Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Хотя операции по снятию наличных и преобладают сегодня над безналичными платежами с использованием банковских карт, наметилась позитивная тенденция к расширению их использования для оплаты товаров, работ и услуг. Удельный вес количества безналичных платежей в общем количестве операций с использованием банковских карт вырос с 27,2 % в 2005-м до 32,5 % в январе-сентябре 2008 г. Позитивное влияние на развитие рынка платежных карт оказывает динамично развивающаяся инфраструктура по приему к оплате платежных карт. Но все равно это нельзя сравнивать со странами Европы и Северной Америки, где доля всех безналичных расчетов составляет 90 % [1].
Слабо развитый сегмент денежного рынка в России - электронная система расчетов (ЭСР), или электронная платежная система - это безналичная система оплаты, которая осуществляется посредством платежей из электронного кошелька через гарантийное агентство - оператора ЭСР либо администратора ЭСР. В России функционируют такие электронные платежные системы, как WebMoney, MoneyMail, «Яндекс.Деньги», RUpay, CyberPlat, PayCash, E-gold, E-port и др. Оплату товаров через названные системы предлагает практически любой интернет-магазин.
Достоинства расчетов посредством этой системы очевидны. Организация-продавец минимизирует за-
траты на аренду, обслуживание помещения и оплату труда персонала. Организация-покупатель, приобретая товар через Интернет, экономит время на поиск и доставку товара и деньги. Но главное - почти все операции с деньгами происходят в режиме он-лайн и не отнимают много времени. Время совершения внешних платежей определяется только скоростью работы платежной системы. Самые используемые на данный момент это WebMoney и «Яндекс.Деньги», ведь по статистическим данным из 40 платежей на них приходится 24 и 20 соответственно. В наибольшей степени их используют предприниматели, специалисты и рабочие, студенты [3].
Библиографические ссылки
1. Буздалина Е., Колоскова Л. Предоставление услуг с использованием банковских карт в Московском регионе //Банки и деловой мир. 2009. № 1-2.
2. Кузнецова М. С. Расчеты электронными деньгами / М. С. Кузнецова // Российский налоговый курьер. 2008. № 18.
3. Совет директоров Банка России. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов» // Центральный банк Российской Федерации, 11.11.2009.
© Черкашин Е. А., Леонидова А. И., 2010
УДК 330.101.54 (075)
А. В. Шарапова, О. В. Туцкая Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ
Рассматривается государственный бюджет как основной инструмент бюджетной политики страны. Влияние на него экономического кризиса, и как следствие изменение доходов и расходов бюджета.
В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедленных темпов экономического роста, Россия, как и другие страны, столкнулась с целым комплексом нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. В связи с этим принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистичных оценках перспектив экономики.
На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное их сокращение на более чем 40 % по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать - их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.
Таким образом, Минфин подвел итоги исполнения федерального бюджета в 2009 году. Доходы составили 7,34 трлн руб., расходы - 9,66 трлн руб., дефицит бюджета - 2,32 трлн руб., или 5,9 % ВВП. В сравнении с 2008 г. эти цифры не выглядят впечатляющими. Год назад доходов были почти на 2 трлн руб. больше (9,26 трлн руб.), расходов - на 2 трлн меньше (7,56 трлн руб.), вместо нынешнего дефицита фиксировался профицит в 1,85 трлн руб.
Исходя из этого, бюджетная политика на 20102012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.
В связи с этим, депутатами был принят законопроект «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
Секция «Актуальные проблемы экономической теории и регионалистика »
Согласно документу, доходы федерального бюджета в 2010 г. запланированы в объеме 6 950 млрд руб., или 16,1 % ВВП, расходы - 9 886,9 млрд руб., или 22,9 % ВВП, дефицит бюджета составит 2 936,9 млрд руб., или 6,8 % ВВП. Проект бюджета рассчитан исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в размере 58 долл. за баррель, темпов роста ВВП в размере 1,6 %, объема ВВП - 43 трлн 187 млрд руб., инфляции 10 % и среднегодового курса доллара в размере 33,9 руб. за доллар.
Доходы федерального бюджета в 2011 г. запланированы в объеме 7 455,7 млрд руб., или 15,5 % ВВП, расходы - 9 389,8 млрд руб., или 19,5% ВВП, дефицит - 1 934,1 млрд руб., или 4 % ВВП. Проект бюджета рассчитан исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в размере 59 долл. за баррель, темпов роста ВВП в размере 3 %, объема ВВП -48 трлн 072 млрд. руб., инфляции 8 % и среднегодового курса доллара в размере 34,8 руб. за доллар.
Доходы федерального бюджета в 2012 г. запланированы в объеме 8 069,6 млрд руб., или 15 % ВВП, расходы - 9 681 млрд руб., или 18 % ВВП, дефицит - 1 611,4 млрд руб., или 3 % ВВП. Проект бюджета рассчитан исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в размере 60 долл. за баррель, темпов роста ВВП в размере 4,3 %, объема ВВП - 53 трлн 712 млрд руб., инфляции 7 % и среднегодового курса доллара в размере 36,4 руб. за доллар.
Формирование расходов федерального бюджета с учетом задачи поэтапной адаптации бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов осуществлялось на основе следующих подходов:
- обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ;
- пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц;
- социальные пособия и компенсации с их индексаций исходя из прогнозного уровня инфляции в 2010, 2011 и 2012 гг.;
- сохранение объема стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях на уровне 2009 г;
- финансовое обеспечение судебной системы;
- обслуживание государственного долга РФ;
- выполнение международных и налоговых обязательств федеральных бюджетных учреждений, выступающих в договорных отношениях от имени РФ;
- обеспечение обороноспособности, безопасности и правоохранительной деятельности;
- реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование»;
- поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций;
- развитие транспортной системы;
- поддержка агропромышленного комплекса и развитие села;
-обеспечение жильем, в том числе обеспечение жильем военнослужащих;
- подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани, саммита АТЭС во Владивосток в 2012 г.);
Раздел «Межбюджетные трансферты» в проекте федерального бюджета на 2010 г сохраняет первое место по объему расходов, которые составят 3 трлн 720,1 млрд руб. против 3 трлн 544,6 млрд руб. в 2009 г.
Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» составят 1 трлн 332,4 млрд руб. Их доля возрастает, в основном за счет увеличения расходов на обслуживание государственного долга РФ (101,5 млрд руб.), бюджетных ассигнований на обеспечение судебной системы (0,6 млрд руб.) и на имущественный взнос в госкорпорацию «Олимпстрой» (102,0 млрд руб).
Расходы на национальную оборону в 2010 г. возрастут на 3,4 % - до 1 трлн 253,2 млрд руб.
В связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне, установлены участникам Великой Отечественной войны единовременные выплаты по 5 тыс. руб. и труженикам тыла - по 1 тыс. руб. Кроме того, в 2010 г. будет завершено обеспечение инвалидов транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.
В проекте федерального бюджета на 2010 г. расходы на науку гражданского назначения отнесены к приоритетным и проектируются в объеме 159 млрд руб.
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта в 2010 г. с учетом межбюджетных трансфертов составит 389 млрд руб.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2010-2012 гг. объемы бюджетных ассигнований предусматриваются в сумме по 16,0 млрд рублей ежегодно в 2010-2012 гг. Ежегодное поощрение будет получать 1 тысяча лучших учителей в размере по 200 тыс. рублей, а 2360 представителей талантливой молодежи получать премии.
Таким образом, государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
© Шарапова А. В., Туцкая О. В., Иванченко Л. А., 2010