Научная статья на тему 'Формирование глобальной компетенции как компонента функциональной грамотности будущих учителей иностранного языка'

Формирование глобальной компетенции как компонента функциональной грамотности будущих учителей иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / глобальная компетенция / компетентностный подход / условия формирования глобальной компетенции. / functional literacy / global competence / competency-based approach / conditions for the formation of global competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деревянченко Елена Анатольевна, Мартынова Юлия Викторовна, Мещерякова Лариса Валерьевна, Тебенькова Наталья Геннадьевна, Петрова Наталья Валерьевна

Статья нацелена на проведение анализа научно-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, выделение структурных компонентов глобальных компетенций, а также выявления методических аспектов, способствующих формированию глобальных компетенций у студентов-педагогов старших курсов в процессе обучения иностранному языку. Эффективность процесса формирования глобальных компетенций у студентов старших курсов педагогического вуза на занятиях по иностранному языку определяется различными методическими аспектами: средства, условия и методы формирования глобальных компетенций. К средствам формирования глобальных компетенций могут относится разнообразные учебно-методические материалы, использование которых позволит наиболее успешно и рационально достигнуть поставленной цели обучения. К условиям формирования глобальных компетенций можно отнести совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности. Методы формирования глобальных компетенций определяют способы руководства педагогом познавательной деятельностью обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деревянченко Елена Анатольевна, Мартынова Юлия Викторовна, Мещерякова Лариса Валерьевна, Тебенькова Наталья Геннадьевна, Петрова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GLOBAL COMPETENCE AS A COMPONENT OF FUNCTIONAL LITERACY OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

The article is aimed at analyzing scientific, pedagogical, methodological literature on the research problem, identifying the structural components of global competencies, as well as identifying methodological aspects that contribute to the formation of global competencies among senior student teachers in the process of teaching a foreign language. The effectiveness of the process of developing global competencies among senior year students of a pedagogical university in foreign language classes is determined by various methodological aspects: means, conditions and methods of developing global competencies. The means of developing global competencies may include a variety of educational and methodological materials, the use of which will allow the most successful and efficient achievement of the set learning goal. The conditions for the formation of global competencies include a set of measures aimed at increasing the effectiveness of teaching activities. Methods for the formation of global competencies determine the ways in which a teacher guides the cognitive activity of students.

Текст научной работы на тему «Формирование глобальной компетенции как компонента функциональной грамотности будущих учителей иностранного языка»

Формирование глобальной компетенции как компонента функциональной грамотности будущих учителей иностранного языка

Деревянченко Елена Анатольевна,

кандидат пед. наук, доцент, зав. кафедрой немецкого языка и межкультурной коммуникации ФГБУ ВО «Омский государственный педагогический университет» E-mail: barlen@yandex.ru.

Мартынова Юлия Викторовна,

кандидат пед. наук, доцент, зав. кафедрой французского языка ФГБУ ВО «Омский государственный педагогический университет»

E-mail: julia79zavgorodneva@gmail.com

Мещерякова Лариса Валерьевна,

кандидат пед. наук, доцент кафедры французского языка ФГБУ ВО «Омский государственный педагогический университет»

E-mail: mescheryakovalarisa@gmail.com

Тебенькова Наталья Геннадьевна,

кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой восточных языков ФГБУ ВО «Омский государственный педагогический университет» E-mail: limonovanatalia@yandex.ru

Петрова Наталья Валерьевна,

кандидат пед. наук, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике ФГБУ ВО «Омский государственный педагогический университет» E-mail: wiki.admi@gmail.com

Статья нацелена на проведение анализа научно-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, выделение структурных компонентов глобальных компетенций, а также выявления методических аспектов, способствующих формированию глобальных компетенций у студентов-педагогов старших курсов в процессе обучения иностранному языку.

Эффективность процесса формирования глобальных компетенций у студентов старших курсов педагогического вуза на занятиях по иностранному языку определяется различными методическими аспектами: средства, условия и методы формирования глобальных компетенций.

К средствам формирования глобальных компетенций могут относится разнообразные учебно-методические материалы, использование которых позволит наиболее успешно и рационально достигнуть поставленной цели обучения. К условиям формирования глобальных компетенций можно отнести совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности. Методы формирования глобальных компетенций определяют способы руководства педагогом познавательной деятельностью обучающихся.

Ключевые слова: функциональная грамотность, глобальная компетенция, компетентностный подход, условия формирования глобальной компетенции.

Введение

Сегодня мы наблюдаем глобальные трансформации, которые происходят во всех сферах общественной жизни, сфера образования не является исключением. Такие перемены связаны, главным образом, с изменениями, которые происходят в социокультурной жизни общества. Поэтому отмечаются явные расхождения, происходящие в сфере развития образования и уровнем культурного и технического окружения. Достижения современной науки и техники настолько быстро внедряются в жизнь общества, что часто приобретенные в ходе обучения профессиональные навыки утрачивают свою востребованность. Поэтому сегодня, чтобы избежать линейности в образовании, необходимо формировать у будущего специалиста не просто профессиональную компетентность, но прежде всего уделять внимание формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность демонстрирует способность обучающегося использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Она показывает минимальный уровень готовности личности для реализации ее жизнедеятельности в конкретной культурной среде [3]. Отметим, что в образовательном процессе формирование функциональной грамотности осуществляется контексте компетентностного подхода. Функциональная грамотность и компетенции не являются синонимичными понятиями. При формировании компетентности у конкретной личности нужно ориентироваться на получение конкретного результата, т.е. продукта, который необходим самому человеку и обществу. В процессе формирования функциональной грамотности происходит овладение инструментарием универсальных видов деятельности человека, которые не связаны с будущей областью применения. Исходя из этого, становится понятно, что целью компетентности является создание конкретного результата, а цель функциональной грамотности состоит в освоение инструмента, овладение которым поможет человеку достигнуть данного результата [5].

Сформировать функциональную грамотность означает «сформировать готовность жить в постоянно изменяющейся природной и социальной среде, найти свое место в современной жизни, которое гармонично отражало бы две важнейшие идеи - принятие индивидом общества и принятие обществом индивида» [1, с. 9].

В материалах Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), которая является мониторинговым исследо-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ванием качества общего образования, представлены следующие составляющие функциональной грамотности: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, креативное мышление, финансовая грамотность, читательская грамотность.

В современном мире на взросление молодых людей оказывают влияние многочисленные факторы: социокультурные, демографические, политические, религиозные, фактор цифровизации, а также в последнее время фактор глобальных эпидемий. Новая эпоха, создает глобальные вызовы и противоречия, с которыми молодые люди сталкиваются ежедневно, это порождает новые проблемы. В связи с этим появляется еще один компонент функциональной грамотности - глобальные компетенции.

Глобальные компетенции направлены на подготовку к жизни и профессиональной деятельности в условиях межкультурного разнообразия, формирование способности воспринимать новости глобального характера, понимать и критически анализировать глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур, организацию совместной работы учащихся-представителей разных культур.

Формирование глобальных компетенций у будущих учителей французского языка имеет определяющее значение - студенты должны быть готовы к организации межкультурного общения; решению проблем, возникающих в области межкультурных отношений в сфере образования; модифицировать собственное поведение с учетом ситуации межкультурного общения; правильно выбирать коммуникативные стратегии при общении с представителями иной культуры

Проблема формирования глобальных компетенций является достаточно актуальной, ей посвящены исследования таких ученых, как H. Park-house, T. Wagner [7], рассматривающих условия, направленные на формирование глобальных компетенций педагогов, Dr. Qutaiba A. Abukhadrah предложившие стратегии формирования глобальных компетенций у будущих учителей [7], Cobb, D., & Couch, D. [2], проводивших исследования по использованию различных видов учебной деятельности, способствующих формированию глобальных компетенций студентов и др. Несмотря на значительное количество существующих работ по проблеме исследования вопрос формирования глобальных компетенций у будущих учителей иностранного языка остается недостаточно изучен.

Цель исследования

Целью статьи является выделение методических аспектов, способствующих формированию глобальных компетенций студентов старших курсов педаго-„ гического вуза на занятиях по иностранному языку.

о с

CJ

« Методы исследования

сэ см

^ К методам, использованным для проведения дан-z ного исследования, можно отнести изучение и ана-

лиз научной, учебно-методической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностику уровней сформированности глобальных компетенций у будущих учителей иностранного языка, обработку результатов педагогического эксперимента.

Результаты исследования

Принимая во внимание результаты сформированности функциональной грамотности у школьников, представленные PISA, становится очевидной необходимость учитывать данные результаты при подготовке будущих учителей.

В первую очередь функциональную грамотность нужно развивать у будущего учителя с тем, чтобы впоследствии он знал особенности формирования функциональной грамотности у российского школьника. Поскольку глобальные компетенции не так давно вошли в структуру функциональной грамотности, на сегодняшний день они остаются недостаточно изученными и будущий учитель не готов к формированию данных компетенций у школьников. Поэтому сегодня перед преподавателем педагогического вуза стоит задача, которая заключается необходимости формирования глобальных компетенций у будущего учителя.

Перейдем к изучению понятия и сущности глобальных компетенций. В отчете PISA за 2018 год, представлено понятие «глобальные компетенции», под которым понимаются не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений) [4]. Суть данного определения состоит в том, что учащиеся не только должны знать о глобальных проблемах, но и владеть умениями для обеспечения индивидуального и коллективного благополучия. Юваль Ной Харари отмечает, что основными умениями глобальной компетентности являются: способность оценивать информацию; выявлять мнения, подходы, перспективы, анализировать их; формулировать аргументы; объяснять сложные ситуации и проблемы; оценивать действия и их последствия [6].

В отчете по результатам международного исследования PISA-2018 представлены компоненты и методика оценивания глобальных компетенций: - знания (осознание и понимание глобальных проблем; осознание и понимание культурного разнообразия, межкультурных различий). Оценка производится с помощью когнитивного теста, направленного на изучение вопросов местного, глобального и межкультурного значения; понимание и признание точек зрения и ми-

ровоззрения других; содействие коллективному благополучию и устойчивому развитию

- познавательные умения (аналитическое и критическое мышление; способность уважительно и эффективно взаимодействовать; гибкость)

- социальные умения и отношения (уважение к другим культурам; открытость к взаимодействию с другими культурами; широта взглядов, кругозор; ответственность)

- ценности (человеческое достоинство; культурное разнообразие). Не оцениваются.

С помощью когнитивного теста и оцениваются знания и познавательные умения. Когнитивный тест направлен на изучение вопросов местного, глобального и межкультурного значения; понимание и признание точек зрения и мировоззрения других; содействие коллективному благополучию и устойчивому развитию. Анкета для учащихся проводится с целью получения информации о знаниях, познавательных и социальных умениях и отношениях учащихся, а также их участии в межкультурном взаимодействии.

Говоря о формировании глобальных компетенций у будущего учителя, мы считаем целесообразным представить компоненты, которые будут соотносится с программой обучения студентов в педагогическом вузе:

1) Познавательный компонент заключается в способности рассматривать такие вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения как бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы.

2) Ценностный компонент состоит в способности понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения.

3) Деятельностный компонент представляет собой способность налаживать позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола, а также способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия.

4) Рефлексивный компонент понимается, как способность анализировать и оценивать собственные действия и действия других в ходе взаимодействия с людьми другой культуры. Таким образом, человек со сформированной глобальной компетенцией обладает знаниями не только о том, что происходит в его регионе, но в стране и мире, может рассуждать о глобальных событиях, используя, полученные в ходе обучения в школе и вузе знания. Глобально компетентный человек ценит то, что способствует преодолению межкультурных различий, находит взаимопонимание с представителями других культур. Он способен признавать мнение другого и как следствие углублять свои взгляды и принимать обдуманные решения при общении с другими людьми, стремится к уважительному диалогу, выра-

жает желание понять других людей и общаться с ними, а также содействует улучшению условий жизни в своем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного и экологически устойчивого мира. Это позволяет говорить о том, что молодые люди должны иметь активную общественную позицию и быть готовы реагировать на региональные проблемы, проблемы страны и мирового сообщества.

Глобально компетентный человек способен задавать вопросы, анализировать и оценивать собственные действия и действия других в ходе взаимодействия с людьми другой культуры, объяснять и вырабатывать собственную позицию относительно местных, глобальных или межкультурных проблем. Он также демонстрируют медиаграмот-ность, т.е. способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ, способен рассматривать глобальные проблемы, а также взгляды и поведение других людей всесторонне [4].

Помимо компонентов глобальной компетенции, представленных в материалах Р^А-2018, мы считаем целесообразным выделить еще один компонент, связанный с рефлексией. Студенты, кроме того, что они обладают знаниями о том, что происходит в мире, умеют наладить взаимодействие с людьми другой культуры и ценить их мнение, должны уметь анализировать и оценивать собственные действия и действия других в ходе взаимодействия с людьми другой культуры.

Оценка уровня сформированности глобальной компетенции у студентов старших курсов факультета иностранных языков педагогического университета, на наш взгляд, может проводиться по следующим критериям: когнитивный, деятельностный, ценностный и рефлексивный. Показателями данных критериев выступают основные компоненты глобальной компетенции (Таблица 1).

Таблица 1. Критерии и показатели сформированности глобальной компетенции у студентов

Критерии сформированности глобальной компетенции Показатели сформированности глобальной компетенции

Когнитивный Знать контексты местного, глобального и межкультурного значения

Деятельностный Уметь налаживать позитивное взаимодействие с людьми разного религиозного, этнического, национального или культурного происхождения или пола; Уметь предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия

Ценностный Признавать ценность разных точек зрения и мировоззрения

Рефлексивный Уметь анализировать и оценивать собственные действия и действия других в ходе взаимодействия с людьми другой культуры

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см см

Формирование вышерассмотренных компонентов глобальных компетенций наиболее результативно в рамках определенных условий - совокупности мер, направленных на повышение результативности их формирования. На основе анализа научно-педагогической и методической литературы мы выделили следующие условия.

1. Создание межкультурной среды обучения. Социальные сети, виртуальные сетевые сообщества, совместные мероприятия (телемост) позволяют создать среду, необходимую для межкультурного общения будущих учителей иностранного языка. Участие в совместных проектах, форумах, дискуссиях, обсуждение событий, происходящих в мире, позволят развивать коммуникативные навыки, навыки командной работы, научиться ценить разнообразные точки зрения, быть осведомленными о ситуациях глобального значения, анализировать ход диалога с людьми другой культуры, тем самым способствуя формированию всех компонентов глобальных компетенций.

Для активизации коммуникации, деятельности будущих учителей иностранного языка внутри сетевых сообществ или социальных сетей необходимо включение в программу проектных заданий, направленных на межкультурное взаимодействие. Например, сообщество https://franceducation.fr/ app/main предлагает интересные задания для совместного выполнения, обсуждения, обмена.

2. Интеграция в программу подготовки будущих учителей французского языка заданий, способствующих приобретению студентами опыта межкультурного взаимодействия. В рамках тем, изучаемых на 4 и 5 курсах: «Новые информационные технологии», «Система образования в современном мире», «Молодежь в современном обществе», «Опасности современного общества», «Политика и государственное управление» и др., необходимо использовать стратегию «Обучение на текущих событиях» - обсуждение новостей, происходящих в мире (например, «Комбинацию вакцин «Спутник» и Pfizer испытывают две страны», «В МИД призвали помнить, что в ядерной войне нет победителей», «Санкции - это на всю жизнь», США грозят России новыми санкциями. Кто и как принимает эти решения?» и др.), чтение и анализ текстов с глобальной проблематикой, проведение дискуссий, дебатов, предполагающих поиск решения проблем и аргументацию собственной точки зрения. Авторы проекта Teaching for global competence

in a rapidly changing world подчеркивают необходимость обучения студентов стратегиям участия и организации дебатов и дискуссий (к таким стратегиям относятся - генерация идей, поиск нескольких решений проблемы, прогнозирование последствий, активное слушание собеседника, аргументированное отстаивание своей точки зрения, нахождение компромисса, лаконичное изложение мыслей, правил и приемов проведение дискуссий и др.).

3. Систематический мониторинг уровня формирования глобальных компетенций у будущих учителей иностранного языка. Формирование глобальных компетенций у будущих учителей французского языка следует осуществлять непрерывно с первого курса. Эффективность сформированности глобальных компетенций необходимо проверять систематически, определив контрольные точки дважды в учебном году, как правило, на экзамене по дисциплине «Практика устной и письменной речи» в конце 4 курса и на экзамене после изучения курса по выбору «Коммуникативно-прагматические особенности речевого общения на французском языке» (5 курс). К вопросам на экзамене включаются ситуации на проверку когнитивного, деятельностного, ценностного и рефлексивного компонентов. Проверяются умения анализировать и оценивать информацию, формулировать аргументы, объяснять проблемы и ситуации; выявлять и анализировать различные точки зрения; оценивать действия и последствия. Приведем пример проблемной ситуации, побуждающей к дискуссии:

Жизнь во Франции довольно дорога, что делает нерентабельным получение углубленного высшего образования.

Во всей стране существует нехватка аспирантов и научных работников: студенты предпочитают заканчивать обучение в вузах на первых этапах и поскорее искать прибыльную работу. Талантливых студентов сманивают на работу крупные компании, не давая им шансов заниматься исследовательской научной работой.

А среди тех, кто всё-таки идёт в аспирантуру, немногие желают получить степень доктора.

Как в такой ситуации повысить количество аспирантов и докторов наук?

Уровни и показатели сформированности глобальной компетенции у студентов старших курсов факультета иностранных языков педагогического университета представлены на рисунке 1.

Рис. 1.

Анализ рисунка 1 показывает, что глобальная компетенция, сформированная у студентов старших курсов даже на низком уровне, включает в се-

бя сформированность всех пяти показателей. Таким образом, отсутствие хотя бы одного показателя (например, «не знает ситуацию местного, глобального и межкультурного значения», «не умеет налаживать позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола» и т.д.) говорит о несформированности компетенции в целом. Повышение уровня сфор-мированности глобальной компетенции студента свидетельствует о более высоком уровне развития когнитивного, деятельностного, ценностного и рефлексивного компонентов глобальной компетенции.

Заключение

Актуальность формирования глобальных компетенций у будущих учителей иностранного языка подчеркивается необходимостью подготовки к профессиональной деятельности в условиях межкультурного разнообразия, формирование способностей воспринимать новости глобального характера, понимания и критического анализа проблемы взаимодействия культур, организацию совместной работы учащихся-представителей разных культур и т.д.

В составе глобальных компетенций выделяются следующие компоненты: когнитивный, деятель-ностный, ценностный и рефлексивный. Когнитивный компонент направлен на знакомство с ситуациями местного, глобального и межкультурного значения; деятельностный компонент - на формирование умений взаимодействовать с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола, умения предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия; ценностный компонент ориентирован на формирование умений ценить различные точки зрения и мировоззрения, рефлексивный нацелен на формирование умений анализировать и оценивать собственные действия и действия других в ходе взаимодействия с людьми другой культуры.

Для эффективного формирования глобальных компетенций у будущих учителей иностранного языка, были предложены следующие условия: создание межкультурной среды обучения (включение студентов в различные сетевые сообщества, социальные сети с целью иноязычного взаимодействия); интеграция в программу подготовки будущих учителей французского языка заданий, способствующих приобретению студентами опыта межкультурного взаимодействия (использование стратегии «Обучение на текущих событиях» - обсуждение новостей, происходящих в мире, анализ проблемных ситуаций, чтение текстов, посвященных глобальным проблемам, овладение стратегиями участия и организации дебатов и дискуссий); систематический мониторинг уровня формирования глобальных компетенций у будущих учителей француз-

ского языка (дважды в год контроль сформиро-ванности компонентов глобальных компетенций на трех уровнях - средний, низкий и высокий, включая контроль умений анализировать и оценивать информацию, формулировать аргументы, объяснять проблемы и ситуации; выявлять и анализировать различные точки зрения; оценивать действия и последствия).

Опыт обучения иностранному языку студентов старших курсов педагогического вуза в предложенных условиях неоднократно демонстрировал эффективность формирования глобальных компетенций обучающихся.

Литература

1. Акулова О. В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб.: КАРО, 2008. 96 с

2. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции - новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубеж- ная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 112-123.

3. Микешина Л.А. Философия познания: полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 622 с.

4. Функциональная грамотность: глобальные компетенции. Отчет по результатам международного исследования PISA-2018. [Электронный ресурс] Дата обращения:13.10.2023 https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0 %9C%D0%A1%D0% 98/%D0%93%D0 %9A%2 0PISA-2018_.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Хуторской А.В. Чем функциональная грамотность отличается от компетенции? [Электронный ресурс] // А.В. Хуторской. Персональный сайт - Хроника бытия; Дата обращения: 11.11.2023 г. - http://khutorskoy.ru/ be/2016/0311/)

6. Юваль Ной Харари. Как можно развивать глобальные компетенции на уроках обществоз-нания. [Электронный ресурс] // Юваль Ной Харари. Дата обращения: 10.10.2023- https:// ava.md/2020/01/31/eti-lyudi-stanut-bespolezny-izvestnyy/

7. Hillary ParkHouse, Ariel Tichnor Wagner Becoming a globally competent teacher https://www. eajournals.org/wp-content/uploads/The-Role-of-Teacher-Education-Program-in-Creating-Globally-and-Internationally-Competent-Teachers-An-Annotated-Bibliography.pdf

8. Cobb, D., & Couch, D. (2018). Teacher education for an uncertain future: Implications of PISA's global competence. In D. Heck, & A. Am-brosetti (Eds.), Teacher Education in and for Uncertain Times (pp. 35-47). Springer. Retrieved from https://link.springer.com/chap-ter/10.1007/978-981-10-8648-9 3

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

FORMATION OF GLOBAL COMPETENCE AS A COMPONENT OF FUNCTIONAL LITERACY OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

Derevyanchenko E.A., Martynova Yu.V., Meshcheryakova L.V., Tebenkova N.G., Petrova N.V.

Omsk State Pedagogical University

The article is aimed at analyzing scientific, pedagogical, methodological literature on the research problem, identifying the structural components of global competencies, as well as identifying methodological aspects that contribute to the formation of global competencies among senior student teachers in the process of teaching a foreign language.

The effectiveness of the process of developing global competencies among senior year students of a pedagogical university in foreign language classes is determined by various methodological aspects: means, conditions and methods of developing global competencies. The means of developing global competencies may include a variety of educational and methodological materials, the use of which will allow the most successful and efficient achievement of the set learning goal. The conditions for the formation of global competencies include a set of measures aimed at increasing the effectiveness of teaching activities. Methods for the formation of global competencies determine the ways in which a teacher guides the cognitive activity of students.

Keywords: functional literacy, global competence, competency-based approach, conditions for the formation of global competence.

References

1. Akulova O. V., Pisareva S.A., Piskunova E.V. Construction of situational tasks for assessing the competence of students: Educational and methodological manual for school teachers. St. Petersburg: KARO, 2008. 96 p.

2. Koval T.V., Dyukova S.E. Global competencies - a new component of functional literacy // Domestic and foreign pedagogy. 2019. Vol. 1, No. 4 (61). pp. 112-123.

3. Mikeshina L.A. Philosophy of knowledge: polemical chapters. M.: Progress-Tradition, 2002. 622 p.

4. Functional literacy: global competencies. Report on the results of the international study PISA-2018. [Electronic resource] Access date: 10/13/2023https://fioco.ru/Media/Default/Docu-ments/%D0%9C%D0% A1%D0%98/%D0%9 3%D0%9 A%20 PISA-2018_.pdf

5. Khutorskoy A.V. How is functional literacy different from competence? [Electronic resource] // A.V. Khutorskoy. Personal website - Chronicle of life; Date of access: November 11, 2023 -http://khutorskoy.ru/be/2016/0311/)

6. Yuval Noah Harari. How you can develop global competencies in social studies lessons. [Electronic resource] // Yu.V. Harari. Date of access: 10.10.2023- https://ava.md/2020/01/31/eti-lyudi-stanut-bespolezny-izvestnyy/

7. Hillary ParkHouse, Ariel Tichnor Wagner Becoming a globally competent teacher https://www.eajournals.org/wp-con-tent/uploads/The-Role-of-Teacher-Education-Program-in-Creating-Globally-and-Internationally-Competent-Teachers-An-Annotated-Bibliography.pdf

8. Cobb, D., & Couch, D. (2018). Teacher education for an uncertain future: Implications of PISA's global competence. In D. Heck, & A. Ambrosetti (Eds.), Teacher Education in and for Uncertain Times (pp. 35-47). Springer. Retrieved from https:// link.springer.com/chapter/10.1007/978-981-10-8648-9_3

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.