УДК 630*61
В. П. Зорин
Белорусский государственный технологический университет
ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ БЕЛАРУСИ
В связи с разработкой стратегического плана развития лесохозяйственной отрасли Беларуси на период с 2015 по 2030 г. в статье рассматриваются вопросы политики, стратегии и методы управления лесами и лесным сектором экономики государства на основе критериев устойчивого управления в соответствии с национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Беларуси до 2020 г. Представлены основные пункты политики и стратегии повышения эффективности использования лесосырьевых ресурсов, землепользования, природопользования, первоочередные приоритеты достижения государственных интересов использования и воспроизводства лесных ресурсов, анализ недостатков (породный состав, возрастная структура, лесная дорожная сеть, использование лесных ресурсов). Рассмотрены такие понятия, как лесной сектор, сельскохозяйственное и лесохозяйственное землепользование, эффективность лесного сектора, стратегические управленческие решения: внедрение критериев устойчивого управления, сеть модельных лесов Беларуси, финансирование лесного хозяйства, стратегия инвестиций, биотопливо, кадровая политика.
Ключевые слова: лес, политика, стратегия, сектор, землепользование, лесопользование, критерии, эффективность, плодородие, управление, устойчивость.
V. P. Zorin
Belarusian State Technological University
POLICY AND STRATEGY OF SUSTAINABLE MANAGEMENT OF THE FORESTS OF BELARUS
In connection with the introduction of a strategic plan for development of the forestry sector in Belarus for the period from 2015 to 2030, the article focuses on policy issues, strategies, and methods of forest management and forest sector of the state on the basis of criteria of sustainable management, in accordance with the national strategy of sustainable socio-economic development of Belarus until 2020. The priorities of achieving public interest use and reproduction of forest resources are the main points of the policy and strategy of increasing the efficient use of forest resources, land use, and natural resource management. The author gives gap analysis of species composition, age structure, forest road network, and the use of forest resources. The main concepts are the forest sector, agricultural, and forestry land use. The efficiency of the forestry sector, strategic management decisions are in the implementation of the criteria for sustainable management, the network of model forests of Belarus, forestry financing, investment strategy, biofuels, and personnel policy.
Key words: forest, policy, strategy, sector, land management, forest management, criteria, efficiency, fertility, management, sustainability.
Введение. Каждое поколение белорусов является, по существу, не полновластным хозяином лесных ресурсов, а лишь временным пользователем, обязанным передать их своим потомкам не в худшем состоянии по сравнению с полученным наследием. Следовательно, лес необходимо рассматривать как одно из самых важных национальных богатств Беларуси, составляющих экологический капитал нации.
Государственная политика в области лесного сектора экономики состоит из двух частей:
- создать эффективный механизм государственного сотрудничества всех ведомств лесного сектора для достижения максимального экономического и экологического эффекта на государственном уровне;
- обеспечить контроль над балансом интересов современного и возможных потребностей будущего поколения в отношении лесных и других природных полезностей леса. Достижение этой цели можно обеспечить государственной гарантией устойчивого управления лесами.
Опыт показал, что проблема устойчивого управления лесами с целью сохранения лесных экосистем не решается путем ограничений и ужесточений лесопользования, вплоть до исключения из пользования (заповедные территории). Необходимо разработать новые способы такого управления лесами, которые охватывали бы весь круг проблем: планирование землепользования; сохранение лесов; объемы лесопользования на оборот рубки; сделать доступ-
ными для оценки затраты на устойчивое управление, чтобы включить в процедуру принятия решения расчеты по их компенсации. Следовательно, экономическая активность в лесном хозяйстве должна быть направлена на соблюдение интересов лесной промышленности и благополучие лесных экосистем, на чем и базируется эффективность всего лесного сектора национальной экономики.
Основная часть. Лесная политика при устойчивом лесоуправлении должна быть продуктом общественного согласия. В лесном секторе необходимо достигнуть баланса производственно-экономического, экологического и социального аспектов. Такая политика позволит осуществить управление лесным сектором экономики и использование лесных ресурсов с учетом сохранения биоразнообразия и повышения экономической эффективности на длительный период. Достичь максимального эффекта в этом направлении можно, лишь объединив усилия всех отраслей экономики, имеющих отношение к лесным ресурсам и другим полезностям леса, на основе сбалансированности их государственных интересов. Устойчивое управление и развитие лесов возможно при соблюдении четырех аспектов: политического, экономического, экологического и социального.
В настоящее время растущие потребности в лесных ресурсах, а также общенациональные интересы разумного использования и воспроизводства лесов требуют финансирования лесного хозяйства, не ограничиваясь доходами от лесопользования, а привлекая накопления по тем отраслям производства, которые связаны с использованием полезностей леса. Однако самым надежным гарантом сохранения и преумножения государственных лесных ресурсов должно быть государство и частичная бюджетная форма финансирования.
Стратегией устойчивого развития государства, принятой в 2000 г., предусматривается совершенствование инструментов политики ведения устойчивого лесного хозяйства. При этом выполняется своевременное обновление национальной стратегии и плана. Недостатки стратегических целей прошедшего периода приведены ниже: постановка задач производственной деятельности каждой отрасли и оценка их результатов производились отдельно, а государственный эффект от совместных достижений смежных отраслей лесного сектора не оценивался; низкий технологический уровень и развитие отраслей, являющихся потребителями лесных полезностей, не позволили эффективно и в полном объеме использовать древесные ресурсы; лесохозяйственное производство и лесоустроительное проектирование ориентирова-
ны на лесохозяйственные мероприятия, под их объемы выделяются материальные и финансовые ресурсы [1]. Вопрос о том, достигается ли с помощью этих мероприятий целевая породная и возрастная структура древостоев как элемента природной среды, остается без контроля (за период с 01.01.1994 по 01.01.2011 площадь хвойных лесов увеличилась на 110 тыс. га, а мягколиственных (береза, ольха, осина) - на 630 тыс. га) [2].
С целью формирования новой политики государства в лесном секторе экономики Беларуси необходимо провести уточнение понятий, являющихся ее основой.
1. Лесная политика Беларуси - это система понятий, законодательных норм, управленческих решений, экономических и производственных отношений на основе критериев устойчивого управления лесами на долгосрочный период (20 лет и более).
2. Лесной сектор экономики - это министерства и другие центральные органы системы государственного управления, имеющие отношение к лесным ресурсам, а именно: Министерство лесного хозяйства; концерн «Беллес-бумпром» и другие потребители лесных ресурсов различных форм собственности; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды; Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
Все эти ведомства определяют масштабы, структуру, качество и общий уровень государственной эффективности лесного сектора экономики и его роль в уровне жизни населения.
3. Устойчивое управление лесами и другими землями государственного лесного сектора экономики - это использование лесов, земель лесного фонда и сельскохозяйственных угодий в общем плане землепользования таким образом, чтобы обеспечить максимальную отдачу плодородия почв в государстве.
4. Устойчивое экономическое развитие лесного сектора определяется опосредованно через предприятия и технологии, обеспечивающие выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.
С целью практической реализации концепции устойчивого управления лесами на ближайший период (15-20 лет) следует достичь понимания необходимости последовательной реализации следующих управленческих решений: утвердить и внедрить критерии и индикаторы устойчивого управления в систему лесохозяй-ственных предприятий и лесоустройство (лесоустроительные нормы проектирования); разработать и утвердить долгосрочную государственную политику устойчивого управления лесным сектором экономики на основе сотрудничества
государственных органов управления, в том числе облисполкомов и райисполкомов, а также с частным сектором, с обязательным соблюдением интересов местного населения.
Основой формирования доходной части сметы развития лесохозяйственной отрасли на уровне не только самоокупаемости, но и расширенного воспроизводства должны быть: бюджет государства (лесоустройство, содержание лесной охраны, противопожарных проектных работ); мобилизация собственных средств; лесной доход от продажи леса на корню; отчисление от прибыли предприятий, использующих лесосырьевые ресурсы.
В эффективности использования всего спектра полезностей леса большая роль принадлежит дорожной сети (лесным проездам). В инвестиционном процессе предпочтение необходимо отдать отрасли целлюлозно-бумажной промышленности и системе предприятий по производству мебели, фанеры, обоев, картонно-бумажных изделий. В результате инвестиции в их развитие повысится экономическая эффективность всего лесного сектора экономики.
Увеличение объемов заготовки мелкотоварной и низкосортной древесины возможно при условии ее использования как биотоплива в сельской местности (школы, больницы, госучреждения) и сельском хозяйстве (молочнотоварные фермы и т. д.). Для этого необходимо создать частные предприятия при системе жилищно-коммунального хозяйства районов и отработать устойчивую и обоюдно-ответственную систему производственно-финансовых отношений: лесхоз - фронт работы по заготовке сырья, частное предприятие - по заготовке и доставке
щепы, жилкомхоз - заказчик, банки - кредитование частных предприятий, ИП, контроль за расчетами. Это создаст тысячи рабочих мест в сельской местности.
Следует объединить усилия институтов НАН Беларуси и БГТУ на разработку прикладной тематики, направленной на повышение продуктивности лесов и их качество (техника, селекция). В лесхозах необходимо создать лесозаготовительные участки (ЛЗУ), внедрить электронный учет лесопродукции и постепенно перейти от управления лесным хозяйством к управлению лесами [3, 4].
Заключение. Поэтапное устранение существующих недостатков и внедрение предложенных решений по совершенствованию и переходу от управления лесным хозяйством к управлению лесами позволит: формировать высокопродуктивные древостои заданного породного состава и возрастной структуры; повысить уровень использования всех полезностей леса; увеличить объем заготовки низкокачественного сырья для целлюлозно-бумажной промышленности и биотоплива (2,0-2,5 млн. м3); модернизировать и реконструировать лесопромышленный комплекс, что обеспечит использование всех древесных ресурсов; улучшить социально-экологические и экономические условия жизни населения; обеспечить устойчивое управление лесным сектором, сбалансированное развитие всех его отраслей и оперативную реализацию перспективных задач народного хозяйства; создать благоприятные предпосылки к оздоровлению экологической обстановки и обеспечить рациональное использование лесов в интересах настоящего и будущих поколений.
Литература
1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.: протокол Совета Министров Респ. Беларусь, 22 июня 2004 г., № 25. Минск, 2004. С. 117-118.
2. Государственный учет лесов Беларуси на 01.01.2011 / М-во лесного хоз-ва; Белорус. лесо-устроител. предприятие. Минск, 2011. 102 с.
3. Зорин В. П. Прогноз динамики породного состава и возрастной структуры лесов // Труды БГТУ. 2012. № 1: Лесное хоз-во. С. 11-14.
4. Зорин В. П. Международный опыт создания модельных лесов Беларуси // Труды БГТУ. 2011. № 1: Лесное хоз-во. С. 14-17.
References
1. Nacional'naja strategija ustojchivogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Respublik Belarus' na period do 2020 g. [National strategy for sustainable socio-economic development of the Republic of Belarus for the period up to 2020]: Protocol the Council of Ministers of the Republic of Belarus, dated 22.06.2004, no. 25, Minsk, 2004, pp. 117-118.
2. Gosudarstvennyj uchet lesov Belarusi na 01.01.2011 [State forest inventory of Belarus dated 01.01.2011]. Minsk, 2011. 102 p.
3. Zorin V. P. Prediction of the dynamics of species composition and age structure of forests. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], 2012, no. 1: Forestry, pp. 11-14 (in Russian).
4. Zorin V. P. International experience of creation of model forests of Belarus. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], 2011, no. 1: Forestry, pp. 14-17 (in Russian).
Информация об авторах
Зорин Валентин Павлович - кандидат сельскохозяйственных наук, профессор кафедры лесоустройства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: zorin@belstu.by
Information about the author
Zorin Valentin Pavlovich - Ph. D. Agriculture, professor, Department of Forest Management. Bela-rusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: zorin@belstu.by
Поступила 16.02.2015