Научная статья на тему 'Формирование готовности выпускника вуза к профессиональ- ной деятельности (теоретический аспект)'

Формирование готовности выпускника вуза к профессиональ- ной деятельности (теоретический аспект) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК ВУЗА / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / GRADUATES / HIGHEST STANDARDS OF PRISON MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесов Владимир Иванович

В статье рассматриваются проблемы процесса формирования готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности и предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GRADUATES CLEAR VISIONS AND DETERMINATION TO MAINTAIN THE HIGHEST STANDARDS OF PRISON MANAGEMENT (THEORETICAL ASPECT)

The article deals with issues on formation of graduates' clear visions and determination to maintain the highest standards of prison management, its methods and approaches.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности выпускника вуза к профессиональ- ной деятельности (теоретический аспект)»

Актуальные вопросы

УДК 34.08 V.l. KOLESOV*

ББК 67.409.022 К60

FORMATION OF GRADUATES’ CLEAR VISIONS AND DETERMINATION TO MAINTAIN THE HIGHEST STANDARDS OF PRISON MANAGEMENT (THEORETICAL ASPECT)

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы процесса формирования готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: выпускник вуза, готовность к профессиональнойдеятельности

Annotation', the article deals with issues on formation of graduates’ clear visions and determination to maintain the highest standards of prison management, its methods and approaches.

Key words graduates, highest standards of prison management.

ВЛАДИМИР

ИВАНОВИЧ

КОЛЕСОВ*

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Высшее образование на современном этапе рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Растет понимание того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, к выработке и принятию нестандартных решений. В связи с этим современное развитие общества требует новой системы образования, инновационность которого сформировала бы у студентов способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя, в свои профессиональные способности влиять на это будущее.

Студенчество - это особая социальная категория, рассматриваемая как специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования (Н. З. Кузьмина, А.А. Реан, П.А. Просецкий, В.А. Сла-стенин). Именно для этапа поздней юности характерно приобретение конкретных представлений, связанных с профессиональным и личностным будущим, с требованиями, предъявляемыми конкретной профессией (Л. С. Грановская, Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Ю.Н. Кулюткин, И. С. Кон, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и др.).

Обращаясь к возрастной периодизации (А. Валлон, Ж. Пиаже, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Э. Эриксон) как к основному фактору дифференциации субъектов учебной деятельности, определим характеристику студенчества в русле понимания отечественной наукой возрастного развития личности как внутренне противоречивого, связанного с возникновением психических и личностных новообразований процесса.

Л.С. Выготский вслед за П.П. Блонским рассматривает определенные стадии развития в общей схеме переломов, личностных кризисов, пограничными критериями которых выступают качества, ставшие актуальными. Под

* Доктор педагогических наук, профессор, директор инновационного центра «Постпенитенциарное образование» Санкт-Петербургскойюриди-ческой академии.

E-mail: uras@card.lanck.net.

S2

возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют ее отношение к среде, ее внутреннюю и внешнюю жизнь.

Период обучения в вузе для молодых людей является сензитивным в восприятии нового, а также периодом личностного становления и самоопределения. Пластичность психики, ориентация на самопознание данного возраста определяют возможность появления новообразований в социальных контактах. Д. Сьюпер полагает, что профессиональное развитие представляет собой длительный, состоящий из серии непрерывных выборов процесс, достигающий стабилизации лишь в зрелые годы. Исходя из этого можно заключить, что период обучения в вузе не может рассматриваться как окончательный и неизменный в отношении профессиональной ориентации1. Следовательно, как отмечает В.Н. Келасьев, в вопросе соответствия человека и профессии акцент должен делаться не столько на профессиональную модель студента- выпускника вуза, сколько на уровень развития его социального интеллекта2.

Данные рассуждения позволяют обратиться к построению профессиональной базовой модели: «общее - особенное - единичное». Основу такой модели может составить профес-сиографический подход, фиксирующий общие требования к целому классу социальных профессий, особенности отдельных направлений профессиональной подготовки кадров и более конкретные нормы, обусловленные специальностью. Традиционно профессиограмма состоит из двух блоков:

1. Труд и профессия. Объект труда. Трудо-грамма.

2. Человек и профессия. Субъект труда Психограмма.

Для более полного понимания места и роли социальной деятельности в обществе эту модель необходимо дополнить еще одним блоком - «Общество и профессия. Социограмма», который отражает основные социально ориентированные требования, предъявляемые к той или иной профессии или классу профессий:

1. Труд и профессия. Объект труда. Трудо-грамма.

2. Человек и профессия. Субъект труда Психограмма.

3. Общество и профессия. Социограмма.

Данный подход к построению системной

модели (например, профессий, предусматрива-

ющих высшее психологическое или гуманитарное образование) позволяет полнее отразить в ней как требования, предъявляемые обществом к специалисту, так и основные потребности, интересы и запросы представителей данной социально-профессиональной группы.

Всякая профессиональная деятельность предстает перед человеком в виде предопределенного способа действия, в котором в обобщенной форме закреплен опыт предшественников. В процессе присвоения деятельности общий способ активности преобразуется, становится достоянием личности. Это очень сложный и не до конца познанный процесс, но именно в нем заключается сущность ознакомления с профессией, овладения ею. Можно указать на некоторые моменты этого процесса, а именно формирование:

- цели и информационной основы деятельности;

- операционного состава деятельности;

- профессионально значимых свойств личности.

В связи с этим необходимо рассмотреть понятие готовности к выполнению какой-либо деятельности, которое, несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначной трактовки. Готовность определяют и как условие успешного выполнения деятельности, и как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность. Мы рассматриваем готовность к деятельности как целостное проявление личности и понимаем под ней особое личностное состояние, которое предполагает у субъекта наличие образа структуры действия и постоянную направленность сознания на его выполнение. Она (готовность к деятельности) включает в себя различные мотивы, направленные на осознание задач, модели вероятного поведения, определение специальных способов деятельности, оценку возможностей в их соотношении с возможными трудностями и необходимостью достижения определенного результата.

Активность личности на различных стадиях подготовки к деятельности может обладать разными временными характеристиками, поэтому готовность можно рассматривать как на функциональном (как временное состояние), так и на личностном (как устойчивую характеристику личности) уровне. Очевиден тот факт, что ни временное, ни длительное состояние готовности не возникает внезапно. Готовность всегда является результатом процесса подготовки индивида.

Актуальные вопросы

Актуальные вопросы

В структуре психологической готовности к выполнению деятельности необходимо выделить мотивационный, волевой и оценочный компоненты:

- мотивационный - включает в себя черты характера и личностные (профессиональные) качества;

- волевой - состоит из способностей и интересов личности;

- оценочный - подразделяется на перцепцию (самоконтроль) и рефлексию (самооценка).

В научно-теоретическойготовности к выполнению деятельности выделим ориентационный, или когнитивный (познавательный), компонент включающий в себя психологические, профессионально ориентированные, социокультурные (межкультурныф знания. В практической готовности к выполнению деятельности - операциональный, или поведенческий, компонент (профессиональные навыки и умения), включающий в себя психологические, профессионально ориентированные, социокультурные (межкультур-ные) навыки и умения, а также навыки и умения межличностного и делового общения.

Устойчивое единство и высокий уровень реализации названных компонентов являются внутренним признаком сформированности профессиональной готовности к профессиональной деятельности.

Таким образом, главная особенность готовности к профессиональной деятельности - ее интегративный характер, проявляющийся в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов личности профессионала, в устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования, то есть профессиональная готовность обладает призна -ками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности личности профессионала, способствующими продуктивности деятельности.

Понятие «профессиональная готовность» используется как категория теории деятельности (состояние и процесс), теории личности (ее отношений и установок), теории профессиональной подготовки к профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональная готовность является итогом профессионального самоопределения, образования и самообразования, профессионального воспитания и самовоспитания. Профессиональная готовность выступает в форме психического, активно-действенного состояния личности как сложное ее качество, своего рода система интегрированных свойств. Одновременно профессиональная

готовность - это регулятор деятельности, условие ее эффективности.

Таким образом, представленная модель готовности к профессиональной деятельности есть сложное структурное образование, комплекс личностного и профессионального уровней, ядро которого состоит в устойчивой мотивации деятельности и предполагает наличие профессионально значимых качеств, определенную совокупность знаний, умений и навыков их применения на практике.

Помимо отражения профессиональной направленности будущего специалиста, прослеживается необходимость рассмотрения его личностных свойств. Важной характеристикой в личностной модели профессионала является Я -концепция как совокупность всех представлений индивида о себе, включающих в себя, по мнению Р. Бернса, убеждения, оценки, тенденции поведения, а также набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция, таким образом, является важнейшим фактором, обусловливающим поведение и психику человека, так как она опосредует интерпретацию опыта и является источником ожиданий индивида.

Положительное оценивание профессионала себя в целом, определение своих положительных качеств и перспектив, создание позитивной Я-концепции повышают уверенность в себе, в результате чего растет удовлетворенность своей деятельностью, стремление к самореализации. Я-концепция, позволяющая человеку иметь представления о себе, о своем идеале, о том, как видят его другие (Р. Бернс,

Ч. Кули, К. Роджерс), выделяет составляющими Я-образа такие компоненты, которые определяют его развитие:

.• ■ .. ' Устойчивая мотивация деятельности

Личностный уровень

Профессиональный уровень

Рис. 1. Модель готовности к профессиональной деятельности

- когнитивный, ориентированный на самопознание, самонаблюдение, самоосмысление;

- аффективный, включающий в себя самооценку, самопереживание, самоотношение;

- поведенческий - самоосуществление, самовыражение, самоутверждение, саморегуляция, самоактуализация ( Л.М. Митина, В.М. Новиков, В. В. Столин).

Ясное представление о своих потенциальных возможностях в сфере профессиональной саморегуляции позволит студенту определить оптимальное направление профессиональной деятельности, ту сферу активности, которая соответствует его личностным особенностям. В данном случае уместно говорить об одной из принципиальных теоретических основ всякой систе-

мы формирования и развития личности, ориентированной на взаимодействие и взаимоотношения внешних влияний и внутренних условий.

Среди факторов, определяющих выбор профессиональной ориентации, необходимо выделить внешние - макросоциальные и микросо-циальные и внутренние - непсихологические и психологические (табл.).

Факторы, определяющие выбор профессиональной ориентации

Внешние факторы Внутренние факторы

макросоциальные микросоциальные непсихо логические психологические

Экономическоесостояние общества Материальные возможности родительской семьи при получении образования Уровень образования Адекватная «Я-концепция»

Ситуация на рынке тру да Величина родительской семьи Социально-демографические факторы возраст, пол Личностная зрелость

Политическое устройство Планирование собственной семьи Состояние здоровья Индивиду альные способности

До минирующие Близкое окружение помощь Порядок Высокий уровень

общественные ценности друзей, ценности друзей рождения саморегуляции

Пропаганда СМИ Г ендерные характеристики

Социоку льтурныеизменения, Мотивация Особенности эмоционально-

происходящиев обществе достижения волевой сферы

Как важный момент в профессиональной подготовке следует отметить особенность строения учебного курса, ориентированного не только на трансляцию информации в процессе обучения, но и на творческое развитие студентов. По мнению С.А. Смирнова, В.А. Сластенина, В.А. Петровского, процесс общего развития личности приобретает оптимальный характер при наличии субъект-субъектных отношений, а также на основе диалогического подхода и сотрудничества, партнерства во взаимоотношениях преподавателя и учащихся (Г. Г. Кравцов, Х.Й. Лийметс, В.Я. Ля-удис, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман). Организо-

ванные подобным образом лекционные, семинарские и лабораторные занятия позволяют студентам заняться познанием собственных личностных особенностей, внести коррективы в поведение, отношение к другим. Системные знания и широта кругозора выпускника вуза порождают у него потребность в профессиональном и личностном саморазвитии, умение самостоятельно действовать и брать ответственность за последствия того или иного решения, что обеспечивает успешность его адаптации к условиям реальной профессиональной сферы и профессиональный и личностный рост.

1 См.: Блонский П.П. Избранные педагогические и психологическиесочинения В 2 т. / Под ред. А.В. Петровского М., 1979. Т. 1. С. 7.

2 См.: Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности: Основные положения исследования, применение. СПб., 1998. С. 19.

Актуальные вопросы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.