ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЛЕСНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
1 2 Джикович Ю.В. , Гаркуша А.Д.
'Джикович Юрий Велийкович - доцент, кандидат биологических наук; 2Гаркуша Александр Даниилович - магистрант, кафедра лесной политики, экономики и управления, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования государственной политики в сфере лесных отношений. Учтен переход стран к рыночной системе хозяйствования. Отдельное внимание уделено требованиям к содержанию, целям и стратегическим ориентирам политики. Проанализирован мировой опыт и отечественная практика и сделан вывод о существовании различных вариантов стратегического управления и формирования государственной политики в лесном хозяйстве. Кроме того, обозначены принципы, на которые она должна опираться, также детализированы наиболее эффективные инструменты ее разработки и выполнения.
Ключевые слова: лесная политика, разработка, реализация, ориентиры, цели, принципы, эффективность.
FORMATION OF STATE POLICY IN THE FIELD OF FOREST RELATIONS
Dzhikovich Yu.V.1, Garkusha A.D.2
'Dzhikovich Yury Veliykovich - Associate Professor, Candidate of Biological Sciences; 2Garkusha Alexander Daniilovich - master student, DEPARTMENT OF FOREST POLICY, ECONOMICS AND MANAGEMENT, ST. PETERSBURG STATE FOREST ENGINEERING UNIVERSITY NAMED AFTER S.M. KIROV,
ST. PETERSBURG.
Abstract: the article considers the features of the formation of state policy in the field offorest relations. The transition of countries to a market economy system is taken into account. Special attention is paid to the requirements for the content, goals and strategic guidelines of the policy. The world experience and domestic practice are analyzed and a conclusion is made about the existence of various options for strategic management and the formation of state policy in forestry. In addition, the principles on which it should be based are outlined, and the most effective tools for its development and implementation are detailed.
Keywords: forest policy, development, implementation, benchmarks, goals, principles, efficiency.
Природно-хозяйственные комплексы, к которым относится и лесной комплекс, представляют собой сложные образования, которые функционируют не только под влиянием многих социально-экономических факторов, но и зависят от состояния и ресурсного потенциала биологических экосистем [1]. Поэтому одной из основных задач государства является создание эффективной системы регулирования всех процессов лесопользования таким образом, чтобы, с одной стороны, не повредить расширенному воспроизводству лесных ресурсов, а с другой - обеспечить растущие потребности промышленности страны без ущерба окружающей среде, то есть организовать процесс устойчивого лесопользования.
Неэффективное управление лесным хозяйством является главным препятствием для развития как самой отрасли, так и смежных секторов, что приводит к уменьшению доходов, увеличению безработицы, потерям поступлений в бюджет и снижению эффективности от услуг лесных экосистем.
С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание переход стран к рыночной системе хозяйствования, в настоящее время актуализируется задача развития и внедрения новых форм и методов реализации государственной политики в сфере лесных отношений с учетом национальных особенностей каждого государства. Все эти трансформации и сдвиги предопределяют необходимость сформировать более четкую позицию участия государственных структур в управлении лесным хозяйством, определить рациональные масштабы институциональных изменений в лесном секторе и отразить их экономическую интерпретацию с сочетанием всех регуляторных норм, которые в результате призваны сформировать систему надлежащего контроля хозяйственного освоения ресурсов леса и механизм наиболее эффективного использования ресурсно-производственного потенциала деревообрабатывающего производства.
Поэтому в настоящее время на повестке стоит вопрос развития и усовершенствования государственного регулирования отношений в лесном секторе, поскольку государство как центральный институт и ключевое звено всех экономических отношений должно играть решающую роль в формировании наиболее приемлемых пропорций между лесовосстановлением и лесоразведением, ресурсной базой лесов и возможностями ее использования.
Таким образом, указанные обстоятельства предопределяют выбор темы данной статьи, а также подтверждают ее теоретическую и практическую значимость.
Актуальные проблемы обоснования методов, способов и инструментов государственного регулирования в
лесном секторе поднимаются в трудах Klenk, N. L.; Hickey, G. M. (создание эффективного инструмента управления лесными предприятиями), А.П. Петрова (упорядочение взаимодействия лесного сектора с другими секторами национальной экономики), Smith, B. (внедрение инновационной модели развития лесной отрасли при непосредственном содействии и поддержке государства), П.А. Портникова (инструментально-методическое обеспечение системы управления лесохозяйственной деятельностью), Л. С. Вандышевой (усовершенствование системы государственного управления лесным хозяйством), Poole, L. (государственное регулирование межотраслевых отношений в сфере лесного хозяйства).
В то же время следует сделать акцент на том, что в литературе отсутствует согласованное мнение отечественных и зарубежных исследователей о понимании сущности и особенностях организации процессов регулирования лесопользования в условиях ужесточения природоохранных требований, в контексте формирования региональных и глобальных экосистем.
Рассматривая сущность государственной политики в сфере лесных отношений, по мнению автора, следует согласиться с Булгаковой М.А., которая отмечает, что с учетом существующих точек зрения, под государственной политикой в лесном комплексе следует понимать властную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, объединений граждан и других предприятий, организаций, которая направлена на охрану лесов, рациональное использование имеющихся ресурсов, а также соблюдение лесного законодательства [2].
При этом особого внимания заслуживает тот факт, что разработка государственной политики в сфере регулирования лесной отрасли и отношений в этой сфере является итерационным и циклическим процессом, включающим определение приоритетов и границ регуляторного вмешательства, формулирование долгосрочного видения развития отрасли, уточнение механизмов реализации (программы, планы действий, институциональные, организационные и финансовые механизмы), непосредственно процесс реализации политики, мониторинг ее выполнения, обзор и корректировку предпринимаемых мер, определение новых/изменение применяемых механизмов регулирования.
Анализ мирового опыта и отечественной практики позволяет сделать вывод о том, что существуют различные варианты стратегического управления и формирования государственной политики в лесном хозяйстве. Наиболее эффективными и результативными являются следующие:
1) определение основ государственной политики в сфере лесных отношений;
2) утверждение общегосударственных программ по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов;
3) установление приоритетных направлений и стратегий развития в сфере лесных отношений;
4) принятие и реализация программ по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов на региональном уровне, на уровне конкретной территории.
Органы государственной власти, разрабатывая политику в сфере лесных отношений, должны учитывать ряд ключевых моментов, на которые следует обратить внимание:
во-первых, наряду с принятием и реализацией срочных превентивных мер, которые направлены на оздоровление окружающей среды, необходимо обеспечить постоянное развитие всех сфер общественной деятельности, соприкасающихся с лесным хозяйством. В тоже время, охрана и рациональное использование лесов должны стать вопросом национальной безопасности для человека и гражданина, общества и государства в целом [3];
во-вторых, сложные проблемы устойчивого развития, особенно касающиеся устойчивости экосистем, являются трансграничными, соответственно их решение требует совместных усилий мирового сообщества, что предопределяет необходимость интеграции национальной политики с международными программами и проектами.
С практической зрения необходимо обратить внимание на то, что национальная лесная политика должна базироваться на следующих принципах:
- устойчивое ведение лесного хозяйства;
- государственная поддержка лесного хозяйства;
- единство лесной политики на территории государства с региональной дифференциацией в зависимости от экономических, экологических и социальных условий;
- справедливая лесная политика в отношении лесов разных форм собственности и их субсидиарная поддержка;
- государственное управление и контроль лесов независимо от форм собственности;
- предсказуемость решений государственной власти в области лесных отношений;
- платность и целевой характер лесопользования;
- сохранение баланса между финансово-экономическими, организационными, правовыми методами регулирования в области лесных отношений;
- сертификация системы ведения лесного хозяйства;
- трансформация потенциальных негативных внешних эффектов, образованных в процессе лесопользования, во внутренние затраты;
- гибкость лесной политики;
- прозрачность и открытость действий властей различных уровней;
- сохранение национальных традиций в лесопользовании.
Резюмируя результаты проведенного исследования, отметим следующее. Формирование государственной политики в сфере лесных отношений должно предусматривать определение стратегических целей развития лесного комплекса, учитывать экономические, экологические и социальные приоритеты в достижении этих целей, включать в себя инструменты и механизмы государственного регулирования и руководствоваться четко определённым перечнем основополагающих принципов.
Список литературы /References
1. Allegret J-P. Closed-loop economic model formation in the forest industry // IOP conference series. Earth and environmental science. 2020. Vol 595; P. 45-52.
2. Булгакова М.А. Теоретические основы экономической эффективности использования лесного ресурса // Проблемы экономики и юридической практики. 2021. Т. 16. № 1. С. 28-34.
3. Study on progress in implementing the EU Forest Strategy: executive summary. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. P. 176.