Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих учителей иностранных языков к использованию арт-технологий в профессиональной деятельности'

Формирование готовности будущих учителей иностранных языков к использованию арт-технологий в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-технологии / педагогические условия / будущие учителя иностранных языков / виды искусства / профессиональная деятельность / art-technology / pedagogical conditions / future foreign languages teachers / types of art / professional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантыкина Наталья Игоревна

В современных условиях развития образования проблема формирования готовности использовать арт-технологии будущими учителями иностранных языков приобретает особую значимость и становится одной из важных задач подготовки специалистов в высшей школе. Актуальность данного вопроса обуславливается тем, что с помощью внедрения в учебный процесс совокупности различных форм, методов, а также приемов, применяемых на основе взаимодействия субъектов обучения с различными видами искусства, будущие учителя смогут развить свой творческий потенциал и применять новаторские, творческие решения в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Учитывая проблемы подготовки учителей иностранных языков, автором были определены педагогические условия для формирования готовности использовать арт-технологии будущими учителями иностранных языков в профессиональной деятельности. Кроме того, была проведена опытно-экспериментальная работа, в которой автор показал состояние и динамику сформированности готовности будущих учителей иностранных языков к использованию арт-технологий между контрольной и экспериментальной группами на обоих этапах – констатирующем и формирующем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of future foreign languages teachers’ readiness to use art-technology in pro-fessional activity

The problem of formation of future foreign languages teachers’ readiness to use art-technology acquires special signifi-cance and becomes one of the most important tasks of training specialists in higher education in modern conditions of education. The relevance of this issue is due to the fact that by introducing into the educational process a set of forms, methods, and techniques used on the basis of interaction of subjects of learning with various types of art, future teachers can develop their creative potential and apply innovative, creative solutions in their further professional activities. The pedagogical conditions for the formation of future foreign languages teachers’ readiness to use art-technology in professional activity are identified by the author. In addition, the author shows the state and dynamics of future foreign lan-guages teachers’ readiness to use art-technology at the ascertaining and formative stages of the experiment between the control and experimental groups.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих учителей иностранных языков к использованию арт-технологий в профессиональной деятельности»

УДК 378.011.3-051:811 DOI: 10.52772/25420291_2023_4_110

Наталья Игоревна Пантыкина г. Луганск

Формирование готовности будущих учителей иностранных языков к использованию арт-технологий в профессиональной деятельности

В современных условиях развития образования проблема формирования готовности использовать арт-техноло-гии будущими учителями иностранных языков приобретает особую значимость и становится одной из важных задач подготовки специалистов в высшей школе. Актуальность данного вопроса обуславливается тем, что с помощью внедрения в учебный процесс совокупности различных форм, методов, а также приемов, применяемых на основе взаимодействия субъектов обучения с различными видами искусства, будущие учителя смогут развить свой творческий потенциал и применять новаторские, творческие решения в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Учитывая проблемы подготовки учителей иностранных языков, автором были определены педагогические условия для формирования готовности использовать арт-технологии будущими учителями иностранных языков в профессиональной деятельности. Кроме того, была проведена опытно--экспериментальная работа, в которой автор показал состояние и динамику сформированности готовности будущих учителей иностранных языков к использованию арт-технологий между контрольной и экспериментальной группами на обоих этапах - констатирующем и формирующем.

Ключевые слова: арт-технологии, педагогические условия, будущие учителя иностранных языков, виды искусства, профессиональная деятельность.

Natalia Igorevna Pantykina

Lugansk

Formation of future foreign languages teachers' readiness to use art-technology in professional activity

The problem of formation of future foreign languages teachers' readiness to use art-technology acquires special significance and becomes one of the most important tasks of training specialists in higher education in modern conditions of education. The relevance of this issue is due to the fact that by introducing into the educational process a set of forms, methods, and techniques used on the basis of interaction of subjects of learning with various types of art, future teachers can develop their creative potential and apply innovative, creative solutions in their further professional activities.

The pedagogical conditions for the formation of future foreign languages teachers' readiness to use art-technology in professional activity are identified by the author. In addition, the author shows the state and dynamics of future foreign languages teachers' readiness to use art-technology at the ascertaining and formative stages of the experiment between the control and experimental groups.

Keywords: art-technology, pedagogical conditions, future foreign languages teachers, types of art, professional activity.

Введение. В высшем гуманитарном образовании на сегодняшний день парадигма компетенций «меняет систему ценностей и предполагает наличие концепции образования и внедрение инновационных педагогических технологий» [3, с. 68]. Проблема применения новых информационных технологий в обучении иностранному языку, способствующих формированию профессиональных компетенций, всё чаще привлекает внимание исследователей в последнее время. Новые технические средства, а также формы и методы преподавания обучения сыграли немаловажную роль в подходе к процессу обучения; всё это позволяет эффективнее и продуктивнее изучать иностранный язык, развивая при этом профессиональные качества. Ведь основная цель - это обучение практическому овладению иностранным языком, формирование коммуникативной культуры студента. Мы относим к инновационным технологиям в педагогической деятельности следующие: интерактивные технологии обучения, технологию исследовательского проектирования, кейс-технологию, арт-технологии. В условиях модернизации проблема инновационных технологий является местом пересечения таких важных направлений совершенствования процесса

обучения иностранному языку, как отбор методического и обязательного для усвоение будущими учителями учебного материала, выявление оптимальных способов подачи этого материала, организация учебной деятельности, развитие познавательного интереса.

По нашему мнению, наиболее эффективным способом реализации содержания обучения в воспитательно-образовательном процессе подготовки будущего учителя иностранного языка являются арт-технологии. Учитывая то, что сейчас возникает необходимость использования инновационных форм, методов, в частности арт-технологий, поэтому именно последнее мы взяли для реализации в высшей школе.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом и практическом обосновании использования арт-технологий в процессе подготовки будущих учителей иностранных языков. Особую значимость исследованию придает тот факт, что проведена апробация педагогических условий формирования готовности применять арт-технологии будущими учителями иностранных языков в профессиональной деятельности.

Цель исследования заключается в том, чтобы изучить понятие «арт-технологии», обосновать их применение будущими учителями иностранных языков в своей последующей профессиональной деятельности за счет разработки и внедрения педагогических условий.

Обзор литературы. Изучением проблемы использования арт-технологий в профессиональной деятельности занимались М.Ю. Алексеева, А.Е. Афанасьева, Т.В. Жукова, А.В. Конышева, А.И. Копытин, И.М. Кунгурова, Л.Д. Лебедева, К.В. Лобова и другие.

По мнению Т.В. Жуковой, арт-технологии -это совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе [5].

С точки зрения А.И. Копытина, арт-техноло-гии подразумевают под собой «совокупность средств искусства и методов художественно-творческой деятельности для достижения намеченной педагогической цели» [8, с. 61].

Согласно исследованиям И.М. Кунгуровой, содержание понятия «арт-технологии» заключается в том, что это «использование средств искусств для передачи чувств и иных содержаний психики человека с целью изменения структуры его мироощущения» [9, с. 47].

Проанализировав различные трактовки понятия «арт-технологии», мы пришли к следующему его определению: это «совокупность форм, методов, приёмов, применяемых на основе взаимодействия субъектов обучения с различными видами искусства, как средство эффективного достижения поставленных образовательных целей» [15, с. 26].

Исследовательская часть. Методика использования арт-технологий будущими учителями иностранных языков подразумевает разработку и обоснование педагогических условий с последующей реализацией и определением изменений, а также отслеживанием воздействия этих изменений на уровень сформированности готовности применять арт-технологии в профессиональной деятельности.

Для того чтобы рассмотреть эффективность педагогических условий нами были выделены критерии, которые должны последовательно отражаться через показатели, проявление которых позволит определить больший или меньший уровень его выражения; должны захватить динамику измеряемого качества как во времени, так и пространстве. Исходя из этого, мы отмечаем следующие критерии сформированности будущих учителей иностранных языков к использованию арт-техно-логий: мотивационный, когнитивный, творческий и процессуальный.

Рассматривая первый критерий, можно выделить то, что он отражает интерес к применению арт-технологий в образовательном процессе, учитывает положительное отношение к педагогической деятельности будущих учителей иностранных языков с использованием арт-технологий.

Когнитивный критерий оценивает уровень теоретических знаний иностранных языков (лексического и грамматического материала), знаний в области психолого-педагогических дисциплин и понимания сущности арт-технологий, их функций и различных видов (например, музыкальных, художественных, средств изобразительного искусства, драматизации и других).

Творческие способности, такие как коммуникативные, исследовательские, дидактические и рефлексивные, творческие качества, включая целеустремленность, настойчивость, инициативность, способность к межличностному общению и фантазия, а также особенности психики, такие как память, внимание, творческое воображение и легкость ассоциаций - все это включает в себя творческий критерий.

Процессуальный критерий характеризует умение применять знания по иностранному языку, способность использовать арт-технологии в своей практической работе, желание совершенствовать и развивать свои навыки и умения, умение создавать и обогащать виды арт-технологий, использовать различные формы и методы арт-технологий в своей профессиональной деятельности, а также способность к самоконтролю и самопроверке в использовании арт-технологий, внесение изменений и корректировка при обнаружении недостатков [15].

Следует отметить, что использование арт-тех-нологий уникально тем, что оно превращает систему характеристик будущих учителей иностранных языков в многоплановый инструментарий, включая активность, волю, цели, задачи, знания, умения, стиль деятельности, творческие способности и качества, а также мотивы. Все эти характеристики отображают целую систему, которая создает полную и глубокую картину студента и его потенциала [2].

Мы провели подробный анализ образовательно-профессиональной программы, связанной с подготовкой специалистов по направлениям подготовки «Филология» и «Педагогическое образование». В ходе этого анализа мы рассмотрели программы учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы. В ходе нашей работы было обнаружено, что в данных программах не уделено достаточно внимания готовности будущих учителей иностранных языков к использованию инновационных технологий, включая арт-технологии, в профессиональной сфере.

Учитывая важные цели в сфере высшего образования и проблемы, связанные с развитием компетенций иностранных языков у преподавателей, мы определили педагогические условия формирования готовности будущих учителей иностранных языков к использованию арт-технологий в профессиональной деятельности:

Первое условие предполагает создание учебной и образовательной среды, которая позволяет будущим учителям иностранных языков получать новую информацию о методах, способах и приемах арт-технологий.

111

Под вторым условием подразумевается то, что будущие учителя должны обучаться различным видам искусства, причем это взаимодействие является предпосылкой для использования арт-технологий в их профессиональной деятельности.

Третье условие заключается в том, что включение различных видов искусства необходимо для координации самостоятельных и творческих усилий студентов в образовательном процессе [15].

В рамках нашего исследования были внедрены педагогические условия в деятельность государственных образовательных учреждений высшего образования, которые выступили экспериментальной базой во время проведения эксперимента: Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет», Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина».

Охарактеризуем специфику реализации педагогических условий в вышеуказанных учебных заведениях.

В ключе первого педагогического условия нами были проанализированы следующие дисциплины: «Методика преподавания иностранного языка», «Практический курс иностранного языка», но также в дисциплину «Инновационные технологии в преподавании иностранных языков» были добавлены темы, которые предусматривали возможность использования будущими учителями иностранных языков полученных навыков по арт-тех-нологиям в их профессиональной деятельности.

Мы исходим из того, что основная цель подготовки будущих учителей тесно связана с необходимостью формирования творческой личности, а затем с усилением роли и значимости наполнения психолого-педагогических дисциплин. При изучении содержания дисциплин было установлено, что они решают определенные вопросы, связанные с инновационными технологиями, такими как образовательные процессы, методы преподавания в современной школе, педагогические технологии и навыки учителей. Однако, по нашему мнению, содержание дисциплин не решает эффективно проблему подготовки будущих учителей к использованию арт-технологий и тем самым формирует необходимые навыки и знания для использования таких технологий. Нами было изменено содержание педагогических и специальных дисциплин с акцентом на развитие у студентов навыков использования арт-технологий [12].

В процессе исследования мы выяснили место арт-технологий в дисциплинах «Методика преподавания иностранного языка», «Практический курс иностранного языка», «Инновационные технологии в преподавании иностранных языков» и добавили темы, которые полно и содержательно раскроют понятие «арт-технологии», с дальнейшим его применением как в учебной деятельности, так и профессиональной.

Например, в рамках дисциплины «Инновационные технологии в преподавании иностранных языков» нами было предложено создать электронный учебник по страноведению изучаемого языка. В процессе проектирования данного продукта студенты были ориентированы на практическое применение полученных знаний и реализацию принципа интеграции теории с практикой в обучении.

Подчеркнем, что электронный учебник сочетает в себе различные компоненты системы дидактических средств: учебник, содержащий теоретический материал, задачи для его проработки и усвоение; средства для проведения компьютерного эксперимента; тестовые задачи для различных видов контроля качества знаний. Полагаем, что функции современного учебника расширяются, приобретают новое наполнение, усиливается роль отдельных функций (например, мотивационной, интегрирующей и др.), а также идет развитие ключевых компетенций в сфере изучения иностранных языков.

Безусловно, в качестве задания студентам нужно было использовать средства мультимедиа в электронном учебнике, так как это позволяет обогатить процесс обучения наглядным высококачественным иллюстративным материалом: двумерными, объемными, статическими и динамическими изображениями, звуковым сопровождением отображаемого на экране материала и действий обучающегося. Таким образом, аудиовизуальное представление материала включает в систему восприятие и запоминание образной и эмоциональной памяти, что существенно влияет на формирование представлений, занимающих центральное место в образном и словесно-логическом мышлении [1].

Необходимо отметить, что выполнение такой практической работы заключается в возможности осуществления деятельностного характера обучения; развитии самостоятельного познавательного процесса в информационном пространстве, тем самым, стимулирует ориентироваться будущим учителям иностранных языков на медиаобразователь-ное информационное пространство. Пример выполнения практического задания по созданию электронного учебника показан на рисунке 1.

Рис. 1. Пример электронного учебника в рамках практического задания по дисциплине «Инновационные

технологии в преподавании иностранных языков»

Вторым педагогическим условием обозначено то, что будущие учителя должны обучаться различным видам искусства, причем это взаимодействие является предпосылкой для формирования их готовности использовать арт-технологии в профессиональной деятельности. По нашему мнению, интерактивное обучение является необходимым для создания среды, в которой субъекты обучения взаимодействуют с несколькими видами искусства. Нами были предложены такие формы взаимодействия, как дискуссия на иностранном языке на основе взаимодействия с киноискусством. По нашему мнению, такой вид художественного творчества как киноискусство может быть использовано для развития навыков слушания в контексте обучения говорению. Ведь через просмотр и анализ фильма будущие учителя иностранных языков могут улучшить свою способность понимать произношения, диалекты, скорость речи и в дальнейшем - внедрять «живую речь» в разговорных ситуациях. Благодаря такому аутентичному материалу

происходит процесс подготовки студентов к восприятию инокультурной реальности и к плавному вхождению в нее путем развития социолингвистической компетенции.

В качестве примера приведем задания при работе с художественным фильмом.

В первую очередь, это отслеживание произношения. Здесь можно предложить просмотреть короткий фрагмент на иностранном языке и сосредоточиться на произношении говорящего. Затем необходимо записать себя, повторяя за говорящим иностранцем, и сравнить свою речь с оригиналом, чтобы отследить и исправить имеющиеся расхождения. Это помогает научиться правильно произносить слова и фразы, а также улучшает способность слушать и воспринимать речь на иностранном языке.

Во-вторых, комментирование. При просмотре фрагмента на иностранном языке можно параллельно комментировать его на этом языке. В таком случае будущие учителя иностранных языков описывают происходящее, выражают свое мнение или задают вопросы. Данное задание помогает развить

113

навыки говорения и понимания на языке, а также расширяет словарный запас.

В-третьих, обсуждение фильма. Для начала идет показ фильма на иностранном языке, а далее -обсуждение содержания или критическая оценка идеи, которая высказана в фильме. Это позволит не только выразить свои мысли и мнения, но и практиковать устную речь на иностранном языке.

Итак, использование художественных фильмов на занятии по иностранному языку является ценным инструментом при обучении говорению, предоставляя будущим учителям возможность наблюдать и применять языковые навыки в реальных коммуникативных ситуациях. Они создают аутентичную учебную среду и помогают развить навыки говорения и слушания с помощью арт-технологий.

Третье педагогическое условие содержит в себе включение различных видов искусства, которое необходимо для координации самостоятельных и творческих усилий студентов в образовательном процессе. Полагаем, что такая деятельность является центральным ядром в процессе подготовки будущих учителей иностранных языков, что и открывает возможности сознательного укрепления знаний и навыков, приобретенных в педагогическом процессе. В рамках дисциплины «Методика преподавания иностранных языков» мы использовали театральное искусство. Продемонстрировав театральные постановки на занятиях, студенты выступили в театрально-педагогическом мероприятии «Фестиваль языков». По нашему мнению, с помощью такого мероприятия идет консолидация и координация деятельности будущих учителей для формирования навыков самостоятельного процесса создания театральной постановки.

В ходе мероприятия «Фестиваль языков» были представлены следующие постановки: «Миф о том, как император сам пришел к мудрецу» (на китайском языке), «Легенда о Чан Э» (на китайском языке), «Момотаро (на японском языке)». Студенты попробовали себя в роли сценаристов, режиссеров и актеров, что сформировало у них навыки эффективной командной работы. Они положительно отмечают опыт участия в театральном представлении. Студентка Екатерина С. подчеркивает: «Принять участие в подобном мероприятии было хорошим решением. Подготовка к театральной постановке заинтересовала с первых минут. Меня побудило данное задание к тщательному изучению материала и к процессу полного поглощения. Подобное мероприятие для каждого из нас оказалось полезным. Надеюсь, что нам ещё выпадет замечательная возможность проявить себя и показать пьесу на иностранном языке». В то же время, Анна К. указывает, что «как для студента кафедры английской и восточной филологии, участие в мероприятии является важной составляющей при изучении иностранного языка. Ведь узнать больше о культурной составляющей госу-

дарства, язык которого ты учишь, всегда необходимо. Такой опыт незабываем, но достаточно полезен для моей будущей профессиональной деятельности».

Исходя из вышесказанного, предложенные педагогические условия внедрялись нами в процесс подготовки будущих учителей иностранных языков и были связаны с проблемой формирования готовности будущих учителей иностранных языков к использованию арт-технологий. Реализация этих условий приводит к развитию репрезентации студентами арт-технологий, тем самым облегчая передачу знаний и умений в практических педагогических ситуациях и профессиональной деятельности.

В качестве внедрения педагогических условий нами была проведена экспериментальная работа, которая подтверждает достаточность и эффективность мер реализации этих условий.

Несомненно, опытно-экспериментальная работа является одним из продуктивных методов педагогического исследования. Ее цель заключается в том, чтобы инициировать прогрессивные изменения в образовательном процессе, направленные на получение высоких результатов, их подтверждение, оценку и потенциальное воспроизведение в других условиях. Экспериментальная работа требует соблюдения следующих стандартов: исследование должно характеризоваться объективностью; исследование должно быть всеобъемлющим, последовательным и всеобъемлющим по всему процессу, включая его отношения и взаимосвязи; работа должна описывать процесс в процессе его саморазвития с учетом влияния конкретных условий [16].

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в течение четырех лет и охватывала три этапа.

На первом этапе (поисковый) нами было изучено состояние проблемы исследования. Анализ различных источников по теме помог сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования, определить понятие «арт-технологии» и обосновать условия их формирования в высшей школе. Далее были выделены педагогические условия формирования готовности будущих учителей иностранных языков к использованию арт-технологий в профессиональной деятельности. Установлен количественный и качественный состав участников эксперимента: студенты направления подготовки «Филология» специальностей «Английский язык и литература», «Английский язык и литература. Язык и литература (турецкий)», «Китайский и английский язык и литература», а также направления подготовки «Педагогическое образование» специальности «Иностранный язык и иностранный язык».

Второй этап (экспериментальный) подразумевал осуществление опытно-экспериментальной гипотезы исследования, апробацию педагогических условий формирования готовности будущих учителей использовать арт-технологии, а также анализ промежуточных результатов контрольных срезов. Нами было наполнено содержание дисциплины

«Методика преподавания иностранного языка», проанализировано место арт-технологий по дисциплине «Практический курс иностранного языка», разработаны и внедрены отдельные темы в дисциплину «Инновационные технологии в преподавании иностранных языков», организовано мероприятие «Фестиваль языков».

На третьем этапе (обобщающий) нами проведена систематизация и обработка полученных данных, также мы сопоставили полученные экспериментальные результаты с прогнозируемыми и определили общие выводы исследования.

Рассмотрим подробно экспериментальное исследование, которое проходило в соответствие с его задачей: проверить эффективность образовательной и практической деятельности, разработанной в ходе исследования, с целью формирования знаний об арт-технологиях, используемых будущими учителями языка в их профессиональной жизни. Эксперимент был разделен на констатирующий и формирующий этапы исследования.

Констатирующий этап проводился в течение одного года, основной целью которого выступало выяснение состояния готовности будущих учителей иностранных языков к использованию арт-тех-нологий в профессиональной деятельности. Нами были осуществлены срезы знаний, определены проблемы и цели экспериментального исследования, а также объект, предмет и критерии экспериментальной работы, выдвинута гипотеза эксперимента: подготовка студентов к применению арт-технологий в их профессиональной деятельности будет способствовать использованию этих технологий посредством реализации разработанных педагогических условиях, что приведет к эффективному практическому взаимодействию всех субъектов обучения.

В состав контрольной группы вошло 130 человек, а в экспериментальную - 110 человек. Когда формировались группы, мы выбрали студентов одного возраста, обучающихся на III-IV курсе университета; также нами учитывался тот факт, что студенты должны проходить обучение по аналогичным учебным планам.

Проведя диагностику знаний, мы пришли к выводу, что по результатам констатирующего этапа эксперимента выявлено преимущественно низкий уровень (49,55% - экспериментальная группа (ЭГ); 50,19% - контрольная группа (КГ)) готовности к использованию арт-технологий у студентов. Высокий уровень продемонстрировали лишь 20,45% студентов экспериментальной группы и 20,19% - контрольной. Отметим, что почти идентичные средние значения наблюдаются у опрошенных студентов ЭГ - 30%, КГ -29,62% [15]. Исходя из этого, проанализированные данные показали, что уровень готовности использования арт-технологий будущими учителями иностранных языков низок, как в экспериментальной, так и контрольной группах, что указывает на необходимости внедрения различных форм и методов

для взаимодействия с различными видами искусства на занятиях по иностранному языку.

Если кратко охарактеризовать проведенный констатирующий этап эксперимента, то можем отметить слабое понимание сущности арт-техноло-гий. В свою очередь, подавляющее количество студентов не рассматривают арт-технологии как важную составляющую профессиональной деятельности учителя. Учитывая полученные результаты, следует заключить следующее: процесс профессиональной подготовки будущих учителей, а также формирование у них готовности использования арт-технологий требует активизации и поиска педагогических условий для дальнейшей реализации.

Следующий этап педагогического эксперимента - это формирующий, целью которого было внедрение теоретически обоснованных педагогических условий формирования готовности будущих учителей иностранных языков к использованию арт-технологий. Он происходил в обычных условиях учебно-воспитательного процесса в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет», Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина».

После проведения данного этапа был проведен контрольный срез, под которым подразумевалось: 1) в качестве когнитивного критерия студенты проходили тестирование для определения уровня языкового материала по иностранному языку; 2) определение мотивации успеха, обучения для мотивационного критерия; 3) выявление вида таланта, творческого потенциала, способностей к саморазвитию и самообразованию в качестве творческого критерия; 4) отношение к конкурентоспособности как к ценности для личности, а также использование арт-технологий в рамках процессуального критерия.

На основе проведенного констатирующего и формирующего этапов исследования сделаем сравнительный анализ полученных результатов. В начале эксперимента мы наблюдаем одинаковые результаты по всем критериям, но к концу эксперимента отмечаем существенное увеличение показателей в экспериментальной группе на высоком уровне. Так, на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень у ЭГ был 20,45%, но уже на формирующем он стал 42,72%. В это же время, низкий уровень с 49,55% снизился до 24,09% в этой же группе. Отметим, что в контрольной группе показатели практически не изменились, как на констатирующем, так и на формирующем этапах эксперимента. Если в начале эксперимента на высоком уровне показатель был 20,19%, то в конце эксперимента он поднялся всего лишь до 21,15% [15].

115

Это свидетельствует о том, что без внедрения соответствующих мер по увеличению объема имеющихся знаний и умений по арт-технологиям, процесс обучения становится более сложным и трудоемким.

60

50

40

30

20

10

50.19

45,55

46,35

32,5

29,62

24,09

КГ

ЭГ

КГ

Отображая изменения по уровням сформиро-ванности готовности будущих учителей иностранных языков к использованию арт-технологий между контрольной и экспериментальной группами на констатирующем и формирующем этапах эксперимента, сравнительная диаграмма наглядно показывает такой результат (см. рисунок 2).

42,73

30

33,13

20Д921-15 20,45

ЭГ

кг

ЭГ

средним

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i Констати рующи й

(Формирующий

Рис. 2. Результаты эксперимента на констатирующем и формирующем этапах по уровням сфор-мированности готовности будущих учителей иностранных языков к использованию арт-технологий (в %)

Статистическая обработка результатов эксперимента о формировании готовности будущих учителей иностранных языков к использованию арт-технологий в профессиональной деятельности в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе и формирующем этапе по всем критериям подтверждает эффективность предложенных нами методик. Следует отметить, что в экспериментальной группе наблюдались количественные значительные изменения наряду с качественными, исходя из чего вытекают следующие выводы: постоянное профессиональное развитие в качестве учителей иностранных языков побуждало их повысить свои знания с содержанием арт-техно-логий; им была понятна конечная цель применения арт-технологий; они внедряли арт-технологии в свою педагогическую деятельность, чтобы разнообразить занятие по иностранному языку.

Следует подытожить, что использование арт-технологий в учебном процессе обладает многими достоинствами. В первую очередь, это визуальное обучение, которое направлено на предоставление визуальных образов для лучшего понимания и запоминания информации. Во-вторых, аутентичность, которая играет важную роль при изучении иностранного языка. С помощью аудио- и видеоматериалов на иностранном языке студенты погружаются в реальные ситуации и слышат речь носителей языка. В-третьих, интерактивность: ведь практически все арт-технологии подразумевают он-лайн-ресурсы или техническое сопровождение. И

в-четвертых, лингвострановедческий аспект. Широко известный факт, что язык и культура не отделимы друг от друга: язык является основным средством передачи и сохранения культурного наследия. Литература, поэзия, музыка и другие художественные выражения в языке позволяют культуре сохранять свою уникальность и передавать идеи и ценности следующим поколениям. Соприкасаясь с различными видами искусства, будущие учителя иностранных языков не только расширяют свой кругозор, но и получают навыки межкультурного общения и коммуникации благодаря изучению культурного контекста и сознания.

Однако необходимо помнить, что для достижения высоких результатов при обучении студентов с использованием арт-технологий, следует сосредоточиться на получении знаний иностранного языка и совершенствовании навыков их применения в профессиональной деятельности. Несмотря на то, что арт-технологии развивают творческий потенциал студентов и дают новые методики преподавания иностранного языка, но не стоит забывать о максимальной концентрации и затраченный усилий, подготовке и оформлении новых форм или приемов к практической реализации с учетом способностей студентов и целей обучения на занятиях по иностранному языку.

Заключение. Таким образом, опытно-экспериментальная работа показывает, что внедрение разработанных педагогических условий формирования готовности будущих учителей иностранных

языков к использованию арт-технологий полностью проявило свою эффективность. Так, наибольшее количество студентов с высоким уровнем сформированности готовности к использованию арт-технологий зафиксировано в экспериментальной группе (показатель увеличился в два раза), а в контрольной группе уровни сформированности готовности на разных этапах эксперимента остались практически неизменны. Подытоживая, можно утверждать, что использование арт-технологий в учебном процессе привело к значительному повышению уровня готовности будущих учителей иностранных языков в экспериментальной группе, о

чем свидетельствуют реализованные педагогические условия.

Полученные в ходе работы выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. В силу этого, она остается открытой для дальнейшего исследования. В качестве перспективы дальнейшего исследования считаем следующее наиболее приоритетное направление работы, как разработка методики формирования готовности применения арт-технологий будущими учителями разных направлений подготовки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеева, М.Ю. Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-терапии (на материале обучения иностранному языку) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Алексеева Майя Юрьевна. - Курск, 2007. - 244 с.

- URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-mladshikh-shkolnikov-sredstvami-art-terapii-na-materiale-ob?yschd=lppapxjhqm583623242 (дата обращения: 15.11.2023). - Текст : электронный.

2. Афанасьева, А.Е. Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе / А.Е. Афанасьева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 11. - С. 1411-1413.

3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - Москва : Педагогика, 2005. - 192 с.

- Текст : непосредственный.

4. Бурачевская, О.В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О.В. Бурачевская. - Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань : Бук, 2015. - С. 139-142.

5. Жукова, Т.В. Использование арт-технологий в подготовке студентов-психологов к профессиональной деятельности / Т.В. Жукова. - Москва : Владос, 2005. - 250 с. - Текст : непосредственный.

6. Измайлова, М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов : метод. пособие / М.А. Измайлова. - Москва : Дашков и К, 2009. - 64 с. - Текст : непосредственный.

7. Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. - Санкт-Петербург, 2006. -192 с. - Текст : непосредственный.

8. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 245 с. - Текст : непосредственный.

9. Кунгурова, И.М. Арт-технологии в преподавании дисциплины «Технологии и методики обучения иностранным языкам» в вузе / И.М. Кунгурова. - Текст : непосредственный // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. - 2013. - № 5 (11). - С. 46-51.

10. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 226 с. - Текст : непосредственный.

11. Лобова, К.В. Использование живописи на уроках английского языка / К.В. Лобова. - Текст : непосредственный // Психолого-педагогические особенности преподавания иностранного языка в условиях внедрения ФГОС нового поколения : материалы I науч.-практ. конф. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - С. 107-111.

12. Пантыкина, Н.И. Арт-технологии в образовательном процессе подготовки будущих учителей иностранных языков / Н.И. Пантыкина. - Текст : непосредственный // Духовно-нравственные основы развития современного общества: образование, культура, искусство : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Луганск, 20-21 апр. 2016 года) : в 2 ч. / под ред. : В. П. Горащук. - Луганск : Книта, 2016. - Ч. 2. - С. 218-223.

13. Пантыкина, Н.И. Использование драматизации как вида арт-технологий в обучении иностранным языкам / Н.И. Пантыкина. - Текст : непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета. Технические науки. Филологические науки. Педагогические науки. - Череповец, 2017. - № 1 (76). - С. 195-200.

14. Пантыкина, Н.И. Использование инновационных технологий при обучении иностранному языку студентов филологического факультета / Н.И. Пантыкина. - Текст : непосредственный // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. - № 1 (16). - Волгоград, 2015. - С. 32-36.

15. Пантыкина, Н.И. Формирование готовности будущих учителей иностранных языков к использованию арт-тех-нологий в профессиональной деятельности : монография / Н.И. Пантыкина. - Луганск : Книта, 2023. - 212 с.

16. Полякова, Т.Н. Театрально-игровая деятельность в творческом развитии учителя : монография / Т.Н. Полякова.

- Санкт-Петербург : СПбАППО, 2009. - 174 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Alekseeva M. Ju. Razvitie tvorcheskogo myshlenija mladshih shkol'nikov sredstvami art-terapii (na materiale obuchenija inostrannomu jazyku). Dis. kand. ped. nauk [Development of creative thinking of younger schoolchildren by means of art therapy (on the basis of teaching a foreign language). Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Kursk, 2007. 244 p. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-mladshikh-shkolnikov-sredstvami-art-terapii-na-materiale-ob?ysclid=lppapxjhqm583623242 (Accessed 15.11.2023).

2. Afanasyeva A.E. Ispol'zovanie art-tehnologij v obuchenii anglijskomu jazyku v srednej shkole [The use of art technologies in teaching English in secondary school]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2016, no. 11, pp. 1411-1413.

3. Bespalko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii [Components of pedagogical technology]. Moscow: Pedagogika, 2005. 192 p.

4. Burachevskaya O.V. Art-tehnologii kak sredstvo razvitija prostranstvennogo vosprijatija i prostranstvennyh predstavlenij u doshkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi [Art-technologies as a means of developing spatial perception and spatial representations in preschoolers with general speech underdevelopment]. Innovacionnyepedagogicheskie tehnologii: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', maj 2015 g.) [Innovativepedagogical technology]. Kazan: Buk, 2015, pp. 139-142.

5. Zhukova T.V. Ispol'zovanie art-tehnologij v podgotovke studentov-psihologov k professional'noj dejatel'nosti [The use of art technologies in the preparation of psychology students for professional activity]. Moscow: Vlados, 2005. 250 p.

6. Izmaylova M.A. Organizacija vneauditornoj samostojatel'noj raboty studentov: metod. posobie [Organization of extracurricular independent work of students]. Moscow: Dashkov and K, 2009. 64 p.

7. Konysheva A.V. Igrovoj metod v obuchenii inostrannomu jazyku [Game method in teaching foreign language]. St. Petersburg, 2006. 192 p.

8. Kopytin A.I. Teorija i praktika art-terapii [Theory and practice of art-therapy]. St. Petersburg: Piter, 2002. 245 p.

9. Kungurova I.M. Art-tehnologii v prepodavanii discipliny «Tehnologii i metodiki obuchenija inostrannym jazykam» v vuze [Art-technology of teaching the discipline "Technologies and methods of teaching foreign languages"]. Vestnik Ishimskogo gos. ped. in-ta im. P.P. Ershova [Bulletin of the Ishim State Pedagogical Institute named after P. P. Ershov], 2013, no. 5 (11), pp. 46-51.

10. Lebedeva L.D. Praktika art-terapii: podhody, diagnostika, sistema zanjatij [Practice of art therapy: approaches, diagnosis, training system]. St. Petersburg: Rech, 2005. 226 p.

11. Lobova K.V. Ispol'zovanie zhivopisi na urokah anglijskogo jazyka [The use of painting at English lessons]. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti prepodavanija inostrannogo jazyka v uslovijah vnedrenija FGOS novogo pokolenija: materialy I nauch.-prakt. konf. [Psychological and pedagogical features of teaching a foreign language in the context of the introduction of a new generation of FSES]. Moscow; Berlin: Direkt-Media, 2015, pp. 107-111.

12. Pantykina N.I. Art-tehnologii v obrazovatel'nom processe podgotovki budushhih uchitelej inostrannyh jazykov [Art technologies in the educational process of training future teachers of foreign languages]. Duhovno-nravstvennye osnovy razvitija sovremennogo obshhestva: obrazovanie, kul'tura, iskusstvo: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Lugansk, 20-21 aprelj a 2016 g.): v 2 ch. [Spiritual and moralfoundations ofmodern society: education, culture and art]. Lugansk: Knita, 2016, pp. 218-223.

13. Pantykina N.I. Ispol'zovanie dramatizacii kak vida art-tehnologij v obuchenii inostrannym jazykam [The use of dramatization as art-technology in foreign languages teaching]. VestnikCherepoveckogogosudarstvennogo universiteta. Tehnicheskie nauki. Filologicheskie nauki. Pedagogicheskie nauki. N° 1 (76). [Cherepovets State University Bulletin. Technology, philology, pedagogy. No. 1 (76)]. Cherepovets, 2017, pp. 195-200.

14. Pantykina N.I. Ispol'zovanie innovacionnyh tehnologij pri obuchenii inostrannomu jazyku studentov filologicheskogo fakul'teta [The usage of innovative technologies in foreign language teaching to students at the Faculty of Philology]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 6: Universitetskoe obrazovanie. № 1 (16) [Science journal of Volgograd state university. Serija 6: University education]. Volgograd, 2015, pp. 32-36.

15. Pantykina N.I. Formirovanie gotovnosti budushchih uchitelej inostrannyh yazykov k ispol'zovaniyu art-tekhnologij v professional'noj deyatel'nosti: monografiya [Formation of future foreign language teachers' readiness to use art-technology in professional activity]. Lugansk: Knita, 2023. 212 p.

16. Polyakova T.N. Teatral'no-igrovaja dejatel'nost' v tvorcheskom razvitii uchitelja [Theatrical and gaming activities in the creative development of a teacher]. St. Petersburg: SPbAPPO. 2009. 174 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.И. Пантыкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской и восточной филологии, ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет», Луганск, Россия, e-mail: pantykina-natalia@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.I. Pantykina, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of English and Oriental Philology, Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, Russia, e-mail: pantykina-natalia@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.