Научная статья на тему 'Формирование готовности студента к реализации психологической безопасности в детском оздоровительном лагере как ключевой компонент его профессионально-педагогической стратегии'

Формирование готовности студента к реализации психологической безопасности в детском оздоровительном лагере как ключевой компонент его профессионально-педагогической стратегии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / СУБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кечина М.А.

Данная статья освещает проблему подготовки будущих педагогов к производственной практике «Психолого-педагогическое сопровождение детей в летних оздоровительных лагерях», в ней рассматривается одно из важнейших ее направлений формирование готовности студента к реализации психологической безопасности в данных образовательных организациях, выделены ее структурные компоненты (социально-типологический, мотивационно-целевой, эмоционально-волевой, когнитивный, поведенческий, рефлексивно-оценочный, регулятивно-контролирующий, технологический), определено значение организации и реализации психологически безопасных условий будущим педагогом в летнем оздоровительном лагере для реализации профессионально-педагогической стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студента к реализации психологической безопасности в детском оздоровительном лагере как ключевой компонент его профессионально-педагогической стратегии»

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА К РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ1

© Кечина М.А.* *

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

Данная статья освещает проблему подготовки будущих педагогов к производственной практике «Психолого-педагогическое сопровождение детей в летних оздоровительных лагерях», в ней рассматривается одно из важнейших ее направлений - формирование готовности студента к реализации психологической безопасности в данных образовательных организациях, выделены ее структурные компоненты (социально-типологический, мотивационно-целевой, эмоционально-волевой, когнитивный, поведенческий, рефлексивно-оценочный, регулятивноконтролирующий, технологический), определено значение организации и реализации психологически безопасных условий будущим педагогом в летнем оздоровительном лагере для реализации профессионально-педагогической стратегии.

Ключевые слова психологическая безопасность образовательной среды, субъект психологической безопасности, компоненты готовности к реализации психологической безопасности, летний оздоровительный лагерь, профессионально-педагогическая стратегия.

На сегодняшний момент одной из приоритетных задач современного высшего образования является обеспечение его высокого качества, модернизация, связь научно-исследовательской деятельности с практикой, активное внедрение научного продукта в повседневную жизнь. Данная тенденция затрагивает и систему высшего педагогического образования, так как встает вопрос о подготовке будущего педагога, способного решать оперативно и компетентностно возникающие учебно-профессиональные задачи, овладеть карьерной компетентностью, конкурентноспособного профессионала во

1 Исследование проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации по заданию № 2014/356 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», проект «Психологическая безопасность как фактор развития и реализации профессиональной стратегии личности» (код проекта 2041).

* Преподаватель кафедры Психологии.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

97

всех сферах жизнедеятельности. Одним из наиболее эффективных подходов к решению данной проблемы является обучение будущих педагогов проектированию и реализации психологической безопасности в образовательных учреждениях, так как многие задачи, которые приходится решать, связаны с психологическим аспектами той или иной профессионально-педагогической проблемы, и то, насколько грамотно, тонко будет проведена работа, быстро устранены негативные факторы, будет зависеть ее исход, и какая сформируется профессионально-педагогическая стратегия у будущего педагога в целом.

Прежде, чем наиболее глубоко рассмотреть обозначенную нами проблему, обратимся к И.А. Баевой, которая понимает под психологической безопасностью «состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [4, с. 67]. В процессе образования в вузе студент осваивает теоретическую и технологическую основы реализации профессиональной компетентности. Однако решение конкретной профессиональной задачи, к выполнению которой он должен быть подготовленным, часто сопровождается недостаточной готовностью к решению многообразных сопутствующих психологических задач, непосредственно возникающих в процессе взаимодействия с субъектами образования [2, с. 67].

Частичное решение заявленной нами проблемы мы видим в обучении студентов проектированию и реализации психологической безопасности в рамках производственных практик, предусмотренных учебным планом. На базе Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Ев-севьева среди студентов третьего курса факультета психологии и дефектологии направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профилей «Психология образования» и «Психология и социальная педагогика» реализуется одна из наиболее активных практик - «Психолого-педагогическое сопровождение детей в летних оздоровительных лагерях». Студенты в качестве вожатых и воспитателей выезжают в оздоровительные лагеря, расположенные на территории Республики Мордовия, Подмосковья, Краснодарского края, Крыма. Пройдя школу вожатского мастерства посредством освоения содержания дополнительных образовательных программ, связанных с летней оздоровительной деятельностью, в выездном инструктивном лагере, студенты получают мощный методический багаж. В их обязанности в целом входила педагогическая анимация и психологическое сопровождение детей. Типичными проблемами для них, как правило, являются трудности установления контакта с отрядом, с конкретным ребенком, с сопровождающими лицами, подготовка и проведение отрядных и общелагерных мероприятий, прежде всего, подготовка и мотивирование детей к участию в

98

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

подобных делах, самоконтроль и трудовая дисциплина, применение полученных теоретических сведений на практике [1, с. 67].

В формировании готовности студента как будущего педагога к реализации психологической безопасности в образовательных учреждениях, главным образом, санаторно-оздоровительных учреждениях следует выделять следующие структурные компоненты: социально-типологический, мотивационно-целевой, эмоционально-волевой, когнитивный, поведенческий, рефлексивно-оценочный, регулятивно-контролирующий, технологический.

Социально-типологический компонент представлен мобилизацией индивидуально-психологических ресурсов, собранностью, развитием личностных характеристик - интернальность-экстернальность личности, ценностные ориентации личности, личностный эгоцентризм, самооценка личности, личностная креативность, творческий потенциал, личности, коммуникативная компетентность, личностная фрустрация, конфликтоустойчивость, агрессивность, организаторские способности, стиль общения, тревожность, стрессоустойчивость, личностные деформации, самореализация личности, типология психологической защиты. Данный компонент напрямую коррелирует с психологической безопасностью, так как именно личностные характеристики позволяют организовать, спроектировать и реализовать безопасные условия в лагере и в отряде, в частности, от этого будут зависеть взаимоотношения студента с детьми, вожатыми и администрацией, родителями детей, выстраивание линии досуговой и воспитательской деятельности в отряде. Особая роль принадлежит субъектности личности воспитателя, которая, по мнению А.Н. Яшковой, представляет собой «психологическую предпосылку становления карьерной компетентности, поскольку позволяет человеку в процессе профессиональной подготовки пересмотреть профессиональные мотивы и цели, возможности и личностный потенциал для продуктивного саморазвития характеристик субъекта карьеры» [5, с. 118].

Мотивационно-целевой компонент представляет собой позитивную мотивированность на предстоящую производственно-профессиональную практику, рассмотрение ее как некой ступени к профессиональному совершенствованию, развитие целеполагания на предстоящую деятельность, то есть студенты должны четко осознавать, какие цели, задачи перед ними стоят и к какому результату они должны стремиться. Очень значимым является тот факт, что студенты должны, прежде всего, быть смотивированы на работу с детьми, относиться к ней не как к очередной практике в учебном плане, а рассматривать как некую ступень к профессиональному совершенствованию, получать удовольствие от нее, чувствовать себя комфортно в данной трудовой ситуации. Если этого не произойдет, студент не сможет полноценно организовать и реализовать психологически безопасные условия в том или ином образовательном учреждении, а в оздоровительном лагере данный фактор является просто неотъемлемым, так как дети приехали отдыхать и

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

99

должны видеть улыбающиеся, радостные лица вожатых и воспитателей как мудрых наставников. Если воспитатель сам себя чувствует «не в своей тарелке», то создать психологически комфортные условия для детей, сплотить, естественно, не сможет.

Эмоционально-волевой компонент включает выдержку, сдержанность, чуткость, толерантность, жизнерадостность, высокий уровень педагогической эмпатии и «эмоционального интеллекта», оптимистичность, дисциплинированность, самообладание, саморегуляцию, самоорганизацию, самомобилизацию, самоконтроль, самоуспокоение, самокоррекцию, самостимуляцию, самотерапию и т.д. Так как данная практика является одной из наиболее активных, то требует колоссальных эмоциональных затрат, волевых усилий, поскольку студенты с воспитанниками находятся 24 часа в сутки, несут за них административную и уголовную ответственность. Развитие данного компонента имеет большое значение, так как нарушение эмоциональноволевого компонента приводит к нервно-психическому истощению и срывам личности, «эмоциональному выгоранию» в силу возможных свойств темперамента и деятельности, состояния психосоматического здоровья, которые являются мощным фактором противостояния реализации психологической безопасности в летнем оздоровительном лагере.

Когнитивный компонент представлен интегрированностью профессиональных знаний, способностью к творчеству и анализу профессиональной ситуации, профессиональной рефлексией, гибкостью и критичностью мышления. Так как именно в ходе данной практики часто приходиться решать достаточно быстро возникающие трудности, задачи и ситуации, в которых востребован не всегда «шаблонный алгоритм», когда необходимо найти творческое и нестандартное решение, результат которого - креативная и психологически комфортная атмосфера в отряде.

Поведенческий компонент профессионального самосознания будущего педагога определяют внешние проявления (личностные деформации, ко-пинг-поведение). Основным психологическим механизмом этого компонента является удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью. Студент, удовлетворенный собой, не испытывает тревожности, внутреннего напряжения и коммуникативных барьеров при общении с воспитанниками. Обладая адекватной самооценкой, самоконтролем, позитивным самоотношением, он с большей готовностью, чем его коллега с неадекватной самооценкой, низким самоконтролем и высокой степенью неудовлетворенности, идет на контакт с детьми, демонстрирует способность к их безусловному принятию. Тем самым педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности и, в конечном итоге, оказывает развивающее воздействие на их личность.

100

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

Рефлексивно-оценочный компонент должен реализовываться посредством выполнения студентом воспитательной деятельности в оздоровительном лагере, когда студент четко осознает, что у него получается, что нет, что нужно сделать, чтобы достичь гармонии в отношениях с самим собой, детьми, администрацией. Отсутствие педагогической рефлексии чаще всего приводит к конфликтам, низкой продуктивности учебно-профессиональной деятельности. Развитие данного компонента позволяет оценить степень психологического благополучия в отряде, осознать, какие действия в качестве воспитателя должны быть направлены на его сохранение и улучшение.

Регулятивно-контролирующий компонент выступает одним из главных психологических условий актуализации потенциальных возможностей воспитателя, что позволяет мобилизовать ресурсы для продуктивного решения учебно-профессиональных задач в стандартных и экстремальных ситуациях. Воспитатель в данном случае должен в большей степени выступать субъектом реализации психологической безопасности. Варданян Ю.В. понимает под субъектом психологической безопасности человека «носителя потребности в психологической безопасности, который достигает ее, прибегая к внешней помощи и (или) мобилизуя собственные внутренние ресурсы» [3, с. 73]. Исходя из этого, он должен осуществлять контроль и регулировать общение, деятельность, взаимоотношения, режимные моменты в отряде. В противном случае, будет происходить полная дезорганизация, хаотичность и тогда, ни о какой психологической безопасности и комфорте речи не может быть, вплоть до возникновения несчастных случаев.

Технологический компонент предполагает определенный уровень владения личностно-ориентированными технологиями, методическим инструментарием учебно-профессиональной деятельности. От адекватного выбора форм и методов работы, выбора будущей профессионально-педагогической стратегии в целом зависит степень комфортности воспитателя и детей в совместной деятельности, отдых ребят. В рамках реализации психологической безопасности не может быть никаких наказаний детей. Проводимые игры, мероприятия должны соответствовать возрастным особенностям и быть полностью безопасными, в противном случае, будут переломы, ушибы, психологические травмы и т.д.

Таким образом, подготовка будущих педагогов и психологов к прохождению практики «Психолого-педагогическое сопровождение детей в летних оздоровительных лагерях» требует равномерной работы в области формирования компонентов готовности к реализации психологической безопасности в летнем оздоровительном учреждении, так как именно практическая деятельность в данном учреждении испытывает дефицит сформированных компетентностей в области проектирования и организации комфортных и безопасных условий для детей, среди которых есть дети, испытывающие проблемы психологического характера, перенесшие серьезные стрессы,

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

101

конфликтные отношения в семье, имеющие невротические заболевания. По-гружениеэтих детей в творческую, созидающую и защищенную атмосферу психологической безопасности в отряде позволяет успешно реализовать оздоровительно-реабилитационную деятельность лагеря.

Список литературы:

1. Абрамова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение работы детского оздоровительного учреждения / И.В. Абрамова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 3. - С. 46-48.

2. Варданян Ю.В. Психологическая безопасность в контексте развития профессиональной стратегии студента педагогического вуза / Ю.В. Варданян // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 3. - С. 13-18.

3. Варданян Ю.В. Проблемы исследования психологической безопасности субъекта спортивной деятельности и основания стратегий ее реализации // Ю.В. Варданян // Российский научный журнал. - 2012. - № 5 (30). -С. 71-76.

4. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с.

5. Яшкова А.Н. Субъектность как психологическая предпосылка развития карьерной компетентности / А.Н. Яшкова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2. - С. 116-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.