Научная статья на тему 'Формирование глобального восприятия времени с помощью опережающей педагогической поддержки'

Формирование глобального восприятия времени с помощью опережающей педагогической поддержки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ / ГЛОБАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / ТОЧЕЧНОЕ И ЦИКЛИЧНОЕ ВРЕМЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева Е.В.

В статье рассматривается формирование глобального восприятия времени с помощью опережающей педагогической поддержки личностного развития студента-первокурсника. Глобальная концепция времени предполагает многомерное последовательное рассмотрение времени в динамике. Надличностностная характеристика времени в глобальной концепции времени связана с масштабностью точки зрения человека, его качеством. Исследование проводилось на базе Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии им. Н.В. Верещагина в 2015 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование глобального восприятия времени с помощью опережающей педагогической поддержки»

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая, и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы установления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

Таким образом, возникнув в недрах философии и пройдя длительный и сложный путь развития, педагогика в настоящее время представляет разветвленную систему педагогических знаний.

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. Педагогика: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

2. Ковалев Н.Е. и др. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1995.

3. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова и др. - М.: Просвещение, 1976. -352 с.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 1990. - 576 с.

5. Хрестоматия по педагогике / Сост. С. Н. Полянский. - М., 1972.

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ С ПОМОЩЬЮ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

© Сысоева Е.В.*

Вологодский государственный университет, г. Вологда

В статье рассматривается формирование глобального восприятия времени с помощью опережающей педагогической поддержки личностного развития студента-первокурсника. Глобальная концепция времени предполагает многомерное последовательное рассмотрение времени в динамике. Надличностностная характеристика времени в глобальной концепции времени связана с масштабностью точки зрения человека, его качеством. Исследование проводилось на базе Вологод-

* Аспирант кафедры Психологии и педагогики.

ской государственной молочно-хозяйственной академии им. Н.В. Верещагина в 2015 году.

Ключевые слова представление о времени, глобальное время, точечное и цикличное время, высшее образование.

В системе российского образования, действующего на принципах преемственности и непрерывности, важным этапом является высшая школа. Именно в ней продолжается формирование личности человека, основы которой были заложены средним общим образованием.

Сегодня одной из целей ФГОС ВО является запрос на активных, инициативных, имеющих гражданскую позицию выпускников; субъектов, способных к самоорганизации и самообразованию, имеющих философское мировоззрение [6, с. 8].

Однако, как показывает практика, абитуриенты и студенты младших курсов имеют недостаточные навыки самоорганизации, не имеют четких планов на будущее. Для нашего исследования актуально то, что только у 75 % студентов жизненные перспективы когнитивно определены [1, с. 41].

Можно предположить, что неопределенность представления о будущем зависит от возраста. Однако, с точки зрения В.С. Мухиной, осознание ответственности за себя в настоящем и будущем не коррелирует с возрастом [5, с. 154].

В нашем исследовании мы опирались на работы К.А. Абульхановой, Е.И. Головахи, Т.Н. Денисовой, К. Левина, А.С. Макаренко и других.

Абульханова К.А. выделяет 3 типа жизненных перспектив: когнитивная, личностно-мотивационная и жизненная [1, с. 39]. Когнитивная перспектива связана с осознанным планированием своего будущего. У субъектов с лич-ностно-мотивационной перспективой высок уровень мотивации достижения и нет осознанности в представлении о будущем. Жизненная перспектива основана только на прошлом опыте, благодаря которому осуществляется планирование своего будущего.

На наш взгляд, данная типология согласуется с уровнями представления о времени в «системе перспективных линий» А.С. Макаренко, с понятием о ближайшей и отдаленной временной перспективе К. Левина, с понятиями «жизненные цели» и «жизненные планы» Е.И. Головахи, с идеями, предложенными Т.Н. Денисовой.

Теория Т.Н. Денисовой представлена разделением времени на точечное, цикличное и глобальное [3, с. 26-27].

Так, для лиц с точечным восприятием времени характерно ориентирование на настоящее, недостаточность рефлексии, слабость навыка целепо-лагания, непонимание причинно -следственных связей. Время для него конечно, связи между прошлым, настоящим и будущим нет. Субъект с цикли-

ческим пониманием времени действует с опорой на прошлый опыт, стремится с переменным успехом планировать свое будущее. Плоское рассмотрение времени.

Глобальная концепция времени предполагает многомерное последовательное рассмотрение времени в динамике. Надличностностная характеристика времени в глобальной концепции времени связана с масштабностью точки зрения человека, его качеством.

Как показала наша практика, в процессе социализации и воспитания студентов младших курсов возникает возможность повлиять на их представление о времени, поскольку уровень личностного развития студента зависит от осознания перспектив своего развития, избавления от страхов, связанных с будущим.

Такую возможность дает осуществить опережающая педагогическая поддержка личностного развития студента.

Основы теории педагогической поддержки были разработаны О.С. Газ-маном и его научной школой Т.В. Анохиной, В.П. Бедерхановой, Н.Б. Крыловой, Н.Н. Михайловой, С.Д. Поляковым, Т.А. Строковой, И.Д. Фруми-ным, С.М. Юсфиным и другими.

Газману О.С. удалось выявить сущность педагогической поддержки как процессов «СО- и САМО-» (самопознания, самодеятельности, самоопределения и т.д.), достаточная сформированность которых позволяет ребенку решать постоянно возникающие проблемы.

По мнению О.С. Газмана, педагогическая поддержка - это профессиональная деятельность педагогов, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в различных сферах деятельности [2].

Целью педагогической поддержки выступает актуализация лучших качеств. Внешнее проявление педагогической поддержки - система совместных с ребенком действий по разрешению его проблем и конфликтов, торможению и снятию отрицательных воздействий окружения. Внутренне она проявляется как реализация ценностей, принятых в качестве основы межличностных отношений, другодоминантности, эмпатии, принятия, понимания, сотрудничества.

Сотрудничество осуществляется через глубинное общение взрослого и ребенка. Такая педагогическая технология является одновременно и мягкой и весьма сложной, поскольку часто требует от педагога большой отдачи душевных сил.

Исследователь Ф.И. Кевля подчеркивает опережающий (прогностический) характер педагогической поддержки личностного развития ребенка. По мнению ученого, опережающая педагогическая поддержка личностного развития ребенка представляет собой деятельность педагога по моделирова-

нию условий и траектории развития личности ребенка в перспективе его жизненного самоопределения [4, с. 3]. Такая деятельность основывается на определении «зоны ближайшего развития» ребенка, выстраивании разноуровневой перспективы целей. От педагога требуется применение навыков концептуального мышления, прогностических способностей и проективных умений.

Концептуальность мышления заключается в умении педагога мыслить системно, глобально. Прогностическими способностями обладает педагог, который способен предвидеть вероятные последствия педагогической ситуации. Наличие проективных умений у педагога свидетельствует о том, что он в состоянии создать условия и смоделировать индивидуальную траекторию (программу) развития ребенка.

Наше исследование осуществлялось на базе Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии. В течение 2015 года проводилась реализация опережающей педагогической поддержки личностного развития студента-первокурсника: во внеучебную деятельность был введен спецкурс «Когда легко учиться». Его предназначение - облегчить процесс адаптации студента на начальном этапе обучения в организации высшего образования (ОВО) и повысить его уровень личностного развития.

Курс включал лекцию на тему «Студент - субъект личностного развития», позволяющий ознакомится с теоретическими основами рассмотрения студента в качестве субъекта деятельности. Практические занятия были посвящены самоисследованию уровня личностного развития (анкеты) и содержали «Карту саморазвития», «Вопросы к самохарактеристике» (автор Ф.И. Кевля), а также «Сборник задач и ситуаций по личностному развитию студента» и материалы по оптимизации учебной деятельности студента.

«Карта саморазвития», составленная на основе целостной типологии личности Д. Голланда, дает возможность определить уровень саморазвития, тип личности, ориентацию интересов и способностей студента. Данные о применении «Карты саморазвития» отражают повышение уровня саморазвития у каждого студента в течение учебного года минимум на 2-3 пункта, максимум на 10-15 пунктов. «Карта саморазвития» может стать моделью для индивидуальной программы личностного развития студента-первокурсника в ОВО.

В ходе спецкурса студенту предлагалось сочинение - самоисследование на тему «Портрет моего «Я», где он рассуждал о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Спецкурс содержал «Сборник задач и ситуаций по личностному развитию студента», содержание которых было направлено на формирование у студента открытости новому опыту, мотива стремления к успеху, нравственных ценностей, способности к прогнозированию своей деятельности, повышение уровня рефлексии и т.д.

На основе диагностики преподаватель (куратор, тьютор) помогает студенту выстроить индивидуальную траекторию личностного развития.

Результаты наблюдений показали, что у студентов, регулярно посещающих спецкурс, уменьшился уровень тревожности, они стали более комфортно себя чувствовать, повысился уровень осознанности и ответственности за себя в будущем, студенты стали с большим желанием брать инициативу за мероприятия в группе.

Чтобы сформировать глобальную концепцию представления студента о времени и четкость планов на будущее, современному педагогу необходимо использовать возможности опережающей педагогической поддержки личностного развития студента. Именно она призвана обеспечить адекватную самооценку студента, осознание перспектив своего развития и избавить студента от страхов, связанных с будущим.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. - 336 с.

2. Газман О.С. Новые ценности в образовании [Электронный ресурс] // Библиотека сайта СИЛ «Школа для всех». - Режим доступа: http://setilab.ru/ modules/artide/view.artide.php/П7.

3. Денисова Т.Н. Время в образе мира человека: норма и патология. -Вологда: ВГПУ, 2008. - 162 с.

4. Кевля Ф.И. Психолого-педагогический консилиум: история, теория, опыт. - М.: Современное образование, 2014. - 78 с.

5. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия Личности. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк», 1999. - 640 с.

6. ФГОС ВО [Электронный ресурс] // Интернет-портал ФГОС ВО. -Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ УЧРЕЖДЕНИЯ

© Фархутдинова С.Г.*, Вишневская К.А.*

Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Актуальность данной статьи обусловлена рядом вопросов: сколько существует методов управления персоналом и какие, какова их на-

* Доцент кафедры Музыкального образования, кандидат культурологии.

* Студент. Научный руководитель: Фархутдинова С.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.