Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
926
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / «ГИБКИЕ НАВЫКИ» / УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саидов Заурбек Асланбекович, Жданова Светлана Николаевна, Пигарева Екатерина Николаевна

Современные реалии таковы, что требуют от человека необходимости владения различными компетенциями, как в профессиональной деятельности, так и в личностном развитии для эффективного взаимодействия в обществе. Современные дети с пеленок растут в цифровой среде. Сейчас перед нами дети, сильно отличающиеся от детей, охарактеризованных в трудах таких учёных-педагогов, как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский или В.А. Сухомлинский. Социальные преобразования общества привели к изменениям личности людей, в том числе и в психологическом плане. Это диктует прямую необходимость пересмотра подхода обучения, в частности в разделе формирования компетенций, называемых «гибкими» или «мягкими навыками» (англ. - soft skills). В настоящей статье обоснована необходимость их формирования у учащихся начальных классов на основе анализа текущей образовательной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саидов Заурбек Асланбекович, Жданова Светлана Николаевна, Пигарева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FLEXIBLE SKILLS (SOFT SKILLS) IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS AS AN ACTUAL PROBLEM OF PEDAGOGY

Modern realities are such that they require a person to possess various competencies, both in professional activity and in personal development for effective interaction in society. Modern children grow up in a digital environment from the cradle. Now days we have children who are very different from the children described in the works of such scientists in pedagogy as I.G. Pestalozzi, Y.A. Komensky or V.A. Sukhomlinsky. Social transformations of society have led to changes in the personality of people, including in psychological terms. This dictates the direct need to revise the training approach, in particular in the section of the formation of competencies called soft skills. This article substantiates the need for their formation in primary school students based on the analysis of the current educational situation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ»

Педагогика

УДК 378.147

доктор юридических наук, профессор, ректор Саидов Заурбек Асланбекович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);

доктор педагогических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой

психологии и педагогики Жданова Светлана Николаевна

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор);

магистрант Пигарева Екатерина Николаевна

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор)

ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Современные реалии таковы, что требуют от человека необходимости владения различными компетенциями, как в профессиональной деятельности, так и в личностном развитии для эффективного взаимодействия в обществе. Современные дети с пеленок растут в цифровой среде. Сейчас перед нами дети, сильно отличающиеся от детей, охарактеризованных в трудах таких учёных-педагогов, как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский или В.А. Сухомлинский. Социальные преобразования общества привели к изменениям личности людей, в том числе и в психологическом плане. Это диктует прямую необходимость пересмотра подхода обучения, в частности в разделе формирования компетенций, называемых «гибкими» или «мягкими навыками» (англ. - soft skills). В настоящей статье обоснована необходимость их формирования у учащихся начальных классов на основе анализа текущей образовательной ситуации.

Ключевые слова: начальное общее образование, «гибкие навыки», урочная деятельность, внеурочная деятельность, учитель, ученик.

Annotation. Modern realities are such that they require a person to possess various competencies, both in professional activity and in personal development for effective interaction in society. Modern children grow up in a digital environment from the cradle. Now days we have children who are very different from the children described in the works of such scientists in pedagogy as I.G. Pestalozzi, Y.A. Komensky or V.A. Sukhomlinsky. Social transformations of society have led to changes in the personality of people, including in psychological terms. This dictates the direct need to revise the training approach, in particular in the section of the formation of competencies called soft skills. This article substantiates the need for their formation in primary school students based on the analysis of the current educational situation.

Key words: primary general education, soft skills, scheduled activities, extracurricular activities, teacher, student.

Введение. Опыт предыдущих нескольких десятилетий показал острую необходимость в выработке у учащихся способностей к быстрой смене навыков в целях эффективной адаптации к меняющемуся миру, чтобы оставаться успешным, продуктивным человеком, а равно и востребованным специалистом [3; 6-7; 9; 13].

Так политические и экономические кризисы 1991-1992 гг., экономические - 1998 г., 2008 г. и 2014 г., а также особенности развития соответствующих сторон жизни нашей страны в современный период открыто показали, что многие люди оказались не готовы к изменениям и не способны или же весьма затрудняются менять жизненные устои и профессиональную деятельность, ведь многие в этот период времени оказались без работы и привычного уклада жизни. Это, в свою очередь снизило качество жизни. Существенно интенсифицировавшийся научно-технический прогресс также связан с масштабными изменениями во всех основных отраслях жизни общества, обуславливающими, в свою очередь, рост значимости надпрофессиональных компетенций у потенциальных сотрудников. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость развития у учащихся т.н. «мягких» или «гибких» навыков (англ. - soft skills), начиная со ступени начальной школы [1; 4; 13; 15-16].

Вопросам их развития на данном этапе будет посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. Непосредственно перед раскрытием основной тематики настоящей статьи следует ответить на вопрос, чем же, по сути, являются «гибкие навыки». Анализ специальной литературы позволяет выделить в качестве основной их отличительной черты связь не с конкретными объектами и/или областями деятельности, но, прежде всего, с личностными особенностями, такими, как, например, находчивость, порядочность, активность, энтузиазм или креативность. Связаны soft skills также с ценностными установками: свободой, нравственностью, благополучием, честью, творчеством и др. При этом навыки, которые можно отнести к данной категории не сводимы ни к системе ценностей, ни к личностным особенностям [8-9; 11]. Существенным в этом плане признаком рассматриваемой группы навыков является «тренируемость» - в отличие от ценностных ориентаций или черт характера «мягкие навыки» могут быть развиты путём систематического упражнения. Следовательно, и степень прогресса в их развитии может быть оценена и измерена.

Применительно к младшим школьникам процесс формирования soft skills с необходимостью должен быть направлен как на собственно учебную деятельность, так и на иные виды активности в профессиональной, общественной и других сферах жизни личности.

«Гибкие навыки» универсальны, они не зависят от сферы и предмета деятельности, профессии, рабочего или учебного места. Они динамичны, т.е. могут и должны совершенствоваться на протяжении всей жизни [11-13]. В различных жизненных ситуациях soft skills выступают не в качестве готовых инструкций, но как определённые паттерны поведения, наполняющиеся актуальными смыслами и задающими непрерывный поиск таких смыслов [17, С. 157-158]. В этом смысле «мягкие навыки» приближаются к т.н. «новым грамотностям», финансовой, гражданской или, например экологической, однако отличаются от них скорее персональным, чем социальным характером. В свовременном мире «мягкие навыки» выступают своего рода основой для быстрой адаптации к динамично меняющимся социальным условиям.

В виду вышеизложенного не должен вызывать удивления тот факт, что в настоящее время нет единого определения термину soft skills [4; 12; 15-16]. Авторами данной статьи было сформулировано следующее определение данной дефиниции: soft skills - это личностные навыки, которые закладываются в детстве и помогают решать различные жизненные задачи, быстро адаптироваться в меняющихся условиях и способствуют эффективному взаимодействию людей.

По мнению ряда исследователей, наиболее востребованными навыками XXI в. будут:

- саморазвитие;

- организованность;

- коммуникация;

- управленческие и межличностные навыки;

- адаптивность;

- решение нестандартных задач в профессиональной и иных видах деятельности [1; 10; 12; 16].

Во Введении мы выяснили, что формирование «гибких навыков» начинается в детстве. Соответственно, и начинать процесс их развития лучше на ступени начальной школы. У младшего школьника необходимо в первую очередь развивать следующие универсальные компетенции:

- критическое мышление;

- креативность;

- коммуникативные навыки;

- командность (умение работать в команде) [3, С. 47].

Эти четыре ключевые компетенции составляют т.н. «модель «4К»». Достаточный уровень их развития необходим каждому учащемуся для того, чтобы в будущем он мог стать востребованным специалистом и конкурентноспособным членом общества будущего.

Концепция базовых положений российской психологии подразумевает, что при определенных критериях все здоровые дети обладают возможностью к полноценному развитию. Соответственно, при условии модернизации системы начального образования каждый ребёнок в перспективе сможет добраться до вершины профессионального и личностного совершенства. Это, в свою очередь, предполагает создание определенных условий. Юность и детство должны пройти в полной мере содержательно. С рождения жизнь должна быть организована так, чтобы представитель подрастающего поколения смог полноценно реализоваться на каждой возрастной ступени. Необходима стимуляция интереса к окружающей среде и ведущей для данного возраста совместной со взрослыми деятельности. Это с большой вероятностью позволит сформировать психологические новообразования, для которых тот или иной возраст, в нашем случае, - младший школьный, является сензитивным [4-5]. В дальнейшем эти новообразования могут стать основой дальнейшего положительного развития будущего полноценного члена постиндустриального общества [13, С. 33]

На страницах современных научных трудов, так или иначе затрагивающих подобную тематику, отмечается, что на рассматриваемом в настоящей статье этапе развития индивида актуализируется проблема взаимосвязи возрастных и индивидуальных особенностей. При этом, возрастные особенности личности представляют индивидуальные варианты развития [3-4; 10; 14; 17]. Поэтому необходимо в раннем возрасте помогать развивать индивидуальные особенности, тем самым способствовать формированию гибких навыков у ребенка.

По мнению В.И. Загвязинского, в связи с кризисом начала и второй половины 1990-х гг., прежняя система начального образования столкнулась с рядом проблем, обусловленных следующими объективными факторами:

- смена идеологических ориентиров общественной жизни, не исключая и систему образования;

- авторитарность системы образования;

- «школоцентризм»;

- недостаточно широкое использование ряда педагогических возможностей образовательной среды, фиксирующихся в т.ч. на современном этапе развития отечественной начальной школы [5, С. 8].

Таким образом, на современном этапе развития общества, когда особую важность приобретает развитие у учащихся начальной школы универсальных компетенций средствами урочной и внеурочной деятельности, образовательная система остаётся во многом направленной на вооружение учащихся готовой системой знаний, умений и навыков по результатам успешного освоения образовательных программ учебных дисциплин [5; 7; 16].

Следовательно, необходима модернизация отечественной системы начального образования, которая в будущем позволит ей быть широким полем утверждения и развития личности как члена общества будущего. Помимо школы такая система должна также включать следующие институты:

- сеть внешкольных учреждений;

- различные неформальные контакты;

- семьи учащихся [2, С. 225].

Ведущими задачами выстроенной таким образом системы образования младших школьников должны стать:

- самоопределение и самореализация личности;

- развитие гражданского общества, укрепление и дальнейшее совершенствование правового государства.

В таких условиях более вероятным представляется эффективное формирования у младшеклассников компетенций, входящих «модель «4К»». Выстроенная таким образом система позволит обеспечить процесс развития личности, характеризующейся развитыми способностями к критическому мышлению. С последним взаимосвязано развитие у неё возможностей для принятия решений в различных нестандартных ситуациях, могущих возникнуть при осуществлении профессиональной и иных видов деятельности, т.е. формирование креативности [2-3; 15-16]. Другими чертами такой личности станут умения и навыки, связанные с быстрой адаптацией к условиям любого коллектива, т.е. коммуникабельность и способность к эффективной командной работе.

Соответственно, стратегические цели перспективной модели начального образования, учитывающей необходимость формирования soft skills, можно определить как социально-личностные, т.е. ориентированные на гармоничное сочетание общественных, государственных, общечеловеческих ценностей с одной стороны, и ценностей личностно-индивидуальных -с другой. При этом в ходе урочной деятельности активность участников образовательного процесса должна быть направлена, прежде всего, на достижение личностных результатов, что, в свою очередь, актуализирует вопросы, связанные с расширением использования психологических знаний и обусловленных ими подходов в образовательной практике [8, С. 79]

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что на сегодняшний день фиксируется острая необходимость в выработке у учащихся способностей, связанных с быстрой сменой навыков в целях эффективной адаптации к динамично меняющимся реалиям современного мира.

Одну из ведущих ролей в формировании члена современного общества, которому присущи подобные качества играет развитие у учащихся системы soft skills - личностных навыков, закладывающихся в детстве и в дальнейшем помогающих индивиду решать различные жизненные задачи, быстро адаптироваться в меняющихся условиях и способствуют эффективному взаимодействию людей.

На этапе начальной школы особое внимание следует уделить развитию следующих «мягких навыков»: критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки, командность.

Вышеперечисленные навыки входят в структуру «модели «4К»». Достаточный уровень их развития необходим каждому учащемуся для того, чтобы в будущем он мог стать востребованным специалистом и конкурентноспособным членом общества.

При этом в связи с кризисом начала и второй половины 1990-х гг., отечественная образовательная система имеет дело с рядом проблем, обусловленных: сменой идеологических ориентиров общественной жизни, не исключая и систему образования, авторитарностью системы образования, «школоцентризмом», а также недостаточно широким использованием

ряда педагогических возможностей образовательной среды, фиксирующихся в т.ч. на современном этапе развития отечественной начальной школы.

В этой связи необходимой представляется существенная модернизация отечественной системы начального образования, которая в будущем позволит ей стать широким полем утверждения и развития личности как члена общества будущего. Помимо школы такая она с необходимостью должна включать: сеть внешкольных учреждений, различные неформальные контакты и семьи учащихся.

Ведущими задачами такой системы должны стать: самоопределение и самореализация личности, развитие гражданского общества, укрепление и дальнейшее совершенствование правового государства.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Преадаптация к неопределённости как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции / А.Г. Асмолов, Е.Д. Шехтер, А.М. Черноризов // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 3-26.

2. Ватунский, А.А. Современные инновационные технологии в профессиональном образовании / А.А. Ватутинский // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4(71). - С. 225-226.

3. Дахин, А.Н. Результативное образование: моделирование и структура / А.Н. Дахин, Б.Т. Тухватуллин, В.А. Токарев // Школьные технологии. - 2019. - № 4. - С. 45-54.

4. Добрякова, М.С. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей / М.С. Добрякова, О.В. Юрченко, Е.Г. Новикова. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 72 с.

5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие /

B.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2005. - 208 с.

6. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Academia, 2017. - 48 c.

7. Зверева, Л.Г. Инновационные методы и передовые технологии в современном преподавании / Л.Г. Зверева, Э.Э. Темирова // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2022. - Vol. 1-1(64). - Pp. 143-145.

8. Калиш, Е.Ю. Личностно ориентированный подход в обучении / Е.Ю. Калиш, В.А. Соколова, Л.А, Бурцева // Инновационная наука. - 2021. - № 10(2). - С. 79-80.

9. Костюк, А.В. Интенсификация образовательного процесса в условиях информатизации образования / А.В. Костюк // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2018. - № 1(2). - С. 22-26.

10. Кутергин, Н.Б. Современные педагогические технологии, расширяющие организационно-методический инструментарий образовательного процесса / Н.Б. Кутергин, А.А, Тарасенко, Л.Л. Тимофеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-3. - С. 134-138.

11. Лошкарева, Е. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко. - М., 2017. - 92 с.

12. Мироненко, Е.С. Компетенции XXI века vs образование XXI века / Е.С. Мироненко // Вопросы территориального развития. - 2019. - №2(47). - С. 1-15.

13. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 528 с.

14. Разумникова, О.М. Тормозные функции мозга и возрастные особенности организации когнитивной деятельности / О.М. Разумникова, Е.И. Николаева // Успехи физиологических наук. 2019. - № 1. - С. 75-89.

15. Раицкая Л.К. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта / Л.К. Раицкая, Е.В. Тихонова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2018. - Т.15. - № 3. -

C. 350-363.

16. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 28 с.

17. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990 г. - 368 с.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Северина Виктория Феодосиевна

Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул); старший преподаватель Кириенкова Наталья Витальевна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен теоретический и практический аспект организации обучения детей с ранним детским аутизмом в системе инклюзивного образования. Рассматриваются коммуникативные навыки учащихся с ранним детским аутизмом. Анализируются литературные источники, на основе которых раскрываются основные характеристики нарушения коммуникативных навыков у школьников с ранним детским аутизмом. Изучается степень разработанности проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с РДА в отечественной и зарубежной научной литературе. Обобщены и выявлены проблемы обучающихся с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного образования. Дается определение понятию «коммуникативные навыки» с точки зрения психологии и лингвистики. Обозначены методологические аспекты системы обучения детей с аутизмом в условиях инклюзивного образования. Дается анализ требований федерального государственного стандарта для лиц с ограниченными возможностями здоровья по обучению коммуникативным навыкам. Исследуется уровень сформированности коммуникативных навыков у детей с РДА. Разработана и апробирована система упражнений, направленная на формирование коммуникативных навыков учащихся с РДА на уроках русского языка с использованием интерактивной книги. Применяется система упражнений для детей с РДА по формированию коммуникативных навыков на уроках русского языка с использованием интерактивной книги. Описываются условия благоприятного обучения учащихся с ранним детским аутизмом в рамках инклюзивного образования. Экспериментальное исследование направлено на изучение проблемы формирования коммуникативных навыков учащихся с ранним детским аутизмом. Описывается авторская методика исследования сформированности коммуникативных навыков учащихся с ранним детским аутизмом. Дается количественный и качественный анализ результатов проведения констатирующего эксперимента с использованием данной методики.

Ключевые слова: ранний детский аутизм, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.