, степени их развития во многом зависит успешность решения модер-низационных задач и обеспечение социальной безопасности личности.

Теоретические аспекты социальной безопасности в настоящее время исследуются в политологии, социологии, психологии, педагогике. Она рассматривается в качестве составной части национальной безопасности и определяется как система взаимодействия личности со средой, включающая осознание ею негативных воздействий окружающей действительности, умения и навыки самозащиты, обеспечивающие ей успешное взаимодействие с другими людьми, реализацию способностей и удовлетворение потребностей, готовность к безопасному поведению [2, с. 21].

По мнению Г. Г. Силласте [7], объектом такой безопасности в первую очередь является личность, ее жизненно важные права, социальные интересы и свободы в социальной сфере жизнедеятельности общества (права на жизнь, труд, бесплатное лечение и образование, доступный отдых, гарантированную социальную защиту и социальное обслуживание). При этом, объектом остаются наиболее уязвимые группы общества, к которым принято в мировом сообществе относить женщин, детей, военнослужащих, инвалидов, пенсионеров.

В научной литературе [2; 3; 7 и др.] выделяют несколько групп серьезных угроз социальной безопасности:

- самая массовая и прямая - бедность;

- ухудшение системы здравоохранения и медицинского обслуживания, распространение наркомании, алкоголизма, рост числа хронических и инфекционных заболеваний и прежде всего социальных болезней;

- регулярное и широкомасштабное нарушение законных социальных прав личности и неспособность государства защитить право на жизнь, обеспеченную старость, свободу передвижения и т.п.;

- обострение криминогенной ситуации в обществе, рост преступности, неспособность государственных институтов в полной мере противостоять этому явлению;

- нарастание проблем, связанных с сохранением самобытности культуры и высокого уровня духовности;

- неопределенность идентичности, разрушение традиционных идентификаций, возникновение имеющих деструктивную направленность при возрастании доли молодых людей, не идентифицирующих себя ни с кем и ни с чем.

Таким образом, обеспечение социальной безопасности личности связано с решением широкого круга проблем, с предотвращением угроз на макро (государство), мезо (регион) и микро (семья, образовательное учреждение) уровнях, одной из которых становится предупреждение и преодоление неопределенности идентичности, формирование и развитие гражданкой идентичности у будущих офицеров - гарантов обеспечения социальной и национальной безопасности.

Анализ психологической, социально-педагогической литературы позволяет констатировать, что теоретическое осмысление и эмпирическое изучение феномена идентичности относится к 60-70-м годам минувшего века, хотя сам термин введен в научный оборот значительно раньше и встречается во многих авторских теориях.

© Болтыков О.В., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

111

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Трактовку идентичности мы встречаем разную. В частности, в современном словаре иностранных слов указывается, что это слово происходит от латинского ^епйсш) означающего тождественный, одинаковый [9, с. 223]. Именно в этом контексте смысл данного понятия раскрывается в философии - тождественность, полное совпадение чего-нибудь с чем-нибудь [11, с. 170].

В психологии анализ идентичности связывается с именем Э. Эриксона, который определил данное понятие как субъективное чувство самотождественности [5], собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям; чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я» независимо от изменений последнего и ситуации [10, с. 143].

Продолжая характеристику исследуемого явления, подчеркнем, что Э. Эриксон и Де Левита предлагают рассматривать различные формы идентичности:

а) опираясь на общественный и культурный аспекты, выделяют групповую (обладают государства, политические партии, союзы и т.п.) и индивидуальную (обладает один человек, может быть личностной или «Я»-идентичностью);

б) приписная (определяется условиями независимыми от человека: принадлежность к расе, социальному слою, возрастной группе, мужскому или женскому полу); приобретенная (профессиональные признаки, свободно избранные связи и ориентации); заимствованная (усвоенная в ходе развития в результате стечения различных обстоятельств);

в) диффузная (кратковременная или длительная неспособность «Я» сформировать идентичность, сосредоточиться на необходимых и соответствующих возрасту задачах);

г) отрицательная (либо отрицание всех свойств и ролей: семейных, профессиональных, полороле-вых, либо ориентация на образцы, которые демонстрировались подросткам как нежелательные, нео-добряемые) [6].

Х. Абельс в контексте интерпретативной социологии сущность идентичности раскрывает таким образом: «перенимая роль другого, человек осмысливает самого себя и управляет собственным процессом коммуникации» [1, с. 26]. В соответствии с этим подчеркивает, что предпосылкой ее возникновения является «окольный путь через других», через принятие роли другого. Поэтому в развитии идентичности предполагается различать, во-первых, две социальные фазы, в течении которых ребенок обучается ориентации в общей социальной системе и одновременно осознает свою идентичность, во-вторых, учитывать в практической деятельности влияние индивидуальных и коллективных игр на этот процесс.

Наряду с названным выше в научной литературе встречается упоминание о трудовой социокуль-

турной, полоролевой, гражданской и иных разновидностях идентичности. Остановимся на характеристике последней из них.

Гражданскую идентичность исследовали общественные и государственные деятели, социологи, политологи, психологи, педагоги (Р.Г. Абдулатипов, К.А. Абросимова, А.Г. Асмолов, И.В. Вилкова, Э.М. Дымов, И.В. Кожанов, Ю.А. Левада, Р.Ю. Шикова, М.А. Юшина, В.А. Ядов и др.). Анализ их работ позволяет сделать ряд выводов: 1) такая идентичность подразумевает тождественность государственным идеалам, статусу гражданина, готовность и способность выполнять свои гражданские обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства; 2) структура такой идентичности включает когнитивный (знание о социальной общности, к которой человек принадлежит, отличие «своих», от «чужих»), ценностно-смысловой (позитивное, индиферентное или негативное отношение к факту такой принадлежности, представление о себе и своей общности, о разрешениях и запретах), эмоциональный (наличие положительных или отрицательных установок по отношению к своим и чужим), поведенческий (реализация своей гражданской позиции) элементы; 3) важнейшей составляющей такой идентичности является этническая (А.Г. Асмолов), характерными чертами которой выступают: отношение к своей этнической принадлежности, к системе этнических ценностей, к языку, культурным традициям (И.В. Кожанов).

На основании сказанного выше можно предположить, что гражданская идентичность подразумевает соотнесение себя с определенным государством, социально-профессиональным сообществом, с ценностными символами и культурно-историческим прошлым, с отношением к своим этническим корням.

Формирование этой и других идентичностей осуществляется в процессе идентификации, как объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, механизм постановки себя на место другого [3, с. 35], является его результатом. Следовательно, идентификация - эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления индивидом себя с другим субъектом, группой, образцом, обогащение внутреннего опыта, признание за другими равных прав и обязанностей в совместной деятельности.

Путями формирования гражданской идентичности чаще всего называется разработка и осуществление целевых программ, организация совместных действий в различных сферах жизнедеятельности. Однако для их реализации и четкого определения содержания форм и методов требуется первоначально установить уровень сформированности отдельных показателей гражданской идентичности.

112

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Формирование гражданской идентичности у курсантов военного вуза..,

В.А. Мясников приводит свою аргументацию в пользу сделанного выше вывода. Он подчеркивает, что разрушение «советских» рамок и стереотипов сознания при неразвитости структур личностного самоопределения привело к гипертрофии развития в педагогической деятельности функций национальной идентичности в сочетании с размытостью этнического начала [4]. Следовательно, изучение национального стереотипа поможет принять решение при отборе направления и наполнение его соответствующим содержанием в воспитательной работе с курсантами.

Стереотип - духовное образование, сложившееся в сознании людей, эмоционально окрашенный образ, передающий значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания [4, с. 330], это - знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источников. Исходя из этого, национальный стереотип - недифференцированное суждение, обозначающее целиком этническую или национальную группу или предполагающее наличие определенной черты у всех ее представителей [4, с. 332].

Опираясь на методику В.Н. Купицыной, мы установили, что курсанты первых курсов в 98% случаев с интересом выполнили все инструкции. Из опрашиваемых 94% - русские, 2% - украинцы, 1% - белорусы, аварцы, лезгины.

Собирательный портрет русского, выполненного русскими: патриот, открытый, доброжелательный в общении, гостеприимный, справедливый, мудрый, смышленый, смелый (храбрый, мужественный, героический), миролюбивый, доверчивый, верный своим идеалам.

В представлении курсантов иной национальности выделяются в портрете русского как позитивные черты (приветливый, любознательный, волевой, верный, гордый, доверчивый, душевный, добрый), так и негативные (лентяй, хитрый, любит выпить, чрезмерно уверенный в себе).

Таким образом, своеобразие национального стереотипа некоторая его мифологизация при не-

совпадении собирательного и личного, идеального и реального заставляет задуматься, во-первых, над тем, каким образом корректировать представления о национальном и этническом образе, во-вторых, как использовать представления о ценностных символах для развития гражданской идентичности и педагогического обеспечения этого процесса.

Библиографический список

1. Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. - СПб.: Алетей, 1999. - 272 с.

2. АлаторцеваИ.С., Борисова Т.С. Модель психолого-педагогического обеспечения социальной безопасности современной российской молодежи. -М.: Изд-во «Современное образование», 2014. -68 с.

3. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. - М.: Изд-во «Центр гуманитарного образования», 1996. - 96 с.

4. Мясников В.А. Формирование гражданской идентичности стран СНГ // Развитие педагогического знания в науке и образовании. - М.; Тверь: Научная книга. - 2011. - 432 с.

5. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Ко-порулина и др. - Ростов-н/Д. Феникс. 2004. - 640 с.

6. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 320 с.

7. Силласте Г.Г. Социальная безопасность личности, общества, государства: теоретико-методологические основания и социальный запрос. - М.: Изд-во «Современное образование», 2014. - 48 с.

8. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

9. Современный словарь иностранных слов. -СПб.: Дуэт, 2004. - 736 с.

10. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. - 734 с.

11. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА, 2001. - 576 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.