Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ К ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ К ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / ГЛОБАЛИСТИКА / ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицын И.С., Купцов С.Е.

В статье обосновывается необходимость ориентации предметно-методической подготовки будущего учителя географии на формирование у обучающихся функциональной грамотности, в структуре которой особое место занимают глобальные компетенции. Проведенный анализ содержания общего географического образования позволил выявить, что содержательную основу формирования глобальных компетенций у обучающихся в процессе изучения учебного предмета «География» на уровне общего образования должны составлять глобальные проблемы человечества. В связи с этим одним из результатов предметно-методической подготовки будущих учителей географии определена готовность к формированию у обучающихся глобальных компетенций в процессе изучения глобальных проблем человечества, рассматриваемая как интегративный образовательный результат в единстве трех составляющих: аксиологического (ценностные установки и ориентации), когнитивного (совокупность знаний о глобальных проблемах человечества и методическом опыте и инструментарии их изучения как основы формирования глобальных компетенций) и праксиологического (совокупность способов деятельности, позволяющих изучать глобальные проблемы человечества и организовать деятельность по их изучению) компонентов. Для достижения указанного образовательного результата авторами разработана модель формирования готовности, рассматриваемая как динамическое единство следующих блоков: концептуально-целевого (методологические подходы, принципы, целевые ориентиры подготовки), содержательного (компоненты подготовки и содержательный базис их формирования), процессуального (технологии, методы, приемы и формы) и диагностического (критерии, показатели, стили предстоящей деятельности) - и определено научно-методическое обеспечение ее реализации. Представлена в обобщенном виде последовательность реализации модели в единстве стадий: ориентирующей, информационно-деятельностной, методического осмысления, творческо-практического преобразования, - обеспечивающих восхождение от принятия смысла деятельности к освоению ее технологического базиса (ориентировочной основы) и далее к овладению опытом ее выполнения в реальной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синицын И.С., Купцов С.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF FUTURE GEOGRAPHY TEACHERS TO FORM GLOBAL COMPETENCIES AMONG SCHOOL STUDENTS

The article substantiates the need to focus the subject-methodical training of a future geography teacher on the formation of functional literacy among students, in the structure of which global competencies have a special place. The analysis of the content of general geographical education revealed that the content basis for the formation of global competencies among students in the process of studying the «Geography» subject at the level of general education should be global problems of humanity. In this regard, one of the results of the subject-methodical training of future geography teachers is the readiness for the formation of global competencies among students in the process of studying global problems of humanity, considered as an integrative educational result in the unity of three components: axiological (values and orientations), cognitive (a set of knowledge about global problems of humanity and methodological experience and tools their study as the basis for the formation of global competencies) and praxiological (a set of ways of activity, allowing to study the global problems of humanity and organize activities for their study) components. To achieve this educational result, the authors have developed a model of readiness formation, considered as a dynamic unity of the following blocks: conceptually-targeted (methodological approaches, principles, training targets), substantive (training components and the content basis of their formation), procedural (technologies, methods, techniques and forms) and diagnostic (criteria, indicators, styles of the upcoming activity) - and the scientific and methodological support for its implementation is determined. The sequence of the implementation of the model in the unity of stages is presented in a generalized form: orienting, information-activity, methodological understanding, creative and practical transformation, - providing ascent from the acceptance of the meaning of the activity, to the development of its technological basis (indicative basis) and further to mastering the experience of its implementation in a real educational environment.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ К ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

Научная статья УДК 378.147

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-5-128-86-95 EDN: MEDPJA

Подготовка будущих учителей географии к формированию у школьников глобальных компетенций

Игорь Сергеевич Синицын1Н, Сергей Евгеньевич Купцов2

1 Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической географии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1

2Старший преподаватель кафедры физической географии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1 11010.86@mail.mн, https//orcid.org/0000-0002-7096-1005 2djkupcov@mail.ru, https//orcid.org/0000-0002-0269-2229

Аннотация. В статье обосновывается необходимость ориентации предметно-методической подготовки будущего учителя географии на формирование у обучающихся функциональной грамотности, в структуре которой особое место занимают глобальные компетенции. Проведенный анализ содержания общего географического образования позволил выявить, что содержательную основу формирования глобальных компетенций у обучающихся в процессе изучения учебного предмета «География» на уровне общего образования должны составлять глобальные проблемы человечества. В связи с этим одним из результатов предметно-методической подготовки будущих учителей географии определена готовность к формированию у обучающихся глобальных компетенций в процессе изучения глобальных проблем человечества, рассматриваемая как интегративный образовательный результат в единстве трех составляющих: аксиологического (ценностные установки и ориентации), когнитивного (совокупность знаний о глобальных проблемах человечества и методическом опыте и инструментарии их изучения как основы формирования глобальных компетенций) и праксиологического (совокупность способов деятельности, позволяющих изучать глобальные проблемы человечества и организовать деятельность по их изучению) компонентов.

Для достижения указанного образовательного результата авторами разработана модель формирования готовности, рассматриваемая как динамическое единство следующих блоков: концептуально-целевого (методологические подходы, принципы, целевые ориентиры подготовки), содержательного (компоненты подготовки и содержательный базис их формирования), процессуального (технологии, методы, приемы и формы) и диагностического (критерии, показатели, стили предстоящей деятельности) — и определено научно-методическое обеспечение ее реализации. Представлена в обобщенном виде последовательность реализации модели в единстве стадий: ориентирующей, информационно-деятельностной, методического осмысления, творческо-практического преобразования, — обеспечивающих восхождение от принятия смысла деятельности к освоению ее технологического базиса (ориентировочной основы) и далее к овладению опытом ее выполнения в реальной образовательной среде.

Ключевые слова: функциональная грамотность; глобальные компетенции; глобальные проблемы человечества; глобалистика; предметно-методическая подготовка; модель подготовки; научно-методическое обеспечение

Работа подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на НИР «Механизм научно-методического сопровождения педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности школьников: трансфер образовательных технологий» (073-00109-22-01)

Для цитирования: Синицын И. С., Купцов С. Е. Подготовка будущих учителей географии к формированию у школьников глобальных компетенций // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5 (128). С. 86-95. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-5-128-86-95. https://elibrary.ru/medpja

© Синицын И. С., Купцов С. Е., 2022

Original article

Training of future geography teachers to form global competencies among school students

Igor S. Sinitsyn1EI, Sergei E. Kuptsov2

Candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of physical geography, Yaroslavl state

pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1

2Senior lecturer, department of physical geography, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky.

150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1

11010.86.86@mail.ruH, https//orcid.org/0000-0002-7096-1005

2djkupcov@mail.ru, https//orcid.org/0000-0002-0269-2229

Abstract. The article substantiates the need to focus the subject-methodical training of a future geography teacher on the formation of functional literacy among students, in the structure of which global competencies have a special place. The analysis of the content of general geographical education revealed that the content basis for the formation of global competencies among students in the process of studying the «Geography» subject at the level of general education should be global problems of humanity. In this regard, one of the results of the subject-methodical training of future geography teachers is the readiness for the formation of global competencies among students in the process of studying global problems of humanity, considered as an integrative educational result in the unity of three components: axiological (values and orientations), cognitive (a set of knowledge about global problems of humanity and methodological experience and tools their study as the basis for the formation of global competencies) and praxiological (a set of ways of activity, allowing to study the global problems of humanity and organize activities for their study) components. To achieve this educational result, the authors have developed a model of readiness formation, considered as a dynamic unity of the following blocks: conceptually-targeted (methodological approaches, principles, training targets), substantive (training components and the content basis of their formation), procedural (technologies, methods, techniques and forms) and diagnostic (criteria, indicators, styles of the upcoming activity) — and the scientific and methodological support for its implementation is determined. The sequence of the implementation of the model in the unity of stages is presented in a generalized form: orienting, information-activity, methodological understanding, creative and practical transformation, — providing ascent from the acceptance of the meaning of the activity, to the development of its technological basis (indicative basis) and further to mastering the experience of its implementation in a real educational environment.

Keywords: functional literacy; global competencies; global problems of humanity; global studies; subject-methodical training; training model; scientific and methodological support

The work was prepared within the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation for research «Mechanism of scientific and methodological support of teachers to form schoolchildren's functional literacy: transfer of educational technologies» (073-00109-22-01)

For citation: Sinitsyn I. S., Kuptsov S. E. Training of future geography teachers to form global competencies among school students. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(5): 86-95. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-5-128-86-95. https://elibrary.ru/medpja

Постановка проблемы

Важнейшей задачей современного образования, в том числе и географического, является формирование функциональной грамотности [Асхадуллина, 2021; Бажук, 2021; Басюк, 2021; Schleicher, 2019], одним из компонентов которой выступают глобальные компетенции, рассматриваемые как способность обучающихся взаимодействовать с окружающим миром [Коваль, 2019а; Универсальные компетенции ... , 2019]. В структуре глобальных компетенций особое место занимает способность критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях [Коваль, 2019б; Коваль, 2020; Lambert,

1996; Preparing ... , 2018]. В свою очередь, глобальные проблемы человечества являются предметом изучения и рассмотрения глобалистики. Необходимость акцентировать внимание школьников на проблемах современного мира обусловлена их всеобщим характером проявления. С интенсивным и бесконтрольным развитием цивилизации, сопровождавшимся воздействием геополитических, социально-экономических, технологических факторов, возникли и обострились многие проблемы и противоречия в различных сферах, ставшие прямой угрозой для существования природы и человечества. При этом признанным проявлением нового стиля мышления и поведения человечества в условиях глобализации должно стать осознание того, что в решении и

предотвращении глобальных проблем ведущая роль принадлежит мировоззрению людей, которое закладывается в процессе их образования [Урсул, 2012; Reimers, 2009].

Анализ существующей практики обучения географии на уровне основного образования показывает, что потенциал учебного предмета «География» для формирования глобальных компетенций используется недостаточно. К сожалению, сложившаяся практика не позволяет обеспечить комплексное восприятие глобальных проблем, понимание необходимости их решения для достижения целей устойчивого развития, и, как следствие, становление мировоззрения учащихся, обеспечивающего понимание сущности глобальных противоречий и осознание ими деятельности в контексте обеспечения устойчивого развития [Организация учебной ... , 2016].

Вместе с тем стоит обозначить и проблему профессионально-педагогического характера в системе высшего педагогического образования, которое практически не учитывает важности приобретения будущими учителями географии компетенций по созданию условий для формирования у обучающихся глобальных компетенций в процессе изучения такой содержательной категории, как глобальные проблемы человечества. Анализ информационных источников, интервью с экспертами и диагностический опрос учителей школ Ярославля и Ярославской области, а также студентов педагогического вуза показал, что значительная часть респондентов отмечают важность изучения глобальных проблем человечества, но вместе с тем подчеркивают отсутствие должного научно-методического обеспечения данного процесса [Купцов, 2020]. Однако из-за недостаточной теоретической подготовки и необходимого профессионального опыта большинство респондентов не могут организовать образовательный процесс, ориентированный на достижение данного результата.

Это, в свою очередь, определяет проблему исследования, состоящую в разработке научно-методического обеспечения подготовки будущих учителей географии в области формирования у обучающихся глобальных компетенций.

Цель исследования состоит в выявлении и научном обосновании научно-методического обеспечения подготовки будущих учителей географии в области формирования глобальных компетенций обучающихся в процессе изучения глобальных проблем человечества.

Изложение основного материала

Рассмотренное состояние проблемы позволило нам установить, что одним из актуальных направлений обновления содержания общего и высшего географического образования выступает глобалистика, рассматриваемая как междисциплинарная область, исследующая феномен «глобализации» и порождаемые ею глобальные проблемы человечества [Горшенев, 2019]. В контексте проводимого нами исследования установлено, что глобальные проблемы человечества затрагивают весь мир, создают реальную угрозу существованию человечества либо ограничивают его развитие и, как следствие, требуют для своего решения совместных действий всех стран и народов [Гладкий, 2013; Социально-экономическая география ... , 2020; География мира ... , 2020].

Насыщение содержания географического образования на разных уровнях информацией о глобальных проблемах человечества, причинах их возникновения, географии и специфике их проявления, возможных сценариях и путях развития составляет глобалистический контент географического образования, реализация которого содействует, с одной стороны, формированию необходимых образовательных результатов, а с другой — становлению нового типа мышления участников образовательного процесса, предполагающего понимание сущности глобальных противоречий и осознание ими деятельности в контексте обеспечения устойчивого развития [Купцов, 2020].

Основной задачей подготовки будущих учителей географии является формирование компетенций педагога, позволяющих ему в полной мере обеспечить реализацию глобалистического контента общего географического образования и, как следствие, формирование глобальных компетенций у учащихся в процессе изучения глобальных проблем человечества. В связи этим с одним из приоритетных направлений профессионально-методической подготовки учителя географии в системе высшего педагогического образования должно стать проектирование системы модели данного процесса и научно-методического обеспечения ее реализации.

При этом подготовка будущих учителей географии в области формирования у обучающихся глобальных компетенций в процессе изучения глобальных проблем человечества рассматривается нами как процесс взаимодействия субъектов подготовки, предполагающий активизацию

различных ресурсов в единстве научной (научно-педагогическое и географическое знание в виде методологии, теорий, закономерностей, концепций, идей, принципов, научных фактов) и методической (учебно-методические документы — планы, программы, методики, технологии, учебно-методические комплексы, дидактические материалы) составляющей, содействующих обретению будущими учителями географии профессиональных компетенций в части

— знания содержательных основ глобалистики;

— умения анализировать возможности учебного предмета «География» для организации деятельности учащихся по формированию глобальных компетенций в процессе изучения глобальных проблем человечества, обобщать передовой опыт по использованию современных и традиционных методов реализации глобалистического контента школьного географического образования для формирования глобальных компетенций в процессе изучения глобальных проблем человечества, отбирать содержание и наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;

— владения опытом применения методов, форм и средств реализации глобалистического контента школьного географического образования для формирования глобальных компетенций в процессе изучения глобальных проблем человечества.

Результатом подготовки будущих учителей географии выступает готовность к формированию у обучающихся глобальных компетенций в процессе изучения глобальных проблем человечества, в структуре которой представлены

— аксиологический компонент: ценностно-смысловая ориентация и понимание будущими учителями географии социальной и личной значимости изучения глобальных проблем человечества для реализации идей устойчивого развития и обеспечения мироустойчивости;

— когнитивный компонент: совокупность теоретических и эмпирических знаний предметного и методического характера, включающая тезаурус глобалистики; знание сущности, специфики, географии проявления и путей решения глобальных проблем человечества; знание сущности, содержания, принципов, методов, средств формирования глобальных компетенций и современного практического опыта в этой области;

— праксиологический компонент: совокупность способов педагогической, научно-исследовательской, проектной деятельности в процессе подготовки; умение применять научно-

теоретические, психолого-педагогические и методические знания в образовательной практике.

Для достижения указанного образовательного результата нами была спроектирована модель подготовки будущих учителей географии к формированию у обучающихся глобальных компетенций в процессе изучения глобальных проблем человечества. Разрабатывая модель подготовки студентов и научно-методическое обеспечение ее реализации, мы использовали в качестве методологической основы комплекс системного, дея-тельностного и акмеологического подходов. В рамках данного исследования системный подход служит методологической основой для анализа и систематизации материала по теории и практике подготовки студентов-географов к формированию у обучающихся глобальных компетенций, дает возможность представить изучаемый процесс в виде системы и сконструировать его модель. С опорой на положения системного подхода были определены задачи для решения изучаемой проблемы [Таратухина, 2021]: наметить конкретную цель разрабатываемой системы; использовать морфологический (выделение элементов системы), структурный (представление системообразующих связей между элементами и внутри них) и генетический (определение этапов рассматриваемого процесса) анализ системы; разработать обобщенную модель подготовки будущих учителей географии к формированию у обучающихся глобальных компетенций. Значение дея-тельностного подхода в контексте нашего научного изыскания складывается из следующих факторов:

— деятельность является одним из условий прогрессивного роста уровня готовности студентов к формированию у обучающихся глобальных компетенций и указывает на его способности в этой области;

— через деятельность совершенствуются личностные качества, свойственные ответственным гражданам, развиваются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Акмеологический подход ориентирует процесс подготовки студентов к формированию у обучающихся глобальных компетенций на развитии мотивации, заинтересованности студентов в повышении уровня компетенций, необходимых для осуществления данной деятельности в реальной образовательной практике. В исследовании также учитывался и тот факт, что с позиций педагогики акмеологический подход подразделя-

ется на три составляющие: образовательную, профессиональную и рефлексивную [Таратухи-на, 2021; Schwarz, 2007]. В рамках нашего исследования образовательный аспект ориентирован на развитие у студентов компонентов готовности к формированию у обучающихся глобальных компетенций (ценностных ориентаций, мотивации, знаний, умений), личностно значимый аспект — на эффективное применение знаний и умений по формированию у обучающихся глобальных компетенций; рефлексивный аспект связан с самооценкой своих достижений в реализации данного вида деятельности.

Целевой блок в проектируемой нами модели представлен целью-идеалом (обеспечение готовности будущих педагогов к формированию глобальных компетенций в процессе изучения глобальных проблем человечества) и целью-средством, выраженной через планируемые результаты обучения по отношению к компонентам готовности: когнитивному, праксиологическому и аксиологическому. Уровень общетеоретического построения содержания подготовки будущих учителей географии включает два вида обеспечения: научное обеспечение, включающее в себя философское, географическое и педагогическое знание в виде методологии, теорий, закономерностей, концепций, идей, принципов, научных фактов; методическое обеспечение, интегрирующее в себе учебно-методические документы — планы, программы, методики, технологии, учебно-методические комплексы, дидактические материалы.

Уровень построения содержания (учебные дисциплины и курсы) представлен следующими содержательными блоками, обеспечивающими развитие содержания от эмпирии и теоретического обобщения к методическому осмыслению и практической реализации. Эмпирическую основу содержания в области глобалистики закладывают базовые курсы предметной подготовки будущего учителя географии: Общее землеведение, Биогеография, Экономическая и социальная география, блок дисциплин экологической направленности. Содержательным базисом подготовки педагогов в области глобалистики, позволяющим обобщить разрозненную учебную информацию о различных глобальных проблемах современности, является дисциплина «Глобалистика», введенная в вариативную часть учебного плана подготовки будущих педагогов в объеме 2 зачетных единиц и изучаемая на 3 курсе. Дидактическими единицами данной дисциплины выступают обо-

значенные ниже группы глобальных проблем человечества. Теоретическому обобщению учебной информации о глобальных проблемах человечества способствует также изучаемая на третьем курсе дисциплина «Философия», содержательная рамка которой представлена философскими идеями, взглядами и понятиями о глобальности, глобализации и глобальных проблемах человечества [Синицын, 2020].

Подготовка будущих педагогов к формированию у обучающихся глобальных компетенций в процессе изучения глобальных проблем человечества содержательно также осуществляется в рамках изучения дисциплины «Теория и методика обучения предмету», в структуре которой представлена тема «Методика организации учебной деятельности учащихся по изучению глобальных проблем человечества». Это обеспечивает методическое осмысление учебной информации и в дальнейшем содействует практической ее реализации в условиях квазипрофессиональной деятельности.

Содержательный блок модели подготовки будущих учителей географии к формированию у обучающихся глобальных компетенций на уровне построения содержания (учебно-дидактические единицы) составляют основные проблемы современного мира, сгруппированные нами по контекстам: опасности и риски (группа проблем, связанная с проявлением опасных природных, социальных и техногенных явлений и процессов); здоровье (группа проблем, связанная с общественным и личным здоровьем); окружающая среда (группа проблем экологического характера) и природные ресурсы (группа проблем, отражающих проявление конфликтов природопользования); общество и экономика (группа проблем, связанным с общественным и экономическим развитием); наука и технологии (группа проблем, определяющих научно-технологическое развитие) [Купцов, 2020; Кондратьева, 2019; Купряшкин, 2016; Чащин, 2013].

Указанные дидактические единицы интегрируются нами в различные дисциплины подготовки будущего учителя в педвузе для каждого из этапов формирования готовности. Изучение каждой группы проблем предполагает соблюдение логики в представлении учебного содержания: обозначение проблемы, остроты ее проявления в целом в мире, общей сущности (данный компонент ориентирует учащихся на общее восприятие проблемы и мотивирует их к ее дальнейшему изучению) ^ опорные знания, необходимые для

понимания сущности проблемы; причинность и пространственность проблемы (данный содержательный компонент направлен на выявление причин возникновения проблемы, пространственных особенностей ее проявления) ^ сценарии развития и пути решения (обсуждение вопросов, связанных с возможными механизмами и условиями ее преодоления) [Синицын, 2020]. Важной составляющей при изучении глобальных проблем человечества выступает территориальная уровневость проявления проблемы (глобальный — региональный (страновый) — локальный).

Процессуальный блок модели подготовки будущих учителей географии к формированию у обучающихся глобальных компетенций в процессе изучения глобальных проблем человечества представлен формами, методами, приемами и технологиями обучения, реализация которых подробнее будет рассмотрена далее. Процессуальный компонент в полной мере характеризует цикличность подготовки в области формирования глобальных компетенций. В теоретической модели образовательного цикла нами определены и обоснованы пять ключевых этапов: ориентирующий ^ информационно-деятельностный ^ методического осмысления ^ творческо-практического преобразования.

Последовательное прохождение указанных этапов способствует формированию готовности к формированию у обучающихся глобальных компетенций как интегрирующей цели подготовки. Каждый этап образовательного цикла отличают конкретная задача, соответствующая содержательная доминанта и комплекс адекватных технологий, методов и форм обучения. По мере продвижения будущего учителя географии с курса на курс при подготовке к формированию у обучающихся глобальных компетенций увеличивается степень его самостоятельности, накапливается опыт творческой деятельности, в том числе и с информационно-коммуникационными технологиями, возрастает уровень активности и ответственности.

Эффективность реализации модели обеспечивалась соблюдением условий непрерывного и бинарного характера подготовки, диверсифици-рованности способов освоения будущими учителями глобалистического контента подготовки и методического инструментария его реализации в практике общего образования.

Диагностический блок теоретической модели будущих учителей географии к формирова-

нию у обучающихся глобальных компетенций в процессе изучения глобальных проблем человечества предполагает оценку уровня сформиро-ванности готовности будущих учителей к реализации данного вида деятельности. Исходя из структуры готовности, мы определили и обосновали три уровня ее сформированности: «транслятор», «преобразователь», «фасилитатор» — на основе динамики аксиологических, когнитивных и праксиологических показателей. Результатом реализации подготовки будущих учителей географии к формированию у обучающихся глобальных компетенций является достижение ими одного из стилей будущей профессиональной деятельности: «транслятор» (осуществление деятельности по формированию глобальных компетенций на основе первоначальных представлений о сущности и специфике глобальных проблем человечества с применением традиционных методов и форм обучения), «преобразователь» (осуществление деятельности по формированию глобальных компетенций на основе базовых знаний о сущности и специфике глобальных проблем человечества, организация учебной деятельности учащихся на основе эффективных образовательных практик с минимальной их трансформацией в соответствии с условиями деятельности), «фасилитатор» (осуществление деятельности по формированию глобальных компетенций на основе системных и глубоких знаний о сущности и специфике глобальных проблем человечества, организация учебной деятельности учащихся на основе собственных образовательных решений).

Общий алгоритм реализации модели подготовки будущих учителей географии к формированию у обучающихся глобальных компетенций представлен в Таблице 1.

Таким образом, представленная модель подготовки будущих учителей к формированию у обучающихся глобальных компетенций рассматривается нами как теоретический конструкт в единстве стадий: ориентирующей, информационно-деятельностной, методического осмысления, творческо-практического преобразования, — обеспечивающих восхождение от принятия смысла деятельности к освоению ее технологического базиса (ориентировочной основы) и далее к овладению опытом ее выполнения в реальной образовательной среде.

Таблица 1

Содержание стадий реализации модели подготовки будущих учителей в области формирования глобальных компетенций

Стадия Содержательная домината Содержательный базис Используемые средства Обобщенные целевые ориентиры- результаты

Ориентирующая Аксиологический компонент готовности Базовые дисциплины предметной подготовки. Философия Средства- «навигаторы»: интернет-серфинг, мапатон, таблица «Что? Где? Когда? Почему?» в сочетании с традиционными методами и формами обучения (лекции, практикумы) Знаю и готов объяснить, зачем необходимо изучать глобальные проблемы человечества

Информационно-деятельностная Когнитивный компонент готовности (содержательное, процедурное и методологическое знание) Дисциплина вариативной части «Глобалистика» Средства-«фильтры» (приемы технологий развития критического мышления и визуализации, ситуационные и сюжетные задачи) и средства выражения позиции и отношения (мем, философ в Инстаграмме и т. д.) в сочетании с традиционными формами и методами обучения Знаю, готов и способен объяснить сущность каждой проблемы и что и как делать для их решения

Методического осмысления Когнитивный (методическое знание) и праксиологический компоненты Теория и методика обучения географии Лекции и практические занятия по анализу содержания учебников, имеющихся образовательных решений, проектированию уроков или их фрагментов по изучению отдельных проблем человечества, проектирование дидактического обеспечения изучения глобальных проблем человечества Знаю, зачем и с помощью каких средств организовать изучение глобальных проблем учащимися

Творческо-практического преобразования Праксиологический компонент (реализация научно-исследовательских и педагогических процедур) Научно- исследовательская и квазипрофессиональная деятельность Выполнение курсовых работ, проектов, проектирование и реализация уроков в период педагогической практики, разработка и проведение внеурочных и внеклассных мероприятий в области глобалистики Готов и способен организовать работу по самостоятельному изучению и изучению другими глобальных проблем человечества

Библиографический список

1. Асхадуллина Н. Н. Формирование функциональной грамотности школьников как актуальная проблема российского образования / Н. Н. Асхадуллина,

Д. Р. Вильданова // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 27-31.

2. Бажук О. В. Вектор на развитие функциональной грамотности школьников: нормативный базис / О. В. Бажук, Л. П. Берестовская, Т. В. Мерецкая // Ка-

занский педагогический журнал. 2021. № 4 (147). С. 144-151.

3. Басюк В. С. Формирование функциональной грамотности обучающихся — важный аспект достижения личностных результатов образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 6. С. 34-42.

4. География мира : в 3 т. Том 1. Политическая география и геополитика : учебник и практикум для вузов / Н. В. Каледин и др. ; под редакцией Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. Москва : Юрайт, 2020. 389 с.

5. Гладкий Ю. Н. Экономическая и социальная география зарубежных стран : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю. Н. Гладкий, В. Д. Сухоруков. Москва : Издательский центр «Академия», 2013. 400 с.

6. Горшенев К. К. Глобализация и империализм в контексте взаимодействия культур: подходы, мнения, идеи // Наследие веков. 2019. № 2 (18). С. 60-67.

7. Коваль Т. В. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности / Т. В. Коваль, С. Е. Дюкова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 4 (61). С. 112-123.

8. Коваль Т. В. «Глобальные компетенции»: опыт разработки национальных учебно-диагностических материалов / Т. В. Коваль, С. Е. Дюкова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 2 (70). С. 42-57.

9. Коваль Т. В. Как оценивать умения учащихся в сфере глобальных компетенций / Т. В. Коваль, С. Е. Дюкова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 208-217.

10. Кондратьева И. В. Глобальные проблемы на планете и причины их возникновения // Актуальные проблемы экологии и природопользования : сборник статей по материалам III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции / под общей редакцией С. Ф. Сухановой. Курган : Изд-во Курганской ГСХА, 2019. С. 36-41.

11. Купряшкин И. В. Проблема классификации глобальных проблем современности // Вестник научных конференций. 2016. № 9-5 (13). С. 119-121.

12. Купцов С. Е. Изучение глобальных проблем человечества как условие активизации ценного отношения учащихся к окружающей действительности / С. Е. Купцов, И. С. Синицын // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). С. 476-480.

13. Купцов С. Е. Содержательные и методические основы изучения глобальных проблем человечества в рамках учебного предмета «География» на основе потенциала урочной и внеурочной деятельности / С. Е. Купцов, И. С. Синицын // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 3. С. 187-192.

14. Организация учебной деятельности учащихся по освоению содержания темы «Глобальные пробле-

мы человечества» / И. С. Синицын, Т. И. Барабанова, Т. Г. Иванова, А. А. Арефьева // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 83-88.

15. Синицын И. С. Идеи глобализма и футуризма как концепты обновления содержания географического образования / И. С. Синицын, С. Е. Купцов // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 27-31.

16. Социально-экономическая география : учебник для вузов / М. М. Голубчик, С. В. Макар, А. М. Носонов, Э. Л. Файбусович. Москва : Юрайт,

2020. 475 с.

17. Таратухина Ю. В. Педагогика высшей школы в современном мире : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, З. К. Авдеева. Москва : Юрайт,

2021. 217 с.

18. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников и др. Москва : НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.

19. Урсул А. Д. Становление глобального мышления: пространственно-временной ракурс // Пространство и время. 2012. № 3 (9). С. 61-67.

20. Чащин Е. В. Формирование представлений о глобальных проблемах современности в информационном обществе и источники спекуляций на этой теме // Вестник Пермского университета. Серия: Философия. Психология. Социология. 2013. № 1. С. 18-29.

21. Lambert R. Parsing the Concept of Global Competence, Educational Exchange and Global Competence. New York, NY : Council on International Educational Exchange, 1996. 119 р.

22. Preparing Our Youth for an Inclusive and Sustainable World: The OECD PISA Global Competency Framework. OECD. 2018. 64 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Reimers F. Educating for Global Competency. In J. E. Cohen and M. B. Malin (Eds.), International perspectives on the goals of universal basic and secondary education. Routledge. 2009. P. 183-202.

24. Schleicher А. PISA, 2018: Insights and Interpretations. Paris : OECD Publishing, 2019. 64 p.

25. Schwarz N. Cognitive Aspects of Survey Methodology // Applied Cognitive Psychology. 2007. Vol. 21. Iss. 2. P. 277-287.

Reference list

1. Ashadullina N. N. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti shkol'nikov kak aktual'naja problema ros-sijskogo obrazovanija = Formation of schoolchildren's functional literacy as an urgent problem of Russian education / N. N. Ashadullina, D. R. Vil'danova // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2021. № 70-2. S. 27-31.

2. Bazhuk O. V. Vektor na razvitie funkcional'noj gramotnosti shkol'nikov: normativnyj bazis = Vector for

the development of functional literacy of schoolchildren: normative basis / O. V. Bazhuk, L. P. Berestovskaja, T. V Mereckaja // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2021. № 4 (147). S. 144-151.

3. Basjuk V. S. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti obuchajushhihsja — vazhnyj aspekt dosti-zhenija lichnostnyh rezul'tatov obrazovanija = Formation of students' functional literacy is an important aspect of achieving personal educational results // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2021. T. 1. № 6. S. 34-42.

4. Geografija mira : v 3 t. Tom 1. Politicheskaja geo-grafija i geopolitika = Geography of the world: in 3 vols. Volume 1. Political geography and geopolitics : uchebnik i praktikum dlja vuzov / N. V. Kaledin i dr. ; pod redakciej N. V. Kaledina, N. M. Miheevoj. Moskva : Jurajt, 2020. 389 s.

5. Gladkij Ju. N. Jekonomicheskaja i social'naja geografija zarubezhnyh stran = Economic and social geography of foreign countries: uchebnik dlja stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija / Ju. N. Gladkij, V. D. Suhorukov. Moskva : Izdatel'skij centr «Akademi-ja», 2013. 400 s.

6. Gorshenev K. K. Globalizacija i imperializm v kontekste vzaimodejstvija kul'tur: podhody, mnenija, idei = Globalization and imperialism in the context of the interaction of cultures: approaches, opinions, ideas // Nasledie vekov. 2019. № 2 (18). S. 60-67.

7. Koval' T. V. Global'nye kompetencii — novyj kom-ponent funkcional'noj gramotnosti = Global competencies are a new component of functional literacy / T. V. Koval', S. E. Djukova // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2019. № 4 (61). S. 112-123.

8. Koval' T. V «Global'nye kompetencii»: opyt raz-rabotki nacional'nyh uchebno-diagnosticheskih materi-alov = «Global competencies»: experience in the development of national educational and diagnostic materials / T. V. Koval', S. E. Djukova // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2020. T. 2. № 2 (70). S. 42-57.

9. Koval' T. V Kak ocenivat' umenija uchashhihsja v sfere global'nyh kompetencij = How to evaluate students' skills in the field of global competencies / T. V. Koval', S. E. Djukova // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2019. T. 1. № 4 (61). S. 208-217.

10. Kondrat'eva I. V. Global'nye problemy na planete i prichiny ih vozniknovenija = Global problems on the planet and their triggers // Aktual'nye problemy jekologii i prirodopol'zovanija : sbornik statej po materialam III Vse-rossijskoj (nacional'noj) nauchno-prakticheskoj konfer-encii / pod obshhej redakciej S. F. Suhanovoj. Kurgan : Izd-vo Kurganskoj GSHA, 2019. S. 36-41.

11. Kuprjashkin I. V. Problema klassifikacii global'n-yh problem sovremennosti = The problem of classifying the global problems of our time // Vestnik nauchnyh kon-ferencij. 2016. № 9-5 (13). S. 119-121.

12. Kupcov S. E. Izuchenie global'nyh problem che-lovechestva kak uslovie aktivizacii cennogo otnoshenija uchashhihsja k okruzhajushhej dejstvitel'nosti = Study of the global problems of humanity as a condition for acti-

vating the valuable attitude of students to environmental reality / S. E. Kupcov, I. S. Sinicyn // Biznes. Obra-zovanie. Pravo. 2020. № 3 (52). S. 476-480.

13. Kupcov S. E. Soderzhatel'nye i metodicheskie osnovy izuchenija global'nyh problem chelovechestva v ramkah uchebnogo predmeta «Geografija» na osnove potenciala urochnoj i vneurochnoj dejatel'nosti = Substantive and methodical basics of studying the global problems of mankind within the framework of «Geography» educational subject based on the potential of time and extracurricular activities / S. E. Kupcov, I. S. Sinicyn // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2020. T. 26. № 3. S. 187-192.

14. Organizacija uchebnoj dejatel'nosti uchashhihsja po osvoeniju soderzhanija temy «Global'nye problemy chelovechestva» = Organization of educational activities of students to master the content of the topic «Global problems of mankind» / I. S. Sinicyn, T. I. Barabanova, T. G. Ivanova, A. A. Arefeva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2016. № 6. S. 83-88.

15. Sinicyn I. S. Idei globalizma i futurizma kak koncepty obnovlenija soderzhanija geograficheskogo obrazovanija = Ideas of globalism and futurism as concepts of updating the content of geographical education / I. S. Sinicyn, S. E. Kupcov // Sovremennoe geografich-eskoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitija : ma-terialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii. Moskva, 2020. S. 27-31.

16. Social'no-jekonomicheskaja geografija = Socioeconomic geography : uchebnik dlja vuzov / M. M. Golubchik, S. V Makar, A. M. Nosonov, Je. L. Fajbusovich. Moskva : Jurajt, 2020. 475 s.

17. Taratuhina Ju. V. Pedagogika vysshej shkoly v sovremennom mire = Higher education pedagogy in the modern world : uchebnik i praktikum dlja vuzov / Ju. V. Taratuhina, Z. K. Avdeeva. Moskva : Jurajt, 2021. 217 s.

18. Universal'nye kompetentnosti i novaja gramotnost': chemu uchit' segodnja dlja uspeha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o ten-dencijah transformacii shkol'nogo obrazovanija = Universal competencies and new literacy: what to teach today for success tomorrow. Preliminary findings of the international report on trends in the school education transformation / I. D. Frumin, M. S. Dobrjakova, K. A. Baranni-kov i dr. Moskva : NIU VShJe, 2018. 28 s.

19. Ursul A. D. Stanovlenie global'nogo myshlenija: prostranstvenno-vremennoj rakurs = Formation of global thinking: a spatio-temporal view // Prostranstvo i vremja. 2012. № 3 (9). S. 61-67.

20. Chashhin E. V. Formirovanie predstavlenij o global'nyh problemah sovremennosti v informacionnom obshhestve i istochniki spekuljacij na jetoj teme = Formation of ideas about the global problems of modernity in the information society and sources of speculation on this topic // Vestnik Permskogo universiteta. Serija: Filosofija. Psihologija. Sociologija. 2013. № 1. S. 18-29.

21. Lambert R. Parsing the Concept of Global Competence, Educational Exchange and Global Competence. New York, NY : Council on International Educational Exchange, 1996. 119 r.

22. Preparing Our Youth for an Inclusive and Sustainable World: The OECD PISA Global Competency Framework. OECD. 2018. 64 p.

23. Reimers F. Educating for Global Competency. In J. E. Cohen and M. B. Malin (Eds.), International per-

spectives on the goals of universal basic and secondary education. Routledge. 2009. P. 183-202.

24. Schleicher A. PISA, 2018: Insights and Interpretations. Paris : OECD Publishing, 2019. 64 p.

25. Schwarz N. Cognitive Aspects of Survey Methodology // Applied Cognitive Psychology. 2007. Vol. 21. Iss. 2. P. 277-287.

Статья поступила в редакцию 11.07.2022; одобрена после рецензирования 18.08.2022; принята к публикации 22.09.2022.

The article was submitted on 11.07.2022; approved after reviewing 18.08.2022; accepted for publication on 22.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.