Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов-музыкантов к руководству школьным вокальным ансамблем в учреждении общего музыкального образования в Китае'

Формирование готовности студентов-музыкантов к руководству школьным вокальным ансамблем в учреждении общего музыкального образования в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
готовность / студенты / вокальный ансамбль / школьники / навыки / компетенции. / readiness / students / vocal ensemble / schoolchildren / skills / competencies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Юнь

В статье рассматриваются актуальные проблемы подготовки специалистов в вузе, ориентированных на руководство вокальным ансамблем в учреждениях общего музыкального образования в Китае. Цель исследования – представить теоретические основы и рассмотреть основополагающие принципы формирования готовности студентов к руководству вокальным школьным ансамблем в процессе обучения в вузе; задачи, решаемые в данной статье связаны с определением поэтапности формирования готовности к руководству вокальных ансамблем в школе, определением необходимых компетенций, которыми должен обладать выпускник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of readiness of musical students to lead a school vocal ensemble in the system of general music education in China

The article deals with the actual problems of training specialists at a university focused on the leadership of a vocal ensemble in the system of general music education in China. The purpose of the study is to clarify the theoretical foundations and consider the fundamental principles of the formation of readiness for the leadership of a vocal school ensemble by musical students in the process of studying at a university; the tasks solved in this article are related to the definition of phasing formation of readiness to lead a vocal ensemble at school.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов-музыкантов к руководству школьным вокальным ансамблем в учреждении общего музыкального образования в Китае»

Педагогика

Formation of readiness of musical students to lead a school vocal ensemble in the system of general music education in China

Zhang Yun, Postgraduate student

Turavets Natalia Romanovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, member of the Union of Composers of Russia

Moscow Pedagogical State University, Moscow

The article deals with the actual problems of training specialists at a university focused on the leadership of a vocal ensemble in the system of general music education in China. The purpose of the study is to clarify the theoretical foundations and consider the fundamental principles of the formation of readiness for the leadership of a vocal school ensemble by musical students in the process of studying at a university; the tasks solved in this article are related to the definition of phasing formation of readiness to lead a vocal ensemble at school.

Keywords: readiness; students; vocal ensemble; schoolchildren; skills; competencies.

Цитировать: Чжан Юнь, Туравец Н.Р. Формирование готовности студентов-музыкантов к руководству школьным вокальным ансамблем в учреждении общего музыкального образования в Китае // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 278-282. EDN: ZSJMKX . DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.48

Чжан Юнь, аспирантка

Туравец Наталья Романовна, доктор педагогических наук, профессор, член Союза композиторов России

Московский педагогический государственный университет, Москва

В статье рассматриваются актуальные проблемы подготовки специалистов в вузе, ориентированных на руководство вокальным ансамблем в учреждениях общего музыкального образования в Китае. Цель исследования – представить теоретические основы и рассмотреть основополагающие принципы формирования готовности студентов к руководству вокальным школьным ансамблем в процессе обучения в вузе; задачи, решаемые в данной статье связаны с определением поэтапности формирования готовности к руководству вокальных ансамблем в школе, определением необходимых компетенций, которыми должен обладать выпускник.

Ключевые слова: готовность; студенты; вокальный ансамбль; школьники; навыки; компетенции.

5.8.2

Чжан Юнь, Туравец Н.Р.

Формирование готовности студентов-музыкантов к руководству школьным вокальным ансамблем в учреждении общего музыкального образования в Китае

Введение

Формирование готовности студентов-музыкантов к профессиональной деятельности определяется необходимостью практико-ориентированного обучения, направленного на повышение уровня подготовки. В литературе практическая направленность в подготовке специалистов рассматривается в многочисленных исследованиях ученых. Так, Вэй Яо [2] рассматривает подготовку будущих специалистов вокального искусства в историческом контексте; Го Мэн [3], формулирует задачи музыкального образования на современном этапе.

Большое внимание исследователи уделяют понятию «готовность». Так, Л.Ю. Субботина утверждает, что готовность представляет собой решающее условие быстрой и эффективной адаптации будущего специалиста к профессиональной деятельности [11]. В.Ф. Жукова считает, что готовность – это сложное многокомпонентное личностное образование [6]. А.А. Деркач считает, что к показателям готовности к профессиональной деятельности относятся самостоятельность, активность и специальное развитие [4]. В деятельности педагогов-музыкантов рассматриваются такие проблемы, как формирование готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности [1], исследуются содержание и методика профессиональной подготовки руководителей творческих коллективов [5], формирование у студента-музыканта готовности к саморазвитию в условиях информационного общества в вузах культуры и искусств [10].

Основная часть

Проблема формирования готовности студентов-музыкантов к руководству детским вокальным ансамблем в учреждениях общего музыкального образования в Китае несмотря на ее актуальность недостаточно раскрыта в педагогических исследованиях. Вокал, как самый доступный вид музыкально-творческой деятельности человека, требует особого внимания в процессе музыкального развития с раннего возраста. Особого внимания требуют вопросы развития вокальных и ансамблевых навыков, которые связаны не только с формированием певческих способностей школьников, но и с особенностями взаимодействия и взаимопонимания в творческом коллективе.

Само понятие «ансамбль» обозначает объединение частей: в музыкальной практике ансамбль – это художественный коллектив, состоящий из ряда исполнителей, объединенный для исполнения высокохудожественных музыкальных произведений. Ряд авторов [7; 8] указывают, что ансамбль представляет собой совместное исполнение несколькими исполнителями музыкального произведения, объединенных желанием достижения высокого уровня художественного единства.

Формирование готовности к работе со школьным вокальным ансамблем основано на междисциплинарном взаимодействии и предполагает глубокие знания в области психологии, педагогики, культурологии, методики музыкального воспитания и вокального обучения. Вокальные ансамбли занимают особое место в музыкальной практике учебного заведения, объединяя школьников разных по уровню подготовки, по стилю исполнения. Занятия в вокальном ансамбле школьников направлены на расширение музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей, памяти, творческого общения. Участие в вокальном ансамбле влияет на развитие исполнительских навыков, самооценку школьников, приобщает к музыкальному искусству, знакомству с произведениями различных жанров и стилей. Ансамблевое пение способствует приобретению вокальных навыков, расширению репертуара.

Формирование готовности будущих учителей музыки к руководству школьным вокальным ансамблем является важнейшим направлением в вокальной педагогике, требующим знания возрастных особенностей строения голосов детей, возможности диапазона, строения голосовых связок. Существует классификация детских голосов, которые условно можно разделить на три группы:

– младшая группа – школьный возраст до 11 лет. Характеризуется фальцетным пением, небольшим диапазоном, ограническнной силой звучания;

– средняя группа – от 11 до 14 лет. Для этой группы характерно предрасположенность к грудному звучанию: постепенно расширяется диапазон;

– старшая группа – 14 до 16 лет, характеризуется сформировавшимся голосом, индивидуальным тембром, расширением диапазона, мутационным периодом у мальчиков.

Важнейшим в работе с вокальным ансамблем является его организация, которая имеет свои особенности и предполагает: творческую деятельность школьников и уровень их музыкальной подготовки, выбор репертуара, репетиционную работу. Для набора школьников в вокальный ансамбль будущий педагог должен учитывать единство интересов участников создаваемого коллектива, близость их вкусов, интересов, психологическую совместимость.

Процесс руководства вокальным ансамблем в школе требует системного подхода и предполагает педагогическое воздействие на обучаемых для внутренней организации и регулирования процессов работы над музыкальным материалом. Основой руководства является стремление создать творческий коллектив, обладающий общностью интересов. Возможность школьников участвовать в работе вокального ансамбля открывает перед ними пути развития своих музыкальных способностей, приобретения новых знаний, овладения навыками и умениями, способствующими самореализации. Руководитель ансамбля должен учитывать значимую роль репертуара, способствующего расширению кругозора, знакомству с произведениями зарубежной и китайской музыки, содействующего пониманию образно-художественного содержания исполняемого произведения.

Руководитель вокального ансамбля должен обладать психологическими знаниями для определения мотивов участия школьников в работе коллектива. Художественное творчество воздействует на чувства и эмоции человека. Работа в детском коллективе предполагает активизацию, ориентацию на ценности школьников, их пристрастия, стремление к самореализации в процессе художественного исполнительства. Следует учитывать, что предлагаемый к исполнению репертуар должен:

а) формировать нравственные и эстетические качества школьников, учитывать педагогические и воспитательные функции репертуара;

б) развивать вокально-исполнительские навыки;

в) учитывать тематическую направленность текстов музыкального произведения;

г) стимулировать познавательные интересы, учитывая возрастные особенности данной группы.

Работа с вокальным ансамблем в школе предполагает поэтапность, основанную на системности, последовательности, доступности и посильности. Организационные условия деятельности вокального ансамбля включают решение ряда задач:

– определения цели деятельности ансамбля с учетом возраста участников коллектива;

– разработку плана деятельности коллектива;

– отбор участников вокального ансамбля.

Значимой задачей руководителя ансамбля являться организация работы, направленная на решение художественных задач, создание оптимально доброжелательной обстановки, психологического контакта участников коллектива, стремления к высоким результатам творчества. Будущий учитель музыки должен приобрести готовность к работе с вокальным ансамблем и иметь следующие компетенции:

1) знания о возрастных особенностях становления певческих навыков у школьников;

2) способность осуществлять индивидуальный подход к каждому участнику ансамбля;

3) осуществлять деятельность по достижению единства исполнительского стиля и высокой художественности;

4) обладать методическими знаниями в области развития исполнительских навыков участников ансамбля.

Как правило, репетиционный процесс включает распевание, представляющее важнейший элемент работы ансамбля, который включает: формирование теоретической грамотности, овладение терминологией вокалиста, работу над усвоением вокальных навыков, слуховую настройку, подготовку голосового аппарата к пению, повторение сложных элементов для разучивания музыкального произведения. В процессе распевания руководитель ансамбля добивается чистого пения в унисон, единого тембра, пения интервалов, простейших аккордов, выразительного исполнения.

В процессе подготовки студентов-вокалистов к работе с вокальным ансамблем обучаемые формируют ряд навыков:

– умение слушать общее звучание ансамбля, добиваться чистоты интонации, выстраивать целостное звучание;

– понимание необходимости добиваться синхронности звучания, осмысления участниками ансамбля дирижерского жеста, отработку отдельных деталей и нюансов в едином темпе.

В задачи обучения студентов-вокалистов входит развитие вокального слуха школьников, их слухового восприятия и вокально-слуховых представлений. Как правило, в практике работы с вокальным ансамблем используются наглядные методы, привлечение эталонных записей исполняемых произведений. С этой целью на занятиях вокальным ансамблем будущие учителя музыки используют слуховое вслушивание и детальный исполнительский анализ; сравнительный анализ различных вариантов исполнения музыкального произведения; отдельную отработку наиболее сложных интонационных оборотов в упражнениях; транспонирование произведения с целью поиска наиболее удобной тональности; выработку цепного дыхания.

Значимым профессиональным качеством студентов в работе с вокальным ансамблем в школе является педагогическое общение, которое не только помогает понять содержание музыкального произведения, но и побуждает обучаемых усваивать новые и закреплять старые знания в области истории музыки, творчества композиторов, усвоения вокальных навыков. В процессе общения на занятиях вокального ансамбля важно чтобы преподаватели вокала формировали у обучаемых самоконтроль и, следуя рекомендациям Цзян Инь, «могли сравнивать верный и неверный способы пения, чтобы учащиеся не только имели представление о том, что такое правильный способ пения, но и запомнили это» [12, с. 51]. Сравнение сочинения с исполнением уже известных коллективов и его оценка развивает понимание собственного творческого потенциала и вокальных способностей, определяет пути саморазвития.

Будущий учитель музыки – руководитель вокального ансамбля, должен обладать творческим воображение, богатыми ассоциациями, способствующими наглядно и образно объяснить содержание исполняемого музыкального произведения, то есть, как считает Сяолун Лю, необходимо «объяснение принципов пения через естественные явления, существующие в нашей жизни» [9, с. 114]. При этом, ассоциации в процессе исполнения музыкального произведения возникают как связь между отдельными событиями. Они активизируют в сознании явления музыкального творчества. Благодаря ассоциациям и использованию их в процессе работы над музыкальным произведением школьники могут удерживать в памяти характерные музыкально-выразительные средства и манеру исполнения. Ассоциативное мышление тесно связано с мышечным вокальным движение, способствующим формированию вокальных навыков. Китайский исследователь Шэнь Сян, используя ассоциативное мышление, говорил: «Вдох должен быть полностью расслабленным, как будто вы нюхаете цветы» [11, с. 39]. Такой яркий ассоциативный образ способствует определению особенностей возникновения звука при пении, освоению конкретных эмоциональных реакций в процессе пения.

Заключение

Таким образом, формирование готовности студентов-музыкантов к руководству школьным вокальным ансамблем в учреждениях общего музыкального образования в Китае позволяет максимально реализовать музыкальные способности и потребности студентов в развитии профессиональных компетенций, направленных на квалифицированную работу в школе. Успешное формирование указанной готовности позволяет обеспечить реализацию индивидуального подхода к руководству вокальным ансамблем школьников в процессе подготовки студентов в вузе.

Руководство вокальным ансамблем студентами в школе проходит эффективно при реализации выявленных условий, которые заключаются: в определении специфики и обоснования этапов в работе вокального ансамбля; в формировании исполнительских навыков у школьников на основе работы студентов в школе; в реализации индивидуальных и коллективных форм работы вокального ансамбля; продуманной организации репетиционной работы на основе обоснованного репертуара, учитывающего возрастные особенности участников ансамбля, их потребности и интересы.

Литература:

1. Богинская О.С. Педагогические предикторы становления готовности студентов вуза к профессионально-педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2017. – 24 с.

2. Вэй Яо. Вокальное профессиональное образование в Китае в 20-30 годы ХХ века // Ценности и смыслы. – 2012. – №3(19). – С. 159-164.

3. Го Мэн. Развитие высшего музыкального образования в Китае (вторая половина ХХ начало XXI вв.) // Педагогика и психология образования. – 2012. – №3. – С. 9-10.

4. Деркач А.А. Готовность к деятельности как акмеологический феномен. – М.: РАГС, 2008. – 94 с.

5. Егорова Н.А. Содержание и методика профессиональной подготовки руководителей творческих коллективов (оркестров и ансамблей русских народных инструментов) в среднем звене музыкального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1996. – 24 с.

6. Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. – 2012. - №6. – С.117-121.

7. Коновалов А.А., Буторина Н.И. Развитие навыка многоголосного пения участников вокального ансамбля с применением фонограммы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/1773/1/fks_2013_13.pdf (дата обращения: 14.02.2022).

8. Краснощёков В.И. Вопросы хороведения. – М.: Музыка, 1968. – 300 с.

9. Лю С. Анализ метода преподавания вокальной музыки и его гибкое применение // Анализ искусства. – 2017. – №1.– С. 114-115. (На кит. языке).

10. Мхитарян О.В. Модель // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2012. – №4. – С.22-29.

11. Субботина Л.Ю. Формирование профессиональной готовности студентов к профессиональной деятельности / Л.Ю. Субботина // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – №4. – С. 295-298.

12. Хуан С. Исследование идей преподавания вокальной музыки Цзян Инь: магистер. дис. по дисциплине «Музыковедение». – Ханчжоу: Чжэцзянский пед. ун-т, 2017. – 51 с.

13. Цзэн Г. Теоретические основы преподавания вокальной музыки и исследование практической значимости преподавания вокальной музыки Шэнь Сян: магистер. дис. по дисциплине «Вокальное музыкальное исполнение и образование». – Ханчжоу: Пед. ун-т Чжэцзяна, 2016. – 39 с. (На кит. языке).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.