Научная статья на тему 'Проектно-ориентированная образовательная среда как педагогическое условие формирования готовности педагога среднего профессионального образования к проектной деятельности'

Проектно-ориентированная образовательная среда как педагогическое условие формирования готовности педагога среднего профессионального образования к проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEARNING ENVIRONMENT / PROJECT-BASED LEARNING ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL CONDITION / THE DEVELOPMENT OF A SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION TEACHER READINESS TO PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трегубова Е. Д.

Статья посвящена проблеме формирования готовности педагога среднего профессионального образования (далее СПО) к проектной деятельности интегративного качества личности, необходимого для эффективного осуществления указанного вида деятельности. Актуальность исследования обусловлена объективной востребованностью готовности педагога СПО к проектной деятельности и недостаточной теоретической разработанностью, научно-методической обеспеченностью процесса ее формирования в условиях профессиональной образовательной организации. Представленное исследование отражает основные подходы к определению сущности одного из педагогических условий формирования исследуемого вида готовности педагога СПО: создание проектно-ориентированной образовательной среды. Основными методами исследования явились методы теоретического анализа, эксперимента и моделирование. В основе выделения необходимых и достаточных педагогических условий формирования исследуемого вида готовности педагога СПО представлены положения деятельностного, информационного и проектного подходов; результаты констатирующего эксперимента; а также ключевые характеристики компонентов готовности педагога СПО к проектной деятельности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного. На основе анализа психолого-педагогической литературы в исследовании рассмотрены базовые понятия: условие, педагогическое условие, образовательная среда, проектно-ориентированная образовательная среда. При определении сущности процесса создания проектно-ориентированной образовательной среды особое внимание уделено характеристике выделенных компонентов среды: технологического, пространственно-предметного, социального и информационного. Сделаны выводы о связи компонентов предлагаемой проектно-ориентированной образовательной среды с компонентами готовности педагога СПО к проектной деятельности. Автором представлены мероприятия по созданию проектно-ориентированной образовательной среды на управленческом, организационном и информационно-диагностическом уровнях. Предлагаемая проектно-ориентированная образовательная среда имеет информационный, практико-ориентированный, развивающий характер и обеспечивает переход педагога СПО на более высокий уровень исследуемого вида готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трегубова Е. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-BASED LEARNING ENVIRONMENT AS A PRECONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF A SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION TEACHER READINESS FOR PROJECT ACTIVITIES

The article is dedicated to the issue of the development of teacher readiness for project activities as an integrative trait of a secondary vocational education teacher, substantial for the effective implementation of the activities mentioned above. The relevance of the research comes from the demand for a secondary vocational education teacher readiness to project activities as well as inadequate study of the issue along with the lack of a scientific and methodological basis for its development in terms of an educational institution. The study reveals basic approaches to determining the nature of one of the pedagogical conditions for development of a secondary vocational education teacher readiness under study: creating project-based learning environment. The methods of the research were theoretical analysis, simulation and experiment. The core of the required and sufficient pedagogical conditions for the development of the activities under study includes the concepts of activity orientated, information and project-based approaches; key characteristics of the components of a secondary vocational education teacher readiness to project activities: motivation-and-value, cognitive, activity oriented, and reflexive-evaluative as well as the results of the indicative experiment. In reviewing psychological and pedagogical books the author examines the basic concepts: condition, pedagogical condition, learning environment, project-based learning environment. While essentializing the creation of project-based learning environment special attention is given to the characteristics of the distinguished components: technological, spatial, social and information ones; conclusions are drawn concerning the interjection between the proposed project-based learning environment and a secondary vocational education teacher readiness to project activities components. The author also introduces activities for building the proposed project-based learning environment at managerial, organizational, and information-diagnostic levels. The proposed project-based learning environment has information, practical-oriented and developing principles, and it provides a secondary vocational education teacher with a higher level of transition of the readiness under study.

Текст научной работы на тему «Проектно-ориентированная образовательная среда как педагогическое условие формирования готовности педагога среднего профессионального образования к проектной деятельности»

I. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 377.112

Е. Д. Трегубова (Магнитогорск, Россия)

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования готовности педагога среднего профессионального образования (далее - СПО) к проектной деятельности - интегративного качества личности, необходимого для эффективного осуществления указанного вида деятельности. Актуальность исследования обусловлена объективной востребованностью готовности педагога СПО к проектной деятельности и недостаточной теоретической разработанностью, научно-методической обеспеченностью процесса ее формирования в условиях профессиональной образовательной организации. Представленное исследование отражает основные подходы к определению сущности одного из педагогических условий формирования исследуемого вида готовности педагога СПО: создание проектно-ориентированной образовательной среды. Основными методами исследования явились методы теоретического анализа, эксперимента и моделирование. В основе выделения необходимых и достаточных педагогических условий формирования исследуемого вида готовности педагога СПО представлены положения деятельностного, информационного и проектного подходов; результаты констатирующего эксперимента; а также ключевые характеристики компонентов готовности педагога СПО к проектной деятельности - мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного. На основе анализа психолого-педагогической литературы в исследовании рассмотрены базовые понятия: условие, педагогическое условие, образовательная среда, проектно-ориентированная образовательная среда. При определении сущности процесса создания проектно-ориентированной образовательной среды особое внимание уделено характеристике выделенных компонентов среды: технологического, пространственно-предметного, социального и информационного. Сделаны выводы о связи компонентов предлагаемой проектно-ориентированной образовательной среды с компонентами готовности педагога СПО к проектной деятельности. Автором представлены мероприятия по созданию проектно-ориентированной образовательной среды на управленческом, организационном и информационно-диагностическом уровнях. Предлагаемая проектно-ориентированная образовательная среда имеет информационный, практико-ориентированный, развивающий характер и обеспечивает переход педагога СПО на более высокий уровень исследуемого вида готовности.

Ключевые слова: образовательная среда, среднее профессиональное образование, проектно-ориентированная образовательная среда, педагогическое условие, формирование готовности педагога к проектной деятельности.

Введение

Общие тенденции развития современного информационного общества в условиях шестого технологического уклада таковы, что проектирование и управление проектами, как универсальные компетенции, становятся неотъемлемой частью любой профессии. Готовность к проектной деятельности рассматривается как важнейшая характеристика личности в любой сфере деятельности, в том числе профессиональной. Актуальность исследования проблемы готовности педагога СПО к проектной деятельности обусловлена инновационными преобразованиями системы СПО, в рамках которых она выступает как один из показателей качества профессионально-педагогической деятельности педагога СПО1.

Опыт работы автора в профессиональной образовательной организации, проведенные исследования, анкетирование педагогов СПО, анализ сложившейся практики проектной деятельности в СПО свидетельствуют о том, что даже при наличии у педагогов СПО высокой мотивации к данному виду деятельности, при осознании ее социальной и профессиональной значимости проектная деятельность часто осуществляется стихийно и не на должном уровне. Не учитываются возможности образовательной среды в профессиональной образовательной организации для формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности. Причина видится в отсутствии эффективной системы организации проектной деятельности педагога СПО в условиях профессиональной образовательной организации.

1 Приказ Минтруда России N 608н от 08.09.2015 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993)

Результаты анализа научной литературы, диссертационных и педагогических исследований ученых по данной проблеме [3;10; 15] подтверждают существующую потребность в разработке теоретических оснований, практического аппарата, в том числе путей формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности в условиях его профессионально-педагогической деятельности.

Как интегративное качество личности педагога СПО, готовность к проектной деятельности определяет эффективность осуществления этой деятельности и рассматривается нами как совокупность ее компонентов, мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного [9; 10]. Процесс формирования исследуемого вида готовности педагога СПО есть позитивное изменение указанных компонентов посредствам освоения содержания, приемов, методов и средств проектной деятельности.

В своем исследовании мы исходим из того, что формирование готовности педагога СПО к проектной деятельности будет эффективным, если в условиях профессиональной образовательной организации внедрена педагогическая система формирования исследуемого вида готовности педагога СПО и реализованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность и результативность данного процесса. Отсюда целью данного исследования является выделение, определение сущности и обоснование одного из педагогических условий формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности - создание проектно-ориентированной образовательной среды.

Исследование проведено на базе профессиональных образовательных организаций г. Магнитогорска и многопрофильного колледжа ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова». Использован комплекс теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы в контексте изучаемой проблемы; моделирование; эмпирические методы в процессе проведения педагогического эксперимента. На основе результатов констатирующего эксперимента с учетом результатов анализа теоретических источников, опыта и практики проектной деятельности, методов наблюдения, анкетирования, тестирования и экспертной оценки получены и обработаны промежуточные результаты исследования. Степень воздействия выделенного педагогического условия на процесс формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности проверялась в ходе формирующего этапа педагогического эксперимента.

1. Педагогические условия формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности

Анализ справочной, философской, психолого-педагогической литературы свидетельствует, что, являясь общенаучным, понятие «условие» представляет собой «совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов, влияющих на функционирование и развитие какого-либо объекта» (системы) [6]. Указанная совокупность обнаруживает и подчеркивает необходимость существования самого явления, объекта (системы) [12; 13; 14; 18]. Сущность понятия «условие» в педагогическом контексте заключается в том, что совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов влияет на развитие, воспитание и обучение человека, при этом условия воздействуют и на динамику, и на конечные результаты этих процессов [5].

Анализируя и обобщая взгляды В. И. Андреева [2], А. А. Володина, Н. Г. Бондаренко [4], Н. В. Ипполитовой, Н. С. Стерховой [5] и других авторов на педагогические условия, их разновидности (организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические), мы в своем исследовании рассматриваем данное понятие как компонент педагогической системы, характеризующий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие этой педагогической системы. К возможностям образовательной среды мы относим целенаправленно сконструированные меры воздействия и взаимодействия ее субъектов (содержание, методы, формы обучения, методическое обеспечение процесса), а к возможностям материально-пространственной среды - средства инновационной инфраструктуры профессиональной образовательной организации и ее партнеров. Педагогические условия формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности, в том числе, рассматриваемое условие, должны содержать элементы (меры воздействия), направленные на преобразование личностных характеристик педагога СПО - компонентов готовности к проектной деятельности (личностный аспект системы); а также элементы, обеспечивающие целенаправленное, планируемое управление развитием процесса формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности (процессуальный аспект системы).

Основным требованием к выбору условий в научной литературе рассматриваются характеристики их необходимости и достаточности. К необходимым относят условия, которые имеют место всякий раз, как только возникает действие, к достаточным - те, которые непременно вызывают данное действие [2; 8]. Под необходимыми педагогическими условиями мы понимаем условия, детерминирующие процесс формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности, под достаточными - такие, сочетание которых непременно вызывает требуемое действие, то есть эффективное функционирование рассматриваемого процесса.

При определении необходимых и достаточных педагогических условий формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности нами учтены: 1) положения системного, деятельност-ного, информационного и проектного подходов [9]; 2) структурные компоненты готовности педагога СПО к проектной деятельности и особенности их формирования [10; 11]; 3) результаты проведенного анализа психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; и 4) результаты опыта практической проектной деятельности профессиональных образовательных организаций и констатирующего эксперимента. В процессе исследования определены следующие педагогические условия формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности: создание проектно-ориентированной образовательной среды; реализация модульной программы внутрифирменного обучения педагогов СПО проектной деятельности; стимулирование выхода педагога СПО в рефлексивную позицию через самоанализ и самооценку собственной проектной деятельности.

Необходимым педагогическим условием, обеспечивающим эффективность процесса формирования исследуемой готовности педагога СПО, является создание проектно-ориентированной образовательной среды. Перейдем к непосредственному его рассмотрению.

2. Образовательная среда: понятие и структурно-содержательные характеристики

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о широком научном интересе педагогической общественности к сущности понятия «образовательная среда», ее влиянию на процессы формирования и развития личности, типологическим признакам, классификации и моделированию. Основополагающим критерием выделения среды рассматривается факт взаимодействия: средой является та часть окружающего мира, с которой субъект взаимодействует [1; 18; 19].

Существует целый ряд подходов, определяющих специфику и компоненты образовательной среды. Так, в исследованиях В. В. Рубцова образовательная среда представлена как форма коммуникативного взаимодействия, в рамках которой между участниками образовательного процесса создаются «особые виды общности», обеспечивающие передачу необходимых для функционирования в данной общности норм жизнедеятельности, в том числе способы, знания, умения, навыки учебной и коммуникативной деятельности [16]. Данная модель образовательной среды характеризуется как коммуникативно-ориентированная.

С позиций эколого-психологического подхода образовательная среда рассматривается В. А. Ясвиным как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [19, с. 15]. Комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательной среды обеспечивает ее развивающий эффект.

Базовым понятием антрополого-психологической модели образовательной среды В. И. Слободчикова выступает совместная деятельность «образующего и образующегося». Ученый подчеркивает, что среда как совокупность условий, обстоятельств, а также окружающая индивида обстановка «не есть нечто однозначно и наперед заданное» [17, с. 175], она является системным продуктом взаимодействия управления образованием и самого обучающегося.

В структуре образовательной среды специалисты выделяются различные компоненты. В частности, образовательная среда в исследованиях В. В. Рубцова представлена «внутренней направленностью» образовательной организации, социально-психологической структурой коллектива, психологическим климатом и организацией передачи знаний [16]. Е. А. Климов выделяет социально-контактную, информационную, соматическую и предметную «части» среды [6]. Г. А. Ковалев в структуру образовательной среды включает физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения [7]. Четырехкомпонентная модель образовательной среды В. А. Ясвина представлена субъектами образовательного процесса, социальным, пространственно-предметным и технологическим компонентами [19]. В качестве основных параметров образовательной среды В. И. Слободчиковым выделены ее ресурсный потенциал и способ организации [17].

Сравнительный анализ существующих подходов к исследованию образовательной среды свидетельствует о наличии общих структурно-содержательных характеристик среды, на наш взгляд, не противоречащих, а взаимодополняющих друг друга.

В нашем исследовании мы придерживаемся научной позиции В. А. Ясвина. Вслед за автором под образовательной средой мы понимаем такую среду, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. При этом возможность как особое единство свойств образовательной среды и субъекта, является в равной мере как фактом образовательной среды, так и фактом поведения личности. Предоставление образовательной средой возможности, обеспеченной ресурсами и позволяющей удовлетворить определенную потребность, «провоцирует» субъекта проявить соответствующую активность, присоединить к факту наличия этой возможности в среде факт своего поведения [19].

Основываясь на данном положении, мы считаем, что образовательная среда, предоставляющая возможность осуществления проектной деятельности субъектам и обеспеченная соответствующими ресурсами способствует приобретению ими совокупности устойчивых умений, свойств и качеств, формированию и развитию компонентов готовности к проектной деятельности. Таким образом, специально организованная соответствующая образовательная среда является условием формирования готовности к проектной деятельности как интегративного качества личности педагога СПО, определяющего эффективное осуществление им проектной деятельности.

Обобщив и проанализировав взгляды исследователей на компонентный состав образовательной среды, учитывая особенности нашего исследования, в структуре, создаваемой проектно-ориентированной образовательной средой, мы выделяем технологический, пространственно-предметный, социальный и информационный компоненты.

3. Проектно-ориентированная образовательная среда

Проектно-ориентированная образовательная среда рассматривается нами как подсистема образовательной среды. Ее основной характеристикой является категориальная связь с контекстом проекта (проектный) и направленность (ориентированность) всех ее компонентов на указанный контекст.

Создание проектно-ориентированной образовательной среды предполагает организацию системы связей между всеми ее элементами (ресурсами), обеспечивающими возможность формирования и развития проектной деятельности субъектов указанной среды: обучающихся, педагогов СПО, администрации и представителей заинтересованных организаций работодателя [1]. Организация такой системы связей представляет собой последовательность организации и обеспечения: 1) проектной деятельности субъектов создаваемой среды; 2) контактов субъектов с ее проектным пространственно-предметным наполнением; 3) межличностного взаимодействия субъектов, опосредующего воздействие проектного пространственно-предметного наполнения и включение их в проектную деятельность.

Технологический компонент проектно-ориентированной образовательной среды является стратегическим ориентиром создаваемой среды и предполагает применение проекта как компонента содержания обучения и как основы деятельности всех ее субъектов. В рамках создаваемой среды речь идет о проектировании ее субъектами (педагогом СПО, работодателем и администрацией) содержания образования (образовательных программ СПО), о применении в качестве основной образовательной технологии проектного обучения, а также о проектировании соответствующих условий среды для реализации этого содержания и технологии.

Организация развивающих возможностей для педагога СПО в рамках технологического компонента связана с разработкой и реализацией модульной программы внутрифирменного обучения педагогов СПО проектной деятельности. Целью программы является освоение педагогами СПО технологии проектирования образовательных систем, процессов и ситуаций, а также способов организации и управления проектной деятельностью, в том числе обучающихся. Программа реализует модель обучения взрослых на опыте (Experiential Learning), согласно которой полученный опыт проектной деятельности трансформируется в знания, умения, отношения, эмоции и ценности [9].

Таким образом, технологический компонент создаваемой среды направлен на когнитивный (знания теоретических, технологических основ проектной деятельности, знание способов организации, осуществления и управления ею) и деятельностный (проектно-технологические, управленческие и коммуникативные умения) компоненты готовности педагога СПО к проектной деятельности.

Пространственно-предметный компонент проектно-ориентированной образовательной среды предполагает средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых действий и обусловливает поведение субъектов образовательной среды. К средствам, обеспечивающим эффективную проектную деятельность субъектов создаваемой среды, мы относим инновационную инфраструктуру образовательной организации, а также организацию и обеспечение ее максимально эффективного применения через коллективное использование по протоколу.

Проектно-ориентированная образовательная среда кроме учебно-производственной и лабораторной базы образовательной организации, производственной базы организаций работодателей содержит ряд специализированных площадок, оснащенных высокотехнологичным оборудованием («Кванториумы», мастерские по компетенциям WorldSkills и др.), сеть коворкингов, проектных аудиторий и др.

Пространственно-предметный компонент проектно-ориентированной образовательной среды предполагает консолидацию ресурсов образовательной организации и ее партнеров, применение новейших инструментов накопления, обработки и передачи образовательной информации посредством информационных каналов. К ним мы относим локальные и международные образовательные сети, платформы, системы открытого образования, электронные библиотеки, мультимедийные средства, системы программного обеспечения. Данные средства дают возможность организации и осуществления проектной деятельности в образовательном информационном пространстве, в частности разработки и управления проектами в модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среде «Moodle».

Организация пространственно-предметных возможностей создаваемой среды на основе использования специализированных площадок, площадок, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, современных информационно-коммуникационных технологий, необратимым образом меняет образовательный процесс, его содержательную и процессуальную основы, а также систему ценностей его субъектов. Таким образом, пространственно-предметный компонент и его проектное наполнение направлен на деятельностный (комплекс умений организации, осуществления и управления проектной деятельностью) и мотивационно-ценностный (ценностные ориентации, мотивы и установки, актуализирующие проектную деятельность) компоненты готовности педагога СПО к проектной деятельности.

Социальный компонент проектно-ориентированной образовательной среды призван обеспечить продуктивный стиль взаимодействия между всеми субъектами создаваемой среды в интересах развития их проектной деятельности. Продуктивный стиль рассматривается нами как способ контактов партнеров, направленный на установление позитивных отношений, взаимного доверия, раскрытие личностных потенциалов и достижение эффективных результатов по разработке и реализации групповых и коллективных проектов в условиях командной работы.

Положительная мотивация и проектная активность педагогов СПО в рамках данного компонента создаваемой среды обеспечивается соответствующими формами продуктивного взаимодействия. К ним мы относим работу проектных офисов и проектных групп; тренинги командообразова-ния, педагогические мастерские, исследовательские лаборатории, кейс-технологии, деловые игры, круглые столы, в том числе с привлечением заказчиков, экспертов, работодателей, ведущих специалистов в области проектного обучения и управления проектами.

Социальный компонент проектно-ориентированной образовательной среды направлен на дея-тельностный (умения сотрудничества и взаимодействия в процессе командной работы) и рефлексивный (рефлексия собственной проектной деятельности) компоненты готовности педагога СПО к проектной деятельности.

Информационный компонент проектно-ориентированной образовательной среды представлен совокупностью средств и условий отбора, преобразования и хранения необходимой информации для организации и осуществления проектной деятельности ее субъектов: обучающихся, педагогов СПО, администрации и представителей заинтересованных организаций работодателя. В информационный компонент среды мы включаем нормативно-правовые источники информации о любом проектировании, в том числе педагогическом; банк данных по образовательным проектам, соответствующие методические разработки; идеи и опыт создания образовательных проектов и др. Особое место в данном компоненте занимают установленные профессиональной образовательной организацией формы проектной документации, учебно-методическое обеспечение реализации проектного обучения в рамках основных программ СПО, обеспечение программы внутрифирменного обучения педагогов СПО.

Информационный компонент проектно-ориентированной образовательной среды направлен на информационное обеспечение формирования всех компонентов готовности педагога СПО к проектной деятельности: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного.

Создание проектно-ориентированной образовательной среды предполагает ряд мероприятий на управленческом, организационном и информационно-диагностическом уровнях.

Управленческий уровень обеспечивает планирование и контроль качества проектной деятельности субъектов создаваемой проектно-ориентированной образовательной среды, а также оценочно-аналитическую деятельность по выявлению резервов повышения ее качества; создание и организационно-методическое обеспечение деятельности проектных офисов для управления проектной деятельностью.

Организационный уровень связан с мероприятиями по привлечению субъектов среды к активной проектной деятельности. На данном уровне, в частности, предполагается организация участия субъектов в разработке и реализации проектов профессиональной образовательной организации, конкурсах грантов различного уровня; организация и проведение конкурсов проектов и т. д.

Информационно-диагностический уровень предполагает информационное обеспечение проектной деятельности, в том числе сбор и распространение информации о грантах, конкурсах, конференциях, проектах, а также выявление уровня развития готовности субъектов среды, в том числе педагогов СПО к проектной деятельности на основе диагностических методик [11].

Заключение

В качестве необходимого педагогического условия, обеспечивающего эффективность процесса формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности в исследовании определено создание проектно-ориентированной образовательной среды.

Проектно-ориентированная образовательная среда как подсистема образовательной среды профессиональной образовательной организации имеет информационный, практико-ориентированный, развивающий характер и представляет собой совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, обеспечивающих побуждение ее субъектов к эффективной проектной деятельности. В качестве таких возможностей выступают целенаправленно сконструированные меры воздействия и взаимодействия ее субъектов (содержание, методы, формы обучения, методическое обеспечение процесса) и средства инновационной инфраструктуры профессиональной образовательной организации и ее партнеров.

Выделенные в процессе исследования технологический, пространственно-предметный, социальный и информационный компоненты проектно-ориентированной образовательной среды согласуются со структурой исследуемой готовности педагога СПО, ее взаимодополняющими компонентами - мотивационно-ценностным, когнитивный, деятельностным и рефлексивным.

Проектно-ориентированная образовательная среда способствует формированию всех компонентов исследуемого вида готовности и обеспечивает переход педагога СПО на более высокий уровень готовности к проектной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьина Ю. В., Блинов В. И., Сергеев И. С. Образовательная среда: развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции. М. : ООО «Аванглион -Принт», 2012. 152 с.

2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань : Изд-во КГУ, 1988. 238 с.

3. Андрюхина Л. М., Венков С. С., Днепров С. А., Устьянцева О. М. Педагогическое исследование уровня владения педагогами среднего профессионального образования перспективными компетенциями // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 254-263.

4. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. URL: https://cyberlemnka.m/artide/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 24.11.2019).

5. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.

6. Климов Е. А. О среде обитания человека глазами психолога // Материалы 2-й Рос. конф. по экологической психологии / под ред. В.И. Панова. М.; Самара : Издательство МГППИ, 2001. С. 7-9.

7. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С.

13-23.

8. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М. : Политиздат, 1993. 678 с.

9. Лешер О. В., Трегубова Е. Д. Проектный подход в образовании взрослых // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции. / под ред. Н. А. Тулупова [и др.]. Магнитогорск : Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова, 2019. С. 284.

10. Лешер О. В., Трегубова Е. Д. Характеристика готовности к проектной деятельности педагога СПО // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Вып. 63. Ч. 2. С. 258-262.

11. Лешер О. В., Трегубова Е. Д. Критериально-уровневое оценивание готовности педагога среднего профессионального образования к проектной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28808 (дата обращения: 21.09.2019).

12. Немов Р. С. Психология: словарь-справочник. В 2 ч. М. : Изд-во Владос-Пресс, 2003. Ч. 2. 352 с.

13. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. 24 -е изд., испр. М. : ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. 640 с.

14. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высш. шк. 2004. 512 с.

15. Прищепа Т. А. Возможности образовательных сред для реализации проектной деятельности педагогов // Вестник ТГПУ. 2015. № 7 (160). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti -obrazovatelnyh-sred-dlya-realizatsii-proektnoy-deyatelnosti-pedagogov (дата обращения: 13.02.2019).

16. Рубцов В. В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знания (к определению предмета экологической психологии) // Материалы 2 -й Рос. конф. по экологической психологии / под ред. В. И. Панова. М. : Самара, 2001. С. 77-81.

17. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // Материалы 2-й Рос. конф. по экологической психологии / под ред. В.И. Панова. М.: Самара, 2001. С. 172-176.

18. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. М. : Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

19. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.

E.D. Tregubova (Magnitogorsk, Russia)

PROJECT-BASED LEARNING ENVIRONMENT AS A PRECONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF A SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION TEACHER READINESS

FOR PROJECT ACTIVITIES

Abstract. The article is dedicated to the issue of the development of teacher readiness for project activities as an integrative trait of a secondary vocational education teacher, substantial for the effective implementation of the activities mentioned above. The relevance of the research comes from the demand for a secondary vocational education teacher readiness to project activities as well as inadequate study of the issue along with the lack of a scientific and methodological basis for its development in terms of an educational institution. The study reveals basic approaches to determining the nature of one of the pedagogical conditions for development of a secondary vocational education teacher readiness under study: creating project-based learning environment. The methods of the research were theoretical analysis, simulation and experiment. The core of the required and sufficient pedagogical conditions for the development of the activities under study includes the concepts of activity orientated, information and project-based approaches; key characteristics of the components of a secondary vocational education teacher readiness to project activities: motivation-and-value, cognitive, activity oriented, and reflexive-evaluative as well as the results of the indicative experiment. In reviewing psychological and pedagogical books the author examines the basic concepts: condition, pedagogical condition, learning environment, project-based learning environment. While essentializing the creation of project-based learning environment special attention is given to the characteristics of the distinguished components: technological, spatial, social and information ones; conclusions are drawn concerning the interjection between the proposed project-based learning environment and a secondary vocational education teacher readiness to project activities components. The author also introduces activities for building the proposed project-based learning environment at managerial, organizational, and information-diagnostic levels. The proposed project-based learning environment has information, practical-oriented and developing principles, and it provides a secondary vocational education teacher with a higher level of transition of the readiness under study.

Keywords: learning environment, project-based learning environment, pedagogical condition, the development of a secondary vocational education teacher readiness to project activities.

REFERENCES

1. Anan'ina Yu. V., Blinov V. I., Sergeev I. S. Obrazovatel'naya sreda: razvitie obrazovatel'noi sredy srednego professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh setevoi klasternoi integratsii. M. : OOO «Avanglion-Print», 2012. 152 s.

2. Andreev V. I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoi lichnosti. Kazan' : Izd-vo KGU, 1988.

238 s.

3. Andryukhina L. M., Venkov S. S., Dneprov S. A., Ust'yantseva O. M. Pedagogicheskoe issledovanie urovnya vladeniya pedagogami srednego professional'nogo obrazovaniya perspektivnymi kompetentsiyami // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 12. S. 254-263.

4. Volodin A. A., Bondarenko N. G. Analiz soderzhaniya ponyatiya «Organizatsionno-pedagogicheskie uslo-viya» // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz -soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (data obrashcheniya: 24.11.2019).

5. Ippolitova N. V., Sterkhova N. S. Analiz ponyatiya «pedagogicheskie usloviya»: sushchnost', klassifika-tsiya // General and Professional Education. 2012. № 1. S. 8-14.

6. Klimov E. A. O srede obitaniya cheloveka glazami psikhologa // Materialy 2-i Ros. konf. po ekologiche-skoi psikhologii / pod red. V.I. Panova. M.; Samara : Izdatel'stvo MGPPI, 2001. S. 7-9.

7. Kovalev G. A. Psikhicheskoe razvitie rebenka i zhiznennaya sreda // Voprosy psikhologii. 1993. № 1. S. 1323.

8. Kondakov N. I. Logicheskii slovar'-spravochnik. M. : Politizdat, 1993. 678 s.

9. Lesher O. V., Tregubova E. D. Proektnyi podkhod v obrazovanii vzroslykh // Aktual'nye problemy so-vremennoi nauki, tekhniki i obrazovaniya : tezisy dokladov 77-i mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konfe-rentsii. / pod red. N. A. Tulupova [i dr.]. Magnitogorsk : Magnitogorskii gos. tekhnicheskii un-t im. G. I. Nosova, 2019. S. 284.

10. Lesher O. V., Tregubova E. D. Kharakteristika gotovnosti k proektnoi deyatel'nosti pedagoga SPO // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. Vyp. 63. Ch. 2. S. 258-262.

11. Lesher O. V., Tregubova E. D. Kriterial'no-urovnevoe otsenivanie gotovnosti pedagoga srednego professional'nogo obrazovaniya k proektnoi deyatel'nosti // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019. № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28808 (data obrashcheniya: 21.09.2019).

12. Nemov R. S. Psikhologiya: slovar'-spravochnik. V 2 ch. M. : Izd-vo Vlados-Press, 2003. Ch. 2. 352 s.

13. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka: ok. 53000 slov / pod obshch. red prof. L. I. Skvortsova. 24-e izd., ispr. M. : OOO «Izdatel'stvo Oniks»: OOO «Izdatel'stvo Mir i obrazovanie», 2007. 640 s.

14. Polonskii V. M. Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike. M. : Vyssh. shk. 2004. 512 s.

15. Prishchepa T. A. Vozmozhnosti obrazovatel'nykh sred dlya realizatsii proektnoi deyatel'nosti pedago-gov // Vestnik TGPU. 2015. № 7 (160). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vozmozhnosti-obrazovatelnyh-sred-dlya-realizatsii-proektnoy-deyatelnosti-pedagogov (data obrashcheniya: 13.02.2019).

16. Rubtsov V. V. O probleme sootnosheniya razvivayushchikh obrazovatel'nykh sred i formirovaniya znaniya (k opredeleniyu predmeta ekologicheskoi psikhologii) // Materialy 2-i Ros. konf. po ekologicheskoi psikholo-gii / pod red. V. I. Panova. M. : Samara, 2001. S. 77-81.

17. Slobodchikov V. I. O ponyatii obrazovatel'noi sredy v kontseptsii razvivayushchego obrazovaniya // Materialy 2-i Ros. konf. po ekologicheskoi psikhologii / pod red. V. I. Panova. M. : Samara, 2001. S. 172-176.

18. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' / gl. red. L. F. Il'ichev [i dr.]. M. : Sovetskaya entsiklope-diya, 1983.

840 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Yasvin V. A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. M. : Smysl, 2001. 365 s.

Трегубова Е. Д. Проектно-ориентированная образовательная среда как педагогическое условие формирования готовности педагога среднего профессионального образования к проектной деятельности // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 4. С. 6-13,

Tregubova E. D. Project-based Learning Environment as a Precondition for the Development of a Secondary Vocational Education Teacher Readiness for Project Activities // Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no. 4, pp. 6-13.

0,74 печ. л.

Дата поступления статьи - 28.10.2019

Сведения об авторе

Трегубова Елена Дмитриевна - начальник учебно-методической части Многопрофильного колледжа ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, Россия; [email protected]

Author:

Elena D. Tregubova - head of academic and methodological department, Polytechnic College, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia tregubova [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.