УДК 351.745:796.814 ББК 74:75
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10283
© В.Г. Тюкин, Р.В. Клочков, Т.Ш. Казбеков, Д.А. Книс, 2020
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ К ПРЕСЛЕДОВАНИЮ И ЗАДЕРЖАНИЮ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ В ТИПОВЫХ СИТУАЦИЯХ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СКОЛЬЗКОГО ПОКРЫТИЯ
Василий Георгиевич Тюкин,
доцент кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49)
E-mail: [email protected]; Роман Викторович Клочков, преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49)
E-mail: [email protected]; Тагир Шамшидович Казбеков, преподаватель кафедры физической подготовки Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]; Дмитрий Александрович Книс, начальник кабинета специальных дисциплин кафедры физической подготовки Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Своевременность разрешения остро необходимых методических вопросов образования в области профессионально-прикладной физической подготовки участковых уполномоченных полиции в условиях скользкого покрытия с применением ограничения свободы передвижения в отношении правонарушителя является актуальным педагогическим направлением.
На основе метода типовых ситуаций проведен анализ качественных изменений в процессе подготовки обучаемых по специальности - участковый уполномоченный полиции к оперативно-служебной деятельности в ситуациях, связанных с преследованием и задержанием правонарушителя в условиях скользкой поверхности.
Ключевые слова: типовые ситуации оперативно-служебной деятельности, участковые уполномоченные полиции, применение физической силы, скользкое покрытие, образовательные организации системы МВД России.
FORMATION OF READINESS OF SECURITY AUTHORIZED POLICIES FOR PERSECUTION AND DETENTION OF THE OFFENDER IN TYPICAL SITUATIONS OF OPERATIONS AND SERVICE ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF SLIP-COVERING
Vasiliy G. Tyukin,
Associate Professor ot the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences
Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (656038, Barnaul, ul. Chkalova, d. 49);
Roman V. Klochkov, Lecturer ot the Department of Physical Training Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (656038, Barnaul, ul. Chkalova, d. 49);
Tagir Sh. Kazbekov, Lecturer ot the Department of Physical Training Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Dmitry A. Knis,
Head of the Cabinet of Special Disciplines of the Department of Physical Training Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (656038, Barnaul, ul. Chkalova, d. 49)
Abstract. The timeliness of resolving urgently needed methodological issues of education in the field of professionally-applied physical training of district police officers under slippery conditions with the use of restrictions on freedom of movement in relation to the offender is an urgent pedagogical direction.
Based on the method of typical situations, the analysis of qualitative changes in the process of training students in the specialty - the district police officer for operational and official activities in situations related to the prosecution and detention of the offender in a slippery surface.
Keywords: typical situations of operational and official activity, local police officers, the use of physical force, slippery cover, educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs system.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Тюкин В.Г., Клочков Р.В., Казбеков Т.Ш., Книс Д.А. Формирование готовности участковых уполномоченных полиции к преследованию и задержанию правонарушителя в типовых ситуациях оперативно-служебной деятельности в условиях скользкого покрытия. Вестник экономической безопасности. 2020;(4):319-23.
Сотруднику службы участковых уполномоченных полиции в своей повседневной оперативно-служебной деятельности зачастую приходится сталкиваться с ситуациями задержания и преследования правонарушителей в зимний период времени в условиях не только низких температур, но и скользкого дорожного покрытия (мокрые камни, грязь, наст, утоптанный снег, гололед и др.).
Для эффективного выполнения возложенных на участковых уполномоченных служебных обязанностей по обеспечению общественного порядка, защите прав и законных интересов граждан от противоправных посягательств правонарушителей в условиях скользкого дорожного покрытия, им необходимо иметь не только правовые знания оснований и пределов применения физической силы и специальных средств, но и обладать навыками технико-тактических действий преследования на скользкой поверхности. Кроме того, сотрудник службы участковых уполномоченных полиции должен владеть техникой падений с самостраховкой и обладать высоким уровнем координационных динамических навыков.
Обучение курсантов (слушателей) образовательных организаций системы МВД России по специальности «Деятельность участкового уполномоченного полиции» технико-тактическим действиям в типовых ситуациях оперативно-служебной деятельности, связанным с преследованием и задержанием правонарушителя в условиях скользкого покрытия, должно состоять из нескольких последовательных, взаимообусловленных этапов:
1. Изучение правовых основ задержания правонарушителя;
2. Изучение физиологии и биомеханики движений человека;
3. Изучение и практическая отработка под руководством преподавателя приемов страховки и самостраховки при различных падениях и акро-
батических упражнений (в условиях спортивного
зала);
4. Изучение и практическая отработка связанных с ограничением свободы передвижения ассистента технико-тактических действий используемых при задержании;
5. Изучение и практическая отработка техники челночного бега 10 х 10 м. и 4 х 20 м. (в условиях спортивного зала);
6. Теоретическое изучение и практическая отработка различных видов передвижений и торможений на лыжах;
7. Изучение и практическая отработка под руководством преподавателя приемов страховки и самостраховки при различных падениях (в полевых условиях, на скользкой поверхности);
8. Практическая отработка техники челночного бега 10 х 10 м. и 4 х 20 м. (в полевых условиях, на скользкой поверхности);
9. Моделирование и практическое разрешение типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности, связанных с применением физической силы и специальных средств участковыми уполномоченными полиции в условиях скользкого покрытия.
При этом по окончании каждого из данных этапов сотрудники из числа профессорско-преподавательского состава осуществляют контроль уровня знаний, умений и навыков посредством проведения различного рода контрольных тестов.
С целью раскрытия методических основ, считаем, необходимым остановиться на некоторых важных аспектах, которые следует учесть при составлении учебно-программной документации, а также на каждом из этапов подготовки и промежуточного контроля.
На первом и втором этапах подготовки курсантам (слушателям) в рамках занятий лекционного типа, а также самостоятельной работы обеспечивающей подготовку к аудиторным занятиям посредством
электронной информационно-образовательной среды, для получения знаний, предлагается изучить:
- правовые основы задержания лиц совершивших противоправные деяния, и пытающихся скрыться;
- правовые основания применения сотрудниками полиции физической силы, в том числе боевых приемов борьбы в отношении правонарушителя;
- физиологические процессы и основные системы организма человека, влияние различных внешних и внутренних факторов на работоспособность сотрудника полиции;
- биомеханику двигательных действий силовых, энергетических и кинематических аспектов движения тела человека, как целостной системы, а также, его частей и взаимосвязанных звеньев.
Данные этапы теоретической подготовки, в большей степени, следует сопровождать контрольными вопросами, на которые должен ответить обучаемый после изучения каждой из тем. Ответы могут быть в форме эссе, что наиболее целесообразно для закрепления и промежуточного контроля полученных курсантами (слушателями) знаний. Завершить указанные этапы целесообразно решением тестовых заданий, которые должны включать в себя вопросы по всем изученным темам с вариантами ответов.
На последующих, с третьего по пятый этап подготовки курсантам (слушателям) в рамках занятий семинарского типа, прежде всего практических занятиях, а также входе самостоятельной работы обеспечивающей подготовку к аудиторным занятиям, для формирования навыков, необходимо изучить и отработать до автоматизма в условиях спортивного зала под руководством преподавателя:
- различные группировки, кувырки, приемы страховки, самостраховки при падении вперед, назад, через партнера, и другие специальные акробатические упражнения и их комплексы;
- технико-тактические действия, связанные с выведением из равновесия, броски борьбы, а также рычаги, удушающие и иные болевые приемы, связанные с ограничением свободы передвижения ассистента и его сопровождения после задержания;
- специальные подготовительные беговые упражнения, технику низкого и высокого стартов, поворотов, разворотов в движении, а также технику челночного бега.
Данные, так называемые, подводящие практические этапы подготовки участковых уполномоченных полиции к передвижению, преследованию и задержанию правонарушителя в типовых ситуациях скользкого покрытия следует посвятить практической отработке тактических и технических действий с многократным правильным повторением с целью выработки «мышечной памяти» до автоматизма. В завершении каждого из этапов для контроля полученных навыков следует использовать контрольные практические задания и сдачу контрольных нормативов.
На дальнейших, завершающих этапах профессиональной подготовки, с шестого по восьмой этап, также как и в ходе реализации и методики обучения предыдущих трех этапов курсантам (слушателям), для формирования навыков, необходимо изучить и отработать до автоматизма, теперь только в полевых условиях под руководством преподавателя:
- специальные подготовительные упражнения на лыжах: технику различных лыжных ходов, различные способы торможений: торможения упором или «полуплугом», «плугом», боковым соскальзыванием, изменением стойки, а также торможение управляемым падением.
Учитывая специфику заявленной темы научного исследования, считаем необходимым раскрыть содержательную методико-педагогическую часть данных этапов специальной подготовки более подробно.
Для изучения техники поворотов и торможения на лыжах, практические занятия следует начинать с повторения теоретических основ, мер безопасности и профилактики травматизма, с постепенным совмещением теоретической части с практикой, используя следующие, направленные на формирование и выработку профессионально значимых умений упражнений:
1) поворот на месте переступанием вокруг своей оси в правую и левую сторону. Этим упражнением у обучаемых происходит наработка техники постановки ног.
2) повороты налево и направо в движении по кругу с постоянным уменьшением радиуса, от 10 м. до 1,5 м. Данное упражнение с постоянным изменением траектории, где непрерывно на обучаемого действует центробежная сила и ей необходимо противостоять. С уменьшением радиуса вырастает
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
мышечная нагрузка на внешнюю толчковую ногу и частота переступания.
3) прохождение спуска змейкой с подтор-маживанием внешней ногой («полуплугом»). Это упражнение позволяет почувствовать сцепление со скользкой поверхностью и незначительно изменить траекторию движения.
4) прохождение спуска змейкой с изменением траектории боковым соскальзыванием. Это упражнение позволяет грамотно распределить вес тела на ногах, контролировать торможением изменения траектории поворота и скорость передвижения.
5) торможение с управляемым падением на бок. Выполняется на спуске, после набора скорости. Обучаемый входит в боковое соскальзывание с торможением, постановкой лыж на кант, ноги уходят в глубокий присед, вес тела подается от внешней ноги за опору внутренней, плечо прижато и происходит падение. Это упражнение позволяет полностью закончить торможение-скольжение, научить участкового уполномоченного самостраховке в динамике.
В ходе выполнения обучаемыми всех выше указанных упражнений, следует обращать внимание на стойку, акцентировав внимание на влияние изменения угла в коленях на скоростно-динамиче-ские показатели. Чем сильнее необходимо изменить траекторию передвижения, тем ниже должны быть стойка на ногах и наклон корпуса.
На восьмом этапе профессиональной подготовки участковых уполномоченных полиции к преследованию и задержанию правонарушителя в условиях скользкого покрытия следует особое внимание уделить предупреждению травматизма в ходе сдачи контрольных нормативов, лучше всего данный этап проводить на ледовой поверхности.
На девятом этапе происходит комплексное оценивание навыков преследования правонарушителя, оно связано с моделированием и практическим разрешением типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности связанных с применением физической силы и специальных средств участковыми уполномоченными полиции в условиях скользкого покрытия. Данный этап может проводиться в форме учений на пересеченной местности в условиях загородной базы. И в зависимости от погодных условий могут специально создаваться участки местности со скользким покрытием.
Данная методика подготовки была опробована нами в рамках педагогического эксперимента в двух группах курсантов 3 курса. В начале эксперимента наилучшие результаты показывали курсанты, которые уже имели опыт движения по скользкой поверхности, так как они являются членами группы спортивного совершенствования по лыжным гонкам и сборной команды по хоккею с шайбой, но в ходе последующего совершенствования техники передвижения по скользкой поверхности они уже не выделялись из общей массы обучающихся, а к окончанию эксперимента некоторые курсанты начали конкурировать и даже превосходить в технике передвижения по скользкой поверхности более тренированных товарищей.
Но вместе с тем, использование данной методики не только требует детальной проработки с точки зрения выработки критериев и фонда оценочных показателей выполнения преследования и задержания правонарушителя в условиях скользкой поверхности, но и должного методического обеспечения проведения учебных занятий в рамках образовательного процесса по дисциплине «Служебно-при-кладная физическая подготовка».
Применение технологии, основанной на использовании метода моделирования типовых ситуаций для подготовки сотрудников службы участковых уполномоченных полиции к решению задач, связанных с ограничением свободы передвижения и других ситуаций применения физической силы, в учебно-тренировочном процессе физической подготовки сотрудников полиции позволит оптимизировать весь процесс профессионального обучения (профессиональной подготовки) в образовательных организациях системы МВД России и территориальных органах. Использование метода анализа типовых ситуаций в служебно-прикладной физической подготовке в итоге позволит в значительной степени повысить уровень профессиональной подготовленности сотрудников полиции.
Литература
1. Желонкин В.В., Книс Д.А., Тюкин В.Г. Использование информационно-телекоммуникационных технологий в сфере профессионально-прикладной физической подготовки в электронной информационно-образовательной среде образовательных организаций системы МВД России // Актуальные
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России Сборник статей. Орел, 2018. С. 66-69.
2. Книс Д.А., Тюкин В.Г., Корнаушенко А.В. Использование метода анализа типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности, связанных с применением физической силы и специальных средств в служебно-прикладной физической подготовке участковых уполномоченных полиции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017. № 1 (32). С. 221-223.
3. Хромов В.А., Платонов Д.А., Чехра-нов Ю.В., Пужаев В.В. К вопросу развития методики обучения боевым приемам борьбы сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 254-257.
4. Чернов Ю.Н., Калинин С.В., Тюкин В.Г. Особенности проявления профессиональных качеств сотрудников полиции в экстремальных ситуациях // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2012. № 1 (22). С.149-151.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Психология
служебной деятельности
Психология служебной деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Цветков В.Л. и др. 351 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.
Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.
В.Ф. Родин
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
Формирование познавательного интереса у курсантов-слушателей образовательных учреждений МВД России. Монография. Родин В.Ф. 159 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Автор дает целостное представление о теории и современном понимании проблем формирования познавательного интереса обучающихся в вузах МВД России.
В центре внимания находятся вопросы методологической теории и практики формирования познавательного интереса в комплексе мероприятий профессионального и личностного развития курсантов (слушателей).
Для профессорско-преподавательского состава, а также адъюнктов и курсантов (слушателей) вузов МВД России.