Научная статья на тему 'Формирование географической культуры ученика средствами технологии рефлексивного обучения'

Формирование географической культуры ученика средствами технологии рефлексивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1025
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТОДЫ ГЕОГРАФИИ / ЯЗЫК ГЕОГРАФИИ / ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / FORMATION OF THE PERSON'S CULTURE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / GEOGRAPHICAL CULTURE / GEOGRAPHICAL PICTURE OF THE WORLD / GEOGRAPHICAL THINKING / GEOGRAPHY METHODS / GEOGRAPHY LANGUAGE / TECHNOLOGY OF REFLEXIVE TRAINING / PEDAGOGICAL SUPPORT / GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантюхина Ирина Владимировна

Автор раскрывает сущность географической культуры как составной части общей культуры личности. Показаны место и роль школьного географического образования в формировании географической культуры личности российского школьника. Охарактеризованы основные компоненты географической культуры: географическая картина мира, географическое мышление, методы географии, язык географии. Описана технология рефлексивного обучения, способствующая процессу формирования географической культуры личности, направленная на повышение эффективности познавательной деятельности, саморазвитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the geographical culture of the pupil by the means of reflexive training technology

The author reveals the essence of geographical culture, as a component of the general culture of the personality. There are shown the place and role of school geographical education in formation of the Russian pupils’ geographical culture. One can find the main components of geographical culture: a geographical picture of the world, geographical thinking, geography methods and geography language. There is provided a description of the technology of reflexive training, promoting process of formation of the person’s geographical culture. It is aimed at the cognitive activity improvement and the person’s self-development.

Текст научной работы на тему «Формирование географической культуры ученика средствами технологии рефлексивного обучения»

УДК 37.033; 910.1;

И. В. Пантюхина

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧЕНИКА СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор раскрывает сущность географической культуры как составной части общей культуры личности. Показаны место и роль школьного географического образования в формировании географической культуры личности российского школьника. Охарактеризованы основные компоненты географической культуры: географическая картина мира, географическое мышление, методы географии, язык географии. Описана технология рефлексивного обучения, способствующая процессу формирования географической культуры личности, направленная на повышение эффективности познавательной деятельности, саморазвитие личности.

The author reveals the essence of geographical culture, as a component of the general culture of the personality. There are shown the place and role of school geographical education in formation of the Russian pupils' geographical culture. One can find the main components of geographical culture: a geographical picture of the world, geographical thinking, geography methods and geography language. There is provided a description of the technology of reflexive training, promoting process of formation of the person's geographical culture. It is aimed at the cognitive activity improvement and the person's self-development..

Ключевые слова: предмет география, географическая культура, географическая картина мира, географическое мышление, методы географии, язык географии, технология рефлексивного обучения, формирование культуры личности, педагогическая поддержка.

Keywords: Geography, geographical culture, geographical picture of the world, geographical thinking, geography methods, geography language, technology of reflexive training, formation of the person's culture, pedagogical support.

Преподавание предмета география в России по-прежнему актуально, о чем свидетельствует «Концепция обновления географического образования в российской школе», предложенная Советом по проблемам географии Российской академии образования. Модернизация российского образования и ЕГЭ определяют высокие требования к уровню сознательности, просвещенности и общей культуры выпускника.

Культура, как известно, - это высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Вот почему, по образному выражению известного писателя Ильи Эрен-бурга, культура всегда наступала и наступает не на другие страны, а на невежество, грубость, на человеческую разъединенность.

Частью общей культуры личности является географическая культура, которая позволяет рассматривать меру человечности по отношению к природе, к социуму, к духовности и наследию нравственных качеств личности. В этом случае изучаемые природные и социально-экономические объекты раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человека.

Географическая культура личности формируется прежде всего в процессе школьного географического образования, цель которого - сформировать культурного человека, способного грамотно ориентироваться в природе и обществе.

По мнению доктора географических наук В. П. Максаков-ского, географическая культура включает четыре основных компонента:

1) географическую картину мира;

2) географическое мышление;

3) методы географии;

4) язык географии.

Кратко рассмотрим каждый из компонентов. Географическая картина мира - основополагающее понятие, которое отражает представления человека о природе и обществе, его отношение к ним. Очень большое воздействие на формирование научной картины мира оказывают два процесса: дифференциация и интеграция, а также сквозные направления, пронизывающие всю географическую науку, такие, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация. Для выпускника средней школы важно достаточно четко представлять яркую и многосложную географическую картину мира, включающую в себя более мелкие картины: природу территорий, населения, хозяйства отдельных стран и регионов, а также родного края, так как краеведение - важное звено географического школьного курса.

Географическое мышление, по утверждению доктора географических наук Н. Н. Баранского, - это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одно-

го «элемента» или одной «отрасли». Следовательно, человек, который умеет читать карту, устанавливая причинно-следственные связи, делая прогноз, обладает географическим мышлением.

Общепринято, что методы географии делят на две группы: традиционные (описательный, сравнительно-географический, картографический, экспедиционный) и инновационные (географического моделирования, аэрокосмические, геоинформационные). Важно, что ученик, владеющий географической культурой, должен уметь использовать различные методы в своей практике.

Каждая наука и каждый учебный предмет школьной программы обладают своим языком. Географическая культура предполагает хорошее владение языком географии, который включает следующие составляющие: понятия и термины; факты, цифры и даты; географические названия и язык карты; географические представления или образы.

Педагог, планируя свою деятельность, делает выбор и четко отвечает себе на вопрос: каким ему видится ребенок - человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, обладающей высоким уровнем интеллектуальной и духовной культуры. Школьная география способствует формированию основных четырех компонентов географической культуры, их интеграции при условии использования инновационных технологий обучения.

Технология рефлексивного обучения способствует формированию географической культуры личности, она направлена на повышение эффективности познавательной деятельности, ее контроля и самоконтроля, т. е. сознательной регуляции человеком собственных действий, что в своё время приводит к саморазвитию - активному, последовательному, качественному изменению личности.

По мнению известного российского философа и методолога Г. П. Щедровицкого, ребенок, повторяющий деятельность, заданную в образе, сто раз вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет, не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности - способы решения задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт рефлексивного процесса.

Цель технологии рефлексивного обучения - активизация внутренних саморегулирующих механизмов развития личности за

счет рефлексии собственной деятельности. Основными задачами технологии рефлексивного обучения являются: 1) осознание учеником внутренней мотивации к учению, своих ближних и дальних целей; 2) осознание себя как субъектом учения, так и субъектом своей жизнедеятельности; 3) интеграция предметных знаний с рефлексивными в органическом единстве. В чем основная суть рефлексивного обучения? Научить ученика смотреть на себя со стороны. Как это сделать? Во-первых, в процессе обучения осуществлять обратную связь; во-вторых, с помощью специальных методик диагностики определять успех в деятельности ученика на каждом этапе усвоения базовых знаний и формирования УУД; в-третьих, учитывая эмоциональное состояние человека, определять уровень познавательного интереса учащегося; в-четвертых, учитывать развитие кругозора и новые собственные впечатления обучающихся.

Технология рефлексивного обучения предполагает осуществление педагогического сопровождения и педагогической поддержки. Педагогическое сопровождение характеризуется наличием системы заданий для самостоятельной работы разного уровня сложности; работой с новым содержанием учебного предмета; использованием информационных источников (дополнительная литература, интернет-ресурсы, ИКТ-технологии); системой контрольных ориентиров (задания типа «Проверь себя»); методическими указаниями для организации самостоятельной деятельности обучающихся. Педагогическая поддержка предполагает дозированное участие учителя в организации самостоятельной познавательной деятельности школьников и управление этой деятельностью, ориентируясь на конечный результат обучения школьников.

Перечислим некоторые приемы педагогической поддержки в технологии рефлексивного обучения: 1) учащимся предлагается алгоритм действия в виде типовых планов; закодированная схема новой учебной информации, которую они должны «раскодировать», опираясь на новый учебный материал; опорные схемы или логически опорные сигналы; 2) педагогическая поддержка осуществляется через предварительные консультации опережающего характера или консультации по ходу выполнения задания; 3) следующий прием - организация взаимодействия по ходу выполнения задания, это может быть парная, групповая, коллективная работа. Суть ее -распределение обязанностей, командная ответственность за ре-

зультат; 4) качественная оценка сопутствующих результатов выполнения самостоятельной работы, например: «Очень хорошо выполнена схема», «Грамотное применение географических терминов»; 5) возможность использования дополнительных источников в ходе выполнения задания.

В процессе реализации технологии рефлексивного обучения учителю важно научить школьников ориентироваться на «шаги рефлексии». Доктор психологических наук, профессор О. С. Ани-симов в своих работах определяет следующие пять шагов:

1-й шаг - «исследовательский» - умение отвечать на вопросы «Что и как я делал?»; 2-й шаг - «критический» - «Почему у меня не получилось?», «В чем я был не успешен?», «Что и почему я не знаю?»; 3-й шаг - «помощь» - «Что (кто) мне может помочь в решении этой проблемы?»; 4-й шаг - «прогноз» - «Что я должен сделать?»; 5-й шаг - «деятельность» - «Я выполняю эти действия, чтобы решить возникшую ситуацию». Таким образом, на исследовательском уровне ученик сам способен оценить свою деятельность, понять, что он сделал и как; на критическом - определить возможность перехода на новый уровень своей деятельности; на уровне определения помощи находить партнеров для сотрудничества; на уровне прогноза - найти способы достижения своей цели; а на уровне деятельности - выполнить действия осознанно и обдуманно в процессе самообразования и саморазвития.

Приемы работы технологии рефлексивного обучения помогают выстроить совместную деятельность учителя и ученика так, что поиск и творчество создают условия для развития участников образовательного процесса. Если в начале совместной деятельности ученик работает по аналогии с действиями, которые предлагает учитель, то на завершающем этапе он действует полностью самостоятельно.

Реализация технологии рефлексивного обучения дает возможность поэтапного формирования географической культуры школьников, поскольку технология предполагает использование проблемных (творческих) заданий для самостоятельной работы, выполнение которых носит комплексный характер, и рассчитана на длительный срок (теоретическая подготовка в классе, практическая работа в экспедиционных условиях, камеральная обработка экспедиционных материалов, оформление результатов и защита творческой работы). При выполнении и оформлении задания (географи-

ческого по своему содержанию) используется пять шагов, предложенных О. С. Анисимовым, таким образом, ученик действительно выполняет действия осознанно и обдуманно.

По результатам работы учитель может судить о достигнутом уровне географической культуры, поскольку анализ результатов деятельности ученика предполагает качественную оценку, которая состоит из четырех составляющих - широкий географический кругозор, умение читать карту, умение использовать географические методы исследования, грамотное владение хорошим географическим языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.