Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АНИМАЦИЯ»'

ФОРМИРОВАНИЕ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АНИМАЦИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«гибкие навыки» / soft skills / «мягкие навыки» / «жесткие навыки» / среднее профессиональное образование / аниматор / художник-мультипликатор / групповая деятельность / методы / flexible skills / soft skills / student / secondary vocational education / animator / group activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е В. Ившина

В статье рассматриваются различные методы формирования гибких навыков, которые могут быть использованы при обучении студентов по специальности 55.02.02 «Анимация». Современное общество характеризуется быстрой сменой экономической ситуации, высоким темпом технического прогресса, потребностью во все новых специальностях и специалистах. В значительной степени современный технический прогресс связан с проникновением элементов цифровизации и информатизации в традиционные сферы образования, науки, культуры, бизнеса и государственного управления. Становятся повседневной нормой невозможные в прежние годы дистанционные варианты коллективной работы, где стиль взаимоотношений приобретает все больше черт, характерных для IT-компаний. Необходимо делать на это поправку в развитии «гибких навыков» у студентов. Кроме универсальных надпрофессиональных навыков, должны учитываться те, что специфичны для индустрии и связаны с процессами, в которые вовлечен коллектив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING OF SOFT SKILLS AS A FACTOR OF THE FUTURE SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY OF COLLEGE STUDENTS SPECIALIZING IN CARTOON ANIMATION

In their future professional activities, students need to master soft skills. Soft professional skills help to establish good and business relationships with colleagues, manage a group of people in a team, and find solutions in non-standard situations. The modern society is characterized by a rapid change in the economic situation, a high speed of technological progress, and the need for new specialties and specialists. To a large extent, the modern technological progress is associated with the processes of digitalization and informatization in traditional areas of education, science, culture, business and public administration. The remote teamwork, which was impossible in previous years, is becoming the daily norm, and the style of team member interactions is acquiring more and more features of IT companies. It is necessary to take into consideration this specific while developing the soft skills among students. In addition to universal supra-professional ones, those that are specific to the industry and related to the processes in which the team is involved should be taken into account. The article discusses various methods of developing soft skills which can be applicable in teaching students in the specialty 55.02.02 “Animation”.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АНИМАЦИЯ»»

УДК 378

Ivshina E.V., postgraduate, Moscow Industrial and Financial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: elena.v.ivshina@yandex.ru

DEVELOPING OF SOFT SKILLS AS A FACTOR OF THE FUTURE SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY OF COLLEGE STUDENTS SPECIALIZING IN CARTOON ANIMATION. In their future professional activities, students need to master soft skills. Soft professional skills help to establish good and business relationships with colleagues, manage a group of people in a team, and find solutions in non-standard situations. The modern society is characterized by a rapid change in the economic situation, a high speed of technological progress, and the need for new specialties and specialists. To a large extent, the modern technological progress is associated with the processes of digitalization and informatization in traditional areas of education, science, culture, business and public administration. The remote teamwork, which was impossible in previous years, is becoming the daily norm, and the style of team member interactions is acquiring more and more features of IT companies. It is necessary to take into consideration this specific while developing the soft skills among students. In addition to universal supra-professional ones, those that are specific to the industry and related to the processes in which the team is involved should be taken into account. The article discusses various methods of developing soft skills which can be applicable in teaching students in the specialty 55.02.02 "Animation".

Key words: flexible skills, soft skills, student, secondary vocational education, animator, group activity

Е.В. Ившина, аспирант, Московский промышленно финансовый университет «Синергия», г. Москва E-mail: elena.v.ivshina@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АНИМАЦИЯ»

В статье рассматриваются различные методы формирования гибких навыков, которые могут быть использованы при обучении студентов по специальности 55.02.02 «Анимация». Современное общество характеризуется быстрой сменой экономической ситуации, высоким темпом технического прогресса, потребностью во все новых специальностях и специалистах. В значительной степени современный технический прогресс связан с проникновением элементов цифровизации и информатизации в традиционные сферы образования, науки, культуры, бизнеса и государственного управления. Становятся повседневной нормой невозможные в прежние годы дистанционные варианты коллективной работы, где стиль взаимоотношений приобретает все больше черт, характерных для IT-компаний. Необходимо делать на это поправку в развитии «гибких навыков» у студентов. Кроме универсальных надпрофессиональных навыков, должны учитываться те, что специфичны для индустрии и связаны с процессами, в которые вовлечен коллектив.

Ключевые слова: «гибкие навыки», soft skills, «мягкие навыки», «жесткие навыки», среднее профессиональное образование, аниматор, художник-мультипликатор, групповая деятельность, методы

Актуальность исследования определяется рядом факторов. Современное общество характеризуется быстрой сменой экономической ситуации, высоким темпом технического прогресса, потребностью во все новых специальностях и специалистах, что делает актуальным развитие «гибких навыков» у студентов. Такие навыки, будучи надпрофессиональными, должны обеспечить своевременное принятие ключевых решений для оптимальной «дорожной карты» карьерного роста, повысить эффективность работы в коллективе, помочь в решении нестандартных и антикризисных задач. Задача современных учебных заведений среднего профессионального образования состоит не только в подготовке специалистов, обладающих профессиональными знаниями и умениями, но и «гибкими навыками». Эти качества позволяют находить выход в нестандартных и кризисных ситуациях, решать жизненные задачи и проблемы, формируют умения работать в коллективе, взаимодействовать с другими людьми, быстро адаптироваться в современном высокотехнологичном мире, быть более конкурентоспособными на рынке труда [1-15].

Целью данной работы является определение того, какие именно общие и специфические «гибкие навыки» необходимы для успешной будущей профессиональной деятельности студентов среднего специального образования по специальности «Анимация».

В соответствие с данной целью были определены следующие задачи: провести ретроспективу развития понятия «гибкие навыки», проанализировать общие надпрофессиональные «гибкие навыки», определить специфические «гибкие навыки», необходимые студентам специальности «Анимация».

Методы исследования: опрос, наблюдение, анализ.

Научная новизна статьи заключается в том, что в ней были определены специфические «гибкие навыки», необходимые для студентов СПО специальности «Анимация».

Теоретическая значимость состоит в том, что специфические для индустрии «гибкие навыки» определяются количеством и типами ролей, которые играют участники в проекте, а также происходящими процессами.

Практическая значимость связана с организацией коллективной работы студентов в учебном процессе и разработкой учебных программ в сфере среднего профессионального образования.

«Гибкие навыки» (soft skills, или «мягкие навыки») - современный термин, в то же время тема исследования достаточно старая, и ранее в отечественной литературе она рассматривалась как коммуникационные навыки, или навыки общения. В отечественной литературе началом разработки вопроса можно считать труды В.М. Бехтерева в связи с разрабатываемой им социальной рефлексологией в 20-30-х годах XX века. Н.А. Корягина дает обширный обзор истории исследования проблемы общения в трудах отечественных классиков педагогики и психологии: В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищева, А.А. Леонтьева, Б.Г Ананьева, А.А. Бодалева [6]. Итогом работы этих ученых был вывод, что общение является ключевым аспектом жизни человека и функционирования общества, способом не только внешнего взаимодействия, но и внутренней организации и эволюции об-

щества в целом. Кроме того, стала очевидна важность изучения процессов общения для понимания развития личности, формирования отношений и социальной детерминации индивидуального развития.

Некоторые из этих работ до сих пор представляют интерес, например, предложенная Б.Г Ананьевым в 30-х годах ХХ века прогностическая идея, заключающаяся в том, что первичные черты характера формируются вследствие взаимоотношений в группе, которые характеризуются определенными позициями, рангами, популярностью, репутацией, престижем, авторитетом. Эти черты характера становятся базой для многих других - интеллектуальных, волевых, эмоционально-мотивационных, складывающихся, в том числе, и под воздействием внешних обстоятельств и событий.

На данный момент в литературе отсутствует точное определение «гибких навыков», и существует довольно много подходов к классификации [10; 11]. Так, В.А. Давидова рассматривает «гибкие навыки» как приобретенные навыки, которые получил человек через дополнительное образование и свой личный жизненный опыт и использует для своего дальнейшего развития в профессиональной деятельности [5; 11]. С. Мамаева под «мягкими навыками» понимает личностные качества, которые обеспечивают самостоятельность принятия решений и управление [8].

В противоположность им «жесткие навыки» навыки подразумевают развитие у людей практических и теоретических знаний, вырабатываемых в процессе их профессиональной деятельности. Таким образом, все навыки делятся на «гибкие» и «жесткие». Знания правил, инструкций, теоретических и практических профессиональных знаний составляют набор «жестких» навыков. «Гибкие навыки» - личностные данные студента: стремление к первенству, креативное и критическое мышление, умение строить отношения, деловые коммуникативные качества и прочее [14]. В отличие от «жестких» или профессиональных навыков, «гибкие навыки» носят универсальный характер и важны для жизненного развития и профессионального роста любого человека. В частности, знакомая нам способность слаженно действовать всем участникам команды - это результат «гибких» взаимоотношений между её членами. Таким образом, наличие «гибких навыков» у человека - это результат развития соответствующих личностных способностей (талантов) и навыков: логическое мышление, креативность, эмпатия, адаптивность, управление стрессом, работа в команде, навыки презентации и прочее. В целом большое количество «гибких навыков» можно подразделить на следующие группы [11], как показано в табл. 1.

Таким образом, «гибкие навыки» необходимы для успешной карьеры и личных достижений студента как будущего профессионала. Это непростая задача. Она находится на компиляционном стыке ряда дисциплин. Тем самым педагогика формирования «гибких навыков» становится сплавом науки и искусства, теории и практики, проб и ошибок, неудач и успехов. Она учит принимать нестандартные методы обучения студентов, выходить из «зоны комфорта», посмотреть на весь педагогический процесс новыми, «инновационными» глазами. Чтобы сформировать данный комплекс «гибких навыков», необходим механизм со своими

Таблица 1

Группы «гибких навыков»

Группы «гибких навыков» «Гибкие навыки»

Навыки коммуникации Вербальное и невербальное общение, письменное общение, публичное общение, интервьюирование

Лидерские навыки Умение строить планы, и управлять группой, разрешать спорные и конфликтные ситуации, наставничество

Креативные навыки Умения решать нестандартные и изобретательские задачи, находить решения проблем

Личностные навыки Эмпатия, эмоциональный отклик на ситуации, умения быстро строить алгоритм, самоорганизоваться

методами, приемами и соответствующими методиками. Именно такие приемы, методы педагогов СПО, применяемые на теоретических и практических занятиях, позволяют овладевать новыми или развить существующие «гибкие навыки» у студентов. Эти приемы стали применяться активно в конце ХХ - начале XXI века в связи с инновационными глобальными изменениями в науке и технологиях образования. Сегодня педагоги все чаще обращаются к новым личностно ориентированным, поисковым, игровым технологиям [3; 4], развивают нетрадиционные приемы и методы обучения: «фишбоун», понятийное поле, «инсерт» (insert), «дельфи», wildcards, метод Киплинга, конференция идей, дерево целей, метод «ротации», воркшоп (workshop), морфологический анализ, игровая симуляция, тимбилдинг-квест (team building), метод проектов, форумы, конференции идей. Остановимся более подробнее на некоторых из них.

Так, метод «инсерт» (insert) позволяет анализировать предложенный учебный материал, поразмыслить над содержимым, обменяться мнениями. Этот метод расширяет мыслительную деятельность, развивает аналитические навыки, позволяет разделять свою точку зрения и раскрыть собственные «пробелы» в знаниях [3].

Метод Киплинга (волшебных вопросов): Кто? Что? Когда? Где? Как? Почему? Студент должен найти ответ на все вопросы. В ходе обсуждения проблемы студенты высказывают собственные мнения, выслушивают другие доводы, спорят, приходят к единому либо раздельному мнению [4].

практический пример формирования данных навыков у студентов по специальности 55.02.02 «Анимация», квалификация: художник - аниматор, форма обучения - дневная; уровень образования - СПО. В современном кинематографе мультипликация начинает занимать лидирующее место. Согласно последним отраслевым источникам, в 2022 году анимационный рынок оценивался примерно в 18,1 миллиардов долларов, и ожидается, что в период с 2022 по 2026 гг он вырастет более чем на 50% [7]. Следовательно, необходимо увеличить количество квалифицированных кадров для данной индустрии. По требованиям ФГОС СПО студент факультета анимации должен овладеть рядом компетенций [1], то есть знать, уметь применять, достигать поставленных результатов. Их формированию могут способствовать применение современных методов, в том числе развития «гибких» навыков. Один из принципов обучения - гуманность - предполагает активное сотрудничество педагога и студентов. Поэтому одним из требований ФГОС является овладение практическими умениями и навыками, опираясь на личностные ценности и мотивы, активно взаимодействуя с одногруппниками и педагогом. С точки зрения формирования «гибких» навыков студент СПО должен не только уметь применять полученные знания на практике, но и, используя личностные качества, уметь находить решения в нестандартных ситуациях [2]. В частности, художник-мультипликатор - это художник, участвующий в разработке мультипликационных фильмов. Команда аниматоров заставляет двигаться героев мультфильма, создает настроение и фон картины. Также существует необходимость у профессионала выражать чувства героев мультфильма, придавать им образ, черты лица, мимику, движения. Над мультфильмом работает целая команда профессионалов: режиссеры, операторы-постановщики, звукооператоры, сценаристы и многие другие. Как было уже отмечено, работа аниматора - командная. Так как процесс создания мультипликационного фильма сложный, в его создании принимают участие ряд профессиональных художников-аниматоров: художник-мультипликатор; художник по персонажам; прорисовщик; фазовщики; художники по фонам - разрабатывают общий фон картины. Применение данных методик в образовательном процессе способствует развитию у студентов «жестких» профессиональных и «гибких» навыков, таких как работа в команде, умение планировать и организовывать свою работу, способность адаптироваться к изменениям и оперативно реагировать на них, которые нужны в современной индустрии анимации. Перечисленные выше компетенции являются общими, надпрофессиональными, однако существуют специфические навыки, характерные для работы над творческими проектами, в частности в области управления проектами в сфере мультипликационной анимации. В значительной степени они пересекаются с навыками проектной работы в 1Т-индустрии [15]. Известно, что

Таблица 2

«Гибкие навыки», необходимые для специальности «Анимация

Навык Стадия проекта Роль в проектной команде

Распределить роли в проектной команде Начальная Руководитель проектной команды

Проводить бизнес-анализ проекта Сбор информации о проекте, проверка на выполнимость, соответствие возможностям команды Бизнес-аналитик

Планировать бюджет проекта в связи с доступными ресурсами и масштабом проекта Планирование Руководитель проектной команды

Декомпозировать проект на задачи Планирование Бизнес-аналитик

Приоретизировать задачи Планирование Руководитель проектной команды

Распределять задачи по исполнителям Планирование Руководитель проектной команды

Отслеживать текущее состояние выполнения задач Разработка проекта Руководитель проектной команды

Организовать регулярные встречи участников проектной команды Разработка проекта Руководитель проектной команды

Организовать работу над ошибками Разработка проекта Руководитель проектной команды

Прием «ментальная карта» (mind map) позволяет раскрыть информацию, заключенную в схеме, а значит, учит структурировать задачу, визуализировать ее [9].

Воркшоп (workshop) - командная работа, выполняемая студентами под руководством своего наставника. При этом создаются новые продукты, происходит обмен полученным опытом. На воркшопах участники могут практиковаться в применении новых методик, разрабатывать стратегии, находить инновационные решения и получать обратную связь от других участников. Это помогает развивать навыки критического мышления, принятия решений, коммуникации и лидерства.

Тимбилдинг (team building) - квест, это групповое занятие в игровой форме. Студенты находят решение кейс-задач. Эта форма работы формирует у студентов умения работать в команде [12; 13].

Однако теория предполагает практическое подтверждение найденных предположений, дабы они стали истиной, не просто теоремами, а аксиомами формирования «гибких» навыков. Поэтому в нашем исследовании приведем

Библиографический список

перечень ролей в проектной команде зависит от выбранной методики управления проектами. В табл. 2 показан вариант классификации навыков в связи с возможными проектными ролями. Примечательно, что роль является определяющим фактором в появлении специфического «гибкого навыка», так же, как и фаза процесса (сбор информации, планирование, разработка и т. д.).

Овладение этими «гибкими навыками» позволит специалисту вырасти из рядового специалиста в руководителя и сделать успешную карьеру. Формирование этих специфических навыков является темой будущего исследования.

В заключение можно сказать, что «гибкие навыки» являются неотъемлемой частью успешной адаптации к быстро меняющейся социальной ситуации. Они могут быть развиты в образовательном процессе среднего специального образования посредством активного участия в проектной деятельности, использования интерактивных методов обучения и развития метапредметных навыков. Развитие гибких навыков поможет студентам в будущем быть успешными в современном мире, а также применять их в своем карьерном росте.

1. Профессиональный стандарт «Художник-аниматор» 04.008. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 января 2019 года, регистрационный N 53354. Available https://classinform.ru/profstandarty/04.008-hudozhnik-animator.html

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 55.02.02 Анимация (по видам). Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 № 992, ред. от 13.07.2021 (зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2014 № 33819). Available at: https://base. garant.ru/70732852/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

3. Ворожейкина А.В., Семченко А.А., Богачев А.Н. Инновационные формы обучения как средство формирования и развития личности обучающихся всех уровней образования. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018; Т. 10, № 1 (39): 116-123.

4. Гнатышина Е.В., Касаткина Н.С., Немудрая Е.Ю., Шкитина Н.С. Формирование критического мышления студентов педагогического вуза. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021; Т. 2, № 162: 21-49.

5. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. Available at: http://theor- yandpractice.ru/posts/11719-soft-skills

6. Корягина Н.А. Психология общения. Studme.org, 2015. Available at: https://studme.org/49628/psihologiya/psihologiya_obscheniya

7. Леонард М. Более 100 Впечатляющих анимационных статистик в 2023 году. Available at: https://marketsplash.com/ru/statistika-animatsii

8. Мамаева С. Предпринимательство как особый вид деятельности. Available at: https://helpiks.org/5-63733.html

9. Савченков А.В., Уварина Н.В., Профессиональная гибкость как «soft skills» педагога. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019; Т. 3, № 45: 27-36.

10. Сорокопуд Ю.В., Коломиец О.М., Канюк А.С., Соколова Н.И. Генезис развития профессионального образования России: детерминанты и ведущие тенденции развития. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 2 (105): 320-324.

11. Агальцова Д.В., Валькова Ю.Е. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 5-7.

12. Уварина Н.В., Петрова Е.В. Модель формирования гибких навыков студентов профессиональных образовательных организаций. Современная школа: инновационный аспект. 2022; Т. 14, № 4: 126-134.

13. Цаликова И.К., Пахотина С.В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science). Образование и наука. 2019; Т. 21, № 8: 7-202.

14. Яркова Т. А., Черкасова И.И., Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016; Т. 2, № 4: 222-234.

15. Dynamic Sun. Роли в разработке ИТ-продукта. Available at: https://habr.com/ru/articles/695944/

References

1. Professionally] standart "Hudozhnik-animator" 04.008. Zaregistrirovano v Ministerstve yusticii Rossijskoj Federacii 14 yanvarya 2019 goda, registracionnyj N 53354. Available at: https://classinform.ru/profstandarty/04.008-hudozhnik-animator.html

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 55.02.02 Animaciya (po vidam). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 13.08.2014 № 992, red. ot 13.07.2021 (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 25.08.2014 № 33819). Available at: https://base.garant.ru/70732852/53f89421bb daf741eb2d1ecc4ddb4c33/

3. Vorozhejkina A.V., Semchenko A.A., Bogachev A.N. Innovacionnye formy obucheniya kak sredstvo formirovaniya i razvitiya lichnosti obuchayuschihsya vseh urovnej obrazovaniya. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2018; T. 10, № 1 (39): 116-123.

4. Gnatyshina E.V., Kasatkina N.S., Nemudraya E.Yu., Shkitina N.S. Formirovanie kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2021; T. 2, № 162: 21-49.

5. Davidova V. Slushat', govorit' i dogovarivat'sya: chto takoe soft skills i kak ih razvivat'. Available at: http://theor- yandpractice.ru/posts/11719-soft-skills

6. Koryagina N.A. Psihologiya obscheniya. Studme.org, 2015. Available at: https://studme.org/49628/psihologiya/psihologiya_obscheniya

7. Leonard M. Bolee 100 Vpechatlyayuschih animacionnyh statistik v 2023 godu. Available at: https://marketsplash.com/ru/statistika-animatsii/

8. Mamaeva S. Predprinimatel'stvo kak osobyj vid deyatel'nosti. Available at: https://helpiks.org/5-63733.html

9. Savchenkov A.V., Uvarina N.V., Professional'naya gibkost' kak «soft skills» pedagoga. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2019; T. 3, № 45: 27-36.

10. Sorokopud Yu.V., Kolomiec O.M., Kanyuk A.S., Sokolova N.I. Genezis razvitiya professional'nogo obrazovaniya Rossii: determinanty i veduschie tendencii razvitiya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 2 (105): 320-324.

11. Agal'cova D.V., Val'kova Yu.E. Tehnologii iskusstvennogo intellekta dlya prepodavatelya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 5-7.

12. Uvarina N.V., Petrova E.V. Model' formirovaniya gibkih navykov studentov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij. Sovremennaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2022; T. 14, № 4: 126-134.

13. Calikova I.K., Pahotina S.V. Nauchnye issledovaniya po voprosam formirovaniya soft skills (obzor dannyh v mezhdunarodnyh bazah Scopus, Web of Science). Obrazovanie i nauka. 2019; T. 21, № 8: 7-202.

14. Yarkova T.A., Cherkasova I.I., Formirovanie gibkih navykov u studentov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2016; T. 2, № 4: 222-234.

15. Dynamic Sun. Roli v razrabotke IT-produkia. Available at: https://habr.com/ru/articles/695944/

Статья поступила в редакцию 08.05.24

УДК 376:159.92

Karantysh G.V., Doctor of Sciences (Biology), Senior Lecturer, South Federal University, (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: karantyshgv@mall.ru

Skidelo O.S., postgraduate, South Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: skidelo@sfedu.ru

Ogannisyan L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: larisa-ogannisyan@yandex.ru

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE USE OF FACILITATION TECHNOLOGY FOR THE CORRECTION OF DYSLEXIA IN ADOLESCENTS. The article examines the impact of the use of facilitation technology on coping strategies and the development of communicative competence in adolescents with dyslexia and severe speech impairment. The study involved 157 adolescents 14-15 years of age with dyslexia, of which 80 were in the control group and 77 in the experimental group. To study communicative competence, methods were used to test reading skills, as well as the development of coherent monologue and dialogic speech. To identify coping strategies, the researchers used the "Coping Test" method by R. Lazarus and S. Folkman, standardized by L.I. Wasserman. To establish the relationship between the studied indicators, correlation analysis was used. As a result of the study, features of communicative competence were identified. It was also shown that non-constructive coping strategies prevailed in the behavior of the examined adolescents. In the experimental group, during the academic year, correctional and speech therapy work was carried out using the "Dramatization" facilitation method. When working with adolescents in the control group, traditional speech therapy methods were used. After correctional and speech therapy work, adolescents in the experimental group showed positive dynamics in the development of reading skills and the development of coherent speech against the backdrop of a change in coping strategies to constructive ones. Correlations have been established between indicators of communicative competence and coping mechanisms.

Key words: dyslexia, adolescents, communicative competence, coping strategies, facilitation technology

Г.В. Карантыш, д-р биол. наук, доц., Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, E-mail: karantyshgv@mail.ru

О.С. Скидело, аспирант, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, E-mail: skidelo@sfedu.ru

Л.А. Оганнисян, канд. пед. наук, доц., Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, E-mail: larisa-ogannisyan@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФАСИЛИТАЦИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ У ПОДРОСТКОВ

В данной статье исследовано влияние применения технологии фасилитации на копинг-стратегии и развитие коммуникативной компетенции у подростков с дислексией и тяжелыми нарушениями речи. В исследовании приняло участие 157 подростков 14-15-летнего возраста с дислексией, из них контрольную группу составили 80, а экспериментальную - 77 обучающихся. Для изучения коммуникативной компетенции использовали методы исследования навыка чтения, а также развитие связной монологической и диалогической речи. Для выявления копинг-стратегий использовали методику «Копинг-тест»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.