Научная статья на тему 'Формирование гражданского самосознания юриста в вузе'

Формирование гражданского самосознания юриста в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
463
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гладченкова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданского самосознания юриста в вузе»

ГЛАДЧЕНКОВА С. В.

Становление гражданского общества является процессом общественного совершенствования, который происходит в условиях взаимодействия исторически сложившихся социальных стереотипов. Материальное отношение людей друг к другу и к природе составляет общественное бытие, оно порождает общественное сознание, из которого складывается мировоззрение. Носителем мировоззрения является личность, а ее основой самосознание, что указывает на базисный характер самосознания личности в любом обществе.

Соблюдение свободы каждого человека создает условия для формирования внутреннего мира личности. Человек гражданского общества - это личность с высоким уровнем самосознания. Основами самосознания личности в гражданском обществе являются: рационализм, свободолюбие, патриотизм.

Проблема самосознания рассматривается в контексте различных наук: философии, социологии, психологии и др. В связи с этим в научной литературе представлено многообразие подходов и к определению самосознания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова, Г.Г. Суколенкова, Г.Н. Филонов, И.А. Зимняя).

В определении самосознания выделяется, как правило, два момента: самосознание является свойством личности как общественного существа; объектом самосознания является сам познающий субъект - человек, осознающий различные стороны своей психической деятельности и проявления своей собственной активности.

Самосознание в широком смысле слова, по определению Л.В. Выготского, это «социальное сознание, пересаженное внутрь» [1, 107]. В узком смысле определение самосознания предполагает отделение человеком самого себя, своего «Я» из всего, что его окружает, выделение как субъекта, как носителя определенной активной позиции по отношению к миру.

Современные педагогические и психологические исследования по проблеме самосознания позволяют рассматривать его как целостную ценностно-смысловую фундаментальную подструктуру личности, определяющую эффективность ее саморазвития. Наиболее важным положением, на наш взгляд, является то, что самосознание неразрывно связано с развитием личности, возникает в ходе этого развития, что позволяет рассматривать самосознание как категорию педагогики.

В целом самосознание рассматривается как результат и предпосылка развития личности. Именно оно направлено на решение задач, относящихся к внутреннему миру личности, понимание себя как целостности, определение собственной идентичности, формирование значимых для личности представлений о себе, своих качествах, переживаниях, действиях.

«Личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений». [3, 15] Личность характеризуется направленностью -устойчиво доминирующей системы мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека; глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами» [1, 108]), степенью осознанности своих отношений. Из данного определения личности следует: основа личности, ее личностносмысловое содержание относительно устойчивы и реально определяют сознание и поведение человека; основной канал воздействия на личность - личное участие человека в совместной деятельности группы; одно из свойств развитой личности -понимание своего личностного смыслового содержания, т.е. самосознание.

Если обобщить различные теоретические подходы,затрагивающих проблемы развития самосознания личности, можно сделать вывод о том, что среди различных философских, педагогических, психологических теорий одно из ведущих мест занимает учение о зрелой,

самоактуализирующейся, полностью реализуемой личности, которая характеризуется гуманистической направленностью (совестью, гражданственностью, ответственностью, стремлением к справедливости, истине) [6, 30].

Таким образом, в контексте нашей проблемы, самосознание - это осознание, оценка человеком своего знания, целостная оценка самого себя как человека [5, 11], в том числе как гражданина.

Гражданское самосознание является составной частью структуры самосознания личности, в нем отражается социальный и нравственный опыт личности. Гражданское самосознание - категория более узкая, чем самосознание, под которой понимают комплекс представлений о себе как гражданине и профессионале, целостный образ себя как гражданина, система отношений и установок к себе как профессионалу. Гражданское самосознание может рассматриваться как самосознание члена общества, в котором его высокие качества, понимание им долга, осознание им своих прав и свобод, способность к самоотчету служат гарантией гражданских достоинств самого общества и гражданских отношении в нем. Гражданское самосознание формируется на определенном уровне развития личности под влиянием социального образа жизни, который требует от человека самоконтроля своих поступков и действий.

В гносеологическом плане гражданское самосознание отражает социальное отношение «гражданин - государство» в единстве правового, политического, нравственного аспектов. Правовой аспект гражданского самосознания личности связан с правосознанием, с отражением социального отношения «гражданин - государство», регулируемого нормами права. Обратимся к структуре гражданского самосознания. В своей работе мы опираемся на определение структуры самосознания как единства трех компонентов: когнитивного (знания о себе), аффективного (отношение к себе, самооценка) и поведенческого (саморегуляция).

Формирование гражданского самосознания специалиста должно включать три этапа, каждый из которых направлен на формирование соответствующего компонента его структуры. Последовательное прохождение всех трех этапов отражает процесс формирования гражданского самосознания: от самопознания -к самоотношению, а затем к саморегуляции. Задачей первого этапа является формирование у студентов умений самопознания и представления о гражданско-значимых качествах личности путем самовосприятия, самоанализа, самонаблюдения. Среди гражданско-значимых качеств личности мы выделяем гражданскую ответственность, гражданское достоинство, нравственную надежность, гражданский долг, толерантность, патриотизм.

Новая стратегия формирования гражданских качеств личностипредполагает признание приоритетности общечеловеческих идеалов на фоне повышения общей культуры специалиста.

Содержание второго этапа определяется его основной задачей -формирование у студентов самооценки и положительного самоотношения. Третий этап формирования гражданского самосознания посвящен формированию умений и навыков саморегуляции, целенаправленного руководства собственным поведением в конкретных ситуациях

Формирование гражданского самосознания происходит в единстве процессов социального воспитания и развития личности как субъекта социальной деятельности и субъекта саморазвития, самовоспитания, самореализации в социуме. Результатом этого процесса является обретение личностью гражданской позиции, основанной на высоких идеях и чувствах ответственности, нравственного, национального достоинства, традиции, долга. Поскольку выражение гражданской позиции личности связаны с действием, возможность проявить свое отношение к людям, к обществу, найти способы практической реализации себя во взаимоотношении с окружающим миром человек получает в гражданской деятельности (политической, экономической, правовой, морально -этической,

эстетической, духовной, профессиональной). Гражданская деятельность -целенаправленное преобразование людьми социальной действительности, которая создает новые формы и свойства действительности, осуществляется ее субъектами и включает ее результат. Через нее он познает мир, формирует самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое «Я». В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы индивида, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо реализует он себя, можно говорить об успешности и значимости проявления гражданской позиции личности. Гражданскую позицию мы рассматриваем в качестве одного из элементов гражданского самосознания.

Наличие гражданской позиции - необходимое условие, ступень для восхождения к гражданской зрелости, основу которой составляет отношение человека к долгу, обязанностям, ценностям, традициям.

Составными частями гражданского сознания являются гражданская сознательность и гражданское мышление. Гражданская сознательность показывает степень овладения человеком мировоззренческими гражданскими установками, включая, политические и правовые, способностью их реализации в жизни. Гражданская сознательность требует воспитания высоких гражданских качеств (патриотизма, толерантности, чувства долга и ответственности) и невозможно без развитого гражданского мышления.

Исходя структуры гражданского самосознания, целесообразно вычленить следующие содержательные компоненты гражданского самосознания:

• притязание на признание своего «Я» (« Я»- гражданин, «Я»- профессионал),

• отношения к собственной деятельности (самообразование, самовоспитание, гражданская деятельность),

• отношения к обществу (знание прав и обязанностей гражданина, активная гражданская позиция, гражданская зрелость).

Формирование этих качеств - непрерывный процесс, совпадающий с процессом профессионального и гражданского становления специалиста. Важнейшими условиями развития гражданского самосознания являются понимание обществом сущности, особенностей, процессов социализации, переход вузов, на иную парадигму в образовании, что предполагает, прежде всего, поиск нового содержания, методов и средств формирования гражданской культуры личности в учебно-воспитательном процессе.

При решении вопроса о развитии гражданского самосознания, необходимо учитывать: осознанное ценностное отношение человека к миру, к окружающей его природной и социальной среде, к окружающим людям, к семье, к себе как к личности, как к гражданину; собственные чувства, настроение, интересы, потребности;самооценка и притязания, преодоление противоречий представлений и взглядов, выработка устойчивых убеждений; цели и мотивы личного поведения [2, 47].

Важнейшими направлениями обеспечения формирования гражданского самосознания в образовательном учреждении является:

• разработка концепции гражданского воспитания в вузе;

• воспитание толерантного отношения к религиям, социально-политическим устройствам, национальным традициям;

• ормирование гражданско-значимых качеств личности;

• развитие гражданской активности, выражающейся в готовности к участию в делах государства и общества, при сбалансированном соблюдении интересов личности -общества - государства.

• рациональное сочетание элементов гражданского и юридического образования.

Формирование гражданского самосознания, как цель воспитания и

образования, включает в себя две группы задач: те, что помогают самореализации личности, развитию духовной культуры, и те, что направлены на формирование готовности

к выполнению социально значимой функции [4, 41]. Решение этих задач создает предпосылки для сочетания в облике гражданина социально-типичных и индивидуальных качеств, гармонизации жизнедеятельности личных и общественных интересов.

Существенным теоретическим недостатком в формировании гражданского самосознания является то, что некоторые исследователи пытаются свести суть вопроса либо к воспитанию вообще, либо к воспитанию нравственному. Отметим, можно быть нравственным человеком, но не обладать осознанной гражданской позицией, и наоборот.

Раскрытие сущности процесса формирования гражданского самосознания должно строиться на новой парадигме гражданского воспитания: от прав, интересов, достоинства -к обязанностям, долгу, ответственности личности перед обществом и государством. Соблюдение данного условия позволит гражданственности выступать критерием внутреннего развития личности перед обществом и государством.

Гражданское самосознание как социально-педагогический феномен, как качество личности специалиста формируется под воздействием комплекса объективных и субъективных факторов. Объективные основаниями формирования гражданского самосознания выступают социально-политические условия: уровень демократизации общественных отношений, уровень развития и состояния институтов гражданского общества, экономическое положение государства, морально-психологическая атмосфера в обществе. Субъективными основами формирования гражданского самосознания являются уровень развития самосознания личности, ее интересы, потребности, возможности, содержание духовного мира, личностно-ценностные ориентации, мотивы деятельности и поведения, определяющие состояние готовности к социально значимой деятельности.

Мы рассматриваем формирование гражданского самосознания, процесс воспитания и гражданского становления личности, как единый процесс, осуществляемый в условиях образовательной системы общества в целом, и образовательного учреждения в частности. Эффективность этих процессов зависит от уровня профессиональной компетентности субъектов управления ими - педагогов профессиональной школы.

Сформированное гражданское самосознание мы отличаем по наличию качеств (показателей): гражданственность, ответственность, достоинство, активная гражданская позиция, нравственная надежность, долг, патриотизм.

Педагогическая проблема заключается в том, что гражданские качества не всегда устанавливаются, их формирование в процессе подготовке специалиста не

программируется и не реализуется. Недостаточно разработана технология процесса формирования гражданских качеств будущих специалистов в процессе их обучения и воспитания.

Поиск новых подходов в обучении юридических кадров, модернизация юридического образования в России приобретает международное значение, что во многом связано с формированием единого образовательного пространства. Следует отметить, что с точки зрения гражданственности обществу необходима образовательная система, способная выполнять обучающую, воспитательную, общекультурную и гуманистические функции. В связи с этим представляется целесообразным ориентироваться в подготовке будущих юристов на синтез общепрофессионального и гражданского образования.

В педагогической литературе имеются подходы, рассматривающие различные формы внедрения гражданского образования в систему высшей школы, в том числе отражающие необходимость подготовки студентов к гражданской деятельности, свидетельствующей о проявлении гражданской позиции, ядром которой является гражданское самосознание. Таким образом, подготовка будущих юристов должна включать не только получение профессиональных навыков, но и формирование гражданского самосознания.

Список литературы

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991.-480с.

2. Капустина,З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России / З.Я. Капустина // Педагогика. - 2003. - №.9. -С.45-50.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Учебное пособие. [Текст]/ А.Н. Леонтьев. -М.: Смысл, 2005. - 345с.

4. Савотина, Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования/ Н.А. Савотина// Педагогика. - 2002.- №4. - С.39л4.

5. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст]/В.В. Столин. - М.: Изд-во Московского университета, 1983. - 284с.

6. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст]/ И.И. Чеснокова. - М.: Изд-во Наука, 1997. - 143с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.