ность экономически активного населения России равна 74,6 млн человек, что составляет лишь 52 % от всего населения страны.
Приведем статистику безработных в Красноярском крае в период с июля 2008 г. по ноябрь 2009 г. [1].
Кол-во безработных Красноярского края в период с июля 2008г. по ноябрь2009г.
Для рынка труда характерно, что наибольшее количество безработных приходится на весенний период. На диаграмме эта зависимость наглядно представлена. Однако, за летний период 2009 г. численность безработных выше, чем численность безработных за тот же период 2008 г.
Такая статистика складывается из-за нехватки рабочих мест после воздействия экономического кризиса. Правительство РФ предпринимает довольно много усилий для улучшения этой ситуации и проводит следующие мероприятия:
- выделение финансовых средств из госбюджета на оздоровление рынков труда в российских регионах в 2010 году;
- организация временных рабочих мест;
- переобучение и опережающее обучение работников;
- создание новых рабочих мест путем поддержки малого бизнеса.
Причем приоритетным направлением выбирают именно поддержку малого бизнеса, так как именно этот метод показал наибольшую эффективность в 2009 г. [2].
Необходимо отметить, что уже в феврале 2010 г. численность безработных сократилась до 6,4 млн человек. Ситуация с безработицей в этом году развивается меньшими темпами по сравнению с прошлым годом.
Имеет смысл отметить то, как сами россияне относятся к проблеме безработицы, и какие действия они принимают для решения вопроса о трудоустройстве.
За декабрь-февраль 2010 г. россияне серьезно пересмотрели свои стратегии трудоустройства в случае потери нынешней работы. Более востребованным стало переобучение по новой специальности (с 23 % в декабре 2009 г. до 26 % в феврале 2010 г.). Высоким оказался интерес россиян в новом году к занятию предпринимательством (17 %). А вот привлекательность такого способа трудоустройства, как переезд в другой город, где есть работа по специальности, упала с 23 % в 2009 г. до 17 % в этом. Также менее популярны стали варианты работы с более низкой квалификацией (21 % в декабре 2009 г. против 16 % в феврале 2010 г.) и зарплатой (19 % против 15 %).
В числе наиболее популярных способов облегчить трудоустройство - работа без официального оформления (24 %) и случайные заработки (18 %).
Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проведен 20-21 февраля 2010 г. Опрошены 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 % [3].
Таким образом, ситуация на российском рынке труда в 2010 г. имеет много негативных фактов из-за финансового кризиса. Однако государство принимает много усилий для того, чтобы изменить эту ситуацию в лучшую сторону, главным образом увеличивая число рабочих мест путем поддержки малого бизнеса. И по мере восстановления экономики, ситуация на рынке труда будет улучшаться.
Библиографические ссылки
1. Официальный сайт Федеральной Службы Государственной статистики. URL: http://www. gks.ru.
2. Заместитель председателя правительства Александр Жуков: проблемы занятости в регионах будут решать за счет создания новых предприятий. URL: http:/www.bujet.ru.
3. Проблема безработицы волнует все больше россиян - опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). URL: http://www.rian.ru.
© Цацорин А. В., Иванченко Л. А., 2010
УДК 336.741.24
Е. А. Черкашин Научный руководитель - А. И. Леонидова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ДИНАМИКА ДЕНЕЖНОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
В российской экономике денежный рынок требует значительной реконструкции, так как текущая ситуация не позволяет полно использовать возможности современной денежной системы.
Секция «Актуальные проблемы экономической теории и регионалистика »
Российская экономика характеризуется специфическим соотношением денежных агрегатов. По оценкам Банка России, в целом в 2009 г. значительное снижение экономической активности окажет отрицательное влияние на темпы роста спроса на деньги. В то же время постепенное увеличение спроса на национальную валюту (в том числе как на средство сбережения) в связи со стабилизацией обменного курса рубля и снижением девальвационных ожиданий, а также изменение динамики цен активов могут способствовать умеренному положительному приросту спроса на деньги в текущем году. В целом за девять месяцев 2009 г. объем рублевой денежной массы увеличился на 1,2 %. При этом значительное сжатие денежного агрегата М2 произошло в январе 2009 г. (на 11,1 % против 2,7 % за январь 2008 г.) в результате роста спроса на иностранную валюту, обусловившего существенное сокращение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (в долларовом эквиваленте на 9,8 %).
Тем не менее, в феврале-сентябре среднемесячный темп прироста денежного агрегата М2 был положительным. При этом объем денежной массы М2 за апрель-сентябрь текущего года возрос на 12,7 %, превысив на 5,3 процентного пункта прирост данно-
го показателя за апрель-сентябрь 2008 г. Однако в годовом выражении темпы прироста рублевой денежной массы в течение девяти месяцев 2009 года были отрицательными и на 1.10.2009 ее сокращение по сравнению с аналогичной датой предыдущего года составило 5,0 %. Скорость обращения денег (по денежному агрегату М2), несмотря на неустойчивость ее динамики, по предварительным оценкам, за январь-сентябрь 2009 года снизилась на 2,2 % (за январь-сентябрь 2008 г. ее снижение также составило 2,2 %). Широкая денежная масса за январь сентябрь 2009 г. увеличилась на 4,5 % (за январь сентябрь 2008 г. ее прирост составил 9,8 %). Годовой темп прироста широкой денежной массы на 1.10.2009 составил 9,1 % [2].
Российская экономика характеризуется ограниченным движением банковских карт.
Банковские карты продолжают использоваться для снятия денежной наличности (67,5 % по количеству операций и 80,2 % - по сумме). В среднем один-два раза в месяц, как правило, при получении перечисленной на счет заработной платы, физические лица получают с помощью карт в среднем 7,3 тыс. руб. по одной операции.
Сумма операций, совершенных держателями карт в России и за рубежом, млрд руб.
I—I
2005
2006
2007
9 месяцеЕ
2008
1—1 По оплате товаров и услуг | * | По получению наличных денежных средств
0
Хотя операции по снятию наличных и преобладают сегодня над безналичными платежами с использованием банковских карт, наметилась позитивная тенденция к расширению их использования для оплаты товаров, работ и услуг. Удельный вес количества безналичных платежей в общем количестве операций с использованием банковских карт вырос с 27,2 % в 2005-м до 32,5 % в январе-сентябре 2008 г. Позитивное влияние на развитие рынка платежных карт оказывает динамично развивающаяся инфраструктура по приему к оплате платежных карт. Но все равно это нельзя сравнивать со странами Европы и Северной Америки, где доля всех безналичных расчетов составляет 90 % [1].
Слабо развитый сегмент денежного рынка в России - электронная система расчетов (ЭСР), или электронная платежная система - это безналичная система оплаты, которая осуществляется посредством платежей из электронного кошелька через гарантийное агентство - оператора ЭСР либо администратора ЭСР. В России функционируют такие электронные платежные системы, как WebMoney, MoneyMail, «Яндекс.Деньги», RUpay, CyberPlat, PayCash, E-gold, E-port и др. Оплату товаров через названные системы предлагает практически любой интернет-магазин.
Достоинства расчетов посредством этой системы очевидны. Организация-продавец минимизирует за-
траты на аренду, обслуживание помещения и оплату труда персонала. Организация-покупатель, приобретая товар через Интернет, экономит время на поиск и доставку товара и деньги. Но главное - почти все операции с деньгами происходят в режиме он-лайн и не отнимают много времени. Время совершения внешних платежей определяется только скоростью работы платежной системы. Самые используемые на данный момент это WebMoney и «Яндекс.Деньги», ведь по статистическим данным из 40 платежей на них приходится 24 и 20 соответственно. В наибольшей степени их используют предприниматели, специалисты и рабочие, студенты [3].
Библиографические ссылки
1. Буздалина Е., Колоскова Л. Предоставление услуг с использованием банковских карт в Московском регионе //Банки и деловой мир. 2009. № 1-2.
2. Кузнецова М. С. Расчеты электронными деньгами / М. С. Кузнецова // Российский налоговый курьер. 2008. № 18.
3. Совет директоров Банка России. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов» // Центральный банк Российской Федерации, 11.11.2009.
© Черкашин Е. А., Леонидова А. И., 2010
УДК 330.101.54 (075)
А. В. Шарапова, О. В. Туцкая Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ
Рассматривается государственный бюджет как основной инструмент бюджетной политики страны. Влияние на него экономического кризиса, и как следствие изменение доходов и расходов бюджета.
В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедленных темпов экономического роста, Россия, как и другие страны, столкнулась с целым комплексом нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. В связи с этим принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистичных оценках перспектив экономики.
На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное их сокращение на более чем 40 % по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать - их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.
Таким образом, Минфин подвел итоги исполнения федерального бюджета в 2009 году. Доходы составили 7,34 трлн руб., расходы - 9,66 трлн руб., дефицит бюджета - 2,32 трлн руб., или 5,9 % ВВП. В сравнении с 2008 г. эти цифры не выглядят впечатляющими. Год назад доходов были почти на 2 трлн руб. больше (9,26 трлн руб.), расходов - на 2 трлн меньше (7,56 трлн руб.), вместо нынешнего дефицита фиксировался профицит в 1,85 трлн руб.
Исходя из этого, бюджетная политика на 20102012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.
В связи с этим, депутатами был принят законопроект «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».