УПРАВЛЕНИЕ
УДК 33
К ВОПРОСУ О ДИВЕРСИФИКАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ
РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВА
Солтаханов А.У., к.э.н. доцент, кафедра «Финансовый менеджмент», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В.
Плеханова», e-mail: [email protected] Вершинина А.А., к.э.н. доцент кафедры «Экономическая теория», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В.
Плеханова», e-mail: [email protected]
Функционирование современного государства невозможно без наличия развитой системы финансирования.
Цель и задачи исследования: диверсификация источников финансирования расходов государства.
Задачи: методы диверсификации портфеля источников.Определены принципы оптимизации портфеля источников финансирования расходов государства.Объектом исследования является система бюджетных источников финансирования государства. Предметом исследования является практические методы применения стратегии диверсификации бюджетных источников финансирования расходов государства. Теоретические и методологические основы исследования: служат теории финансов, методика анализа финансово-хозяйственной деятельности, законодательства РФ, методологическую основу составляет системные и диалектические подходы к изучению валютно-финансовых механизмов, их развитие и взаимосвязи.
Ключевые слова: диверсификация, бюджет, источники финансирования, нефть, налогообложение, заимствования, расходы государства.
TO THE QUESTION OF THE DIVERSIFICATION OF SOURCES OF FINANCING
THE STATE EXPENDITURE
Soltakhanov A., Ph.D., assistant professor, Financial management chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail:
Vershinina A., Ph.D., assistant professor, Economic theory chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: Vershinina.
The functioning of a modern state is impossible without the existence of a developed system of financing. The purpose and objectives of the study: diversification of sources of financing of state expenditures. Objectives: methods for diversifying the portfolio of sources. The principles for optimizing the portfolio of sources of financing the state's expenditures are defined. The object of the study is a system of budgetary sources of state funding. The subject of the study is the practical methods of applying the strategy of diversifying budgetary sources of financing state expenditures. Theoretical and methodological bases of the research: the theory of finance, the methodology for analyzing financial and economic activity, the legislation of the Russian Federation, the system and dialectical approaches to the study of monetary and financial mechanisms, their development and interrelations constitute a methodological basis.
Keywords: diversification, budget, sources of financing, oil, taxation, borrowing, state expenditures.
Введение
В декабре 2016 года Государственная Дума РФ окончательно одобрила бюджет страны на 2017-2019 годы. Впервые с 2000 года расходная часть нового бюджета была сокращена в связи с ожидаемым уменьшением его доходов, напрямую зависящих от мировых цен на нефть, среднегодовая стоимость которой на предстоящую трёхлетку была спрогнозирована в размере 40 долларов за баррель. По словам главы Минфина РФ Антона Силуанова, формирование бюджета так же проходило с учётом неустойчивого курса рубля, существенно влияющего на большинство макроэкономических показателей, таких как объем ВВП, темпы инфляции и т.п. Расчеты показывают, что в течение последних трёх лет падение курса национальной валюты на один рубль увеличивал доходы бюджета от продажи нефти на 180-190 млрд рублей и повышал инфляцию на 0,5-0,6 процентных пункта [1]. В результате на сегодняшний день мы имеем бюджет с дефицитом 3,2% ВВП, что в условиях падения экономической активности в стране, выглядит объективной причиной для сокращения бюджетных расходов. В то же время, ежегодно урезая финансирование практически всех отраслей, включая образование и здравоохранение, Россия не сможет поддерживать и увеличивать свой внутренний потенциал, экономический, инфраструктурный, и особенно, человеческий, который в современном мире является ключевым драйвером процветания страны и одним из немногих ресурсов, который не зависит от рыночной конъюнктуры. Можно ли изменить ситуацию к лучшему на фоне дефицита бюджета? Скорее всего, да, если начать использовать более мягкую бюджетную политику, заняться поиском дополнительных и альтернативных решений в области расходов, чтобы ещё шире диверсифицировать источники их финансирования [2].
Причины и следствия сокращения расходов федерального бюджета
В условиях санкций, изменения внешнеэкономической конъюнктуры и обострения геополитической ситуации, на фоне ухудшения фундаментальных показателей мировой экономики и снижения темпов мирового потребления нефти, российская экономика не может быть застрахована от любых негативных сценариев, поэтому заморозка части расходов государства, на первый взгляд, выглядит адекватной мерой её стабилизации. Вместе с тем, это означает ухудшение структуры расходов и недофинансирование целого ряда важных сфер, определяющих буду-
щее России, которые и без того из года в год получают заметно меньше денег, чем в развитых странах. Например, если расходы бюджета на образование в 2017 году было решено сохранить на уровне 2016 года, т.е. 0,7% ВВП, то в 2018-2019 годах они снизятся до 0,6% ВВП, когда по оценкам экспертов допустимым минимумом здесь является 0,8% ВВП. Если здравоохранение в 2016 году финансировалось на уровне 0,6% ВВП, то с 2017 года на государственную поддержку этой сферы будут тратить 0,4% ВВП, расходы на социальную политику снизятся с 5,9% ВВП в 2017 году, до 5,1% ВВП в 2019 году, доля расходов на ЖКХ сократится до 0,4% ВВП [3]. Данные изменения вкупе с проблемами демографии и развития человеческого капитала препятствуют росту экономики РФ, ещё больше увеличивая её отставание от мировой. Конечно, пока государство получает почти половину прибыли за счёт продажи нефти (37,4% в 2017 году [2]), нельзя не ориентироваться на хорошо освоенную и относительно стабильную статью дохода, но текущие обстоятельства требуют от Правительства новых нестандартных шагов по расширению структуры источников финансирования государственных расходов.
Сверхдоходы от продажи нефти
Одним из таких источников вполне могли бы стать дополнительные нефтегазовые доходы. Если в 2016 году средняя цена нефти марки Urals в январе-августе равнялась 39,36 долларов США за баррель, то по итогам января-августа 2017 года она составила уже 50,09 долларов США за баррель [4], что получается на 20% больше бюджетного прогноза. По оценке Минфина РФ при 50 долларах за баррель нефти в течение 2017 года в государственный бюджет поступит более 1 триллиона рублей доходов дополнительно, но тратить их не будут. В соответствии с новым «бюджетным правилом» на текущую трёхлетку и все последующие, начиная с 2020 года, бюджет формируется исходя из мировой цены на нефть в размере 40 долларов за баррель с ежегодной индексацией на 2% с 2018 года. Планка в 40 долларов является «ценой отсечения», т.е. все полученные сверх этой цены дополнительные деньги отправят в резерв (Резервный фонд и ФНБ), что следует из жёсткой экономической политики Правительства, направленной на «ограничение расходов и формирование резервов» [5]. Вступление «бюджетного правила» в полную силу запланировано на 2020 год, но сегодня уже действует, так называемый, «переходный период» с теми же условиями. По мнению многих экспертов, при текущих ценах на нефть и относительно стабиль-
ТРАНСПОРТ
ном курсе национальной валюты было бы целесообразным оперативно скорректировать параметры «правила», повысив базовый прогноз цены на нефть с 40 долларов за баррель до 45 долларов. Этот шаг позволил бы пополнить резервную «подушку безопасности» на 500 млрд. рублей и ровно такую же сумму передать в бюджет на финансирование самых важных и социально значимых статей расходов. Чтобы оценить значимость такого вливания достаточно сравнить сумму потенциальных дополнительных доходов в размере 500 млрд. рублей, с бюджетными расходами 2017 года в рублях на охрану окружающей среды - 77 млрд. рублей, на культуру - 96 млрд. рублей, на здравоохранение - 378 млрд. рублей [3]. Если же предположить, что цены на нефть будут ниже 45 долларов за баррель, то потери федерального бюджета в любой момент можно заместить средствами из пополняемого Резервного фонда.
Резервный фонд
В последние годы в качестве одного из важных источников финансирования расходов государства использовались средства Резервного фонда. Многие высказывали мнение, что при его активном использовании для латания бюджетных «дыр», а так же при снижении возможности его пополнения из-за уменьшения доходов от экспорта нефти и укрепления национальной валюты, средства фонда будут исчерпаны уже в 2017 году. Несмотря на пессимистические прогнозы, по состоянию на 1 августа 2017 года объем средств Резервного фонда составил более 1 трлн. рублей (около 17 млрд. долларов США) [6]. Однако продолжающие давление на нашу экономику санкции Запада, неопределенность на нефтяном рынке и геополитическая нестабильность, обусловили необходимость подстраховаться от исчерпания резервов, для чего Минфин РФ в июне 2017 года высказал идею объединить средства Резервного фонда и Фонда национального состояния (ФНБ). Объем средств последнего на 1 августа 2017 года оценивался почти в 4,5 трлн. рублей (около 75 млрд. долларов США) [7]. Слияние двух фондов позволит тратить средства ФНБ, но только в том самом крайнем случае, если вдруг в Резервном фонде закончатся деньги, к чему пока нет особых предпосылок, ведь по новому «бюджетному правилу» все нефтегазовые доходы, которые будут получены сверх «цены отсечения» в 40 долларов США, отправятся в резерв, а поскольку цена на нефть уже долгое время держится на уровне 50 долларов США, то и поступлений в «копилку» пока хватает. Таким образом, новый фонд, а по сути, старый Стабилизационный фонд, но под новым названием, созданный в далёком 2004 году и разделенный на два в 2008 году, вернулся в своё исходное состояние, чтобы в долгосрочной перспективе стать ещё более надежной «подушкой безопасности» для бюджетных расходов государства.
Внешние заимствования
Возвращаясь к «бюджетному правилу», необходимо заметить, что в соответствии с его положениями, ограничения налагаются не только на базовую цену нефти в 40 долларов за баррель, которая будет учитываться в расходной части бюджета, но и на внешние займы. С 2020 года по «бюджетному правилу» займы «Минфин предлагает ограничить с помощью «двух ключей». Первый - размер расходов на обслуживание долга не должен превышать 0,8-1% ВВП в год с 2020 года. Второй - новый заём возможен только в том случае, если потребуется занимать из-за недобора ненефтегазовых доходов или нехватки источников финансирования дефицита бюджета» [8]. Данное ограничение выглядит довольно спорным на фоне того, что Россия на 2017 имеет очень маленький по мировым меркам государственный долг, всего 254 млрд. долларов США [9], на годовое обслуживание которого в бюджете заложено 729 млрд. рублей. Относительно ВВП России сумма госдолга составляет всего 19.43%, располагаясь по этому показателю на 175 месте в списке из 185 стран. Это означает, что у 174 стран мира соотношение госдолга к ВВП больше чем у нас, но при этом большинство из них более щедро инвестируют в свою экономику и человеческий капитал. Приведём для примера несколько стран с большим государственным долгом, которые в 2017 году потратят в несколько раз больше на образование в процентах от ВВП, чем Россия (0,7% ВВП): США (долг 107,48% к ВВП) - расходы на образование 5.4% от ВВП, Франция (долг 98.84% к ВВП) - 5.9% от ВВП, Испания (долг 98,47% к ВВП) - 5% от ВВП, Великобритания (долг 87,92% к ВВП) - 5.6% от ВВП [9][10]. В текущих условиях более интенсивные внешние заимствования могли бы стать одним из ключевых источников финансирования государственных расходов России, использование которого помогло бы существенно нарастить резервы и не тратить их на покрытие бюджетного дефицита. Почему Минфин не хочет принимать столь очевидное и комфортное на сегодня бюджетное решение в 2017 году, объяснил, выступая на Санкт-Петербургском экономическом форуме, его глава А. Силуанов: «Можно выходить на рынок внешних заимствований более агрессивно, но инвесторы (зарубежные) не хотят ссориться с властями». Добавив при этом, что «санкции не распространяются на внешние заимствования», и что «у России нет сейчас потребности в валютных заимствованиях для обслуживания и погашения внешних долгов» [11].
Софинансирование со стороны населения
Главным источником денежных средств, которые государство ис-
пользует на оплату своих расходов, является налогообложение доходов и имущества предприятий и граждан. Налоги составляют до 90% доходной части бюджета страны [12]. В контексте этого ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов в интервью газете «Коммерсант» высказал мнение, что увеличив ряд целевых налогов, сделав прогрессивным НДФЛ, государство могло бы получить дополнительный стабильный источник финансирования важных бюджетных расходов [13]. Своё заявление Кузьмин сделал, опираясь на результаты проведённого ВШЭ опроса населения на предмет готовности платить более высокую цену за получение бюджетных услуг, при условии, что они будут более высокого качества. Если в 2011 году отдать 2% своего дохода за качественные бюджетные услуги соглашался лишь каждый десятый гражданин России, то в декабре 2016 года с такими условиями согласился уже каждый второй. В большинстве случаев граждане готовы софинансировать образование и здравоохранение, что по расчётам ВШЭ позволило бы через государственные или региональные целевые программы ежегодно привлекать в критически важные сферы дополнительные денежные средства в объёмах от 0,2% до 1% ВВП.
Заключение
Суммируя вышесказанное, можно обоснованно утверждать, что Министерство финансов РФ обладает достаточно высоким и качественным потенциалом для диверсификации источников финансирования расходов государства. Данный подход в условиях западных санкций носит как никогда актуальный характер, поскольку не только перераспределяет и существенно снижает риски недополучения бюджетных поступлений на местах, но стимулирует экономический рост и, что не менее важно, формирование и развитие человеческого капитала. Рано или поздно экономика России начнет восстанавливаться, и скорее всего это будет происходить на фоне восстановления мировой экономики, когда Центробанки ведущих стран будут ужесточать свою политику, что всегда ведёт к волатильности рынков. В этой ситуации Россия будет вынуждена рассчитывать только на собственные силы и средства, вот тогда диверсификация источников финансирования бюджетных расходов смогла бы помочь избежать множества проблем.
Литература:
1. Статья «Иллюзия выгоды: что даст правительству ослабление рубля», А.Суслина (совместно с Е.Гурвичем), эксперт Экономической экспертной группы (ЭЭГ) АНЦЭА , Forbes.ru, 11.03.2014 г. (http://www. forbes.ru/mneniya-colnmn/makroekonomika/251792-illyuziya-vygody-chto-dast-pravitelstvu-oslablenie-rublya).
2. Статья «Повышение эффективности управления доходами федерального бюджета РФ в условиях экономического кризиса», Т.Дрюк, А. Солтаханов, сборник «От научных идей к стратегии бизнес-развития», изд. «Аудитор», Москва, 2016 г. (https://elibrary.ru/ item.asp?id=28331018)
3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=PRJ &n=152889#0).
4. Информация официального сайта Минфин РФ: (https://www. minfin.ru/ru/perfomance/ebudget/#ixzz4rdHMJeeK)/
5. Статья «Минфин РФ: дополнительные доходы в 2017 году превысят 1 трлн. рублей», А. Проценко, Электронное издание «Российская газета», 18.01.2017 г. (https://rg.ru/2017/01/18/minfin-rf-dopolnitelnye-dohody-v-2017-godu-prevysiat-1-trln-rublej.html).
6. Информация официального сайта Минфин РФ, Объем средств Резервного фонда,(https://www.miniin.ru/ru/perfomance/reservefund/ statistics/volume/).
7. Информация официального сайта Минфин РФ, Объем средств Фонда национального благосостояния, (https://www.mmfm.ru/ru/ perfomance/nationalwealthfund/statistics/).
8. Статья «Минфин придумал «бюджетное правило» с двумя ключами», Минфин России, Пресс-служба, Материалы СМИ, 07.10.2016 г. (https://www.minfin.ru/common/upload/library/2016/10/main/Materialy_ SMI_07.10.16.pdf).
9. Официальный сайт Центральный Банк РФ, «Внешний долг Российской Федерации (детализированное аналитическое представление)», 24.07.2017 г. (http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=itm_52 908#CheckedItem).
10. ДанныеВсемирногоБанка «World Development Indicators 2017» (http://www.worldbank.org/).
11. Статья «Россия не планирует выход на внешний рынок заимствований в 2017 году», ИА «Rambler News Service (RNS)», 16.06.2016 г. (https://rns.online/economy/Rossiya-ne-planiruet-vihod-na-vneshnii-rinok-zaimstvovanii-v-2017-godu-2016-06-16/).
12. Статья «Анализ основных источников финансирования государства», А. Солтаханов, О.Чибисов, О.Вершинина, журнал «Транспортное дело России», № 5, 2013 г.
13. Статья «Бюджет с доплатой», газета «Коммерсант», 19.07.2017 г. (https://www.kommersant.ru/doc/3360548).