Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 330.101.541
Е. А. Жуков Научный руководитель - Т. Н. Афанасьева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА РФ В 2014 ГОДУ
Дефицит бюджета, рост расходов на оборону, крупные инфраструктурные проекты и обслуживание государственного аппарата с одновременным сокращением расходов на социальную политику, ЖКХ, образование и медицину - вот современные реалии бюджетных приоритетов в 2014 году.
Федеральный бюджет на 2014 год сформирован исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть в 93 доллара за баррель, инфляции - не выше 5 % и ВВП в объеме 73 трлн 315 млрд рублей. Планируется, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом поступления в доходную часть бюджета увеличатся до 13 трлн 570,5 млрд рублей (18,5 % ВВП). Объем расходов также вырастет на 4,28 % и составит 13 трлн 960,1 млрд рублей. Таким образом, дефицит федерального бюджета составит 389,6 млрд рублей, источниками его финансирования станут государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности [1].
Федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов ориентирован на снижение зависимости бюджета РФ от изменения мировых цен на энергоресурсы. Предполагается, что в период с 2014 по 2016 годы будут увеличиваться объёмы ненефтегазовых доходов бюджета. На 2014 год поступления в бюджет за счет нефтегазовых доходов запланированы в сумме 6 трлн 528,1 млрд рублей (8,9 % к ВВП), а ненефтегазовых доходов - в сумме 7 трлн 042,4 млрд рублей (9,6 % к ВВП).
Чемпионами по росту расходов в бюджете 2014 года стали крупные инфраструктурные проекты, на которые предполагается потратить на 500 млрд рублей больше, национальная оборона - рост на 270 млрд или около 13 %, а также расходы на государственный аппарат по статье «общегосударственные расходы» -на 83 млрд или около 10 %. Одновременно с этим существенно урезаются затраты на статью «Социальная политика», куда входят пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, охрана материнства и детства - больше, чем на 10 % или около 400 млрд рублей, на здравоохранение и образование - по каждой статье свыше 6 % или на 33 и 38 млрд рублей соответственно. Значительно сократились расходы на ЖКХ - на 43 млрд рублей по сравнению с первоначальным бюджетом на 2013 год.
Одновременно предлагается заморозить тарифы на услуги инфраструктурных отраслей для всех категорий потребителей, кроме населения. Рост тарифов для населения в 2014-2016 годах планируется увеличивать с коэффициентом 0,7 к уровню инфляции за предшествующий год (на 4,2 % в 2014 году).
Используется новый принцип формирования бюджета - программный. Наряду с распределением затрат по традиционным статьям бюджета, их еще и распределяют по конкретным государственным программам и целевым направлениям. Всего государственных про-
грамм в бюджете 39, и они призваны увязать бюджетные расходы с конкретными результатами и исполнителями. Но реального наполнения федеральных и местных программ сроками и результатами пока нет [1].
В связи с текущими событиями на мировой экономической арене появились новые факторы, оказывающие прямое влияние на российскую экономику, которые могут кардинально изменить используемый план бюджета.
Рост доллара в январе на 8 % до официального курса 35,24 руб. задал тренд спекулятивной игры на рынке. Частое изменение Банком России границ коридора бивалютной корзины спровоцировало волну спроса на американскую и европейскую валюту. Дополнительным фактором стало заявление Минфина о закупке до конца мая в ЦБ валюты на 212,2 млрд руб. и возможном сокращении интервенций на эту сумму. Эксперты полагают, что доллар и евро продолжат дорожать и пройдут рубежи в 40 и 50 рублей соответственно.
По данным Росстата, инфляция в России за первые полтора месяца этого года составила 0,9 %. Эксперты объясняют, что многие потребительские товары и продукты в России импортные, а значит, увеличение стоимости доллара и евро приводит к росту цен. Играет определенную роль то, что в прошлом и нынешнем году ухудшается состояния экономики и платежного торгового баланса [2].
События в Украине, безусловно, негативно повлияют на экономическое положение России. Аналитики уже подсчитывают долгосрочные финансовые последствия Евромайдана.
По их оценке, возможные совокупные потери России, связанные с оказанием помощи Украине, составляют 3 миллиарда долларов. Разрыв производственной кооперации российских и украинских предприятий также нанесет значительный ущерб. Сейчас Россия должна рассматривать экономические и политические вопросы одновременно и принимать решения, учитывая политическую ситуацию на Украине [3].
Еще одним негативным моментом являются санкции США по отношению к России. Белый дом выдал санкционный список с именами тех, кому запрещен въезд в США. В него попали и чиновники, и бизнесмены, занимающие не последнее место в глобальном рейтинге миллиардеров. Банку «Россия» санкции могут обойтись минимум в 100 млрд. рублей - активы на такую сумму он держит за рубежом, подсчитал Forbes. Крупнейшее рейтинговое агентство S&P понизило прогноз инвестиционного рейтинга России со «стабильного» на «негативный». 21 марта 2014 г.
Секция «Современные проблемы экономической теории и регионалистики»
фьючерс на курс доллара к рублю вырос на 40 коп., а фьючерс на индекс РТС рухнул на пять пунктов. Даже «точечный» удар по нескольким бизнесменам грозит обернуться обвалом фондового рынка, который повлечет за собой множество других последствий: продолжится падение рубля, обесценятся активы многих крупных компаний. Это спровоцирует требования о досрочном погашении кредитов, сокращение производства, рост безработицы. О модернизации производства придется забыть. И механизм санкций только начинает раскручиваться: уже поставлен вопрос о применении торговых ограничений. Не следует ожидать мгновенного отказа европейских партнеров от поставок российских энергоносителей, но постепенное выдавливание российских компаний из различных проектов вполне прогнозируемо [4].
Страна переходит на положение «осажденной крепости» - в таких условиях будут востребованы чрезвычайные меры, что автоматически повлечет за собой пересмотр основных статей расходов бюджета РФ на ближайшую перспективу.
Библиографические ссылки
1. Слободян Е. Бюджет 2014 года - мегапроекты вместо больниц и ЖКХ. Инфографика [Электронный ресурс] // Аргументы и Факты. 09.01.2014. URL: http://www.aif.ru/ny2014/infographics/1075804 (дата обращения: 29.03.2014).
2. Булин Д. Эксперты: рубль и дальше продолжит падать // «BBC: Русская служба». 19.02.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/ business/2014/02/140219_rouble_rate_devalue.shtml (дата обращения: 29.03.2014).
3. Солнцева-Эльбе Д. Эксперты призывают Россию и Украину не спешить с экономическим разводом [Электронный ресурс] // Российское информационно-аналитическое агентство «ПРАЙМ». 28.02.2014. URL: http://1prime.ru/Financial_market/20140224/778862179. html (дата обращения: 29.03.2014).
4. Войцех И. Санкции США привели к ошеломительному результату // Ежедневная электронная газета «Утро.т». 21.03.2014. URL: http://www.utro.ru/ articles/ 2014/03/21/1183663.shtml (дата обращения: 29.03.2014).
© Жуков Е. А., 2014
УДК 332.13
В. В. Иваницкая Научный руководитель - А. В. Цветцых Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ И ТИПЫ
Раскрывается сущность инновационных рисков, выделены их типы.
В условиях изменения геополитической ситуации, нестабильности экономической конъюнктуры проблема противодействия рискам при инвестировании фирмой средств в инновации становится особенно актуальной. Противодействие рискам становится возможным только на основе использования специальных методов, выбор которых во многом определяется сущностью и типами инновационных рисков.
Под инновационной деятельностью (ИД) мы понимаем процесс разработки и экономически эффективной коммерциализации результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), связанный с создания новой и (или) улучшением качества выпускаемой продукции, совершенствованием технологии ее изготовления. Таким образом, инновационная деятельность объединяет в себе две сущности: инновационные процессы (процессы НИОКР), результаты (технология, новая или усовершенствованная продукция).
В табл. 1 выделены наиболее распространенные определения понятия «риск» и его основные признаки.
Выполняя синтез наиболее существенных признаков риска (выделенных в табл. 1) и, учитывая, сущностные составляющие категории «инновационная деятельность» можно дать следующее определение инновационному риску. Инновационный риск - это вероятность отклонения от желаемых целей инноваци-
онных процессов (НИ-ПР-ОКР), не достижения экономически эффективных результатов инновационной деятельности.
Исследуя подходы современных авторов к классификации инновационных рисков [1; 3-5; 6], мы установили, что в их основе лежит использование таких признаков, как: источник возникновения [1; 5; 6], стадия инновационного процесса [1; 4]. Перечень и виды рисков определяются причинами их возникновения. Основываясь на результатах исследования подходов авторов к классификации инновационных рисков, мы выполнили их систематизацию по стадиям инновационного процесса с учетом источника возникновения. Это позволило выделить причины возникновения соответствующих рисков.
Некоторые результаты классификации инновационных рисков представлены в табл. 2.
Таким образом, исследовав риски деятельности инновационного предприятия, можно сделать вывод о том, что данный вид деятельности является рисковым, учитывая высокую степень неопределенности, часто невозможности доведения конструкторских и технологических разработок до практического внедрения и получения соответствующих коммерческих и финансовых результатов. Однако риски можно снизить, путем тщательного анализа инновационных проектов и использования различных методов воздействия.