Научная статья на тему 'Формирование готовности старшеклассников к самовоспитанию в образовательной среде физкультурно-спортивной направленности'

Формирование готовности старшеклассников к самовоспитанию в образовательной среде физкультурно-спортивной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самовоспитание / готовность к самовоспитанию / старшеклассники / образовательная среда / потенциал / физкультурно-спортивная направленность / педагогическое условие / self-education / readiness for self-education / high school students / educational environment / potential / physical education and sports focus / pedagogical condition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексей Викторович Барцайкин

Современное общество динамично развивается, накладывая особые требования на подрастающее поколение. В настоящее время молодым людям нужно обладать не только необходимыми знаниями, навыками и умениями, но и высокими духовными и нравственными качествами. Неотъемлемым условием успешного обучения при формировании этих способностей является готовность к самовоспитанию. Самовоспитание представляет собой важную и трудоемкую работу, включающую в себя различные аспекты самосовершенствования в соответствии с поставленными целями. Особое значение готовность к самовоспитанию приобретает для старшеклассников. Именно в этот период формирования личности становятся актуальными самостоятельность в принимаемых решениях, личностное развитие, а также способность к самоанализу и оценке собственных характеристик. Основой данной деятельности обучающихся старших классов может стать процесс формирования готовности к самовоспитанию. В этой связи становится актуальной и своевременной задача поиска необходимых педагогических условий и разработки организационно-методического обеспечения подготовки старшеклассников, которые бы смогли способствовать формированию у них готовности к процессу самовоспитания. В статье рассматривается образовательная среда физкультурно-спортивной направленности как одно из педагогических условий формирования готовности к самовоспитанию старшеклассников. Автором статьи показаны различные подходы к трактовке содержания понятия «образовательная среда», дано определение образовательной среды физкультурно-спортивной направленности, выделены ее структурные компоненты, а также описана образовательная среда физкультурно-спортивной направленности, сформированная на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», выявлен ее потенциал в развитии необходимых компетенций для успешной готовности к самовоспитанию обучающихся старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of readiness of high school students for self-education in an educational environment of physical culture and sports orientation

Modern society is dynamically developing, imposing special requirements on the younger generation. At present, young people should have not only the necessary knowledge, skills, but also high spiritual and moral qualities. An integral condition for successful training in formation of these abilities is readiness for self-education. Self-education is important and time-consuming work that includes various aspects of self-improvement in accordance with the goals set. Readiness for self-education is of particular importance for high school students. It is during this period of personality formation that independence in decisions made, personal development, as well as the ability to introspect and assess one's own characteristics become relevant. The basis of this activity of high school students may be the process of forming readiness for self-education. In this regard, the task of finding the necessary pedagogical conditions and development of organizational and methodological support for the training of high school students who could contribute to the formation of their readiness for the process of self-education becomes urgent and timely. The article considers the educational environment of physical culture and sports orientation as one of the pedagogical conditions to form high school student’s readiness for self-education. The author of the article shows various approaches to interpreting the content of the concept of “educational environment”, defines the educational environment of physical culture and sports orientation, highlights its structural components, and also describes the educational environment of physical culture and sports orientation, formed on the basis of Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, its potential was identified in the development of the necessary competencies for high school students’ successful readiness for self-education.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности старшеклассников к самовоспитанию в образовательной среде физкультурно-спортивной направленности»

Научная статья УДК 371.311.5

Б01: 10.20323/2658-428Х-2024-1-22-183 ЕБ№ гХСБЛБ

Формирование готовности старшеклассников к самовоспитанию в образовательной среде физкультурно-спортивной направленности

Алексей Викторович Барцайкин

Аспирант кафедры педагогики, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск bartsay89@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-2860-8152

Аннотация. Современное общество динамично развивается, накладывая особые требования на подрастающее поколение. В настоящее время молодым людям нужно обладать не только необходимыми знаниями, навыками и умениями, но и высокими духовными и нравственными качествами. Неотъемлемым условием успешного обучения при формировании этих способностей является готовность к самовоспитанию. Самовоспитание представляет собой важную и трудоемкую работу, включающую в себя различные аспекты самосовершенствования в соответствии с поставленными целями. Особое значение готовность к самовоспитанию приобретает для старшеклассников. Именно в этот период формирования личности становятся актуальными самостоятельность в принимаемых решениях, личностное развитие, а также способность к самоанализу и оценке собственных характеристик. Основой данной деятельности обучающихся старших классов может стать процесс формирования готовности к самовоспитанию. В этой связи становится актуальной и своевременной задача поиска необходимых педагогических условий и разработки организационно-методического обеспечения подготовки старшеклассников, которые бы смогли способствовать формированию у них готовности к процессу самовоспитания. В статье рассматривается образовательная среда физкультурно-спортивной направленности как одно из педагогических условий формирования готовности к самовоспитанию старшеклассников. Автором статьи показаны различные подходы к трактовке содержания понятия «образовательная среда», дано определение образовательной среды физкультурно-спортивной направленности, выделены ее структурные компоненты, а также описана образовательная среда физкультурно-спортивной направленности, сформированная на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», выявлен ее потенциал в развитии необходимых компетенций для успешной готовности к самовоспитанию обучающихся старших классов.

© Барцайкин А. В., 2024

Формирование готовности старшеклассников к самовоспитанию в образовательной среде физкультурно-спортивной направленности

Т83

Ключевые слова: самовоспитание; готовность к самовоспитанию; старшеклассники; образовательная среда; потенциал; физкультурно-спортивная направленность; педагогическое условие

Для цитирования: Барцайкин А. В. Формирование готовности старшеклассников к самовоспитанию в образовательной среде физкультурно-спортивной направленности // Социально-политические исследования. 2024. № 1 (22). С. 183-193. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2024-1-22-183. https://elibrary.ru/ZXCDAD.

Original article

Formation of readiness of high school students for self-education in an educational environment of physical culture and sports orientation

Aleksey V. Bartsaykin

Post-graduate student at department of pedagogy, Mordovian state pedagogical university named after M. E. Evseviev, Saransk bartsay89@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-2860-8152

Abstract. Modern society is dynamically developing, imposing special requirements on the younger generation. At present, young people should have not only the necessary knowledge, skills, but also high spiritual and moral qualities. An integral condition for successful training in formation of these abilities is readiness for self-education. Self-education is important and time-consuming work that includes various aspects of self-improvement in accordance with the goals set. Readiness for self-education is of particular importance for high school students. It is during this period of personality formation that independence in decisions made, personal development, as well as the ability to introspect and assess one's own characteristics become relevant. The basis of this activity of high school students may be the process of forming readiness for self-education. In this regard, the task of finding the necessary pedagogical conditions and development of organizational and methodological support for the training of high school students who could contribute to the formation of their readiness for the process of self-education becomes urgent and timely. The article considers the educational environment of physical culture and sports orientation as one of the pedagogical conditions to form high school student's readiness for self-education. The author of the article shows various approaches to interpreting the content of the concept of "educational environment", defines the educational environment of physical culture and sports orientation, highlights its structural components, and also describes the educational environment of physical culture and sports orientation, formed on the basis of Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, its potential was identified in the development of the necessary competencies for high school students' successful readiness for self-education.

Keywords: self-education; readiness for self-education; high school students; educational environment; potential; physical education and sports focus; pedagogical condition

For citation. Bartsaykin A. V. Formation of readiness of high school students for self-education in an educational environment of physical culture and sports orientation.

184

А. В. Барцайкин

Social and political researches. 2024;1(22): 183-193. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2024-1-22-183. https://elibrary.ru/ZXCDAD.

Введение

На сегодняшний день актуальной является проблема формирования готовности к самовоспитанию обучающихся, поскольку современное развивающееся общество предъявляет особые требования к моральным и этическим качествам подрастающего поколения, а также их знаниям, способностям и возможностям. Ключевую роль в формировании личности и ее успешном развитии играет процесс самовоспитания. Особенную значимость самовоспитание приобретает для старшеклассников. В этот период формирования индивида становятся значимыми независимость в принимаемых решениях, самостоятельность в действиях, а также способность к самоанализу и оценке своих характеристик и качеств. В свою очередь сформированность готовности к самовоспитанию является одним из показателей развития подрастающего поколения, возможностью для личностного роста, нравственного воспитания и успешного обучения [Барцайкин, 2023].

Методология и методы исследования

Методологической основой исследования стал средовой подход к воспитанию, рассматривающий воспитание не только как результат взаимодействия между воспитателем и воспитанником, но и как ре-

зультат комплексного воздействия среды, в которой происходит воспитание. Основными положениями данного подхода являются: учёт средовых влияний на процесс и результаты воспитания; взаимодействие и взаимовлияние среды и воспитывающих субъектов; культурная среда также оказывает влияние на процесс воспитания и результаты.

Методами исследования выступают теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, аналитический обзор, синтез научных источников, сравнение, обобщение, наблюдение.

Результаты исследования

Современная образовательная политика Российской Федерации ориентирована на воспитание свободной личности, формирование в человеке способности быть автором собственной жизни, ответственным за свои мысли, поступки, действия, планы и устремления. Обозначенный целевой ориентир нашел отражение в образовательной практике, направленной на создание условий для формирования саморазвивающейся личности [Иванова, 2021].

Анализ научной литературы (Е. К. Аль-Янаи [Аль-Янаи, 2020], А. Н. Баранов [Баранов, 2014], О. Г. Груздова [Груздова, 2020], И. Н. Мищенко [Мищенко, 2019], О. В. Солдатова [Солдатова, 2022],

Формирование готовности старшеклассников к самовоспитанию в образовательной среде физкультурно-спортивной направленности

185

И. В. Сорокина [Сорокина, 2004], В. А. Ясвин [Ясвин, 2020]) и образовательной практики показывает, что самовоспитание гармоничной личности недостижимо без предусмотрительно разработанной образовательной среды, содействующей высокому уровню самостоятельности, саморазвитию, а также мотивации интереса обучающихся к изучению себя. Разделяем позицию И. В. Сорокиной, которая утверждает, что направленность процесса самовоспитания, его качественный уровень зависит от образовательной среды, в которой находится ребенок [Сорокина, 2004].

Как показывает изучение научных источников, понятие «образовательная среда» исследовалось различными авторами

(Н. Б. Крылова [Крылова, 2000], В. Е. Мальгин [Мальгин, 2014], Н. А. Спичко [Спичко, 2004], Ж. В. Чайкина [Чайкина, 2020] и др.), в работах которых даются его различные определения. Так, Н. Б. Крылова под образовательной средой понимает часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные процессы и их составляющие [Крылова, 2000]. По мнению Н. А. Спичко, образовательная среда - это совокупность психологического, социального и пространственно-предметного факторов, куда входят также материальный фактор и межличностные отношения [Спичко, 2004]. В. Е. Мальгин в своей работе считает, что образова-

тельную среду учреждения дополнительного образования детей составляют три основные сферы, в которых происходит процесс развития и самореализации личности: сферу деятельности, сферу общения и сферу самопознания [Мальгин, 2014]. Ж. В. Чайкина отмечает, что образовательная среда является важной составляющей в жизни растущего человека и она представляет собой основу для его становления и личностного роста [Чайкина, 2020].

Особую роль для нашего исследования играет образовательная среда физкультурно-спортивной направленности, которая в силу своей структуры и особенностей организации обладает мощным потенциалом в формировании готовности к самовоспитанию старшеклассников, что также подчеркивают различные авторы (А. М. Абаев [Абаев, 2017], А. В. Джавахов [Джавахов, 2017], О. Н. Костюкова [Костюкова, 2023], Г. В. Лавцевич [Лавцевич, 2022], И. В. Манжелей [Манжелей, 2020], Г. В. Патрикеев [Патрикеев, 2012], А. Д. Федосеева [Федосеева, 2023]) и др. Соглашаемся с точкой зрения Г. В. Патрикеева, который считает, что образовательная среда физ-культурно-спортивной направленности предполагает предоставление обучаемому альтернативных возможностей самоопределения в мире задач, элементы которых присущи многим социокультурным средам [Патрикеев, 2012].

186

А. В. Барцайкин

Опираясь на формулировку понятия «образовательная среда», на ее структурные составляющие, а также исходя из целей нашего исследования, образовательная среда физкультурно-спортивной направленности рассматривается нами как совокупность пространственно-предметной, социально-

коммуникативной и содержательной составных частей, которые включают физкультурно-

спортивные условия, предоставляющие возможности для самовоспитания, самореализации и самоопределения старшеклассников в рамках дополнительного образования.

С целью формирования готовности самовоспитания старшеклассников в рамках нашего исследования предполагается их вовлечение в образовательную среду физкуль-турно-спортивной направленности, сформированную на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» (МГПУ им. М. Е. Евсевьева). Используя исследование И. В. Манжелей [Манжелей, 2020], которая выделяет основные субъекты и компоненты образовательной среды физкуль-турно-спортивной направленности, нами выделены следующие составные части образовательной среды: пространственно-предметная (спортивный клуб, спортивные площадки по различным видам спорта, бассейн, аудитории и др.), социально-коммуникативная (дискуссионные площадки, экскурсии), содержательная (мастер-классы,

учебно-методические семинары, физкультурно-спортивные мероприятия).

Рассмотрим основные составные части данной образовательной среды физкультурно-спортивной направленности.

Пространственно-предметная составная часть образовательной среды физкультурно-спортивной направленности представлена следующими объектами:

- студенческий спортивный клуб МГПУ им. М. Е. Евсевьева, находящийся в центре данной образовательной среды, который активно популяризирует здоровый образ жизни, проводит мероприятия и соревнования для школьников, а также имеет особый потенциал для привлечения старшеклассников к этой физкультурно-спортивной образовательной среде и приобретения ими необходимых знаний и навыков в области успешного самовоспитания;

- спортивные залы и тематические аудитории факультета физической культуры МГПУ им. М. Е. Ев-севьева;

- «Аллея спортивной славы» факультета физической культуры МГПУ им. М. Е. Евсевьева (стендовая экспозиция с выдающимися спортсменами, тренерами и спортивными деятелями, коллекция завоеванных кубков и вымпелов);

- центр тестирования ГТО;

- центр здоровья;

- спортивно-оздоровительный комплекс «Олимпийский» (футбольное поле, легкоатлетический

Формирование готовности старшеклассников к самовоспитанию в образовательной среде физкультурно-спортивной направленности

187

стадион, баскетбольная и волейбольная площадки, хоккейный и теннисный корты, скалодром, площадка для пожарно-прикладного спорта, комплекс уличных тренажеров и другие объекты) [Федотова, Якимова, Акамов, 2022] ;

- бассейн.

Социально-коммуникативная составная часть образовательной среды физкультурно-спортивной направленности, предполагающая вовлечение в нее обучающихся, будет представлена рядом форм, таких как встречи, социальные взаимодействия, обмен знаниями между старшеклассниками и выдающимися спортсменами, педагогами, инструкторами, студентами, выпускниками вуза.

На дискуссионной площадки «Через тернии к звездам» известные спортсмены и выпускники университета выступают в качестве спикеров. Положительные примеры выдающихся спортсменов могут стать для старшеклассников образцом для подражания, оказать большое влияние на них, а также стимулировать их на самовоспитание, которое является основой достижения высоких спортивных результатов и развития личности.

Экскурсии на спортивные объекты университета помогают старшеклассникам наглядно ознакомиться с образовательной физкуль-турно-спортивной средой, увидеть ее пространственно-предметную составляющую часть и познакомиться с ее субъектами - педагога-

ми, инструкторами, студентами. Экскурсия будет способствовать расширению кругозора обучающихся, развитию их познавательного интереса, что в дальнейшем послужит мотивом и средством их самовоспитания.

Содержательная составная часть образовательной среды физ-культурно-спортивной направленности включает в себя методы, способы организации субъектов в данном образовательном процессе и будет представлена через различные мастер-классы, учебно-

методические семинары, а также физкультурно-спортивные мероприятия:

- мастер-классы: «Азы футбола» (мастер-класс по футболу), «Сила удара» (мастер-класс по боксу), «Сила в теле» (мастер-класс по пауэр-лифтингу), «Скороход» (мастер-класс по спортивной ходьбе), проводимые студентами педагогического университета и инструкторами студенческого спортивного клуба МГПУ им. М. Е. Евсевьева, на наглядном примере продемонстрирует старшеклассникам, как различные виды спорта помогают проявить свои лучшие качества и способности через преодоление себя и достижение результатов, а также покажет, как спорт влияет на человека, мотивируя его к саморазвитию и самосовершенствованию, что является основой самовоспитания;

- реализация учебно-методических семинаров по подготовке старшеклассников к участию во Всероссийских легкоатлетических

188

А. В. Барцайкин

соревнованиях «Шиповка юных», а также в Фестивале Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», проводимых преподавателями университета, позволит старшеклассникам успешно включиться в образовательную физкультурно-спортивную среду, а также поможет обучающимся развивать дисциплину, устанавливать приоритеты и выделять качества, необходимые для достижения высоких результатов, что будет являться важной частью их готовности к процессу самовоспитания [Барцайкин, 2023];

- мероприятие физкультурно-спортивной направленности для старшеклассников «День здоровья» поможет им продемонстрировать свои навыки, приобретенные в процессе их вовлечения в образовательную среду физкультурно-спортивной направленности МГПУ им. М. Е. Евсевьева, и показать, чему они научились. Данное мероприятие будет способствовать осознанию старшеклассниками своих достижений и постановке новых целей для дальнейшего развития и самовоспитания.

Заключение

Таким образом, образовательная среда физкультурно-спортивной направленности МГПУ им. М. Е. Евсевьева является важным педагогическим условием формирования готовности к самовоспитанию старшеклассников. Педагогический потенциал образовательной среды физкультурно-спортивной направленности университета

определяется ее основными составными частями: пространственно-предметной, социально-

коммуникативной и содержательной. Включение в данную образовательную среду способно помочь старшеклассникам в процессе формирования готовности к самовоспитанию через ряд объектов, форм и мероприятий, помогающих в овладении обучающимися алгоритмами, методами по самостоятельной работе над своим воспитанием, использованием их в своей деятельности, способствующей выработке необходимых навыков и умений в области эффективной работы над собой.

Библиографический список

1. Абаев А. М. Организация физкультурно-спортивной образовательной среды для обучающихся учреждений системы среднего профессионального образования / А. М. Абаев, В. С. Макеева, В. Н. Пушкина // Среднее профессиональное образование. 2017. № 9. С. 40-44.

2. Аль-Янаи Е. К. Лицейская образовательная среда как педагогическое условие формирования личности старшеклассника с позиций аксиологии // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5, № 5. С. 575-581.

3. Баранов А. Н. Педагогическое обеспечение интеграции процессов воспитания и самовоспитания студентов технического вуза // Вестник Костромского государственного университета. 2014. Т. 20, № 4. С. 198-201.

4. Барцайкин А. В. Воспитательное мероприятие физкультурно-спортивной направленности как условие формирования готовности к самовоспитанию

Формирование готовности старшеклассников к самовоспитанию в образовательной среде физкультурно-спортивной направленности

189

старшеклассников // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2023. № S2-1(45). С. 133-135.

5. Барцайкин А. В. Формирование готовности к самовоспитанию обучающихся в дополнительном образовании: постановка проблемы / А. В. Барцайкин, Т. И. Шукшина // Глобальный научный потенциал. 2023. № 1(142). С. 14-18.

6. Груздова О. Г. Самовоспитание детей младшего школьного возраста в условиях гуманно-личностной образовательной среды / О. Г. Груздова, Н. Е. Щербакова, Х. Ж. Хайрова // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 4. С. 16.

7. Иванова И. В. Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании // Социально-политические исследования. 2021. № 3(12). С. 100-115.

8. Костюкова О. Н. Образовательная среда физкультурно-спортивного вуза: качество функционирования и перспективы развития / О. Н. Костюкова, В. В. Костюков, Н. В. Тютюнникова // Актуальные вопросы дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 15 ноября 2023 года. Краснодар : Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2023. С. 116-120.

9. Крылова Н. Б. Культурология образования. Москва : Народное образование, 2000. 272 с.

10. Лавцевич Г. В. Основы реализации идей фасилитации и педагогической поддержки в спортивно-образовательной среде / Г. В. Лавцевич, А. В. Ащеулова, Н. В. Логачева // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2022. Том 9 : Сборник трудов V Международного научно-технического форума. В 10-ти томах, Рязань, 02-04 марта 2022 года. Рязань : Рязанский государственный радиотехнический университет, 2022. С. 215-217.

11. Мальгин В. Е. Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования // Молодой ученый. 2014. № 2(61). С. 787-789.

12. Манжелей И. В. Методология актуализации воспитательного потенциала спортивной среды образовательных организаций // Интеграция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в сфере физической культуры и спорта : Материалы научного симпозиума, посвященного 95-летию журнала «ТиПФК», Москва, 04 декабря 2020 года. Москва : Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2020. С. 78-84.

13. Мищенко И. Н. Проектирование образовательной среды как условие воспитания творческой личности / И. Н. Мищенко, Н. П. Котляр // Человеческий капитал. 2019. № 10(130). С. 54-61.

14. Патрикеев Г. В. Воспитывающая физкультурно-спортивная среда / Г. В. Патрикеев, П. К. Дуркин // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 6. С. 138-142.

15. Солдатова О. В. Генезис сущностных характеристик феномена «образовательная среда» в педагогическом знании // Зборшк навуковых прац Акадэмп пас-лядыпломнай адукацьи. 2022. № 20. С. 425-437.

190

А. В. Барцайкин

16. Сорокина И. В. Педагогические основы формирования готовности младших школьников к самовоспитанию // Педагогические исследования в образовании. Самара : Универс-групп, 2004. С. 62-70.

17. Спичко Н. А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 5. С. 44-48.

18. Факультет физической культуры Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева как центр подготовки педагогических кадров для сферы физической культуры и спорта / Г. Г. Федотова, Е. А. Якимова, В. В. Акамов [и др.] // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13, № 1(49). С. 105-116.

19. Федосеева А. Д. Физкультурно-спортивная среда вуза: сущность понятие // Обществознание и социальная психология. 2023. № 1-3(45). С. 60-66.

20. Физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения / А. В. Джавахов, М. С. Малашенко, Д. Г. Гладких [и др.] // Актуальные вопросы права и правоприменения : электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, 2017. С. 231-239.

21. Чайкина Ж. В. Организация эффективной образовательной среды учреждения дополнительного образования / Ж. В. Чайкина, Н. Ю. Дорогина, М. В. Мухина [и др.] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 1(43). С. 228-235.

22. Ясвин В. А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. 2020. № 1(6). С. 74-93.

Reference list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Abaev A. M. Organizacija fizkul'turno-sportivnoj obrazovatel'noj sredy dlja obucha-jushhihsja uchrezhdenij sistemy srednego professional'nogo obrazovanija = Organization of physical culture and sports educational environment for students of the secondary vocational education system / A. M. Abaev, V S. Makeeva, V N. Pushkina // Srednee professional'noe obrazovanie. 2017. № 9. S. 40-44.

2. Al'-Janai E. K. Licejskaja obrazovatel'naja sreda kak pedagogicheskoe uslovie formirovanija lichnosti starsheklassnika s pozicij aksiologii = Lyceum educational environment as a pedagogical condition for the formation of the personality of a high school student from the standpoint of axiology // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2020. T. 5, № 5. S. 575-581.

3. Baranov A. N. Pedagogicheskoe obespechenie integracii processov vospitanija i sam-ovospitanija studentov tehnicheskogo vuza = Pedagogical support for the integration of the processes of education and self-education of students in technical university // Vestnik Ko-stromskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. T. 20, № 4. S. 198-201.

4. Barcajkin A. V Vospitatel'noe meroprijatie fizkul'turno-sportivnoj napravlennosti kak uslovie formirovanija gotovnosti k samovospitaniju starsheklassnikov = Educational event of physical culture and sports orientation as a condition to form readiness for self-education of high school students // Vestnik Naberezhnochelninskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. 2023. № S2-1(45). S. 133-135.

5. Barcajkin A. V Formirovanie gotovnosti k samovospitaniju obuchajushhihsja v dopolnitel'nom obrazovanii: postanovka problemy = Formation of readiness for self-education of students in additional education: problem setting / A. V Barcajkin, T. I. Shuk-shina // Global'nyj nauchnyj potencial. 2023. № 1(142). S. 14-18.

Формирование готовности старшеклассников к самовоспитанию в образовательной среде физкультурно-спортивной направленности

191

6. Gruzdova O. G Samovospitanie detej mladshego shkol'nogo vozrasta v uslovijah gumanno-lichnostnoj obrazovatel'noj sredy = Self-education of primary school students in humane and personal educational environment / O. G Gruzdova, N. E. Shherbakova, H. Zh. Hajrova // Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2020. T. 8, № 4. S. 16.

7. Ivanova I. V Tehnologija pedagogicheskogo soprovozhdenija samorazvitija po-drostkov v dopolnitel'nom obrazovanii = Technology of pedagogical support for the self-development of adolescents in additional education // Social'no-politicheskie issledovanija. 2021. № 3(12). S. 100-115.

8. Kostjukova O. N. Obrazovatel'naja sreda fizkul'turno-sportivnogo vuza: kachestvo funkcionirovanija i perspektivy razvitija = Educational environment of physical education and sports university: quality of functioning and development prospects / O. N. Kostjukova, V V Kostjukov, N. V Tjutjunnikova // Aktual'nye voprosy dopolnitel'nogo profession-al'nogo obrazovanija v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta: Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Krasnodar, 15 nojabrja 2023 goda. Krasnodar : Kubanskij gosu-darstvennyj universitet fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma, 2023. S. 116-120.

9. Krylova N. B. Kul'turologija obrazovanija = Culturology of education. Moskva : Narodnoe obrazovanie, 2000. 272 s.

10. Lavcevich G V Osnovy realizacii idej fasilitacii i pedagogicheskoj podderzhki v sportivno-obrazovatel'noj srede = Basics for implementing ideas of facilitation and pedagogical support in the sports and educational environment / G. V. Lavcevich, A. V. Ashheu-lova, N. V Logacheva // Sovremennye tehnologii v nauke i obrazovanii - STNO-2022. Tom 9 : Sbornik trudov V Mezhdunarodnogo nauchno-tehnicheskogo foruma. V 10-ti tomah, Rjazan', 02-04 marta 2022 goda. Rjazan' : Rjazanskij gosudarstvennyj radiotehnicheskij universitet, 2022. S. 215-217.

11. Mal'gin V. E. Obrazovatel'naja sreda uchrezhdenija dopolnitel'nogo obrazovanija detej v uslovijah zakrytogo administrativno-territorial'nogo obrazovanija = Educational environment of the institution of additional education of children in the conditions of closed administrative-territorial education // Molodoj uchenyj. 2014. № 2(61). S. 787-789.

12. Manzhelej I. V. Metodologija aktualizacii vospitatel'nogo potenciala sportivnoj sredy obrazovatel'nyh organizacij = Methodology for updating the educational potential of the sports environment of educational organizations // Integracija estestvennonauchnogo i so-cial'no-gumanitarnogo znanija v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta : Materialy nauchnogo simpoziuma, posvjashhennogo 95-letiju zhurnala «TiPFK», Moskva, 04 dekabrja 2020 goda. Moskva : Rossijskij gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kul'tury, sporta, molodjozhi i turizma, 2020. S. 78-84.

13. Mishhenko I. N. Proektirovanie obrazovatel'noj sredy kak uslovie vospitanija tvorcheskoj lichnosti = Designing an educational environment as a condition for the upbringing of a creative person / I. N. Mishhenko, N. P. Kotljar // Chelovecheskij kapital. 2019. № 10(130). S. 54-61.

14. Patrikeev G V Vospityvajushhaja fizkul'turno-sportivnaja sreda = Nurturing physical culture and sports environment / G V Patrikeev, P. K. Durkin // Vestnik Severnogo (Arktich-eskogo) federal'nogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2012. № 6. S. 138-142.

15. Soldatova O. V Genezis sushhnostnyh harakteristik fenomena «obrazovatel'naja sreda^) v pedagogicheskom znanii = Genesis of essential characteristics of the phenomenon

192

A. В. Eарцаuкин

"educational environment" in pedagogical knowledge // Zbornik navukovyh prac Akadjemii pasljadyplomnaj adukacyi. 2022. № 20. S. 425-437.

16. Sorokina I. V Pedagogicheskie osnovy formirovanija gotovnosti mladshih shkol'ni-kov k samovospitaniju = Pedagogical foundations to form readiness of younger school students for self-education // Pedagogicheskie issledovanija v obrazovanii. Samara : Univers-grupp, 2004. S. 62-70.

17. Spichko N. A. Obrazovatel'naja sreda v obuchenii inostrannym jazykam = Educational environment in teaching foreign languages // Inostrannye jazyki v shkole. 2004. № 5. S. 44-48.

18. Fakul'tet fizicheskoj kul'tury Mordovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni M. E. Evsev'eva kak centr podgotovki pedagogicheskih kadrov dlja sfery fizicheskoj kul'tury i sporta = Faculty of Physical Culture of Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev as a center for training teachers for the field of physical culture and sports / G G Fedotova, E. A. Jakimova, V V Akamov [i dr.] // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2022. T. 13, № 1(49). S. 105-116.

19. Fedoseeva A. D. Fizkul'turno-sportivnaja sreda vuza: sushhnost' ponjatie = Physical culture and sports environment of the university: essence concept // Obshhestvoznanie i so-cial'naja psihologija. 2023. № 1-3(45). S. 60-66.

20. Fizkul'turno-sportivnaja sreda obrazovatel'nogo uchrezhdenija = Physical culture and sports environment of educational institution / A. V. Dzhavahov, M. S. Malashenko, D. G. Gladkih [i dr.] // Aktual'nye voprosy prava i pravoprimenenija : jelektronnyj sbornik materialov vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2017. S. 231-239.

21. Chajkina Zh. V. Organizacija jeffektivnoj obrazovatel'noj sredy uchrezhdenija dopolnitel'nogo obrazovanija = Organization of effective educational environment in additional education institution / / Zh. V Chajkina, N. Ju. Dorogina, M. V Muhina [i dr.] // Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenstvovanija. 2020. № 1(43). S. 228-235.

22. Jasvin V A. Tehnologija sredovogo proektirovanija v obrazovanii = Environmental engineering technology in education // Social'no-politicheskie issledovanija. 2020. № 1(6). S. 74-93.

Статья поступила в редакцию 21.12.2023; одобрена после рецензирования 18.01.2024; принята к публикации 01.02.2024.

The article was submitted on 21.12.2023; approved after reviewing 18.01.2024; accepted for publication on 01.02.2024

Формирование готовности старшеклассников к самовоспитанию в образовательной среде физкультурно-спортивной направленности

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.