Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзундза Алла Ивановна, Грибова Елена Георгиевна

В статье анализируются научные подходы к проблеме формирования готовности к профессиональной самореализации у будущих преподавателей высшей школы. На основе проведенного анализа научно-педагогической литературы уточняются определения следующих понятий: «самореализация» и «профессиональная самореализация». Приводится авторское определение феномена готовности к профессиональной самореализации будущих преподавателей высшей школы. Выявлены условия успешного формирования готовности к профессиональной самореализации у будущих преподавателей высшей школы. Обосновано, что наибольшей профессиональной и личностной успешности добивается человек, способный к полноценной самореализации в деятельности, которая значима для него и важна для общества. Сделан вывод о том, что для прогрессивного развития социума особенно важно, чтобы обучение и воспитание подрастающего поколения граждан осуществлялось преподавателями, успешно самореализующимися в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзундза Алла Ивановна, Грибова Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF FUTURE HIGHER SCHOOL TEACHERS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article analyzes scientific approaches to the problem of formation of readiness for professional self-realization of future high school teachers. Based on the analysis of scientific and pedagogical literature, the definitions of the following concepts are specified: “self-realization” and “professional self-realization”. The author's definition of the phenomenon of readiness for professional self-realization of future teachers of higher education is given. The conditions for the successful formation of readiness for professional self-realization among future teachers of higher education are revealed. It is substantiated that the greatest professional and personal success is achieved by a person who is capable of full-fledged self-realization in activities that are significant for him and important for society. It is concluded that for the progressive development of society, it is especially important that the education and upbringing of the younger generation of citizens is carried out by teachers who successfully self-actualize in their professional activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

9. Камалова, И.Ф. Развитие нравственных ценностных ориентаций студентов вуза средствами музыкального искусства: диссертация ...канд. пед. наук: 13.00. 01 / Камалова Ильмира Фуатовна. - Казань, 2009. - 248 с.

10. Князькина, К.А. Формирование эстетической культуры обучающихся средствами музыки / К.А. Князькина, А.О. Лучинина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 32-34.

11. Королева, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб. - метод. пособие / Т.П. Королева. - Минск: БГПУ, 2010. - 216 с.

12. Кравцова, Е.Е. Неклассическая психология Л.С. Выготского // Национальный психологический журнал. - 2012. -№ 1 (7). - С. 61-66

13. Сайфуллина, М.В. Музыкально-эстетическое воспитание как социокультурный процесс: диссертация ... канд. культур. наук: 24.00.01 / Сайфуллина Марина Витальевна. - Томск, 2002. - 182 с.

Педагогика

УДК 378.124: 159.923.3

доктор педагогических наук, профессор Дзундза Алла Ивановна

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет» (г. Донецк); аспирант Грибова Елена Георгиевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Луганской Народной Республики «Луганский государственный университет имени Владимира Даля» (г. Луганск)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье анализируются научные подходы к проблеме формирования готовности к профессиональной самореализации у будущих преподавателей высшей школы. На основе проведенного анализа научно-педагогической литературы уточняются определения следующих понятий: «самореализация» и «профессиональная самореализация». Приводится авторское определение феномена готовности к профессиональной самореализации будущих преподавателей высшей школы. Выявлены условия успешного формирования готовности к профессиональной самореализации у будущих преподавателей высшей школы. Обосновано, что наибольшей профессиональной и личностной успешности добивается человек, способный к полноценной самореализации в деятельности, которая значима для него и важна для общества. Сделан вывод о том, что для прогрессивного развития социума особенно важно, чтобы обучение и воспитание подрастающего поколения граждан осуществлялось преподавателями, успешно самореализующимися в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: готовность к профессиональной самореализации будущих преподавателей высшей школы, самореализация, профессиональная самореализация, преподаватель высшей школы, педагогическая деятельность.

An^tatton. The article analyzes scientific approaches to the problem of formation of readiness for professional self-realization of future high school teachers. Based on the analysis of scientific and pedagogical literature, the definitions of the following concepts are specified: "self-realization" and "professional self-realization". The author's definition of the phenomenon of readiness for professional self-realization of future teachers of higher education is given. The conditions for the successful formation of readiness for professional self-realization among future teachers of higher education are revealed. It is substantiated that the greatest professional and personal success is achieved by a person who is capable of full-fledged self-realization in activities that are significant for him and important for society. It is concluded that for the progressive development of society, it is especially important that the education and upbringing of the younger generation of citizens is carried out by teachers who successfully self-actualize in their professional activities.

Key words: readiness for professional self-realization of a future high schoolteacher, self-realization, professional self-realization, high school teacher, pedagogical activity.

Введение. Приоритетной сферой социально-экономического, культурного и духовного развития государства является система образования, в которой ключевая роль принадлежит педагогу. Эффективность профессиональной самореализации преподавателя напрямую зависит от его компетентности и профессионализма, опыта педагогической деятельности, жизненной позиции, педагогического мастерства и творчества. Благодаря деятельности преподавателей высшей школы реализуется государственная политика, направленная на укрепление интеллектуального, творческого и духовного потенциала будущих специалистов, развитие современной науки, техники и технологий сохранения и приумножения культурного наследия общества. В связи с этим особое значение приобретает проблема профессиональной самореализации у будущих преподавателей высшей школы как одного из важнейших условий их личностного и профессионального развития [5, С. 125].

В свою очередь, эффективная профессиональная самореализация преподавателя высшей школы обеспечивается взаимосвязанной совокупностью объективных (социальных) условий и субъективных (индивидуально-личностных) факторов. За последние десятилетия социально-экономические, содержательные, динамические, векторные характеристики жизнедеятельности современного общества существенно изменились. В связи с этим актуализировалась проблема выявления характера влияния новых внешних условий на потребности, интересы, стремления, установки личности, связанные с ее готовностью и способностью к успешной профессиональной самореализации.

Цель статьи - проанализировать научные подходы к изучению проблемы формирования готовности к профессиональной самореализации у будущих преподавателей высшей школы.

Изложение основного материала статьи. Отдельные аспекты проблемы формирования готовности к профессиональной самореализации разрабатываются в ряде научно-педагогических исследований. Так, теория самореализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в западной психологии и описывается в работах таких исследователей, как А. Адлер [1], А. Маслоу [20], Г. Олпорт [25], К. Роджерс [26], Э. Фромм [30], К. Юнг [32] исследуют феномен самореализации как явление, предопределенное естественным стремлением человека быть самоактуализирующейся личностью. Ряд ученых отрицают такую предопределенность Е.А. Коломиец [13], Л.В Овчаренко [24]. И.Б. Дерманова [7], Т.В. Луговская [17] считают самореализацию формой, в которой осуществляется самовыражение и самоактуализация человека. Самореализацию как механизм развития личности рассматривали Т.А. Бурова [2], Е.Е. Вахромов [3], Г.М. Зараковский [2]. Вопросам профессионально-личностного становления и развития

педагога посвящены работы Э.Ф. Зеера [10], И.А. Зимней [11], Н.В. Кузьминой [16], А.К. Марковой [19], Л.М. Митиной [21], В.А. Сластёнина [29], В.Д. Шадрикова [31] и др.

Анализ научно-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день не существует однозначного толкования сущности, источников и критериев самореализации, ее компонентов и внутренней структуры. В современном обществе человек воспринимается как индивидуальность, которая собственными силами строит свою жизнь и при этом должна соответствовать наиболее высоким требованиям к самостоятельности и инициативности. Безусловно, для самореализации в самых сложных социально-экономических условиях современности человеку необходимо выйти за пределы общественных стереотипов, общепринятых рамок, социальных шаблонов, чтобы найти свое место в мире.

Все это привело к резкому увеличению количества психологических, педагогических, философских исследований, посвященных проблеме самореализации и самоактуализации личности. В связи с этим важен анализ соотношения понятий «самореализация» и «самоактуализация». В психологической литературе существует точка зрения, в соответствии с которой разногласия в интерпретации этих понятий связаны с ориентацией на внутренний или внешний план существования личности. Л.В. Овчаренко считает, что термин «самоактуализация» отражает процесс во внутреннем плане личности, «самореализация» - в большей степени во внешнем [24]. Чтобы установить различия между этими понятиями, Е.Е. Вахромов опирается на толкование понятий «реализация» и «актуализация» в Оксфордском словаре. Так, реализация -это умственная (когнитивная) деятельность. Актуализация отображает деятельность, имеющую вещественный результат. То есть, по мнению ученого, понятие самореализации характеризует умственный, когнитивный аспект деятельности, работу во внутреннем плане существования личности. А понятие «самоактуализация» означает практический аспект деятельности: поступки и действия, направленные на выполнение жизненного плана [3].

Заметим, что понятие «самореализация» еще не имеет четкого определения в современной науке. Представители гуманистического направления в психологии понятие «самореализация» трактуют, опираясь на его философское понимание, и утверждают, что человек самостоятельно творит свой жизненный путь, ставит перед собой цели и выбирает оптимальные пути их достижения. В философии самореализация рассматривается, с одной стороны, как объяснительный принцип, отражающий универсальное основание бытия человека в мире, который он создает сам, а с другой - как предмет конкретного исследования, целью которого является формирование образа «целостного человека» [7, С. 20].

Нам импонирует точка зрения С.А. Мульковой, которая определяет «самореализацию» как высшую стадию развития зрелой личности, осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества с другими людьми, путем осознания и постоянного преодоления внутренних и внешних противоречий для полного раскрытия своих сили способностей, при котором личность становится субъектом своего развития [23, С. 205].

Очевидно, что человек стремится реализовать себя на протяжении всей своей жизни. Основными сферами его самореализации являются профессиональная деятельность и личная жизнь, которые следует рассматривать как единое целое в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Под самореализацией мы понимаем процесс реализации личностного потенциала человека, который постоянно развивается, благодаря всестороннему проявлению своей индивидуальности, при помощи собственных усилий и взаимодействия с другими людьми. С учетом этого самореализация преподавателя высшей школы предполагает осуществление планов, стремлений, способностей и потенциальных возможностей, направленных на дальнейшее развитие собственной личности и окружающей действительности.

Анализируя феномен «профессиональная самореализация», отметим, что А.М. Кириченко предлагает рассматривать профессиональную самореализацию как совокупность проявления индивидуальных профессионально-личностных качеств педагога, вследствие осуществления которых он воспроизводит себя в своей сущности в многомерной педагогической и социальной деятельности [12, С. 14].

По мнению С.А. Дружилова, профессиональная самореализация преподавателя высшей школы отличается от самореализации любого другого профессионала специфическими видами деятельности:

- учебной (проведение лекционных, семинарских и практических занятий, экзаменов, зачетов, консультаций);

- методической (разработка конспектов занятий, учебных программ по дисциплинам, сбор методического материала, составление методических рекомендаций и т.д.);

- воспитательной (организация внеаудиторной работы со студентами);

- рефлексивно-творческой (самооценка, оценка результатов своей педагогической деятельности, педагогическое проектирование и планирование, понимание мыслей и чувств окружающих людей, взгляд на событие или явление со стороны другого человека; творческое отношение к педагогической деятельности, креативность);

- коммуникативной (взаимодействие со студентами и их родителями, коллегами, руководством);

- научно-исследовательской (осуществление научно-педагогического исследования, внедрение результатов исследования в педагогическую науку и практику, руководство научно-исследовательской деятельностью студентов, участие в научных конференциях, форумах, круглых столах и др.);

- инновационной (участие в инновационных разработках и проектах, разработка и применение инновационных методик в области преподаваемых дисциплин, поиск новых, более эффективных способов и приемов преподавания и др.) [9, С. 26].

Все виды деятельности преподавателя высшей школы требуют немалых затрат сил и энергии. Это связано, прежде всего, с необходимостью одновременного использования целого ряда соответствующих знаний и умений в условиях сложного и динамичного образовательного процесса, эффективность которого значительной степени зависит от самого педагога [8, С. 149].

По своей сути педагогическая деятельность многомерна и полифункциональна. Поэтому мы считаем, что профессиональная самореализация преподавателя высшей школы может полноценно развернуться в многомерном образовательном пространстве. Проектирование профессионально-деятельностного поля - это, прежде всего задача самого преподавателя высшей школы, который стремится к эффективной профессиональной самореализации.

Проблема формирования готовности к профессиональной деятельности рассматривается в работах А.А. Вербицкого [4], В.В. Горшковой [6], Т.А. Загривной [6].

Анализ современных научных исследований показал, что проблема подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности широко проанализирована в работах ученых, а проблема формирования готовности к профессиональной самореализации рассматривается лишь фрагментарно преимущественно в психологической литературе в работах: А. Адлера [1], А. Маслоу [20], Г. Олпорта [25], К. Роджерса [26], Э. Фромма [30], К. Юнга [32] и многих других.

На основе анализа педагогической и психологической литературы мы рассматриваем готовность к профессиональной самореализации преподавателя высшей школы как состояние личности, которое характеризует определенный уровень компетентности, степень полноты сформированности ценностно-мотивационной стороны личности, творческих способностей и опыта педагогической деятельности.

Формирование готовности к профессиональной самореализации у будущих преподавателей высшей школы происходит успешно, если реализуются:

- компетентностное обеспечение процесса профессиональной самореализации;

- мотивационно-ценностное обеспечение процесса профессиональной самореализации;

- технологическое обеспечение (качественные характеристики самопознания, самосовершенствования, самоутверждения);

- удовлетворенность самореализацией (на уровне социального, физического и психологического состояния, характеризующегося высокой самооценкой профессиональных достижений).

Выводы. Итак, теоретический анализ научной литературы и нормативной документации показал, что, во-первых, поскольку инновационная практика функционирования рынка образовательных услуг на уровне высшей школы значительно опережает развитие научной теории управления им, то квалификационные требования к выпускникам, которые в основном определяют цели, содержание и формы профессионального образования, не предусматривают овладение будущими специалистами навыками деятельности по формированию готовности к профессиональной самореализации. Во-вторых, сама проблема формирования готовности к профессиональной самореализации у будущих преподавателей высшей школы до сих пор не стала предметом специального научно-педагогического исследования и, по сути, в рамках теории и методики профессионального образования еще не нашла своего должного теоретического обоснования.

Учет современных достижений педагогики, менеджмента образования и психологии, единство требований, продуманная система ценностей и традиций в коллективе, атмосфера уважения и поддержки всех участников образовательного процесса, принятие мудрых управленческих решений, тесное сотрудничество и сотворчество между преподавателями и студентами - это те важные факторы, которые могут способствовать успешной самореализации преподавателя высшей школы в его профессиональной деятельности.

Литература:

1. Адлер, А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека / А. Адлер. - СПб., 1998. - 19 с.

2. Бурова, Т.А. Самореализация в трудовой деятельности как характеристика качества жизни российского населения // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики / Т.А. Бурова, Г.М. Зараковский. - М.: Межрегиональная общественная организация «Межрегиональная эргономическая ассоциация», 2005. - № 3-2. - 9 с.

3. Вахромов, Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии [Электронный ресурс] / Е.Е. Вахромов. - Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x041.htm

4. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования [Электронный ресурс] /

A.А. Вербицкий. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstno-kompetentnostnyy-podhod-k-modernizatsii-obrazovaniya

5. Вялых, В.В. Анализ профессионального саморазвития личности с позиции синергетического подхода / В.В. Вялых,

B.В. Неволина // Дискуссия. - Екатеринбург. Изд. Дом «Ажур», 2019. - №9. - С. 125-129.

6. Горшкова, В.В. Мотивационная сфера как условие самореализации взрослого человека [Электронный ресурс] /

B.В. Горшкова, Т.А. Загривная - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya-sfera-kak-uslovie-samorealizatsii-vzroslogo-cheloveka

7. Дерманова, И.Б. Психологические проблемы самореализации личности Текст. / И.Б. Дерманова, Л.А. Коростылева; под. ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2018. - С. 20-27.

8. Дзундза, А.И. Критерии, показатели и уровни готовности к осуществлению валеологической деятельности студентов университета / Дзундза А.И., Еремка Е.В., Сарычева О.В. // Вестник Донецкого национального университета. -Серия Б. Гуманитарные науки. - Научный журнал, 2021. - № 2. - С. 144-152.

9. Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход /

C.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. - Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк.

- 2015 (выпуск 8). - С. 26-32.

10. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2011. - 280 с.

11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2003. - 384 с.

12. Кириченко, А.М. Профессиональная самореализация учителя в условиях трансформирующегося российского общества: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2005. - С. 13-15.

13. Коломиец, Е.А. Методологические проблемы самореализации личности в пространстве образования [Электронный ресурс] / Е.А. Коломиец. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7metodologicheskie-problemy-samorealizatsii-lichnosti-v-prostranstve-obrazovaniya

14. Коростылева, Л.А. Самореализация в некоторых основных сферах жизнедеятельности и методы исследования / Л.А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб., 2018. - 19 с.

15. Крутецкий, В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития Текст.: учебное пособие / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова. - М.: Прометей, 2016. - 109 с.

16. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М., 2012. - 255 с.

17. Луговская, Т.В. Философские аспекты самореализации человека [Электронный ресурс] / Т.В. Луговская. - Режим доступа: www. gramota. net/materials/3/2009/1/18.html

18. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М.И. Лукьянова. -М.: ТЦ Сфера, 2017. - 213 с.

19. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Электронный ресурс] / А.К. Маркова. - Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/markova-ak-psihologiya-professionalizma_6b2fa1cadce.html?page=5

20. Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. - М., 1982. - С. 108-117.

21. Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л.М. Митина. - М.: Нестор-История, 2016. - 45 с.

22. Мичурина, Е.С. Формирование профессионального самоопределения студентов в условиях непрерывного технического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец.13.00.01 - Общая педагогика / Елена Сергеевна Мичурина.

- Кемерово, 2009. - С. 80-86.

23. Мулькова, С.А. Типы самореализации личности преподавателя в педагогическом общении: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - М., 2003. - 205 с.

24. Овчаренко, Л.В. Сравнительный анализ понятий «самореализация» и «самоактуализация» как составляющих категориального аппарата философии образования [Электронный ресурс] / Л.В. Овчаренко. - Режим доступа: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2015_3-3_37.pdf/

25. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды / Г. Олпорт - М.: Академия, 2010. - 240 с.

26. Роджерс, К. Становление личности / К. Роджерс. - М.: Совершенство, 2008. - 608 с.

27. Свидерская, С.П. Научно-исследовательская деятельность как условие совершенствования профессиональной самореализации педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец.13.00.08 - Теория и методика профессионального образования / Светлана Петровна Свидерская. - Калининград, 2018. - 99 с.

28. Ситникова, М.И. Социально-педагогический аспект проблемы творческой самореализации молодого учителя / М.И. Ситникова, Л.С. Колодочка // Сборник студенческих работ. - Белгород, 2018. - С. 14-17.

29. Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя [Текст]: монография / О.П. Морозова, В.А. Сластенин, Ю.В. Сенько и др. - Барнаул, 2019. - 546 с.

30. Фромм, Э.Человек для самого себя [Электронный ресурс] / Э. Фромм. - Режим доступа: https://avidreaders.ru/book/chelovek-dlya-samogo-sebya.html

31. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательной политики Текст. / В.Д. Шадриков. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2013. - 181 с.

32. Юнг, К. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты [Электронный ресурс] / К. Юнг. - Режим доступа: https://bookscafe.net/author/yung_karl-1927.html#google_vignette

33. Theoretical principles of professional self-realization of high school teachers in educational project activities [Text]: monographie[Электронный ресурс] / Rybalko L.S., Chernovol-Tkachenko R.I., Kirychenko S.V., Jose da Costa H.O. - Karlsruhe, 2020. Режим доступа: https://sworld.com.ua/simpge2/sge2-02.pdf

34. Vekovtseva, T.A. The main directions of self-development of a university teacher in the professional activity [Электронныйресурс] / T.A. Vekovtseva // Fundamental research. - 2018. - № 11 (part 2) - P. 326-330. Режим доступа: https://fundamental-research.ru/en/article/view?id=30530

Педагогика

УДК 37.03.37.032

старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики Дятлова Елена Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (г. Самара)

ПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ МЕНЕДЖЕРОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются два подходы к определению понятия «менеджер государственного и муниципального управления». В одном из подходов обязательным является наличие профильного образования, в другом -наличие опыта профессиональной деятельности. В статье профессия менеджера государственного и муниципального управления рассматривается как амбивалентная. С одной стороны, менеджер государственного и муниципального управления является государственным служащим, руководствующимся интересами государства и общества при осуществлении своей профессиональной деятельности. Также он является управленцем, профессионалом, применяющим в своей профессиональной деятельности достижения науки управления и накопленный опыт, в том числе и в корпоративном секторе. При этом подчеркивается необходимость учитывать существующие отличия в управлении организациями государственного и корпоративного сектора, обусловленные разными средами. В рамках статьи менеджер государственного и муниципального управления рассматривается как субъект по отношению к социальной среде, обуславливающей государственный сектор. Анализ особенности средового подхода позволил выделить ряд правил, присущих среде. Среда профессиональной деятельности будущих менеджеров государственного и муниципального управления определяет требования к их подготовке. В статье говорится, что особенности среды влияют и на круг задач, решаемых менеджером государственно и муниципального управления. Анализ задач, стоящих перед менеджером государственного и муниципального управления позволяет выделить две направленности их деятельности: «клиентоориентированность» и «управление по результатам». В рамках данной статьи проект рассматривается как инструмент достижения «клиентоориентированности» и «управления по результатам» в процессе профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления. Выделены основные преимущества проекта. Проектное управление также рассматривается как механизм решения задач, стоящих перед будущим менеджером государственного и муниципального управления. Подчеркивается актуальность подготовки менеджеров государственного и муниципального управления, готовых применять идеи и механизмы проектного управления.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, социальная среда, менеджер государственного и муниципального управления, клиентоориентированность, управление по результатам, проект.

Annotation. In the present article two approaches towards the concept of a "state and municipal administration manager" are considered. For the first approach the principal element is specialized training, for the second one - having professional experience is key. In the article the job of a state and municipal administration manager is regarded as ambivalent. On the one hand, a state and municipal administration manager is a civil servant who is guided by the interests of the state and the society in their professional work. Moreover, this is an manager, an expert who uses the latest administration achievements and personal experience in their professional activity, and in the cooperative sector as well. Nevertheless, it is highlighted that it is crucial to understand the difference in managing state organizations and cooperative sector organizations, which appears due to the difference of the environments. In the article a state and municipal administration manager is considered as a subject to the social environment that determines the public sector. The analysis of the environment approach elements enabled us to outline a number of principles characteristic of the environment. The professional environment of future state and municipal administration managers determines their training requirements. The article highlights that the variety of tasks that are set for state and municipal administration managers is also influenced by the peculiarities of the professional environment. The analysis of the assignments that are set for state and municipal administration manager gives us a chance to work out to vectors of their activity: the "client-oriented" approach and the "result-based" approach. Within the present article a project is regarded as a way to achieve the "client-oriented" approach and "result-based" approach in the work of state and municipal administration managers. The major advantages of a project are outlined. Furthermore, project management is regarded as means of solving the problems that future state and municipal administration managers face. The article notes the topicality of training state and municipal administration managers who are ready to implement project management ideas and methods.

Key words: professional activity, vocational training, social environment, state and municipal administration manager, client-oriented, result-based, project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.