ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ К ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
I Т.И. Политаева
Аннотация. В статье рассматриваются музыкально-педагогические и искусствоведческие аспекты проблемы формирования готовности будущего учителя музыки в поликультурном социуме республики Башкортостан; дается теоретический анализ модели формирования исследуемой готовности будущего педагога-музыканта, педагогические условия ее решения в условиях вуза, а также раскрываются возможности башкирской, татарской и русской народной музыки в профессиональной деятельности учителя музыки в условиях данного поликультурного региона.
Ключевые слова: готовность будущих учителей музыки к профессиональной деятельности; модель формирования готовности будущих учителей музыки к профессиональной деятельности поликультурном социуме республики Башкортостан; башкирский, татарский и русский музыкальный фольклор.
Summary. In the article the musical-pedagogical and art criticism aspects of a problem of forming the preparedness of the future music teacher in multicultural society of the Republic of Bashkortostan are considered; the model's theoretical analysis of investigated formation preparedness of the future teacher-musician, pedagogical conditions of its decision in the conditions of high school are given, and also possibilities of the Bashkir, Tatar and Russian folk music in professional work of the teacher of music in the conditions of the given multicultural region are revealed.
157
Keywords: preparedness of the future teachers of music for professional work; model of forming the preparedness of the future teachers of music for professional work in multicultural society of the Republic of Bashkortostan; the Bashkir, Tatar and Russian musical folklore.
В условиях поликультурного социума республики Башкортостан одной из главных задач в сфере музыкального образования является формирование музыкальной культуры личности в ее многообразии и построение гармоничных отношений с людьми разных культур на основе согласия и взаимопонимания.
В состав исследуемого поликультурного социума входят представители 130 национальностей и этносов. Поскольку среди населения по своей численности явно выделяются башкиры, русские и татары (90,2% населения), то мы полагаем, что в сфере музыкального образования важно использовать, прежде всего, музыкаль-
158
но-педагогическии потенциал культуры данных народов.
Мы исходим из того, что при этом большое значение должно уделяться музыкальному фольклору — явлению, связанному с историеи народа, его мировоззрением, менталитетом, модусом жизни. Как национальное достояние он становится источником нравственно-этических и духовных ценностеи, без которых невозможно развитие гармоничной личности и общества в целом. Народное музыкальное искусство как своеобразная форма межкультурной коммуникации способствует включению в сознание человека культуры другого народа, тем самым формируя и обогащая его внутренний мир.
Особую важность в условиях поликультурного региона приобретает процесс профессиональной подготовки будущего учителя музыки, поскольку на основе усвоения ценностей и традиций национальных музыкальных культур ему предстоит решать проблемы межнационального общения учащихся, пробуждать у них интерес к культурным ценностям народов республики Башкортостан, способствовать адекватному восприятию их своеобразия и осмыслению особенностей поликультурного социума.
Готовность будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме определяется совокупностью эмоционально-психических состояний, психолого-педагогических, методических знаний, умений и навыков, способствующих эффективному осуществлению профессиональной деятельности учителя музыки в поликультурном социуме.
Специфика готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме республи-
ки Башкортостан определяется необходимостью: 1) развития мотивацион-но-ценностного отношения к профессиональной деятельности учителя музыки в данном поликультурном регионе; 2) усвоения комплекса знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе изучения и познания башкирской, татарской и русской народной музыки, их самобытного, уникального характера, а также общих музыкально-типологических свойств; 3) формирования музыкальных способностей на основе оригинального сочетания (восприятия, исполнения, анализа) башкирской, татарской и русской народной музыки; 4) участия в межкультурной коммуникации с представителями разных культурных традиций, проживающих в данном регионе.
При этом имеется в виду, что башкирский, татарский и русский музыкальный фольклор, актуализированный в условиях данного социума, при определенной педагогической организации способен высвечивать уникальность национальных культурных традиций в совокупности мировоззренческих, содержательно-образных, жанровых, стилевых, лексических особенностей.
Так, самобытность башкирского музыкального фольклора определяется его глубокой связью с ментальностью башкирского народа, психологией восприятия окружающего мира, системой представлений о нем, внутренним порядком жизни народа. С такими чертами психического склада башкир, как «созерцательность и меланхоличность» [3, 31-54] связана эмоциональная сдержанность, созерцательность башкирского фольклора, проявляющаяся в возвышенной поэтичности лирико-эпических образов, воплощаю-
щих в качестве главной тему Родины: восхищение родной природой, воспевание подвигов национальных героев.
Созерцательность, заложенная в менталитете башкирского народа, предопределила самобытный национальный характер мелодики, тяготеющей к бесполутоновому строю, отсутствию остродиссонантных средств, ладовой основой которой стала пентатоника и ее сочетание с шести-семисту-пенными диатоническими ладами.
Национальный характер музыкального фольклора башкир обусловлен его проникновением во все стороны народной жизни, он отражает мечты и чаяния народа. Так, в эпических жанрах (иртеках, кубаирах, баитах) отражение жизни происходит более повествовательно, художественные образы фиксируют воззрения башкир по мироустройству, мифологию, события этногенеза, факты внутрипле-менной жизни. В лирических же жанрах (например, озон-кюй), окружающая действительность получает отражение через эмоциональные формы. Кроме того, в основе многих народных песен и наигрышей лежит история или легенда, воскрешающая события прошлого («Урал», «Семь девушек», «Звенящий журавль», «Сала-ват», «Порт-Артур» и др.).
Важной чертой башкирской народной музыки является ее звукоподражательный характер. Воплощение в ней образов животных, птиц связано с натуралистическим подражанием крикам в охотничьей практике башкир, что нашло отражение в инструментальных наигрышах башкир («Кара-юрга», «Ирендык», «Кекук», «Сынграу торна» и др.). Звукоподражательность характерна также и для
искусства двухголосного горлового пения — узляу.
Для музыкального искусства башкир свойственно символическое отражение действительности (курайные наигрыши «Кекук», «Сынграу торна» и др.), что связано с жизнью древних башкир: бытование секретных зовов («ураны»), графических символов («тамги») и др., раздельное кочевое существование семей, замкнутая жизнь в юртах. Даже на музыкальных инструментах, например, курае, в среде башкир обычно было принято сольное музицирование, поскольку «функции аккомпанемента в музыкальном сознании традиционных башкирских исполнителей нет» [2, 30].
Национальная необычность башкирского музыкального фольклора во многом определяется преобладанием гласных звуков или их пропорциональное сочетание с согласными в слоге, ударением на последний слог слова, что создает благоприятные условия для распевной вокализации. Кроме того, во время распева могут добавляться новые слоги (и даже слова).
Стилистическим эталоном звукового идеала в музыкальной культуре башкир стал характер звучания курая [2, 30]. При этом многие особенности стиля формировались параллельно в вокальных и инструментальных вариантах (широкий диапазон мелодии, особенности ладозвукорядного строя, орнаментика, «вкрапление» мелизмов, импровизационность).
Одной из отличительных особенностей башкирских народных песен стала особая направленность мелодического движения. Наличие контрастных звуковысотных зон в мелодии образуется сочетанием подъемов и спадов, при этом мелодические фразы
159
160
чаще образуют линию спада. Интонационный облик башкирской народной песни определяет ведущее значение кварты как «символа радостного созерцания».
Самобытность татарского музыкального фольклора во многом заключается в сдержанности чувств, выражаемых в музыке. Даже скорбь порой раскрывается через умиротворение и утешение.
Основой ладоинтонационного мышления татар является связанная с их менталитетом пентатоника, в которой имеет место не единый «ладовый центр», а все пять форм пентатоники: 1) c — d — e — g — a; 2) d — e
— g — a — ^ 3) e — g — a — c — d; 4) g — a
— c — d — е; 5) a — c — d — е — g.
Мир устной музыкальной памяти татарского народа насыщен символами-образами птиц: соловья и кукушки, голубя, жаворонка, ястреба; животных: коня, льва, оленя, домашних и диких животных, растений и деревьев, цветов; луны, солнца, ветра, неба и облаков.
Генетическая основа татарских народных песен изначально связана с большой ролью текста книг религиозного содержания, где сформировался «стилистический код» — сольная, моноди-ческая традиция исполнения и ритмические формулы: восьмая — четвертная (двудольный ямб); восьмая — две четвертные (трехдольный ямб) и др. [4, 9].
Особенность ритма протяжных татарских народных песен — его прихотливость и изменчивость. Данные свойства возникают благодаря обилию внутрислоговых распевов и ме-лизматики. Часто исполнитель народной песни свободно добавляет некоторые гласные или даже слоги, которых нет в стихотворном тексте, или,
наоборот, может опускать отдельные гласные или слоги, которые «мешают» метроритмическому движению мелодии.
Мелодический стиль татарских протяжных песен озон кюй в целом отличается плавным, неторопливым движением, текучестью и непрерывностью мелодического развития, волнообразным развертыванием с тенденцией поступенного движения к нижней опоре, ритмической свободой и мелизматикой вокальной природы, отсутствием размашистых, резких интонационных скачков, их «завуалиро-ванность» орнаментированными распевами, формированием уникального исполнительского феномена («мон»).
Самобытность русского музыкального фольклора прежде всего заключается в «русском менталитете», к пониманию которого ведет ключевое словосочетание «широта русской души», часто сравниваемое с широтой русских пространств, что и определило образное наполнение народных песен, позволяющее рассматривать их «как многочастную гигантскую симфонию» [1, 29].
Особенности музыкального мышления нашли свое отражение и в музыкальном языке русских народных песен и наигрышей. «Словарный фонд» составляют наименьшие ритмические единицы, складывающиеся в последовательность и образующие ритмический период, совокупность которых составляет музыкально-ритмическую форму (Е.В. Гиппиус). Звуко-высотность организована через противопоставление тонов по высоте, долготе, положению в форме, отличается иной системой тяготений, построена на интонационных моделях: восходящего и нисходящего волнового дви-
жения и их комбинаторике. Ладовую основу русского фольклора составляют лады, отличающиеся от европейских мажора и минора отсутствием тяготений. По мнению А.В. Рудневой, в ладовой сфере древнейших русских народных песен главное значение приобретает квинтовая двухустойная основа (I — V ступени, реже — I — IV или I — VII ступени), а также терцово-кварто-вая основа, олиготоника, трех-, четы-рехступенная ангемитоника, сочетание сцепленных трихордов в диатонической кварте и ангемитонной квинте, секундовая переменность [5], дорийский, миксолидийский, лидийский лады и пентатоника с октавными удвоениями, а также варьирование высоты II, III, VI ступеней лада.
Характер мелодики русских народных песен тесно связан с функцией, которую они выполняют в культуре: в обрядовых жанрах — лаконичные напевы-формулы, в календарно-земледе-льческих песнях — секундовые и терцовые интонации; в лирических песнях — большая свобода интонационного воплощения, внутрислоговые распевы, восходящие ходы на широкие интервалы (секста, малая септима, октава), «опевающиеся» секундо-выми интонациями; в плясовых песнях — краткие мелодические звенья в небольшом звуковом объеме. Мелодические композиции русских народных песен обусловлены действием нескольких принципов формообразования (вопросо-ответный, «золотого сечения», обрамления).
Отличительной чертой русского музыкального фольклора предстают развитые формы многоголосия. К ним относятся одновременное сочетание нескольких музыкальных текстов, стреттное совместное пение, анти-
фонное пение. По количеству голосовых партий разделяют два основных типа русского многоголосия: функциональное одноголосие — вариантная гетерофония (термин М. Шнайдера) и дифференцированная гетерофония (термин М.А. Енговатовой) — и функциональное двухголосие (термин Е.В. Гиппиуса). Наибольшее распространение получила гетерофония терцовой основы. При этом в одних образцах она усложняется за счет введения верхнего голоса, в октаву удваивающего один из мелодических слоев. В других образцах вертикаль обогащается трехзвучными созвучиями.
Результатом совместного исторического развития, территориальной и культурной общности башкирского, татарского и русского народов в условиях РБ (республика Башкортостан) стало появлние типологически сходных явлений. Так, общие жанрово-стилистические закономерности вокально-инструментальных пластов фольклора обнаружены в культурах тюркоязычных народов: монодийность, стили (озен-кюй, кыс-ка-кюй), жанры (баиты, кубаиры, му- I6' нажаты, такмаки и др.), музыкальные инструменты (курай, кубыз, думбы-ра), орнаментика, исполнительская импровизационность.
Сходство музыкального стиля трех народных культур связано с общностью вечных тем искусства — любовь к родному краю, восхищение его природой, стремление к свободной жизни народа.
Таким образом, в историческом опыте башкирской, татарской и русской музыкальной культуры содержится значительное число явлений, которые необходимо ввести в систему современной профессиональной подго-
162
товки будущих учителей музыки, чья профессиональная деятельность будет осуществляться в условиях поликультурного социума республики Башкортостан.
Теоретический анализ развития современной системы музыкального образования в РБ приводит к выводу о необходимости преобразований существующих подходов в педагогике высшей школы, и, в первую очередь, -создания модели формирования готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в данном регионе.
Предлагаемая авторская модель включает цель: формирование готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в условиях поликультурного социума РБ; задачи: 1) развитие мотивацион-но-ценностного отношения к профессиональной деятельности учителя музыки в данном поликультурном регионе; 2) усвоение профессиональных знаний, направленных на становление исследуемой готовности в поликультурных условиях; 3) формирование профессиональных умений и навыков творческого характера профессиональной деятельности учителя музыки в поликультурном социуме республики.
В содержание модели входят также следующие принципы обучения: культуросообразности, диалога культур и толерантности, которые в своей совокупности и единстве отражают объективные закономерности исследуемого процесса и определяют его направленность на развитие личности будущего учителя музыки. Так, реализация принципа культуросообразности направлена на приобщение будущих учителей музыки к ценностям культуры различных поликультурных групп данного
региона. Изучая башкирскую, татарскую и русскую народную музыку, будущий педагог-музыкант познает многообразие и многогранность культур, приобщается к мышлению, ценностям данных народов, осознает себя частью поликультурного социума, в котором он живет и осуществляет свою профессиональную деятельность.
Принцип диалога культур предстает как способ приобщения будущего учителя музыки к духовному миру культурных образований. Готовность будущего педагога-музыканта к профессиональной деятельности формируется в процессе развития ценностного отношения к культурным традициям народов региона, глубокого интереса к их духовным ценностям, индивидуальным особенностям личности преподавателя и своих сокурсников, в своей совокупности представляющих культуру данного региона.
Принцип толерантности связан с формированием положительного, уважительного отношения будущего педагога-музыканта к представителям «других» музыкальных культур республики, принятия и понимания их особенностей, традиций, ценностей, менталитета и др.
Представленная модель содержит структуру исследуемой готовности будущего учителя музыки в поликультурном регионе республики, включающую мо-тивационный, содержательный, операциональный компоненты. Мотиваци-онный компонент выявляет эмоциональное, ценностное, духовное отношение личности к своеобразно выраженной музыкальной культуре региона. Содержательный компонент включает в себя методологические, теоретические и методические профессиональные знания в области поликуль-
турного социума РБ, музыкального образования и музыкального фольклора народов РБ. Операциональный компонент включает в себя исполнительские, музыкально-аналитические и методические умения и навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности в поликультурном социуме РБ.
Кроме того, данная модель включает и методику диагностики уровней сформированной готовности студентов в исследуемом аспекте, исходя из ее компонентов, указанных выше. В качестве основных критериев искомой готовности педагога-музыканта определены следующие: мотивационно-ценностное отношение к проблеме профессиональной деятельности учителя музыки в исследуемом поликультурном социуме, к изучению и познанию музыкального фольклора населяющих его народов и необходимости использования полученных знаний, умений и навыков в педагогической практике; владение профессиональными знаниями, приобретенными будущим учителем музыки в процессе вузовской подготовки и реализуемые в ходе педагогической практики в условиях данного поликультурного социума; владение профессиональными умениями и навыками, приобретенными будущим учителем музыки в процессе вузовской подготовки и творчески реализуемые в ходе педагогической практики в многонациональном образовательном пространстве школы.
В процессе формирования исследуемой готовности к педагогической деятельности определены следующие условия: опора на жанровый, стилевой и интонационно-семантический анализ образцов башкирского, татар-
ского и русского музыкального фольклора с целью изучения процессов взаимодействия трех исследуемых музыкальных культур; разработка и внедрение спецкурса «Профессиональная деятельность учителя музыки в поликультурном социуме республики Башкортостан»; обеспечение единства теории и практики в учебном процессе (лекции, семинарские и практические занятия, педагогическая практика в общеобразовательных учреждениях).
Проведенное экспериментальное исследование подтвердило эффективность предлагаемой модели формирования готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме республики Башкортостан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асафьев Б.В. О русской песенности // О народной музыке / Сост. И.И. Зем-цовский, А. Кунанбаева. — Л.: Музыка, 1987.
2. Зелинский Р.Ф. Башкирская народная инструментальная музыка (проблемы формирования традиционного стиля): Автореф. ... дис. докт. искусство- IDd ведения. — СПб., 2006.
3. Ихтисамов Х.С. К вопросу о формообразующей роли ритма башкирской протяжной песни Озон-кюй (О цикличности ритмического развития) / / Научно-методические записки УГИИ. — Уфа, 1973.
4. Нигмедзянов М.Н. Татарские народные песни. — Казань, 1984.
5. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора. — М., 1994.
6. Сайдашева З.Н. Песенная культура татар Волго-Камья. Эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории. — Казань, 2002. ■