TECHNICAL SCIENCE /
TECHNICAL SCIENCE
УДК 37.04
Гузева Мария Владимировна кандидат педагогических наук, доцент Бережная Ольга Владимировна кандидат педагогических наук, доцент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Россия, Ставрополь DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10645 МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Guzeva Maria Vladimirovna
Ph.D. ped sciences, associate professor. Assistant professor
Berezhnaya Olga Vladimirovna
Ph.D. ped sciences, associate professor. Assistant professor Stavropol state pedagogical Institute, Stavropol, Russia
MODEL OF FORMATION OF READINESS OF PARENTS FOR ACTIVE PARTICIPATION IN SOLVING PROBLEMS OF EDUCATION AND UPBRINGING OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Аннотация
В статье анализируются вопросы включения в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наравне с нормально развивающимися детьми. Раскрывается роль семьи в процессах социализации и адаптации детей с ОВЗ. В статье представлена модель формирования готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ, состоящая из взаимосвязанных компонентов (целевой, содержательный, организационный, результативно-оценочный). Определены критерии готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Abstract
The article analyzes the issues of inclusion in the educational space of children with disabilities on a par with normally developing children. The role of the family in the processes of socialization and adaptation of children with disabilities is revealed. The article presents a model offormation of readiness ofparents to actively participate in solving the problems of education and upbringing of children with disabilities, consisting of interrelated components (target, content, organizational, performance-evaluation). Criteria of readiness ofparents for active participation in the solution of problems of education and education of children with limited opportunities of health are defined.
Ключевые слова: формирование готовности, семья, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, модель, критерии готовности родителей.
Keywords: formation of readiness, family, child with disabilities, model, criteria of readiness ofparents.
Сегодня в нашей стране огромное внимание уделяется проблемам получения качественного полноценного образования детьми, независимо от состояния их здоровья. В ряде концептуальных документов - статьи Закона РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, Конвенции о правах инвалидов, Конвенции о правах ребенка, - мы находим тому подтверждение. Современная система образования нормативно предусматривает включение в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наравне с нормально развивающимися детьми. Однако проблема принятия детей с ОВЗ сверстниками, родителями детей с нормой развития остается не решенной. Сегодня можно констатировать лишь частичную готовность всех участников образовательного процесса к эффективному взаимодействию и сотрудничеству.
Не трудно предположить, что дети с ограниченными возможностями здоровья остро нуждаются в помощи и поддержке различных специалистов: врачей, учителей, психологов, дефектологов и др. Однако, это далеко не полный круг жизненно важных контактов, столь необходимых детям с ОВЗ для процессов их социализации и адаптации. Сегодня существует достаточное количество разнообразных программ помощи, коррекции и реабилитации, реализуемых специалистами, работающими с данной категорией детей. Необходимо отметить, что за минувшие десятилетия вектор исследований проблем детей с ОВЗ сместился с глубокого исследования медицинских аспектов к разбору трудностей формирования ребёнка как личности.
Семья играла важную роль в жизни каждого человека испокон веков. Определяя семье ведущую роль в процессах воспитания и образования подрастающего поколения, педагогическое сообщество
/ TECHNICAL SCIENCE
отмечает недостаточный уровень готовности родителей к его осуществлению. Трансформация духовно-нравственных норм, негативные явления в детско-юношеской, подростковой среде, разрушение семейных идеалов крайне неблагоприятно сказывается на институте семьи в целом [1].
Выделяясь в некую отдельную общность, семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, демонстрирует свою особую составляющую, проявляющуюся в отрицательном настрое против окружающего общества, замкнутости, моделях поведения в целом. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья усложняет нормальное функционирование семьи и является серьезным испытанием для всех ее членов, испытывающих острую нехватку объективной актуальной информации, помощи и поддержки. Нередко происходит утрата социальных связей и социального статуса семьи, в результате чего формируется определенный психологический портрет родителей детей с ОВЗ, стереотип их собственного поведения и вариантов детско-родительских отношений в данной категории семей. Совокупность перечисленных аспектов делает семью с ребёнком - инвалидом уязвимой к воздействиям различных негативных факторов и обуславливает необходимость стимулирования активной позиции родителей в вопросах воспитания и социализации ребенка-инвалида, формирования готовности членов семьи участвовать в решении проблем образования и развития ребенка с ОВЗ.
В рамках исследования нами была разработана модель формирования готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ, включающая целевой, содержательный, организационный, результативно-оценочный блоки.
Целевой блок характеризует цель исследования, которая определена следующим образом: формирование готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ.
Содержательный блок - ведущий компонент модели, представляет собой совокупность принципов, задач, технологий и условий формирования готовности родителей через мотивационно-личност-ный, деятельностный, когнитивно-познавательный и информационно-коммуникативный компоненты. Данный блок предполагает:
- формирование устойчивой положительной мотивации родителей к участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ;
- формирование совокупности общих и специальных знаний родителей по вопросам организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ;
- формирование компетенций родителей, необходимых для их активного участия в решении проблем ребенка с ОВЗ;
- развитие способности собирать, получать, усваивать информацию, постепенно переводя ее в плоскость знания; умение создавать оптимальное коммуникативное пространство.
Организационный блок предполагает реализацию дифференцированного подхода к формированию готовности родителей и предусматривает наличие двух блоков - инвариантного и вариативного. Инвариантный блок предусматривает формирование базовых компетенций родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Вариативный блок предполагает индивидуальную подготовку, в соответствии с запросами родителей об особенностях развития, образования, воспитания детей с ОВЗ.
Результативно-оценочный блок является заключительным и отражает уровень готовности родителей к активному участию родителей в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ. В структуре данной готовности можно выделить два основных аспекта: готовность родителей к взаимодействию с различными специалистами в процессе воспитания и образования ребенка с ОВЗ и готовность родителей к созидательным взаимоотношениям непосредственно с детьми-инвалидами [4].
Нам представляется, что критериями готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья могут выступать: мотивационно-личностный, когнитивно-познавательный, деятельностный и информационно-коммуникационный компоненты.
Результатом реализации модели является готовность родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ.
Разработанная модель представляет собой целостную систему, включающую в себя: целевой, содержательный, организационный, результативно -оценочный блоки. Реализация данной модели будет способствовать разработке новой динамичной системы социально-педагогической поддержки семьи, построения отношений между родителями, детьми с ОВЗ и образовательными организациями разных уровней на принципиально новой технологической платформе, способной обеспечить готовность родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы и перспективы развития системы социальной сферы в современном обществе [текст]: монография / Р.Ф. Гударенко, О.В. Бережная, М.В. Гузева, Н.Н. Литвинова и др. -Ставрополь: ООО «Мир данных», 2016. -354с.
2. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - СПб. Питер, 2005. - 412 с.
3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30.06.2007 N 120-ФЗ/электронный ресурс http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 69387/
4. Яговкина, Л. С. Педагогические условия подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: авто-реф, дис. канд. пед, наук: 13.00.01/Лариса Сергеевна Яговкина. -Челябинск, 2010. -24 с.