Научная статья на тему 'Формирование готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ'

Формирование готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / СЕМЬЯ / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РЕБЕНОК-ИНВАЛИД / FORMATION OF READINESS / FAMILY / CHILD WITH DISABILITIES / DISABLED CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережная Ольга Владимировна, Гузева Мария Владимировна

В статье представлена модель формирования готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ, состоящая из взаимосвязанных компонентов (целевой, содержательный, организационный, результативно-оценочный). Определены и охарактеризованы уровни готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бережная Ольга Владимировна, Гузева Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF PARENTS TO PARTICIPATE ACTIVELY IN SOLVING THE PROBLEMS OF EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article presents a model of formation of readiness of parents to actively participate in solving the problems of education and upbringing of children with disabilities, consisting of interrelated components (target, meaningful, organizational, effective evaluation). The levels of readiness of parents for active participation in solving the problems of education and upbringing of children with disabilities are defined and characterized.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ»

Педагогика

УДК 37.04

кандидат педагогических наук, доцент Бережная Ольга Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Гузева Мария Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация. В статье представлена модель формирования готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ, состоящая из взаимосвязанных компонентов (целевой, содержательный, организационный, результативно-оценочный). Определены и охарактеризованы уровни готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей-инвалидов.

Ключевые слова: формирование готовности, семья, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, ребенок-инвалид.

Annotation. The article presents a model of formation of readiness of parents to actively participate in solving the problems of education and upbringing of children with disabilities, consisting of interrelated components (target, meaningful, organizational, effective evaluation). The levels of readiness of parents for active participation in solving the problems of education and upbringing of children with disabilities are defined and characterized.

Keywords: formation of readiness, family, child with disabilities, disabled child.

Введение. Современная система образования нормативно предусматривает включение в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья наравне с нормально развивающимися детьми. Однако проблема принятия детей с ОВЗ сверстниками, родителями детей с нормой развития остается не решенной. С сожалением можно констатировать лишь частичную готовность всех участников образовательного процесса к эффективному взаимодействию и сотрудничеству. Особое место в данном вопросе принадлежит семье детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ряде концептуальных документов - статьи Закона РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, Конвенции о правах инвалидов, Конвенции о правах ребенка, - огромное внимание уделяется проблемам получения качественного полноценного образования детьми, независимо от состояния их здоровья, привлечению семьи к активному участию в процессе их воспитания и обучения. В связи с чем, к уровню подготовки и готовности родителей к участию в образовательном процессе данной категории детей предъявляются повышенные требования, особенно в контексте инклюзивного образования.

Выражение дети с ОВЗ активно применяется в законодательных документах. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30.06.2007 N 120-ФЗ, употребляемые в нормативных документах понятия дети «с отклонениями в развитии», «аномальные дети», заменены термином «дети с ОВЗ» [1]. Но в законе не дано точное определение этого понятия, что привело впоследствии к тому, что термин был воспринят как близкий к термину «инвалиды».

Изложение основного материала статьи. Особое место в структуре инклюзивного образования принадлежит семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, являющийся, к сожалению, реальностью нашего времени, приводит к трансформации структурно-функциональных характеристик современной семьи. Дети с ограниченными возможностями здоровья остро нуждаются в помощи и поддержке различных специалистов: врачей, учителей, психологов, но в первую очередь - своих родителей. Процесс социализации и адаптации детей с ОВЗ достаточно сложен и не всегда успешен. Сегодня существует достаточное количество разнообразных программ помощи, коррекции и реабилитации, реализуемых специалистами, работающими с данной категорией детей. Необходимо отметить, что за минувшие десятилетия вектор исследований проблем детей с ОВЗ сместился с глубокого исследования медицинских аспектов к разбору трудностей формирования ребёнка как личности. Однако, на наш взгляд, работ, посвященных исследованию возможностей активизации ресурсов самой семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, не достаточно.

Испокон веков семья играла важную роль в жизни каждого человека. Определяя семье ведущую роль в процессах воспитания и образования подрастающего поколения, педагогическое сообщество отмечает недостаточный уровень готовности родителей к его осуществлению. Трансформация духовно-нравственных норм, негативные явления в детско-юношеской, подростковой среде, разрушение семейных идеалов крайне неблагоприятно сказывается на институте семьи в целом [4].

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья усложняет нормальное функционирование семьи и является серьезным испытанием для всех ее членов, испытывающих острую нехватку объективной актуальной информации, помощи и поддержки. Выделяясь в некую отдельную общность, семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, демонстрирует свою особую составляющую, проявляющуюся в отрицательном настрое против окружающего общества, замкнутости, моделях поведения в целом. Нередко происходит утрата социальных связей и социального статуса семьи, в результате чего формируется определенный психологический портрет родителей детей с ОВЗ, стереотип их собственного поведения и вариантов детско-родительских отношений в данной категории семей. Совокупность перечисленных аспектов делает семью с ребёнком - инвалидом уязвимой к воздействиям различных негативных факторов и обуславливает необходимость стимулирования активной позиции родителей в вопросах воспитания и социализации ребенка-инвалида, формирования готовности членов семьи участвовать в решении проблем образования и развития ребенка с ОВЗ.

Понятие «готовность» в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова трактуется как, - «...согласие сделать что-нибудь и ... состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [3].

По мнению Е.П.Ильина, готовность, - это «состояние психической и физиологической готовности к действию или деятельности, настрой и мобилизацию на предстоящую деятельность» [2].

Понятие готовность рассматривается как интегративное свойство личности, характеризующееся определенным достигнутым уровнем развития комплекса определенных компетентностей личности, их системность. Готовность родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ рассматривается нами как целостное сложное образование в структуре личности родителей, представленное совокупностью установок, нацеленных на создание благоприятных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ, с учетом удовлетворения их особых потребностей и нужд.

Любая система характеризуется элементами и связями между ними. Опираясь на положения системного подхода, процесс формирования готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ представлен в виде модели, целью которой является наглядное отображение исследуемого процесса (Рис. 1).

= 3 ^ £ £ ё Я 1 -* Цель - формирование готовности родителей к активному участию в решении проблем обра зования и воспитания летен с ОВЗ

2

0

3

1

г:

*

а

5 и

Формирование

устойчивой

положительной

МОТНВЗЕНН г. уЧЗСТПК

б решении проедем образования и воспитания лнген с ОВК г^мяннстн^еская направленность

Формтц>овавне

СОЕОБЛТШОСТЛ ОШ1Г: и специальных

ит - 1П п | п^

вопросам

Ор Г й X13ШНЯ ■ВЗЕЩЕШШНОСТ

н ребенхв с 053

Формирование компетенций, необходимых -лл

ЙКТНЕНОГО

участия б ресении проблем реоеика с ОБ Ч

Раюнтне способности соонрагь. получать.

"03 ЭНБИЬ Жнфир^ЕНЮ.

посттаевво перезола ее в плоскость знания: умение со бывать ОШШШКЕ{№

Г.:О].В[],"НИЕЙГНВНОЙ

пространство

Мотнвапионно-

ЛИЧИОСТИЫЙ

компонент

Когнитивно-□ознавательпый компонент

Деятелыюстнын компонент

Информационно -

коадгуникапионный

компонент

Принципы

'Задачи

Технологии

Условия

Дифференцированная подготовка: м-

инвариантный о лек варнатнвныи елок

Уровни готовности: высокий, средний, низкий

Могли&ационпо-лг /чиостныи

- нишшошш готовность:

- гуманистическая направленность

ЛИЧНОСТИ.

Критерии готовности

Ко^нитивно-поз маша, тель ны и

- объем,

системность знаний в области с о прозожл ення детей с ОВЗ:

- познавательная аьтнЕность.

Деятельное»! ныи - применение шаний в практической деятельности

Информаиионно-гсол г.м,1 ~н гши цюнны и

- способность осуществлять эффективное общение;

- получение, усвоение н анализ информации

Результат: готовность родителей к активному участию в решении проблем образования н воспитания детей с ОВЗ

Рисунок 1 Модель формирования готовности родителей к активному участию в решении проблем

образования и воспитания детей с ОВЗ

Разработанная модель включает целевой, содержательный, организационный, результативно-оценочный блоки.

Целевой блок характеризует цель исследования, которая определена следующим образом: формирования готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ.

Содержательный блок - ведущий компонент модели, представляет собой совокупность принципов, задач, технологий и условий формирования готовности родителей через мотивационно-личностный, деятельностный, когнитивно-познавательный и информационно-коммуникативный компоненты.

Организационный блок предполагает реализацию дифференцированного подхода к формированию готовности родителей и предусматривает наличие двух блоков - инвариантного и вариативного. Инвариантный блок предусматривает формирование базовых основ знаний родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Вариативный блок предполагает индивидуальную подготовку, в соответствии с запросами родителей об особенностях развития, образования, воспитания детей с ОВЗ.

Результативно-оценочный блок является заключительным и отражает уровень готовности родителей к активному участию родителей в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ. В структуре данной готовности можно выделить два основных аспекта: готовность родителей к взаимодействию с различными специалистами в процессе воспитания и образования ребенка с ОВЗ и готовность родителей к созидательным взаимоотношениям непосредственно с детьми-инвалидами [5].

Основными критериями сформированности готовности родителей к взаимодействию с различными специалистами в процессе воспитания и образования детей с ОВЗ выступают:

- мотивационный, отражающий ценностное отношение родителей к самому процессу взаимодействия с педагогами и специалистами ОУ;

- когнитивно-познавательный, демонстрирующий понимание и представление особых нужд и потребностей особых детей; знания родителей об особенностях воспитания и образования детей с ОВЗ;

- деятельностный, демонстрирующий непосредственные умения и навыки родителей в процессе образования детей с ОВЗ.

Готовность родителей детей с ОВЗ к созидательным взаимоотношениям с ребенком-инвалидом представлена совокупностью поведенческих, эмоциональных, познавательных установок, нацеленных на создание благоприятных условий в процессе семейного воспитания и дальнейшей социализации ребенка с ОВЗ. Благоприятные условия семейного воспитания ребенка-инвалида - это, прежде всего, определенный микроклимат в семье, способствующий принятию ребенка-инвалида, уважительному отношению к его нуждам и потребностям, активная жизненная позиция родителей, уровень их педагогической и психологической культуры, активное участие родителей в процессах развития и воспитания ребенка, и, конечно же, любовь к своему ребенку.

Основными критериями готовности родителей к созидательным взаимоотношениям с ребенком с ОВЗ выступают:

- эмоциональный, характеризующий и отражающий весь спектр отношений (поддержки, эмпатии), чувств и эмоций родителей к своему ребенку;

- поведенческо-деятельностный, проявляющийся в умении родителей организовать совместную конструктивную деятельность с ребенком-инвалидом;

- информационно-коммуникационный, демонстрирующий умение собирать, отбирать, анализировать получаемую информацию по вопросам воспитания и образования детей с ОВЗ; способность организовывать конструктивное общение с ребенком.

Таким образом, критериями готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья могут выступать: мотивационно-личностный, когнитивно-познавательный, деятельностный и информационно-коммуникационный компоненты.

На основе выделенных критериев определим и охарактеризуем уровни готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей-инвалидов: высокий, средний и низкий, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни и критерии готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и

воспитания детей с ОВЗ

Уровни Критерии

1. Высокий уровень. Мотивационно-личностный

- наличие устойчивой мотивации родителей к участию в решении проблем образования и воспитания ребенка с ОВЗ; - участие в процессе решения проблем ребенка с ОВЗ осознается и переживается родителями как ценность и характеризуется устойчивостью; - осознание родителями значимости процесса активного участия в решении проблем детей с ОВЗ имеет эмоциональную окраску; - постоянная, эмоционально окрашенная потребность родителей в личностном совершенствовании; - способность осмысливать, прогнозировать и оценивать свою деятельность и ее результаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когнитивно-познавательный

- проявление устойчивого познавательного интереса к вопросам образования и воспитания ребенка с ОВЗ; - прочность и осознанность знаний родителей о проблемах образования и воспитания ребенка-инвалида; - сформированность системы знаний об особенностях и специфике нужд и потребностей детей с ОВЗ.

Деятельностный

- способность анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы о проблемах образования и воспитания детей с ОВЗ; - активное участие в решении проблем образования и воспитания ребенка

с ОВЗ; - стремление приносить практическую пользу в решении проблем детей с ОВЗ.

Информационно-коммуникационный

- умение определять возможные источники информации, обладать стратегией ее поиска; - умение хранить, анализировать, оценивать, интерпретировать, передавать информацию; - владеет методами эффективной коммуникации.

2. Средний уровень Мотивационно-личностный

- наличие мотивация родителей к участию в решении проблем образования и воспитания ребенка с ОВЗ; - участие в процессе решения проблем ребенка с ОВЗ эпизодически осознается и переживается родителями как ценность; - осознание родителями значимости процесса активного участия в решении проблем детей с ОВЗ определяется конкретной ситуацией; - способность осмысливать, прогнозировать и оценивать свою деятельность и ее результаты эпизодична.

Когнитивно-познавательный

- проявление познавательного интереса к вопросам образования и воспитания ребенка с ОВЗ в общих чертах; - наличие общих знаний родителей о проблемах образования и воспитания ребенка-инвалида, об особенностях и специфике нужд и потребностей детей с ОВЗ.

Деятельностный

- способность синтезировать, обобщать, делать общие выводы о проблемах образования и воспитания детей с ОВЗ; - участвовать в решении проблем образования и воспитания ребенка с ОВЗ в зависимости от конкретной ситуации; - неустойчивое проявление стремления приносить практическую пользу в решении проблем детей с ОВЗ.

Информационно-коммуникационный

- умение определять возможные источники информации; - анализ информации осуществляется бессистемно; - умение хранить, передавать информацию; - имеет представление о методах эффективной коммуникации.

3. Низкий уровень Мотивационно-личностный

- несформированность мотивов родителей к участию в решении проблем образования и воспитания ребенка с ОВЗ; - участие в процессе решения проблем ребенка с ОВЗ не осознается и не переживается родителями как ценность; - значимость процесса активного участия в решении проблем детей с ОВЗ определяется конкретной ситуацией родителями не осознается; - способность осмысливать, прогнозировать, оценивать свою деятельность и ее результаты не сформирована.

Когнитивно-познавательный

- эпизодическое проявление познавательного интереса к вопросам образования и воспитания ребенка с ОВЗ; - дефицит знаний родителей о проблемах образования и воспитания ребенка-инвалида, об особенностях и специфике нужд и потребностей детей с ОВЗ.

Деятельностный

- способность делать общие выводы о проблемах образования и воспитания детей с ОВЗ; - участие родителей в решении проблем образования и воспитания ребенка с ОВЗ носит формальный характер; - стремление приносить практическую пользу в решении проблем детей с ОВЗ не развито.

Информационно-коммуникационный

- с трудом определяет возможные источники информации; - анализ информации осуществляется хаотично; - представление о методах эффективной коммуникации не достаточно для налаживания конструктивного общения.

Результатом реализации модели является готовность родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ.

Выводы. Разработанная модель представляет собой целостную систему, включающую в себя: целевой, содержательный, организационный, результативно-оценочный блоки. Реализация данной модели будет способствовать разработке новой динамичной системы социально-педагогической поддержки семьи, построения отношений между родителями, детьми с ОВЗ и образовательными организациями разных уровней на принципиально новой технологической платформе, способной обеспечить готовность родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ.

Литература:

1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30.06.2007 N 120-ФЗ/электронный ресурс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69387/

2. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: А Темп, 2004. - 944 с.

4. Актуальные проблемы и перспективы развития системы социальной сферы в современном обществе [текст]: монография / Р.Ф. Гударенко, О.В. Бережная, М.В. Гузева, Н.Н. Литвинова и др. - Ставрополь: ООО «Мир данных», 2016. - 354 с.

5. Яговкина, Л.С. Педагогические условия подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: авто-реф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Лариса Сергеевна Яговкина. - Челябинск, 2010. - 24 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Бузинская Яна Михайловна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена решению проблем методологической организации процесса преподавания английского языка в высшей школе. В статье путем рассмотрения и изучения теоретических и методических аспектов инновационных технологий обучения обоснованы наиболее эффективные из них в контексте решения проблемы выбора технологий и методов преподавания английского языка в современном вузе.

Ключевые слова: инновационные педагогические технологи, информационно-коммуникационные технологии, информационные средства обучения, мультимедийные технологии, Интернет, онлайн-обучение, электронные образовательные ресурсы, система преподавания английского языка.

Annotation. The article is devoted to solving the problems of methodological organization of the process of teaching English in high school. In article by consideration and studying of theoretical and methodical aspects of innovative technologies of training the most effective of them in a context of the decision of a problem of a choice of technologies and methods of teaching of English in modern higher education institution are proved.

Keywords: innovative pedagogical technologies, information and communication technologies, information learning tools, multimedia technologies, Internet, online learning, electronic educational resources, English language teaching system.

Введение. Модернизация высшего профессионального образования диктует поиск новых методов, методик и технологий, которые бы способствовали эффективному обучению студентов, в том числе и иностранным языкам. Современное обучение для достижения высоких образовательных результатов должно характеризоваться постоянным информационным наполнением содержания образования, активацией темпов обучения с привлечением современных информационных технологий. В современной научно-методической литературе все больше внимания отводится авторами обоснованию высокого образовательного потенциала и эффективности применения инновационных технологий обучения в системе преподавания английского языка в высшей школе.

Многие исследователи, обосновывая результативность инновационных технологий в системе обучения будущих специалистов, в том числе и педагогов, иностранным языкам, настаивают на увеличении доли интерактивного обучения, доминировании инновационных педагогических технологий над традиционными. Однако, по нашему мнению, стоит принять точку зрения тех исследователей, которые, признавая невозможность ограничения лишь традиционными репродуктивными формами и методами обучения на современном этапе развития системы образования и методики преподавания иностранных языков, отдают предпочтение интегративному подходу, заключающему в сохранении объективно эффективных традиционных образовательных методик и применении, наряду с ними, разнообразных инновационных педагогических технологий. Такой подход импонирует нам возможностью сохранить академичность и универсальность вузовского образования и формировать знания, умения и компетенции, необходимые современному педагогу посредством применения новых технологий обучения.

Обозначив свою методологическую позицию относительно традиционных и инновационных методов и технологий обучения, в данной статье целесообразно проанализировать теоретические аспекты инновационных технологий обучения и обратиться к непосредственному рассмотрению наиболее эффективных технологий, которые могут применяться в высшей школе в системе преподавания английского языка.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития высшего профессионального образования наблюдается тенденция сокращения количества аудиторных часов и увеличение часов, отводимых на самостоятельную работу студентов. В этой связи можно констатировать тот факт, что сегодня трансформируется роль преподавателя в образовательном процессе. Еще до недавнего времени преподаватель воспринимался в качестве основного источника информации, однако сегодня его роль в большей степени можно охарактеризовать в значении организатора и руководителя, эксперта и консультанта образовательной и самообразовательной деятельности будущих специалистов.

Такие трансформации стали возможными благодаря появлению и широкому внедрению в образовательный процесс высшей школы инновационных и более эффективных технологий, форм и средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.