Научная статья на тему 'Формирование готовности учителя к применению информационных технологий в учебном процессе'

Формирование готовности учителя к применению информационных технологий в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ / УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА / ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Павел Борисович

Статья посвящена проблеме формирования готовности учителя к повышению качества профессиональной подготовки в ходе изучения и использования средств современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волков Павел Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности учителя к применению информационных технологий в учебном процессе»

Статья посвящена проблеме формирования готовности учителя к повышению качества профессиональной подготовки в ходе изучения и использования средств современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

Волков Павел Борисович,

воспитатель МОУ «Школа-интернат» Удмуртская Республика г. Глазов

Формирование готовности учителя к применению информационных технологий в учебном процессе

Как можно повысить квалификацию учителей в области применения информационных технологий в учебном процессе в образовательном учреждении?

Ключевые слова: система повышения квалификации учителей, задачи подготовки, учебная проблема, этапы организации в обучении взрослых, методическое обеспечение образовательного процесса.

Система работы повышения квалификации педагогов занимает важное место в системе непрерывного образования. Система повышения квалификации учителей в муниципальном образовательном учреждении «школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Глазова УР состоит из основных взаимосвязанных элементов, таких как: повышение образовательного уровня (образовательная подготовка), практическое применение знаний в практике (педагогическая работа) и научно-методическая деятельность. Повышение образовательного уровня педагогов позволяет повысить эффективность учебного процесса, обеспечить необходимое научное и методическое сопровождение инновационных технологий.

Обобщение результатов исследований, выполненных В.И. Богословским, В.А. Извозчиковым, А.И. Бочкиным, Е.Ф.Бушмановым, И.Г.Захаровой, А.Ю.Ивановым, О.В.Ковальчук, Н.В.Мусиновой, определяет четыре направления использования средств современных информационных и коммуникационных технологий в образовании:

- современные информационные и коммуникационные технологии как объект изучения;

- современные информационные и коммуникационные технологии как средство учебно-познавательной деятельности;

- современные информационные и коммуникационные технологии как компонент системы педагогического управления;

- современные информационные и коммуникационные технологии как средство повышения эффективности научного исследования.

Нами рассматривается использование средств современных информационных и коммуникационных технологий как условие и фактор повышения уровня качества подготовки высококвалифицированных учителей.

Цель - формирование готовности к повышению качества профессиональной подготовки учителей на основе изучения и использования средств современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Задачи:

1. Формировать информационную культуру педагогов за счет системы информационной подготовки на протяжении всего периода реализации проекта (обучения) на специализированных курсах, предусматривающих овладение следующими видами умений: работать с процессором Microsoft Word; с графическими редакторами; электронными таблицами; пакетом программного обеспечения для управления базами данных Microsoft Access; программами поиска информации в сети Интернет; электронной почтой и телеконференциями; программой Power Point; программами по обработке аудио- и видеоматериалов; создание Web - страницы; создание программнодидактических средств для работы на интерактивной доске.

2. Создать и использовать в учебном процессе различные дидактические материалы на основе средств современных информационных и коммуникативных технологий (контролирующие и обучающие мультимедийные программы; демонстративные материалы; базы данных учебного назначения; изображения, включая отсканированные фотографии, слайды; накладывать звуковые эффекты и музыку; создавать видеосюжеты, анимации).

3. Распространять опыт применения средств современных информационных и коммуникационных технологий через научно-практические конференции, методические объединения педагогов на различных уровнях (городской, республиканский, всероссийский).

Вышеперечисленные задачи составили основу трехгодичного проекта, каждый год которого соответствовал выполнению одной задачи.

Использование средств современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, согласно В.С. Гершунскому, не изменяет традиционной структуры познавательной деятельности, однако наполнит ее содержание новыми элементами. Полный цикл профессиональной подготовки учителей на основе изучения и использования средств современных информационных и коммуника-

ционных технологий включает в себя такие этапы как целеполагание, мотивацию и стимулирование, усвоение учебного материала, практическое применение знаний, контроль и самоконтроль результатов обучения, коррекцию обучающей деятельности [Гершун-ский Б.С.,1987].

Введение средств современных информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс, как отмечает А.П.Беляева, приводит к более глубокому формированию профессиональных знаний, прочному закреплению умений и навыков по ведению технологического процесса, обслуживания оборудования [Беляева А.П.,1991].

Специфика использования средств современных информационных и коммуникационных технологий предусматривает программно-методического обеспечения знаний (дидактических материалов нового типа), наличия современных технических средств (дисплейных классов), перераспределение функций управления познавательной деятельностью между учителями, обучающимися и средствами современных информационных и коммуникационных технологий.

Все это требует новых подходов в системе работы по повышению квалификации педагогов. Во-первых, учителя должны на себе испытать преимущества современных информационных технологий обучения, а для этого необходимо реализовать проект, основанный на идее использования инновационных информационных технологий в учебном процессе. Идея должна быть материально обеспечена банком дидактических материалов и квалифицированными преподавателями, умеющими создавать подобные материалы. Во-вторых, в ходе занятий на специализированных курсах перед учителями необходимо ставить задачу творческого использования средств современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. На основе представлений об основных направлениях применения информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе, разрабатывать программно-педагогические и дидактические средства и использовать их. В-третьих, средства современных информационных и коммуникационных технологий по источнику передачи и восприятия информации сочетают и объединяют в единое целое методы обучения: словесные, наглядные и практические, что повышает значимость их применения.

Таким образом, теория и практика модернизации общего образования обусловили необходимость изучения и осуществления информатизации образовательного процесса в школе.

В процессе обучения взрослых мы условно подразделили учителей (32 человека) при изучении средств современных информационных и коммуникационных технологий на три уровня познавательной активности: высокий, средний, низкий.

Далее определили в количественном (процентном) отношении число учителей находящихся на том или ином уровне познавательной активности.

Анализ показателей активности, исходя из возраста и пола педагогов выявил следующее:

а) показатель «Познавательный интерес» определяет степень проявления интереса к учебе взрослых обучаемых к изучению материала, предъявляемого с помощью средств современных информационных и коммуникационных технологий. На низком уровне находятся 16% взрослых обучающихся, из которых 3 мужчин и 2 женщин в возрасте старше 50 лет. На среднем уровне - 75% взрослых обучающихся разного возраста. На высоком уровне - 9% взрослых обучающихся от 30 до 45 лет;

б) показатель «Активизация мышления» характеризует умение анализировать, выявлять существенное в материале при работе со средствами современных информационных и коммуникационных технологий. На низком уровне находится 25% взрослых обучающихся в основном в возрасте старше 45 лет. На среднем уровне 56% взрослых обучающихся разного возраста. На высоком уровне 19% взрослых обучающихся в возрасте до 45 лет;

в) показатель «Самостоятельность при изучении материала» характеризует насколько необходим контроль со стороны при работе со средствами современных информационных и коммуникационных технологий взрослых обучающихся. На низком уровне 9% взрослых обучающихся. На среднем 30%. На высоком 61% взрослых обучающихся;

г) показатель «Применение знаний на практике» позволяет оценить умение учителей оперировать знаниями, умениями, навыками в учебном процессе. На высоком уровне работают 16% учителей разного возраста и пола, т.е. из 6 учителей только один использует в учебном процессе средства современных информационных и коммуникационных технологий.

Анализ результатов реализации трехлетнего проекта «Повышение качества образования через внедрение средств современных информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс» выявил следующие противоречия:

- построение образовательного процесса на основе применения информационных технологий в обучении и воспитании не обусловлено личностным (психологическим) уровнем готовности большей части педагогов с многолетним стажем. Часть опытных педагогов не готова в силу различных объективных и субъективных причин принять и реализовать инновации в учебном процессе. Отсутствие готовности учителя к осуществлению информатизации образовательного процесса в школе - один из факторов, препятствующий модернизации непрерывного образования;

- соотношение традиций и инноваций в методике обучения имеет неоднозначную оценку - причина в отсутствие чётких представлений о том, каким образом цели общего образования могут быть достигнуты в условиях информатизации образовательного процесса;

- в отсутствии методических рекомендаций по изменению в содержании, средствах, формах организации, методах и приёмах обучения; в отсутствии методов оценивания, контроля, корректировки учебной деятельности обучающихся при использовании в процессе обучения информационных технологий;

- неконтролируемый со стороны учителей и воспитателей процесс использования информационных технологий в личностном развитии обучающегося приводит к зависимости школьников от компьютера, что способствует развитию заболеваний глаз, гиподинамии, нервным перегрузкам. Виртуальный мир с компьютерными играми, фильмами воздействует на несформировавшеюся психику ребенка, создает иллюзию готовности к жизни, препятствует гармоническому развитию личности.

Согласно, Б.С. Гершунскому, учебный процесс включает этапы восприятия, осмысления, обобщения и переноса знаний, закрепления их и применения на практике [Гершунский Б.С., 1987].

Рассмотрим перечисленные этапы в обучении взрослых в применении средств современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

На этапе восприятия активность обучающихся учителей выражалась в проявлении интереса к изучаемой теме. Для достижения необходимого уровня активности нами на интерактивной доске представлялись слайды (кадры) с учебными целями. Методическими приемами служили: структурирование информации по содержанию и функциональному назначению, выделение объекта внимания с помощью цвета, шрифта, звука. По мере необходимости использовали соревнование между учителями школьных методических объединений и осуществлением контроля на анализ и решение проблемы по времени, количеством ошибок.

В ходе обучения взрослых нами выявлено, что при применении средств современных информационных и коммуникационных технологий повышается мотивация обучения, на которую оказывает влияние ряд факторов: новизна материала, достоверность изучаемых фактов и их реалистичность, окружающая обстановка, индивидуализация обучения (оптимизация объема материала с последующей переструктуриза-цией информации, форм и методов ее подачи, дифференциации содержания обучения). Усиление мотивации обучения учителей отмечается при введении в программу моделирующих фрагментов, использование интерактивной графики, что позволяет управлять

изображением - изменять форму, размер, цвет. Обратная связь, которую обеспечивают средства современных информационных и коммуникационных технологий позволяет делать оценочные суждения в виде информации о допущенных неточностях, оказания помощи, подсказок.

Применение средств современных информационных и коммуникационных технологий на курсах повышения уровня педагогического мастерства влияет на мотивацию обучения учителей: динамичная подача материала с использованием арсенала аудиовизуальных возможностей, реализации индивидуального и дифференцированного подходов в обучении взрослых с адаптацией на конкретный контингент и каждого слушателя курсов, наличие обратной связи, оперативная оценка результатов текущего контроля.

На этапе осмысления, обобщения знаний стимулирование учебного процесса взрослых осуществлялось с помощью вывода на интерактивную доску проблемы в виде сюжетного видеофильма, слайдов (кадров)

- опорных конспектов, применением заданий на заполнение таблиц, построение графиков, диаграмм, составление алгоритмов решения педагогических задач, придумыванием окончания сюжета, выбрать правильный ответ, предложить вариант развития событий.

Информация предоставлялась блоками или дозировалась с целью предоставления времени на обсуждение проблемы; включались задания разных уровней сложности; в верхних углах интерактивной доски в ходе всего обсуждения в правом углу высвечивался опорный кадр, а в левом углу интерактивной доски заполнялась таблица или обозначались выдвинутые гипотезы.

На этапе закрепления и применения знаний выдвигалась задача стимулирования взрослых обучающихся к самостоятельной оценке выполненных учебных действий, контроль за выполнением заданий коллегами, выработке рекомендаций по применению средств современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

Стимулирование взрослых обучающихся к самостоятельной оценке выполненных учебных действий достигается путем оптимального темпа выполнения заданий, организацией взаимоконтроля в группе, работа с альтернативными вариантами ответов на решение той или иной учебной задачи, посещение открытых уроков коллег, участие в научно-практических конференциях. Оперативная обработка данных и результатов деятельности с помощью компьютерных программ позволили вести статистику и корректировать пробелы в знаниях. Более того, обратная связь в цепочке «человек - компьютер» учитывает психологические особенности взрослых обучающихся, поскольку. По меткому выражению коллег «на машину не стоит обижаться», но объективность «электронно-

го» контроля исключает субъективизм и стимулирует учителей в «поддержании чести мундира».

На данном этапе обучения на интерактивной доске в целях проверки готовности обучающихся включались такие вопросы «Вы уверены в правильности ответа?», «Повторить алгоритм выполнения задания?», «Хотите получить правильный ответ?» и т.д.

Соревновательный момент включается в виде отражения учета времени, затраченного на решение проблемы, например, учителями гуманитарных дисциплин и учителями начальных классов; или по количеству выполненных заданий за тот или иной период времени.

Таким образом, по нашему мнению, учет и выполнение данных психолого-педагогических, методических, технических требований при разработке технологии профессиональной подготовки учителей на основе изучения и использования средств современ-

ных информационных и коммуникационных технологий позволит формировать готовность к повышению профессионального мастерства.

Список литературы

1. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 208 с.

2. Волков П.Б., Волкова А.П. Методическое сопровождение формирования профессиональной готовности в процессе переподготовки специалистов // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование. Материалы международной научно-практической конференции г. Липецк. 2009. С. 169 -172.

3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы // Б.С. Гершунский. - Педагогика, 1987. -263 с.

4. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования // В.А. Сластенин - М., 2005.

Автор обращает внимание на изменение содержания, форм и методов подготовки и переподготовки педагогических кадров и тенденции в развитии педагогического образования в мире в настоящее время.

Митрофанов Кирилл Германович,

канд. пед. наук, доцент руководитель Центра методологии проектирования стандартов и оценки качества образования ФИРО

Москва

cyr-g-m@yandex.ru

Основные тенденции развития педагогического образования в мире1

Как меняется в современном мире педагогическое образование?

Ключевые слова: профессиональная адаптация молодых учителей, вводный период, начинающие педагоги, управление персоналом, педагогические кадры.

В процессе реформирования системы российского образования, в том числе, педагогического образования, большое внимание уделяется изменению содержания, форм и методов подготовки и переподготовки педагогических кадров, для подготовки из как

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Инновационные технологии профессионализации учителя в системе высшего педагогического образования», проект № 09-06-00994а.

Автор выражает признательность коллеге и участнику проекта РГНФ И.В. Голубкину за активное участие в написании данной статьи.

конкурентоспособных специалистов способных осваивать и развивать новейшие педагогические технологии, осуществлять демократизацию и гуманизацию образования на основе личностно-деятельностного подхода в обучении и воспитании нового поколения. Для российской практики будет интересен опыт стран, прошедших реформирование и получивших определенные результаты. С этой целью рассмотрим тенденции в развитии педагогического образования в мире.

Можно выделить следующие общие тенденции в развитии педагогического образовании в мире:

а) Возрастание в подготовке учителей роли университетов - многопрофильных учебных заведений, которые одновременно готовят и к другим специальностям и профессиям (если в Англии и США эта тенденция проявилась десятилетия назад и процесс осуществлялся постепенно, то в России наблюдалось значительное уменьшение педагогических институтов).

б) Средний возраст учителей повышается, их состав становится более стабильным, в их составе все больше работает учителей-женщин (но если в Англии и США это связано с улучшением их социальноэкономического положения, то в России молодежь уходит в бизнес, на более перспективные и высоко оплачиваемые специальности).

в) Повышены требования к поступающим в педагогические учебные заведения (ставшие университетами), увеличен срок обучения (в США с 4 до 5 лет, в Англии - с 2 до 3 лет в колледжах и с 3 до 4-5 лет в университетах, в России - с 5 до 6 лет).

г) Усилилось внимание к профессиональной ориентации на профессию учителя в школе, семье и вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.