Научная статья на тему 'Формирование готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности (теоретический аспект)'

Формирование готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности (теоретический аспект) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
557
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА ВУЗА / PROFESSIONAL AND PERSONALITY DEVELOPMENT / PROFESSIONAL BASIC MODEL / READINESS TO PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL ORIENTATION OF A HIGHER SCHOOL GRADUATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Даринская Лариса Александровна

В статье рассматриваются подходы к построению модели готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности, в которой отражаются предъявляемые обществом требования к специалисту и основные потребности и интересы выпускника. Выявляются факторы, определяющие выбор профессиональной ориентации, обеспечивающие успешность адаптации студента к условиям профессиональной сферы, его профессиональный и личностный рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Readiness of a Higher School Graduate to Professional Work

In the article approaches to constructing a model of a higher school graduate readiness to professional work, meeting up-to-date requirements, taking into account his basic needs and interests are presented. The factors which determine choice of a professional orientation and ensure student successful adaptation to the conditions of professional sphere, professional and personal growth are shown.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности (теоретический аспект)»

Л. А. Даринская

формирование готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности (теоретический АСПЕКТ)

Высшее образование на современном этапе рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Растет понимание того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, к выработке и принятию нестандартных решений. В этой связи современное развитие общества требует новой системы образования, инновационность которого сформировала бы у студентов способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя, в свои профессиональные способности влиять на это будущее.

Студенчество — это особая социальная категория, рассматриваемая как специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования (Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, П. А. Просецкий, В. А. Сластенин). Именно для этапа поздней юности характерно приобретение конкретных представлений, связанных с профессиональным и личностным будущим, с требованиями, предъявляемыми конкретной профессией (Л. С. Грановская, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Ю. Н. Кулюткин, И. С. Кон, А. А. Реан, Д. Б. Эль-конин, В. А. Якунин и др.)

Обращаясь к возрастной периодизации (А. Валлон, Ж. Пиаже, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Э. Эриксон) как к основному фактору дифференциации субъектов учебной деятельности, определим характеристику студенчества в русле понимания отечественной наукой возрастного развития личности как внутренне противоречивого, связанного с возникновением психических и личностных новообразований процесса.

Л. С. Выготский, вслед за П. П. Блонским, рассматривает определенные стадии развития в общей схеме переломов, личностных кризисов, пограничными критериями которых выступают качества, ставшие актуальными. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют ее отношения к среде, ее внутреннюю и внешнюю жизнь...»1.

Период обучения в вузе для молодых людей является сензитивным в восприятии нового, он является периодом личностного становления и самоопределения. Пластичность психики, ориентация на самопознание данного возраста определяют возможность появления новообразований в социальных контактах. Д. Сьюпер полагает, что профессиональное развитие представляет собой длительный, состоящий из серии непрерывных выборов процесс, достигающий стабилизации лишь в зрелые годы. Исходя из этого можно заключить, что период обучения в вузе не может рассматриваться как окончательный и неизменный в отношении профессиональной ориентации2. Следовательно, как отмечает В. Н. Кела-сьев, в вопросе соответствия человека и профессии акцент должен делаться не столько

© Л. А. Даринская, 2008

на профессиональную модель студента — выпускника вуза, сколько на уровень развития его социального интеллекта3.

Данные рассуждения позволяют обратиться к построению профессиональной базовой модели: «общее — особенное — единичное». В основу такой модели может быть положен профессиографический подход, фиксирующий общие требования к целому классу социальных профессий, особенности отдельных направлений профессиональной подготовки кадров и более конкретные нормы, обусловленные специальностью. Традиционно профессиограмма состоит из двух блоков:

1. Труд и профессия. Объект труда. Трудограмма.

2. Человек и профессия. Субъект труда. Психограмма.

Для более полного понимания места и роли социальной деятельности в обществе эту модель необходимо дополнить еще одним блоком — «Общество и профессия. Социограмма», который отражает основные социально ориентированные требования, предъявляемые к той или иной профессии или классу профессий:

1. Труд и профессия. Объект труда. Трудограмма.

2. Человек и профессия. Субъект труда. Психограмма.

3. Общество и профессия. Социограмма.

Данный подход к построению системной модели (например, профессий, предусматривающих высшее психологическое или гуманитарное образование) позволяет полнее отразить в ней как сами требования, предъявляемые обществом к специалисту, так и основные потребности, интересы и запросы представителей данной социально-профессиональной группы.

Всякая профессиональная деятельность предстает перед человеком в виде предопределенного способа действий, в которых в обобщенной форме закреплен опыт предшественников. В процессе присвоения деятельности общий способ активности преобразуется, становится достоянием личности. Это очень сложный и не до конца познанный процесс, но именно в нем заключается сущность ознакомления с профессией, овладения ею. Можно указать на некоторые моменты этого процесса, а именно:

• формирование цели и информационной основы деятельности;

• формирование операционного состава деятельности;

• формирование профессионально значимых свойств личности.

В этой связи необходимо рассмотреть понятие готовность к выполнению какой-либо деятельности, которое, несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначной трактовки. Готовность определяют и как условие успешного выполнения деятельности, и как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность. Мы рассматриваем готовность к деятельности как целостное проявление личности, и понимаем под ней особое личностное состояние, которое предполагает у субъекта наличие образа структуры действия и постоянную направленность сознания на его выполнение. Она (готовность к деятельности) включает в себя различные мотивы, направленные на осознание задач, модели вероятного поведения, определение специальных способов деятельности, оценку возможностей в их соотношении с возможными трудностями и необходимостью достижения определенного результата.

Активность личности на различных стадиях подготовки к деятельности может обладать разными временными характеристиками. Поэтому готовность можно рассматривать как на функциональном (как временное состояние), так и на личностном (как устойчивую характеристику личности) уровнях. Очевиден тот факт, что ни временное, ни длительное состояние готовности не возникает внезапно. Готовность всегда является результатом процесса подготовки индивида.

В структуре психологической готовности к выполнению деятельности необходимо выделить мотивационный, волевой и оценочный компоненты:

• мотивационный компонент включает черты характера и личностные (профессиональные) качества;

• волевой компонент состоит из способностей и интересов личности;

• оценочный компонент подразделяется на перцепцию (самоконтроль) и рефлексию (самооценка).

В научно-теоретической готовности к выполнению деятельности выделим ориентационный или когнитивный (познавательный) компонент, включающий психологические, профессионально-ориентированные, социокультурные (межкультурные) знания.

В практической готовности к выполнению деятельности — операциональный или поведенческий компонент (профессиональные навыки и умения), включающий психологические, профессионально-ориентированные, социокультурные (межкультурные) навыки и умения, а также навыки и умения межличностного и делового общений.

Устойчивое единство и высокий уровень реализации названных компонентов являются внутренним признаком сформированности профессиональной готовности к профессиональной деятельности.

Таким образом, главной особенностью готовности к профессиональной деятельности является ее интегративный характер, проявляющийся в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов личности профессионала, в устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования, т. е. профессиональная готовность обладает признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности личности профессионала, способствующими продуктивности деятельности.

Понятие профессиональная готовность используется как категория теории деятельности (состояние и процесс), теории личности (ее отношений и установок), теории профессиональной подготовки к профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональная готовность является итогом профессионального самоопределения, образования и самообразования, профессионального воспитания и самовоспитания. Профессиональная готовность выступает в форме психического, активно-действенного состояния личности как сложное ее качество, своего рода система интегрированных свойств. Одновременно профессиональная готовность — это регулятор деятельности, условие ее эффективности.

Таким образом, представленная модель готовности к профессиональной деятельности есть сложное структурное образование, комплекс личностного и профессионального уровней, ядро которого состоит в устойчивой мотивации деятельности и предполагает наличие профессионально значимых качеств, определенную совокупность знаний, умений, навыков и их применения на практике.

Помимо отражения профессиональной направленности будущего специалиста, прослеживается необходимость рассмотрения его личностных свойств. Важной характеристикой в личностной модели профессионала является Я-концепция как совокупность всех представлений индивида о себе, включающих, по мнению Р. Бернса, убеждения, оценки, тенденции поведения, а также набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция, таким образом, является важнейшим фактором, обусловливающим поведение и психику человека, т. к. она опосредует интерпретацию опыта и является источником ожиданий индивида.

Положительное оценивание профессионала себя в целом, определение своих положительных качеств и перспектив, создание позитивной Я-концепции повышают уверенность в себе, в результате чего растет удовлетворенность своей деятельностью, повышается

стремление к самореализации. Я-концепция, позволяющая человеку иметь представления о себе, о своем идеале, о том, как видят его другие (Р. Бернс, Ч. Кули, К. Роджерс), имеет составляющими Я-образа такие компоненты, которые определяют его развитие:

• когнитивный, ориентированный на самопознание, самонаблюдение, самоосмыс-ление;

• аффективный, включающий самооценку, самопереживание, самоотношение;

• поведенческий — самоосуществление, самовыражение, самоутверждение, саморегуляция, самоактуализация (Л. М. Митина, В. М. Новиков, В. В. Столин).

Ясное представление о своих потенциальных возможностях в сфере профессиональной саморегуляции позволит студенту определить оптимальное направление профессиональной деятельности, ту сферу активности, которая соответствует его личностным особенностям. В данном случае уместно говорить об одной из принципиальных теоретических основ всякой системы формирования и развития личности, ориентированной на взаимодействие и взаимоотношения внешних влияний и внутренних условий.

Среди факторов, определяющих выбор профессиональной ориентации, необходимо выделить внешние — макросоциальные и микросоциальные, и внутренние — непсихологические и психологические.

Таблица 1

Факторы, определяющие выбор профессиональной ориентации

Внешние факторы Внутренние факторы

макросоциальные микросоциальные непсихологические психологические

1 2 3 4

экономическое состояние общества материальные возможности родительской семьи при получении образования уровень образования адекватная «Я-концепция»

1 2 3 4

ситуация на рынке труда величина родительской семьи социальнодемографические факторы: возраст, пол личностная зрелость

политическое устройство планирование собственной семьи состояние здоровья индивидуальные способности

доминирующие общественные ценности близкое окружение: помощь друзей, ценности друзей порядок р ождения высокий уровень саморегуляции

пропаганда в СМИ гендерные характеристики

социокультурные изменения, происходящие в обществе. мотивация достижения особенности эмоционально-волевой сферы

Как важный момент в профессиональной подготовке следует отметить особенность построения учебного курса, ориентированного не только на трансляцию информации в процессе обучения, но и на творческое развитие студентов. По мнению С. А. Смирнова, В. А. Сластенина, В. А. Петровского, процесс общего развития личности приобретает оптимальный характер при наличии субъект-субъектных отношений, а также на основе диалогического подхода и сотрудничества, партнерства во взаимоотношениях преподавателя и учащихся (Г. Г. Кравцов, X. Й. Лийметс, В. Я. Ляудис, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман). Организованные подобным образом лекционные, семинарские и лабораторные занятия позволяют студентам заняться познанием собственных личностных особенностей, внести коррективы в поведение, отношение к другим. Системные знания и широта кругозора выпускника вуза порождают у него потребность в профессиональном и личностном саморазвитии, умение самостоятельно действовать и брать ответственность за последствия того или иного решения, что обеспечивает успешность его адаптации к условиям реальной профессиональной сферы и профессиональный и личностный рост.

1 Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. Т. 1. С. 7.

2Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования, применение. СПб., 1998. С. 19.

3 Диагностика профессиональных особенностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников / Сост. В. Н. Келасьев, И. В. Яковлева и др. М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.