Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА'

ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саидов Заурбек Асланбекович, Ярычев Насруди Увайсович

В статье даётся краткий разбор наиболее значимых подходов к модернизации содержания и методов обучения в российской системе образования в современных условиях её существования. Авторами даётся характеристика современной ситуации, которая сложилась на мировом рынке труда в связи с переходом на постиндустриальный путь развития. Авторами подчёркивается, что национальные системы образования должны ответить на современные вызовы и подготовить подрастающее поколение к профессиональной деятельности в современных условиях. Обозначенные детерминанты обусловили необходимость дальнейшей модернизации отечественного системы образования. В статье уделяется особое внимание процессу реализации на территории РФ Международного проекта «Универсальные компетентности и новая грамотность». Данный проект интересует широкую общественность в связи с теми компетенциями учащихся, необходимость развития которых была выявлена в ходе его реализации. В статье показано, что прогрессивные нововведения в отечественном образовании должны быть нацелены на оптимизацию процесса формирования универсальных компетенций учащихся и основ функциональной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саидов Заурбек Асланбекович, Ярычев Насруди Увайсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO MODERNIZING THE CONTENT AND METHODS OF EDUCATION IN THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE POST-INDUSTRIAL SOCIETY

The given article provides a brief analysis of the most significant approaches to the content and methods of teaching in the Russian education system in modern conditions modernization. Its first part describes the current socio-political, economic and cultural situation in the Russian Federation. From its analysis, the position on the need to modernize the education system is derived. The second part is devoted to the approaches to the modernization of this system themselves. At the same time, special attention is paid to the process of implementing the International Project «Universal Competencies and New Literacy» on the territory of the Russian Federation. This project interests the author not in itself, but in connection with the competencies of students, the need for the development of which was identified during its implementation. The article proves that progressive innovations in domestic education should be aimed at their formstion process optimizing.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА»

значение для концентрации усилий при решении отдельных исследовательских задач, которые представляют собой отдельные этапы достижения цели [6, с. 9]. Несмотря на несложное толкование цели как результата, в огромном количестве педагогических текстов можно повстречаться с ошибкой. Вместо результата могут указать на процесс, на вид деятельности, который нужно осуществить, на средство или, что встречается еще чаще, на предмет научно-педагогического исследования.

Многие научно-педагогические исследования предполагают проверку гипотезы. Важной характеристикой гипотезы как научно-обоснованного предположения, является её неочевидность. При выдвижении гипотезы исследователю необходимо ответить на вопрос о том, что ставит под сомнение высказанное гипотетическое утверждение. В противном случае останется неясной необходимость её проверки.

Современная тематика научно-педагогических исследований очень разнообразна. Как указывалось в предисловии она охватывает самые различные направления, такие как история развития педагогической науки и образовательной практики, педагогическая антропология, теории и концепции обучения и воспитания, обобщение педагогического опыта, сравнительная педагогика, теория и методика профессионального образования, коррекционная педагогика и многие другие. С богатством направлений научно-педагогических исследований непосредственно связано и разнообразие вариантов организации, форм и методов исследовательской работы.

Несмотря на то, что некоторые из рассмотренных положений хорошо известны, сегодня продолжается путаница в понятиях и терминах. По традиции в выпускных работах многие студенты и аспиранты педагогических специальностей пишут: "цель исследования", "задачи исследования", хотя работа может иметь не исследовательский, а, например, методический характер. Нередко от студентов требуется указывать научную новизну, хотя научного открытия работа не содержит. Бывают случаи когда вместо педагогической проблематики автор обсуждает исключительно социологические, политологические или культурологические вопросы.

И это нормально, когда данные ошибки выявляются и над ними ведется работа педагога и обучающегося. Но, к сожалению, такие ошибки иногда совершаются и вполне осознанно. Например, в стремлении придать значимость тексту снабдив его не вполне соответствующим, но благозвучным и солидным названием. По этой же или по какой-либо другой причине и в самих научно-педагогических текстах используемые термины не всегда соответствуют обозначаемым ими понятиям. Не имея логической подготовки не каждый может отличить реальные и номинальные определения: определения понятия и определения термина. Складывается ситуация когда за термином научно-педагогическое исследование может скрываться учебное педагогическое (или непедагогическое) исследование, или даже не исследование вообще. Но проблема не только в словах, проблема в уверенности, которую приобретает человек, считая, что занимается наукой, педагогическим исследованием, в то время, когда имеет место имитация, подражание, воспроизведение в новой ситуации только некоторых признаков исходной деятельности. Для образования в целом это имеет особо важное значение: подготовка к деятельности нетождественна подготовке к имитации деятельности, и не следует одно подменять другим!

Выводы. Понятие научно-педагогического исследования должно содержать существенные признаки, относящиеся к исследованию как одному из видов познания существующих на момент исследования объектов, существенные признаки, относящиеся к науке как процессу производства новых знаний, а также иметь в качестве предмета специально организованный образовательный (педагогический) процесс. Нарушение этого условия ведет не только к разночтениям в понимании педагогических текстов, но и к проблемам в организации деятельности в сфере образования: к подмене подготовки к научно-педагогическим исследованиям, подготовкой к их имитации.

Литература:

1. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. - М.: Мысль, 2010. - Т. 2. - 634 с.

2. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. - М.: Мысль, 2010. - Т.3. - 692 с.

3. Пономарев Р.Е. Интеграция образования и науки в образовательном пространстве классического университета // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. -С. 165-169.

4. Пономарев Р.Е. Рост, развитие и совершенствование в образовании // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2013. - № 1. - С. 31-37.

5. Социологический энциклопедический словарь. М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1998. - 488 с.

6. ТВОРЧЕСКОЕ ЯДРО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОБЕМА - ИДЕЯ - ЗАМЫСЕЛ -ГИПОТЕЗА. Тюмень: изд-во Тюменского государственного университета, 2010. - 88 с.

7. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

Педагогика

УДК 371

доктор юридических наук, ректор Саидов Заурбек Асланбекович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); доктор педагогических наук, доктор философских наук, проректор Ярычев Насруди Увайсович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО

ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье даётся краткий разбор наиболее значимых подходов к модернизации содержания и методов обучения в российской системе образования в современных условиях её существования. Авторами

даётся характеристика современной ситуации, которая сложилась на мировом рынке труда в связи с переходом на постиндустриальный путь развития. Авторами подчёркивается, что национальные системы образования должны ответить на современные вызовы и подготовить подрастающее поколение к профессиональной деятельности в современных условиях. Обозначенные детерминанты обусловили необходимость дальнейшей модернизации отечественного системы образования. В статье уделяется особое внимание процессу реализации на территории РФ Международного проекта «Универсальные компетентности и новая грамотность». Данный проект интересует широкую общественность в связи с теми компетенциями учащихся, необходимость развития которых была выявлена в ходе его реализации. В статье показано, что прогрессивные нововведения в отечественном образовании должны быть нацелены на оптимизацию процесса формирования универсальных компетенций учащихся и основ функциональной грамотности.

Ключевые слова: модернизация российского образования, перспективные методы обучения, постиндустриальное общество, компетенции учащихся, универсальные компетентности учащихся.

Annotation. The given article provides a brief analysis of the most significant approaches to the content and methods of teaching in the Russian education system in modern conditions modernization. Its first part describes the current socio-political, economic and cultural situation in the Russian Federation. From its analysis, the position on the need to modernize the education system is derived. The second part is devoted to the approaches to the modernization of this system themselves. At the same time, special attention is paid to the process of implementing the International Project «Universal Competencies and New Literacy» on the territory of the Russian Federation. This project interests the author not in itself, but in connection with the competencies of students, the need for the development of which was identified during its implementation. The article proves that progressive innovations in domestic education should be aimed at their formstion process optimizing.

Keywords: modernization of Russian education, promising teaching methods, post-industrial society, student competencies, universal student competencies.

Введение. На сегодняшний день среди исследователей не вызывает сомнений существование тенденции к перманентному увеличению роли человеческого капитала в экономике [1-2; 7; 12]. В свою очередь, решающая роль в процессе формирования этого, последнего принадлежит системе образования.

Австралийский исследователь Гриффин Патрик утверждает, что изменения в системе общественных отношений требуют от системы образования усиления её мобильности и адекватного ответа на задачи, которые перед ней ставит начало нового, постиндустриального этапа в развитии человеческой цивилизации. Начало этой эпохи в первую очередь означает, что процессы создания и распространения знаний приобретают ведущую роль в различных аспектах жизни общества [3]. В свою очередь, становление информации одним из важнейших ресурсов принципиально изменяет роль образования в существовании социума.

Изложение основного материала статьи. Упомянутый выше общий человеческий капитал применим к широкому кругу рабочих мест. В настоящее время в его структуре первостепенное значение приобретают т.н. «метапредметные навыки» (англ. - soft skills), формирующие или «метапредметную компетентность» [10-11].

По мнению А.В. Аржановской, Е.А. Елтанской, Л.М. Генераловой и многих других исследователей [1], стремительное развитие современных информационных технологий и интенсивная информатизация общества оказывают существенное влияние на модернизацию парадигмы образования, что детерминирует колоссальное влияние на формирование личностной культуры и социализацию населения в целом.

Как отмечает И.Д. Фрумин, для современной стадии развития российского социума характерен некоторый парадокс. При том, что на настоящий момент РФ принадлежит 4 место по объёму человеческого потенциала (с учётом процента лиц, имеющих высшее или среднеспециальное образование), она находится на 42 месте по параметрам реального использования навыков в трудовой деятельности. Хуже того, по индикатору «доступность квалифицированных работников» нашей стране принадлежит 89 место [13-14].

Таким образом, мы можем видеть, насколько важным на современном этапе развития образовательной системы РФ является модернизация процесса развития soft skills у обучающихся. Проведенная командой Международного проекта «Универсальные компетентности и новая грамотность» экспертно-аналитическая работа демонстрирует, что наиболее устойчивым является выделение трех целостных универсальных компетентностей, воспроизводящихся в существующих классификациях и соответствующих авторитетным теориям деятельности и развития личности [13]. Каждая из этих компетентностей включает ряд более узких умений, употребляющихся при их реализации (табл. 1).

Таблица 1

Структура универсальных компетентностей

Компетентность Умения

Компетентность взаимодействия с собой Саморегуляция

Самоорганизация

Компетентность взаимодействия с другими Способность к сотрудничеству

Способность договариваться

Компетентность мышления Выбор и применение вариантов для решения комплексных задач

Системное мышление, понимание и интерпретация эстетики закономерностей и степени универсальности их применения

Понимание, анализ и интерпретация поставленных задач, поиск и выделение закономерностей в массиве фактов

Креативное мышление

Степень развития вышеперечисленных компетентностей определяет, насколько эффективно работник будет принимать решения и действовать в различных ситуациях, могущих возникнуть в ходе профессиональной и иных видов деятельности. Далее, она является показателем того, насколько будущий

специалист способен к саморазвитию, степень его «умения учиться». Таким образом, развитие данных компетентностей является сегодня важной задачей школьного образования.

В виду вышеизложенного не вызывает удивления тот факт, что в настоящее время рад исследователей [4; 13-16] выделяет такую дефиницию как «новая грамотность». В свою очередь, её можно условно разделить на две основные категории (табл. 2).

Таблица 2

Основные категории «Новой грамотности» современного школьника

Основные категории Подкатегории Краткая характеристика

Базовая инструмента льная грамотность Читательская Способность к созданию и восприятию информации в различных текстовых и визуальных форматах, в т.ч. в цифровой среде [9, с. 245].

Математическая Способность к применению математических инструментов, математической аргументации, а равно элементов моделирования в повседневной жизни [7; 8].

Вычислительная и алгоритмическая Способность к восприятию и созданию информации на языках программирования, формальных языках.

Базовые специальные современные знания и умения Навыки финансового поведения как «совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни» [16].

Базовые навыки использования правовых норм это совокупность знаний, навыков и установок личности, гражданина по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.

Гражданская грамотность «совокупность способностей, дающих возможность строить взаимоотношения в демократическом сообществе: критически мыслить; действовать обдуманно в условиях плюрализма» [15].

Научная, технологическая грамотность «совокупность метапредметных результатов образования, раскрывающих требования к уровню овладения выпускником умениями работать с информацией, исследовательскими умениями и умениями преобразовательной деятельности, т.е. фактически ко всем технологически окрашенным знаниям и умениям школьников» [5, с. 66].

Грамотность в области здоровьесбережения это уровень владения личностью знаниями и навыками, необходимыми для понимания информации, связанной со здоровьем в целом и с его здоровьем в частности.

Экологическая грамотность способность к участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельностью. Складывается из следующих компонентов: понимания природы как среды обитания человека, его дома; естественнонаучных знаний и знания закономерностей взаимодействия природы и человека; способности к природоохранительной деятельности; умений и навыков обращения с приборами, фиксирующими состояние природной среды (Профессиональный словарь).

Вышеперечисленные компетентности и категории грамотности образуют общую рамку универсальных компетентностей и новой грамотности [13, с. 15].

Как видим, модернизация содержания и методов обучения в российской системе образования должна быть направлена на решение ряда вопросов, связанных с развитием у обучающихся универсальных компетентностей и «новой грамотности»:

• выделение областей содержательного обновления учебных программ [5-6];

• оценка прогресса в формировании универсальных компетентностей;

• формирование у учащихся системного восприятия практических ситуаций и, как следствие, -стимуляция способности к принятию решений с учетом комплекса значимых факторов;

• формирование базовых навыков анализа информации в различных форматах [5, с. 134];

• целенаправленное конструирование учебных ситуаций, способствующих активизации основных компонентов деятельности, необходимых при решении задач в реальной жизни;

• разработка оценочных заданий, ориентированных на оценку комплексной способности учащихся действовать в той или иной ситуации, решать те или иные жизненные задачи;

• по возможности наиболее полное использование потенциала различных дисциплин для создания учебных ситуаций, что, в свою очередь, позволяет выравнять статус учебных предметов и мотивировать учеников к полноценному освоению образовательной программы [6, с. 138];

В контексте вышеизложенного представляется возможным с определённой долей уверенности говорить о шести ведущих проектах модернизации отечественного образования (табл. 3).

Таблица 3

Наиболее значимые проекты модернизации отечественного образования

Наименование проекта Характеристика проекта

Поддержка раннего развития (0 - 3 г.). Создание социально-педагогических, социально-психологических, а равно и консультационных служб для родителей с тем, чтобы избежать существенных задержек и нарушений в развитии ребёнка на данном чрезвычайно важном этапе становления личности.

Новое технологическое образование в школе и организациях СПО. Модернизация содержания урока технологии, где зачастую до сих пор изучается материал, актуальный для 50-х гг. XX в. Развитие технологического образования является безусловным приоритетом в краткосрочной перспективе.

Максимально быстрый запуск рынка непрерывного образования Прежде всего, касается сферы цифровых технологий.

Превращения организаций ВО в центры инноваций. Особенно актуально для регионов, удалённых от федерального центра.

Активизация и совершенствование материальной базы фундаментальных и поисковых исследований в организациях ВО. Планируется в т.ч. через создание сети глобальных университетов.

Укрепление глобального позиционирования системы отечественного образования. Может быть достигнуто в т.ч. посредством широкого экспорта профессионального образования [11-12; 14].

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем утверждать, что разработанное и адаптированное к российским условиям содержание дефиниций «базовая инструментальная грамотность и «базовые специальные современные знания и умения» будет с высокой вероятностью способствовать перемещению дисциплинарного знания в ситуации его применения для решения выпускниками реальных повседневных и профессиональных задач.

Использование адекватных педагогических подходов позволяет сформирвоать у учеников необходимые мотивации для обучения, в т.ч. после окончания школы.

Результатом такого образования должен стать выпускник, способный принимать решения, действовать и решать задачи в повседневной реальной жизни и самостоятельно учиться, адаптируясь к динамично изменяющимся условиям современной жизни.

Литература:

1. Аржановская А.В., Елтанская Е.А., Генералова Л.М. Конвергенция технологий в образовании: новая детерминанта развития общества // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). - С. 93-95.

2. Афанасьева Т.Н. Роль человеческого капитала в экономике России // Решетневские чтения. 2011. Т.1. - С. 677-679.

3. Гриффин Патрик «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании // Электрон. дан. Режим доступа Url: https://hr-portal.ru/article/navyki-xxi-veka-novaya-realnost-v-obrazovanii (Дата обращения: 01.04.2021)

4. Добрякова М., Зиил Н., Мосс Д., Баранников К., Реморенко И., Фрумин И. Рамка универсальных компетентностей и новой грамотности // Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. М.: НИУ ВШЭ, 2020. - С. 34-65.

5. Махотин Д.А., Кальней В.А. Современные подходы к развитию технологического образования в общеобразовательной организации // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). - С. 65-68.

6. Насугаева А.Л. Технологии формирования гуманистической культуры обучающихся в условиях цифровой среды // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). - С. 137-139.

7. Подлипский О.К. Функциональная грамотность как направление развития математического образования в школе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). - С. 104-106

8. Рослова Л.О., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Концептуальные основы фор- мирования и оценки математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1. № 4 (61). - С. 58-79.

9. Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Мониторинг читательской грамотности: региональный опыт // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). - С. 236-247.

10. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). - С. 194-196.

11. Сорокопуд Ю.В., Козьяков Р.В., Матюгин Н.Е., Амчиславская Е.Ю. Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). - С. 400-402.

12. Тугускина Г. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал предприятий // Управление персоналом. 2009. № 3. - С. 73-77.

13. Фрумин И.Д. Простые шаги на пути к новому образованию // Практики развития: замыслы, технологии, контексты. Материалы XXV научно-практической конференции. Красноярск: б.и., 2019. -С. 5-11.

14. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУВШЭ, 2018. - 28 с.

15. Что такое гражданская грамотность? [Электронный ресурс]: http://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p 1 ai/ucf/b918a2267c09b19bde8d3d856e90f90b.pdf

16. Что такое финансовая грамотность? [Электронный ресурс]: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/shkola-gramotnogo-potrebitelya/2381

17. Шумакова А.В., Яшуткин В.А. Методологические основы подготовки будущих учителей к обеспечению безопасности образовательной среды общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). - С. 142-144.

18. Ярычев Н.У., Магомедова З.З. Формирование коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов в вузе. Кисловодск: Магистр, 2015. - 104 с.

Педагогика

УДК 371

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доктор юридических наук, ректор Саидов Заурбек Асланбекович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); доктор педагогических наук, доктор философских наук, проректор Ярычев Насруди Увайсович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ

Аннотация. Воспитание детей и подростков в детском оздоровительном лагере направлено на приобретение опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящих в условиях деятельности, общения и самопознания. Опыт организации отдыха в летних детских оздоровительных лагерях, свидетельствует о его растущей популярности среди детей и родителей. В статье показаны специфические особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, дети и подростки, вожатые, рекреация, досуг, социализация.

Annotation. The education of children and adolescents in the children's health camp is aimed at gaining experience of social relations and learning new social roles taking place in the conditions of activity, communication and self-knowledge. The experience of organizing recreation in summer children's health camps, shows its growing popularity among children and parents. The article shows the specific features of the educational system of the children's health camp.

Keywords: children's health camp, children and teenagers, counselors, recreation, leisure, socialization.

Введение. Проблема влияния социальной среды на личность ребенка всегда была в поле научных исследований педагогов и психологов. Современные ученые стараются учитывать весь спектр социальных институтов, участвующих в процессе социального воспитания подрастающего поколения. Сам процесс и результат взаимодействия личности и социальной среды рассматривается в контексте социализации -процесса усвоения, воспроизводства и развития личностью социального опыта того общества, к которому принадлежит человек.

Учет всех факторов влияния на процесс воспитания личности является залогом успешного социального воспитания. Особенно это важно в отношении детей младшего подросткового возраста, которые получают свой первый социальный опыт.

Изложение основного материала статьи. Как показал анализ литературы [7 и др.], в российской образовательной практике выделяют следующие основные институты воспитания подрастающего поколения:

- семью,

- группы сверстников,

- учебные заведения различного типа (в том числе учреждения дополнительного образования школьников),

- государственные, религиозные и частные организации [3, с. 11].

Не смотря на проводимую большую работу в этом направлении, всё ещё существует опасность проявления различных форм девиантного поведения у детей и подростков. Среди причин данных негативных явлений авторы [2 и др.] выделяют следующие:

- ослабление воспитательных функций семьи и школы,

- недостаточно эффективная организация досуга детей и подростков,

- отсутствие должного присмотра за детьми,

- отсутствие необходимого внимания социума к организации свободного времени детей.

К сожалению, базовые воспитательные институты не всегда могут самостоятельно решить эти проблемы. Все более очевидна необходимость организации свободного времени подростков во время каникул. То есть нужно обратить научное внимание к внешкольным социальным институтам, которые были бы способны развить наклонности детей, удовлетворить их потребности личностного развития и интересы в социально одобрительном направлении. Для осуществления этой деятельности созданы детские оздоровительные лагеря, в условиях которых социализация детей и подростков получает положительное направление.

В последнее время сложилась такая тенденция, при которой детские оздоровительные лагеря могут рассматриваться как центры мотивированного развития личности ребёнка, её самореализации и профессионального самоопределения.

Детский лагерь - это учреждение, организующее активный, полезный, оздоровительный отдых детей в возрасте от 7 до 16 лет.

Детские оздоровительные лагеря выполняют большое количество функций, в зависимости от своей специализации [3; 5; 6; 7; 10 и др.] (табл. 1):

Таблица 1

Реализация ведущих функций дополнительного образования школьников

№ Функции Их реализация

1. досуг способ развлечения и разрядки индивидуальных и групповых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.