Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
740
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOREIGN LANGUAGE / COMMUNICATION SKILLS / GRAMMAR COMPETENCE / METHODS OF BUILDING GRAMMAR SKILLS / GRAMMAR SKILLS PRACTICE / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ / ГРАММАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ / ОТРАБОТКА ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мясников Алексей Анатольевич

В статье рассматривается вопрос формирования грамматических навыков в контексте коммуникативного обучения. Анализируются виды грамматических навыков, их структурно-операционные составляющие, этапы формирования грамматических навыков и упражнения, выполняемые на каждом этапе. Рассматриваются некоторые грамматические упражнения, которые используются для формирования необходимых грамматических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мясников Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Grammatical Skills in the Context of Communication Training

This article deals with communicative language teaching and examining the methodology of building grammar skills in secondary school students. The article highlights the types, the structure and the formation steps of grammar skills and tasks to be performed at each step. Some grammar exercises used for the formation of necessary grammar skills are object of our analysis.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 81'36

А. А. Мясников

формирование грамматических навыков в контексте коммуникативного обучения

A. A. Myasnikov. Formation of Grammatical skills in the Context of Communication Training

В статье рассматривается вопрос формирования грамматических навыков в контексте коммуникативного обучения. Анализируются виды грамматических навыков, их структурно-операционные составляющие, этапы формирования грамматических навыков и упражнения, выполняемые на каждом этапе. Рассматриваются некоторые грамматические упражнения, которые используются для формирования необходимых грамматических навыков.

ключевые слова: иностранный язык; речевые умения; грамматическая компетенция; методика формирования грамматических навыков; отработка грамматические навыков.

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А.

This article deals with communicative language teaching and examining the methodology of building grammar skills in secondary school students. The article highlights the types, the structure and the formation steps of grammar skills and tasks to be performed at each step. Some grammar exercises used for the formation of necessary grammar skills are object of our analysis.

Keywords: foreign language; communication skills; grammar competence; methods of building grammar skills; grammar skills practice.

Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103.

В основе коммуникативного обучения лежат аналоги реальных коммуникативных ситуаций и соответствующие лексико-грамматических единицы, которые обеспечивают общение в таких ситуациях [1, с. 148-149]. Формат такого обучения охватывает все виды речевой деятельности и все лексико-грамматические средства. Данное обучение индивидуализировано, стимулирует речемыслительную активность обучающихся, обеспечивает новизну и информативность учебно-речевого материала, функциональную организацию речевых средств и ситуативную организацию процесса обучения [2, с. 10].

Продуктивность изучения иностранного языка в вузе определяется уровнем владения речевыми умениями, языковой и культурной базой, полученной ранее в средней общеобразовательной школе. При этом одним из важнейших параметров языковой подготовки является сформированность грамматических навыков.

Для некоторых носителей языка дополнительное изучение грамматики может означать искусственное приукрашивание того языка, которым они уже владеют, в то время как школьники и студенты изучают грамматический материал иностранного языка прежде всего потому, что они хотят знать состав, структуру и функции этого материала и уметь использовать его в своей речи [3, р. 114].

Отечественные учебники по английскому языку, изданные в 1960-1980-е гг., содержали справочно-грамматические материалы, включающие, например, такие грамматические трудности, как инфинитив и герундий, фразовые глаголы,

Алексей Анатольевич Мясников — доцент Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат педагогических наук. © Мясников А. А., 2018

страдательный залог, сослагательное наклонение, условные предложения и др. Данные учебники были ориентированы на обучение чтению и переводу текстов по специальности. В них были включены языковые упражнения, способствующие рецептивному усвоению грамматики.

В основе современного обучения английскому языку в отечественных вузах и школах лежит технология сотрудничества преподавателя и обучающихся. Совместная деятельность осуществляется в форме педагогического общения. Педагогическое общение стимулирует определенную социальную активность в виде овладения определенными знаниями, умениями, навыками, формирования убеждений, взглядов, социальных установок. Такое общение психологически оптимизирует учебную деятельность как между педагогом и учащимися, так и между учащимися [4, с. 3].

Основными единицами педагогического общения являются речевые действия в форме высказываний. Они содержат определенные лексико-грамматические конструкции и являются прагматически направленными, поскольку ориентированы на получение определенного действенного результата. Объектом речевых действий адресанта/говорящего/пишущего является адресат/слушающий/читающий. Таким образом, в современных условиях обучение грамматике обусловлено задачами обучения общению.

Современное обучение английскому языку исходит из задач обучения англоязычному общению в условиях овладения видами речевой деятельности: говорения, чтения, аудирования, письма и перевода и языковыми средствами: произношением, активным вокабуляром, необходимыми грамматическими моделями. В основу принципа отбора и организации учебно-речевого материала положено требование предметной направленности и тематической значимости. Потребности мотивы, способности, активность, интеллект и другие индивидуально-психологические особенности обучающихся лежат в основе организации соответствующих приемов, способов и упражнений [5, с. 75-77]. Обучающиеся вовлекаются в активную речевую деятельность.

При обучении английскому языку комбинируются различные методики. Поэтому в условиях отсутствия постоянной языковой среды общение на занятиях осуществляется, с одной стороны, как естественное англоязычное общение без применения русского языка, так и, с другой стороны, на основе сопоставления с русским языком с точки зрения произношения, семантики, словоупотребления, грамматики и перевода [6].

Обучение общению в формате обучения чтению, аудированию, говорению, письму и переводу предполагает постановку и решение методических задач по нахождению необходимых приемов обучения английскому языку, а также по разработке комплексов упражнений по формированию, развитию и совершенствованию произносительных, лексических и грамматических навыков, необходимых для осуществления иноязычного общения.

Решение поставленных методических задач может быть выполнено при выполнении следующих условий: внимательное изучение и объективный анализ научных работ по лингвистике, педагогике, дидактике и лингводидактике, методике обучения английскому языку, психологии, философии образования, учебников и учебных пособий по английскому языку; использование традиционного положительного педагогического опыта; самоанализ собственного опыта преподавания английского языка; изучение современных образовательных стандартов и педагогических технологий; использование актуальных педагогических идей, наблюдение за учебным процессом с целью улучшения его качества, выявление факторов, положительно влияющих на эффективное

усвоение учебно-речевого материала; всесторонний анализ проделанной работы и успехов обучающихся на занятиях.

Формирование англоязычной коммуникативной компетенции является основной целью обучения английскому языку. Поэтому обучение грамматики английского языка проходит в условиях обучения общению на этом языке.

Обучающиеся, владеющие английским языком на элементарном, базовом и пороговом уровнях, испытывают затруднения в подборе лексики и в выборе грамматических средств и характеризуются отсутствием развитых умений понимания чужих и построения своих собственных высказываний.

Обучающиеся, владеющие английским языком на продвинутом уровне, свободно используют языковой материал и характеризуются наличием развитых умений правильно воспринимать, понимать, анализировать, создавать и структурировать высказывания большой сложности.

Обучение грамматике осуществляется в условиях общения и речевого взаимодействия преподавателя и студентов.

Компонентами речеподготовительных заданий (tasks) являются аудирование (listening), чтение (reading) и речевые ситуации (real life). Выполнение речеподготовительных заданий необходимо для выполнения коммуникативной задачи (communicative task). Такие языковые компоненты (language areas), как произношение (pronunciation), грамматика (grammar), тематическая лексика (vocabulary), лежат в основе отбора и организации учебно-речевого материала. Вышеперечисленные компоненты необходимы для изучения тем разделов учебного курса (topic of the module) и предваряют говорение (speaking) [7, p. 3].

В большинстве случаев наиболее эффективным средством объяснения грамматических форм является объяснение на родном языке обучающихся. Использование на занятиях родного языка является обязательным условием обучения английскому языку, поскольку понимание многих грамматических форм невозможно без перевода.

Приемом формирования и развития грамматических навыков являются упражнения. Они представляют собой задания на выполнение речевых действий с целью активизации пройденного учебно-речевого материала. Упражнения носят либо условно-самостоятельный характер (подстановка, грамматическая замена, перифраз, имитация), либо самостоятельный характер (беседа, дискуссия на определенную тему, сообщение).

Целью языковых упражнений является регулярное повторение изучаемых лексико-грамматических конструкций кодифицированного характера (построение высказывания с соблюдением необходимого порядка слов, выбор необходимого предлога, прямой и обратный перевод, раскрытие скобок, заполнение пропусков, подстановка, грамматическая замена, выбор одной из предложенных конструкций, перифраз). Например, упражнения на построение высказывания с соблюдением необходимого порядка слов направлены на формирование и совершенствование навыков построения корректных высказываний с учетом требования соблюдать фиксированный порядок слов в английском языке. Упражнения на выбор необходимого предлога направлены на формирование и совершенствование навыков употребления правильного использования английских предлогов. Упражнения на прямой и обратный перевод направлены на проверку наличия и уровня сформи-рованности определенных грамматических навыков.

Целью условно-речевых упражнений является тренировка ситуаций реального общения при реализации в подготовленной речи корректно оформленных высказываний по предложенным образцам. Например, упражнения, в которых обучающимся предлагается ответить на вопросы, направлены на формирование

и совершенствование навыков правильного построения вопросов разных типов на основе предъявляемых речевых образцов.

Шкала ЕГ используется для анализа таких составляющих коммуникативной компетенции, как языковая, прагматическая и социокультурная компетенции. Оценка грамматической правильности речи включена в шкалу ЕГ наряду с оценками содержания/выполнения задания; взаимодействия с собеседником; вокабу-ляра и произношения [8, с. 79-80].

Грамматические навыки являются компонентами речевых умений. Поэтому их недостаточная сформированность и отработка влекут за собой неудачи и провалы в говорении, аудировании, чтении и письме.

Выделяют две структурно-операционных составляющих грамматического навыка. К ним относят: 1) выбор грамматической структуры, которая является адекватной речевому замыслу говорящего в речевой ситуации, и 2) речевое оформление этой грамматической структуры с помощью лексико-грамматических средств.

Состав грамматических навыков сформирован на основе морфологических и синтаксически навыков. Морфологический навык определяется как способность предпринимать речевые действия по правильному выбору и употребление словоформ. Синтаксический навык определяется как способность правильно употреблять синтаксические модели предложений.

По аналогии с произносительным и лексическим навыками выделяют три этапа формирования грамматического навыка: 1) ознакомление, 2) тренировка и 3) речевая практика.

1. На этапе ознакомления осуществляются предъявление и объяснение грамматической формы модели учителем, выполнение обучающимися заданий, направленных на нахождение формы модели по аналогии (найдите в тексте..., Выделите в тексте..., Выпишите предложения с ..., Выпишите предложения с ...).

2. На этапе тренировки выполняются механическая подстановка и имитация грамматических форм моделей (Вставьте пропущенные суффиксы, Вставьте пропущенные слова, Закончите предложения по образцу), языковые задания, целью которых является корректная трансформация форм моделей (Выберите необходимую форму глагола, Замените выделенные слова, Составьте предложения из слов, данных вразбивку), репродуктивные и комбинированные условно-речевые задания (Поставьте вопросы к тексту, Закончите предложения, выбрав необходимые грамматические конструкции, Прослушайте текст и перескажите его, используя необходимые грамматические конструкции).

3. На этапе речевой практики выполняются речевые задания, направленные на создание той или иной грамматической формы модели в заранее подготовленной и в спонтанной, т. е. неподготовленной речи (Дайте совет..., Расскажите о..., Придумайте завершение рассказа..., Возьмите интервью..., Проведите экскурсию...).

В средней общеобразовательной школе уровень сформированности англоязычной коммуникативной компетенции определяется по результатам проверок письменных заданий и оценок устных ответов обучающихся. При этом проверка степени сформированности грамматических навыков является обязательной частью проверки уровня сформированности коммуникативной компетенции. Например, грамматические задания предусматривают выбор учащимися соответствующих этим заданиям грамматических моделей и использование необходимых лекси-ко-грамматические конструкций (степени сравнения прилагательных, формы глагола, грамматические времена, наклонения и др.).

На этапе ознакомления учитель демонстрирует и объясняет ту или иную грамматическую модель, после чего организует выполнение определенных заданий с целью на нахождения грамматической модели по аналогии [9, с. 55].

Read the table. Find examples in the text

Adjective Comparative Superlative

Short young younger (than) (the) youngest

Adjectives thin thinner (than) (the) thinnest

heavy heavier (than) (the) heaviest

nice nicer (than) (the) nicest

Long beautiful (more) beautiful (than) (the) most beautiful

Adjectives

Irregular good better the best

Adjectives bad worse the worst

much/many more the most

Lionel Messi is from Argentina... He is one of the best footballers in the world. At 1.69 m tall, he is shorter than most footballers, but he is also faster than other players.

На этапе тренировки учитель организует выполнение учащимися грамматических заданий с целью осуществить правильную механическую подстановку и имитацию изучаемой грамматической модели.

Write the comparative form of the adjectives below.

1 dark ... 5 easy...

2 plump... 6 fat...

3 famous... 7 beautiful...

4 difficult... 8 good...

Write the superlative form of the adjectives in the previous exercise. dark - darker - the darkest plump - plumper - the plumpest...

На этапе речевой практики преподаватель организует выполнение речевых упражнений с целью реализации грамматической модели в подготовленной и в спонтанной речи.

Think of three friends or classmates. Use the adjectives below and compare them, as in the example.

• tall • short • long • young • old • thin Erick is taller than Sergei. Gennady is the tallest of all. Gennady has got shorter hair than Sergei. Eric has got the shortest hair of all [10, с. 16-17].

Talk about some similarities and some differences between you and your desk mate using the positive, comparative and superlative of the following adjectives: tall, plump, thin, old, dark, and handy.

При выполнении языковых упражнений на этапе ознакомления и в начале этапа тренировки обучающиеся стараются запомнить и узнавать форму грамматической модели. Далее, при выполнении речевых упражнений на продвинутом этапе тренировки, а затем на этапе речевой практики обучающиеся

уделяют примерно равноценное внимание грамматической форме и смысловому содержанию, что подчеркивает особое значение учебной работы на этих этапах [11, с. 157].

Литература

1. Скалкин В. Л. Сравнительная эффективность тематического и коммуникативно-ситуативного принципов организации обучения устной иноязычной речи // Методика преподавания иностранных языков в вузе: сб. науч. тр. МГПИЯ им. М. Тореза. Вып. 107. М., 1976. С. 147-159.

2. мильруд Р. П., максимова и. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 4. С. 9-15.

3. TEFL/TESL: Teaching English as a Foreign or Second Language. Washington: Peace Corps, 1989. 156 p.

4. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 48 с.

5. Зимняя и. А. Педагогическая психология: учебник. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 1999. 348 с.

6. Витлин Ж. Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в XX веке // Иностранные языки в школе. 2001. № 2. С. 23-29.

7. Cunningham S., Moor P. Cutting Edge. Longman, 2005. 175 p.

8. Прохорова е. Ф, Большакова В. В., тимофеева т. м. [и др.]. Единый государственный экзамен 2002: контрол. измерит. матер.: англ. язык / Мин-во образования РФ. М.: Просвещение, 2003. 93 с.

9. мясников А. А. К вопросу о коммуникативной направленности грамматических упражнений // Профессионально-ориентированное обучение языкам: реальность и перспективы: сб. ст. участников всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 20-21 февраля 2018 г.). СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. С. 54-56.

10. Баранова к. м., Дули Д., копылова В. В. [и др.]. Английский язык. 5 класс: учебник. М.: Express Publishing; Просвещение, 2013, 184 с.

11. мясников А. А. Методика формирования грамматических навыков у учащихся средней общеобразовательной школы // XLV Междунар. филол. науч. конф. (Санкт-Петербург, 14-21 марта 2016 г.): тезисы докл. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2016. С.156-157.

УДК 81'42

М. Д. Сараев Способы языкового манипулирования

M. D. Saraev. Methods of Linguistic Manipulation

Статья посвящена рассмотрению способов языкового манипулирования. В ней рассматривается классификация способов языкового манипулирования на широком спектре примеров.

The article is devoted to the consideration of the methods of linguistic manipulation. It concerns the classification of the methods of linguistic manipulation on a wide range of examples.

Марк Дмитриевич Сараев — магистр Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. © Сараев М. Д., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.