Научная статья на тему 'Исследование формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья'

Исследование формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
876
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яговкина Лариса Сергеевна

В статье представлены результаты исследования по актуальной проблеме формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором предложены пути решения данной проблемы путем создания системы формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и технологии её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яговкина Лариса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья»

ренности, выработки и осуществления единой позиции по социально-экономическим и политическим направлениям.

На уровне сельского социума субъектами социального партнерства выступают педагоги детского сада, работники сельского совета, дома культуры, библиотеки, медпункта, магазина, государственные служащие, представители общественных организаций.

Эффективными формами социального партнерства являются:

- национальные форумы, круглые столы с участием представителей всех ветвей власти, неправительственных организаций;

- региональные форумы, сельские сходы, собрания местных сообществ;

- обучающие семинары, тренинги, совещания;

- участие в мониторинге и оценке результатов, разработка и реализация проектов, связанных с сокращением бедности, созданием рабочих мест и др.

Как отмечает О.Е. Лебедев, существуют определенные предпосылки к оценке социального партнерства на селе, главная из которых - это наличие общественных организаций и рост их количества в населенных пунктах сельского типа. Следовательно, одной из первостепенных задач деятельности сельского воспитателя выступает

инициирование общественных организаций, создание общественных Советов матерей, отцов, выпускников школ, старост села.

Для проявления социального творчества необходима оптимистическая позиция педагога в понимании возможностей достижения успеха каждым участником. Необходимо также предоставить широкие возможности для проявления и развития социальной активности воспитателем сельского социума, созданием и развитием областей социального сотрудничества в интеллектуальной, созидательной, художественной, прикладной сферах на основе применения проектных технологий. Активное участие и использование проектных технологий воспитателем в рамках социальной активности, воспитатель занимает деятельностную позицию, что способствует творческой самореализации, саморазвитию, обогащению педагогического опыта.

Библиографический список

1. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования: культурные модели школ. - М.: 1997.

2. Лебедев А.С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности студентов педколледжа: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2001.

УДК 89.546

Л.С. Яговкина

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К СОДЕЙСТВИЮ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье представлены результаты исследования по актуальной проблеме — формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором предложены пути решения данной проблемы путем создания системы формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и технологии её реализации.

Ключевые слова: формирование готовности, дети с ограниченными возможностями здоровья, образование детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, родители детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последние десятилетия активно ведется поиск оптимальных и эффективных путей вовлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс. Семья рассматривается в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее

порядок домашнего воспитания, его содержание [2 с. 45]. С точки зрения теории систем семья является живой системой и, как все живые системы, состоит из независимых частей, взаимодействие которых обеспечивает такие свойства системы, которыми ни одна из частей не обладает [4, с. 6].

Цель системы спец. (корр.)об-разования

Цель формирования готовности

познава- Педагогическое отношения

тельная содействие / \

\ / \

Цель

спец.

(корр.)

ОУ

Цель участников о бразовательного процесса

Самостоятельная деятельность родителей

Самостоятельная деятельность и взаимодействие ребенка и родителей

Р

Е

З

У

Л

Ь

Т

А

Т

/‘

уме

ния

/

качества

Уровни системной организации: несистемный, частично-системный, системный

Г

О

Т

О

В

Н

О

С

Т

Ь

К

уч

ас

ти

ю

в

об

ра

зо

ва

ни

и

Ресурсное обеспечение: нормативно-правовое, научно-методическое, кадровое, организационное, материально-финансовое, мотивационное

Рис. 1. Система формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья

В исследованиях ряда авторов (Н.Н. Авдеевой, Е.Р. Баенской, С.В. Довбня, Л.А. Зигле, О. А. Копыл, Н.Н. Малофеева, Т.Ю. Морозовой,

О.И. Пальмова, Л.А. Рудаковой, Е.А. Стребелевой и др.) указывается, что одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, является обязательное привлечение семьи к образовательному процессу и педагогическое содействие в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Отечественными авторами (М.С. Певзнер, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук) неоднократно указывалось на необходимость научного изучения семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и на разработку коррекционных мер, предназначенных для оказания им конкретной помощи [1, с. 3-4].

У большинства родителей не сформировано положительное отношение к педагогической и коррекционной деятельности; не сформирована педагогическая направленность личности, ха-

растеризующаяся принятием ценностей педагогической деятельности; родители не обладают необходимым объемом знаний, которые понадобятся им для активного участия в образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья; не обладают положительным опытом коррекционно-образовательной работы [3, с. 194].

В связи с этим возникает проблема формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, так как родители не могут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приёмами и методами коррекционно-развивающей работы без помощи и поддержки специалистов.

Основываясь на понимании сущности готовности к педагогической деятельности, мы полагаем, что «готовность родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями» необходимо рассматривать в нескольких аспектах:

1. Результат подготовки педагогами родителей к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таблица1

Критерии Показатели Методы диагностики

Мотивационный - ценностные ориентации; - мотивы педагогической деятельности; - мотивация к успеху; - потребность в саморазвитии; - способность к эмпатии; - эмоциональная устойчивость в общении; - сформированность коммуникативных качеств; - толерантность. Методика М. Рокича, Н.В. Бордовской и А.А. Реан, Дж. Роттера и Т. Элерса, В.И.Андреева и Л.М.Митиной Тест А.А.Меграбяна, методика В.В.Бойко, тест А.В.Батаршева, тест Л.М.Митиной

Когнитивный - владение необходимой терминологией; - знание психологических особенностей; - знание сущности и особенностей образования детей с ограниченными возможностями здоровья; - знание закономерностей и принципов развития детей с ограниченными возможностями здоровья; - знание методов, форм и приемов образования детей в семье. Диагностико-дидактические карты-задания, анализ результатов тестирования, самостоятельных работ, индивидуальное собеседование

Деятельностно- практический - владение необходимыми умениями в области коррекционнообразовательной работы в семье; - владение методами, формами и приемами образования детей в семье. Экспертные оценки учителей-методистов, методы обучающих ситуаций, анализ результатов самостоятельных работ

Результативный - качество результатов коррекционнопедагогической работы; - результативность участия родителей в образовании детей в семье (аналитико-прогностические, конструктивные, оценочные, коммуникативные умения); - положительная динамика образовательной деятельности детей; - владение опытом образовательной работы с детьми Экспертные оценки учителей-методистов, методы обучающих ситуаций, анализ результатов самостоятельных работ

2. Готовность как состояние (неготовность, частичная готовность, полная готовность).

3. Интегративное качество личности.

4. Установка родителей.

Структурными компонентами готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

1. Когнитивный (теоретического) (знание и понимание ребенка).

2. Мотивационный (заинтересованность в успехе ребенка).

3. Деятельностный (выбор средств и способов психолого-педагогического взаимодействия).

4. Результативный.

Системный подход позволяет рассмотрение формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья как системы (рис. 1).

Системный подход позволяет описать процесс внедрения технологии по формированию дифференцированной готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, как совокупность следующих блоков: инвариантного и вариативного.

Интегрированной целью данной технологии является повышение образовательной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья при активном содействии родителей. Ин-

тегрированный результат разработанной технологии - это более высокий уровень образовательной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Теоретический анализ проблемы формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, изучение опыта работы в сфере образования позволил нам выдвинуть предположения, требующие экспериментальной проверки:

- квалифицированное формирование готовности родителей целесообразно осуществлять в рамках спроектированной системы, которая позволяет осуществить поэтапный переход родителей на более высокий уровень сформированно-сти готовности к педагогически грамотному участию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (рис. 1);

- результативность функционирования данной системы определяется внедрением разработанной технологии по формированию дифференцированной готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данные предположения мы проверили в ходе экспериментальной работы как одного из наиболее надежных способов получения достоверных данных по проверке гипотетических выводов.

Цель проведения эксперимента: экспериментальная оценка эффективности разработанной технологии в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предмет проведения эксперимента - оценка степени дифференцированного влияния предложенной технологии на уровень сформированно-сти готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

На основе цели нами сформулирована гипотеза нашего исследования, согласно которой эффективное участие родителей в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при оказании им квалифицированного педагогического содействия под которым мы понимаем наличие в педагогическом процессе трёх видов деятельности: управленческое воздействие; педагогическое воздействие; самостоятельная деятельность родителей и детей; и которое обеспечивает высокий уровень сформированно-сти готовности родителей к педагогически грамотному участию в образовании детей с ограни-

ченными возможностями здоровья, а результатом педагогического содействия будет являться положительная динамика образовательной успешности и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для разработки диагностической программы эксперимента нами было рассмотрено критериальное поле педагогической диагностики.

Обобщенная методика диагностики выделенных критериев и показателей готовности родителей к участию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья представлена в таблице 1.

Каждый объект может иметь несколько уровней и состояний развития. При выделении и описании уровней мы учитывали общие требования к их выделению: уровни должны выступать как четко различимые индикаторы развития объекта; при этом каждый уровень должен взаимодействовать как с предшествующим, так и с последующим, являясь либо условием, либо результатом развития объекта (В.А. Беликов, Т.Е. Климова и др.). Опираясь на данную точку зрения, мы выделили пять состояний-уровней готовности родителей к образованию детей - низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

В нашем исследовании мы ввели следующие количественные показатели:

5 баллов мы ставим в том случае, если наблюдался высокий уровень;

4 балла - если наблюдался уровень выше среднего;

3 балла, если наблюдался средний уровень;

2 балла, если наблюдался уровень ниже среднего;

1 балл, если наблюдался низкий уровень.

Количественная оценка результатов педагогического эксперимента проводилась методом соотношения, т.е. по процентному соотношению родителей, находящихся на том или ином уровне готовности в начале эксперимента и в ходе экспериментальной работы.

Поскольку формирующий этап экспериментальной работы основан на введении новой системы в естественных условиях образовательного процесса, при внедрении разработанной технологии нами было выделено четыре группы: две экспериментальные и две контрольные. Экспериментальные группы 1, 2 (ЭГ-1, ЭГ-2) и контрольные группы 1, 2 (КГ -1, КГ-2) родителей детей с ОВЗ.

Таблица2

Оценка уровня готовности родителей по критерию «мотивационный»

Г руппа Кол-во чел. в группе Уровни готовности

высокий выше среднего средний ниже среднего низкий Х

Z % Z % Z % Z % Z %

ЭГ-1 27 3 11,1 8 29,7 10 37 4 14,8 2 7,4 4,09

КГ-1 25 2 8 7 21 12 48 3 12 1 4 4,14

ЭГ-2 23 2 8,8 9 38,9 8 34,7 3 13,2 1 4,4 4,02

КГ-2 26 3 11,5 9 35,1 9 34,6 4 15 1 3,8 4,07

Примечание:

Высокий уровень - 5 б., средний уровень - 4 б., низкий уровень - 3 б.

Таблица3

Результаты хи-квадрат (нулевой срез) по уровням готовности по критерию «мотивационныш»

Сравниваемые группы Значение хи-квадрат

полученное табличное

ЭГ-1 и КГ-1 4,378 5,991

ЭГ-2 и КГ-2 4,102

ЭГ-1 и ЭГ-2 4,033

КГ-1 и КГ-2 5,168

В контрольных группах педагогическое содействие осуществлялось традиционно с применением отдельных элементов нашей системы формирования готовности родителей к содействию в образовании детей без целенаправленного внедрения технологии.

В экспериментальных группах внедрялась технология формирования дифференцированной готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

В эксперименте участвовали родители детей с ОВЗ (101 человек), чьи дети обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Курганской области. Средний возраст родителей - 36,6 лет.

Для достижения поставленной цели и решения задач педагогического эксперимента мы использо-

вали следующие методы исследования: экспертную оценку, самооценку, тестирование, беседу, ранжирование, наблюдение, моделирование, анализ результатов деятельности, методы математической и компьютерной обработки результатов и др.

Такое комплексное использование методов давало возможность целостного определения уровней сформированное™ готовности родителей на всех этапах педагогического эксперимента.

На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено изучение уровня готовности родителей к содействию в образовании детей с ОВЗ.

Совокупные результаты использованных методик по каждому критерию были обработаны с помощью статистического критерия хи-квадрат для двух степеней свободы. Это обусловило выдвижение двух гипотез: нулевой и альтернативной.

1 п (0

□ Сі) — 2

■ КГ-1

КГ-

Рис. 2. Распределение родителей по уровням готовности к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья по критерию «мотивационный» (нулевой срез)

Таблица4

Оценка уровня готовности родителей по критерию «когнитивный»

Г руппа Кол-во чел. в группе Уровни готовности

высокий выше среднего средний ниже среднего низкий Х

Z % Z % Z % Z % Z %

ЭГ-1 27 1 3,7 3 11,1 5 18,5 10 37 8 29,7 3,48

КГ-1 25 1 4 1 4 4 16 11 44 8 32 3,56

ЭГ-2 23 1 4,4 2 8,8 3 13,2 8 34,7 9 38,9 3,47

КГ-2 26 1 3,8 3 11,5 4 15 9 34,6 9 35,1 3,54

Таблица5

Результаты хи-квадрат (нулевой срез) по уровням готовности по критерию «когнитивный»

Сравниваемые группы Значение хи-квадрат

полученное табличное

ЭГ-1 и КГ-1 1,376 5,991

ЭГ-2 и КГ-2 0,702

ЭГ-1 и ЭГ-2 0,733

КГ-1 и КГ-2 2,068

Нулевая гипотеза - уровень готовности родителей к содействию в образовании детей с ОВЗ не различается у экспериментальных и контрольных групп.

Альтернативная гипотеза - уровень готовности родителей к содействию в образовании детей с ОВЗ различается у родителей экспериментальных и контрольных групп.

Проанализируем результаты «нулевого среза» по первому критерию («мотивационный») (табл. 2 и 3). Выборочное среднее в рассматриваемых группах практически совпадает, что позволяет судить о сходности этих групп.

Из данных, представленных в таблице 3, видно, что по критерию «мотивационный» уровень готовности родителей к содействию в образовании детей с ОВЗ примерно одинаков.

Полученные данные говорят о хорошей и выше среднего мотивационной готовности родите-

лей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Используя статистический критерий хи-квадрат, мы проверили справедливость нулевой гипотезы, сравнивая между собой экспериментальные и контрольные группы.

Поскольку полученное значение при сравнении каждой пары групп меньше табличного, мы приходим к выводу, что уровень готовности родителей к содействию в образовании детей с ОВЗ по критерию «мотивационный» примерно одинаков. Экспериментальные данные подтверждают выдвинутую нулевую гипотезу.

Таким образом, по данному критерию уровень готовности у родителей экспериментальных и контрольных групп не различается.

Наглядно мы представим результаты на рисунке 2.

40

30

20

10

0

Ш. ЭГ-1

□ (|) - 2

■ КГ-1

-2 Г- К

Рис. 3. Распределение родителей по уровням готовности к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья по критерию «когнитивный» (нулевой срез)

Таблица6

Оценка уровня готовности родителей по критерию «деятельностно-практический»

Г руппа Кол-во чел. в группе Уровни готовности

высокий выше среднего средний ниже среднего низкий Х

Z % Z % Z % Z % Z %

ЭГ-1 27 1 3,7 1 3,7 6 22,3 10 37 9 33,3 3,66

КГ-1 25 1 4 1 4 4 16 11 44 8 32 3,64

ЭГ-2 23 1 4,4 1 4,4 3 12,2 8 35 10 44 3,56

КГ-2 26 1 3,8 1 3,8 4 16,6 9 34 11 41,8 3,54

Таблица7

Результаты хи-квадрат (нулевой срез) по уровням готовности по критерию «деятельностно-практический»

Сравниваемые группы Значение хи-квадрат

полученное табличное

ЭГ-1 и КГ-1 0,333 5,991

ЭГ-2 и КГ-2 1,909

ЭГ-1 и ЭГ-2 1,143

КГ-1 и КГ-2 1,151

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пользуясь аналогичной схемой и методикой, далее мы выявили уровень сформированное™ второго критерия - «когнитивный». В процессе изучения нами были получены следующие результаты, представленные в таблицах 4 и 5.

Выборочное среднее позволяет судить о том, что уровень готовности по критерию «когнитивный» во всех четырех группах практически одинаков и находится на низкой отметке.

Из таблицы 5 видно, что полученное значение хи-квадрат при сравнении каждой пары групп меньше табличного, в связи с чем, мы приходим к выводу, что уровень готовности родителей экспериментальных и контрольных групп по критерию «когнитивный» примерно одинаков. Экспериментальные данные подтверждают выдвинутую нулевую гипотезу.

Наглядно результаты представлены на рисунке 3.

Таким образом, большинство родителей не знают особенности дефекта ребенка и меры по компенсации существующего дефекта.

Аналогично проверялся уровень готовности по третьему критерию - «деятельностно-практический».

Проанализируем результаты «нулевого среза» по третьему критерию «деятельностно-практический», результаты исследования представлены в таблицах 6 и 7.

Выборочное среднее свидетельствует о том, что готовность родителей к содействию в образовании детей по критерию «деятельностно-практический» сформирована у родителей на низком уровне.

С|) — 1

□ С|) — 2

■ КГ-1

□ К

Рис. 4. Распределение родителей по уровням готовности к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья по критерию «деятельностно-практический» (нулевой срез)

Таблица8

Оценка уровня готовности родителей по критерию «результативный»

Г руппа Кол-во чел. в группе Уровни готовности

высокий выше среднего средний ниже среднего низкий Х

Z % Z % Z % Z % Z %

ЭГ-1 27 1 3,7 1 3,7 6 22,2 11 40,7 8 29,7 3,74

КГ-1 25 1 4 1 4 2 8 12 48 9 36 3,64

ЭГ-2 23 1 4,4 1 4,4 2 8,8 8 35,2 11 47,2 3,60

КГ-2 26 1 3,8 1 3,8 6 22,8 8 30,4 10 39,2 3,57

Таблица9

Результаты хи-квадрат (нулевой срез) по уровням готовности по критерию «результативный»

Сравниваемые группы Значение хи-квадрат

полученное табличное

ЭГ-1 и КГ-1 0,674 5,991

ЭГ-2 и КГ-2 1,483

ЭГ-1 и ЭГ-2 2,340

КГ-1 и КГ-2 0,516

Полученное значение хи-квадрат при сравнении каждой пары групп меньше табличного, что свидетельствует о статистической незначимости различий и подтверждает нулевую гипотезу.

Это наглядно представлено на рисунке 4.

Таким образом, большинство родителей не владеют или в незначительной степени владеют умениями по компенсации нарушений развития ребенка. Это показывает низкий уровень охвата родителей практической подготовкой к занятиям с детьми в семье.

Далее нами проведено изучение уровня готовности по четвертому критерию - «результативный».

Результаты «нулевого среза» представлены в таблицах 8 и 9.

По критерию «результативный» выборочное среднее практически одинаково, что свидетельствует о том, что готовность к содействию в обра-

зовании детей по данному критерию сформирована у родителей на низком уровне и по данному параметру группы примерно равны между собой.

Сравнение полученных значений хи-квадрат с табличными подтверждает, что отличие в уровне готовности родителей по критерию «результативность» незначительно, что подтверждает нулевую гипотезу.

Наглядно результаты представлены на рисунке 5.

Поскольку основным показателем эффективности разработанной нами системы формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья является переход родителей на более высокий уровень сформированной готовности, мы считаем целесообразным распределить родителей по уровням сформированности готовности в целом.

□ ЭГ-1

□ ЭГ-2

□ КГ-1

□ КГ-2

Рис. 5. Распределение родителей по уровням готовности к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья по критерию «результативный» (нулевой срез)

Таблица10

Результаты распределения родителей по уровням готовности к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (нулевой срез)

Г руппа Кол-во чел. в группе Уровни готовности

высокий выше среднего средний ниже среднего низкий Х

Z % Z % Z % Z % Z %

ЭГ-1 27 1 3,7 3 11,1 7 25,9 9 33,3 7 26 3,59

КГ-1 25 1 4 2 8 6 24 9 36 7 28 3,75

ЭГ-2 23 1 4,4 3 13,2 4 17,6 7 30,8 8 34,4 3,66

КГ-2 26 1 3,8 3 11,4 6 22,8 8 30,4 8 31,6 3,68

Таблица 11

Результаты хи-квадрат (нулевой срез) по уровням готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья

Сравниваемые группы Значение хи-квадрат

полученное табличное

ЭГ-1 и КГ-1 1,690 5,991

ЭГ-2 и КГ-2 2,049

ЭГ-1 и ЭГ-2 2,062

КГ-1 и КГ-2 2,225

Результаты распределения родителей по уровням готовности к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья по обобщенному критерию представлены нами в таблицах 10 и 11.

Показатели выборочного среднего свидетельствуют о примерной сходности экспериментальных и контрольных групп, а также о том, что готовность родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья невысока.

В ходе исследования мы выявили наличие низкого и ниже среднего уровня готовности родителей и лишь незначительная их часть проявляет высокий уровень готовности.

Надо отметить, что показатели по критериям «когнитивный», «деятельностно-практический»,

«результативный» намного ниже в сравнении с мотивационной готовностью родителей к участию в образовании детей.

Полученное значение хи-квадрат при сравнении каждой пары групп меньше табличного, что свидетельствует о том, что группы подобраны корректно.

Сравнительные данные уровней готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья до проведения формирующего этапа экспериментальной работы представлены на рисунке 6.

Осмысление данных, полученных в результате констатирующего этапа эксперимента, позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Подтвердилась нулевая гипотеза: уровень готовности родителей к содействию в образова-

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Н НС С ВС В

Рис. 6. Распределение родителей по уровням готовности к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (нулевой срез)

□ ЭГ-1

□ ЭГ-2

□ КГ-1

□ КГ-2

нии детей с ограниченными возможностями здоровья на констатирующем этапе эксперимента не различается у родителей экспериментальных и контрольных групп.

2. Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы свидетельствуют о низком уровне готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, такую готовность необходимо специально формировать. В связи с чем возникает необходимость внедрения системы формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и технологии её реализации.

Таким образом, по итогам констатирующего эксперимента отмечается недостаточная готовность родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (низкий и ниже среднего уровни). Следовательно, готовность необходимо специально формировать. Это требует реализации разработанной системы формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и внедрения технологии по формированию дифференцированной

готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографический список

1. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.

2. Монакова Т.В. Преемственность в речевой работе детского сада и семьи // Логопед. - 2006. -№5. - С. 43-49.

3. Мусихина С.А. Особенности взаимодействия. Систематический подход к изучению детей с различными формами дизонтогенеза. Ч. 2 // Материалы метод. науч.-практич. Конференции. - Екатеринбург, 2006. - №5. - С. 193-201.

4. Урядницкая Н.А. Модернизация системы специального образования в Российской Федерации: достижения, проблемы и перспективы // Отчетные материалы плана-заказа РАО на выполнение приоритетных исследований в 2006 году Института коррекционной педагогики РАО. - М.: РАО, 2006. - 37 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.