Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К КОММУНИКАТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В РАЗРАБОТКУ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К КОММУНИКАТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В РАЗРАБОТКУ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудничество / проект / готовность / формирование / коммуникативный / взаимодействие / деятельность / педагог / cooperation / project / readiness / formation / communicative / interaction / activity / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.В. Копанева, О.В. Лешер, Л.И. Антропова

В данной статье представлены результаты исследования по проблеме формирования готовности педагогов к коммуникативному взаимодействию в процессе включения их в проектную деятельность. В последние годы в системе отечественного образования произошел переход на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, которые предполагают применение новых образовательных технологий обучения. Это влечет за собой поиск стимулирующих факторов, влияющих на формирование готовности педагогов к коммуникативному взаимодействию в профессиональной сфере. Одним из таких факторов является коммуникативное пространство проектной деятельности, включенность в разработку и реализацию которых формирует у педагогов профессиональную компетентность и развивает их коммуникативный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.В. Копанева, О.В. Лешер, Л.И. Антропова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS FOR COMMUNICATIVE INTERACTION THROUGH THE INCLUSION OF TEACHERS IN THE DEVELOPMENT OF JOINT PROJECTS

The article presents results of a study on the problem of formation of teachers’ readiness for communicative interaction in the process of their inclusion in project activities. Currently, the education system is undergoing a transition to federal state educational standards of a new generation, requiring the introduction of new educational learning technologies. The formation of a teacher’s readiness for communicative interaction in the process of professional activity is most effectively carried out in conditions that stimulate such interaction. The communicative space of project activity, the involvement of the teacher in the development and implementation of pedagogical projects contributes to the formation of readiness for communicative interaction and the disclosure of their communicative potential. The need to solve this problem in the context of an educational organization is an urgent pedagogical task, both from a theoretical and practical point of view.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К КОММУНИКАТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В РАЗРАБОТКУ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ»

2. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2017; Т. 9, № 1. Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf

3. Яркова Т. А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016; Т. 2, № 4: 222 - 234.

4. Огарева Е.И., Лик Н.В. Возможности формирования «гибких навыков» (soft skills) в образовательной системе вуза. Гуманизация образования. 2019; № 5: 97 - 111.

5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена. Вопросы психологии. 2006; № 3: 78 - 86.

6. Чуланова О.Л. Эмоциональная компетентность в управлении персоналом. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011; № 16: 135 - 138.

7. Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании. Available at: https://drofaventana.ru/upload/iblock/a46/a46cf257f717080c7ddd52206ee410f6.pdf

8. Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. Роль научно-исследовательской работы в формировании «мягких» компетенций студентов. Бизнес. Образование. Право. 2017; № 4 (41): 366 - 372.

9. Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. Softskills (мягкие компетенции бакалавра: оценка состояния и направления формирования. ВестникВГУ. Серия: Экономика и управление. 2018; № 4: 63 - 68.

10. Брасс А.А. Селф-маркетинг как мягкая компетенция. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2021: 8 - 12.

11. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills. Концепт. Научно-методический журнал. Available at: https://e-koncept.ru/2018/181018.htm

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 51.04.03 Социально-культурная деятельность. Available at: http://www.fgosvo.ru/news/21/1651/

References

1. Calikova I.K., Pahotina S.V. Nauchnye issledovaniya po voprosam formirovaniya soft skills (obzor dannyh v mezhdunarodnyh bazah SCOPUS, WEB OF SCIENCE. Obrazovanie i nauka. 2019; T. 21, № 8: 187 - 207.

2. Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Yu.M. Sovremennye napravleniya teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE». 2017; T. 9, № 1. Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf

3. Yarkova T.A., Cherkasova I.I. Formirovanie gibkih navykov u studentov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2016; T. 2, № 4: 222 - 234.

4. Ogareva E.I., Lik N.V. Vozmozhnosti formirovaniya «gibkih navykov» (soft skills) v obrazovatel'noj sisteme vuza. Gumanizaciya obrazovaniya. 2019; № 5: 97 - 111.

5. Andreeva I.N. 'Emocional'nyj intellekt: issledovaniya fenomena. Voprosypsihologii. 2006; № 3: 78 - 86.

6. Chulanova O.L. 'Emocional'naya kompetentnost' v upravlenii personalom. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2011; № 16: 135 - 138.

7. Rabotayuschij 'emocional'nyj intellekt v biznese i obrazovanii. Available at: https://drofaventana.ru/upload/iblock/a46/a46cf257f717080c7ddd52206ee410f6.pdf

8. Mikidenko N.L., Storozheva S.P. Rol' nauchno-issledovatel'skoj raboty v formirovanii «myagkih» kompetencij studentov. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2017; № 4 (41): 366 - 372.

9. Berkovich M.I., Kofanova T.A., Tihonova S.S. Softskills (myagkie kompetencii bakalavra: ocenka sostoyaniya i napravleniya formirovaniya. Vestnik VGU. Seriya: 'Ekonomika i upravlenie. 2018; № 4: 63 - 68.

10. Brass A.A. Self-marketing kak myagkaya kompetenciya. Sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarsk, 2021: 8 - 12.

11. Bacunov S.N., Derecha I.I., Kungurova I.M., Slizkova E.V. Sovremennye determinanty razvitiya soft skills. Koncept. Nauchno-metodicheskij zhurnal. Available at: https://e-koncept. ru/2018/181018.htm

12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya (FGOS VO) po napravleniyu podgotovki 51.04.03 Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Available at: http://www.fgosvo.ru/news/21/1651/

Статья поступила в редакцию 26.11.21

УДК 378

Kopaneva O.V., postgraduate, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), E-mail: zajceva_12@bk.ru

Lesher O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), E-mail: vlesher@rambler.ru

Antropova L.I., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), E-mail: alitier@mail.ru

FORMATION OF READINESS FOR COMMUNICATIVE INTERACTION THROUGH THE INCLUSION OF TEACHERS IN THE DEVELOPMENT OF JOINT PROJECTS. The article presents results of a study on the problem of formation of teachers' readiness for communicative interaction in the process of their inclusion in project activities. Currently, the education system is undergoing a transition to federal state educational standards of a new generation, requiring the introduction of new educational learning technologies. The formation of a teacher's readiness for communicative interaction in the process of professional activity is most effectively carried out in conditions that stimulate such interaction. The communicative space of project activity, the involvement of the teacher in the development and implementation of pedagogical projects contributes to the formation of readiness for communicative interaction and the disclosure of their communicative potential. The need to solve this problem in the context of an educational organization is an urgent pedagogical task, both from a theoretical and practical point of view.

Key words: cooperation, project, readiness, formation, communicative, interaction, activity, teacher.

О.В. Копанееа, аспирант, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», г. Магнитогорск,

E-mail: zajceva_12@bk.ru

О.В. Лешер, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», г. Магнитогорск,

E-mail: vlesher@rambler.ru

Л.И. Антропова, д-р филол. наук, проф., ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова»,

г. Магнитогорск, E-mail: alitier@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К КОММУНИКАТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В РАЗРАБОТКУ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ

В данной статье представлены результаты исследования по проблеме формирования готовности педагогов к коммуникативному взаимодействию в процессе включения их в проектную деятельность. В последние годы в системе отечественного образования произошел переход на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, которые предполагают применение новых образовательных технологий обучения. Это влечет за собой поиск стимулирующих факторов, влияющих на формирование готовности педагогов к коммуникативному взаимодействию в профессиональной сфере. Одним из таких факторов является коммуникативное пространство проектной деятельности, включенность в разработку и реализацию которых формирует у педагогов профессиональную компетентность и развивает их коммуникативный потенциал.

Ключевые слова: сотрудничество, проект, готовность, формирование, коммуникативный, взаимодействие, деятельность, педагог.

Требования новых образовательных стандартов, внедренных в связи с изменениями самой социально-экономической российского государства, поставили перед современным обществом и проблему профессиональной переподготовки педагогов [1-12]. Ориентация на формирование универсальных компетенций

обучающихся, пришедшая на смену ранее доминирующей в образовательной системе, основанной на механической передаче знаний, привела к необходимости становления нового типа педагога, обладающего высокой мобильностью, ориентированного на демократизацию и гуманизацию педагогического процес-

са, на становление социально активной личности каждого обучающегося с собственным устойчивым мировоззрением, способным влиять на окружающее его пространство, с потребностью в познании и творчестве [2]. Этому в немалой степени способствует формирование у педагогических работников коммуникативных ценностей, умений коммуникативного взаимодействия с обучающимися и другими педагогами, основанных на доверительном диалогическом общении, что, в свою очередь, ставит вопросы поиска новых форм и методов педагогической работы [3].

Коммуникативная составляющая, лежащая в основе образовательного процесса, рассматривается многими исследователями в качестве одного из ведущих факторов профессиональной подготовки педагогов [4].

Анализ научно-педагогических разработок, посвященных проблемам формирования готовности и различным аспектам коммуникативного взаимодействия, позволил выявить следующие противоречия на социально-педагогическом, научно-педагогическом и научно-методическом уровнях:

- между высокими требованиями социального заказа через образовательные стандарты и профессиональные требования к компетенции педагога, с одной стороны, и недостаточным уровнем организации коммуникативного взаимодействия, которые бы позволило добиться оптимального результата в совместной педагогической деятельности, с другой;

- между потребностью самих педагогов в коммуникативных умениях, системе коммуникативного взаимодействия в целом, с одной стороны, и несформи-рованностью педагогических условий для их развития, обусловленной недостаточной теоретико-методической проработкой вопроса подготовки, с другой;

- между возросшей потребностью педагогов в научно-методическом обеспечении процесса коммуникативного взаимодействия посредством включения в проектную деятельность, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методики его реализации в образовательных учреждениях, с другой.

Цель данной статьи заключается в теоретическом обосновании необходимости развития педагогической коммуникации через проектную деятельность в образовательном пространстве.

Задачи исследования:

- провести анализ понятия «коммуникативное взаимодействие педагогов в проектной деятельности»;

- выделить различные аспекты этого взаимодействия в условиях современного образовательного пространства.

Научная новизна исследования заключается в обосновании идеи о необходимости формирования готовности педагогов к коммуникативному взаимодействию через проектную деятельность в образовательной среде всех уровней, обогащающей концептуальные положения о сущности этого процесса.

Методы исследования: анализ научно-методических и правовых источников, наблюдение, обобщение педагогического опыта работы в общеобразовательных учреждениях.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении педагогических знаний о формировании коммуникативных компетенций педагогов в процессе их взаимодействия в проектной деятельности.

Разнообразным аспектам проблемы формирования готовности к коммуникативному взаимодействию педагогов посвящены исследования авторов, рассматривающих коммуникативное взаимодействие в виде сложного, многостороннего процесса установления и развития межличностных контактов, порождаемого потребностями в совместной деятельности и включающего в себя помимо обмена информацией также и общую стратегию взаимодействия, взаимопонимания и поддержки [5; 6].

Отмечается высокая продуктивность коммуникативного взаимодействия педагогов при включении в себя новых творческих задач с возможностью применения нестандартных возможностей преодоления коммуникативных барьеров [7].

Отдельные вопросы обеспечения готовности педагогов к осуществлению образовательного процесса в условиях инновационной коммуникативной практики рассмотрены в исследованиях Л.П Богдановой, Н.П. Гаманенко, Т.П Глазыри-ной, В.А. Зацепина и других авторов [8].

Также отмечалось, что решению коммуникативных проблем способствует организация совместной продуктивной деятельности педагогов, в том числе совместная проектная работа, способствующая их самореализации на основе коммуникативного взаимодействия [3].

Под проектом понимается целенаправленная, ограниченная во времени деятельность, осуществляемая для удовлетворения конкретных потребностей при наличии внешних и внутренних ограничений и использовании ограниченных ресурсов [9]. Педагогические проекты имеют преимущественно цель изменения конкретной образовательной системы для повышения ее эффективности [9].

Сам образовательный процесс немыслим без системы взаимодействия педагогического состава. Поэтому, решая проблему формирования готовности педагогов к коммуникативному взаимодействию, необходимо учитывать всю сложность этой образовательной системы с ее педагогическими теориями и концепциями ценностных ориентаций и ценностного отношения к коммуникативному взаимодействию, с различными подходами аксиологического, проектного и технологического направлений.

Готовность педагогов к коммуникативному взаимодействию может формироваться через их активное включение в разработку совместных проектов, эффективное педагогическое сотрудничество [10].

При этом содержание их совместной деятельности, как отмечают многие исследователи, значительно богаче индивидуальной [5], т.к. в совместной работе каждый участник вносит в нее свой индивидуальный опыт, во многом отличный от опыта других педагогов. Также отмечается, что социально обусловленная совместная педагогическая деятельность является главным системообразующим и интегрирующим основанием группы для совместного творчества [6].

В ходе исследования было установлено, что творчески работающие педагоги, деятельность которых рассматривается в непосредственном взаимодействии друг с другом, находятся в постоянном поиске наиболее эффективных способов выстраивания коммуникативных взаимоотношений. Их мышление более гибко и способно подстраиваться для выбора оптимального совместного результата. Включение педагогов в разработку совместных проектов дает возможность экспериментировать, синтезируя индивидуальные занятия и опыт, тем самым создавая бОльшие возможности для развития творческих способностей каждого через открытие нового в этой системе коммуникации [11].

Эти возможности предполагают, что формирование готовности педагога к коммуникативному взаимодействию напрямую зависит от эффективности совместной деятельности. И в этом аспекте необходимо обратить внимание на формы и методы педагогического сотрудничества в проектной работе [12].

Продуктивные технологии сотрудничества, под которыми и понимается система форм и методов работы, способствуют формированию навыков совместной работы в команде, готовности к творческой разработке, решению проектных задач и выработке новых идей. Что в итоге приводит к обогащению опыта партнерского взаимодействия, формированию проектных умений каждого участника такой коммуникации. Для развития коммуникативных качеств педагогов целесообразно использовать такие формы активного взаимодействия с коллегами, как проблемные семинары, дискуссии, мастер-классы, творческие мастерские, деловые игры и т.д. [2; 3].

С учетом ориентации на широкое взаимодействие педагогов друг с другом такие формы работы способствуют налаживанию контактов, выстраиванию не только плодотворных коммуникативных взаимоотношений в педагогическом коллективе, но и формированию умений принимать совместные решения, способности выстраивания стратегии включения в совместные проекты [4; 10].

Реализация совместных педагогических проектов как эффективная форма педагогического взаимодействия позволяет аккумулировать теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется учебная работа с детьми и методическая индивидуальная деятельность каждого педагога. С учетом выделенных Б.Т. Лихачевым структурных компонентов педагогической деятельности [8] можно говорить о ее продуктивности, напрямую обусловленной коммуникативной составляющей. Так, согласно пяти уровням продуктивности, выделенных И.А. Зимней и Н.В. Кузьминой [12], педагогическая деятельность тем эффективнее, чем в большей степени педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

Основой настоящего исследования выступили следующие проекты: семинар-практикум «Технология сотрудничества как ключевая технология образовательного процесса образовательного учреждения», педагогическая мозаика «Развитие ценностно-ориентированного коммуникативного взаимодействия между педагогами в процессе совместной деятельности», мастер-класс «Мастерство педагогического общения», семинар «О слагаемых коммуникативной компетенции педагогов». В рамках данных совместных проектов рассматривалось разнообразие содержания педагогических ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместном сотрудничестве педагогов, а также для расширения и углубления собственных знаний и умений, взаимообусловленных достижениями каждого участника проекта.

Анализ показал, что формирование готовности к коммуникативному взаимодействию педагогов складывается из опыта проживания и переживания такого совместного сотрудничества в процессе реализации принципов «диалогизма, соразвития, сотворчества» [6].

Описанные выше проекты по формированию готовности педагогов к коммуникативному взаимодействию предполагали использование коммуникативных стратегий, принятие нестандартных, креативных решений, применение метода решения проектных задач [3; 7].

Проектная задача решалась через комплекс заданий, преимущественно связанных общим сюжетом реальной проблемной ситуации, в которой целенаправленно формируется система действий, направленных на получение конечного продукта (результата проектной работы).

Ниже представлена структура проектной задачи [9]:

- описание проблемной ситуации;

- система заданий, которые должны быть выполнены группой педагогов;

- оформление итогового результата.

Этапы решения проектной задачи выглядят следующим образом:

- анализ проблемной ситуации;

- формулирование проблемы;

- определение приоритетов ценностей;

- постановка и принятие цели действия;

- выработка критериев достижения цели;

- поиск возможных путей решения и их средств.

Наиболее важными задачами в формировании готовности к коммуникативному взаимодействию в проектной деятельности являются следующие [8]:

- задачи на анализ наличной (образовательной) ситуации, на выбор и обоснование проектных решений из обусловленных заранее вариантов, на прогнозирование последствий предлагаемых решений и др.;

- задачи на формулировку замысла проекта (идей преобразования), на постановку обобщенной цели проекта, на разработку модели проектного продукта и др.;

- на построение коммуникации в проекте, на поиск и планирование коммуникативных ресурсов, на определение вариантов взаимодействия с заинтересованными сторонами проекта;

- на подготовку презентации проектного (образовательного) продукта;

Библиографический список

- на управление временем, ресурсами, командой и качеством проекта, собой в конкретной ситуации, в том числе на формирование команды проекта и распределение ролей и др.;

- а также задачи по экспертизе и оценке проектного продукта с последующей рефлексией коммуникаций и взаимодействием в проектной работе.

В дальнейшем планируется более подробная проработка данной проблемы для развития методической базы образовательного пространства, что позволит выделить конкретные формы и приемы педагогического взаимодействия в совместных проектах.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что процесс решения всех проектных задач предполагает активное коммуникативное взаимодействие между участниками проекта, эффективность которого будет зависеть от применяемых в ходе этого взаимодействия форм и методов педагогической работы, от учета поставленных задач и последовательности их решения.

1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г N 608н. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1511/

2. Асадуллин РМ., Кирьякова А.В., Фролов О.В. Аксиологический квартет культуры профессиональной деятельности современного учителя. Педагогика. 2018; № 8: 20 - 28.

3. Kazikin A.V., Lesher O.V., Tulupova O.V. Development of communicative creativity in masters of technical universitety. Methodological aspect Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017; Т. 7, № 9: 29 - 40.

4. Лешер О.В., Копанева О.В. Коммуникативная готовность педагогов к инновационной деятельности. Сборник статей III (VIII) Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием в рамках Петербургского международного образовательного форума Международной очно-заочной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ЧУ ДПО «Академия Востоковедения», 2020.

5. Дуранов Е.М., Лешер О.В., Наумов В.П. Управленческое общение и его педагогическая адаптация. Челябинск, Факел, 1996.

6. Kiryakova A.V., Olkhovaya T.A., Myasnikova T.I. Axiological self-determination of university students in the contemporary media landscape. Middle East Journal of Scientific Research. 2013; Т. 17, № 2: 182 - 186.

7. Лешер О.В., Сафиуллина Л.М. О поликультурной направленности образования студентов вуза в процессе изучения иностранного языка. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009; № 11: 76 - 83.

8. Кирьякова А.В. Аксиологические доминанты подготовки педагогов в университете. Педагогический журнал Башкортостана. 2017; № 3 (70): 11 - 19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Фунтов В.Н. Основы управления проектами в компании. Санкт-Петербург: Питер, 2011.

10. Kopaneva O.V., Lesher O.V. Interpersonal conversation of students in the context of intercultural communication. Colloquium-journal. 2020.

11. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности. Избранные труды. Москва: «Когито-Центр», 2006.

12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов. Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2018.

References

1. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity RF ot 8 sentyabrya 2015 g. N 608n. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/

2. Asadullin R.M., Kir'yakova A.V., Frolov O.V. Aksiologicheskij kvartet kul'tury professional'noj deyatel'nosti sovremennogo uchitelya. Pedagogika. 2018; № 8: 20 - 28.

3. Kazikin A.V., Lesher O.V., Tulupova O.V. Development of communicative creativity in masters of technical universitety. Methodological aspect Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017; T. 7, № 9: 29 - 40.

4. Lesher O.V., Kopaneva O.V. Kommunikativnaya gotovnost' pedagogov k innovacionnoj deyatel'nosti. SbornikstatejIII (VIII) Vserossijskojochno-zaochnojnauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem v ramkah Peterburgskogo mezhdunarodnogo obrazovatel'nogo foruma Mezhdunarodnoj ochno-zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: ChU DPO «Akademiya Vostokovedeniya», 2020.

5. Duranov E.M., Lesher O.V., Naumov V.P. Upravlencheskoe obschenie i ego pedagogicheskaya adaptaciya. Chelyabinsk, Fakel, 1996.

6. Kiryakova A.V., Olkhovaya T.A., Myasnikova T.I. Axiological self-determination of university students in the contemporary media landscape. Middle East Journal of Scientific Research. 2013; T. 17, № 2: 182 - 186.

7. Lesher O.V., Safiullina L.M. O polikul'turnoj napravlennosti obrazovaniya studentov vuza v processe izucheniya inostrannogo yazyka. VestnikChelyabinskogogosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009; № 11: 76 - 83.

8. Kir'yakova A.V. Aksiologicheskie dominanty podgotovki pedagogov v universitete. Pedagogicheskijzhurnal Bashkortostana. 2017; № 3 (70): 11 - 19.

9. Funtov V.N. Osnovy upravleniya proektami v kompanii. Sankt-Peterburg: Piter, 2011.

10. Kopaneva O.V., Lesher O.V. Interpersonal conversation of students in the context of intercultural communication. Solloquium-journal. 2020.

11. Lomov B.F. Psihicheskaya regulyaciya deyatel'nosti. Izbrannye trudy. Moskva: «Kogito-Centr», 2006.

12. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya studentov vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: MOD'EK, 2018.

Статья поступила в редакцию 01.12.21

УДК 378

Zhdanova E.A., Cand of Sciences (Engineering), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: gdanova@mail.asu.ru

Kraynik O.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: krainik_o@mail.ru

EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE NETWORK FORM OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTER "BOLSHOI ALTAI". The article presents experience of developing and implementing the main professional educational programs of the master's level using a network form, in which a foreign university acts as a partner in the implementation of educational activities. The presented case model of master's programs is based on the development of a joint curriculum, allows forming individual educational trajectories of students and makes it possible to obtain two diplomas in related educational programs. The developed model is implemented in a specific educational process. The article also describes the experience of professional communities and project groups, reflecting the specifics of modeling an individual educational route. The presented material allows us to conclude that the proposed case model of master's programs allows forming a special educational space for students of two or more partner universities.

Key words: educational program, networking, double degree programs, interdisciplinary master's program model.

Е.А. Жданова, канд. техн. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: gdanova@mail.asu.ru

О.М. Крайник, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: krainik_o@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.