Научная статья на тему 'Формирование глобального сетевого информационно-коммуникативного общества и проблемы социального управления'

Формирование глобального сетевого информационно-коммуникативного общества и проблемы социального управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
247
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ / КОН-ЦЕПЦИЯ СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА / ГЛОБАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование глобального сетевого информационно-коммуникативного общества и проблемы социального управления»

О.Ю. Ролдугина

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО СЕТЕВОГО ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Ключевые слова: социальное управление, концепция коммуникативного действия, концепция сетевого общества, глобальное сетевое информационно-коммуникативное общество

Современное общество переживает период радикальной перестройки и переорганизации основ экономической, политической, культурной жизни. Многие из этих изменений, уже коснувшихся каждой страны, обусловлены нарастающими процессами глобализации, превращением сообщества в единую глобальную (планетарную) систему. Впрочем, и сами глобализирующие мир процессы во многом обусловлены формированием и стремительным развитием нового типа общества - это результат глобальной социальной трансформации, начало которой большинство исследователей относит к середине ХХ века. Именно тогда, в самом начале информационной революции, начали закладываться контуры того постобщества, четкие очертания которого стали видны сейчас - в начале третьего тысячелетия. Его отдельные сущностные свойства схватываются в многочисленных философских концепциях, авторы которых предлагают называть его постиндустриальным (Д. Белл), сверхиндустриальным (Э. Тоффлер), технотронным (З. Бжезинский), постэкономическим (В.Л. Иноземцев), электронно-цифровым (Д. Тапскотт), информационным (Ф. Уэбстер, Й. Масуда). По мнению У. Бека, такое многообразие имеющихся в научном арсенале определений свидетельствует об отсутствии четкого представления о характере произошедшей в обществе трансформации. Современная философия нуждается в новом понятийном аппарате, который, наконец, позволит «осмыслить надвигающиеся на нас новые явления и научиться жить и работать с ними» [1, с. 12]. В данных обстоятельствах наиболее взвешенным является взгляд, согласно которому перечисляемые характеристики современного общества не исключают, а дополняют друг друга: это отдельные грани исследуемого общества, его отдельные свойства и особенности, которые присущи ему одновременно. Представляется возможным назвать его глобальным сетевым информационно-коммуникативным обществом.

Глобальность как сущностная характеристика формируемого в результате происходящей в течение последних нескольких десятилетий трансформации общества отмечается всеми, без исключения, исследователями. Попытаемся понять, что позволяет назвать его информационно-коммуникативным сетевым социумом. Раскрывая положение об информационно-коммуникативной природе современного общества, современные социальные мыслители пошли двумя путями. Одна группа исследователей (Ф. Уэбстер, Д. Белл, М. Кастельс) делает акцент именно на технологической составляющей современной социальной системы - информационных технологиях. Другая группа (Ю. Хабермас, Н. Луман, Т. Лукман и П. Бергер) видит сущностные особенности современного общества и основу его структуры и динамики в процессах коммуникации, отодвигая технологическую составляющую коммуникативного процесса на второй план.

© Ролдугина О.Ю., 2013

1Работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. НИР по теме: «Социальное управление в России в условиях глобализации» (государственный контракт № 14.740.11.1121).

Один из представителей первой группы мыслителей М. Кастельс, подчеркивающий решающую роль технологий в развитии общества, в свое время предложил ввести понятие «информационализм» для определения исторического типа развития общества, пришедшего на смену индустриализму модерна. Главным источником и ресурсом социального развития в эпоху информационализма становится «воздействие знания на само знание» [3, с. 39]. Впрочем, М. Кастельсу присуще понимание того, что информационная природа современного общества проявляется не только в увеличении объемов и качества самой информации, обеспечиваемого, в том числе, за счет совершенствования информационных технологий. Более важной оказывается та роль, которую эти технологии играют в изменении принципов и форм общественных взаимодействий, структуры и динамики общественных процессов. С ним согласен современный исследователь В.В. Зотов, отмечающий, что информационные технологии позволяют не только обеспечивать, но и бесконечно наращивать систему общественных и межличностных коммуникаций, в наше время выступают основным средством трансформации общественных отношений, социальных и культурных практик [2, с. 61].

Благодаря информационным технологиям и их продуктам (прежде всего, Интернету) формируется особое информационное пространство (поле), в рамках которого возникают структуры, призванные обеспечить эффективное взаимодействие индивидов в процессе осуществления социальной деятельности, обеспечить их доступ к информационным ресурсам, сделать возможным удовлетворение их потребностей в получении информационных продуктов и услуг. Распространение зоны действия информационных технологий (все протекающие сегодня в обществе процессы обеспечиваются, так или иначе, именно с помощью них) приводит к трансформации социальной реальности: наряду с «реальной реальностью» (Н. Лу-ман) общественной жизни, протекающей в физическом пространстве и времени, формируется виртуальная социальная реальность, протекающая в пространственно-временном конти-ниуме информационных сетей.

Информационные технологии (по преимуществу телекоммуникационные) не только обеспечивают передачу информации, но и создают саму форму и принципы организации межличностных и социальных взаимодействий и контактов между людьми. Они выстраивают коммуникационное пространство по присущим им принципам организации, выступают основой и главным механизмом конструирования и реконструирования социальной реальности. По этому поводу современный исследователь А.В. Назарчук отмечает: «...коммуникация стала формироваться как проекция компьютерных сетей, приобретать формы информационно-сетевых коммуникаций ... Сегодня коммуникация методически выстраивается по моделям, задаваемым технологиями системной интеграции процессов обработки и передачи информации ... Человеческая коммуникация все более плотно охватывается сетью технических стандартов, которые опосредуют все социальные взаимодействия и заключают их в специфический технологический каркас, который можно назвать сетевой моделью» [4]. Возникающие в этих условиях связи и отношения между людьми опосредованы и подчас обусловлены информационными технологиями. Построенные по принципу сетей, т.е. децентрированных открытых мобильных и динамичных систем с ячеистой структурой, эти технологии влияют на формирование соответствующего им сетевого типа организации общественных и межличностных отношений.

Социальная структура, создаваемая на основе информационных технологий и по аналогии с электронными информационными процессами, не обладает жесткой иерархией, четкой вертикалью власти и полномочий. Она аморфна, размыта и неустойчива, организована по горизонтали, децентрирована. Вместо одного она имеет много самостоятельных и полноценных центров власти и влияния. Структура информационного общества имеет, по сути дела,

сетевой характер. Мы живем в обществе сетевых структур (М. Кастельс). Сетевой характер организации общественных практик в целом оказывается наиболее приспособленным к динамичному состоянию социальной среды, он в большей мере подходит для общества, для которого характерны непрерывные изменения и организационная текучесть. Как отмечает М. Кастельс, именно морфология сети хорошо приспособлена к растущей сложности взаимодействий и непредсказуемым моделям развития, возникающим из творческой мощи таких взаимодействий [3, с. 77].

Динамические процессы в информационном обществе характеризуются тем, что все они оказываются так или иначе обусловленными движением информационных потоков. Его развитие предстает как процесс совершенствования и усложнения информационных технологий и изменения основанных на этих технологиях социальных взаимодействий. По мнению авторов и последователей концепции коммуникативного действия, основой отдельных социальных взаимодействий, впрочем как и существования общества в целом, является коммуникация, которая предстает не только в качестве основного инструмента ориентации человека в мире и фундамента взаимодействия людей друг с другом, но и как средство конструирования, изменения и реконструирования социальной реальности. По мнению Ю. Хабер-маса и Н. Лумана, общественная реальность предстает в виде среды, в которой протекает бесконечное множество актов взаимодействия, имеющих в своей основе ту или иную социальную норму и предполагающих наличие взаимопонимания между их участниками. Сами эти нормы складываются из ожиданий людей по отношению друг к другу и реализуют эти ожидания. Действуя в соответствии с социальными ожиданиями, зафиксированными в нормах, люди добиваются эффективной коммуникации. В случае несоблюдения норм коммуникация нарушается (становится искаженной). В основе нарушения норм может лежать изменение ожиданий участников коммуникации. Так или иначе, если данное нарушение приобретает массовый характер, то речь идет о нарушении кооперации, разрушении социальной реальности, возникновении оснований для ее реконструирования.

По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, если в традиционных и модернистских обществах стабильность системы всеми разделяемых общих значений языковых конструкций и слов, являющаяся основой ментальности отдельного человека, поддерживалась такими социальными институтами, как религия, мораль, государство, то современное общество сводит систему общих значений к минимуму. Большая часть значений и смыслов подлежит выбору со стороны самого человека. Социальная реальность как реальность коммуникативная в этом случае творится отдельными индивидами и группами, поскольку именно они выбирают эти значения.

В рамках рассмотренных концепций коммуникация рассматривается именно как интеракция, предполагающая активное и сознательное взаимодействие двух и более участников общения. Именно через представление о коммуникации как интеракции раскрывается сущность современного способа организации социальной реальности, допускающего возможность самостоятельной, свободной и динамичной самоорганизации отношений и связей между людьми, организациями, институтами, которые создают ту социальную реальность, которая в большей степени соответствует их взаимным ожиданиям. Движущим фактором и источником развития такого общества является присущее самим людям стремление организовать их совместную жизнь на основе наиболее соответствующих интересам всех людей принципов и правил, осуществляемое посредством коммуникации. При этом если эффективная коммуникация способна объединить людей, имеющих подчас противоположные взгляды, то неэффективная, или искаженная, коммуникация может привести к деформации межличностных и

социальных отношений, усугубить непонимание между людьми, стать причиной неудачи в социальной и профессиональной деятельности, в том числе в сфере управления.

В информационно-коммуникативном социуме природа и характер управления, как и других видов социальной практики, меняется. Его характеристиками становятся нелинейность, подвижность, сложность и взаимозависимость, неопределенность и риск. Управление предстает в условиях данного общества как система информационно-коммуникативных воздействий на объект управления (отдельный человек, группа, общество в целом), отдельные социальные процессы. При этом сам объект управления предстает не в роли пассивного исполнителя решения или воли субъекта управления. Между субъектом и объектом возникают сложные и динамичные отношения, осуществляемые через отдельные акты коммуникации-интеракции, результатом которых является принятие одного из возможных (при наличии «веера возможностей»), более или менее оптимального (но не единственно верного) решения, имеющего возможности для реализации на фоне постоянной текучести и изменчивости социальной реальности.

С непониманием изменения характера общественной жизни в целом и тех изменений, которые коснулись системы управления, связаны и основные проблемы, с которыми сталкиваются отдельные субъекты управленческой деятельности, не замечающие, что многообразие и многомерность, неопределенность и риск стали базовыми характеристиками современного общества. Новая социальная реальность - это реальность, находящаяся под влиянием бесконечного множества факторов неопределенности, постоянно конституируемая человеком и изменяющаяся под влиянием человеческих действий и в ходе социальных коммуникаций. Управление в условиях современного общества - это управление в условиях неопределенности и риска, возросшей меры ответственности за каждое решение, последствия которого могут стать для человечества катастрофическими.

Библиографический список

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 384 с.

2. Зотов В.В. Становление информационно-коммуникативной среды современного общества / В.В. Зотов. - Курск: Курский государственный технический университет, 2007. - 233 с.

3. Кастельс М. Информационная эпоха / М. Кастельс. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 608 с.

4. Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nazarchuk.com/articles/article16.html (дата обращения: 11.04.2012).

В.В. Ушаков

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ

Ключевые слова: философия управления, социальное управление, социальное реформирование, глобализация, организация науки.

Цель настоящей статьи - исследование вопросов социального управления, связанных с проблемой организации науки в современном мире, находящемся в процессе глобализации и изменения моделей общественной жизни. Наибольшее внимание в статье уделено вопросам,

© Ушаков В.В., 2013

1Статья написана в рамках гранта Минобрнауки РФ «Социальное управление в России в условиях глобализации», государственный контракт № 14.740.11.1121 от 30 мая 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.