На основе диагностики преподаватель (куратор, тьютор) помогает студенту выстроить индивидуальную траекторию личностного развития.
Результаты наблюдений показали, что у студентов, регулярно посещающих спецкурс, уменьшился уровень тревожности, они стали более комфортно себя чувствовать, повысился уровень осознанности и ответственности за себя в будущем, студенты стали с большим желанием брать инициативу за мероприятия в группе.
Чтобы сформировать глобальную концепцию представления студента о времени и четкость планов на будущее, современному педагогу необходимо использовать возможности опережающей педагогической поддержки личностного развития студента. Именно она призвана обеспечить адекватную самооценку студента, осознание перспектив своего развития и избавить студента от страхов, связанных с будущим.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. - 336 с.
2. Газман О.С. Новые ценности в образовании [Электронный ресурс] // Библиотека сайта СИЛ «Школа для всех». - Режим доступа: http://setilab.ru/ modules/article/view.article.php/117.
3. Денисова Т.Н. Время в образе мира человека: норма и патология. -Вологда: ВГПУ 2008. - 162 с.
4. Кевля Ф.И. Психолого-педагогический консилиум: история, теория, опыт. - М.: Современное образование, 2014. - 78 с.
5. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия Личности. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк», 1999. - 640 с.
6. ФГОС ВО [Электронный ресурс] // Интернет-портал ФГОС ВО. -Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ УЧРЕЖДЕНИЯ
© Фархутдинова С.Г.*, Вишневская К.А.*
Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск
Актуальность данной статьи обусловлена рядом вопросов: сколько существует методов управления персоналом и какие, какова их на-
* Доцент кафедры Музыкального образования, кандидат культурологии.
* Студент. Научный руководитель: Фархутдинова С.Г.
правленность и глубина воздействия, какие задачи могут быть решены каждым из методов, как в зависимости от сложившейся конкретной ситуации необходимо их выбирать и сочетать при решении разнообразных задач - всё это чрезвычайно сложные и важные вопросы, которые постоянно возникают у руководителей.
Ключевые слова: управленческая деятельность, управление персоналом, типы управления.
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники [4].
Управление - это воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей.
Управлением является труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, либо оказания услуг. Оно связано, прежде всего, с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношении между личностью и предприятием.
Управление всегда предполагает наличие двух основных частей:
1) (предмета) управления, на который направлено управляющее воздействие для его выполнения;
2) субъекта (органа) управления, который вырабатывает управляющее воздействие и контролирует его исполнение.
Если совокупность этих двух частей образует в процессе своего взаимодействия устойчивую целостность, то она называется системой управления [5]. Все, что не включается в эту целостность, рассматривается как внешняя среда. Иногда субъект управления называют управляющей подсистемой, а объект - управляемой подсистемой.
Управлением считается процесс воздействия субъекта управления на объект управления в целях обеспечения последним эффективного функционирования и развития.
Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса и характеризуется всеми присущими ему элементами - предметом труда, средствами труда и самим трудом, а также его результатом.
Предметом и продуктом труда является информация, а средствами управленческого труда - компьютер, телефон, бумага и т.д.
Исходя из объекта управления, в организации различают управление производством, управление инновациями, управление маркетингом, финансовое управление и управление персоналом.
В общем понимании, по мнению Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина, «персонал - это совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация» [6].
Управление персоналом - концепция кадрового менеджмента, развивающаяся в рамках гуманистического подхода к управлению, ориентирована на рассмотрение кадровых функций в их целостности [2]. Концепция предполагает, что управление должно ориентироваться на специфические человеческие особенности: дух сотрудничества, взаимозависимость, рассмотрение организации как семьи, необходимость партнерских отношений. Управление персоналом определяет и устанавливает характер взаимоотношений и способы их реализации между субъектом-руководителем и объектом, в качестве которого может выступать индивид или трудовой коллектив.
Тип управления - это характеристика того, как принимаются (управленческая форма) и каким способом реализуются (рычаг управления) управленческие решения. Управленческая команда - группа управленцев предприятия, объединенная общей деятельностью, разделяющая общие цели и представления о способах их достижения. Управленческая форма - описательная характеристика способа принятия управленческих решений.
Управление персоналом определяет и устанавливает характер взаимоотношений и способы их реализации между субъектом-руководителем и объектом, в качестве которого может выступать индивид или трудовой коллектив.
К основным функциям управления персоналом С.К. Мордовин относит [см.: 7]: планирование персонала, определение способов рекрутирования, привлечения персонала; маркетинг персонала; подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников; адаптация, обучение и повышение квалификации работников; планирование карьеры, обеспечение профессионального роста работника; мотивация персонала; руководство персоналом; управление расходами на персонал; обеспечение оптимального распорядка работы; кадровое делопроизводство; контроль за персоналом; правовое регулирование трудовых отношений; социальное обеспечение сотрудников.
Следует отметить, что методы управления персоналом неравнозначны с точки зрения их роли в формировании результатов деятельности и между ними существует определенная субординация.
Наибольшего внимания заслуживают методы управления персоналом, квалифицируемые по содержанию. Именно эти методы в решающей степени предопределяют сущность управленческой деятельности. Это главным образом относится к организационным и административным методам уп-
равления персоналом, направленным непосредственно на достижение целей деятельности организации. Во всяком случае, нельзя, видимо, считать правомерным возведение экономического и социально-психологического, воспитательного и других аспектов управления в статус методов управления персоналом наравне с административными методами.
Экономические и социально-психологические методы управления персоналом носят, на наш взгляд, косвенный характер управленческого воздействия, так как нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия и конечный результат. Специфика этих методов управления персоналом заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.
Сказанное отнюдь не означает принижения упомянутых аспектов управления: речь идет о приоритетах использования методов управления персоналом для более точного определения значимости и места различных способов осуществления управленческой деятельности в общей их совокупности.
В процессе управления использую различные методы. Обычно говорят о системе методов управления персоналом, подчеркивая тем самым, что речь идет о группе взаимосвязанных способов воздействия, позволяющих в своей совокупности решать поставленные задачи.
Таким образом, можно констатировать, что все методы управления персоналом, в конечном счете, направлены на членов трудового коллектива. Но характер их воздействия не однозначен, поскольку человек является носителем целой гаммы экономических и социальных отношений; поведение человека подчиняется психологическим и физиологическим законам его жизнедеятельности. С точки зрения мотивов, поведение человека можно выделить три основные группы методов управления: материального воздействия; морального воздействия и властной, принудительной мотивации.
С помощью организационных методов создаются необходимые условия работы персонала, а поэтому они логически предшествуют всем остальным. Посредством этих методов работа проектируется, ориентируется во времени и пространстве, нормируется, регламентируется и обеспечивается инструкциями, фиксирующими расстановку сотрудников, их права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. Такие методы создают лишь своего рода рамки, направляющие будущую деятельность, и поэтому являются пассивными.
Список литературы:
1. Веснин В.Р. Управление персоналом: учебник. - М.: Проспект, 2007.
2. Управление персоналом. Энциклопедия / Под ред. А.Я. Кибанова. -М.: Инфра-М, 2009. - С. 271.
3. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012.
4. Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-Пресс, 2008. - С. 22.
5. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - С. 89.
6. Управление персоналом: учебник для студентов вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, ред. Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007. - С. 58.
7. Мордовин С.К. Управление персоналом: современная российская практика. - СПб.: Питер, 2003. - С. 74.
8. Управление персоналом: учебник / Под ред. И.Б. Дураковой. - М.: ИНФРА-М, 2012.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «КЕЙС-МЕТОДА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
© Янова Е.П.*
ГБОУ лицей № 1568 «им. Пабло Неруды», г. Москва
Внедрение учебных кейсов в практику российского образования является одной из главных задач. Одной из форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Кейс технологии представляют собой образовательные технологии, методы и приёмы обучения, основанные на решении конкретных проблем, задач.
Ключевые слова: кейс-метод, кейс-технология, кейсовая методика, кейс-исследования.
Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником универсальных учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику современного российского образования в настоящее время является одной из главных задач.
Главная задача образовательного процесса научить учиться, то есть усваивать и должным образом перерабатывать информацию. Одной из новых
* Учитель географии, кандидат педагогических наук.