Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ (СИНТАКСИЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ) НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЕТОДИКА «GRAMMAR BATTLESHIP»'

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ (СИНТАКСИЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ) НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЕТОДИКА «GRAMMAR BATTLESHIP» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
613
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИЧЕСКИЙ НАВЫК / СТРУКТУРА ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА / СИНТАКСИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ (СИНТАКСИЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ) НАВЫКОВ "GRAMMAR BATTLESHIP" / GRAMMAR SKILL / STRUCTURE OF GRAMMAR SKILL / SYNTACTIC GRAMMAR SKILLS / FOREIGN LANGUAGE / TEACHING METHOD OF DEVELOPMENT GRAMMAR (SYNTACTIC) SKILLS "GRAMMAR BATTLESHIP"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Терещенко Юлия Ахмедовна

Определена сущность понятия «грамматический навык», обозначены структура и виды грамматических навыков. Проанализированы предметные результаты освоения дисциплины «Иностранный язык» в структуре примерной основной образовательной программы основного общего образования. Выявлены предметные результаты, включающие в себя грамматические (синтаксические речевые) навыки. С целью развития указанных грамматических (синтаксических речевых) навыков английского языка разработана авторская методика «Grammar Battleship». Обоснована актуальность разработанной методики в связи с необходимостью достигать предметные результаты по английскому языку, закрепленные в примерной общеобразовательной программе основного общего образования. Цель предлагаемой методики заключается в развитии у обучающихся синтаксических речевых навыков, которые требуют понимания структуры предложений и использования правильного порядка слов во всех коммуникативных типах предложений. Описан паспорт методики, включающий наименование, цель, длительность реализации, место проведения, инструментарий и инструкцию на английском языке. Подробно изложены показатели оценки деятельности учеников в соответствии с требованиями реализации системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку. Обозначены возможности трансформации методики в зависимости от ступени обучения и уровня имеющейся подготовки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Терещенко Юлия Ахмедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS GRAMMAR (SYNTACTIC) SKILLS IN THE ENGLISH LANGUAGE: TEACHING METHOD "GRAMMAR BATTLESHIP"

The article deals with the definition of “grammar skill”. Structure of grammar skills and their types are given. The subject results of studying the English language described in the approximate general educational program of secondary education are analysed. The subject results of studying the English language that include grammar (syntactic) skills are pointed out. In accordance with the required grammar (syntactic) skills, the author’s method of the development of students grammar (syntactic) skills in the English language “Grammar Battleship” is presented. The relevance of the method in connection with the necessity to achieve practical skills in the English language given in the approximate general educational program of secondary general education is substantiated. The aim of the teaching method “Grammar Battleship” is to master syntactic skills that require understanding and use of correct word order and organization in phrases and sentences. The teaching method passport including its name, purpose, duration of implementation, location, toolkit and instruction in English is described. It is shown how to asses students activities as a result of the method implementation using the indicators according to system-activity approach to teaching the English language. In conclusion of the article, the author indicates the possibility of method transforming depending on students English level.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ (СИНТАКСИЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ) НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЕТОДИКА «GRAMMAR BATTLESHIP»»

УДК 372. 881. 111. 1

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-2-113-120

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ (СИНТАКСИЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ) НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЕТОДИКА «GRAMMAR BATTLESHIP»

Ю. А. Терещенко

Омский государственный педагогический университет, филиал в г. Таре, Тара

Определена сущность понятия «грамматический навык», обозначены структура и виды грамматических навыков. Проанализированы предметные результаты освоения дисциплины «Иностранный язык» в структуре примерной основной образовательной программы основного общего образования. Выявлены предметные результаты, включающие в себя грамматические (синтаксические речевые) навыки. С целью развития указанных грамматических (синтаксических речевых) навыков английского языка разработана авторская методика «Grammar Battleship». Обоснована актуальность разработанной методики в связи с необходимостью достигать предметные результаты по английскому языку, закрепленные в примерной общеобразовательной программе основного общего образования. Цель предлагаемой методики заключается в развитии у обучающихся синтаксических речевых навыков, которые требуют понимания структуры предложений и использования правильного порядка слов во всех коммуникативных типах предложений. Описан паспорт методики, включающий наименование, цель, длительность реализации, место проведения, инструментарий и инструкцию на английском языке. Подробно изложены показатели оценки деятельности учеников в соответствии с требованиями реализации системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку. Обозначены возможности трансформации методики в зависимости от ступени обучения и уровня имеющейся подготовки обучающихся.

Ключевые слова: грамматический навык, структура грамматического навыка, синтаксические речевые навыки, иностранный язык, методика развития грамматических (синтаксическихречевых) навыков «Grammar Battleship».

Английская грамматика вызывает значительные трудности освоения и оперирования английским языком обучающимися в силу существенных расхождений с правилами русского языка. Грамматическая сторона английской речи отличается принципами построения предложений; разнообразием видовременных форм глагола, включающих аспекты длительности и завершенности действия; отсутствием падежных окончаний существительных. Это обстоятельства осложняют процесс формирования и применения на практике грамматических навыков. Грамматический навык представляет собой «автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи» [1, с. 53].

Исследователи (М. А. Лытаева, Е. В. Талалакина) приходят к выводу, что в процессе овладения грамматическим навыком обучающиеся сначала выполняют определенные операции сознательно, отдавая себе отчет в каждом шаге. И только в процессе постоянной тренировки действие автоматизируется, становится навыком и в дальнейшем органично и бессознательно осуществляется при решении коммуникативных задач в рамках того или иного вида речевой деятельности [2, с. 185]. Сформированность и владение грамматическими навыками являются необходимыми условиями выполнения иноязычной речевой деятельности. Степень владения грамматическим навыком проявляется не только в его автоматизме и безошибочно— 113 —

сти, но и сознательности, а также низкого уровня напряженности выполнения действия. Как указывает О. И. Трубицина, помимо восприятия грамматического языкового материала в аудировании и чтении, необходимо его продуцирование в говорении и письме [3]. В соответствии с этим положением можно выделить следующие типы грамматических навыков: рецептивные, которые включают в себя распознавание грамматических форм и соотнесение их с определенным значением, умение определять структуру предложений и устанавливать взаимосвязь между элементами предложения; и продуктивные, определяющие умение образовывать грамматические формы и употреблять грамматические конструкции, правильно соблюдать порядок слов во всех типах предложений [4, с. 82]. По мнению Е. И. Пассова, в грамматическом навыке «можно выделить составляющие его более частные действия: 1) выбор модели, адекватной речевому замыслу говорящего в данной ситуации; 2) оформление речевых единиц, которыми заполняется модель в соответствии с нормами данного языка и определенным временным параметром» [5, с. 293]. Л. Г. Копрева дополняет данную структуру третьим компонентом - оценкой правильности и адекватности этих действий [6]. В своей дальнейшей деятельности мы будем опираться на указанные теоретико-методологические основания для разработки и демонстрации методики отработки грамматических навыков обучающихся.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП ООО) определяет два блока предметных результатов, относящихся к процессу и результату изучения английского языка в школе [7]. Первый блок «Выпускник научится» очерчивает круг базовых результатов, освоение которых является обязательным для каждого обучающегося, второй - «Выпускник получит возможность научиться» - содержит опциональные результаты, строящиеся на основе сформированных ранее и достижимые наиболее мотивированными учениками. Проанализировав приведенные в ПООП ООО предметные результаты по английскому языку, мы составили обзорную таблицу тех, которые относятся к разделу «Грамматическая сторона речи» и являются отрабатываемыми при применении описываемой нами далее методики «Grammar Battleship» (табл. 1).

Таблица 1

Предметные результаты освоения дисциплины «Иностранный язык», относящиеся к разделу «Грамматическая сторона речи»

№ п/п Блок «Выпускник научится» Блок «Выпускник получит возможность научиться»

1 Распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) и вопросительные (общий вопрос) Распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного залога: Past Perfect, Present Perfect Continuous

2 Распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/ неопределенным артиклем

3 Распознавать и употреблять в речи личные местоимения в именительном падеже

4 Распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present Perfect

5 Распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени: Future Simple, Present Continuous

Исходя из представленных в табл. 1 показателей видно, что обучающимся необходимо демонстрировать сформированность в процессе устного и письменного общения основных

рецептивных и продуктивных грамматических навыков. Стержневым приемом формирования и развития грамматических навыков выступают условно-речевые и языковые упражнения. Условно-речевые упражнения направлены на тренировку ситуаций общения, приближенных к реальным, в то время как языковые нацелены на «регулярное повторение изучаемых лексико-грамматических конструкций кодифицированного характера» [8, с. 41]. Предлагаемая нами методика является вариацией языковых упражнений, необходимой для обучения иностранному языку в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта [9]. Превалирующее внимание в ней уделяется развитию таких грамматических навыков, которые обеспечивают стабильно правильное и автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, т. е. навыков владения основными синтаксическими схемами (стереотипами) предложений [10, с. 37]. В научно-методической литературе они получили название синтаксических речевых навыков и условно делятся на устно-речевые и навыки письменной речи. Описываемая методика сконцентрирована на развитии письменных речевых навыков, особенность которых заключается в возможности возвращаться к написанному предложению, анализировать, исправлять, уточнять, используя грамматические правила [11]. Далее представим паспорт предлагаемой методики.

Наименование методики: «Grammar Battleship».

Цель: развитие грамматических (синтаксических речевых) навыков английского языка: умение определять структуру предложений во временах группы Simple, Continuous, Perfect, устанавливать взаимосвязь между элементами предложения и правильно соблюдать порядок слов во всех коммуникативных типах предложений.

Контингент: обучающиеся общеобразовательных школ средней ступени обучения. Длительность: 30-35 минут.

Место проведения: методика реализуется в общеобразовательных организациях на уроках развивающего контроля, отработки умений и рефлексии.

Инструментарий: два листа бумаги с начерченным игровым полем, ручка для каждой команды, комплект карточек с глаголами в начальной форме на английском языке.

Размещение команд. Для обучающихся в помещении необходимо предварительно подготовить места для размещения двух команд. Желательно, чтобы участники команд могли сидеть в виде полукруга, напротив друг друга.

Инструкция: «Dear students! Do you like playing games? So do I. We are going to play the «Battleship». Do you know this game? But it's an unusual «Battleship», it is a «Grammar Battleship». Please, make up two groups. Each group gets a paper sheet with two grids on it. At the sheet's top write your team name, captain's name and names of the team members (Учитель раздает каждой команде по два листа с напечатанными полями, обучающиеся заполняют необходимую информацию о команде) (рис. 1).

You have two grids. The first ocean grid is yours, where you should place 5 ships. Each ship must be placed horizontally or vertically across grid spaces and can't touch each other. The second ocean grid is your target grid. On your turn, call out the Grammar Tense at grid's top and the number with a mark (e.g. Past Simple 5 minus). Your opponent checks that coordinate on his ocean grid and says «miss» or «hit». Each time one of your ships gets a hit, put «X», pull one card with a verb out of the card set and make up a sentence with the pronoun you have at the coordinate. Write down the sentence in these ship's logbooks (Учитель раздает «судовые журналы» командам (табл. 2).

Team name_

Capitan's name_

Team members' names

ь J Й ft s ft S « a ! = a 3 ft H s¡ Í В

fa s 1 ° ft 0 ь5 0 a is и 0

ft í и и ft „у

ь ft ft

1 + I You He We She They I You

2- You They It He It We It He

3? We She They She You They She We

4 + They He I You She He It They

5- Не It She It We She I You

61 She We I They He They He I

7 + It They You He It He It You

8- I You She I We She We They

Opponent's ocean grid

ft ь ft и и t - 1

a и 3 .= m a s 5 a ft H ь Я

a H s Is ftj a 11

ft - y и g ft ¡¡и

ft ft ft

1 + I You He We She They I You

2- You They It He It We It He

3? We She They She You They She We

4 + They He I You She He It They

5- He It She It We She I You

6? She We I They He They He I

7 + It They You He It He It You

8- I You She I We She We They

Таблица 2

«Судовой журнал» для записи составленных предложений

N Sentence (Grammar Tense) Correct or Incorrect

1.

2.

15.

When one of your ships has every square filled with «X», you should say «Sunk». Your goal is to sink all the opponent's ships and write as many correct sentences in the ship's logbook as you can. Did you understand the game rules? Let's get started!».

После озвучивания инструкции начинается игра, в которой обучающиеся делают поочередные ходы, «нанося удары по противнику». В качестве примера приведем один из «метких выстрелов» по кораблю в представленном выше игровом поле: «Seven plus Past Simple» (см. рис. 1). На пресечении данных координат находится корабль, а клетка содержит местоимение «they». Следующим шагом должно стать определение глагола, с которым будет составлено предложение и записано в таблице ниже под номером один, так как это первое попадание в корабль. Представим, что из стопки с глаголами в начальной форме обучающийся вытягивает глагол «to watch», следовательно, необходимо составить предложение, соответствующее всем координатам: предложение утвердительное, грамматическое время Past Simple, в качестве подлежащего выступает местоимение «they», смысловой глагол «to watch»: «They watched TV yesterday». В скобках нужно написать грамматическое время глагола и тип предложения (Past Simple, +). Это необходимо для дальнейшей взаимопроверки обучающимися предложений, составленных представителями противоположной команды.

В процессе игры участники должны заполнить составленными предложениями столько строк, сколько раз противники попали по кораблям. После того, как все корабли одной из команд «потоплены», а в строчки вписаны предложения с указанием грамматического времени и коммуникативного типа, обучающиеся меняются «судовыми журналами», составленными в процессе игры. Оппоненты проверяют корректность предложений, включая правильность употребления местоимения, видовременной формы глагола, порядка слов в предложении и иных конструкций (например, обстоятельств времени и места, предлогов, артиклей и т. д.). Если вернуться к представленному выше игровому полю (см. рис. 1), то после проверки у команды получится примерно следующая таблица (табл. 3).

Таблица 3

Список предложений, составленных одной из команды в процессе игры

N Sentence (Grammar Tense) Correct or Incorrect

1 I had done my homework before my mum came home (Past Perfect, +) Correct

2 You don't like making your bed (Present Simple, -) Correct

3 They don t clean their room last week (Past Simple, -) Incorrect

4 They cook dinner every Saturday (Present Simple, +) Correct

5 He washed his clothes the day before yesterday (Past Simple, +) Correct

6 I hope I will pass this test (Future Simple, +)

7 It wasn't flying when I came into my room (Past Continuous, -) Correct

8 Were you reading a book at 7 p.m.? (Past Continuous, +) Correct

9 She was setting the table when her aunt rang (Past Continuous, +) Correct

10 We weren't sweeping the floor at 11 a.m. (Past Continuous, -) Correct

11 It sleeps at home now (Present Simple, +) Incorrect

12 They fed their pet dog (Past Simple, +) Correct

13 Probably, you will study your exam tomorrow (Future Simple, +) Correct

14 He is making a cake right now (Present Continuous, +) Correct

15 It was barking all the way home (Past Continuous, +) Correct

В табл. 3 курсивом обозначены предложения, составленные обучающимися с ошибкой. В предложении под номером 3 участниками команды неверно употреблен вспомогательный глагол «do» для времени Past Simple. В одиннадцатом предложении наречие времени «now» противоречит случаям употребления грамматического времени Present Simple. Также мы видим, что проверяющая команда верно заметила все неточности и зафиксировала их в колонке справа.

Оценка. По итогам проведения игры оценивание деятельности обучающихся происходит в соответствии с показателям системно-деятельностного подхода и требуемыми предметными результатами освоения иностранного языка [12]. За проявление каждого показателя происходит начисление 1 балла, а премиальный балл предлагается присвоить той команде, которая первая «потопила» все корабли противника, что будет способствовать росту мотивации обучающихся. Для удобства предлагается следующая матрица оценки (табл. 4).

Таблица 4

Матрица оценки деятельности участников команд в процессе реализации методики

Показатель оценивания Команда «Winners» Команда «Stars»

Участие всех игроков в устной иноязычной коммуникативной деятельности 1 0

Совместное проектирование письменной иноязычной коммуникативной детальности 1 1

Соблюдение правил построения и употребления в речи различных коммуникативных типов предложения 1 1

Верное употребление в речи глаголов в указанных временных формах 0 1

Верность выполнения проверки «судового журнала» противника 1 1

Всего баллов: 4

Быстрота потопления кораблей противника (премиальный балл): 0 1

Итого 4 5

В соответствии с результатами, занесенными в матрицу оценки, обучающиеся команды «Winners» получают по 4 балла (отметка «хорошо»), обучающиеся команды «Stars» - 5 баллов (отметка «отлично»). Важно ознакомить обучающихся с показателями оценивания до начала реализации методики, что мотивирует и ориентирует их на соблюдение требуемых показателей, аргументирует итоговую отметку.

Возможности трансформации. Игровое поле может варьироваться в зависимости от уровня подготовки обучающихся. При отсутствии понятийной базы о временных формах группы Perfect, необходимо удалить их из координат игрового поля, а количество кораблей и строк в «судовом журнале» уменьшить. Помимо этого, учитель может включать дополнительные условия для обучающихся: составлять предложения с однородными членами; включать в состав предложения обстоятельства места или наречия времени; использовать дополнения в виде существительных с артиклями (определенным или неопределенным) и т. д. В зависимости от количества обучающихся можно распределить роли: штурман определяет координаты выстрела, капитан объявляет координаты выстрела, матрос фиксирует удары противника на своем игровом поле и поле противника, помощник капитана ведет «судовой журнал», механик проверяет «судовой журнал» противника. Важно заметить, что предлагаемые глаголы должны быть одной тематической группы, например посвященные домашним обязанностям (как представленные выше), свободному времяпрепровождению, спортивным видам деятельности и т. д. Это необходимо для создания смысловой ситуации в обобщенных условиях представляемой действительности.

Обобщая вышесказанное, следует особо подчеркнуть, что предлагаемая методика соответствует основным требованиям, предъявляемым к современному уроку по федеральному государственному образовательному стандарту. Во-первых, работа в малой группе создает для обучающихся условия сотрудничества, сотворчества, сопереживания. В-вторых, в случае затруднения происходит целенаправленный и самостоятельный поиск необходимой информации по грамматике из различных источников (опорные таблицы и плакаты в классе, правила в учебнике, памятки в справочники, информация в интернете). В-третьих, в процессе обсуждения вариантов составления предложений с выбранным глаголом, создается речевая ситуация, способствующая порождению устного высказывания на иностранном языке. Каждый из участников команды предлагает свой вариант, что способствует развитию дискуссии при выборе верного или одного из наиболее удачных. И, в-четвертых, на протяжении всего занятия применяются различные способы оценки: оценивание учителем, само- и взаимопроверка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, методика «Grammar Battleship» обеспечивает самоорганизующую и преобразующую деятельность обучающихся, развивая грамматические (синтаксические речевые) навыки английской речи.

Список литературы

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.

2. Лытаева М. А., Талалакина Е. В. Academic skills: сущность, модель, практика // Вопросы образования. 2011. Вып. 4. С. 178-201.

3. Методика обучения иностранному языку: учеб. и практикум для академического бакалавриата / О. И. Тру-бицина [и др.]; под ред. О. И. Трубициной. М.: Юрайт, 2016. 384 с. URL: https://biblio-online.ru/bcode/392587 (дата обращения: 05.01.2020).

4. Левченко О. Ю. Обучение грамматике иностранного языка в неязыковом вузе // Технологии в образова-нии-2018: материалы междунар. науч.-метод. конф. 23-30 апреля 2018 г. Новосибирск, 2018. C. 79-84.

5. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: метод. пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.

6. Копрева Л. Г. Проблема формирования грамматических навыков английского языка // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. Вып. 1-2. C. 149-152. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7problema-formirovaniya-grammaticheskih-navykov-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 05.01.2020).

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011. URL: http://window.edu.ru/resource/594/75594/files/Programma_5_9.pdf (дата обращения: 05.02.2019).

8. Мясников А. А. Формирование грамматических навыков в контексте коммуникативного обучения // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2018. Вып. 4 (64). C. 39-43. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37312856_86822945.pdf (дата обращения: 10.09.2019).

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N° 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa/ (дата обращения: 21.05.2019).

10. Болтаев Ч. Б. Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности // Вестник современной науки. 2017. Вып. 2. С. 37-39.

11. Рязанова Е.А. Формирование грамматических навыков речи в целях обучения иностранному языку в языковом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Вып. 9 (113). С. 153-156.

12. Анализ урока с позиций системно-деятельностного подхода (материалы постоянно действующего практикума заместителей директора по методической работе): электрон. метод. сб. / сост. Е. И. Котова. Лысьва: МАУ ДПО «Центр научно-методического обеспечения», 2016. 31 с. URL: http://www.eduportal44.ru/ Kostroma_EDU/Kos-Sch-11/DocLib19/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%20 %D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0.pdf (дата обращения: 18.04.2019).

Терещенко Юлия Ахмедовна, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, филиал в г. Таре (ул. Школьная, 69, Тара, Россия, 646530). E-mail: tereshenko-julia@mail.ru

Материал поступил в редакцию 07.01.2020.

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-2-113-120

DEVELOPMENT OF STUDENTS GRAMMAR (SYNTACTIC) SKILLS IN THE ENGLISH LANGUAGE: TEACHING METHOD "GRAMMAR BATTLESHIP"

Yu. A. Terechshenko

Omsk State Pedagogical University, Branch in Tara, Tara, Russian Federation

The article deals with the definition of "grammar skill". Structure of grammar skills and their types are given. The subject results of studying the English language described in the approximate general educational program of secondary education are analysed. The subject results of studying the English language that include grammar (syntactic) skills are pointed out. In accordance with the required grammar (syntactic) skills, the author's method of the development of students grammar (syntactic) skills in the English language "Grammar Battleship" is presented. The relevance of the method in connection with the necessity to achieve practical skills in the English language given in the approximate general educational program of secondary general education is substantiated. The aim of the teaching method "Grammar Battleship" is to master syntactic skills that require understanding and use of correct word order and organization in phrases and sentences. The teaching method passport including its name, purpose, duration of implementation, location, toolkit and instruction in English is described. It is shown how to asses students activities as a result of the method implementation using the indicators according to system-activity approach to teaching the English language. In conclusion of the article, the author indicates the possibility of method transforming depending on students English level.

Keywords: grammar skill, structure of grammar skill, syntactic grammar skills, foreign language, teaching method ofdevelopment grammar (syntactic) skills "Grammar Battleship".

References

1. Azimov E. G., Shchukin A. N. Novyy slovar'metodicheskikh terminov iponyatiy (teoriya ipraktika obucheniyayazykam) [A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. Moscow, IKAR Publ., 2009. 448 p. (in Russian).

2. Lytayeva M. A., Talalakina E. V Academic skills: sushchnost', model', praktika [Academic skills: essence, model, practice]. Voprosy obrazovaniya - Education issues, 2011, no. 4, pp. 178-201 (in Russian).

3. Trubitsina O. I. et al. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakala-vriata. Pod red. O. I. Trubitsinoy [Methods of teaching a foreign language: textbook and workshop for academic undergraduate. Under edition of O. I. Trubitsina]. Moscow, Urayt Publ., 2016. 384 p. (in Russian). URL: https://biblio-online. ru/bcode/392587 (accessed 5 January 2020).

4. Levchenko O. Yu. Obucheniye grammatike inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze [Teaching the grammar of a foreign language in a non-linguistic university]. Tekhnologii v obrazovanii-2018: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii. 23-30 aprelya 2018 g. [Technologies in Education-2018: Materials of the International Scientific and Methodological Conference. April 23-30, 2018]. Novosibirsk, ChOU VO Tsentrosoyuza RF "SibUPK" Publ., 2018. pp. 79-84 (in Russian).

5. Passov E. I., Kuzovleva N. E. Osnovy kommunikativnoy teorii i tekhnologii inoyazychnogo obrazovaniya: metodiches-koye posobiye dlyaprepodavateley russkogo yazyka kak inostrannogo [Fundamentals of communicative theory and technology of foreign language education: a methodological guide for teachers of the Russian language as a foreign language]. Moscow, Russkiy Yazyk. Kursy Publ., 2010. 568 p. (in Russian).

6. Kopreva L. G. Problema formirovaniya grammaticheskikh navykov anglijskogo yazyka [The problem of the formation of grammar skills in the English language]. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika - Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 2011, no. 1-2, pp. 149-152 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-grammaticheskih-navykov-angliyskogo-yazyka (accessed 5 January 2020).

7. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Osnovnaya shkola. Sost. E. S. Savinov [The approximate basic educational program of an educational institution. Secondary school. Comp. E. S. Savinov]. Moscow, Prosvechsheniye Publ., 2011 (in Russian). URL: http://window.edu.ru/resource/594/75594/files/ Programma_5_9.pdf (accessed 5 February 2019).

8. Myasnikov A. A. Formirovaniye grammaticheskikh navykov v kontekste kommunikativnogo obucheniya [Formation of grammar skills in the context of communicative learning]. Uchyonye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta tekhnologiy upravleniya i ekonomiki - Scientific notes of University of Management Technology and Economics, 2018, no. 4 (64), pp. 39-43 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37312856_86822945.pdf (accessed 23 November 2019).

9. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii № 1897 ot 17 dekabrya 2010 g. "Ob utverzhdenii federal'nogogosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1897 dated December 17, 2010 "On the approval of the federal state educational standard of basic general education"] (in Russian). URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a9 4f631319a9f7f5532748d09fa/ (accessed 21 May 2019).

10. Boltayev Ch. B. Kharakteristika grammaticheskikh navykov v razlichnykh vidakh rechevoy deyatel'nosti [Characteristics of grammar skills in various types of speech activity]. Vestnik sovremennoy nauki - Bulletin of modern science, 2017, no. 2, pp. 37-39 (in Russian).

11. Ryazanova E. A. Formirovaniye grammaticheskikh navykov rechi v tselyakh obucheniya inostrannomu yazyku v ya-zykovom vuze [Formation of grammar speech skills in order to teach a foreign language at a language university]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2012, no. 9 (113), pp. 153-156 (in Russian).

12. Analiz uroka spozitsiy sistemno-deyatel'nostnogo podkhoda (materialypostoyanno deystvuyushchego praktikuma zames-titeley direktorapo metodicheskoy rabote): elektronnyy metodicheskiy sbornik. Sost. E. I. Kotova [Analysis of the lesson from the perspective of a system-activity approach (materials of a permanent workshop of deputy directors for methodological work): electronic methodical collection. Comp. E. I. Kotova]. Lys'va, "Tsentr nauchno-metodicheskogo obespech-eniya" Publ., 2016. 31 p. (in Russian). URL: http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/Kos-Sch-11/DocLib19/%D0%B 0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0.pdf (accessed 18 April 2019).

Terechshenko Yu. A., Omsk State Pedagogical University, Branch in Tara (ul. Shkol'naya, 69, Tara, Russian Federation, 646530). E-mail: tereshenko-julia@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.